Загадки для детей по экологии. Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением английского языка» г. Новый Уренгой ЯНАО

«Экологические загадки»

Шевченко Татьяна Валериевна

Учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

2016 год

Материал адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.

Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.

Роли: участники творческих групп, организатор.

Оборудование и атрибуты: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.

Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе (ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее).

Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном использовании Банка вопросов на уроках окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся.

Задачи педагога:

    Создать ситуацию успеха в детском коллективе.

    Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика.

    Применять современные методы и приёмы обучения.

Задачи ученика:

    Думать критически.

    Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других.

    Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

«В природе не существует полезных

и вредных птиц, полезных и вредных насекомых.

Там все служит друг другу и взаимно приспособлено».

Г.Морозов

1) Как называется наука, которая изучает животных? (Зоология )

2) Соберите слово. Животный мир природы А У Ф А Н (ФАУНА )

3) Заполните таблицу.

Разнообразие животных

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Как пере-двигаются

Ответ:

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Голая кожа

Перья, клюв

6 ног, 3 части тела

Кормят детенышей молоком

Как пере-двигаются

Плавают, прыгают

Летают, ползают

Бегают, плавают, летают

4) Ответьте на вопросы. Расскажите о значении животных для человека.

    Назови продукты питания животного происхождения. От каких животных получают эти продукты?

    Каких животных использует для выполнения различных работ?

    Из шерсти каких животных изготавливают ткани?

    Какие животные дают ценные лекарства?

    Какие животные помогают делать научные открытия?

    Какие животные нужны человеку для общения?

5) О каких животных или явлениях в их жизни идет речь?

Впишите правильные ответы в правую колонку. Воспользуйтесь словами подсказками.

Слова-подсказки:

сотрудничество, спячка, пение, обучение, речь, насекомые, травоядные, ночные, млекопитающие, хищники

Животные, охотящиеся и поедающие других животных

Животные, вскармливающие своих детенышей молоком

Животные, выходящие из своих убежищ по ночам

Животные, питающиеся растениями

Самая многочисленная группа животных

Способ общения, которым владеет только человек

Передача взрослыми животными своего опыта и знаний потомству

Способ, которым некоторые птицы весной сообщают о том, что территория уже занята

Состояние, подобное сну, в которое некоторые животные впадают зимой (а некоторые пустынные виды летом)

Отношения между различными животными, которые приносят им взаимную выгоду

6) Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза )

7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Ответ. Многие насекомые. Например: бабочка. Стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка.

8)Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопадники».

9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

Ответ . На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.

10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

11) Что из перечисленного наносит вред животным? Подчеркните ответ.

Заповедники, загрязнения вод, почвы, воздуха, подкормка птиц, неумеренная охота. Осушение болот, уничтожение растений, высоковольтные линии связи, факелы из газа при добыче нефти, автомобильные дороги, истребление животных, вырубка лесов.

12) Вы уже знаете, что существуют лекарственные растения. А известно ли вам, что есть и лекарственные животные?

    Какой животный жир спасает зимой кожу от обморожения?

    Какие лекарства даёт человеку пчела?

    Почти все дети считают рыбий жир очень невкусным, но врачи утверждают, что он очень полезен. Почему?

    От приступов радикулита помогает лечебная одежда. Из шерсти каких животных её изготавливают?

Ответ . Гусиный, барсучий жир.

Мед, пыльца, прополис, маточное молочко

Рыбий жиру содержит витамин Д. Он важен для правильного развития костей и зубов младенцев.

Из шерсти собак.

13 )Напишите названия животных, которые имеют указанные приспособления к жизни в лесу.

Приспособления

Названия животных

С наступлением холодов впадают в оцепенение

Зимний сон

Зимняя спячка

Миграция и кочёвка из-за недостатка корма

Селятся в дуплах старых деревьев

Хорошо лазают по деревьям

Могут передвигаться под снегом

К зиме меняют окраску

Запасают корм на зиму

Ответ . Цепенеют: ящерицы, змеи, черепахи, насекомые. Сон: медведь, барсук, бурундук. Спячка: еж, сурок, летучие мыши. Меняют окраску: зайцы, белки, горностаи. Делают запас: белки, бурундуки, мыши. Миграция: снегири, свиристели, сойки. Лазают по деревьям: белки, рыси, соболь. Передвигаются под снегом мыши, куропатки, рябчики, тетерева, глухари. Селятся в дуплах: совы, филины, белки.

14) Многие животные организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчёлки и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Продолжи это стихотворение другими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и природы, например…

15) Ответьте на вопросы.

    Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Докажи свое мнение.

    Белка живёт на дереве, а крот под землей. Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Смогли бы они это сделать?

    При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

(Дупла в стволах деревьев служат «домом» для пчёл, дятлов, сов)

16) Чтобы птицам выжить зимой, им необходимо забота человека. Помогите птицам. Заполните таблицу.

Название птиц

Чем питаются в природе

Какой корм вы положили бы в кормушку?

3. Чечётка

5.Снегирь

6.Поползень

Ответ. В природе:

Синица, чечетка – почками деревьев, кустарников. Дятел, поползень - личинками насекомых, семенами сосны, ели. Снегирь – плодами рябины. Клест - семенами ели.

Чем можно подкормить:

Синицу – салом. Синицу, дятла, поползня, клеста – семенами растений. Снегиря – семенами растений, сушеными плодами рябины.

17) Приведите примеры одомашнивания животных разных видов групп.

Ответ.

Млекопитающие:корова, коза, лошадь, собака, кошка, верблюд, осел, мул, вол.

Птицы: утки, гуси, куры, цесарки, индюки.

Насекомые: пчела.

Рыбы: зеркальный карп.

18)Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные и отметьте «лишнее» животное в группе.

ЛИСИЦА БАБОЧКА СИНИЦА ОКУНЬ

КОШКА КУЗНЕЧИК ВОРОБЕЙ КАРАСЬ

ЗАЯЦ ПАУК СОЛОВЕЙ ЩУКА

ВОЛК МУРАВЕЙ ЖАБА ЗМЕЯ

_________ ___________ __________ __________

19) Назовите по перечисленным признакам группы животных. Запишите в карточки соответствующие номера признаков:

1. Имеют 3 пары ног.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Имеют крылья и клюв.

4. Тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко.

5. Вскармливают детёнышей молоком.

6. Имеют 2 пары ног.

7. Тело покрыто перьями.

Млекопитающие

Насекомые


20) Недавно Незнайку укусила пчела, на месте укуса появился волдырь, который ужасно болел. Пилюлькин сделал ему компресс, и всё прошло. Но Незнайка очень разозлился и сказал: «Что же это за такие противные и вредные насекомые – пчёлы! Лучше бы их совсем не было!»

Как вы думаете, прав ли Незнайка? И что было бы, если исчезли пчелы?

21) Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?

Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

22) Запишите перечисленные растения и животные в четыре группы.

Волк, олень, заяц, чайка, воробей.

Росянка, медведь, песец, белка.

Гадюка, суслик, ворона, овца.

Кабан, ласточка, ястреб, куница, жаба, выхухоль, соболь.

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Ответ.

Растительноядные: белка, суслик, лось, олень, заяц, овца, воробей.

Хищные: куница, соболь, волк, лиса, ёж, жаба, гадюка, песец, ястреб, чайка.

Всеядные: барсук, медведь, кабан, ворона.

Насекомоядные: росянка, стриж, иволга, кукушка, ласточка, выхухоль.

23)Распределите животных на две группы. Подчеркните синим цветом названия тех животных, которые откладывают яйца, красным – если это животное рождает живых детенышей.

Пингвин, лошадь, мышь, крокодил, скворец, дельфин, белка, медведь, дятел, сова, черепаха, собака, змея, кукушка, лиса.

24) Прочитайте рассказ-загадку.

На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают.

Хоть куда упади не страшно: везде листики, травинки – мягкие перинки:

Прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики )

25) Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушка )

26) Узнайте птицу.

а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )

б) Какая птица называется также как танец? (Чечетка )

в) Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя? (Гоголь)

г) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена, осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень )

27) Допишите предложение.

Синяя птица существует:

а) только в сказках, как символ счастья;

б) в жизни (по-настоящему);

в) и в сказках, и в жизни.

Ответ. И в сказках, и в жизни – водится в Азии.

28) Найдите ошибки. Зачеркните названия тех животных, которые не являются представителями следующих групп.

А. Это насекомые: пчела, стрекоза, муравей, бабочка, паук, божья коровка.

Б. Это земноводные: лягушка, жужелица, тритон, жаба, жерлянка, саламандра.

В. Это пресмыкающиеся: крокодил, ящерица, кенгуру, морская черепаха, гадюка, веретеница (безногая ящерица).

Г. Это рыбы: щука, окунь, сом, дельфин, ерш, карась, морской конёк.

Д. Это звери: лев, снежный барс, варан, обезьяна, коала, кенгуру, тюлень.

Е. Это птицы: колибри, перепел, страус, пингвин, поползень, сверчок, иволга.

Ответ . Паук, жужелица, кенгуру, дельфин, варан, сверчок.

29) Найдите ошибки.

Жили две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела.

Ответ. Бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами.

30) Приведите примеры взаимосвязей в природе.

Животные Растения

Ответ.

1. Животные питаются растениями.

2. Животные строят гнезда на деревьях, в траве.

3.Животные дышат кислородом, растения выделяют кислород. Животные выделяют углекислый газ при дыхании, растения им питаются.

4. Насекомые опыляют растения..

5. Животные распространяют растения.

Литература.

Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.

Большая книга животных. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003. – 240с.:ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моем краю,
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клены, эти тополя:
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя?

Россия, Россия- края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Песня: "Родина моя."

Самое прекрасное на свете- Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой край, свой народ. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.

Песня: "Когда это бывает?"

Стук в двери. Входит Земля и читает стихотворение.

"Стон земли".

С.Михалков

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала:плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет!

Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имею и имела, -
Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невода, -
Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю?

И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли:
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли.

Давайте посмотрим на нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские "гнойники" на теле Земли- свалки. Они вызывают боль и отвращение. "Шрамы" на теле Земли- асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и "легкие" планеты- леса. "Полысение" планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять "легкие" Земли. Затуманились "глаза" Земли - озера, моря и океаны.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатству у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!

В последние годы слово "экология" звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасных фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: "Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!" А в ответ тишина:

Учитель: Сегодня ребята, я предлагаю вам стать участниками экологической игры.

"Планета загадок".

Наша планета полна загадок. Есть такие, которые вы можете разгадать уже сейчас, а другие- когда вырастите. Сегодняшняя игра как раз и посвящается загадкам природы и экологическим проблемам.

Приветствуем всех членов команд, и желаю вам удачи.

Игроки, вы готовы?

Слушайте внимательно правила игры.

Перед вами находится иг8ровое поле, которое состоит из 9 квадратов. В каждом квадрате свое задание.

  • на обдумывание и обсуждение задания дается время, игрокам разрешается общаться между собой.
  • после обсуждения вопросов отвечает капитан, либо игрок уверенный в правильности своего ответа.

Я закрываю квадрат эмблемой той команды, которая в этом конкурсе победила. В конце игры подводим итоги. Чьи эмблем на поле будет больше, та команда и победила.

Анализировать ваши ответы, уважаемые игроки, будет компетентное жюри.

  • Представление жюри.
  • Выдача сигнальных карт.

Итак, начнем игру!

Сейчас ко мне подойдут капитаны команд, чтобы получить конверты с буквами. Эти буквы вы должны быстро собрать в слово. Это слово и будет названием вашей команды. Кто первый собирает, тот и выберет первым квадрат.

"Черный ящик".

Выносится черный ящик, в котором лежит 2 игрушки. Одна-для одной команды, другая - для второй.

Ребята, вы должны отгадать, что лежит в черном ящике.

Условия: по очереди каждый член команды задает вопрос ведущему, на который можно отвечать словами "да", "нет". После заданных 12 вопросов, команда совещается минуту, называет то, что по их мнению лежит в ящике.

Песня: "Собаку мою отдали".

Все-все
На свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд -
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

"В подводном царстве."

1) Знаас сазан

2) укащ щука

3) раська карась

4) парк карп

5) куала акула

6) налим налим

Найдите ответ.

Учащиеся должны показать цифру - номер ответа.

А) самый быстрый пловец

Б) луна-рыба

В) рыба-прилипала

Г) рыба-ползун

"Птицы"

Сценка №1 "Ворон и дятел"

  • скажи, ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?
  • каждый кулик свое болото хвалит.
  • а лиса чего с утра до вечера рыщет?
  • голод не тетка.
  • а чайки ворон от гнезда, почему отгоняют?
  • на чужой каравай рот не разевай.
  • а ласка- то рябчиков гоняет, то сама от совы удирает?
  • не всему коту масленица.
  • до чего же ты мудрый, ворон, все -то ты знаешь?
  • век живи - век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.

Сценка №2 "Скворец и Воробей"

  • угадай, скворец, какое оружие самое страшное?
  • знаю, знаю - ружье!
  • не угадал!
  • знаю, знаю - пушка!
  • снова не угадал!
  • знаю, знаю:.не знаю.
  • рогатка! Из пушки - то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки - только успевай отскакивать! Ут я - то знаю, я-то стреляный воробей.

Объясните пословицы и поговорки.

  • Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
  • Вода- мать, а без матери не проживешь.
  • Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

"Просьба". Н.А.Заболоцкий.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится -
На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди - великаны,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!

Дети читают стихотворения.

  1. Ты видел, в лебедей стреляли?
    Ты видел, как они упали?
    Скажи, а если б птицы знали
    И если б только понимали,
    Что их полет прощальным будет,
    Их на заре подстрелят люди,
    Скажи, они бы не летали?
  2. Наверно, даже если б знали
    И даже если б понимали
    То все равно б взмывали ввысь.
    Ведь небо- это их стихия!
    Ведь небо - это их свобода!
    Ведь небо - это вся их жизнь!
  3. А небе - стая журавлей.
    Так грустно над землей кружится.
    Земля: скажи, что стало б с ней,
    Когда б на ней умолкли птицы?
  4. Тогда бы мертвым стало небо.
    И - тишина в пустых лугах,
    И, может быть, колосья хлеба
    Не колосились бы в полях.
    И на полях уж не грачи,
    А стаи черной саранчи.
  5. Я не хочу такого мира,
    Где все так серо, все уныло:
    Опомнись, вздрогни, человек.
    Недолог на земле твой век.
    Но что после себя оставим?
    И чем себя мы здесь прославим?
    Убитой птицей на заре?
    Лесами черными в огне?
    И свалкой мусора огромной?
    Иль атмосферою зловонной?
    Иль речкой с мертвою плотвой?
    Полями с выжженной травой?
  6. Опомнись, вздрогни, человек!
    Перед природой ты в долгу.

Насекомые.

Задания к кроссворду:

2. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

3. На лугах живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.

4. То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовет? Ну, конечно:

5. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?

6. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.

7. Сок из цветков она берет и в сотах копит сладкий мед.

8. Шесть ног без копыт, метут-жужжит. Упадет - землю роет.

9. В лесу у пня суетня и беготня, народ рабочий весь день хлопочет.

10. Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.

Сценка "Ребенок и мотылек".

Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Показ экознака.

Животные

  • №1 найдите и назовите животных по контурам.
  • №2 Зоошутки.
  • №3 "Узнай животное".

Учитель: к нам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек.

Жалоба №1.

"Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая".

Кто это? (это жаба)

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.

Жалоба №2

Кто это? (Сова)

Сова с 1946г находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба №3

"Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться".

Кто это? (Это комары.)

Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами.

Ребусы

Растения.

Долгое время человек не задумывается о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.

Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось и на самих растениях. Одни из них погибли, а другим грозит гибель.

Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками. Часто люди, посещая леса, парки и водоемы, уносят с собой целые охапки поникших растений. А ведь как они были хороши, когда росли! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного, уже не вырастет новое, такое же.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красот
Оставляет нам каждое лето.
Откровение цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное "стой!".
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапками тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели:

В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, так как это большая потеря, прежде всего для человека.

Все редко встречающиеся, исчезающие или подвергающиеся уничтожению растения занесены в Красную книгу- список видов, предупреждающий, что перечисленные виды растений требуют постоянное охраны. Ученые включили в Красную книгу около 600 видов дикорастающих растений нашей страны, которые нуждаются в защите человека.

Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены,
Там сон- трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник - первоцвет.
Красная книга - книга тревоги.
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда.

Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас- и в природе, и в саду, и дома.

Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение!

Помни! Минута любования красотой срезанного цветка быстро проходит, а растение погибает навсегда.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синим море толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой
Ты - тоже часть ее чудес
И для тебя темнее лес,
И речка светлая течет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

Все вместе:

Хотим, чтоб в мире было много света,
Хотим, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса
И на траве - зеленая роса.
Хотим, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье, зыбких
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

Песня "Улыбка" В.Шаинского.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь:
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым:
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.

ПРАВИЛА РАЗВЕДЧИКОВ ПРИРОДЫ.

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай,прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"

Мотылек:

Ты дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей -
Все, что зовется
Родиной твоей.

Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом.

Земля:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ребята, большое вам спасибо. Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдет даром, вы станете настоящими защитниками природы.

Ребята, а какое время года сейчас?

Я предлагаю всем вместе спеть песню: "Русская зима!"

А кому труднее всего зимой? Почему? Что мы можем сделать?

А теперь я предлагаю пройти в наш парк, для того чтобы развесить ваши замечательные кормушки, которые вы мастерили вместе с родителями.

Создано 09.01.2018 11:50 Обновлено 09.01.2018 21:32

Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти.
Ответ (Радуга)

В синем небе, Как по речке,
Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их? … Ответ (Облака)

По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда
Из мешков течѐт вода. Спрячемся получше От дырявой …
Ответ (Тучи)
На улице рубашка, В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)

Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)

Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня …
Ответ (Луной)

Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всѐ вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это - … Ответ (Дождь)

На деревья, на кусты С неба падают цветы.
Белые, пушистые, Только не душистые.
Ответ (Снег)
Что за звѐздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные,
А возьмѐшь - вода в руке.
Ответ (Снежинки)

Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … Ответ (Мороз)

Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принѐс. Только вот с тех самых пор
На стекле моѐм …
Ответ (Узор)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)

Загадки о деревьях

Его весной и летом Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ (Дерево)

Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень – И в ней окажется …
Ответ (Сирень)

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала.
А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. Ответ (Черемуха)

Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем.
Ответ (Тополь)
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
Ответ (Дуб)

Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки.
Ответ (Березки)

Кудри в речку опустила И о чѐм-то загрустила,
А о чѐм грустит, никому не говорит.
Ответ (Ива)

Никто не пугает, а вся дрожит.
Ответ (Осина)

Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Белые овечки бегают по свечке.
Ответ (Верба)

Вроде сосен, вроде ѐлок, А зимою без иголок.
Ответ (Лиственница)

Что же это за девица Не швея, не мастерица Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.
Ответ (Ель)

Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она
С иголками …
Ответ (Сосна)

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зелѐный дом, Чудеса увидишь в нѐм.
Ответ (Лес)

Загадки об овощах

На грядке длинный и зелѐный, А в кадке жѐлтый и солѐный.
Ответ (Огурец)

Раскололся тесный домик На две половинки.
И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.
Ответ (Горох)

Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые.
Летом зеленеют, К осени краснеют. Ответ (Помидоры)

Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Ответ (Тыква)
Щѐки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
Ответ (Редиска)

Круглый бок, жѐлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ (Репка)

Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? …
Ответ (Свекла)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … Ответ (Лук)

И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … Ответ (Картошка)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая.
Ответ (Морковь)

Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка.
Мы для неѐ готовим кадки И крупной соли полмешка.
Ответ (Капуста)

Загадки о ягодах и фруктах

Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
Ответ (Яблоко)

Синий мундир, белая подкладка, В середине - сладко.
Ответ (Слива)

Маленькая печка с красными угольками.
Ответ (Гранат)

Как кровь, красна. Как мед, вкусна. Как мяч, кругла, Мне в рот легла. Ответ (Вишня)

К нам приехали с бахчи Полосатые мячи.
Ответ (Арбуз)
На припеке у пеньков Много тонких стебельков, Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек, Разгребаем стебельки, Собираем огоньки.
Ответ (Земляника)

В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка?
Ответ (Калина)

Низок да колюч, Сладок да пахуч, Ягоды сорвешь
Всю руку обдерешь.
Ответ (Крыжовник)

Красненькая Матрешка Беленькое сердечко.
Ответ (Малина)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
Ответ (Красная и черная смородины)
И красна, и кисла На болоте росла. Ответ (Клюква)

Была зелѐной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая.
Ответ (Ягода)

Загадки о цветах

На клумбе у окошка Посажена картошка. Цветки еѐ огромные И светлые, и тѐмные.
Ответ (Георгин)

Красивые цветочки Расцвели в саду,
Запестрели красками, А осень на носу.
Ответ (Астра)

На кустах в саду растѐт, Запах сладкий, словно мѐд. Но нередко льются слѐзы
Тех, кто рвѐт их. Это…
Ответ (Розы)

Солнце жжѐт мою макушку, Хочет сделать погремушку.
Ответ (Мак)
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелѐк.
Ответ (Одуванчик)

Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает.
Ответ (Подснежник)

Цветик желто-золотистый, Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза Наша неженка… Ответ (Мимоза)

Золотое решето,
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домов, Столько беленьких жильцов.
Ответ (Подсолнух)
Замечательный цветок, Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный…
Ответ (Тюльпан)

Он – цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис Прочитает нам … Ответ (Нарцисс)

Загадки о грибах

У кого одна нога, Да и та без сапога.
Ответ (Гриб)

Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду. Белый, я тебя найду.
Ответ (Боровик)
Зашѐл мужик в сосняк, Нашѐл слизняк, Бросить - жалко, Съесть - сыро.
Ответ (Груздь)

Он в лесу стоял, Никто его не брал,
В красной шапке модной, Никуда не годный.
Ответ (Мухомор)
Я родился в день дождливый Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой.
Ответ (Подосиновик)

Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой.
Ответ (Опята)

Посмотрите-ка, ребята: Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке, Ядовитые…
Ответ (Поганки)

У тенистого лога Вырос гриб-недотрога: Чуть нажмешь на бочок –
Глядь, уже синячок.
Ответ (Моховик)

Рыжие ушки с лисьей макушки В травке лежат - для малых ежат.
Ответ (Лисички)
В роще у березки Повстречались тезки! Ответ (Подберезовики)

Растут на опушке Рыжие подружки, Их зовут … Ответ (Волнушки)

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы.
Ответ (Гриб)

Загадки о животных

Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живѐт, кур в деревне крадѐт.
Ответ (Лиса)

Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.
Ответ (Волк)

Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык!
Ответ (Заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)
Сердитый недотрога Живѐт в глуши лесной. Иголок очень много,
А нитки не одной.
Ответ (Ёж) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он не знает.
Ответ (Крот)
Водяные мастера, строят дом без топора.
Ответ (Бобры)

Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.
Ответ (Кролик)

Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Ответ (Осѐл)

Заплелись густые травы, Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.
Ответ (Баран)
Сама пѐстрая, ест зелѐное, даѐт белое.
Ответ (Корова)

У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдѐт,
Замурлычет, запоѐт.
Ответ (Кошка)

Заворчал живой замок, Лѐг у двери поперѐк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!
Ответ (Собака)

Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь.
Ответ (Свинья)

Идѐт, идѐт, бородой трясѐт, Травки просит:
«Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е».
Ответ (Коза)

Живѐт в норке, грызѐт корки. Короткие ножки; боится кошки.
Ответ (Мышь)
И в море не купаются, И нет на них щетинки, И всѐ же называются Они - морские … Ответ (Свинки)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Ответ (Верблюд)

Он ходит голову задрав, Не потому, что гордый нрав, Не потому, что важный граф,
А потому, что он …
Ответ (Жираф)

По реке плывѐт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, Нос откусит …
Ответ (Крокодил)

Что за коняшки - на всех тельняшки.
Ответ (Зебры)
Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много чѐрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ (Леопард)

Живѐт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, Гуляет …
Ответ (Черепаха)

Загадки о птицах

Спереди - шильце, Сзади - вильце,
Сверху - чѐрное суконце, Снизу - белое полотенце.
Ответ (Ласточка)

Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло.
Ответ (Сова)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …
Ответ (Снегири)

Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует.
Ответ (Воробей)
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут еѐ …
Ответ (Сорока)

Кто на ѐлке, на суку Счѐт ведѐт: ку-ку, ку-ку?
Ответ (Кукушка)

Всех перелѐтных птиц черней, Чистит пашню от червей.
Ответ (Грач)

На шесте - дворец, во дворце - певец. Ответ (Скворец)

Серая птаха в лесу живет, Повсюду чудесным певцом слывет.
Ответ (Соловей)

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нѐм?
Хоть кругом и красота, Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться – Два могучие крыла
У хозяина …
Ответ (Орла)

По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.
Ответ (Гусь)

Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка. Раньше всех встаѐт, голосисто поѐт.
Ответ (Петух)

Явился в жѐлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
Ответ (Цыплѐнок)

Клохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Ответ (Курица с цыплятами)
Пѐстрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
Ответ (Утка)

И петь не поѐт,
и летать не летает… За что же тогда
его птицей считают?
Ответ (Страус)

Загадки о насекомых

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт; летит – воет,
падет – землю роет.
Ответ (Жук)

Самого не видно, а песню слышно; Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит.
Ответ (Комар)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.
Ответ (Стрекоза)

На лугу живѐт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ (Кузнечик)
Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком.
Ответ (Пчела)

На поляне возле ѐлок Дом построен из иголок. За травой не виден он,
А жильцов в нѐм миллион.
Ответ (Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
Ответ (Бабочка)

Кто над нами вверх ногами Ходит - не страшится, Упасть не боится,
целый день летает, Всем надоедает? Ответ (Муха)

Загадки о рыбах

Он в самом омуте живет, Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
Ответ (Сом)

У нее во рту пила. Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала. А теперь - в котел попала.
Ответ (Щука)

Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост - липучки!
Ты меня не проведѐшь! - Я тебя поймаю,…!
Ответ: (Ёрш)
Сидят рыбаки, Стерегут поплавки.
Рыбак Корней Поймал трех… Ответ: (Окуней)
Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине, И живет на самом дне. Очень странные дела
Это рыба…
Ответ: (Камбала)

И в морях, и в океанах Рыба страшная живѐт: Пасть с ужасными зубами И большой-большой живот.
Ответ: (Акула)

Потеплеет - чуть не плачу: По весне, с уходом льдин, От воды прогретой прячусь Только я из рыб один.
Ответ: (Налим)
Рыбка плавает в тиши Любит ил и камыши
За добычей лезет в грязь Называется…
Ответ: (Карась)

У родителей и деток Вся одежда из монеток.
Ответ: (Рыба)

Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.
Ответ (Рыбка)

Стеклянный домик на окне С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой.
Ответ (Аквариум)

  • < Назад
  • Вперёд >

====================================

Экологические загадки для детей расширяют кругозор, в игровой форме знакомят с окружающим миром, элементарными явлениями природы, прививают любовь и уважение к животным и растениям, а также систематизируют экологические знания. Экологические загадки для детей. Экологические загадки можно загадывать детям практически в любое время. Можно заканчивать занятие в детском саду, закрепляя полученные знания загадками, а можно загадывать интересные загадки на прогулке. Например, разнообразить и сделать обычную прогулку в парке можно интереснее, загадывая детские загадки про деревья, цветы. Экологические загадки используются практически на всех экологических праздниках в детском саду и в школах. Экологические загадки должны соответствовать возрасту детей. Например, для детей дошкольного возраста загадки чаще ориентированы на их неглубокие знания о природе, животных. Дошкольникам предлагаются лучшие загадки о явлениях природы, о воде, земле. Как правило, экологические загадки для дошкольников в рифму. Школьникам предлагаются более сложные загадки для детей. Такие загадки заставляют задуматься, размышлять. Например: "Все меня топчут, я от этого только лучше" (Тропинка). Загадка не очень сложная, но поможет запомнить, что надо ходить по тропинке, не топтать растения и цветы. Загадки для детей 12 лет представлены практически полным объемом необходимых взрослому человеку экологических знаний. Здесь уже отображается правильное отношение ко всему живому и бережное отношение к природным богатствам. Ребенок в этом возрасте уже знает некоторые проблемы экологии и с помощью загадок учится их решать.

1. Что так в небе ярко светит?

Свет пускает мне в оконце.

Отвечайте дружно дети,

Это светит ярко ……….. (солнце).

2. Это что за красота,

На полянке у ручья?

Распустился очень нежный,

Беленький цветок, …………….. (подснежник).

3. Спит зимой, весну он ждет.

Очень любит сладкий мёд.

Нравится ему реветь.

Этот зверь лесной, …………… (медведь).

4. Зиму в шубке белой был,

А весной её сменил,

Стал он серый попрыгайка,

Маленький трусишка ………. (зайка).

Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. (Опята)

В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует. Он в лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)

Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может быть, поэтому и получил гриб свое название. (Белый гриб)

Этот гриб можно встретить не только под березой, но чаще всего он растет именно там. (Подберезовик)

У этой семейки грибов шляпки разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название их одно. (Сыроежки)

Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)

Подул ветерок, закачались травинки, и будто глянул на тебя из травы черный внимательный птичий глаз. Это ягода. Только брать ее в рот нельзя, очень опасно – она ядовитая. (Вороний глаз)

Ягоды невкусные – очень уж большая косточка в них. Посмотри на листья этого растения. Если они закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная, это растение – хороший барометр. (Костяника)

Голубая поляна? Разве такое бывает? Приглядись, она вся покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они-то и окрашивают поляну, делают ее голубой. (Голубика)

Ты сорвал с куста ягоду, проглотил. И, возможно, даже не знаешь, что проглотил не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (Малина)

О деревьях и кустарниках

Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается не солнце. (Береза)

Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Елка)

В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотрим, как во время цветения этого дерева летят к нему пчелы и мед потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)

Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник)

Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются и дерево становится то зеленым, то серым – переодевается. (Осина)

Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина)

Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зеленые круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)

Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы

превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а

нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)

Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем люди. (Лютик)

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)

Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением сохранилось. (Чертополох)

Это растение не любит солнце – растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (Кислица)

О животных

Если судить по названию – зверек должен быть белым. А он – рыженький летом и серо-рыжеватым зимой. Узнаешь этого ловкого зверька по пушистому хвосту и кисточкам на ушах. (Белка)

Зверек этот живет в земле. Там и спит, там и еду – насекомых и их личинок – себе находит. Увидать его трудно. Но узнать о том, где он, можно по кучкам свежей земли, которую он выбрасывает на поверхность.(Крот)

Он не прячется от врагов и не убегает от них. Смело топает, сопит, шуршит сухими листьями. Ну, а если опасность, свернется в клубок, выставит свои острые и крепкие иглы – попробуй, тронь! (Еж)

В лесу это животное, похожее на ящерицу, увидишь в лужах, в небольших водоемах. Весной у некоторых из них – яркие гребни на спине. (Тритон)

Когда-то эти огромные хищные кошки жили в наших лесах. Сейчас здесь их не встретить. Но в зоопарке ты сразу узнаешь этого зверя по короткому, будто обрубленному хвосту и кисточкам на ушах. (Рысь)

В наших лесах мало змей. А ядовитых змей – всего одна. Ее примета: темная зигзагообразная полоса вдоль спины. (Гадюка)

Мелькнула в траве и скрылась, только ее и видели. Ну, а если все-таки схвати ее враг, то оставит она ему свой хвост. Пока враг разберется, что к чему – она скроется, а хвост потом отрастит. (Ящерица)

Этот зверь валит деревья зубами без топора, зубы его длинные и острые. (Бобер)

Этот зверек перетаскивает ношу за щекой, у него там интересное приспособление, которое так и называется – защечный мешок. (Хомяк)

Они украшают луга и леса

И это не только природы краса –

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют их них сладкий нектар.

(Цветы)

Они – лесные санитары.

Так прозвали люди их недаром.

Чтобы лес был красив и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Они на страже день и ночь

Гонят разных короедов прочь!

(Муравьи)

Без взрослых с ним развлекаться опасно,

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

И он обернётся серьёзной бедой.

(Костер)

Можем мы в траве их встретить,

Ведь жильцов там миллион!

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без них весь лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

(Насекомые) В небе кружатся,

На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?...
снежинка

Солнце светит - молчит,
Дождь припустит - гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет...
Гром

Исток - на Северном Урале
(возможно, вы об этом знали).

Сперва бежит на юго-запад,

Зовется горною рекой.

Затем, на север устремляясь,

Приобретает и покой.

Течет спокойно к морю скоро

Её величество...

Печора

Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу.
Луна

Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
Ручей

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...

Иней

Сверкает, моргает,
Кривые стрелы пускает.

Молния

Лежит кит, а вокруг ёлки в снегу.
Сугроб

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан,

Фонтан вам тот известен.

Гейзер

Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря.

Река

Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь - так водяные.
Снег

Белая кошка лезет в окошко.
Свет
Раскалённая стрела дуб свалила у села.

Молния

Если станет, до неба достанет.
Радуга
Зимнее стекло
Весной потекло.

Лёд

Надоел жуку гамак,
Да не вырваться никак.
Паутина

Из серых кораблей капает,
А цветы моются.
Дождь

С неба падали пушинки
Н а замёрзшие поля.
Е ль окутали косынкой,
Ж аркой шубой - тополя.
И укрыли дом да площадь
Н еобычным одеялом.
К ак же их зовут? - ты спросишь.
И мя здесь я написала.
Снежинка

Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит -
Листик дрожит.
Где пронесётся -
Дерево гнётся.
Ветер

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
Зима

И увидеть рады,
И отводим взгляды.
Солнце

Думал, что мел,
Потому что бел,
А в руки взял,
Он водою стал.
Снег

Из-за облачных высот,
Глядя на долину,
Вышел
Семицветный кот,
Мягко выгнув спину.
Радуга

Художник-невидимка
По городу идёт:
Всем щёки нарумянит,
Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Мороз

Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь, о чём говорю я?
О чём?
Река

Что еще почитать