Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..варный
переб..рёшь
просл..вляя
вр..щение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
обАяние-НГ
кОварный-НГ
перебЕрёшь-ЧГ
прослАвляя-ПГ
врАщение-НГ
Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР
При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.
На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.
Ответ: переберёшь.
Ответ: переберёшь
Актуальность: Используется с 2015 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Правописание корней
Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
Уметь определять тип корня;
Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.
Перед суффиксом А | Нет суффикса А | Исключения | Похожие корни |
1 собирать – би
р(а) – 2 запирать – пи
р(а) – 3 обдирать – ди
р(а) – 4 обтирать – ти
р(а) – 5 замирать – ми
р(а) – 6 выжигать – жи
г(а) – 8 расстилать – сти
л(а) – 9 блистать – бли
ст(а) | 1 бер – собе
рет 2 пер – запе
реть 3 дер – обде
рет 4 тер – обте
реть 5 мер – заме
реть 6 жег – выже
г 7 чет – выче
т 8 стел – рассте
лить 9 блест – бле стеть | 7 сочетание, сочетать
| 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера |
Обратите внимание:
противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид). |
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:
нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением | Без ударения | Исключения | Похожие корни |
гар/гор | |||
Только а : загАр, огАрок | Только о : загОрелый, угОрел | выга рки, изга рь, прига рь | горе, гора, горячий, горький |
клан/клон | |||
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн | Только о : склОнение, наклОнить | нет исключений | клонировать |
твар/твор | |||
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество | Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить | утварь | творог |
зар/зор | |||
Пишется и а , и о : зАрево, зОри | Пишется только а : зАря, зАрянка | зоревать | прозорливый |
плав/плов/плыв | |||
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв | Пишется а : поплАвок Пишется ы : плывучий, плывун | пловец, пловчиха | расплавленный |
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие | Примеры | Исключения | Похожие корни |
раст/ращ/рос | |||
Перед СТ | только а : рАсти, подрАстать, рАстение | росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав | |
Перед Щ | только а : вырАщивать, отрАщивать | нет | вращение, превращение |
Перед С | только о : вырОсли, | отрасль | |
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. | |||
лаг/лож | |||
Перед Г | всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое | нет | |
Перед Ж | всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить | полог | сложноватый, наслаждение |
кас/кос | |||
Перед А | всегда а : касаться, касание | нет | косичка, косой, косить |
Нет А | всегда о : прикОснуться | нет | |
скак/скоч | |||
Перед К | обычно а : прискАкать | раскачаться | |
Перед Ч | обычно о : заскочить | скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А | Пишется О | Исключения | Похожие корни |
равн/ровн | |||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение | корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. | поровну, ровесник, равняться, равнина | |
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить. | |||
мак/моч | |||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску | корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |
Наслаждение - это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.
Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться. Например, когда близкий человек сделал что-то, что меня порадовало и обнадёжило, могу сделать вид, что ничего особенного не случилось, как будто так и должно быть, и всё это из страха, что «мне сядут на шею».
Убегаю, глушу наслаждение: молчу, продолжаю заниматься делами, как будто ничего не случилось, выражаю равнодушие.
Культивирую: обращаю внимание на те вещи, которые вызывают во мне наслаждение, и, увидев, открыв новое, радуюсь, наслаждаюсь, и мой список того, от чего я получаю удовольствие в жизни, пополняется.
Хотелось бы с верой и искренне проживать его и свободно выражать, поскольку не хочу быть рабом созависимости и внутри верю, что всё, что ко мне приходит в жизнь, полезно для меня. Но сделать страшно, страшно получить боль, кажется, что она будет такой, что моих сил не хватит. И когда понимаешь, что многие близкие с детства используют манипуляции как понятный язык общения, не пользоваться этим их языком с ними - влечёт риск непонимания с их стороны, и страшно потерять, пусть даже нездоровые, отношения с человеком, которого хочешь видеть рядом и в которого влюблён.
Для меня наслаждение - это кратковременное переживание.
Чаще всего, наслаждение я испытываю, когда удовлетворяются мои потребности. Наслаждение - это «трезвый кайф»... Я хочу проживать чувство наслаждения! Этот «трезвый кайф» - показатель качества моей жизни. Если я удовлетворяю свои потребности (не в ущерб другим): «не ведусь» на свои дефекты и поступаю по-новому, самоутверждаюсь, достигаю своих целей, и в моей жизни есть любовь, то моя жизнь - КАЧЕСТВЕННАЯ, ТРЕЗВАЯ И КАЙФОВАЯ...
Я иногда подменяю чувство наслаждения, например, похотью...
Раз это чувство кратковременное, надо «кайфовать» каждую секундочку и не бояться это делать открыто. Раньше я стеснялась и боялась показывать, что мне «кайфово», но с помощью ВС страх оценки ушёл!
Наслаждение - абсолютная гармония души и тела, осуществление желаний, восторг обладания, потеря границ между «было», «есть» и «будет»!
Хочу его проживать. Высшая форма наслаждения - это осознание божественной сущности, божественной любви во всем и ко всему. Не хочу проживать, потому что познание богооставленности - самое страшное в жизни, а одно без другого не понять...
Убегаю от этого чувства по принципу: не имеешь - не потеряешь. Глушу его через отрицание, я недостойна этого чувства.
Культивирую, когда пытаюсь нащупать это чувство в каждой минуте бытия. Без страха боли от потери, проживая его, как будто ради этого мига наслаждения я и пришла в этот мир!!!
Наслаждение - это несколько чувств: ощущения радости, восторга, довольства и так далее.
Хочу его проживать, так как оно приятное и позитивное.
Не убегаю и не глушу его. Зачем его глушить? Оно же кайфовое. Стараюсь его как можно дольше продлить.
Себе признаюсь в этом чувстве всегда, другим людям - почти всегда, за исключением случаев, когда переживаю это чувство из-за причиненных неудобств или вреда другим. Испытывал чувство наслаждения, когда глумился над подругой и говорил ей всякие пошлые вещи, при этом был еще сарказм.
Хочу проживать по-новому, чтобы оно было вызвано не причинением вреда другим, а нормальными ситуациями, хотел бы исключить из него сарказм и злую иронию.
Наслаждение - это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда).
Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство.
Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.
Наслаждение – это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.
Наслаждение – это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда). Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство. Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.
Люди, услышьте меня, я страдаю.
Молодой солдат, частично парализованный после тяжелого ранения, страдает на больничной койке. Он молод, ему повезло он не овощ и не импотент, но он никогда не будет ходить.
Молодой актер страдает от невозможности реализоваться в профессии. Девушка, с которой его связывают многолетние отношения, изменяет ему из «гуманных» побуждений и не скрывает этого. Ее семья его презирает, считает никчемным. А потом оказывается, что он болен СПИДом.
«Подавленная депрессией старая кошелка» так называет немолодую, но еще очень привлекательную женщину любимый ею муж, который на старости лет перестал скрывать свою бисексуальность. Ее хотят молодые мужчины, а она хочет своего мужа.
Успешный юрист, стареющий красавец (при всей моей любви к Касселю Микеле Плачидо в этой роли буквально затмил мой мозг) остался вдовцом («подавленная депрессией старая кошелка» все-таки повесилась). Теперь он может себе позволить отдаться своему влечению к молодым мужчинам. Но приносит ли удовлетворение любовь за деньги, алкоголь, наркотики?
Молодая, красивая, неглупая, циничная, и конечно одинокая порноактриса преданно ухаживает за превратившимся в «овощ» после автоаварии братом. Все деньги, заработанные по ее собственному выражению «скользким делом», уходят на его лечение. И нет в этой жизни никакого просвета.
Молодой богатый харизматичный красавец страдает от безделья. И развлекает себя убийствами женщин в момент наивысшего возбуждения. А потом влюбляется, на какое-то мгновение появляется проблеск надежды, что получится разорвать порочный круг, что удастся «завести детей и жить долго и счастливо, пока смерть не разлучит». Но возлюбленная не хочет жить, не может.
Море боли и страдания морального и физического. И только мощный гормональный удар тестостерона, эстрогенов, прогестерона и других гормонов, называемый сексуальным наслаждением, на время может заглушить эту боль, чувственное удовольствие подавить страдание. И герои истово стремятся к наслаждению
Блестящий ансамбль, где каждый актер еще и режиссер, сценарист и продюсер, показывает нам тесно переплетенные истории, в которых второстепенные персонажи становятся главными и наоборот. Как кусочки мозаики поступки героев и их мотивы разбросаны по новеллам этого истинно французского кино. Только европейцы, а французам это удается лучше всех, заставляют намеками, построением сцены, текстом включать воображение зрителя таким образом, что никакому натурализму с кровью, «обнаженкой» и откровенными демонстрациями совокупления за ним не угонится.
Как филигранно авторы оставляют своим героям и зрителям тонкую соломинку, ухватившись за которую, можно выбраться на твердую почву убеждения, что сексуальное наслаждение есть результат любви и неотъемлемая часть простого человеческого счастья! Помните, порноактриса, откинувшись на грудь своего бесчувственного брата, листает журнал, где на одной из страниц фотография светящейся от счастья молодой пары: солдат в парадной форме и в инвалидном кресле, а рядом рыженькая улыбчивая медсестра с заметным животиком (герои первой новеллы)? В конце концов, если у мужчины «работают голова и яйца», он сможет сделать женщину счастливой.
11.11.2014 10:13
Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал.
Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связанное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие - это то чувство, которое объединяет нас с высшими животными. Чувством удовольствия сопровождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыхания. Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько усилить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности. Тогда мы сможем испытать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.
С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологическая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспешны, и наслаждения почувствовать я не смогу.
Наслаждение возникает после того, как биологическая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, наслаждаюсь едой. Чувство наслаждения в некотором роде искусственно и свойственно только человеку, т.е. наслаждаться едой надо учиться. Тоже самое можно отнести и к сексу. Наслаждать им может только обученный человек, необученный получает только удовольствие. Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями. Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким образом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духовных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.
Духовное наслаждение я испытываю в процессе интеллектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги). Не меньшее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живопись.
Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характеристику. Действительно, по уровню наслаждений можно судить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение наслаждаться расширяет наши возможности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы.
Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки. Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты".
Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным. Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится в наслаждение.
Для меня сейчас критерием эффективной работы является наслаждение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что и мне следует искать пути повышения ее эффективности.
Важнейший признак духовных наслаждений - с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, получаешь дополнительный источник наслаждений. Это положение хорошо иллюстрируется восточной притчей.
«У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяемся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».
И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлевают жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает процессы адаптации. Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склонности к употреблению наркотиков. Но как к дозе морфия или алкоголя человек привыкает, так и мы привыкаем к объекту наслаждений.
Тот же самый объект после многократного повторения чувство наслаждения перестает вызываться одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтированной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.
Но есть еще один источник наслаждения, который не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно духовных. Источник этот - собственное духовное развитие. Тогда человек начинает больше видеть в том же предмете и в том же человеке. Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной книге. При последующем чтении ты найдешь в ней что -то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал. И тогда источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам