Что означают буквы возле пробы на золоте. Пробы золота

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Покупка ювелирных украшений из благородных металлов зачастую сопровождается волнением по поводу подлинности материалов изделия. Это и не удивительно, ведь никому не захочется приобрести прикрасы более низкого качества, чем было заявлено продавцом ювелирного магазина или еще хуже — подделку. Чтобы стать «подкованным» покупателем в этом вопросе достаточно разобраться в визуальных знаках отличия, которыми обозначают свою продукцию ювелирные заводы.

Что такое именник на ювелирных изделиях?

Именником принято называть своеобразный товарный знак в виде оттиска на каждом ювелирном изделии из благородного металла. Этот специальный знак подлежит обязательной регистрации в государственных органах, осуществляющих пробирный контроль. Кроме этого, законом предусмотрено обязательное наличие уникального знака у объектов, имеющих разрешение на изготовление изделий из драгоценных металлов.

Между прочим, наша мастерская MosGold занимается изготовлением ювелирных изделий на заказ, .

Как расшифровать код именника на ювелирных изделиях

Изначально оттиск именника задумывался как своеобразный код о предприятии, которое выпустило ювелирное изделие. Такой знак позволял без лишних процедур определить какой завод изготовил каждое конкретное украшение. Появление именника на драгоценных сплавах давало возможность в несколько раз увеличить контроль качества выпускаемых прикрас на государственном уровне.

Чтобы разобраться, что означает четырехзначный код около клейма, необходимо знать какая информация заложена в каждый символ. Слева направо:

  • Год выпуска. Обозначается одной буквой кириллицы с начала алфавита. Каждой букве присвоен свой год. Так, к примеру, украшение, изготовленное в 2001 — это А, 2002 — Б, 2003 — В и так далее.
  • Код Государственной Инспекции Пробирного надзора. Второй знак определяется одной из 16 букв, под которой зашифрована территориальная инспекция, которая выдала разрешение на деятельность конкретному заводу или предприятию.
  • Код изготовителя. Любому лицу и предприятию, занимающемуся выпуском ювелирных изделий присваивается свой уникальный код, который является частью именника. Этот двузначный шифр может состоять как из цифр, так и букв, а также их сочетаний.

Кроме подлинности используемых материалов для изготовления ювелирных изделий пробирная служба предъявляет конкретные требования к внешнему виду именника, который должен иметь четкие размеры — 0,5 х 1,5 мм. Отклонение от этих норм может стать весомым поводом отказать производителю в регистрации.

Проба российского золота

В клейме на украшениях из драгоценных металлов ключевым элементом является проба золота, которая символизирует долевое содержание чистого компонента по отношению к примесям. К примеру, 999-ая проба состоит из 999 частей чистейшего золота из 1000. Таким образом дополнительные элементы в этой пробе составляют всего 1%.

В России принята метрическая система проб, которая прямо указывает содержание золота до десятых. То есть, 585 проба — 58,5% золота, остальное это другие металлы, такие как: медь, цинк, серебро, палладий и т.д. 750 проба это 75% золота в составе сплава . Также существует каратная система, которая предполагает разделение общей массы сплава на 24 части. К примеру, золотое изделие в 14 карат содержит 14 частей драгоценного металла и 10 долей примесей.

Проба золота является одним из элементов клейма, которое располагается с внутренней стороны кольца, держателе кулона, застежке цепочки или браслета.

Российская 585-ая проба золота

585-ая проба золота является одной из самых распространенных. В советское время была 583, по сути это одно и тоже. Содержание золота в сплаве, почти не изменилось. Такой сплав позволял получить оптимальное сочетание прочностных характеристик, относительно невысокую стоимость и отличный цветовой оттенок. В качестве примесей используются серебро, медь, никель и цинк.


Фото золота 585 пробы

Чтобы узнать какой пробы изделие достаточно взглянуть на клеймо, в рамке которого присутствуют цифры, обозначающие содержание чистого золота. В зависимости от года изготовления клеймо может иметь различный вид:

  • старинное золото, выпущенное до 1927 года обозначалось по золотниковой системе и имело всего две цифры на клейме — 56, которые располагались слева от девушки в кокошнике с поворотом головы влево,
  • золото советского периода обозначалось тремя цифрами 583, расположенными на клейме справа от оттиска пятиконечной звезды с серпом и молотом по центру,
  • проба современных российских изделий из «желтого» драгоценного металла наносится справа от девушки с кокошником, голова которой повернута вправо.

Достоинства и недостатки 750-ой пробы золота

750-ая проба золота не так популярна среди покупателей как 585-ая, однако также пользуется спросом. В ее составе присутствует более высокое долевое содержание чистого золота, которое значительно повышает стоимость сплава, а заодно и конечного изделия. Такие украшения считаются более элитными, хотя имеют ряд существенных недостатков, среди которых:

  • слабая прочность из за мягкости сплава;
  • низкая устойчивость к механическим повреждениям;
  • более высокая цена.

Контроль драгоценных металлов пробирной инспекцией

Российская государственная пробирная палата является контролирующим органом, который имеет полное право отказать в лицензировании частному лицу или предприятию, изготавливающему ювелирные изделия не соответствующие принятым стандартам.

Наличие клейма на ювелирных украшениях является своего рода гарантией того, что состав драгоценного металла полностью соответствует нанесенным цифрам пробы. Малейшее отклонение от норм становится поводом для отзыва лицензии на выпуск ювелирных изделий, поэтому изготовители заинтересованы в качественной продукции .

Клеймениеювелирныхизделий

Необходимость клеймения изделий ювелирной промышленности до недавнего времени было обязательно, однако, в Государственную думу был предложен законопроект, который предусматривает отмену клеймения в Пробирной палате. Как же теперь будут обстоять дела по данному вопросу?

Теперь клеймение можно будет производить в частных пробирных палатах, но они должны иметь аккредитацию Минэкономразвития. Это еще не все изменения, которые ждут ювелиров в России.

Поправки данного законопроекта предусматривают полное освобождение от нанесения клейма на ювелирные изделия, которые были произведены для экспорта. Было предложено отменить пробы на изделиях, произведенных из серебра, вес которых не превышает 3 грамм.

В данный момент все российские производители должны ставить клейма в пробирной палате на свои изделия. Частными ювелирами оплачивается государственная пошлина, которая колеблется в диапазоне от 17- 45 рублей за одно изготовленное изделие. Срок установки пробы, а также её проверка на каждое изделие составляет 10 дней. Он предусмотрен действующим законодательством. Однако, как показывает практика, очень часто этот срок затягивается до одного месяца.

Со стороны ювелиров поступают предложения о создании небольших частных лабораторий проверяющих и наносивших бы клейма на изделия из драгоценных металлов. Большого количества таких лабораторий на практике достичь не получиться. Причиной тому большие затраты на организацию такого учреждения. Такие расходы смогут позволить себе только крупные заводы- производители и фабрики. Каждая лаборатория после прохождения аккредитации получит индивидуальный шифр, который будет нанесен на каждое исследуемое изделие. Это поможет в случаях возникновения нарушений привлечь к ответственности некомпетентную лабораторию. Наказывать такие недобросовестные учреждения предлагается штрафами. Суммы штрафов довольно не высокие 30-50 тыс. рублей.

В отношении экспортных ювелирных украшений, предлагается не ставить клейма, так как они не соответствуют стандартам других стран. А производить изделия с требуемыми клеймами заграничных заказчиков, у российских производителей возможности нет, так как это делать запрещает закон.

Многие аналитики выступают против данного законопроекта, так как считают, что это негативно повлияет на качество производимых изделий. Однако, большее количество экспертов поддерживают данные изменения. Организация собственных лабораторий поможет избежать огромных затрат крупным фабрикам и заводам. Считают также, что данная процедура может снизить цену на 1,5 — 2% на ювелирные изделия. Это хорошая новость для российского потребителя.

Ювелирный бизнес не должен предусматривать плохое качество продукции, так как люди, чтобы купить украшение идут на дополнительные расходы. Ведь после покупки, потребитель может перепроверить качество купленного изделия у авторитетных организаций, и если оно не будет соответствовать заявленному качеству, то могут возникнуть неприятности у производителя, которые приведут к массовым судебным разбирательствам.

Что касается изделий из серебра и их клеймения, то с учетом стоимости серебра по отношению к другим драгоценным металлам, нанесение проб на изделия которые не превышают 3 граммов, абсолютно не рентабельно. Производство таких украшений невыгодно производителям, а его приобретение, соответственно, не выгодно потребителю, так как нанесение клейма увеличивает цену небольших изделий примерно в два раза.

В общем, судьба данного законопроекта пока не известна, но в ближайшее время что-то обязательно будет предпринято.

Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм РФ.

Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом РФ, но предназначены для продажи, должны иметь сертификат качества.

Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации. Продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается.


Клейма для разных драгоценных металлов имеют различную форму, но в каждом обязательно должен быть знак удостоверения (с 1994 года – профиль женской головы в кокошнике, повернутой направо), цифровое обозначение пробы сплава и шифр госинспекции пробирного надзора в виде буквы, точки или наклонной черты. Наличие на изделиях из сплавов драгоценных металлов данного клейма свидетельствует о соответствии сплава указанной пробе. Клеймо в виде лопатки применяется для клеймения ювелирных изделий из сплавов золота; в виде многогранника – для клеймения ювелирных изделий из сплавов платины; в виде бочонка – для клеймения ювелирных изделий из сплавов серебра; в виде усеченного овала – для клеймения ювелирных изделий из сплавов палладия.

Организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие ювелирные изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь зарегистрированные в территориальных инспекциях пробирного надзора именники и ставить их оттиски на производимых ими изделиях.

Например, первым знаком именника 2000 года была буква, обозначающая шифр госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель, вторым знаком именника была цифра «0». Следующими двумя знаками (буквами) обозначался шифр изготовителя. Последним знаком была точка вверху.

Шифр именника с 2001 года представляет собой сочетание из четырех букв русского алфавита. Первым знаком именника должна быть начальная прописная (заглавная) буква русского алфавита — «А», являющаяся шифром первого года третьего тысячелетия. Буквы русского алфавита «Б», «В», «Г» являются шифром 2002, 2003, 2004 годов соответственно. Второй знак именника – прописная буква русского алфавита, являющаяся шифром госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель. Следующие два знака – прописные буквы русского алфавита – являющиеся шифром изготовителя. Все знаки именника должны быть заключены в единый контур, форму которого самостоятельно определяют госнспекции пробирного надзора.

По государственным пробирным клеймам и именнику на изделии можно определить пробу сплава, вид драгоценного металла, год изготовления изделия, предприятие- изготовитель и региональную госинспекцию пробирного надзора, заклеймившую данное изделие.

Все ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней должны иметь общероссийские артикулы из букв и цифр.

Артикул в коммерческой практике используется для конкретизации типа изделия, с указанием его буквенного или цифрового обозначения. Применительно к ювелирным изделиям первая цифра артикула означает вид изделия, вторая цифра артикула – материал изделия; третья цифра артикула – наличие вставки; четвертая цифра артикула – номер модели изделия.

Проба – это процент содержания золота или серебра в драгоценном металле, обозначенный цифрами. На каждом ювелирном изделии стоит клеймо, в котором указана проба.


375 проба – 37,5% содержание золота (золото, серебро, медь)
500 проба – 50% содержание золота (золото, серебро, медь)
585 проба – 58,5 % содержание золота (золото, серебро, медь, палладий, никель)
750 проба – 75% содержание золота (золото, платина, серебро, медь, палладий, никель)
999 проба – 99,9 содержание золота (золото).


Золото - металл мягкий и дорогостоящий. Поэтому ювелирные изделия изготавливают из сплавов золота с другими металлами – это намного практичнее. Чем больше содержание золота, тем мягче сплав, тем больше на поверхности украшений появляется царапин и вмятин в процессе носки украшений. Такие изделия быстро теряют вид и практически не блестят. Это необходимо учитывать при выборе любых изделий из благородных металлов.

Состав сплавов влияет и на цвет полученного металла. Если много меди, то золото имеет красноватый оттенок. Никель отбеливает, серебро – желтит. Интересен факт, что содержание золота в ювелирном изделии должно несколько превышать объём устанавливаемой пробы, чтобы её подтвердить в Пробирной палате.

На каждое украшение ставится государственное пробирное клеймо. Вероятность подделки в этом случае фактически равна нулю. Покупателю необходимо только знать, как именно выглядит подлинное государственное клеймо, и проверить его наличие перед покупкой.

На клейме должен быть код пробирной палаты, цифровое обозначение пробы, а также специальный знак пробирного удостоверения. Сегодня на клейме в виде знака изображена женская голова в профиль в русском национальном головном уборе – кокошнике. Также изображена русская буква – это шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Пробы других благородных металлов:

Серебро – 800, 830, 875, 925, 960, 999
Платина – 850, 900, 950
Палладий – 500, 850.

Согласно действующему законодательству пробированию подвергаются все промышленно выпускаемые сплавы, содержание благородных металлов в которых свыше 30%. На таких изделиях в обязательном порядке должно быть нанесено государственное клеймо с соответствующей пробой.

Каратная система
В Европе и США используется другая система обозначения содержания золота – каратная. Караты показывают количество частей чистого золота из 24 частей сплава.
Проба 9 карат – это 9 частей золота из 24-х (375 проба)
Проба 10 карат – это 10 частей золота из 24-х (500 проба)
Проба 14 карат – это 14 частей золота из 24-х (585 проба)
Проба 18 карат – это 18 частей золота из 24-х (750 проба)
Проба 24 карат – это 24 частей золота из 24-х (чистое золото).

Каратная система проб используется сегодня по всему миру. Если покупать ювелирное украшение за пределами СНГ, то проба почти всегда будет обозначена в каратной системе.
До каратной системы в Западной Европе действовала лотовая проба (12 лотов = 750 проба).

спец предложения для вас


Из истории пробирования в России

Первое московское клеймо на драгоценном металле, обнаруженное на территории России, относится к 1651 году. Клеймо представляло собой изображение двуглавого орла и дату, обозначенную славянскими буквами. Это были ещё не полноценные в современном понимании пробы, поскольку они не отражали содержание драгоценного металла в сплаве. Но такое клеймо было свидетельством того, что металл соответствует образцу, признанному законом.

В те времена эталоном считались «любские талеры» или «ефимки» – это были привозные европейские монеты, которые переплавлялись в ювелирные украшения. В конце 17 века в России появился «левок» – клеймо, которое свидетельствовало о низкопробном образце золота.

Государственное клеймение в России было официально узаконено в 1613 году для серебра, в 1700 году - для золота. На других металлах клеймо не ставили.

Во всех городах России в 18-19 веке ставили клеймо с изображением:
- герба города, год в щитке различной формы;
- начальных букв имени и фамилии ювелира (именник пробирного мастера);
- клейма мастера, изготовившего изделие;
- двух цифр, обозначающих пробу (число золотников в лигатурном фунте).

Все мастера и ювелиры на фабриках были обязаны ставить свои клейма-именники и представлять изделия государственному пробиреру.

1 января 1899 года в России ввели единообразное клеймо. Изображение представляло собой женскую голову в кокошнике, с инициалами управляющего пробирным округом. Иногда ставились цифры – золотниковая проба (72 золотника=750 проба). Такой вид клейма в разных вариантах просуществовал вплоть до 1927 года, после чего систему проб и клеймирования изменили. Вместо женской головы в кокошнике появилась голова рабочего с молотом, а сама проба стала обозначаться числом тысячных долей золота в сплаве, как это делается в настоящее время. В систему добавились платиновые и палладиевые пробы. В клейме появился шифр пробирного учреждения (буква греческого алфавита).

С 1958 года на советских пробирных клеймах стали изображать серп и молот на фоне пятиконечной звезды. А шифр пробирной инспекции стали обозначать русскими буквами.

С 1994 года в России введены пробирные клейма, которые действуют в настоящее время. Клейма с серпом и молотом ходили вплоть до 2000 года.

Сегодня на клейме изображена женская голова в кокошнике в профиль, направленная вправо. Также изображена русская буква – шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Рассматривая сокровища в витринах ювелирных магазинов, миллионы покупателей задают себе вопрос – какую пробу выбрать? Какая лучше?

Если у вас нет цветовых предпочтений, то выбирать изделие нужно по трём основным критериям: практичность, эстетическая привлекательность, стоимость.

Самая распространенная проба золота – 583-я. Цвет такого металла может варьироваться – это напрямую зависит от процента содержания в сплаве различных металлов. К примеру, если сплав золота 583-й пробы состоит из 58,3% – золото, 36% – серебро, 5,7% – медь, то в таком случае металл отличается зеленоватым оттенком. Та же самая 583-й проба с содержанием 18,3% – серебро, 23,4% – медь, имеет уже розовый оттенок. Если же в этом сплаве 8,3% – серебро, а 33,4% – медь, то золото будет иметь явные оттенки красного.


В целом, золото 583-й пробы считается самым практичным, поэтому пользуется повышенной популярностью. 50% процентное содержание золота в сплаве делает изделия прочными – такие украшения меньше царапаются и не деформируются.


Чего не скажешь о золоте 958-й пробы. Такой сплав не отличается прочностью, поэтому не пользуется высоким спросом у покупателей ювелирных украшений. В этом сплаве, также, в незначительном количестве содержится серебро и медь. Металл получается ярко-жёлтого цвета – практически чистое золото. Часто используется при изготовлении свадебных колец. Но из-за повышенной мягкости поверхность таких украшений требует регулярной полировки.


Сплав 750-й пробы состоит из 3-х компонентов – золото, медь, серебро. Иногда в качестве лигатуры включается немного родия, палладия, никеля и цинка. Цвет металла может быть самым разнообразным – от желто-зелёного оттенка до красноватого и белого. Сплав очень техничный и идеально подходит в качестве основы для ювелирной эмали. Почти всегда украшения из золота 750-й пробы отличаются благородными оттенками и оригинальным изысканным дизайном, поскольку выпускаются не очень большими партиями.

Сплав золота 375-й пробы состоит из компонентов: 37,5% – золото, 10,0% –серебро, 48,7% – медь, 3,8% – палладий. Широко используется при производстве обручальных колец.

Белое золото

Белого золота, по сути, не существует. Это обычное золото с разным содержанием металлов в сплаве.

Белое золото 585-й пробы:
23,7-28,7% – серебро, 13,0-18% – палладий, 17% – никель, 8,7% – цинк, 16% –медь.
Белое золото 750-й пробы: 7,0-15,0% – серебра, 14% – палладий, 4% – никель, 2,4% – цинк, 7,5-16,5% – никель, 15% – медь.


Белое золото пользуется высокими спросом у любителей ювелирных украшений, и является прекрасным компаньоном для бриллиантов.

Серебро

В России законодательно разрешены к использованию следующие пробы серебра: 800, 830, 875, 925, 960, 999.

Серебро 875-й пробы - самое практичное и распространённое. Именно из такого сплава производится большая часть серебряных украшений. Сплав содержит 81,5% чистого серебра. Остальное приходится на медь, которая эффективно препятствует окислению металла. Серебро 875-й пробы менее подвержено потемнению, чем серебро 830-й и 720-й пробы.


Из серебра 916-й пробы изготавливают предметы для сервировки стола. Сплав 960-й пробы используется при изготовлении особо филигранных изделий.

Чтобы защитить серебряные и латунные изделия от окисления, их поверхность нередко покрывают тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).

Платина и палладий

В ювелирном деле сплавы платины и палладия используются в очень незначительных количествах.

Платиновый сплав успешно заменяется сегодня белым золотом. Некоторые ювелирные изделия изготавливают из двухкомпонентного сплава 950-й пробы, в составе которого вместе с платиной присутствует медь и иридий.

Палладий до сих пор не признали в качестве самостоятельного металла для производства ювелирных украшений. Тем не менее, у палладия вполне прекрасная перспектива, поскольку он дешевле платины, имеет насыщенный белый цвет, прекрасную способность к механической обработке и устойчивый блеск.


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

Что еще почитать