Выведывание (Выспрашивание). Как легко поддержать разговор и быть интересным собеседником? Как вытянуть информацию из человека

Ради счастья, ради нашего,
Если хочешь ты его,
Ни о чем меня не спрашивай,
Не расспрашивай, не выспрашивай,
Не выведывай ничего.

Свадьба в Малиновке

Выведывание (Выспрашивание) как качество личности – склонность строить общение на постоянных вопросах; допытываться, разузнавать что-либо, стараться узнать всю подноготную, докопаться до чего-то тайного, скрываемого от других.

Муж приезжает домой из командировки и начинает выведывать у жены: — Сергей Иваныч приходил? — Приходил. — Что вы с ним делали? — Чай пили. — А еще? — Музыку слушали. — А еще? — Целовались. — Куда целовались? — В губы. — А еще? — В шею. — А еще? — В грудь. — А еще? — В живот. — А еще? — В колени. — Ты не перескакивай!!!

Есть люди, общаясь с которыми, чувствуешь себя как на допросе в кабинете следователя. Искусно выстраивая нить разговора, они задают бесконечные вопросы так, что у собеседника просто не появляется возможность спросить что-то в ответ. Выведыватель всё время перехватывает инициативу и, внимательно выслушав заданный вопрос, тут же задаёт следующий. Цель его ясна – узнать всю подноготную.

— Не скажешь подлинной (правды), скажешь подноготную, — говорили палачи обвиняемому, если считали, что он продолжает отпираться. И тогда наступал черед следующей, еще более ужасной пытки. Несчастному загоняли под ногти пальцев рук и ног железные гвозди. Правда, выведанная при этом истязании, называлась «подноготной». Отсюда «узнать всю подноготную» значит: проникнуть в тайну, выведать всю правду.

Выведывание – образцовое активное слушание. Тщеславный, горделивый, эгоистичный человек может быть польщён градом вопросов. Его слушают, ложное эго разбухает от удовольствия. Можно дать волю языку, похвастать, побравадиться, рассказать всё о себе любимом. Словом, для эгоцентриста выведыватель – самый обаятельный и привлекательный собеседник, при котором волшебным образом растёт собственная важность и значимость.

Выведывание может осуществляться под влиянием трёх энергий: благости, страсти и невежества.

Благостное выведывание обслуживает пытливый разум. Человек, стремясь к знанию, сталкивается с сомнениями, неясностями. Для того и существует Учитель, чтобы ответить на возникшие вопросы. Чем больше ученик знает, тем более квалифицированные вопросы задаёт. Вопросы требуют определённой подготовленности, иначе они будут несуразными и глупыми. Нерадивый ученик или не задаёт вопросов вообще, или задаёт вопросы, по которым сразу становится ясно, что он «плавает» по данной теме, что он абсолютно не подготовлен. Словом, благостное выведывание можно только приветствовать, ибо оно является тропинкой к знанию, к Абсолютной Истине.

Страстное выведывание подчинено корысти. Человек в страсти выспрашивает собеседника не ради личностного роста и развития разума, он надеется получить полезную информацию, которую при случае можно использовать в своих корыстных целях. Выведыватель в страсти похож на магнитофон: он записывает в память всё, что слышит, надеясь при соответствующих обстоятельствах вытащить из подвалов памяти нужную ему информацию. Некоторые выведыватели делают процесс записи сознательно, некоторые в силу своих качеств личности. Например, коварный, вероломный человек, выспрашивая жертву, словно лист за листом вкладывает в папку компрометирующую информацию, как на самого собеседника, так и на тех, о ком он разболтал. Один чешет языком, второй собирает компромат.

Выведывание в страсти – довольно простой и главное законный способ допытаться и узнать то, о чём собеседник не хотел бы говорить. Никакого насилия, никакого грубого давления и при этом клиент всё рассказывает сам, как в кабинете у врача. Обычно ему даже в голову не приходит мысль, что его сознанием управляют, что им фактически манипулируют и опрашивают по интересующему вопросу.

Выведыватель в страсти хитёр, он всегда создаёт такие условия, при которых собеседник обязательно проболтается и скажет то, о чем в других ситуациях предпочитал бы молчать.

Выведывание в невежестве опирается на насилие. К примеру, криминальные элементы, зачастую, добиваются получения информации насильственным путём: избиениями, пытками, похищением женщин и детей, шантажом.

Журналист Александр Флоранский рассказывает, как происходит выведывание секретной информации. Существует множество приемов и техник выведывания секретных данных. Ниже описаны некоторые из них.

Напускное знание: манипулятор может упомянуть об общих знакомых из определенного круга: «По словам ребят из компьютерной сети, с которыми я работал…». Во время разговора лицо, намеревающееся получить инсайдерскую информацию, может назвать цифры в пределах от слишком высоких до низких, с той целью, чтобы получить более точные данные: «Я предполагаю, что тарифные ставки в обозримом будущем резко повысятся – в пределах от пяти до пятнадцати процентов». Ответ: «Вероятно, около семи долларов».

Может быть, вы расскажете кое-что поинтереснее? Рассказав интересную историю, манипулятор может предположить, что найдется человек, который попытается его превзойти. «Я слышал, что компания «М» разрабатывает продукт, способный произвести революцию в сфере…».

Приманка. Говоря о якобы конфиденциальных сведениях, манипулятор, в свою очередь, может рассчитывать, что и ему поведают конфиденциальную информацию. «Только между нами», «не для печати».

Критика. Критикуя человека или же организацию, в отношении которой у объекта манипуляции имеются определенные интересы, манипулятор может рассчитывать на то, что, защищаясь, объект выдаст больше о секретных сведений. «Каким образом вашей компании удалось заполучить этот контракт? Ведь каждому известно, что у компании «Б» имеются более квалифицированные инженеры для этого типа работ».

Преднамеренные ложные утверждения/Отрицание очевидных фактов. Сказав что-то не вполне соответствующее действительности, лицо пытающееся выведать важные детали, может рассчитывать, что собеседник его поправит и расскажет о том, как на самом деле как обстоят дела. «Все знают, что этот проект не имеет будущего, для DARPA это лишь мечта, которой не суждено воплотиться в реальности».

Напускное невежество. Притворившись несведущим в определенной теме, можно эксплуатировать страсть объекта манипуляции к повышению образовательного уровня других. «Я неофит, и мне пригодится любая сторонняя помощь». «Как работает эта штука?».

Лесть. Хваля личные качества объекта, манипулятор может выведать то, что ему нужно. «Я не сомневаюсь, что в разработке этого проекта вы играли роль первой скрипки».

Хороший слушатель. Метод использования в собственных целях склонности собеседника к хвастовству или жалобам. Терпеливо вслушиваясь в рассказ, манипулятор может сделать вид, будто бы понимает чувства (позитивные или же негативные) объекта. Если человек чувствует, что может кому-то довериться, тогда вероятность того, что тайный агент узнает больше ценных сведений, возрастает.

Наводящий вопрос. Тактика построения вопроса, ответом на который будет «да» или «нет», но в вопросе обязательно должно содержаться как минимум одно предположение. «Вы работали с комплексными системами тестирования до того, как ушли из компании «А»? (вместо: «Какими были ваши обязанности на прежней работе?»).

От общего к частному. В начале разговора речь идет лишь об общих предметах, затем манипулятор постепенно затрагивает темы, непосредственно его интересующие. Навскидку, беседа может начаться с обсуждения общеэкономической ситуации в стране, правительственных трат, затем сокращения оборонного бюджета, дальше – «А что произойдет с вашей программой «Х», если финансирование в прежнем объеме выделяться не будет?». Хороший манипулятор, задав такой вопрос, попытается вновь перейти к обсуждению макро-вопросов.

Общие интересы. Эта тактика предполагает, что наличие общих точек соприкосновения, интересов, хобби, взаимного опыта, будет использоваться для наращивания доверия, прежде чем манипулятор обратиться с просьбой, передать ему некоторые сведения. «Ваш брат служил в Ираке? Мой тоже. В каком городе был дислоцирован его батальон?».

Косвенный вопрос. Обсуждение предметов, в ходе которых могут выясниться дополнительные обстоятельства. Вопрос о продовольственном обслуживании рабочей группы может на самом деле являться попыткой выяснить, какой доступ служащие имеют к некоторым отделам структуры, в которой они работают.

Сомнение, напускной скептицизм. При использовании такой тактики выражается сомнение в надежде, что собеседник предоставит ценную информацию в свою защиту. «Весьма маловероятно, чтобы вы разработали эту технологию так быстро!», «Это хорошо в теории, но…».

Провокационные утверждения . Спровоцировать собеседника на прямой вопрос с целью создания подспорья для дальнейшей беседы. «Я не принял предложения о работе и теперь очень жалею». Овеет: «Почему?». Поскольку человек задает вопрос, кажущийся более или менее безобидным, дальнейший ход разговора будет протекать более непринужденно.

Анкетный опрос. Манипулятор формулирует ряд вопросов, определяя подходящую цель опроса, цель которого состоит лишь в том, чтобы получать утвердительные ответы. В современной риторике метод построения логической цепочки вопросов, согласно которому оппонент вынужден отвечать «да, да, да», известен как метод Сократа.

Интервью как уловка. Некто, представившийся агентом по найму рабочей силы, может позвонить вам и спросить о вашем опыте, квалификации и также недавних проектах.

Цель и аутсайдер. Тайный агент может спрашивать и об организации, в которой объект не работает. Иногда друзья, семья, представители дочерних компаний, либо конкурирующей фирмы могут владеть информацией, которая на первый взгляд не представляет стратегического интереса.

Услуга за услугу. Манипулятор может предоставить информацию, надеясь, что ему отплатят той же монетой. «Инфракрасные датчики нашей компании точны лишь на 80%, если их использовать на дальней дистанции. А как ваши разработки по этой части?».

Повторение ключевых фраз. Повторяя определенные положения, манипулятор может полагать, что оппонент расскажет больше, чем он уже поведал. «Радиус действия 3 тысячи метров, гм… интересно».

Противостояние попыткам выведать информацию.

Необходимо знать, какого рода информацию не следует обсуждать с посторонними и быть бдительным во время бесед с людьми, которые ищут такие сведения. Не обсуждайте информацию с людьми, не имеющими к ней непосредственного отношения, включая личные сведения, касательно вашей семьи, либо ваших коллег по работе. Вы можете вежливо отразить попытки выведать тайные сведения:

— Сказав, что они доступны в открытых источниках (сайты, пресс-релизы)
— Ответив на вопрос любым контрвопросом
— Спросив: «Чем вызван ваш интерес?»
— Ответив неопределенно
— Сказав, что не знаете ответа
— Сказав, что вы можете разъяснить конкретный вопрос в отделе службы безопасности
— Заявив, что не уполномочены обсуждать подобные вопросы
— Игнорируйте любой вопрос, или утверждение, которое, по вашему мнению, является неуместным и не относится к предмету разговора.

Петр Ковалев


В жизни мы порою контактируем с людьми, которых видим впервые. Если собеседник нам интересен, хочется о нем знать больше, хочется строить беседу таким образом, чтобы тоже интересовать его. Для бизнеса наличие информация – это деньги. И чем больше владеешь информацией, чем меньше неизвестности, легче прийти к цели.
Как же получить информацию от оппонента и об оппоненте?

Я предлагаю некоторые наблюдения, способы, которые люди чаще всего используют в бизнесе для раскрутки оппонента на информацию.
Не всегда эти способы честные, иногда это осознанная манипуляция, иногда неосознанная. Я сторонник ситуации «выигрыш – выигрыш».
Но, согласитесь, лучше знать способы, чтобы быть вооруженным и не выдавать какую-то секретную информацию, когда кто-то их использует.
Либо понимать, каким оружием сам владеешь, и применять его по назначению и в нужных ситуациях.

Данная статья для тех, кто хочет узнать, как, какими способами люди влияют друг на друга, чтобы получить желанную информацию.

Способы раскрутки на информацию

1. Выдавать вариант возможного действия, решения оппонента за действительное

с применением утвердительных словосочетаний «Я знаю », «Вы наверняка … (делаете так-то, такой-то человек, чувствуйте то-то…)»
И внимательно фиксировать реакцию оппонента.

Чем более неверный вариант, особенно предположение о чувствах собеседника (разговор о чувствах неосознанно отключает частично или полностью логику), тем более откровенная его реакция.

Иногда приводят несколько вариантов решений от имени собеседника, хотя он их не озвучивал. Информацию получают, сравнивая реакции на обе ситуации.
Перечислять проблемы, которые скорее всего есть. «Наверняка…» И спросить оппонента, что и списка интересно, а что не имеет значения? Задать альтернативный вопрос: или это или это интересно?
Даже если человек не угадал – оппонент чаще раскрывается, когда ему приписывают не то, что есть.
Говорить, что является причинами отказа. Но при этом сделать вызов: «Если я скажу, что к нам это все не относится и докажу, Вы подпишите?»

2. Заводить с собеседником тему, которая опосредовано связана с интересующей темой.

Переход с безопасной близкой темы на нужную легче сделать, и часто информацию можно получить, слушая убеждения оппонента.

Например, кто-то хочет узнать о проблеме человека, начинает разговор о том, что ее вызывает .
Хотят узнать заболевания человека? Начинают говорить о еде, о курении, о стрессе…
Хотят знать о ценах конкурента? Начинают разговор о дороговизне поставок, о рынке труда…
Начать разговор о конкурентах. О их клиентах, о их ценах… Об отличиях и преимуществах оппонента с ними. О рыночной ситуации на данном сегменте.
Иногда описывают подобную ситуацию, которая якобы или в действительности произошла у него с конкурентом оппонента.
Затрагивать в разговоре тему персонала.
Она всегда актуальна для руководителя, как и продажи. Начать говорить о новинках в этих вопросах. Часто оппонент сам начинает говорить о планах.
Разговор о мечтах, рисование желаемого образа. Часто руководители легко говорят о планах, которые в мечтах, т.е. идеальных, а не реальных. Но если внимательно слушать и побуждать разговору, человек сам переходит на реальные планы и возможности.

3. Находить общее с собеседником.

«Я знаю, что…» «Я тоже имел подобный опыт…» «Я сталкивался с…» «Я из этой же области, поэтому знаю, какие проблемы бывают…» «Я разговаривал со всеми подобными Вам, и они имеют…»
Понятно, что переживания сближают, дают больше понимание и доверия. А информацию дают тем, кто безопасен и кому доверяют.
Ссылка на авторитет.
Порою легче делать то, что кто-то уже делал до Вас. И если это был авторитет…

4. Вводить собеседника в эмоциональное состояние.

Это можно сделать через эмоциональную тему или тему «другого уровня» общения.
Эмоциональная тема – тема, которая «переносит», «переключает» человека в сферу «эмоций». Причем как приятных, так и неприятных. Если довести оппонента до крика, и начать задавать нужные вопросы, он может ответить, т. к. контроль над логикой резко снижен.
Эмоциональные темы – это темы, которые могут волновать Вашего собеседника. Деньги, престиж, его статус, езда на дорогах и марки машин, экстремальные виды спорта, отношения (в том числе с персоналом, конкурентами)…
Вызвать на обсуждение спорной темы в области оппонента, где нет правых 50% на 50%.
Можно в виде запроса у оппонента совета. «Вы опытный человек, хотел узнать мнение специалиста по такому спорному вопросу…»

Теперь расскажу про использование разных уровней общения для получения информации в бизнесе .
Есть одна система, которая выделяет 3 уровня общения: деловой, дружеский и сексуальный.
Каждый уровень общения подразумевает свое определенное поведение, свой лексикон слов, свои темы, свои жесты, разрешенные позы, даже свое дыхание…
Деловой уровень предполагает разговор о фактах, дружеский – о чувствах, сексуальный – об ощущениях.
Чтобы ввести оппонента в транс, или на время снять контроль над основной темой, достаточно использовать в основе разговора один уровень, а какой-то элемент вставить из другого уровня.
Например, мужчины могут говорить о серьезных вещах, используя лексикон уровня сексуального или дружеского.
Даже фразы подчиненной женщине при заключении серьезного договора «Я хочу тебя» или при заключении договора поставок «Я люблю большие размеры» могут неосознанно переключать оппонента на другой уровень, который уже предполагает другое отношение. И не важно, согласен ли оппонент перейти на другой уровень, важно, что он переключился и появившиеся мысли сбили его с основной темы, а при потере контроля люди могут выдавать информацию.

5. Делать оригинальные и в тему комплименты.

Признать преимущества оппонента. «Я знаю, что Вы имеете и без меня решение. Но все мои клиенты тоже имели решение. И отказывались, т.к. …Но их интересовало…Вам интересно для развития …?»
Этот метод действует по правилу – дай собеседнику возможность выиграть, признав достоинства, и он будет готов и Вам дать.

6. Зафиксировать отрицательную, или непонятную для Вас реакцию оппонента

(молчание человека, его «сопротивление»), пусть на уровне «Ваших ощущений», и описать эту реакцию вслух собеседнику.
Например, «Я вижу, что Вы молчите. Вам неинтересно? Что же важно Вам?» «Я вижу, что Вы не хотите разговаривать. Что мне сделать по-другому?»

При озвучивании собственных чувств или угадывании чувств другого происходит интересный факт – «разделение ответственности» за возникновение этих чувств.
Чтобы проверить это, попробуйте сказать вслух «сильно болит голова» или «душно в комнате», и окружающие скорее всего начнут предлагать решения Вашей проблемы или вдруг начнут злиться, т.к. появление чувства вины, что не могут помочь может вызвать и такую реакцию. 🙂

7. Вызвать любопытство, интерес через обещание или раскрытие собственной тайны.

Например «У меня есть несколько вариантов решения, несколько предложений, но я не знаю, какое Вас заинтересует? Чтобы Вы не теряли время, я хочу узнать ответ на один вопрос, после этого я расскажу именно то, что интересно Вам…»
Любопытство действует на уровне инстинктов, сложно отказаться от нахождения ответа. И когда человек открывает тайны, он будто сдает оружие, становится более безопасным. А когда бояться нечего, люди расслабляются больше и меньше контроля и напряжения в отношениях.
Не обязательно выдавать тайны, раскрытие которых может принести неприятности Вам или кому-либо, есть просто некие откровения или новая информация для оппонента.

8. Сыграть роль клиента. Задать вопросы, как если бы Вы были клиентом оппонента, который собирается приобрести его товар, услугу.

Продать товар все хотят и охотно говорят на эту тему.
Вопросы лучше строить на основе возможных проблем с данным товаром или услугой.
«А это в сроки делается?» «А как качество Вашего товара проверить?» «А если будет…?»

9. Узнать критерии в понимании оппонента «хороший клиент», Его выгоду

т. е. «Что важно Вам в этом продукте? (в данном вопросе?»). «Я могу долго рассказывать, чем могу быть полезен, но для экономии времени, хочу услышать ответ на один вопрос»
Это самый честный и эффективный способ!!!

P.S. Для желающих получить описание дополнительных наблюдений «игр» в бизнес среде, просьба написать мне .

С уважением, Гордеева Екатерина, коуч-бизнес-консультант

Дарина Катаева

Бывало ли у вас такое ощущение, что разговор зашел в тупик? Вам неуютно в незнакомой компании? Кажется, что минута молчания превращается в бездонную пропасть между вами? Тогда вам непременно стоит узнать секреты общения и поддержания разговора на любую тему! Избегая распространенные ошибки и применяя полезные рекомендации, вы и интересным для окружающих вас людей!

Внимательно слушайте.

Любой собеседник становится лучшим, если внимательно слушает! Кажется, что в этом нет ничего сложного или особенного. Однако вам стоит поразмышлять, как видно, что вы хороший слушатель? Когда мы смотрим или говорим, это видно по нашему внешнему виду, однако то, как мы слушаем совершенно не отражается на нашем облике. Именно поэтому важно умело слушать и делать это так, чтобы собеседник замечал по вашему взгляду, повадкам, ответным словам и вопросам, что вам действительно интересно то, что он говорит.

Однако важно слушать и по другой причине. Из слов вашего собеседника можно понять ход мыслей другого человека. Этот процесс называется техникой получения свободной информации. Люди ее выдают совершенно неосознанно.

— Привет! Классный загар!

— Спасибо, это я на выходных в поход ходила.

— Ничего себе, я никогда не была в походе… А куда вы ходили?

Как видно, очень просто, но после получения свободной информации можно легко изменить тему и направить ее в нужное русло. И хотя вторая тема может исчерпать себя, у вас всегда будет возможность вернуться к первому вопросу, который был поднят.

Учитесь извлекать полезную информацию из слов собеседника, и тогда вам будет легче поддержать разговор!

Анализируйте собеседника.

Люди любят говорить о том, что лично им нравится. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы выяснить, о чем другой человек сам бы хотел поговорить. Это позволит ему раскрыться и начать активно обсуждать интересную ему тему.

Чтобы определить, что нравится собеседнику, узнайте:

Где он работает?
Что он считает ?
Что вы знаете о его семье и друзьях?
Как этот человек любит отдыхать?
Какие у него планы на будущее?

Учитывая эти важные грани жизни собеседника, вы сможете легко управлять ходом разговора, при этом общение будет доставлять истинное удовольствие обеим сторонам.

Избегайте вопросов с ответом «Да или «Нет».

Это прямые вопросы, которые часто вызывают и прямой ответ. Однако было бы мудро спросить то, что вызвало бы человека на разговор. При этом чтобы он высказался или рассказал о собственной точке зрения. В некоторых случая такие вопросы даже стоит продумывать, если с каким-то человеком вам сложно общаться, однако это необходимо.

Не забывайте о мировых событиях.

Если темы для разговора исчерпали себя, и вам уже не о чем говорить с собеседником, то поднимайте тему, которая интересна всем людям. Читайте или смотрите новости, следите за тем, что происходит во всем мире, и тогда ваш разговор будет увлекательным и без никаких конфузных ситуаций.

Оставляйте «мостики».

Для поддержания разговора важно использовать мостики. Эта техника подразумевает использование вопросов, вытекающих из предыдущего высказывания собеседника. Хорошо подходит использование таких слов: «Например?», «То есть…», «А ты как считаешь?», «Что вы хотите этим сказать?», «Простите?». При этом акцент стоит делать на последнем слове. Примечательно, что такая техника наиболее эффективной показывает себя при разговоре с необщительным человеком, который дает краткие и односложные ответы на вопросы. Согласитесь, что на вопрос «Что ты хочешь этим сказать?», трудно ответить односложно!

Если вы в речи используете «мостики», то после них не забывайте делать паузу. Так собеседник поймет, что его очередь говорить.

Не забывайте о языке жестов.

Знаете ли вы исследование Альберта Маграбяна? Он считал, что люди воспринимают лишь 7% от того, что мы говорим, и 55% от того, как мы это делаем. Это заключение указывает, какое сильное влияние есть у . Поэтому ваша задача в поддержании разговора следить за своей манерой и повадками. Важно не скрещивать руки, чтобы не казаться другому человеку замкнутым, надменным или высокомерным. Расслабьтесь! Все тело должно указывать, что вы чувствуете себя спокойно, вы не напряжены и ничуть не переживаете! Периодически стоит даже делать кивки головой, что указывает на вашу внимательность и заинтересованность в мыслях другого.

Обязательно смотрите в глаза собеседнику, ведь это указывает, что вы внимательны, и вам интересна тему, которую он оживленно обсуждает.

Не бойтесь пауз.

Паузы в разговоре, особенно с новым человеком, это естественное явление. Если случайно что-то пошло не так, не переживайте и не сковывайтесь! Напротив, будьте уверены в себе и в том, что вы говорите! Эта уверенность передавается и на других людей, которым даже захочется ближе вас узнать.

Если возникло недоразумение, или вы сказали что-то лишнее, улыбнитесь и продолжайте беседу как ни в чем не бывало. В некоторых случаях стоит у собеседника, если фразой вы могли его обидеть.

Не забывайте об ободрительных словах.

Если собеседник что-то с большим увлечением вам рассказывает, не забывайте и о словах, которые еще в большей степени бы его простимулировали. Хорошо действуют такие выражения: «Я тебя так понимаю», «Продолжайте», «Правда?». Это слова-связки, с помощью которых можно отлично поддержать разговор, не прикладывая при этом особых усилий.

Хорошо познакомившись с собеседником, вам будет гораздо легче поддерживать разговор. Самое главное – не думайте о себе и о своих интересах, заботьтесь о том, что могло бы впечатлить и понравиться другому человеку!

Топ-5 ошибок в разговоре

Профессиональная лексика.

Подумайте, насколько интересно беседовать с тем человеком, который все время «умничает» и использует непонятные слова! Хотелось бы вам в таком случае продолжать или поддерживать разговор? Такое поведение часто расценивается как хвастовство, что сразу же отталкивает от продолжения разговора.

Спор и критика.

Никто не любит, когда его критикуют! Поэтому вам стоит это помнить при ведении разговора. Но как быть, если вы с чем-то не согласны? Учитывайте ситуацию и помните, что высказать мнение и настаивать на своем – это разные вещи!

Повторения.

Людям не нравится слышать одни и те же истории по нескольку раз, поэтому вам не стоит говорить одно и то же. Не повторяйте истории, которые уже знакомы другим, ведь это только раздражает!

Неуместные рукопожатия или объятия.

Помните, далеко не всем нравится обниматься с незнакомыми им людьми! Если вы открыты и общительны, то иногда стоит себя сдержать от проявления такого рода эмоций! Только когда вы узнаете человека, вы можете таким образом привлекать внимание другого.

Избегайте перечисленных ошибок и применяйте полезные советы по поддержанию разговора, и тогда другие люди будут считать вас отличным собеседником!

24 января 2014, 11:13

Поддерживать разговор порой бывает достаточно трудно. К счастью, существуют простые приемы, которые можно использовать, чтобы сохранить у собеседника интерес к общению и продолжению разговора. Продемонстрируйте собственную заинтересованность в разговоре, задавая собеседнику правильные вопросы и выслушивая его ответы. При этом постарайтесь задать разговору такой ритм, который позволит вам добиться обоюдного взаимопонимания с другим человеком. Также не забывайте прибегать к открытому языку тела, чтобы собеседник чувствовал себя комфортно во время общения с вами.

Шаги

Демонстрация заинтересованности

    Выбирайте такие темы для разговоры, которые, как вы знаете, интересуют вашего собеседника. В целом, люди любят говорить о себе и о своих интересах. Поэтому поддержать разговор можно обсуждением тех тем, которые нравятся вашему собеседнику.

    • Задайте человеку вопросы об учебе или работе, его увлечениях или хобби, о семье и друзьях или о прошлом (спросите, откуда приехал этот человек или какова история его семьи).
    • Также можно использовать некоторые контекстные подсказки из прошлых частей разговора, чтобы понять, стоит ли закончить обсуждение какой-то темы или можно ее продолжить. Например, если ранее человек обмолвился, что увлекался верховой ездой, можно попробовать расспросить его об этом или о жокеях, или о том, каково это садиться на лошадь в первый раз в жизни.
  1. Задавайте собеседнику открытые вопросы. Вопросы, которые требуют односложных ответов “да” или “нет”, способны остановить разговор, тогда как другие варианты вопросов откроют перед вами больше возможностей. Старайтесь задавать открытые вопросы, которые дают возможность собеседнику отвечать на них настолько развернуто, насколько он захочет.

    • С другой стороны, открытые вопросы более требовательны к тому, кому приходится отвечать. Например, не стоит задавать собеседнику вопрос такого вида: "Итак, ты целый год учился за границе в 2006-м, правильно?" Вместо этого попробуйте спросить его: "И каково учиться за границей?" Второй вариант вопроса дает собеседнику больше пространства для того, чтобы дать развернутый ответ.
    • Если вы случайно задали вопрос, требующий ответа "да" или "нет", исправьтесь фразой следующего типа: "Пожалуйста, расскажите об этом подробнее".
  2. Внимательно слушайте то, что вам говорят. Когда дело касается разговора, умение слушать столь же важно, как и умение говорить. Если вы умеете активно слушать , у вас появляется возможность понять точку зрения собеседника. Прежде чем что-либо говорить, дождитесь, когда человек полностью выскажется. Затем сами подытожьте все сказанное, чтобы показать собеседнику, что вы его внимательно слушали. Для этого можно воспользоваться фразой: “Похоже, что…”

    • Если вам будет что-то не понятно, задайте собеседнику уточняющий вопрос, например, следующего типа: “Вы имеете в виду, что…?”
    • Будучи хорошим слушателем, можно поднимать в разговоре любые темы, затронутые ранее лишь вскользь, чтобы продолжить дальнейшее общение. Например, можно сказать: "Чуть раньше вы обмолвились, что..."
  3. Поддерживайте желание собеседника говорить. Человек, который лучше всего умеет слушать, не просто сидит и неотрывно смотрит на своего собеседника во время разговора. Не прерывая собеседника, он демонстрирует свою заинтересованность в том, чтобы услышать продолжение. В этом ему обычно помогают небольшие междометия, как “Ах!” или “О?”. Также воодушевить собеседника на продолжение своего рассказа могут побудительные фразы, наподобие следующей: “И что же было дальше?”

    • Побуждением к продолжению рассказа могут быть кивки и отражение на лице тех же эмоций, что и у собеседника, например, удивления или грусти.

    Поддержание хорошего ритма разговора

    1. Не фильтруйте то, что собираетесь сказать. Одна из причин, по которой многие разговоры получаются короткими – это то, что оба собеседника задумываются над тем, что им следует и не следует говорить. Когда старая тема разговора исчерпала себя, вы не в состоянии сразу же понять, насколько уместно и впечатляюще будет озвучить то, что пришло вам в голову. В такой ситуации следует придерживаться стратегии выкладывать собеседнику все, что придет на ум, без какого-либо анализа.

      • Например, в разговоре возникла неловкая пауза, а сами вы думаете о том, как же вам неудобно в этих туфлях на каблуках. Конечно, если вы выпалите: “Черт побери, эти каблуки меня просто убивают!” – собеседнику это может показаться странным. Но столь честная фраза может привести к разговору о феминистской позиции не носить туфли на шпильках или к обсуждению смешного случая, когда кто-то упал из-за нелепо высоких шпилек.
    2. Научитесь признавать неловкие моменты. Даже самые удачные разговоры порой наталкиваются на препятствия, угрожающие все испортить. В таком случае самым эффективным решением проблемы является ее признание и продолжение дальше. Если вы попытаетесь притвориться, что ничего не произошло, это может оттолкнуть вашего собеседника.

      • Например, если вы оговорились или сказали что-то обидное, немедленно извинитесь, чтобы вернуться к начатому. Не ведите себя так, как будто бы ничего не произошло.
    3. Заставьте собеседника смеяться. Юмор – отличный способ поддержать разговор. Он также позволяет укрепить связь с собеседником. Люди более склонны смеяться вместе со своими друзьями, поэтому, если вы заставите собеседника смеяться, то станете к нему ближе.

      • Чтобы вызвать у кого-либо смех, не обязательно осыпать собеседника шутками. Своевременный сарказм и острое слово способны столь же эффективно выполнить эту работу. Например, вы уже несколько раз упоминали в разговоре о своем увлечении аниме. После третьего раза можно сказать: "Кажется, мне пора перестать упоминать про аниме, пока ты не решила, что я на этом помешан… Хотя, да. Я помешан на аниме. Я даже ношу с собой костюм моего любимого персонажа… Просто шучу!"
    4. Углубляйтесь в тему разговора дополнительными вопросами. После соблюдения всех изначальных формальностей разговор можно перенести на более глубокий уровень. Думайте о разговоре, словно о еде: сначала вы съедаете закуску, потом переходите к основному блюду, а затем к десерту. Как только вы с собеседником уже обсудите парочку поверхностных тем, можно будет пойти дальше.

      • Например, вы могли спросить собеседника: “И чем вы зарабатываете на жизнь?” Через некоторое время можно будет пойти глубже и задать вопрос: “Почему вы выбрали именно эту карьеру?” Обычно вопросы с “почему” помогают узнать больше информации о том, что уже было озвучено.
      • Начиная задавать более личные вопросы, внимательно следите за внешними подсказками о том, насколько комфортно чувствует себя ваш собеседник. Если он начинает испытывать дискомфорт, отступите и перейдите к менее личным вопросам.
    5. Не бойтесь молчания. Молчание также полезно в общении, поэтому его не стоит бояться как огня. Оно помогает перехватить дыхание и собраться с мыслями. Также оно может служить сигналом о необходимости сменить тему, если обсуждение стало слишком скучным или, наоборот, напряженным.

      • Несколько секунд молчания совершенно нормальны. Не пытайтесь сразу же кидаться их заполнять.
      • Однако, если молчание затягивается, перейдите к новой теме, воспользовавшись фразой: “Мне интересно побольше узнать о том, о чем вы упомянули ранее...”

    Применение подобающего языка тела

    1. Демонстрируйте расслабленный язык тела. Правильный язык тела – основной помощник в обеспечении комфорта и открытости собеседника при разговоре с вами. Если вы будете сидеть перед собеседником строго прямо на своем стуле, то ему может быть достаточно неловко от этого. Чтобы продемонстрировать свой собственный уровень комфорта, слегка улыбнитесь и немного откиньтесь назад в своем стуле, чтобы обеспечить себе менее напряженную позу. Либо расслабленно обопритесь на стену или колонну, если вы стоите.

      • Еще один способ показать свою раскованность – это расслабить плечи. Опустите их вниз и отведите назад, если до этого они были напряжены.
    2. Обращайтесь лицом к собеседнику. Хороший разговор подразумевает установление связи между вами и собеседником. Эта связь будет недоступна, если вы отвернетесь от собеседника. Кроме того, даже если вы отвернете от собеседника только ноги или тело, то этим покажете ему свое стремление уйти. Вместо этого повернитесь к собеседнику всем телом.

      • Чтобы показать особый интерес к определенным моментам разговора, склоняйтесь вперед по направлению к собеседнику.
    3. Поддерживайте зрительный контакт. Регулярный зрительный контакт очень важен для продолжения разговора. Установить зрительный контакт необходимо незамедлительно в самом начале разговора. Затем его следует поддерживать регулярными взглядами длительностью примерно по 4–5 секунд. Периодически смотреть в сторону тоже нормально! Уделяйте по несколько секунд на изучение окружающей обстановки, прежде чем снова восстанавливать зрительный контакт с собеседником.

Описание методов получения информации путем выведывания детально сделан Чуфаровським Ю.В. в книге "Психология оперативно-розыскной деятельности".

Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы побудить человека к неосознанной выдачи информации в вербальной или невербальной форме сотруднику правоохранительного органа.

Итак, выведывания информации - это процесс побуждение носителя информации к невольным (неосознаваемых) высказываний или действий, которые имеют значение для правоохранительной деятельности. Выведывания реализуется в процессе непосредственного общения между участниками правоохранительной деятельности.

Приемы и способы условно делят на две основные группы, в зависимости от вида реагирования:

Вербальные реакции - побуждение субъекта к речевой репродукции (словесно-репродуктивный способ);

Невербальные реакции - побуждение субъекта к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям (моторно-репродуктивный способ).

Внутри названных способов можно назвать несколько подгрупп конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой информации путем выведывания.

Словесно-репродуктивный способ выведывания информации

Группа ассоциативных приемов основывается на механизме ассоциативной памяти. Ассоциация - это связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет появление другого. Эго-приемы связаны с естественной потребностью защитить свое "Я", свою Я-концепцию, самооценку, самоутвердиться, почувствовать самоуважение, компетентность. Стрессовые приемы адресованные к эмоциональной сферы личности и основаны на естественной потребности человека искать "жилетку" и социальную поддержку в острых ситуациях.

Ассоциативные приемы

Демонстрация конкретного предмета (наглядно-предметное регулирование). Прием демонстрации предмета ориентирован на актуализацию в сознании образов, которые актуализируют в памяти информацию, имеющую значение для правоохранительной деятельности. Конкретными предметами, которые побуждают человека к непроизвольным высказываниям, могут быть личные вещи человека (одежда, предметы туалета, книги и т. п.); предметы, принадлежащие близким связям этого лица, иные предметы, доступные для восприятия; экспонаты выставок и музеев, лозунги и плакаты, объявления и тому подобное. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат. С одной стороны, просмотра фотографий, например, воспроизводит в памяти человека образы прошлого, что хранятся там, а с другой стороны - побуждает к соответствующим конкретных высказываний.

Использование смежной темы разговора (тематического регулирования). Этот прием дает возможность вести целенаправленную беседу и получать информацию без постановки вопросов, путем использования смежной темы. Такая тема оживляет в памяти человека образы из области "запретной" информации по принципу ассоциации. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью, в том числе, различных нейтральных вопросов.

Смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему вивідуванню, потому что в этом случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса. Она также не должна быть и слишком отдалена от основного вопроса, выясняется, потому что это вызывает в памяти массу других образов и может не содержать полезной информации.

Итак, использование смежной темы разговора для получения информации заключается в том, чтобы оживить былые воспоминания, которые хранятся в памяти человека, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить к непреднамеренной и неосознаваемой выдачи соответствующей словесной информации.

Эго-приемы

Использование чувства личной значимости. В целенаправленных беседах может использоваться:

Стремление человека любой защитить собственную точку зрения;

Повысить личную значимость в глазах окружающих.

Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство личной значимости. Обратившись к этому чувство, можно добиться того, что человек, защищая свой престиж, свое "Я", выскажется относительно вопроса, который интересует правоохранительные органы.

При этом стоит учитывать сформированные с человеком отношения. В специфических разновидностей этого приема является: обращение к эгоцентризму и проявление равнодушия.

Обращение к эгоцентрических потребностей. Этот прием предполагает похвалу, лесть, умышленно выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению самого собеседника. Прием особенно эффективен при общении с марнолюбними и честолюбивыми лицами. Обращение к эгоцентризма позволяет установить с такими людьми более тесные отношения и способствует проявлению информационной искренности с их стороны.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание:

Обсудить сведения, которыми он владеет;

Затронуть в разговоре известную лишь ему новость, которой он придает большое значение.

Проявление безразличия к важной информации задевает самолюбие собеседника и тем самым стимулирует к высказыванию дополнительных данных, подтверждающих значимость информации.

Стресс-приемы

Под стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека снижается контроль за своим поведением и высказываниями.

Ввести в определенное эмоциональное состояние можно следующим образом: задать неожиданный вопрос; сделать неточное или ошибочное заявление; сообщить "важные" сведения; показать свою осведомленность в чем-то.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно: 1) привести лицо в раздражение; 2) уличить ее в чем-то, например в неискренности. В первом случае человек может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им понимаются.

Неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора. Оно должно касаться интимных проблем или секретов. Содержание вопрос не должен быть двусмысленным.

Неточная или ошибочная заявление. Если мы намеренно делаем ложную заявление или неверно высказываемся по какому-либо вопросу, у собеседника может возникнуть желание возразить, поправить, уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными лицами, "знатоками", которых раздражает искажение фактов.

Основное правило применения приема: заявление должно быть в основном искренней. Искаженной может быть лишь какая-нибудь несущественная деталь этой информации.

Сообщение важных сведений. Использования сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить полезную информацию.

При подборе "важных" сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические свойства.

Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали информации и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование известными деталями информации, подлежащих выяснению, может создать впечатление полной осведомленности собеседника и побудить его к откровенности.

Моторно-репродуктивный способ выведывания

К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродуктивный способ получения информации, относятся два приема: предметно-наглядный и создания острых ситуаций.

Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью. На побудительные воздействия предметов, которые демонстрируются, человек реагирует экспрессивными или физическими действиями. Она достаточно хорошо осознает значение предметов, но его выразительные движения осуществляется бессознательно. И именно эти непроизвольные реакции содержат полезную для правоохранителей информацию о возможной причастности лица к фактам, которые исследуются.

Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как природные, так и искусственно созданные.

Люди реагируют на кратковременные, неожиданные или психологически острые ситуации соответствующими экспрессивными и физическими действиями. Сами ситуации осознавались ими хорошо, но моторные компоненты, выразительные движения, отражающие определенные психические состояния, являются неосознанными, и именно они несут в себе полезную информацию.

Для того, чтобы этот прием сработал, создаваемые ситуации должны иметь для объекта личностную значимость.

Экспрессивные и физические действия лица, "привязаны" к конкретным жизненным ситуациям и их последовательное сопоставление позволяет раскрыть действительный смысл выразительных движений. Более того, данные движения являются неосознанными, поэтому степень достоверности віддзеркалюваних в них состояний субъекта и его намерений является достаточно высокой.

Таким образом, использование психологических способов и приемов выведывания информации имеет очень большое значение. Они успешно могут использоваться как в процессе выявления преступной деятельности лица или группы лиц, так и в ходе ее предупреждения и пресечения, а также при проведении предварительного расследования (следственных действий).

Информация, полученная с помощью выведывания носит в основном ориентирующий характер и должна проверяться. Получение информации с помощью выведывания способствует повышению оперативности действий сотрудников, и придает им предупредительного характера.

Что еще почитать