Палитра цветов водоэмульсионной краски для стен. Классическая палитра современных красок

В каждый из исторических периодов был свой подход к оформлению дома, и в каждом есть приемы, которые следует взять на вооружение: они – часть нашей истории и одновременно как бы находятся вне времени, вне моды. В Англии особенно примечательными с точки зрения цветов были три эпохи: Георгианская (1714−1837), Викторианская (1837−1901), Эдвардианская и Ар деко (1901−1939). Особняком стоят «классические белые» цвета – палитра оттенков, популярность которых не угасала на протяжении веков и которые использовались и сами по себе, и как дополнение к основным цветам.

Цвет анти-плесени также очень подходит для профилактики стенок, которые еще не затронуты плесенью. В помещениях, где часто наблюдается более высокая степень влажности, успешно используются формы со специальным увлажняющим раствором.

Наружные стены и комнаты с высоким содержанием влаги особенно уязвимы для плесени. Чтобы избежать более позднего гнева, эксперты советуют специальные продукты для дизайна стен. Активные ингредиенты, содержащиеся в продуктах, предотвращают рост плесени. Есть как грунтовочные краски, так и краска против плесени.

Профессиональные декораторы единодушны в своем мнении: проверенные временем краски смотрятся гармоничнее, спокойнее современных сочетаний.

Они глубже, хотя и несколько глуше , ведь делали их на основе натуральных пигментов. Некоторые оттенки выглядят даже грязноватыми, но в этом нет ничего плохого. Специалисты фирмы, поставляющей в Москву марокканскую плитку, рассказывают, что яркие восточные орнаменты лучше всего смотрятся в цементной плитке: буйство красок здесь приглушено самим материалом. Именно с такой приглушенной, грязноватой палитрой работал Матисс, а у него не грех поучиться!




Формы предлагают ничего, кроме красивого зрения. Поскольку плесень очень часто встречается в комнатных углах, на потолке или на стенах, он падает прямо в комнату и не оставляет позади домашнюю атмосферу.

С новым означает, что плесень перемещается к ошейнику. Профессор химии из Фрайберга в Саксонии первоначально хотел создать инновационную каменную крепость в своей лаборатории. Результатом стала жидкость, которая, по-видимому, намного лучше для другого применения.

В наши дни, чтобы обеспечить аутентичность состава и цвета покрытия, разрабатывают специальные очень плотные краски, которые наиболее полно раскрывают богатство насыщенных оттенков. Есть «классические» краски практически всех типов: для стен и потолков, для дерева и металла.

С самого начала производство макулатуры, клея и других изделий строительной химии. После смены были добавлены дисперсионные краски и другие области продуктов. Чувство грунтовки заключается в подготовке стены к живописи. Рекомендуется для пористых и песчаных поверхностей рекомендуется обработка стены грунтовкой. Таким образом, эти строки могут быть подвергнуты положительному влиянию. Поскольку праймеры имеют низкую консистенцию, они проникают глубоко в субстрат. В случае грунтовки с антиформой добавляется аспект предварительного изгиба пресс-формы.

георгианский стиль (1714−1837)

В начале георгинской эпохи наибольшее влияние на искусство оказывали работы Андреа Палладио (1508−1580). Палладианский стиль воссоздавал римский классицизм – со строгими симметрией, пропорциями и упорядоченностью. Во второй половине XVIII века работы Роберта Адама вознесли классический стиль на новые высоты утонченности и изящества. Под влиянием Ренессанса неоклассика сменила массивные формы георгианского периода на нечто более изысканное и виузально легкое.

Может ли специальная краска для стен сохранить возможное образование плесени в долгосрочной перспективе? - Да, есть такие цвета. Они были спроектированы таким образом, что они либо не предоставляют форму с подходящей основой для выращивания, либо содержат ингредиенты, которые борются с плесневыми грибами. Плесень развивается только в подходящих для нее условиях. Если стеновая краска не соответствует напряженным условиям формы, стены и потолки также останутся неизменными в долгосрочной перспективе.

Предпочтительными являются сырьевые материалы на основе растений и минералов. Внутренняя краска для стен, специально разработанная для предотвращения плесени, обладает высокой степенью укрывистости, поэтому ее можно наносить быстро и легко, будь то краска или кисть.

Декоративные приемы в эпоху правления короля Георга отличаются элегантностью и стильностью.

В больших аристократических домах главной целью было воссоздать величие Древнеримской империи и эпохи Возрождения – посредством богатого и искусно выполненного лепного декора, дверных проемов, оформленных пилястрами, массивных потолочных карнизов и плинтусов. Потолки были симметрично поделены на части вокруг центрального мотива или лепной розетки и расписывались замысловатыми красками. Стены тоже визуально делились по горизонтали на три сегмента, чтобы вызывать ассоциацию с тремя элементами классической колонны.

Исходя из требования полностью отказаться от хлора, а также биоцидов и фунгицидов, запатентованная комбинация активных ингредиентов возникла во время исследовательской работы. В качестве альтернативы также доступна система для очистки от плесени. Плесень не только вредна для здоровья, но также способствует ухудшению климата в помещении. Пушистый запах, вызванный плесенью, предотвращает приятную живую атмосферу, особенно когда пол и стены покрыты уродливыми поверхностями. Любой, кто когда-либо имел плесень в квартире, несомненно, сделает все возможное, чтобы убедиться, что плесень больше не повторится.

В коттеджах стены от пола до потолка обшивались панелями – однотонными, без всяких украшательств, лепнины и росписей. Для выделения плинтусов и дверных порталов иногда использовали краску на тон темнее.

В дополнение к удалению пресс-формы предлагаются различные продукты для предотвращения плесени, включая плесень. Урок 1 по выбору тона: теплый, холодный или нейтральный. Все цвета краски являются результатом комбинации основных цветов: красного, синего и желтого. У некоторых есть большая доля красного, другие - голубые, а другие - желтые. Доля каждого из них определяет, что конечный цвет теплее, холоднее или нейтральнее. И тона, в свою очередь, определяют среду пространств. Поэтому, если вы хотите, чтобы пребывание было уютным, выберите теплые тона.

Георгианская палитра включает в себя как достаточно бледные, так и насыщенные цвета, но и те, и другие выглядят очень элегантно. Палладианский стиль тяготел к использованию классических оттенков камня, мрамора и алебастра.

Для более поздних работ Роберта Адама и ему подобных характерны более мягкие пастельные тона и сложные и утонченные цветовые сочетания. Или же однотонные поверхности с элементами, выделенными на их фоне оттенками белого либо нейтральными. C белыми, кстати, часто комбинировались синие и голубые тона – это сочетание почиталось как наиболее «классическое».

Если вы хотите, чтобы атмосфера была прохладной, выберите нейтральные тона. И если то, что вы хотите, это нечто более яркое, выберите холодный. Имейте в виду следующее: теплые тона лучше в затемненных местах или не имеют большого естественного света. Однако в комнатах с большим количеством естественного света более прохладные тона лучше.

Урок 2 о выборе тональности: бледнее или темнее. В дополнение к красным, синим и желтым цветам все цвета имеют соотношение черного и белого. Бледные цвета имеют больше белого цвета, а более интенсивные цвета имеют более черный цвет. Интенсивность цвета определяет среду пространств. Например, вы можете сделать их больше или меньше. Более светлые цвета придают ощущение большей простоты маленьким комнатам. Имейте это в виду: цвета на стене выглядят темнее, чем в образцах краски. Итак, чтобы получить цвет, который вы действительно хотите, купите двухцветный цвет светлее, чем тот, который вам нравится в витрине.

При выборе цвета стен большое значение имело то, как ориентировано помещение по сторонам света. Например, «Лавандовый серый» считался одним из самых подходящих для теплых комнат с окнами на юг, а такие цвета, как «Теплый камень», выбирались для более северных и прохладных помещений.


Что касается экстерьера , в фаворе были темно-коричневые, зеленые и серые тона: двери красились в темные оттенки, а все, что вокруг, – в один из оттенков белого или под камень. «Невидимый зеленый» традиционно использовался для оград и перил – как внутренних, так и уличных: окрашенные поверхности и впрямь становились «невидимыми» на фоне окружающей растительности.

викторианский стиль (1837−1901)

В викторианскую эпоху активный ввоз товаров из многочисленных колоний и массовое их производство как следствие Индустриальной революции привели к тому, что и средний класс получил возможность щедро декорировать свои дома. Вдохновение подданные королевы Виктории черпали в уже ушедших стилях: готике, французском рококо, итальянском Ренессансе. Этот период в истории Британии запомнился роскошью, богатством цветовой палитры и изощренностью декоративных приемов.

Свет очень сильно влияет на то, как мы видим цвета. Свет может быть прохладным, теплым или нейтральным, например краска. Вы увидите, что цвет картины меняется в зависимости от типа света, который их дает: искусственного света, естественного света облачного дня или естественного света в солнечный день. Также подумайте, как выглядят цвета с мебелью.

Имейте в виду следующее: если в комнате много естественного света, вы можете использовать любой тип тона; но старайтесь избегать очень интенсивных тонов, потому что солнечный свет делает их очень насыщенными. Если пребывание имеет только естественный свет, лучше выбрать более бледный и теплый тон.

Во второй половине викторианской эпохи появилось знаменитое движение Уильяма Морриса Arts&Crafts («искусства и ремесла»), которое выступало против машинного производства и стандартизации и призывало вернуться к ручному труду и высококачественным материалам.

В этот период все отделывалось и украшалось очень богато и в изобилии. Были популярны «тройки» цветов, которые разбивали стену на части от пола до верха плинтуса, от плинтуса до картинной рамы и от картинной рамы до потолка.

Мы много раз пытаемся отремонтировать стены нашего дома, чтобы придать более весёлый оттенок или просто потому, что нам нужны изменения. Но у нас могут быть некоторые сомнения относительно того, какую краску использовать, где рисовать или какие цвета будут выглядеть лучше.

Как видно из мировых событий, из Стокгольма и Милана в Шанхай, металлические тона играют все более важную роль в современном дизайне. Они заменяют холодный блюз и зелень последних лет, и появляется более теплый спектр гвоздик, красных и апельсинов, отражающих более позитивное глобальное восприятие.

Ранневикторианские стены окрашивались преимущественно в переходящие друг в друга светлые тона. Мода на Средневековье и готику сделала их более темными и насыщенными и добавила облицовки панелями темного дерева.

При переносе этой тенденции на картины он указывает на оранжевый медный тон. Если состояние ваших стен хорошее, и у них нет недостатков, вы можете нарисовать стираемую краску. Теперь, если стены не в хорошем состоянии, чтобы использовать моющуюся краску, они должны быть предварительно обработаны, например, путем глажения их, по крайней мере, с одной рукой или полной нагрузкой, - отвечает Хосе Родригес Назар, фаннер Ванго и эксперт в домашней живописи. Имейте в виду, что с моющейся краской ваши стены будут ярче, чем сейчас.

С менее моющимся продуктом они будут иметь более матовое покрытие, которое не отражает свет. Цвета также расцветают в это время года. Тоны, которые они рекомендуют. Мистическая фуксия: изощренная, глубокая, вызывает цвет священного. Идеально подходит для деталей в женских условиях, романтично и помогает снять стресс и напряжение. Он очень подходит для отделки помещений в сочетании с натуральными белыми и деревянными.

В более поздний период под влиянием ампира колористические схемы стали сложнее, богаче и экзотичнее: большие розы на потолках, многоцветно расписанные молдинги.

Во времена Arts&Crafts произошел возврат к природным формам и цветам – в частности, к растительным орнаментам.

Викторианскую палитру отличают особые богатство и глубина. Полные драматизма сочетания цветов использовались по тройной схеме: например, оливковый, оранжево-розовый и темно-желтый; или «желтая охра», «шалфей» и «французский серый».

Он идеален для социальных пространств. Рекомендуется для использования в больших комнатах, в столовых или гостиных. Пастельная семья также играет важную роль в тенденциях. Они необходимы, чтобы сочетаться друг с другом или контрастировать между светом и тьмой. По их оттенку они освещают и нейтрализуют окружающую среду. Лаванды, аквамарины и арены дополняют идеальный набор возможных гармонических комбинаций.

В этом отношении Хосе Родригес Назар считает, что, если мы выбираем цвета, мы должны учитывать, что мы снимаем светимость в окружающую среду. Также может случиться так, что стены конкурируют с объектами, которыми мы украшаем: картины, украшения, шторы и обивку. Некоторые ключи, чтобы решить вас.

Насыщенные красные и зеленые оттенки , такие как «красная охра» и «зеленый хром», считались идеальными для столовых, библиотек, картинных галерей, так как придавали им торжественности, парадности, значительности. В комнатах для рисования, гостиных, спальнях использовались более светлые и легкие тона, такие как цвет морской волны и «лосось».

Если у вас широкие пространства и не используйте много декоративных предметов, вы можете выбрать более сильный цвет для стен, чтобы хорошо одеть окружающую среду и оставить ее элегантной, не заполняя ее украшениями. Если у вас много предметов, предметов искусства и украшений, наиболее целесообразным вариантом будет использование цветов, которые выше в свете, то есть ярче, например, «сломанный белый» с теневой, коричневой или черной землей. Эффект, который вы достигнете, - это среда, которая создает более контраст между стенами и объектами.

Хорошим решением может быть выбор стены дома или спальни, чтобы придать ему цвет. Остальные три стены могут иметь некоторые оттенки этой цветной стены, так что состав этого места находится в равновесии. Теперь, если вы хотите создать эффект при входе в дом, предлагается нарисовать манго некоторой стеной возле входа. Еще одним рекомендуемым прикосновением является воспроизведение текстур и нейтральных цветов, серого, белого или гайки.

Богатство палитры было обусловлено и тем, что красящие пигменты теперь свозились в Англию со всего мира. Например, название краски Gamboge («гуммигут») – это искаженное название Камбоджи: эмульсия глубокого желтого цвета получалась при смешивании с водой сока тропических деревьев.


Любовь к науке и бум изобретений , которыми так запомнился золотой век туманного Альбиона, принесли свои плоды и в колористике – в виде синтезирования новых цветов. Такие оттенки как «Глубокий ультрамарин», «Розовая марена», зеленовато-желтый «Цвет серы» были получены только в середине XIX века и были с гордостью продемонстрированы на Всемирной выставке 1951 года.

эдвардианский стиль и ар деко (1901−1939)

На эдвардианскую эру оказали влияние сразу несколько стилей , причем за короткий промежуток времени. Сначала был возврат к элегантности и простоте классицизма. Ар нуво, которое считается первым современным стилем этой эпохи, искал вдохновение в мире природы, используя растительные мотивы и органические формы.

«Мы будем слышать мнения о всех видах на эту тему, но реальность такова, что 99 процентов потолков домов окрашены в белый цвет, хотя на стенах мы применили более низкий цвет», - признает Хосе Родригес Назар, Это связано с передачей света, которую мы достигли с белой крышей. Как свет из окон, так и искусственный свет отражают гораздо больше для всей окружающей среды, когда потолок окрашен в белый цвет.

К этой общей практике мы находим вариант. В некоторых старых зданиях, где высокие потолки высоки, они были окрашены в темные цвета - коричневые или черные - чтобы потерять их визуально и не дать ощущение пространства из более дружественных пропорций. Мы предлагаем, даже когда потолки окружающей среды не так высоки, выберите их и придайте им цвет. Например, в ванной или на кухне. В этих средах, где покрытия обычно прозрачны, и у нас много белого, мы не жертвуем таким количеством света при покраске потолка цвета.

«Последний большой стиль» ар деко родился в период между двумя мировыми войнами, когда недавно изобретенное оружие массового поражения «скосило» множество европейцев. Высшее общество, как никогда, ощутило быстротечность жизни и силу индустриализации. Улицы начинали заполнять автомобили, а в небесах появились аэропланы. При этом еще живы были воспоминания о тонкости и изяществе стиля ар нуво. Но он казался уже слишком старомодным, новая энергетика требовала нового выражения.


Линии ар деко более строгие и прямолинейные, но в то же время непринужденные и бесстыдно современные. Ар деко цитировал в элегантной и экзотической форме абстрактные мотивы, и природы этих абстракций очень наглядно демонстрирует мебель Чарльза Ренни Макинтоша.

Цвета стен в эдвардианскую эпоху были приглушенными , но светлыми, позаимствованными из природы: оттенки желтого, синего, зеленого. Отделка панелями канула в лету: максимум, что вешали на стены – это картины, а сами стены красили в универсальные тона и оттеняли их деревянными плинтусами на несколько тонов светлее или темнее. Потолки красились в не совсем белые, с примесями, цвета и имели совсем простые по форме карнизы.

Ар деко унаследовал частично эту естественность , но в то же время экспериментировал и с более яркими цветами: розовый, бирюза, голубые оттенки. Наиболее полно представить себе палитру смогут постояльцы большинства современных гранд-отелей, история которых берет начало в те времена.

Эдвардианские полы делались из полированного паркета и сверху прикрывались коврами. Это что касается столовых, спален и гостиных. На кухнях, в ванных, кладовках пол был совсем другой – из разноцветной узорной плитки вперемешку с белой.

Во времена правления короля Эдварда как раз только-только начало зарождаться производство красок. Было сделано много важных открытий в области технологий, неожиданно доступными стали такие оттенки синего и зеленого, как бирюзовый, темно-синий, синий с примесью зеленого. Многие из этих красителей были получены компанией ICI в начале 1930−х годов и использовались для окраски тканей методом печати, а также для производства художественных и интерьерных красок.

В самых фешенебельных отелях того времени использовались комбинации мягких пастельных цветов и оттенков нейтральной палитры – в фойе, спальнях, коридорах. Насыщенные цвета доставались ванным комнатам: фаворитами были «кварцевый розовый», «лосось со сливками», «кристально серый» и «зеленое фойе». Они выглядели загадочно и элегантно и хорошо сочетались с коваными элементами, присутствовавшими в большом количестве на перилах лестниц, решетках лифтов, мебели и источниках света.

классические белые

В том, что в течение эдвардианской, грегорианской и викторианской эпох архитектурный стиль и интерьерный дизайн претерпели заметные метаморфозы, нет никаких сомнений. Эволюция стиля за два столетия выразилась в значительных изменениях в моде и вкусах, но одно оставалось неизменным: любовь к белому цвету.

Белый обогатил палитры каждой из эпох: служил контрастом к более ярким цветам, добавлял света темным зонам, подчеркивал достоинства и особенности архитектуры пространств.

Так что независимо от того , что было в моде в конкретный момент, белый и его оттенки никогда не сходили со сцены. Примеры легко находятся на каждом культурном этапе: от белокаменных зданий Палладио до экспериментов с палитрой белых оттенков Чарльза Ренни Макинтоша, который в начале XX века по-своему использовал ее силу и возраст. То же самое было в период второго расцвета минимализма в 1960−е.

Сегодня, в начале XXI века , нейтральная палитра по-прежнему выглядит свежо и неизбито. По-прежнему служит идеальным фоном для любой мебели и аксессуаров – независимо от того, какому стилю или эпохе они принадлежат.


Правда, белыми тогда считались не совсем белые цвета . Часто для создания более теплых или бежеватых оттенков к белому примешивали натуральные пигменты: охру, умбру, красные оксиды. Во внешней отделке получившиеся цвета позволяли зданиям лучше вписываться в ландшафт.

А вот для старых зданий , отделки оконных рам и дверей использовали чуть-чуть другие красители: глину, золу.

В интерьере в такие цвета , как «йоркский белый» и «бисквитный беж», холлы и лестницы выкрашивали целиком – как будто бы «под камень». Более холодные оттенки были уместны для помещений с окнами на юг и спален, в которые требовалось привнести немного света.

[ Нажмите на фото
для увеличения ]

Цвет является неотъемлемой частью пространства и способен меняться в зависимости от освещенности и качества окрашиваемой поверхности. Создание палитры красок для стен наружных объектов осуществляется с учетом их устойчивости к ультрафиолетовому излучению, негативному воздействию атмосферной среды, совместимости с колеровочными пастами и со связующими элементами. В широком диапазоне продукции для окраски внутренних поверхностей, отличающихся однотипностью связующих элементов, используется гораздо больше пигментов.

Богатая палитра красок для стен позволяет выбрать любой нужный оттенок. (Рис.1). Большая поверхность способна создать гармоничный и радостный фон и оказать существенное влияние на окружающую атмосферу.

Технологии

Работаем с масляной краской
Если вам предстоит работать с масляной краской, то обязательно воспользуйтесь полезными рекомендациями, которые дают профессионалы по малярным работам

Что выбрать, краску, лак, лазурь?
Конечным фактором при выборе станет уровень влажности. Окраску оконных рам в разные цвета люди начали еще 2 столетия назад

Удаляем старую масляную краску: способы
Приступая к ремонту, многие сталкиваются с выбором: счистить старую краску или поверх нее провести реставрацию потолка или стен

Удаление старой краски с оконных рам
Многим приходилось сталкиваться с проблемой удаления старой краски с оконных рам. Это сложная задача, особенно, когда на дерево нанесено несколько толстых слоев эмали

Готовим текстурную краску самостоятельно
Первоначально песок добавляли в краску для текстурной отделки потолка и для скрытия дефектов гипсокартона. Сегодня же текстурные краски применяются и на стенах, и на потолке для придания им уникального дизайна

Какую краску выбрать для окрашивания бетонного пола?
Бетон – это материал, основной отличительной особенностью которого является повышенная механическая прочность

Что еще почитать