Что такое школьный лагерь. Пришкольный лагерь Чем занимаются в школьном летнем лагере

Городской детский отдых организуют более чем в 300 учреждениях, в том числе почти в 130 школах, 27 спортшколах Департамента физической культуры и спорта и 146 учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения.

Во время летних смен дети под руководством педагогов смогут не только отдохнуть, но и съездить на экскурсии, получить дополнительные знания и навыки, позаниматься спортом, посетить мастер-классы. Здесь же для детей организуют трёхразовое питание. Отдых будет бесплатным.

Запланированы две смены — с 1 по 30 июня и с 4 по 29 июля. Кроме того, в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения состоится третья смена с 1 по 29 августа.

Ожидается, что по программе «Единой России» «Московская смена» смогут отдохнуть более 50 тысяч московских школьников. Ознакомиться с картой детских летних лагерей можно на .

Детские городские лагеря

Это традиционные школьные лагеря. Их планируют открывать в каждом районе на базе самых оборудованных школ. Дети здесь смогут отдыхать и учиться под руководством опытных педагогов.

Одарённых будут готовить к экзаменам и олимпиадам по химии, физике и русскому языку, а для детей, которым материал даётся сложнее, проведут интересные занятия по разным предметам. Те же, кто любит спорт, смогут побывать на мастер-классах чемпионов.

Каждый из школьных лагерей обеспечит своих воспитанников трёхразовым питанием.

Чтобы отправить сюда ребёнка, родителям необходимо написать заявление на имя директора своей школы. Тот в свою очередь обратится к директору школы, где будет открыт лагерь. После этого принимается решение о зачислении ребёнка в смену.

Городские оздоровительные центры

Такой тип летнего лагеря откроют . Сюда смогут попасть дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и с особыми потребностями. Право посещать оздоровительные центры есть у всех льготных категорий.

Детей здесь ждут походы, спартакиады, велопробеги, военно-спортивные игры. Они смогут побывать в спорткомплексах, бассейнах, на экскурсиях по местам боевой славы Подмосковья. Те, кому это необходимо, будут заниматься с логопедом и психологом, посещать лечебную физкультуру и физиотерапию.

Детей в центрах также ждёт бесплатное трёхразовое питание.

Чтобы записать ребёнка в лагерь, родителям будет достаточно обратиться с заявлением в районный центр поддержки семьи и детства по месту жительства.

Спортивные городские лагеря

Открывать летние лагеря планируют и на базе спортивных школ. Здесь каждый ребёнок сможет активно провести каникулы под руководством опытных тренеров и наставников.

В таких лагерях они будут не только тренироваться, но и побывают на больших спортивных матчах и на легендарных спортивных объектах, а мастер-классы для них будут проводить олимпийские чемпионы и чемпионы мира.

Лагеря также будут работать по будням с 09:00 до 18:00 с 1 июня по 31 июля, и детей здесь обеспечат бесплатным трёхразовым питанием.

Чтобы записать ребёнка, родителям надо обратиться в ближайший спортивный лагерь.

Лето... Как много ожиданий от этого слова:) Особенно у школьников, которые усердно трудились весь учебный год и теперь хотят заслуженно отдохнуть. Сейчас есть много вариантов организации летнего досуга для детей школьного возраста, и в этой статье мы тоже рассмотрим один из них – летний школьный лагерь!

Летний лагерь в школе – что это?

Как правило, школьные лагеря формируются в летний период на базе школы и подразумевают дневное пребывание детей. Как и в любом лагере, в школьном тоже разработан план развлекательных мероприятий и распорядок дня. Открыть школьный лагерь можно при наличии педагогов, инструкторов физической культуры, квалифицированных специалистов дополнительного образования, организации медицинской помощи, и питания детей. Чаще всего в качестве воспитателей и вожатых выступают учителя этих же школ, в которых открыт лагерь, но также можно встретить лагеря, где работают волонтёры – вожатые, инструкторы, организаторы культурно-досуговых мероприятий и медицинские работники.

Почему родители отдают предпочтение школьному лагерю?

Школьный лагерь – это отличный вариант проведения каникул для детей младшего школьного возраста и для тех, кто недостаточно самостоятелен. Часто можно встретить детей, которые не хотят ехать в загородный лагерь. Причины этого различные – одни боятся жить в незнакомых условиях и в силу застенчивости опасаются новых знакомств, других пугает самостоятельность, ведь в загородных лагерях дети сами ухаживают за собой, стирают и заправляют кровати.

Еще одно преимущество пришкольного лагеря заключается в том, что дети находятся в лагере днем. То есть твой ребёнок каждый день будет под присмотром, а вечером возвращаться домой. Это удобно как для родителей, которые очень обеспокоены времяпрепровождением своего ребёнка, пока они на работе, так и для детей, которые скучают по родителям, друзьям в течение лагерной смены. Так же для есть выделенные кабинеты под «тихий час», где они смогут поспать и набраться сил.

Немаловажной причиной выбора школьного лагеря является небольшая стоимость путевки. Она зависит от того, сколько дней твой ребенок будет пребывать в лагере. Дополнительно могут оплачиваться посещение мест развлечений, таких как парки аттракционов, театры, экскурсии, бассейн и т.д.

Альтернативой школьному лагерю могут также стать в своем городе.

Что делают дети в школьном лагере?

Летний пришкольный лагерь рассчитан на школьников в возрасте от 6 до 14 лет, поэтому все воспитанники делятся на отряды по возрастам, и на основании этого досуг детей различается.

Подача онлайн-заявок в детские летние лагеря началась с конца марта. В этом году школьников ждет ряд нововведений. Часть из них касается географии. Так, впервые дети смогут поехать отдыхать в Белоруссию. Зато лагеря в Абхазии оказались для них закрыты: многие базы не прошли отбор по требованиям стандарта детского отдыха (у некоторых не было даже собственных электрических резервных станций). Кроме того, начиная с 2016 года,

на море дети будут отправляться только самолетами.

Поездами они будут добираться до лагерей в средней полосе России и в Белоруссию.

На этом положительные или нейтральные нововведения закончились. Детям, не относящимся к льготным категориям, а также тем, кто не подпадает ни под одну из определенных московской мэрией групп (например, юные спортсмены или победители олимпиад), бесплатный организованный летний отдых от города не светит.

«Пионерам» в школах не место

С 2015 года детским летним отдыхом начал заниматься департамент культуры Москвы. Одним из первых шагов нового «куратора» стало закрытие практически всех дневных школьных лагерей. На смену им пришли городские центры отдыха (ГЦО), созданные на базе учреждений культуры — библиотек, музыкальных школ, домов культуры. Впрочем, сокращения коснулись и их: за последние три года число мест в них снизилось почти в четыре раза: с 43 тыс. до 13 тыс.

Бюджет, выделенный на все ГЦО (а их насчитывалось 108), был сопоставим с затратами на укладку плитки в Газетном переулке: порядка 300 млн. руб.

Тем не менее недостатка в маленьких посетителях там не было. Отдых включал в себя экскурсионные программы (посещение театров и выставок), активности (спортивные соревнования, квесты, мастер-классы) и тематический компонент. «В течение учебного года моя дочь почти ежедневно ходит в разные кружки, поэтому времени на отдых почти не остается. Благодаря лагерю она посетила несколько музеев, океанариум, была в Царицыно и Коломенском, вожатые сами организовывали детишкам квесты — дочь была в восторге», — рассказала мама участницы «Мастерской творческих каникул» Евгения Безенкина.

Один из лагерей разместился в Международном молодежном центре в Ясенево. За три смены здесь отдохнуло 480 детей от 11 до 15 лет. «У нас была тематика, связанная с историей России, с патриотическим воспитанием, с культурой, были организованы мастер-классы соответствующего возрастного уровня. В каждой смене было четыре тематические экскурсии по Москве и области, а также вся необходимая инфраструктура, чтобы ребенок мог хорошо провести время», — рассказал директор центра Алексей Любцов.

В этом году бесплатных лагерей для обычных детей не будет. Об этом говорится в ответе департамента культуры организаторам подобных лагерей (документ есть в распоряжении «Газеты.Ru»). «В прошлом году у было осознание, что необходимо организовывать лагеря краткосрочного дневного пребывания для детей, оставшихся в Москве. В этом году эту программу сочли нецелесообразной. Все возможности, какие есть, решено направить на организацию лагерей, которые находятся в Подмосковье либо в другие регионах и субъектах страны», — говорит Любцов.

По словам руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского, психологи всегда выступали против подобных «детских резерваций». «Летом все разъезжаются: кто в лагерь, кто с родителями, да еще и за рубеж. А

ты остаешься в своей же школе под присмотром, условно говоря, физрука висеть в спортзале на шведской стенке»,

— заявил чиновник на Московском культурном форуме.

Для ребенка отдыхать летом в пришкольном лагере означает то же, что и для взрослого ходить на работу в отпуск, где не нужно будет работать, добавил чиновник. Кроме того, такой тип лагеря мешает школам полноценно подготовиться к процессу обучения и вызывает у детей комплексы. «В сентябре приезжают ребята и начинают обмениваться впечатлениями. «Я отдохнул там, я здесь», а мальчик просидел все лето в своей же школе. И вместо радости начать снова учиться школа вызывает отторжение», — заявил Кибовский.

Однако, по словам психолога-консультанта, преподавателя московского Института психоанализа Светланы Штукаревой, отдых в пришкольных лагерях полезен для детей. «Учитывая, что большинство детей сейчас сконцентрированы на таком индивидуальном общении, как «я и гаджет», находиться в группе с ровесниками, где они могут играть и общаться, — хорошая возможность замечать реально существующий мир, — пояснила эксперт. —

Во время учебного года у ребенка нет возможности пообщаться со всеми одноклассниками после уроков.

А благодаря пришкольному лагерю она появляется, дети начинают жить коллективом. Школьник становится коммуникатором, как взрослый. В этом есть безусловные плюсы для психики ребенка».

Материнская плата

Право на бесплатный отдых в черте города теперь имеют только льготники. Остальные также могут пойти в городской лагерь, но на платной основе. «Я допускаю такую возможность, что в прошлом году руководители мастерских могли принимать не только детей с льготными категориями. Но мы считаем, что это не совсем правильно», — пояснил заместитель руководителя департамента культуры .

В итоге, чтобы отправить детей, например, в развивающий лагерь в Измайлово на базе МАМИ, который еще год назад был бесплатным, родителям придется заплатить 25 тыс. руб. за смену. Кроме того, подать заявку на отдых в лагерь нужно будет не в июне, как было в прошлом году, а уже сейчас — в апреле. Получается, что

времени, чтобы накопить денег на детский отдых, у родителей осталось совсем немного.

«Я воспитываю ребенка одна, все лето работаю, дочь оставить не с кем — мать больна Альцгеймером. В прошлом году лагерь стал просто спасением, что будет в этом, я не знаю, таких денег у меня нет, а оставлять восьмилетнего ребенка одного сидеть в квартире целый день просто небезопасно», — рассказывает москвичка Диляра.

Активисты уже подали петицию за возврат финансирования городских лагерей. Они подчеркивают, что, согласно постановлению правительства Москвы №29-ПП, всем детям, обучающимся в государственных образовательных организациях, должны предоставить путевки в лагеря с дневным пребыванием.

Похожая петиция, но с требованием вернуть прежнее количество пришкольных лагерей, подавалась в прошлом году. По словам матери двоих детей Елены Грифенштейн, организовавшей сбор подписей, найти альтернативу такому формату отдыха невозможно. Во-первых, в мае большинство путевок уже раскуплено, во-вторых, это дорого — недельный отдых в прошлом году стоил от 8 тыс. до 20 тыс. руб. на одного ребенка.

«Мои дети были в двух лагерях. Пришкольный лагерь в Марьино был оздоровительным и работал с утра до вечера, — рассказала Грифенштейн. — Было трехразовое питание, разные мероприятия, экскурсии, дети ходили в бассейн, в соляные комнаты, пили кислородные коктейли.

Единственное, на что мы сдавали деньги, — на кислородные коктейли, одну тысячу рублей за всю смену

(21 день). Второй лагерь был в Жулебино при школе №1457 (сейчас школа №1359), здесь мы ни за что не платили. В лагере было четыре направления. Те, кто выбирал математическое, решали задачки в игровой форме, участвовали в олимпиадах, в соревнованиях по шахматам. Дети, выбравшие спортивное направление, в игровой форме изучали правила дорожного движения, строили трассы, им даже привозили картинг в школу. Моим детям очень нравилось».

На все воля директорская

По словам Филиппова, решение о том, делать при школе лагерь или нет, принимается самими образовательными учреждениями. «Если есть потребность, чтобы дети не льготных категорий захотели прийти в школу, то, я думаю, соответствующие родительские советы школ такие решения примут», — сказал чиновник. Однако он не уточнил, будет ли в таком случае выделяться дополнительное финансирование, а также идет ли речь о платных или бесплатных пришкольных лагерях.

Масштаб проблемы сильно преувеличен, уверяют чиновники.

«Нас пугали еще в прошлом году, что если городских лагерей не будет, то это увеличит число правонарушений со стороны несовершеннолетних.

Как член Общественного совета по Москве должен отметить, что у нас получилась обратная картина. В прошлом году детская преступность снизилась на 6% по городу, по сравнению с 2014 годом», — сообщил генеральный директор «Мосгортура» (компания занимается организацией массового детского отдыха) .

До 2015 года в учреждениях культуры практики организации каких бы то ни было городских лагерей вообще не существовало, продолжает Владимир Филиппов. «Мы с прошлого года дали импульс директорам учреждений, чтобы они могли открывать свои учреждения для временного пребывания детей, детских студий, мастер-классов на платной основе. Если ребенок относится к льготной категории, то можно бесплатно с трехразовым питанием провести каникулы в детских центрах на базе более чем 70 центров социальной защиты.

Для таких детей мы привнесли в программу культурную составляющую: все музеи, парки и библиотеки открыли для них по этой программе также бесплатно. С ними занимались аниматоры.

В этом году такая практика будет продолжена», — говорит чиновник.

Однако далеко не каждый родитель был готов отправить в такой лагерь своего ребенка. «Лагерь при местном центре социального обслуживания есть, но возможности отдохнуть днем там нет. Занимаются детьми всего несколько педагогов, детям скучно и неинтересно. Но мест нет и там, на район обычно выделяется 20-30 путевок!» — рассказывает мама шестерых детей Любовь Архангельская.

Смена в кредит

Пока ситуация с городскими лагерями не решится, единственной — и весьма дорогостоящей альтернативой — остаются платные лагеря.

Получается замкнутый круг: родителям не с кем оставить ребенка, потому что они работают, а работают они для того, чтобы было, на кого оставить ребенка.

При этом, несмотря на цены, в некоторые лагеря путевки разобрали еще зимой. Например, в детский лагерь «Большое приключение» известного путешественника . Ребята две недели живут в палатках на берегу Мергубского озера (это в Карелии), ходят в походы не только пешком, но и на велосипедах, катамаранах и даже с собаками хаски. Цель лагеря — вырастить будущих путешественников и единомышленников. Видимо, это получается, потому что путевки практически на все лето разбираются в считаные дни, и дети каждый год с удовольствием едут туда на новые смены.

В большом почете т.н. языковые лагеря. Отправить ребенка за границу подтянуть язык теперь доступно далеко не всем. Например,

в этом году двухнедельная смена в языковом лагере в Прибалтике стоит около €2 тыс., это при том, что жить надо на хуторе, а занятия проводят не носители языка.

В Великобритании, Ирландии или на Мальте цена увеличивается еще на стоимость билетов и виз. Зато много языковых лагерей предлагают в Подмосковье (ВКС, «Лингвамания» и др.). Разница в количестве языка (от часа до трех в день) и кто будет преподавать — носители или нет. Цены в среднем от 45 тыс. руб. за две недели. За эти деньги в целом предлагают вполне хорошие пансионаты с 3-4-местным проживанием в отдельной комнате, бассейн и массу всевозможных детских развлечений: от веревочного парка, батутов, водных горок до фестиваля красок, где поощряется как можно больше разрисовать себя и товарища. В основе практически всех лагерей — новое приключение каждый день.

«Путевки улетают, как горячие пирожки, к тому же чем раньше покупаешь, тем дешевле тебе это обходится, — говорит Людмила, мама второклассницы Ксюши. — В прошлом году мы отправляли ребенка на месяц на море, в этом из-за курса и снизившихся доходов дай бог на пару недель куда-нибудь поехать, поэтому приходится активно бронировать лагеря».

По словам Людмилы, в их школе никакой программы на лето не предлагается, поэтому она купила уже три разных путевки.

«Пришлось у знакомых деньги занимать, чтобы потом не переплачивать,

— говорит она. — Одна из смен «заточена» на разные опыты и отдых в сосновом лесу в Подмосковье, другая — отдых в палатке и третья — языковой лагерь, чтобы перед школой дочка хоть как-то вспомнила английский».

Введение.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Рис. 1

Детский контингент в условиях лагеря – это дети 7–15 лет из семей разного статуса. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы, как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, “расшатывание” традиционных позиционных ролей.


Рис. 2


Рис. 9

Цели и задачи.

Цель программы: создание условий для развития индивидуальных способностей, ценностной ориентации, коммуникативных навыков и физического оздоровления детей через организацию досуговой деятельности.

Задачи программы:

  1. Обеспечить общественно-значимый для детей досуг и отдых.
  2. Помочь каждому ребёнку найти своё место в коллективе и раскрыть свой потенциал.
  3. Воспитать уважение к нормам коллективной жизни.
  4. Формировать культуру общения.
  5. Организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Форма реализации целей и задач.

Организация смены в виде сюжетно-ролевой игры по теме названия смены “Солнышко”, участниками которой становятся все желающие дети. Тема развивается в течение всей смены: каждый отряд собирает лучики для отрядного солнца. Чьё солнце в конце смены будет ярче сиять, тот отряд – “солнышко” всей смены.


Рис. 3


Рис. 4

Педагогическое обеспечение игровой модели:

  • Многообразие предлагаемых форм деятельности.
  • Возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов.
  • Систематическое информирование о результатах, достижениях.
  • Добровольное участие во всех делах.
  • Максимальное включение детей в различные формы деятельности.

Концептуальная основа программы.

Концептуальной основой программы является создание воспитательной системы, которая выполняет следующие функции:

  • интегрирующая (объединяет в одно целое различные виды деятельности через сюжетно-ролевую игру);
  • регулирующая (обеспечивает динамику развития ребёнка);
  • компенсирующая (обеспечивает условия общения, которые не дают ему ни семья, ни школа);
  • гармонирующая (создаёт единство истины, добра и красоты);
  • социальной защиты и ориентации (создаёт условия психологического комфорта).

Организационный период.

Организационный период – это первые 3–5 дней смены, время адаптации детей и взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, осуществляется первоначальное сплочение временного детского коллектива. Это ввод в игру по тематике смены, определение ролей каждого ребёнка в этой игре.

Дети также знакомятся с традициями и законами лагеря, изучают режим дня.

Результатом организационного периода должно стать:
– определение интересов и способностей детей;
– формирование отношений внутри коллектива;
– работа с лидерами отрядов.

Основной период.

Он включает в себя проживание ребёнком определённого отрезка жизни по своему выбору: ребёнок может участвовать в спортивных, досуговых, интеллектуальных, трудовых или экологических мероприятиях. Это период личностной самореализации ребёнка. Каждый ребёнок может попробовать себя реализовать как лидер, участвуя в работе активов:

  • “Трудовой десант”,
  • “Веселинка”,
  • “Ловкие, сильные, смелые”,
  • “Защитники природы”,
  • “Умники”.

Дети включаются в сюжетно-ролевую игру “Солнышко”. За каждое дело ребёнок может получить “лучик” по определённой системе поощрения.

Результатом основного периода должно стать:
– погружение детей в игровую модель смены,
– анализ наиболее действенных форм и методов работы,
– работа детского самоуправления,
– обеспечение значимого для детей досуга.

Итоговый период.

Итоговый период – это заключительный период смены (2–3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, что их порадовало.

В это период проводится итоговый праздник, вспоминаются наиболее значимые и интересные дела.

Результатом итогового периода должно стать:
– награждение самых активных ребят и самого лучшего воспитателя;
– исследование интересов ребят разного возраста;
– анализ новых форм и методов работы, их результативность

Основные направления деятельности.

Досуговое (развлекательные конкурсы, игровые программы, танцевальные часы, просмотр видео и т.д.)


Рис. 5

Спортивное (турниры, эстафеты, матчи, спортивные конкурсы и викторины, гимнастика, игры на свежем воздухе)


Рис. 6

Познавательное (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).


Рис. 7

Экологическое (наблюдение за природой, игра-путешествие).


Рис. 8

Трудовое (дежурство, трудовой десант).

Механизм реализации программы.

Основным механизмом реализации программы лагеря является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребёнок сможет проявить себя, свои возможности. Дети разделены по следующим отрядам:

1-й отряд “Веснушки” (досуговый отряд).
2-й отряд “Подсолнушки” (досуговый отряд).
3-й отряд “Лучики” (досуговый отряд).
4-й отряд “Пчёлки” (эколого-трудовой отряд).
5-й отряд “Кузнечики” (спортивный отряд).

Кадровое обеспечение.

Всего сотрудников: 6.
Из них педагоги с высшим образованием: 5.
Со средне-специальным образованием: 1.
Имеющие высшую кв.категорию: 0.
Имеющие 1 кв.категорию: 6.

Методическая работа с педагогическим коллективом.

В течение смены начальником лагеря проводится ряд совещаний по организации и контролю работы воспитателей в лагере. (См. Приложение 1 . )

Система поощрения.

В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “лучиков”, которые собирают ребята вокруг отрядного солнца. “Лучики” имеют свой цвет по направлениям (см. в табл.) В течение всего дня дети получают “лучики”, подписывают их и прикрепляют к отрядному солнцу. В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд и самые активные ребята по разным направлениям.


Рис. 3

Символы и атрибуты.

Российская символика: герб, флаг, гимн.
Название смены: “Солнышко”.
Девиз смены: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будем мы!
Песня: “Солнечный круг”.

Каждый отряд имеет также своё название, девиз и символику.

Традиции и законы.

Законы:

  1. Закон “Солнышко” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно.
  2. Закон правой руки – если хочешь сказать что-то важное, подними правую руку.
  3. Закон “ноль-ноль” – всюду и всегда приходить вовремя.
  4. Закон “делу время, а потехе час” – не забывай и береги время каждый раз.

Традиции:

  1. Составление летописи.
  2. Итоговое мероприятие, посвященное закрытию смены.

Режим дня.

№ п/п Время Мероприятия
1 8.00 – 8.30 Приход в лагерь
2 8.30 – 8.45 Зарядка
3 8.45 – 9.10 Организационный момент. Инструктажи.
4 9.10-9.40 Завтрак
5 9.40 – 12.30 Организация досуга детей (праздники, походы, экскурсии, соревнования)
6 12.30 – 13.20 Обед
7 13.20 – 13.50 Беседы, чтение книг, настольные игры
8 13.50 – 14.00 Инструктаж

Органы самоуправления.

План работы.

Воспитатели отрядов работают по совместно составленному плану работы в лагере. (См. Приложение 2 .)

Социальное партнерство.

В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:

  • ДДТ Тагилстроевского района.
  • Музейно-выставочный центр ОАО “НТМК”.
  • Музей– мемориал павшим металлургам.
  • Библиотека № 3.
  • Центр “Миллосердие”.

Предполагаемый результат.

В ходе каждой смены предполагается:

  1. Укрепление здоровья детей.
  2. Психологическая разгрузка детей.
  3. Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом.
  4. Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ПБ.
  5. Получение детьми опыта общения в коллективе.
  6. Развитие творческих способностей ребёнка.

Используемая литература:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь .– М.: ВАКО, 2006.
  3. Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций и разработок./Сост. Н.В.Кравченко. Нижний Тагил, 2006.
  4. Организация общешкольных мероприятий./Сост. С.А.Цабыбин .– Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова .– Волгоград:Учитель, 2007.
  7. Дубровская Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006.
  8. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д . Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  9. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  11. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.

Воспитательная работа в летнем пришкольном лагере

Отчет о проделанной работе в летнем оздоровительном пришкольном лагере с дневным пребыванием «Солнышко»

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Кашира, Московская область
Назначение материала: предлагаю вашему вниманию отчет о проделанной работе в пришкольном лагере в летний период, который поможет педагогам в организации досуговой деятельности детей. Материал может быть интересен педагогам – организаторам летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере.
Цель: обобщение опыта воспитательной работы с детьми в летнем пришкольном лагере.
Задачи:
- обобщить опыт работы с детьми в пришкольном лагере;
- показать итоги проделанной работы по различным направлениям воспитательной деятельности;

Быстро лето отзвенело,
Календарь перелистало,
Мы окрепли, отдохнули,
На год все взрослее стали.
На прощанье август – серпень*
Всем подарки подарил*.
А ревун* – сентябрь – вресень*
Вновь за парты усадил.

(Багрова Е.В.)
Толковый словарь
Серпень* - украинское название месяца август; От существительного серп - месяц жатвы.
Ревун*, вресень* - древнерусское название месяца сентябрь. Древние славяне именовали месяц сентябрь «вересень» от названия растения вереска, которое цветет в летне-осенний период; ревун (от рева во время гона лосей, оленей). В украинском, белорусском и польском языках сентябрь и сейчас называется вересень. В народе этот месяц называют по-разному: листопадник, златоцвет, румянец осени, вечер года, хмурень.
Самый главный подарок августа* - открытие на базе нашей школы 3 смены летнего оздоровительного лагеря "Солнышко".


Лето – пора летних каникул, 92 дня непрерывного отдыха детей. В последние годы самым доступным для родителей является отдых детей в летних пришкольных лагерях с дневным пребыванием.
Отдых детей в условиях летнего пришкольного лагеря уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно здесь, в пришкольном лагере, ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность каждому ребенку раскрыться и самореализоваться.
Детские оздоровительные лагеря - часть социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно (июнь, в августе - впервые) на базе МБОУ «СОШ №1» проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания для учащихся 7 – 11 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы.
Цель пришкольного оздоровительного лагеря – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.
Задачи:
Организация разнообразной досуговой деятельности, прежде всего – активного общения с природой.
Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и другими организациями города.
Сроки и условия пребывания:
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (18 дней).
Программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Оптимальное количество детей в отряде – 30 человек.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют: начальник лагеря, воспитатели (преподаватели школы).
Принципы работы пришкольного оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
1.Экологическое направление
2.Художественно – эстетическое направление
3.Трудовая деятельность
4.Физкультурно-оздоровительная деятельность
5.Патриотическое направление
Содержание программы
Лагерная смена проводилась в рамках сюжетно – ролевой игры игры «Путешествие по Радужной стране».

Ъ
В течение смены велась работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучались их личностные особенности.
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;
- утренняя гимнастика;


- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:


- спортивные эстафеты;


- путешествие в город Здоровья


Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи
- Инструктажи для детей:


«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»


Беседы, викторины, экскурсии
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»


Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;


- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Кашире 660 лет», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;


- Коллективно-творческие дела: «Веселая детворяндия», «Театральная дуэль», «Музыкальный ринг», «Здравствуй, лагерь!»
Мероприятия на развитие творческого мышления:
Загадки, кроссворды, ребусы,
викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,
устный журнал «Хочу все знать!»,


конкурс – игра «Весёлый зоопарк»,
выставка поделок, рисунков.


Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивная игры на спортивной площадке;
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
- Тематический день «Олимпиада – 2016»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки.


Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
- воспитать бережное отношение к природе
- повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
Экологический десант
Операция «Чистый двор»


Художественно – эстетическое направление
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус;


В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.


Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей.


Большое внимание в лагере уделялось рисованию. Рисование в лагере дает не только большие возможности в развитии художественных способностей детей, но и помогает показать то, что ребенок не может выразить словами.


Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание - процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
1. Бытовой самообслуживающий труд;
2. Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий.


Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;


формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;


формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;


В течении всей лагерной смены проводилась работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей ребята работали в группах. Состав групп постоянно менялся, выбирался командир группы. Ежедневно назначался «дежурный по стране». Он проводил перекличку на утренней линейке, первым вел отряд на мероприятие.


Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физических и психологических сил детей;
- развитие лидерских и организаторских качеств;
- приобретение новых знаний;
- развитие творческого потенциала детей;
- получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности;


Идея смены – большое путешествие веселых человечков (Смешариков) по городам Радужной страны, в результате которого ребята, участвуя в мероприятиях, выполняя различные задания, справляясь с трудностями, должны помочь солнышку собрать все свои лучики, тогда на небе засияет разноцветная радуга.


Будет о чем рассказать по секрету,
Как отдохнули мы в лагере летом:
Игры с друзьями, походы, открытия -
Каждый наш день был богат на события.
Утром зарядка, завтрак, сюрпризы,
Места не сыщешь на слезы, капризы.
Сказки, мультфильмы и дискотека –
Час на забаву, весь день на потеху.
Мы никогда не сидели на месте –
Только вперед! И только все вместе!
Нет на планете прекрасней страны,
Лагерь наш – праздник для всей детворы.

(Багрова Е.В.)

Мы благодарим за помощь в организации летнего отдыха детей:
- сотрудников КДЦ «Родина»
- сотрудников городской детской библиотеки филиал №4 «Музей кукол»
- сотрудников ДК на Стрелецкой
- сотрудников пожарной станции
- сотрудников правоохранительных органов
Успехов вам, ребята, в новом учебном году!
До встречи в лагере! Сценарий летней игровой конкурсной программы для детей 6-10 лет

Что еще почитать