Агрессивный ребенок. Детская агрессия: советы психолога

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.


Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.


Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.


Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: );
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: );
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.


Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.


Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: ). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.


Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

    В статье 2 противоположных мнения. В начале написано,что нужно «не замечать»враждебности, а в конце, наоборот — если игнорировать эти проявления, то войдет в привычку. И как это понять? Мне, как маме агрессора, какой путь выбрать?

    Здравствуйте! Моей дочери будет 9лет! С мамого рождения девочка активная’ самостоятельная! Но мы с ней не можем найти общий язык! У нас постоянные скандами’ исерики. Ребенок меня не слышит’ вообще. Постоянно кричит’ задирает младшего брата! Вне дома она идиальный ребенок’ ни в саду’ ни в школе не жалуются’ а наоборот хвалят! Говорят мне что Лера не может быть таким не послушным ребенком! Стоит нам придти домой’как опять из за чего-то начинается скандал! Но через пол часа как ни в чем не бывало она с нами разговаривает!

  1. Здравствуйте. Сыну 5 лет. Проявляет агрессию ко всем членам семьи. Вне дома он ангел. Если что-то не по его он моментально вспыхивает. Может ударить, начинает кричать, говорит обидные слова.
    Я переживаю, что происходит у него в саду. Он категорически не хочет ходить туда. На все расспросы что происходит, тебя кто-то обижает? Отвечает нет, в саду скучно. Когда я отвожу его в сад, он плачет и мне приходится его буквально затаскивать.
    Не могу понять — может я что-то не так делаю? Не правильно его воспитываю? Или все-таки что-то его беспокоит?

  2. добрый день. мой сын в 5 классе срывает уроки у молодых учителей. при разговоре все понимает и осознает. но без меня в школе откровенно хамит. и разговаривала. и наказала вот только. хотят из школы выгнать его. но оценки 3,4,5. в прошлой школе 1,2,3 класс учились там было проще. что делать не знаю.. родители в классе уже против моего сына и меня..

  3. Здраствуйте. Дочку я не бью и отношусь к ней ласково. Ей 5 лет 8 месяцев. Она меня бьет с сильной агрессией, сжимая зубы. Кусает и щипает, со злостью спрашивает: «Ну что больно тебе?» Я говорю, да. А ее это радует и она еще сильнее начинает бить. Как мне быть в таких случаях? Даю успокаительное + магний В6.

  4. Ребёнку 7 лет, в школе стал вести себя агрессивно, не слушает, на замечания реагирует агрессивно, ему хочется кого-то ударить, толкнуть. Психует, плачет. Что делать?

  5. Очень сильная агрессии у девочки 9 лет к одноклассникам. Но только к тем, кто ее обижает и зло подшучивает. Говорит что не может не обращать внимания, и злость из нее берется не ясно откуда. Сегодня был инцидент что даже вызвали в школу к психологу. Она наговорила ему что в ней живёт злая сущность. А детям и учителю пожелала сгореть в аду! Говорит что не может промолчать когда над ней шутят. На учёте не стояла, в садике такого не было.

    Моей дочери 11 лет — учимся в пятом классе — смена учителей и требований! Постоянно переживает, что ее будут ругать за плохие оценки. У меня ещё есть сын 3 года. Она к нему очень ревнует. В результате — появилась агрессия и нежелание ходить в школу, ненависть к учителям, не понимание зачем жить. Не знаю как ей помочь!

    У моего ребёнка умеренная УО, ведёт себя агрессивно. Лежал 2 раза в пнд из препаратов принимает Тизерцин, но он привык к таблеткам, они на него не действуют, ежедневные жалобы на поведение, агрессию, по словам воспитателя и преподавателей не сидит на уроках, и мешает другим детям заниматься. При обращении оговаривается, в столовой ест безобразно… Дома ведёт себя лучше, но в основном так же. Не хочется, чтобы его переводили на индивидуальные занятия, иначе думаю вообще одичает. Помогите пожалуйста, посоветуйте что-нибудь. Спасибо заранее!!

    Моей дочери 10 лет, пол года назад мы вернулись из заграницы, где жили 5 лет, то есть с 4 лет у неё не было достаточно друзей, дефицит общения, особенно девочек. В последний год она дружила с двумя мальчиками на год старше и на год младше её, мальчики очень спокойные, уступчивые, дочка ими руководила. Сейчас ей сложно найти общий язык со сверстниками, может ругаться, грубить, а после сама от этого страдает, пытаюсь с ней разговаривать, объяснять что к ребятам нужно идти с добром, улыбкой, позитивом, но как то тяжело нам эта адаптация даётся((. В семье она поздний ребёнок, мы её любим, где-то может балуем, с мужем у нас отношения добрые, хорошие, не ругаемся не кричим, откуда у неё этот негатив и агрессия? Не знаю что с этим делать(

    Дочка 2 года, она нападает на детей, толкает, кусает, что делать. Я ей объясняю, что ты делаешь, она потом извиняется и целует, обещает что так больше не будет делать, но всё равно.

    В пятом классе обучаются две девочки двойняшки, у одной из них с первого класса наблюдается частая смена настроения, капризы, агрессия по отношению к сестре. В 5 классе появились проблемы с учителями, одна из сестер не хочет выходить к доске по требованию учителя, просто игнорирует просьбу учителя. Что можно сделать в этой ситуации?

    Моему сыну 11 лет, подарили на новый год желанный телефон, сын обещал слушаться и повысить успеваемость в школе. Он скачал игру на телефон и постоянно играет, снизилась успеваемость, дома ничего не желает делать на замечания огрызается, кричит. Попыталась забрать телефон, проявляет агрессию в действиях и словах. Я не могу передать его слов просто стыдно и обидно. Он всегда был добрым мальчиком. С детства его баловали, телесные наказания не применяли, ругали иногда. Не знаю что с этим делать.

    Моя 10-летняя дочь ведёт себя агрессивно и по-хамски по отношению ко мне, бабушке. Не желает делать домашнее задание, отрицает очевидные вещи, говорит, что ей это не нужно, что лень… Начинаю всегда по-хорошему понять ее поведение, но всегда все мои доводы приводят к конфликту. Очень тяжело от бессилия перед происходящим. Растёт дочка в благополучной семье, ни в чем не нуждается. Помогите понять причины ее агрессии.

Статье мы уже рассматривали природу детской агрессии. Сегодня поговорим о том, как правильно вести себя с агрессивно настроенным малышом.

Повышенная агрессивность детей. Каковы причины?
  1. Трудности общения в семье. Это когда с ребёнком – только о делах (уроках) и почти никогда про настроение. Родители не соприкасаются положительными эмоциями с ребёнком. Можно и во время помывки посуды успеть поговорить, и время на совместное разгадывание кроссворда найти. Но очень часто семьи ритмично функционируют исключительно по делам. Этому есть название: «эмоционально холодное воспитание».
  2. Невнимание взрослых к нервно-психическому состоянию детей (быстрая утомляемость, неустойчивость к стрессу, спрос как со взрослого);
  3. Сложные роды, оставляющие последствия в виде особенностей функционирования головного мозга ребенка. Агрессия, невнимательность, хроническая подавленность настроения.
  4. Средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные меры.

Вмешательство при агрессивных проявлениях
  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие стратегии:
  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно…”);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);
  • позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).

Агрессия естественна для людей. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выпустить «пары», внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Важно акцентировать внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью – это даёт ребёнку надежду, что в другой раз будет легче понять себя. После того, как ребенок успокоится, обсудить с ним его поведение. Описать, как он вел себя, какие слова говорил, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Проговаривая поведение ребенка, важно ограничиться только тем, что произошло “здесь и сейчас”, не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он вряд ли захочет меняться. Обида бывает сильнее желания быть хорошим. Вместо “чтения морали” лучше показать ему, что агрессия больше всего вредит ему самому. «Тебя будут бояться… Играть одному не интересно». Дать инструктаж, как надо вести себя в такой ситуации без драки и ругани.

Ещё хорошо бы взрослым научиться быть «чутким зеркалом» для ребёнка. Просто озвучивать его действия и чувства, чтобы он осознал, увидев себя со стороны:

  • констатация факта (“Ты ведешь себя агрессивно”);
  • констатирующий вопрос (“Ты злишься?”);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”);
  • обозначить свои чувства (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” свое агрессивное поведение (“А теперь иди, извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

  • апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).

Ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям очень важно не «заражаться» агрессией в таком напряжённом разговоре. А это значит, что тон голоса, взгляд должны быть устойчиво-спокойными. Постарайтесь тщательно контролировать свой праведный гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Именно это позволяет сохранять с ребёнком хорошие отношения и показывает, как нужно владеть собой.

  1. Типичные ошибки взрослого, усиливающие напряжение и агрессию:
  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти (“Будет так, как я скажу”);
  • агрессивные позы и жесты: разговор “сквозь зубы”;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка друзей ребенка;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • нотации, проповеди, “чтение морали”,
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда…”, “Ты никогда не…”;
  • сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но разрушение самооценки приносит куда больший вред, чем само агрессивное поведение.

Продолжение следует…

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей.

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком

В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам о том, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников, как можно разрешить конфликтную ситуацию.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно - психическому состоянию детей; увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга. Свою долю вносят компьютерные игры и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками. Однако сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии.

Часто взрослые путают агрессивных и активных детей. В раннем возрасте многим детям свойственна определенная агрессивность, детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее приемлемым решением проблем для ребенка может стать агрессивная реакция, особенно если у ребенка ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Агрессия может возникать в двух случаях:

1) как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

2) как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу поведения родителей, других знаемых для него лиц, литературных или киноперсонажей.

Причин возникновения детской агрессивности много, одни из них представлены ниже.

    Заболевания центральной нервной системы.

    Агрессивность как средство психологической защиты.

    Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.

    Нарушенная исследовательская активность ребенка.

    За агрессивность принимают что-то другое.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от агрессивности. Но даже если бы это было возможно, не всегда следует стремиться к этому. Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным или безвольным. И это лишь некоторые из проявлений агрессивности.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного.

Часто у агрессивных детей возникает много различных проблем, они раздражительны, не ладят с родителями, сверстники их сторонятся, не хотят общаться, играть, что еще больше их раздражает и злит. Агрессивные дети не оценивают агрессию как агрессивное поведение, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию, в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии, слабо развит контроль над своими эмоциями. Помешать возникновению детской агрессивности невозможно, но научить ребенка преодолевать ее социально приемлемым способом можно.

Работая с такими детьми, следует четко разводить понятия "агрессия" и "агрессивность". Слово "агрессия" (aggression ) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает "двигаться на", "наступать". [Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин].

Под агрессивностью понимают относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (Г.Э. Бреслав).

Следовательно, при работе с такими детьми, основной целью будет являться снижение уровня агрессивности ребенка. Эта цель конкретизируется в следующих задачах: 1) способствовать осознанию собственных эмоций и чувств других людей; 2) обучить ребенка выражать свой гнев приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также контролю над деструктивными эмоциями и реагированию негативной ситуации в целом; 3) обучить навыкам саморегуляции и релаксации; 4) развитие навыков общения; 5) развитие позитивной самооценки; 6) развитие эмпатии.

Детская агрессивность трудно поддается коррекции, поэтому коррекционная работа достаточно продолжительна и имеет большой объем.

Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей. Родителям рекомендуется при необходимости проконсультироваться у других специалистов (невролога, психотерапевта, психиатра и т.д.). При возможности осуществлять взаимодействие с воспитателем, учителем, социальным педагогом, психологом. Все это позволит оказать ребенку комплексную помощь и получить стойкие результаты, выявить причины возникновения агрессивного поведения и по возможности их устранить.

    1. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

    полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

    выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

    переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

    позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

    констатация факта ("Ты ведешь себя агрессивно");

    констатирующий вопрос ("Ты злишься?");

    раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

    обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

    апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя, касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

    демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

    крик, негодование;

    агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

    сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

    негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

    использование физической силы;

    втягивание в конфликт посторонних людей;

    непреклонное настаивание на своей правоте;

    нотации, проповеди, "чтение морали";

    наказания или угрозы наказания;

    обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

    сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

    команды, жесткие требования, давление;

    оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

    1. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

    публично минимизировать вину подростка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

    не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

    предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

    нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

    пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

    внушение спокойствия невербальными средствами;

    прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

    использование юмора;

    признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

В результате изучения имеющихся источников и опираясь на собственный жизненный опыт, обозначены основные причины, порождающие подростковую агрессивность. Как сказал один из классиков: «Все мы родом из детства». Подростковый период в жизни человека является мостиком, ведущим из детства во взрослую жизнь. Многие проблемы, не имеющие значения в детстве и являющиеся второстепенными для большинства взрослых, для подростка являются особенно актуальными. Задача взрослых, особенно близких подростку людей (родителей, учителей, старших товарищей), помочь ему справиться с этими проблемами, и не просто помочь преодолеть их, но и научить его решать проблемы самостоятельно. Только подготовленный к преодолению трудностей человек чувствует себя уверенно, обладает внутренним спокойствием и поэтому в наименьшей степени склонен к агрессии.

Список литературы:

1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: [Текст]: учебное пособие для специалистов дилетантов – СПб.: Речь, 2004 г. – 144 с.

2. Зинченко В.П., Мещерекова Б.Г. Психологический словарь [Текст] Изд. 2-е М., 1997 г.

2. Паренс Г. Агрессия наших детей [Текст]- М., 1997 г.

4. Родионов В., Ступницкая К. «Антистресс» занятие с подростками 11-13 лет [Текст] / «Школьный психолог»/ издательский дом «Первое сентября», 2005 г. - № 20. - С. 6-8.

5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей – Ростов н\Д: «Феникс», 2004 г.– 160 с. (Серия «Психологический практикум»)

Родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением своих детишек, часто впадают в панику. Вопрос, который чаще всего их волнует: «Что делать, как реагировать, когда дитя начинает истерически орать, падает на пол, бьется, кусается»? Для этого нужно постараться понять причины агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детская агрессия: как вести себя родителям?»

Агрессия - это нормальное проявление детской психики, которое в раннем возрасте практически неконтролируемо и связано с взрослением малыша и становлением его как личности.

Причинами детской агрессии может быть что угодно и родителям особенно важно уметь в них разбираться, чтобы агрессивность не стала привычкой.

Психологи выделяют две основные группы причин детской агрессии - внутренние и внешние.

К внутренним относят особенности темперамента и нервной системы, личностные черты, к внешним - условия конкретной ситуации, влияние социума и окружающей среды.

Попробуем систематизировать самые распространённые причины, которые вызывают агрессию:

Физическое наказание.

Ребёнок всегда будет желать вам отомстить, если вы его шлёпнули или накричали за плохое поведение (через крики, укусы, протесты). Ведь глупо пытаться отучить детей от агрессивного поведения с помощью самой агрессии. Потом ребёнок, естественно, будет переносить такую модель поведения и на других.

Стресс и усталость.

Часто причиной агрессии является физический дискомфорт, переутомление или сильные переживания. И дети «выпускают пар», расшвыривая игрушки, топая ногами, падая на пол, крича.

Ограничение физической активности.

Проводя большую часть времени в ограниченном пространстве, когда детям запрещается бегать, играть в подвижные игры, прыгать, нельзя избежать естественной ответной реакции на ограничение двигательной свободы.

Cтили воспитания в семье.

При строгих наказаниях детей за любое проявление агрессивности, дети скрывают свои эмоции в родительском присутствии, но это не гарантирует отсутствия эмоций в иных ситуациях. И наоборот, причиной агрессивности может быть и родительская чрезмерная уступчивость, неуверенность, а иногда и беспомощность во взаимоотношениях, когда дети не могут чувствовать себя в полной безопасности. Дети могут использовать непослушание и агрессию, чтобы привлекать к себе внимание близких.

При усталости, голоде, испуге, ограничении свободы, психологическом давлении ребёнок может «вспыхнуть» в одну секунду.

Агрессия у ребенка выражается по-разному:

Он дерется,
-кусается,
-бьет родителей,
-говорит обидные или грубые слова
-причиняет боль себе – бьется об пол головой, кусает себя, царапает,
-он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает,
-он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев.

Что делать с детской агрессией?

Что в таких ситуации могут сделать родители, чтобы контролировать формирующиеся «бессознательное Я» ребёнка; как можно избавиться от детской агрессии?

Нельзя сознательно отрицать факт наличия у ваших детей агрессивных наклонностей. Если внутри вашего малыша родился «злобный динозаврик», то надо попытаться его усмирить. Вообще, в педагогике и психологии существует множество воспитательных приёмов при отрицательном поведении детей.

Прежде всего, вы должны дать ребёнку понять, что любите его всегда, чтобы он ни делал, что вы понимаете его чувства, что принимаете его даже тогда, когда у него не получается справиться с собой и когда он дерётся, или портит в гневе окружающие вещи.

Можно даже проговорить: «Я понимаю, почему ты сердишься (обижен). Я бы тоже сердилась из-за этого. Но давай вместе разберёмся (помиримся) и т.д.» Иногда даже такая реплика поможет ребёнку овладеть собой. Дайте ребёнку понять, что с ним все в порядке, что «мама поможет!», «мама рядом!». Но при этом вы также можете гневаться, показывать свою обиду, но только цивилизованно, подавая пример.

Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от нежелательных форм поведения, научите его выражать свои эмоции. Каждый раз, сдерживая свои агрессивные эмоции, ваш малыш «загоняет» их внутрь. Установите с ребёнком зрительный контакт, спокойно посмотрите на него и дайте ему выговориться. При этом выясните причину агрессии и устраните её в кратчайшие сроки. После этого объясните, как можно выразить злые эмоции по-другому - в позитивной форме, подайте положительный пример, образец зрелого поведения. Кстати, старайтесь не прикасаться к детям в минуты раздражения, они не должны ничего почувствовать.

Попробуйте перенести негативные чувства на неопасные объекты - подушки, каучуковые шарики, резиновые игрушки, кусок мягкого бревна, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», спортивный инвентарь и др. Пусть ребёнок направляет гнев не на людей, а переносит его на неодушевленные предметы, выплескивая его в игровой форме. Этот способ особенно полезен для робких, неуверенных в себе детей, но недопустим для чрезмерно открытых.

Необходимо учитывать недопустимость частых запрещений и не допускать срыва деятельности ребенка. Вы не сможете запрещать детям что-то всю жизнь, ваши авторитарные методы воспитания особенно ярко проявятся в подростковом возрасте. Лучше с ранних лет заложить в детях механизм самовоспитания и самоконтроля, пусть у детей войдёт в привычку анализ собственных поступков с точки зрения хорошо - плохо, воспринимая плохие поступки как проявления слабости. Кроме того, если постоянно запрещать, можно развить в детях комплекс неполноценности и отбить всякое желание заниматься какой-либо самостоятельной работой.

Научите ребёнка в момент агрессии улыбаться и расслабляться. Поговорите с ним о том, какими злыми и некрасивыми «бяками» становятся люди в порыве гнева. - Можете научить его снимать агрессию с помощью битвы подушками, можете выбрать мягкую игрушку и назвать её смешным именем «Бу-Бу», и сказать, что нельзя драться, но есть Бу-Бу, который любит поиграть в «толкалки».

Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».

«Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» - «А ты помидор!» и т.д.

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

«Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

«Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать – главное, соблюдать все правила.

Делайте малышу «сказочный массаж», рассказывая какую-то сказку или историю из жизни и одновременно похлопывая его по спинке.

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите нарисовать «закорючки». По силе нажатия на карандаш и степени «размашистости» вы увидите, как постепенно напряжение исчезнет. После этого можете «яростно» разорвать вместе «злую» бумагу.

Вообще каждый родитель волен сам выбирать стиль воспитания своих детей, ведь все дети уникальны. Главное - это ваше желание воспитать детей хорошими и добрыми и ваш творческий подход. И запомните, там, где есть любовь - там нет места агрессивности. Любви вам и терпения!


Что еще почитать