Что дает ребенку общение с домашними животными? Дети и домашние животные: соблюдаем правила безопасности

Многие дети стремятся к общению с домашними животными, любят с ними играть и хотят, чтобы у них тоже появился какой-то любимец. У родителей встает вопрос: стоит ли заводить кого-то дома? Домашнее животное - это все-таки и ответственность, и расходы, и усилия по уходу за ним. Любой родитель понимает, что большая часть этих забот ляжет на их плечи, и зачастую это становится поводом отказать ребенку.

Давайте разберемся, чего в таком случае лишается ребенок, и что может дать ему общение с домашними животными. Есть ли в этом какая-то польза, которая перевесит все мелкие неудобства?

1. Надо сказать, что общение с домашними животными действительно очень полезно для ребенка. Видимо, ребенок инстинктивно стремится к этому. Во-первых, это полезно для здоровья, в том числе психического, - не зря существует такое направление как энимал-терапия, когда детей лечат общением с животными: лошадьми, дельфинами.

Как это работает? Когда ребенок что-то гладит, он самоуспокаивается. Животное тоже можно погладить, приласкать, потеребить - и животному хорошо, и ребенок успокаивается. Как правило, дети становятся более уравновешенными, более спокойными, когда у них есть питомец, с которым можно общаться.

Это знакомо даже многим взрослым, у которых есть кошка или собака, - погладишь ее и успокаиваешься, уходит все лишнее напряжение. Дети - кинестетики, и для их нормального гармоничного развития особенно важны такие ощущения.

2. Домашние животные отдают много энергии, много любви, они любят хозяев, в том числе ребенка, безусловно. И ребенок тоже приобретает опыт любви и заботы о каком-то существе. Этот опыт бесценен. Он учится отдавать внимание, ласку. Особенно если ребенок в семье один, и все заботятся о нем, а ему заботиться не о ком. Тогда домашнее животное - это хорошая возможность проявить любовь и заботу о близком существе.

3. Через заботу о животном у ребенка происходит формирование ответственности за того, кого он приручил. Часто, когда дома заводят кошку или собаку, то ей занимаются только взрослые. Но ребенок тоже должен ухаживать за своим питомцем, поэтому ему обязательно нужно прививать такие навыки.

Заведя домашнее животное, вам сразу же нужно обговорить обязанности ребенка. Он должен знать конкретно, что он делает: выгуливает, кормит и т.д. Задача родителей здесь - проявить твердость, нужно настаивать, что это ответственность ребенка.

Кстати, потом вам будет проще объяснять ребенку его домашние, учебные и другие обязанности, потому что такой опыт у него уже есть.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

О пользе домашних животных для развития ребенка сказано немало. Но многие родители все же не спешат заводить питомцев, опасаясь, что они причинят вред здоровью детей. Какие неприятности действительно подстерегают малышей и как сделать жизнь семьи, если есть домашние животные, комфортной и безопасной?

Источник: depositphotos.com

Проблема номер один – это, конечно же, аллергия. Избавляться от животного в период ожидания ребенка не нужно – никто не может предсказать, разовьется ли она у новорожденного. Но и специально заводить щенка или котенка во время вашей беременности не стоит – лучше подождать, пока малышу не исполнится хотя бы два-три года.

Аллергия бывает как на шерсть животного, так и на его эпителий, слюну или мочу, то есть гладкошерстная кошка или собака не обязательно окажутся гипоаллергенными. Единственными питомцами, которые не вызывают аллергию, считаются рептилии и аквариумные рыбки. А вот корм для них тоже может быть аллергенным.

Если у родителей есть подозрение, что у малыша возникнет аллергия на животное, имеет смысл заранее провести специальные аллергопробы. Некоторые клиники могут сделать анализы на конкретную кошку или собаку, однако такая услуга доступна не во всех городах.

Профилактике аллергии способствуют здоровый микроклимат в доме и регулярная влажная уборка. Для того, чтобы питомец выделял меньше аллергенов, стоит его регулярно купать и вычесывать.

Блохи, клещи и глисты – это не спутники жизни

Нужно учесть, что глисты и блохи могут быть не только у кошек и собак, но и у мелких грызунов. Пушистый кролик или морская свинка также нуждаются в правильном содержании. Однако нужно покупать соответствующие виду животного препараты. Если вы не знаете, какое лекарство подойдет для дегельминтизации, посоветуйтесь с ветеринарным врачом.

Более остро стоит проблема с иксодовыми клещами – собака или кошка могут подхватить их даже при простой прогулке в траве. Животные не болеют энцефалитом, но у них есть специфические заболевания – пироплазмоз (у собак) и гемобартонеллез (у кошек). Для людей эти заболевания не опасны, а для животных в отсутствие лечения, скорее всего, будут смертельными. В период активности клещей (с весны до поздней осени) надо регулярно обрабатывать животных специальными препаратами и проверять шерсть после прогулки.

Опасны ли болезни животных для человека?

Конечно, многие болезни питомцев опасны для людей. Поэтому животным обязательно делают профилактические прививки.

  • Бешенство. Все собаки и кошки должны быть привиты от бешенства. Случаи бешенства среди домашних животных крайне редки. Поэтому если ребенка укусила домашняя собака, у которой есть действующая прививка, не паникуйте. Если же вакцинация не произведена, за животным будут наблюдать ветеринары в течение десяти дней. При укусе собаки или кошки нужно сразу промыть рану под сильным напором воды и обработать ее антисептиком.
  • Лептоспироз. Еще одна обязательная для собак прививка – вакцина против лептоспироза: это опасное заболевание передается людям. Его переносят и грызуны, так что собака может заразиться, просто поймав мышь.
  • Токсоплазмоз, хламидиоз и сальмонеллез. Всеми этими заболеваниями тоже есть риск заразиться от домашних животных, включая грызунов. Домашние птицы могут быть инфицированы двумя последними из списка заболеваниями.
  • Дерматомикозы. Многие грибковые инфекции могут передаваться от животных людям, если у них снижен иммунитет.
  • А вот кошачьим и собачьим гриппом, вирусным энтеритом люди не болеют. Соответственно, и мы не можем заразить животных своим вирусным заболеванием.

Регулярный осмотр у ветеринара, профилактические прививки, гигиенический уход за животными сводят опасность заражения к минимуму. Питомец не в состоянии рассказать, что он болеет, поэтому здесь поможет только внимательность владельцев.

Травмы и укусы

А вот травмы у детей при общении с домашними животными – явление, увы, очень частое. Правило безопасности здесь одно: никогда не оставлять малыша и животное наедине, без присмотра взрослых. Крупная собака может уронить ребенка, просто задев его хвостом. Кошка может оцарапать, если ребенок к ней прикоснется.

05.10.2010

Ситуация, знакомая многим родителям: ребенок просит купить животное, но взрослые порой считают это прихотью, которая пройдет. Впрочем, оказывается, общение с животными необходимо и полезно для детей.

Домашнее животное создает атмосферу спокойствия, тепла, дает ощущение постоянства. Собака или кот станут хорошим другом для ребенка, особенно если он единственный ребенок в семье.

Собака дает ребенку ощущение защищенности. С собакой не страшно и на прогулке, и дома, если взрослых нет. А ласковая кошка своим мурлыканьем может успокоить или отвлечь внимание, если ребенок чем-то расстроен или находится в состоянии стресса.

Ребенку необходима любовь. Но в отношении к ней родителей и друзей всегда присутствует оценивания. А четвероногий или пернатый друг просто любит своего хозяина, с ним можно расслабиться и быть самим собой. К тому же животное всегда рядом, а мама и папа то на работе, то домашними делами заняты.

Если в семье напряженная обстановка, ребенок страдает от этого. Гладя кошку или возясь с хомячком, он сможет забыть в это время обо всех неприятностях.

Домашние любимцы воспитывают у детей чувство ответственности. Это чувство не передается генетически, оно должно воспитываться. У родителей и учителей не всегда хватает времени. Если же поручить ребенку заботу о щенке или попугайчике, он словно становится взрослее - ведь от него теперь так много зависит!

Домашние животные дисциплинируют. Дети приучаются четко придерживаться распорядка дня: гулять же приходится ежедневно, в любую погоду. И если ребенка трудно оторвать от компьютера и заставить погулять или заняться физическими упражнениями, то с собакой он охотно побегает и поиграет на свежем воздухе.

Кому какие животные подходят?

Гиперактивные дети ориентированы на внешние предметы, им необходимо с ними взаимодействовать, "сбрасывать" излишек энергии. В этом случае поможет подвижная, активная собака. Склонным к тревожности детям лучше наблюдать за рыбками в аквариуме : фиксация внимания на чем-то стабильном, красивом и в то же время живом поможет постепенно успокоиться. Интровертам, флегматикам нужны зверьки, с которыми можно общаться с помощью звуков и прикосновений: морские свинки, хомячки, мышки. Попугаи просыпаются очень рано и могут разбудить ребенка. А с черепашками детям обычно скучно: наблюдать за ними неинтересно, общаться невозможно.

Бывает, что собака сильно напугает ребенка и в результате развивается логоневроз (заикание). Помочь в его лечении может, как ни странно, именно... собака. Если принести в дом щенка, показать ребенку, что и собака может быть маленькой, беспомощной и совсем не страшной, это будет способствовать выздоровлению.

В общении с ровесниками или взрослыми некоторые дети испытывают трудности. Животные облегчают их адаптацию в обществе.

Иногда родители задумываются, когда именно следует заводить животное. На самом деле - это очень индивидуально. Ведь часто бывает так, что при появлении на свет ребенка, в доме уже давно живет кошка или собака. С другой стороны, чем старше ребенок, тем осмысленней будет его решение приобрести верного друга и быть ответственным за него. Будьте внимательны к своим детям, если вы стали замечать что ребенка стали интересовать новости о собаках и кошках, значит скоро станет вопрос о покупке домашнего любимца.

Часто родители не решаются покупать для ребенка домашнее животное, боясь возможных аллергических реакций. Надо знать, что склонность к аллергии является наследственной. Если она присутствует у одного из родителей, то вероятность ее проявления у ребенка составляет 50%, а если у обоих - риск увеличивается до 80%. Когда же родители здоровы, а животное в доме есть уже до рождения малыша, то его иммунная система успевает адаптироваться, и риск развития аллергии невелик. Но когда проявления аллергии возникают, это вовсе не означает, что животное надо выгонять из дома. Тем более что даже если убрать из дома само животное, аллергены сохраняются еще в течение трех лет. Существует специфическая аллерговакцинация: ребенка лечат очень малыми дозами тех же аллергенов. Лечение несколько продолжительное, но эффективное. Обязательным является поддержание чистоты в помещении. Аллергеном может быть не только сама шерсть животных, но и клещи домашней пыли, которые в ней живут. Так что домашних животных нужно регулярно купать. Не стоит также детям спать с ними в одной комнате и тем более - в одной постели.

Многие дети любят животных, а некоторые из них воспитываются в доброжелательной обстановке семьи, в которой присутствуют домашние питомцы. И это очень важная сфера жизни ребенка, ведь общение с животными способствует развитию многих качеств, необходимых человеку для полноценной жизни - способности сострадать, заботиться, любить...

Польза от общения ребенка с животными очевидна. Известно, что интеллект детей, выросших без общения с домашними питомцами, ниже интеллекта детей, воспитанных в семьях, имеющих дома животных. Кроме того, общение с животными облегчает адаптацию в обществе. Животные в доме наполняют его ощущением покоя, тепла и постоянства. Контакт с ними способствует тому, что стрессы переживаются легче. К сожалению, многие дети растут в атмосфере семейных скандалов, а некоторые переживают развод родителей. И если бы у них не было возможности обнять собаку, погладить кошку, повозиться с хомячком и забыть на время обо всех проблемах, они могли бы получить серьезный невроз.

Начинать знакомить ребенка с миром животных и позволять ему общаться с ними можно очень рано. Естественно, родители своим примером должны демонстрировать ребенку, как подходить к животному, как его ласкать, как играть с ним, объяснять недопустимость грубого обращения с животным. Мир животных огромен, изучать его можно бесконечно. Используйте любые возможности, чтобы открыть его ребенку - прогулку на улице, рассматривание картинок в книге, фильмы, поход в зоопарк…

И чем более конкретным для ребенка видится каждое животное (его вид, его роль в нашей жизни), тем эмоциональнее его связь с природой, тем человечнее он становится.

Упоминания, несомненно, заслуживает такой вопрос, как жестокое обращение ребенка с животными. Очевидно, что это недопустимо ни с моральной, пи с правовой точек зрения, и родители должны объяснить это ребенку. Как правило, даже самые маленькие дети рано уясняют это и бережно относятся к братьям нашим меньшим. Однако некоторые дети проявляют необъяснимую по человеческим меркам жестокость к ним, некорректируемую никакими воспитательными мерами. В таком случае это грозный признак психического расстройства ребенка, и чем раньше родители обратятся к психиатру, тем лучше.

Порой практикующему психологу приходится сталкиваться с детскими страхами, объектами которых являются животные. Иногда это может быть спровоцировано реальной травматической ситуацией, когда ребенок по недосмотру родителей или в силу недостатка навыков общения с животными подвергся нападению. Но бывают и страхи, не совсем понятные родителям. Ребенок может испытывать сильный страх (фобию) к определенным животным. Фобия - это одна из форм невроза, и в данном случае она возникает тогда, когда некоторые аспекты отношений ребенка с его родителями переносятся им на животное (ему бессознательно приписываются, например, «плохие» черты одного из родителей, которые ребенок не способен перенести). В таких случаях детская психотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и проблемных вопросов отношений ребенка и родителей.

А если говорить о непосредственном участии животных в психотерапии, то специалистами давно замечен и успешно используется полезный для ума, тела и души эффект от общения с животными. Дельфины и лошади, собаки и кошки - одни из самых известных лечебных животных. Интересна также общественная инициатива, позволившая организовать обоюдополезное общение детей и животных. В штате Пенсильвания приют для кошек организовал акцию «Друзья по книге». Дети начальных классов приходят в приют и читают кошкам вслух, это помогает детям улучшить навыки чтения и научиться заботе о братьях наших меньших, а кошкам помогает социализироваться. Инициативу подхватили приюты по всей стране.

Как психолог я бы посоветовала каждому родителю задуматься над тем, насколько важно и полезно ребенку общаться с животными. Более того, считаю, что польза общения детей с животными, перевешивает неизбежные, но не такие уж и большие трудности, связанные с уходом за ним. Кроме того, возможно, ваш последний бастион падет, если вы узнаете, что домашние животные ни в коем случае не способствуют тому, что в доме становится больше инфекции. Ведь по данным опять-таки исследований, дети, в семьях которых есть животные, болеют меньше, а их иммунная система более устойчива.

Донецькая общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 94

Урок по основам здоровья в 3 классе

Тема: «Правила обращений с домашними животными и бродячими собаками»

Учитель-методист

Медведенко Л.Г.

Донецк 2011

Тема: «Правила обращения с домашними животными и бродячими собаками. Оказание помощи при укусах».

Цель: учить правильному обращению с домашними животными; рассмотреть ситуации встречи с бродячими собаками, правильному поведению в таких ситуациях, оказанию первой помощи при укусе животных.

Оборудование: иллюстрации, предметные картинки с изображениями животных, загадки.

Ход урока

І . Оргмомент.

II . Мотивация учебной деятельности.

  1. Загадки.

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Быстрый маленький зверек по деревьям скок – поскок. (Белка)

Ползун ползет, иголки везет. (Еж)

Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется чаще всех. (Кошка)

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Как одним словом можно назвать слова – отгадки?

(Животные)

  1. Игра «Кто где живет?»

Дети размещают картинки с домашними животными возле домика, а с дикими возле дерева.

III . Новый материал.

  1. Сообщение темы урока.

Ребята, на вид все животные кажутся добрыми, ласковыми и, конечно же, безопасными. Мы беспечно протягиваем им руку, не зная законов и правил природы. Вот здесь-то и подстерегает нас беда. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как следует себя вести с животными, чтобы не случилась беда.

Животные – братья наши меньшие. Но животные, живущие рядом с нами, не всегда дружелюбны.

  1. Решение ситуаций.

Какой опасности подвергают себя ребята, так общаясь со своими питомцами?

(Ответы детей)

Работа в группах.

  1. Составление учащимися правил общения с домашними животными.
  • Не хватай животных руками, доставляя боль им.
  • Не бей животных палкой и другими предметами.
  • Не отбирай еду, когда они едят.
  • Не трогай детенышей животных.
  • После игр с домашними животными обязательно мой руки.

Верно, ребята, я думаю, что вы всегда будете соблюдать правила обращения с животными.

  1. Встреча с бездомными животными.

К сожалению, очень часто приходится встречать животных, у которых нет хозяев, у них нет дома, о них никто не заботится. О таких животных говорят – бездомные. Встреча с ними часто несет опасность как для взрослых, так и для детей. Чаще всего такими животными бывают кошки и собаки. Они являются переносчиками различных заболеваний (бешенство, лишай и других). Потому что в основном ищут себе питание вблизи мусорников.

Справка.

Бешенство – страшная болезнь, от которой умирают люди и животные. Такой болезнью человек может заболеть, если его укусило больное животное. Инфекция попадает через ранку со слюной. Излечиться от такого заболевания очень сложно.

Что нужно знать при встрече с собакой?

Загадка Стобеда.

Следующая моя загадка на четырех ногах, - засмеялся Стобед.

Скажите, какая собака самая злая?

Бульдог! - крикнул мальчик.

Овчарка! – сказали две девочки.

Не угадали, - сказал Стобед. Самая злая собака та, которую вы разозлите. Вот послушайте, какой был случай. Шел однажды старый добрый пес по двору, а мальчик взял и замахнулся на него палкой.

Надо защищаться, - решила собака. И – хап мальчика за ногу. Ему потом рану в больнице зашивали. Замахиваться на собак нельзя! От этого самая добрая собака разозлится.

ЗАПОМНИ!

  • Если тебя укусила собака или кошка, немедленно расскажи об этом родителям.
  • Не пытайся сразу остановить кровь. Кровотечение может помочь удалить слюну животного из раны.
  • Промой кожу и рану вокруг укуса. Смажь йодом или одеколоном.
  • Обратись к врачу. Прививка при укусе поможет, если собака бешенная.
  1. Викторина.

Как ты думаешь, опасны ли встречи с дикими и бездомными животными?

Как нужно поступить. Если встретил бездомное животное?

Опасны ли раненые животные?

Как определить на вид заболевшее животное?

Как поступить, если вас укусило животное?

Добрые советы:

Если вы встретились с бродячей собакой, никогда не поворачивайтесь к нему спиной и не убегайте. Остановитесь, повернитесь к нему лицом и медленно отступайте, дайте ему дорогу.

Запомните: не поднимайте руки, не делайте резких движений, не смейтесь (она решит, что это оскал, призыв к бою) и не показывайте своего страха.

Если собака готова на вас напасть, защитите горло. Защищайтесь палкой, камнем, песком; постарайтесь ударить пса в нос. В худшем случае, если собака сильная и сбила вас с ног, обязательно повернитесь на живот, защитите руками шею, локтями лицо и не двигайтесь. Громко зовите на помощь, но не поворачивайтесь, не двигайтесь.

Если собака покусала, промойте рану водой с мылом или перекисью водорода (чтобы смыть слюну животного). Смажьте край раны йодом. Закройте место укуса чистой повязкой и немедленно обратитесь в больницу. Там врачи вам помогут.

IV . Подведение итогов урока.

  • Чему на уроке научились?
  • Какие правила поведения с животными запомнили?

Что еще почитать