Чему учат нас дети. Чему наши дети могут научить нас. Любви - безусловной и всеобъемлющей

Весна! Все цветет и радуется солнцу. Я наконец выбралась на встречу с подругой в ботанический сад! А там весна во всей красе – тюльпаны, сирень, магнолии – все цветет, ароматы пьянят!

Гуляя по саду, подруга говорит: «Ты так внимательна ко всему, что нас окружает. Ты уже обратила мое внимание на троих божьих коровок, нескольких пауков и на кучу других жуков». «Это все благодаря детям,» – ответила я и улыбнулась. А после задумалась. Действительно, как многому можно научиться у детей, если замедлиться до их скорости.

Чему меня научили и учат мои дети?

Такой непростой простой вопрос. Прежде всего видеть по-новому. Что это за жучки, куда они ползут, где они живут… и множество других вопросов задает ребенок, увидев живое существо. Можно придумать увлекательную историю, а можно рассказать интересные факты из жизни жучка. (Благодаря детям я узнала, как выглядит личинка божьей коровки). Мы вместе наблюдаем, куда он ползет или, взяв жучка на пальчик, поем: «Божья коровка лети на небо…» и он улетает. Мир насекомых стал мне ближе. Осы, пчелки, жуки и пауки – все они могут попасть в беду – лужи, грязь, падение на спину, а мы спасатели насекомых!!! Мы им помогаем, а сами учимся бережному отношению к природе.

Сын научил меня разбираться в марках автомобилей. До этого они делились на «наши» и «иномарки». Сейчас мир тачек открыт для меня во всём разнообразии. Mercedes, Citroen, Porsche – это уже не пустой звук, а названия наполненные историей. «Тачки» наш любимый мультфильм. Мы не только смотрим его вместе, но и узнали какие машины стоят за образами героев.

Когда появился первый автомобиль? Кто изобрел поезд? На чем ездили древние люди? Сын задает вопросы, а мама скупает книги по истории транспорта! И еще загадочный мир будущего. Появятся ли летающие авто, какие будут самолеты и поезда? Такая книга у нас тоже уже есть. Теперь мы знаем все, ну, или почти все! Спасибо тебе, сынок, за расширение моего кругозора!

А с дочкой мы познаем жизнь животных. Кто живет в лесу? Что они едят? Какие у них домики? И не обязательно ответы должны быть научно правильными. Нет, так не интересно. Мы придумаем все сами. Мир фантазии ребенка творит чудеса. И вот наш олененок уже кушает орешки вместе с подружкой белочкой, а после они идут в гости к енотику, который живет в домике. И его сосед – большой слон. Каждый день наши зверушки переживают новые приключения.

В садике дочь увлеклась английским языком. И теперь два раза в неделю мама проверяет свои знания языка под присмотром самого строгого учителя. Новые стихи и новые слова – это мои сокровища благодаря любимой дочке.

На протяжении многих лет ты живешь и даже не подозреваешь обладателем скольких талантов ты являешься. Появление детей раскрывает их в полной мере:

Актерское мастерство – играя с детьми ты примеряешь на себя множество разных ролей. Сейчас ты злой серый волк, который хочет съесть маленького зайчика; волк уже исчез, а на его месте принцесса, которую нужно подготовить к балу. И нужно быть искренним и убедительным погружаясь во все образы. Дети не терпят фальши.

Певица – ни о чем не подозревающая мама становится певицей напевая вместе с детьми их любимые песенки из мультфильмов или на ночь колыбельные песни. Частенько ты начинаешь петь просто так!

Художник – знакомство ребенка с карандашами и красками влечет за собой активное включение мамы в этот процесс. «Мама нарисуй…» и понимаешь, что, не смотря на 3 по рисованию в школе, ты неплохой художник. И все благодаря тому восхищению, которое ты видишь в глазах своего ребенка. А позже ты становишься ценителем искусств. Холодильник и стены выполняют отныне еще одну важную функцию – они являются носителями высокохудожественных произведений.

Рождение детей – радостное и трепетное событие в каждой семье.

Сначала он такой маленький, беспомощный, неумелый, так многое хочется ему дать, вложить, научить.

Всем родителям хочется видеть своих детей счастливыми.

Что мы можем для этого сделать? Почему это не всегда удается?

Почему в одной семье вырастают такие разные дети, ведь вкладывают в них одинаково?

Почему так часто не оправдываются ожидания родителей в отношении своих детей?

Почему дети часто не слушают того, что говорят им родители, и поступают по-своему?

Что такое воспитание?

Попробуем разобраться…

Вы замечали, что ребенок, даже совсем маленький, ведет себя совсем по-разному со всеми?

Например, моя коллега отмечала, что мальчик, которого приводит на занятия развивающими играми мама, ведет себя вызывающе, привлекает внимание, не дает заниматься другим детям. Когда этого же ребенка приводит папа, это совершенно другой ребенок: сосредоточенный, спокойный, увлеченный. Так от чего это зависит?

Почему истерики и капризы достаются не всем, а только некоторым в семье?

Мы очень тесно связаны со своими детьми. Хотим мы или нет, отдаем себе в этом отчет или нет, дети очень хорошо считывают наши мысли, самообучаются у нас, взрослых, и, как в зеркале, возвращают нам назад своим поведением.

На консультации мама с маленьким мальчиком. Ребенку 1 год и 8 месяцев, а он уже во всем противоречит своей маме. Всё, что ни скажет мама, он делает наоборот. Начинаем разбираться. Оказывается, мама так же ведет себя с папой. У них затянувшийся конфликт, и она всё делает ему назло. Маме не очень понравилось такое «зеркало», но задуматься пришлось.

Как бы родители не пытались говорить своим детям, как нужно поступать правильно, есть только один способ воспитания – личный пример. Никакие слова и назидания, как делать правильно, не работают. Ребёнок неосознанно повторяет модель поведения родителей. Например, мама или папа курят. Сколько бы они не говорили своим детям о вреде курения, очень высока вероятность, что дети тоже закурят. Никто из родителей не хочет видеть своих детей выпивающими, но пока в семье будет ритуал празднования со спиртным, уберечь своих детей от этого не удастся.

На консультации мама говорит о том, что сын в третьем классе стал плохо учиться, закончил школу на тройки. Тут же она задумывается, стОит ли ей самой получать высшее образование. Приходится долго работать с мотивацией к учёбе у мамы. А для меня это ответ, почему ребёнок стал плохо учиться.

Чему могут научить, что передать своим детям родители? Только то, что есть у них самих.

Замечали, что больше всего расстраивает, когда в детях видишь собственные недостатки? Например, папа не уверен в себе. Проявления неуверенности в себе у сына будут сильно расстраивать и папу. Вместо того, чтоб расстраиваться по этому поводу, папе самому важно нарабатывать уверенность в себе.

И словами научить не получится. Выходит, чтоб наши дети оправдывали наши надежды, нам, родителям, придётся самим честно признаться, что нужно менять в себе, поставить цель и идти к ней.

Мы ведь не можем изменить другого человека (даже если он наш ребенок), мы можем изменить только себя, тогда другой рядом с нами тоже изменится.

Так кто же кого воспитывает? Придется честно признаться, что дети – наши главные учителя. Если хочется, чтоб ребенок занимался спортом, придется начать делать это самому.

Они учат нас самому главному – целостности, чтоб слова не расходились с делом.

Такое взаимное творчество невольно обогащает обе стороны!

Наша главная мотивация к развитию: будем меняться ради наших детей!

Если хочется видеть своих детей счастливыми, как важно самим родителям стать счастливыми!

А чему вас учат ваши дети?

Воспитание детей - задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости - радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового - еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!

Взаимоотношения с детьми, воспитание детей – процесс не простой, но увлекательный и интересный, особенно для людей, которые готовы учиться всю жизнь.

Восточная мудрость гласит:

«Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя»

Наши дети – это наши лучшие учителя. У некоторых людей вопрос о том, чему они учатся у своих детей, вызывает недоумение. Они считают, что у маленьких человечков нечему учиться, поскольку сами их учат и воспитывают. Однако для того, чтобы кого-то воспитывать, надо самому находиться в потоке познания Жизни.

А может все-таки наши дети способны нас чему-то научить? Давайте задумаемся!

Жить здесь и сейчас!

Большинство людей живет либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями. Однако, что интересно, ни среди «вспоминателей», ни среди «мечтателей» вы не найдете людей, которые были бы полностью удовлетворены своей жизнью, были бы счастливы. Счастливы те люди, которые живут настоящим и это объясняет тот факт, почему почти все дети счастливы, даже если живут в тяжелых условиях. Дети живут по принципу:

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.»

Дети помогают нам вспомнить о том, что можно любить не за что-то, а просто так. Ведь они любят родителей именно так, бескорыстно.

Многим людям, когда они сталкиваются с какой-то проблемой, не хватает психологической гибкости. Дети намного гибче воспринимают реальность .

Большинство взрослых закрыто для окружающих, в отличие от детей, которые открыты миру . Закрытость в той или иной степени необходима, но ПОСТОЯННО закрытый человек начинает негативно воспринимать окружающий мир и себя в нем. В ответ со стороны окружающих он получает соответствующее отношение.

Нередко приходится слышать, как человек говорит, что его ничем нельзя удивить. Однако то, что человек утратил способность удивляться вовсе не говорит о том, что он стал мудрецом. Дети могут нам помочь вернуть эту утраченную способность.

Взрослые часто ведут себя неестественно, что обусловлено различными установками, правилами, традициями, привычками. В отличие от взрослых дети в большинстве случаев естественны и непосредственны .

Еще один урок, который могут преподать нам дети – это способность к необусловленной радости . Ребенку не нужны какие-то особые поводы, он может быть радостным без особой причины.

Чем старше становится человек, тем больше, как правило, его «опутывают» различные условности, ограничения, стереотипы, которые подавляют способность видеть и воспринимать новое. В жизни маленького человека условности, шаблоны и стереотипы отсутствуют. Взаимоотношения с детьми, осознанное желание научиться у них чему-нибудь, может если не порвать «путы» условностей, то хотя бы значительно ослабить их воздействие.

Дети легко воспринимают новое. Консерватизм, некоторые опасения перед неопробованными действиями являются необходимыми условиями выживания. Однако консерватизма должно быть в меру, иначе человек остановится в своем развитии.

Всем детям присуще стремление к творчеству. И от родителей во многом зависит заблокируют ли они эти каналы творчества или поймут и поддержат ребенка, и тогда он будет творческой личностью и во взрослой жизни. Дети обладают способностью жить в стране Фантазии и по мере взросления покидают ее. Лишь немногие взрослые изредка в нее возвращаются. Фантазируйте вместе детьми! Это .

И конечно же, у детей нужно учиться способности быть счастливыми .

Русский философ Григорий Померанец писал:

«Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором. Они проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным – небу, дереву, человеку».

Я, честно говоря, не сторонница философствований и рассуждений на тему того, что дети делают нас добрее, мудрее и учат видеть прекрасное. Это же очевидно! Чему еще могут научить эти светлые и чистые создания, если не добру?

Но если смотреть на ситуацию более реалистично и цинично, то я довольно легко могу выделить еще несколько пунктов. Сейчас подруги довольно часто спрашивают меня о моей жизни «до» и «после» рождения Энджи? Стало ли мне тяжелее? Правда ли то, что с появлением ребенка ничего не успеваешь и ни на что нет времени? Черт, с появлением ребенка я стала делать и успевать намного больше. Дети очень организуют нашу жизнь. Вот, например, в нашей жизни «до» Энджи мы с мужем могли часами зависать в Интернете, просматривая дурацкие видео, а потом долго споря, кто идет мыть посуду, а кто пылесосит. Сейчас наши скорости, с которой мы мчимся на кухню в борбье за право помыть там посуду, сравнимы со взлетной скоростью истребителя. Ведь проигравший пойдет к дочке и будет в сотый раз слушать песню динозаврика Додо.

С рождением Энджи я научилась ценить время. Если она спит, значит у тебя есть час, чтобы навести порядок и приготовить ужин, иначе вам с мужем придется опять есть фастфуд. Раз в неделю - не вопрос. Но от более частой подобной практики семьи не укрепляются. Опять же! Времени с рождением ребенка не становится меньше. Просто ребенок посягает на твое личное - свободное время. Это элементарный выбор - Интернет или игра с ребенком. Конечно, игра. Но твое личное желание не выполнено и кажется как будто времени ни на что нет. Я вот поняла, что чем реже захожу в Интернет, тем больше успеваю и вся жизнь пошла, как по маслу. Вместо сериала в обеденный сон дочки я успеваю сделать педикюр, да еще такой, что моя гинеколог при осмотре изъявляет желание записаться на прием. Но я не мастер педикюра, я - журналист, так что увы.

Кстати, о работе! До рождения Энджи я могла днями и часами вынашивать идею текста. Потом долго его писать. Стирать, переписывать заново. Сейчас я пишу любой текст за час, качая при этом коляску ногой. Мой босс при этом отмечает, что последние пару-тройку текстов были крайне удачными. Потому что ребенок заставляет мозг аккумулирвовать мысли здесь и сейчас. Есть час - есть задание, - надо писать. Без лишних слов. И вот еще пришло на ум. Я начала работать, когда Энджи было чуть больше двух месяцев. Меня никто не заставлял. Мы, к счастью, с мужем хорошо живем.

Но я не могла деградировать. Рождение Энджи объяснило мне все и все расставило по полочкам. Я - мама. И в первую очередь, все мои силы, любовь и время для нее. Но я себе сказала, что чем больше я буду погружаться в памперсы, пеленки, песни динозавра Додо, тем больше буду деградировать и жалеть себя. Кто в конце концов сказал, что нельзя работать, совмещая это с материнством. Я не могу сидеть без дела, мне нужно себя самореализовывать, чтобы быть интересной себе, мужу, чтобы что-то значить. Чтобы моя дочь могла потом мной гордиться. Хочу быть для ребенка примером. Это ли не позитивные перемены, которые происходят в женщине с рождением ребенка?

И еще. Немного лирики. С рождением Энджи я стала еще больше любить и ценить своих родителей. Лишний раз напишу или позвоню им, скажу, как люблю и как благодарна, что есть я. Такая какая есть. Моя сестра. Наша семья. Только сейчас, испытывая все на себе, понимаю, что это счастье, но и трудная работа. До рождения детей понять это невозможно.

Что еще почитать