Fallout 4 хэнкок отношения. Баг в квесте серебряный плащ. Как вступить в отношения с Пайпер

В Fallout 4, как и в любых других крупных современных ролевых проектах, имеются несколько персонажей, с которыми главный герой может закрутить роман, причем они необязательно могут оказаться людьми. Но добиться их расположения будет непросто – придется выполнять личные квесты, изучать определенные перки и вести себя подобающе. В этом руководстве мы поможем вам завести романтические отношения со многими жителями Пустоши.

Заранее отметим, что если любовь всей вашей жизни ответит взаимностью, то вы сможете получить от нее какой-нибудь бонусный перк. Исключением является лишь собака, так как все ее перки для вас открыты уже с самого начала.

Как начать роман?

Итак, чтобы с тем или иным персонажам начался роман вам необходимо для начала расположить его к себе. Далее открываем диалоговое окно и выбираем опцию романа. Если вы обладаете высокой харизмой и удачей, то романтические отношения будут проходить в разы проще.

Во многом уровень отношений в игре зависит от действий игрока. Для его повышения необходимо как можно чаще гулять по Пустошам с интересующим вас спутником и выбирать те решения, которые ему нравятся.

Если вы планируете выбрать действие, которое непременно не придется по душе вашему товарищу по оружию, то советуем отправить его домой. Не стоит оставлять его неподалеку или в соседней комнате, так как спутник вполне может увидеть ваше решение, что скажется на его отношении к вам.

Уровень отношений будет потихоньку расти, открывая различные опции флирта в диалоговом окне. Они не способны снизить вашу репутацию, а даже наоборот, повысят заинтересованность у компаньона. На рост заинтересованности влияют параметры харизмы и удачи.

После достижения максимально возможного уровня отношений появится специальная опция в меню диалогов. Именно она позволит перевести ваши отношения со спутником на новый этап и даст возможность получить бонусный перк. Однако советуем вам лучше сохраниться перед началом полноценного романа - мало ли что.

При успехе вы станете настоящей парой, а значит, сможете заниматься с компаньоном любовью в любое время суток. Кстати, за секс со спутником выдается временный бонус под названием «Объятия Любовника». Он увеличивает получаемый героем опыт. Ниже будут представлены персонажи, с которым игрок может закрутить роман.

Кейт

Найти Кейт можно в Боевой зоне. Вам придется выполнить ее второстепенный квест. Девушка без труда взламывает запертые двери и неплохо сражается. В общем, весьма ценный спутник. Ее бонусным перком является «Скоростная Гашетка», которая повышает восстановление очков действий главного героя при уменьшении его шкалы жизни до 25 процентов.

Нравится: взламывать замки, воровать, алкогольные напитки, ходить голышом, люди, умеющие вскрывать замки.

Не нравится: стрелять в нейтральных или дружелюбных существ, каннибализм, применять наркотические препараты, отдавать предметы просто так.

Кюри

Это женская версия робота «Мистер Помощник». Обнаружить Кюри можно в Убежище 81. Для нее следует выполнить второстепенный квест. Данный робот отлично справляется с лечением и задачками, требующими большого интеллекта. Может атаковать врагов из огнемета. Ее особый перк заключается в следующем: она раз в день полностью вылечивает героя, если у того шкала жизни падает ниже 10 процентов.

Нравится: лечить собаку, а также людей, которые занимаются благотворительностью.

Не нравится: воровать и грабить, принимать наркотические препараты, стрелять в нейтральных или дружелюбных существ.

Дэнс

Повстречать Дэнса можно в Полицейском участке Кэмбриджа. Он обладает большой силой и является настоящим специалистом по оружию. Отличный боец, который не подведет вас при любом столкновении с врагами. Его особый перк называется «Знай Врага» и заключается в следующем: увеличивает урон, наносимый синтетам, супермутантам и гулям на 20 процентов.

Нравится: использование Винтокрыла и силовой брони, модифицировать оружие и снаряжение.

Не нравится: каннибализм, воровать и грабить, людей, умеющих вскрывать замки, принимать наркотические препараты, атаковать нейтральных или дружелюбных существ.

Хэнкок

Отыскать Хэнкока вы можете в Гуднейборхуд. Там вам придется выполнить квест, который напрямую связан с этим персонажем. Отличный боец и хороший друг. Впрочем, он может стать для вас и невероятно опасным врагом. Все зависит от ваших решений. Его особый перк заключается в следующем: увеличивает на 20 процентов вероятность нанесения критических ударов при облучении радиацией до 250+ радов.

Нравится: жертвовать своими вещами на благо других, принимать химические препараты.

Не нравится: воровать, атаковать нейтральных или дружелюбных существ, ходить голышом.

МакКриди

Его вы найдете в баре Гуднейборхуда. Для того, чтобы подружиться с ним нужно будет выполнить задание «Длинная Дорога Впереди». Он прекрасный снайпер, способный убивать противников издалека. Вы можете просто устанавливать маркеры на целях, и он будет без проблем убивать их для вас. Его особый перк заключается в следующем: повышенин точности при стрельбе в голову в режиме VATS на 20 процентов.

Нравится: навыки болтовни, воровать и взламывать замки.

Не нравится: атаковать нейтральных или дружелюбных существ, отдавать вещи за просто так и принимать наркотические препараты.

Пайпер

Вы повстречаетесь с этой милой девушкой возле входа в Даймонд Сити. Вам предстоит с ней сотрудничать во время выполнения квеста «История Века». Отлично обращается с легким оружием, например, пистолетами. Ее особый перк заключается в следующем: герой получает в два раза больше очков опыта за исследование местности и разговоры.

Нравится: вскрывать замки, отдавать вещи просто так, лечить собаку.

Не нравится: каннибализм, атаковать нейтральных или дружелюбных существ, воровать и людей с высоким умением взлома замков.

Престон Гарви

У Престона отсутствует персональный квест. Отыскать его можно в Музее Свободы во время выполнения одного из основных заданий. Прекрасно управляется лазерной винтовкой. Его особый перк заключается в следующем: у главного героя на 20 процентов повышается броня и наносимый урон при сражении с тремя врагами и более.

Нравится: жертвовать предметы нуждающимся людям, модифицировать оружие.

Не нравится: атаковать нейтральных или дружелюбных существ, принимать наркотические препараты, каннибализм, людей с высоким навыком вскрытия замков, воровать и взламывать замки.

Магнолия

Эта прелестная девушка работает в баре «Третий Рельс» сольной певицей. Бар расположен в Добрососедстве. Вы можете завести с ней романтические отношения.

Подождите пока она споет свою песню, а затем поговорите с ней. При диалоге с Магнолией вам предстоит пройти три испытания на харизму (лучше всего, если этот параметр будет прокачен у вас по максимуму). Если вы пройдете эту проверку, то Магнолия согласится на свидание. Вы сможете поужинать с ней, а потом отправиться в ее личную комнату. Думаем, не нужно объяснять, что произойдет дальше.

Кодсворт

Кто: Робот «Мистер Помощник»

Место расположения: Сэнкчуари

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Любимчик роботов (Robot Sympathy)

Описание: Верный робот-дворецкий из далёкого прошлого. До начала Великой войны он был вашим домашним роботом. Кодсворт может и не имеет большого разрушительного вооружения или способности взламывать компьютеры или замки, но он непоколебим в своей преданности.

Нравится, когда вы:

  • Жертвуете вещи
  • Лечите Псину
  • Модифицируете оружие
  • Модифицируете броню

Не нравится, когда вы:

  • Зависите от химпрепаратов
  • Употребляете химпрепараты
  • Воруете
  • Осуществляете карманную кражу

Псина

Кто: Собака

Место расположения: Стоянка грузовиков «Красная ракета»

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Не даёт

Описание: Верный лучший друг человека, Псина — непоколебимо предан, всегда готов помочь разобраться с любым врагом и покусать их. У него есть свой собственный перк Боевой пёс (Attack Dog), который доступен для вас с харизмой 4. Обратите внимание, что естественная близость между вами и Псиной сразу максимальная, поэтому вам не нужно совершать нечто особенное, чтобы укрепить вашу дружбу. Вы сможете давать Псине команды на выполнение различных поручений, таких как отправиться в определённую локацию, выбранную вами, или подобрать для вас предмет. Кто тут хороший мальчик?

Престон Гарви

Кто: Человек/Мужчина

Место расположения: Музей Свободы (Конкорд)

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Возможны

Перк: Вместе мы выстоим (United We Stand)

Описание: Престон Гарви — лидер ополченцев Содружества, а также глава группы людей, живущих в Содружестве. Он занимается снабжением всем необходимым для расширения вашего поселения по всему Содружеству, он прекрасно стреляет из лазерного мушкета. Помогите ему создать торговые маршруты и новые поселения, и вы будете друзьями до конца.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете щедрые варианты диалога
  • Жертвуете вещи
  • Модифицируете оружие

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Зависите от химперпаратов
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей
  • Воруете
  • Осуществляете карманную кражу

Пайпер

Кто: Человек/Женщина

Место расположения: Даймонд-сити

Связанный квест: Побочный квест — Сюжет века

Романтические отношения: Возможны

Перк: Волшебный язык

Описание: Она работает в собственной газете под названием «Общественные события». Перк от Пайпер дарит вам двойной опыт за речевые испытания и обнаружение новых локаций. Она должно быть ваш первый серьёзный компаньон. От неё вы можете ожидать скромной помощи с её личным пистолетом и это довольно впечатляющей стрельбе. Но наиболее впечатляющий навык — это её бесстрашная натура журналиста и репортёра.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете щедрые варианты диалога
  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Жертвуете вещи
  • Лечите Псину
  • Взламываете что-то

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей
  • Просите её взламывать что-то
  • Воруете
  • Осуществляете карманную кражу

Ник Валентайн

Кто: Синт/Мужчина

Место расположения: Убежище 114 (Станция «Парк-стрит»)

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Сердце из стали

Описание: Как и любой крутой детектив, Ник Валентайн полагается в ровной степени на два вида оружия: кулаки и свой револьвер. Он также в высшей степени искусен во взломе компьютеров. У него собственное детективное агентство в скромном здании в Даймонд-сити.

Нравится, когда вы:

  • Вы выбираете саркастичные варианты диалога
  • Вы выбираете любезные варианты диалога
  • Жертвуете вещи
  • Взламываете терминалы
  • Лечите Псину

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей
  • Просите его взломать что-то
  • Воруете
  • Осуществляете карманную кражу

Паладин Данс

Кто: Человек/Мужчина

Место расположения: Кембриджский полицейский участок

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Возможны

Перк: Знай своего врага (Know Your Enemy)

Описание: Паладин Братства стали — это Данс, который поддерживает ваше прошение вступить в ряды фракции. Он эксперт в тактических сражениях и незаменим, когда дело доходит до обеспечения резерва во время боя.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете любезные варианты диалога
  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Носите силовую броню
  • Летаете на винтокрыле
  • Модифицируете оружие
  • Модифицируете броню

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Принимаете химпрепараты
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей
  • Просите взломать его что-то
  • Воруете
  • Осуществляете карманную кражу

Дьякон

Кто: Человек/Мужчина

Место расположения: Старая северная церковь

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Плащ и кинжал (Cloak & Dagger)

Описание: Этот компаньон был изначально послан следить за вами в рамках подпольной операции, известной как «Подземка». Он пользуется маскировкой и будет полезен для тех, кому нравится более скрытый взгляд на жизнь. Он лучший полевой агент операции «Подземка».

Нравится, когда вы:

  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете любезные варианты диалога
  • Жертвуете вещи
  • Взламываете терминалы
  • Лечите Псину
  • Взламываете что-то
  • Просите его что-нибудь взломать
  • Носите силовую броню
  • Взламываете терминалы
  • Модифицируете оружие
  • Модифицируете броню
  • Осуществляете удачное убеждение на дополнительные крышки

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Зависите от химпрепаратов
  • Употребляете химпрепараты
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей

Маккриди

Кто: Человек/Мужчина

Место расположения: Третий рельс (Добрососедство)

Связанный квест: Побочный квест компаньона — Длинный путь (Long Road Ahead)

Романтические отношения: Возможны

Перк: Смертельный выстрел (Killshot)

Описание: Наёмник Содружества, очищающий пустошь для лечения неизвестной болезни. Это было с тех пор, как он оставил Литл-Лэмплайт. Он эксперт в оружии, особенно в снайперской винтовке. Он предпочитает находиться подальше во время боя, но не путайте это с трусостью. Он исключительный помощник, если вы скажете ему от куда вас прикрывать.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Просите его взломать что-то
  • Осуществляете удачное убеждение на дополнительные крышки
  • Воруете что-то

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете любезные варианты диалога
  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Зависите от химпрепаратов
  • Жертвуете вещи
  • Убиваете не враждебных персонажей

Кейт

Кто: Человек/Женщина

Место расположения: Боевая зона

Связанный квест: Побочный квест компаньона — Benign Intervention

Романтические отношения: Возможны

Перк: Перестрелка (Trigger Rush)

Описание: Этот огненно-рыжий ирландский боец имеет неприятную склонность и зависимость от химикатов. Она сильна во взломе замков, что делает её бесценным ресурсом с этой точки зрения. Её мнение на определённую деятельность также меняется однажды, когда её квест будет выполнен.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Употребляете алкоголь
  • Взламываете что-то
  • Просите её что-нибудь взломать
  • Осуществляете карманную кражу
  • Разгуливаете голышом

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете щедрые варианты диалога
  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей

X6-88

Кто: Синт/Мужчина

Место расположения: Институт

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Невозможен

Перк: Щит гармонии (Shield Harmonics)

Описание: Институтский охотник и вершина технологических достижений в области наступательных возможностей, X6-88 создан для боя и может чувствовать приближающихся врагов на большом расстоянии, а также бесценен с его передовым энергетическим оружием.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Носите силовую броню
  • Взламываете терминалы
  • Модифицируете оружие
  • Модифицируете броню
  • Осуществляете удачное убеждение на дополнительные крышки

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете щедрые варианты диалога
  • Выбираете любезные варианты диалога
  • Зависите от химпрепаратов
  • Употребляете хипрепараты
  • Жертвуете вещи
  • Летаете на винтокрыле
  • Лечите Псину
  • Разгуливаете голышом

Хэнкок

Кто: Гуль/Мужчина

Место расположения: Добрососедство

Связанный квест: Разные — Наём Хэнкока (Recruiting Hancock)

Романтические отношения: Возможны

Перк: Изотопный (Isodoped)

Описание: С тех пор, как жители Даймон-сити изгнали гулей, большинство из них обосновалось в Добрососедстве. Пересечётесь с ним, и он будет медленно пытать вас до самой смерти. Но он может быть и отличным другом.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете щедрые варианты диалога
  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Употребляете химпрепараты
  • Жертвуете вещи

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Убиваете не враждебных персонажей
  • Воруете
  • Разгуливаете голышом

Кюри

Кто: Робот-медик «Миссис Помощник»

Место расположения: Убежище 81

Связанный квест: Побочный квест компаньона — Emergent Behavior

Романтические отношения: Возможны

Перк: Военный врач (Combat Medic)

Описание: Это робот-лаборант стал независимым исследователем Пустоши. Её французский акцент — часть её программного обеспечения. Она хороша для медицинских и научных задач. За оружие у неё огнемёт.

Нравится, когда вы:

  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете любезные варианты диалога
  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Жертвуете вещи
  • Лечите Псину

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Зависите от химпрепаратов
  • Убиваете не враждебных персонажей
  • Воруете что-то
  • Осуществляете карманную кражу

Силач

Кто: Супермутант/Мужчина

Место расположения: Тринити Тауэр

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Берсерк (Berserk)

Описание: Недавно введённый в пьесы Уильяма Шекспира, Силач — довольно увлекательный персонаж, так как он обладает грубой силой и способностью уровнять силы в сражении с ракетной установкой, и в то же время он также ищет человеческой доброты. Он появится во время побочного квеста «Выход на поклон».

Нравится, когда вы:

  • Выбираете щедрые варианты диалога
  • Выбираете мирные варианты диалога
  • Выбираете насильственные варианты диалога
  • Питаетесь трупами
  • Убиваете не враждебных персонажей

Не нравится, когда вы:

  • Выбираете саркастичные варианты диалога
  • Выбираете эгоистичные варианты диалога
  • Носите силовую броню
  • Летаете на винтокрыле
  • Лечите Псину
  • Осуществляете взлом
  • Просите его взламывать что-то
  • Осуществляете удачное убеждение на дополнительные крышки

Ада

Кто: Робот — модифицированный штурмотрон

Место расположения: К востоку от «Уоттс Электроникс»

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Отсутствует

Описание: Ада становится вашим помощников в борьбе с Механистом, напавшим на Содружество с армией злобных роботов (события дополнения для Fallout 4 — Automatron). Её изначальной комплектации достаточно, чтобы носить груз и помогать в боях на нормальном уровне. Но изюминка Ады в том, что вы можете модифицировать её на верстаке для роботов и сделать из неё, например, робота-убийцу, или защитника, или кого-угодно.

Старик Лонгфелло

Кто: Человек/Мужчина

Место расположение: Бар «Последний приют», Фар-Харбор

Связанный квест: Shipbreaker

Романтические отношения: Невозможны

Перк: Охотничья мудрость (Hunter’s Wisdom)

Описание: Стать стариком в месте, где большинство умирают молодыми, сделало Лонгфелло чем-то вроде местной знаменитости. Он может и не самый доброжелательный житель Фар-Харбор, но точно лучший охотник на острове. Бесстрашный, а некоторые говорят, что безумный. Как и все островитяне, груб и неприветлив по началу. Вам он понадобится в качестве проводника до колонии синтов Акадии в квесте «Прогулка в парке» из дополнения Far Harbor для Fallout 4. Старик Лонгфелло любитель выпить и даже периодически напевает песни. Ему нравится сила и умения, но он не терпит слабости. Если вы хотите, чтобы он уважал вас, то лучший способ — помогать другим, просто будьте уверены, что вы компенсировали ваши усилия крышками.

Нравится, когда вы:

  • Употребляете алкоголь
  • Лечите Псину
  • Модифицируете броню и оружие

Не нравится, когда вы:

  • Зависите от химпрепаратов
  • Употребляете хипрепараты
  • Отдаёте что-то просто так
  • Питаетесь трупами
  • Входите в силовую броню
  • Убиваете невраждебных персонажей
  • Воруете что-то

Портер Гейдж

Кто: Человек/Мужчина

Место расположение: Арена «Ядер-Мобильчиков», парк аттракционов «Ядер-Мир»

Связанный квест: Отсутствует

Романтические отношения: Возможны

Перк: Знания, добытые кровью

Описание: Впервые вы встретите Портера Гейджа во время прохождения квеста «Вот так вот прокатили» . Он был правой рукой убитого вами босса рейдеров из «Ядер-Мира» Кольтера, собственно он и приложил руку к его убийству (события из дополнения Nuka-World). Он хорошо стреляет и плохо следит за языком. Он рейдер почти всю свою жизнь и знает всё об этом деле. Помимо обычных функций компаньона у Гейджа есть особенность — вы сможете торговаться с ним в пределах зоны «Ядер-Таун, США». Его задача помочь вам завоевать уважение всех банд рейдеров в парке «Ядер-Мир».

Знаете ли вы, что собственное оружие компаньонов никогда не нуждается в боеприпасах? Однако, если вы дадите им новое оружие, то и патронами придётся его снабжать. Недостаточно патронов? Оставьте вашему компаньону его собственное оружие!

Близость с компаньоном

Когда вы встречаете компаньона в первый раз, вы не можете быть уверены друг в друге. Как сломать лёд ваших отношений? При принятии важных решений или совершении каких-либо действий наблюдайте за реакцией вашего компаньона. Спутникам либо нравится, либо не нравится отдельные пути решения проблем, и они реагируют на ваши слабости. Если вы хотите открыть их перки и осмысленно общаться с ними (а если доступно, попытаться начать романтические отношения или возможно немного больше), то вам необходимо совершать те действия, которые им нравятся. Но даже если вы продолжите совершать какие-либо действия, которые не одобряет ваш компаньон, он по-прежнему будет помогать и поддерживать вас во время исследования мира, но с выражением протеста.

Мне нравится 35

Когда зашедший в Добрососедство громила, чье лицо скрывали бандана и темные очки, сбил вымогателя одним ударом кулака, а потом на безукоризненном английском вежливо поинтересовался, есть ли в поселении душ с чистой водой, Хэнкок понял, что в гости пожаловала неординарная личность. Нейт впечатлял с первого взгляда. Огромный, но аккуратный, молчаливый и решительный, он был из тех, кто внушает уважение и одним взглядом ставит на место. Протягивая ладонь для рукопожатия, мэр уже чувствовал себя неуютно, а когда ответного пожатия не последовало, испытал чуть ли не облегчение - настолько подавляла мощь, исходящая от этого человека, способного, казалось, раздавить гулю кисть двумя пальцами. Хэнкок был рад, что они оказались на одной стороне. Громила предельно деликатно разрулил проблему с Бобби, милостиво подыграл чудаку Кенту и был настолько любезен с Дейзи, что та души в нем не чаяла. Когда он предложил мэру отправиться вместе с ним, Джон аж переспросил. Не верилось, что Нейт возьмет в напарники кого-то, настолько раздолбавшего свою жизнь. Мужчина говорил про то, как восхищается мэром Добрососедства, но Джон пропустил мимо ушей. Все они так говорят. На первом же привале Хэнкок узнал, что под банданой скрывается медицинская маска и в аптечке позвякивают не баффаут с психо, а бутылочки антисептика. С неожиданным смущением Нейт пояснил - у него есть проблема. Он мизофоб. Боится прикоснуться к грязи, боится заразиться чем-нибудь. Незаметно для него самого зачатки болезни развились уже на гражданке, после войны; он с трудом мог взять ребенка на руки. С выходом из Убежища в разрушенный и дикий мир неприязнь к липкости на пальцах и грязному лицу переросла в животный, панический страх, одолевавший всякий раз, когда он снимал маску и перчатки, не говоря уже об остальной одежде. Мыться приходилось обеззараживающим раствором в герметичной кабине, под которую легко было приспособить убежище Пуловски. Хэнкока тогда это даже немного позабавило. Мужик, выносящий Когтя Смерти из старого карабина и дробящий черепа кованым каблуком, боится пыли? Еще одна странность в копилку Содружества. Потом стало не до смеха. Он не уловил момента, когда строго очерченное, неулыбчивое лицо с неровным из-за банданы и очков загаром стало притягивать взгляд. Не обращал внимания, что заглядывается на рельеф спины, который не скрывала даже плотная ткань плаща. Не замечал, как примерзает взглядом на вечернем привале к бледно-белым, потрескавшимся пальцам, которые мужчина покрывал мазью, но потом все равно обливал антисептиком. А когда уловил, обратил и заметил, то махнул рукой - мечтать не вредно. Немного грязноватых фантазий перед сном и во сне, но в реальности Хэнкок был спокоен на свой счет. Ему ничего не светит, и он с этим смирился еще несколько лет назад. Лучше ничего не говорить. Так обоим будет легче. И этот долбанный громила все порушил. В хлам. После визита к старому знакомцу Выжившего, Келлогу, где Джон чуть не оставил часть кишок на стенке, но отделался лишь ранением в бедро, черт дернул его, расчуствовавшегося и размякшего от мед-х, ляпнуть, что Нейт - отличный друг. После паузы, ставшей ну неприлично долгой, он разлепил веки и увидел могильно-серьезное выражение лица напарника. А потом слово за слово - признание, и все спокойствие Хэнкока улетело в Светящееся Море вместе с твердым намерением держать дистанцию. Нейт пытался, честно пытался хотя бы взять гуля за руку без перчаток, но, едва прикоснувшись, заходился в истерике, словно ребенок; выливал антисептик на ладони флакон за флаконом, а, придя в себя, не знал, куда деться. Хэнкок тоже не знал. Собственное лицо, к которому он раньше относился со спокойствием и легкой иронией, вызывало теперь жгучую ненависть. Нейт не мог притронуться даже к гладкокожим собратьям, что говорить о гуле, ходячем трупе. И проблему ничуть не облегчало то, что Нейт продолжал оставаться адски горячим засранцем с телосложением супермутанта. Хэнкок был готов остановиться на излишне сердечной дружбе, может, довольствуясь немного большим количеством захватывающих снов, где им не мешали болезнь и слои одежды. Однако Выживший не сдавался. Он иногда снимал бандану в Сэнкчуари - говорил, там дышать легче. Прогуливался по опустевшему району, стараясь примириться с трухой на ветках вместо листьев, с грязно-желтой водой в реке и облупившейся краской на домах. Хэнкок обычно заваливался в дом Нейта, куда тот специально для напарника приволок отдельный диван, чистил оружие, одежду, разбирал барахло, а под вечер закидывался винтом, мед-х и кайфовал, подавив наркотиками желание отправиться в соседнюю комнату, где буквально через стену от него на прокипяченных простынях спал Нейт, и лечь рядом, хоть просто обнять, надеясь, что его не отшвырнут в противоположный угол комнаты. Пробовал уже раз. Никогда еще не чувствовал себя более погано от чьих-то извинений, и не желал провалиться под землю, лишь бы исчезнуть с глаз долой. Он уже начинал затягивать жгут на руке, когда мужчина опустился перед ним в домашней одежде, без маски. От неожиданности Хэнкок замер, смотря на морщины, избороздившие лоб. Должно быть, нелепо выглядело со стороны: высокий и мощный мужчина на коленях перед сидящим на диване гулем, упершийся мелко дрожащими ладонями в обивку и сверлящий взглядом изуродованное лицо напротив, нервно облизывающий губы. - Не шевелись. Просто... не шевелись. Хэнкок едва заметно кивнул. Было бы проще простого стереть расстояние между ними одним коротким движением... нельзя. Он медленно отложил жгут. Мужчина начал клониться ближе. От него исходило тепло. Хэнкок ощущал дрожь ладоней, передававшейся через обивку дивана. Податься ближе, хотя бы чуть-чуть... Но Нейт замер, шумно выдохнув, в паре сантиметров. Дрожь охватила все тело, глаза крепко зажмурены, брови изогнуты. В молчании и неподвижности прошла пара минут, прежде чем Хэнкок, не желая видеть выражение муки на лице Выжившего, осторожно коснулся бока мужчины: - Нейт, - тот крупно вздрогнул, но не отодвинулся. - Хватит. Не заставляй себя. Я ценю все, что ты пытаешься сделать, но... я того не стою. И твоя болезнь это понимает, - выдавил неровную усмешку Джон. Под ладонью расширялась в такт учащенному дыханию грудная клетка. Сквозь ткань чувствовались слабые удары сердца. - Все-таки, гуль - не лучший... Нейт поднял веки, и Хэнкок осекся - во взгляде сталью переливалась уверенность. - Не шевелись, - пробормотал мужчина и, впившись взглядом в черные глаза, не моргая, продолжил сближение. Джон ощутил, как напряженные губы коснулись его собственных. Нейт чуть дышал, больше не двигался, не закрывал широко распахнутых глаз, в которых стоял слепой страх, сдерживаемый железной силой воли и чем-то, еще более сильным, чем болезнь. Все-таки, стоил того. Теплое чувство зажглось внутри, растопило сковавшую тело неподвижность. Ладонь все еще лежала на боку мужчины. Хэнкок потянулся дальше, плавно, мягко огладил от плеча вниз по спине, шевельнул губами, обхватывая чужие, сминая, размягчая сжатые губы. Дыхание мужчины сбилось, замедлилось. Он закрыл глаза, не двигаясь, только позволяя целовать - слабо, едва касаясь. Дрожь прекратилась, лишь иногда слабой волной пробегая по телу - губы соскальзывали на подбородок, но снова прижимались к приоткрытому рту, ловя поверхностное дыхание. От такой неподвижной покорности вело голову, хотелось целовать жадно, прижимая к себе и не отрываясь. Почти бессознательно Хэнкок обхватил ладонью за затылок в попытке углубить поцелуй, и Нейт, сглотнув, глубоко вдохнул, выдохнул, отстранился, пытаясь подавить новый приступ мелкой дрожи и сжимая кулаки. Гуль замер, не двигаясь, а мужчина осел на пол, переводя дыхание, бессильно опуская голову. Помедлив, Хэнкок осторожно обхватил его руками поверх плеч в слабом объятии. - Я не... я не... - разобрал он почти неслышный шепот. - Подожди, сейчас... - Не спеши, - пробормотал сам, ведя ладонями по спине, успокаивая дрожь. - Мы разберемся с этим. Шаг за шагом. Нейт поднял руку и утвердительно сжал плечо пальцами, - пока еще в перчатке.

Ещё работа этого автора

Не долг 3

Фэндом: Земля мертвых Пэйринг и персонажи: Чарли/Райли , Райли Дэнбо , Чарли , Слэк Рейтинг: G - фанфики, которые можно читать любой аудитории."> G Жанры: Постапокалиптика - Истории о мире, где случилась некая катастрофа, поставившая человечество на грань вымирания или в очень тяжёлые условия для выживания."> Постапокалиптика , Дружба - Описание тесных несексуальных неромантических отношений между персонажами."> Дружба , Пропущенная сцена - История-допущение: "> Пропущенная сцена Предупреждения: UST - Персонажи испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие. Бывает как обоюдным, так и односторонним."> UST, Элементы гета - романтические и/или сексуальные отношения между мужчиной и женщиной."> Элементы гета Размер: Драббл - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа."> Драббл, 1 страница, 1 часть Статус: закончен

Чарли не дает имени своим чувствам.

Ещё по фэндому "Fallout 4"

Там водятся драконы 208

  • Anonymous
Фэндом: The Elder Scrolls V: Skyrim , Fallout 4 (кроссовер) Пэйринг и персонажи: Вилкас/м!Довакин , м!Довакин/Цицерон , Выживший/Паладин Данс , Сангвин/Шеогорат Рейтинг: NC-17 - фанфики, в которых могут быть детально описаны эротические сцены, насилие либо какие-то другие тяжёлые моменты."> NC-17 Жанры: Романтика - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец."> Романтика , Ангст - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события."> Ангст , PWP - фанфик, сосредоточенный на сексе и не блещущий сюжетными изысками и развитием характеров персонажей."> PWP , Постапокалиптика - Истории о мире, где случилась некая катастрофа, поставившая человечество на грань вымирания или в очень тяжёлые условия для выживания."> Постапокалиптика Предупреждения: Кинк - в фанфикшене обозначает обстоятельства, как правило, связанные с насилием и экзотическими сексуальными практиками, читать о которых приятно не всем."> Кинк, Смена сущности - Персонажа-человека представляют животным, вещью или явлением. Или наоборот."> Смена сущности Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 10 страниц, 4 части Статус: закончен

Переводы с кинкофеста по играм Bethesda

перевод

Сегодня мы поведаем о очередном напарнике в Хэнкок в Fallout 4. Это весьма неординарная личность, помимо того, что данный персонаж гуль, а также мэр Добрососедства, который особо не стесняется в методах ведения дел.

Превращение в гуля произошло из-за очень действенного и радиоактивного наркотика, однако, Хэнкок не сожалеет и принимает это как должное, периодически продолжая употреблять наркотики и делиться ими с персонажем. Может быть романтическим интересном как для мужского, так и для женского персонажа.

Его не можно отнести к однозначно плохим как и, например, .

Особенности персонажа

Где найти?

Искать вам особо никого и не нужно - так или иначе, в определенный момент вы попадете в Добрососедство, где и встретитесь после диалога с рэкетиром, которого Хэнкок и убьет за лишнюю назойливость. Далее, персонажа можно будет найти в Старом Капитолии на территории поселения.

Взять в напарники можно только после выполнения квеста Раскопки - его вы можете взять у Бобби, которая живет в переулке за магазинами.

Если же вам хочется почти сразу попасть куда нужно, то ниже представлена карта по отношению к Даймонд-Сити.

Хэнкок в Fallout 4

Предпочтения

Данного персонажа забавляют неадекватные поступки, радуют добрые и крайне раздражает когда вы используете все преимущества силовой брони.

Нравится: прием наркотиков выжившим, вы разгуливаете голышом, убиваете рейдеров, когда вы щедры, защищаете синтов и Подземку, помогаете Минитменам;
Не нравится: воровство, убийство невинных, случаи когда вы отговариваете от приема наркотиков кого-либо, использование реактивного ранца и прыжки с высоты в броне.

Не в первый раз странники по пустоши могут испытать на себе сентиментальную сторону человеческой жизни. Fallout 4 предлагает вам возможность установить связь с другим персонажем, однако это не так просто — недостаточно дарить подарки или исследовать все доступные ветви диалогов. Как и в реальной жизни, придётся показать себя интересным и достойным партнёром.

Сформировать привязанность с компаньоном, любовную или дружескую, стоит в любом случае; если произвести достаточное впечатление, будет разблокирован бонусный перк персонажа. Собака по кличке Догмит (Dogmeat) является исключением из этого правила; её статус отношений всегда на максимуме, и перки разблокируются вручную в ветви Харизма.

В Fallout 4 доступны , но только люди заинтересованы в отношениях. Это означает, что вы не можете завести роман с овчаркой Догмитом, роботом Кодсвотом, и андройдами. Помимо этого ограничения, ваши любовные интересы не зависят от пола, расы, одежды — только от поведения персонажа.

Как работают отношения в Fallout 4

Чтобы завести роман с компаньоном, нужно достичь максимального уровня статуса отношений с компаньоном (то есть стать для компаньона идолом), а затем вступить в диалог, выбрав романтическую ветвь диалогов и успешно произведя попытку убеждения. Более высокие значения параметров Харизма и Удача помогут в этом, но шанс есть и с низкими значениями.

Каждый спутник имеет несколько уровней потенциальной дружбы с вами, начиная с нейтрального. Статус отношений может стать отрицательным, и если разозлить компаньона достаточно сильно, он не перестанет путешествовать с вами.

Ваш уровень отношений с напарником меняется в зависимости от поведения персонажа в глазах каждого конкретного компаньона. Вам не обязательно путешествовать с компаньоном, чтобы этот эффект проявился; если все ваши друзья стоят вокруг , ожидая вас, они могут изменить своё мнение о вас на основе того, что вы делаете, находясь там.

Если вокруг вас есть несколько персонажей, когда вы находитесь в мастерской, или они работают с вами в нескольких миссиях, каждый будет по-разному реагировать на действия персонажа.

Если вы хотите повысить уровень отношений с компаньоном или его любовный интерес, следует путешествовать с ними постоянно, насколько это возможно, чтобы они чаще наблюдали за вашим поведением. Если вы собираетесь сделать что-то, что им не понравится, лучше отослать их подальше. Их поле зрения довольно невелико, так что можно с расстояния дать им команду оставаться на месте, однако иногда они могут видеть вас через стены. Сохраняйте игру, прежде чем предпринимать подобные действия.

Каждый раз при росте статуса отношений с компаньонами на экране появляется сообщение (вроде «Пайпер терпит вас») и персонажи хотят поговорить с вами, что позволяет узнать их получше. Вы будете знать, если они что-то задумали, потому что они постоянно будут повторять одно и то же; встаньте с ними лицом к лицу, чтобы вывести опции диалога.

По мере улучшения ваших отношений вы можете получить возможность флиртовать во время этих маленьких разговоров. Для успешного флирта нужны хорошие уровни Харизмы и Удачи, однако нет никаких негативных последствий за неудачные попытки.

Если вы хотите знать, как продвигается любовная история, встаньте близко лицом к компаньону, откройте командное меню и выберите «Говорить». Вы можете выбрать «Отношения»; в результате диалоги меняются по мере того, как вы становитесь ближе, и на ранних стадиях («нейтральный», «хорошо переносит») могут быть получены подсказки о том, какого рода поведение нравится вашему спутнику.

Когда вы достигаете высокого ранга отношений с компаньоном («боготворит»), вы получите ещё один диалог, прежде чем разблокировать конечной перк компаньона. Выполните быстрое сохранение (а лучше сохраните игру вручную), чтобы можно было испытать свою удачу с попыткой романтического убеждения несколько раз.

Поздравляем в случае успеха! Вы вступили в отношения в Fallout 4. Когда вы спите, а ваш романтический партнёр находится рядом, вы будете зарабатывать бонус «Объятия любовника», который предоставляет собой 15% повышение опыта в течение ограниченного времени.

Подсказки по каждому партнёру

Обратите внимание, что вы можете одновременно состоять в отношениях с каждым доступным для этого компаньоном, без каких-либо негативных последствий. Ниже мы отметим, какие виды диалогов предпочитает каждый компаньон. Помните, что всё меняется в зависимости от ситуации. Например, Пайпер нравится, когда вы с сарказмом отвечаете людям, которым она не нравится, и она предпочитает, чтобы вы были щедры по отношению к невинным.

Для отношений доступны следующие персонажи:

  • Пайпер (женщина)
  • Кейт (женщина)
  • Престон Гарви (мужчина)
  • Паладин Данс (мужчина)
  • Макриди (мужчина)
  • Джон Хэнкок (мужчина, гуль)

Как вступить в отношения с Пайпер

Является преданным спутником, которая часто попадает с вами в разные приключения. Взламывайте каждый встречающийся на пути замок, чтобы быстро сформировать связь. Она обладает золотым сердцем и согревает сбившихся с пути обитателей Убежища. Она не потерпит нечестность, использование других в своих целях и воровство.

Пайпер обладает неплохими боевыми навыками, но лучше держать её подальше от линии фронта, получая огневую поддержку из прикрытия. Она не может взломать компьютер или замок, зато с ней можно поговорить для повышения здоровья; обычно у неё есть пища для друзей.

Когда Пайпер полюбит вас достаточно, вы получите перк «Дар болтливости», который даёт дополнительный опыт за открытие и выполнение задач с помощью навыка Убеждение.

Пайпер любит чтобы персонаж:

  • Открывал замки;
  • Выбирал саркастические варианты диалога.

Пайпер не любит, когда вы:

  • Крадёте;
  • Совершаете карманные кражи;
  • Взламываете имеющие владельцев замки в городах;
  • Едите человечекое мясо.

Как вступить в отношения с Кейт

Вы , чуть восточнее Даймонд-Ситит. Она хорошо умеет взламывать замки и, в целом, является полезным компаньоном.

«Поспешная стрельба», который увеличивает восстановление очков действия V.A.T.S., когда у вас менее 25 очков жизни. Он станет доступен вам, когда напарник будет боготворить вас.

Кейт любит чтобы персонаж:

  • Употреблял алкоголь;
  • Взламывал замки;
  • Прокачивал способность по взлому замков;
  • Воровал;
  • Ходил голым.

Кейт не любит, когда вы:

  • Убиваете тех, кто вас не атакует;
  • Едите человечину;
  • Отдаёте вещи просто так;
  • Используете химические препараты и попадаете в различные зависимости от них;
  • Поддерживаете синтов.

Как вступить в отношения с Престоном

Престон Гарви доступен в игре почти с самого начала — вы знакомитесь с ним в первой основной миссии — но вы должны закончить несколько квестов за Минитменов, прежде чем он станет вашим спутником.

Если завербовать его рано и оставить в Санктуари-Хиллз, можно увеличивать параметр дружбы при модификации своего оружия. В противном случае лучше взять его на квесты Минитменов, так как в остальном его мало чем можно впечатлить.

Когда Престон полюбит вас достаточно, вы получите перк «Вместе мы сила». При сражении с тремя или более противниками вы будете наносить на 20% больше повреждений и получите +20% к сопротивлению урону.

Престон любит чтобы персонаж:

  • Раздавал предметы за квесты категории «Разное»;
  • Модифицировал оружие;
  • Выбирал щедрые варианты диалога;
  • Выбирал мирные варианты диалога;
  • Выбирал саркастические варианты диалога;

Престон не любит, когда вы:

  • Едите человечекое мясо;
  • Выбираете эгоистичные варианты диалога;
  • Убиваете невраждебных персонажей;
  • Крадёте;
  • Совершаете карманные кражи;
  • Взламываете имеющие владельцев замки;
  • Выбираете насильственные варианты диалога.

Как вступить в роман с Паладином Данс

Данс является настоящей боевой машиной, носясь вокруг в силовой броне с довольно простым дефолтным оружием. Он немного сложнее других для завязывания отношений, особенно если вы испытываете симпатии к синтам.

Вы встречаете Данс в полицейском участке Кембрижда, отбивающегося от толпы диких гулей. Он становится доступен в качестве компаньона, когда вы присоединяетесь к фракции и доказываете свою ценность Братству Стали.

Когда Данс полюбит вас достаточно, вы получите перк «Знание врага». Он даёт +20% к урону против Диких гулей, Супермутантов и синтов. Стоящий бонус!

Данс любит чтобы персонаж:

  • Выбирал любезные варианты диалога;
  • Носил силовую броню;
  • Использовал Винтокрыл;
  • Модифицировал броню;
  • Модифицировал оружие.

Данс не любит, когда вы:

  • Выбираете нечестные варианты диалога;
  • Выбираете насильственные варианты диалога;
  • Становитесь зависимым от химикатов;
  • Едите человеческое мясо;
  • Убиваете невраждебных персонажей;
  • Крадёте;
  • Совершаете карманные кражи;
  • Взламываете имеющие владельцев замки.

Как завязать роман с Макриди

Вы найдёте отличного снайпера Роберта Макриди в баре Гуднейборхуда, с ним связан квест «Длинная Дорога Впереди».

Он очень хороший снайпер, что выражается в перке, повышающим точность хэдшотов на 20% в режиме V.A.T.S. Также путешествуя с ним, вы можете ставить на целях маркеры, а он будет их ликвидировать. Точно и быстро.

Макриди любит чтобы персонаж:

  • Воровал взламывал замки;
  • Развивал свой навык болтовни.

Макриди не любит, когда вы:

  • Раздаёте свои вещи просто так;
  • Получаете химическую зависимость;
  • Убиваете нейтральных NPC.

Как завязать отношения с Хэнкоком

Джон Хэнкок появился в Добрососедстве всего 10 лет назад. Тогда он ещё не был гулем, а превратился в него лишь несколько лет назад из-за употребления сильного наркотика, содержащего большую дозу радиации. Он отказывается говорить на эту тему, при этом повторяет, что «это того стоило».

Джон производит ощущение плохого персонажа с его любовью к насилию и употреблению химии. Однако это обманчивое впечатления. У него золотое сердце и он хочет сделать жизнь людей в Содружестве лучше.

Хэнкок даст вам перк, когда при показателе радиоактивности (РАД) 250 или выше ускоряется критическое попадание на 20%.

Хэнкок любит когда вы:

  • Употребляете химию;
  • Выбираете мирные и насильственные варианты диалогов;

Хэнкок не любит, когда вы:

  • Крадёте;
  • Ходите голышом;
  • Выбираете эгоистичные варианты диалогов;
  • Убиваете не враждебных персонажей.

Ещё вроде как можно завязать романтические отношения с роботом Кюри из Убежища 81. Как проверим этот момент, обновится и это руководство по романтическим отношениям с напарниками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что еще почитать