Фотогеничность. я не фотогеничный человек (девушка или парень), плохо выгляжу, не получаюсь на фото — что делать

«По-моему, на обложках журналов я очень некрасивая, – признавалась в интервью Psychologies актриса Шарлотта Генсбур. – Я не считаю себя фотогеничной, предпочитаю видеть себя в движении, в кино или на видео». Даже звезды, привыкшие к профессиональным съемкам и уловкам (от макияжа до ретуши), «улучшающим» изображение, не всегда нравятся себе на глянцевой бумаге. «Я не очень фотогеничен» – эту фразу фотографы слышат от знаменитостей в начале почти каждой фотосессии. В блогах и на интернет-форумах тоже не перестают обсуждать фотогеничность и способы, как «хорошо получиться на фото». Эта тема может показаться пустой и банальной, но в гипернарциссическом обществе, где человек существует только через свой облик, свое изображение, она имеет решающее значение. «Мы живем во времена соцсетей, а в них роль изображения возрастает, потому что существует только то, что видимо», – поясняет психиатр и психоаналитик Ваннина Мишели-Рехтман (Vannina Micheli-Rechtman).

Безжалостный взгляд

Каждый из нас испытывал это странное чувство при взгляде на собственное застывшее изображение – как будто слышишь свой голос в автоответчике. Многие стараются объяснить свое разочарование и дискомфорт нехваткой фотогеничности. Нефотогеничность не так болезненна, как физические недостатки, она мягче, чем неуклюжесть, – небольшой дефект, который оправдывает наше нежелание увидеть свой истинный портрет. Правда, которую открывает нам наше застывшее лицо на фотографии, застает врасплох, потому что она показывает неподвижное, неправильное, «чужое» лицо. «Наше внутреннее представление о себе, как правило, моложе лица на фотографии, – говорит психоаналитик Альберто Эйгер (Alberto Eiguer), автор книги «Нарциссическая перверсия и ее сообщник». – Вот почему изображение кажется чужим и вызывает недоумение».

Мы смотрим на себя без снисхождения, пристрастно изучаем каждую черточку, преследуем малейший недостаток, подвергаем злой критике малейшую неловкость, и наш суровый приговор обжалованию не подлежит. Те, кто каменеет перед объективом или избегает его, на самом деле боятся взгляда окружающих. Может, потому что в детстве на них недостаточно смотрели и их мало любили, а может быть, потому, что они предполагают у других такое же отсутствие снисхождения и ту же строгость, с какой они оценивают себя самого.

Позволить себе расслабиться

Освещение, угол зрения, поза – взгляд и мастерство профессионала способны проявить на пленке нашу индивидуальность. Некоторые фотографы известны тем, что им удается открывать неизвестные дотоле аспекты личности человека – почти как психоаналитикам. Но для того, чтобы чудо произошло, необходим баланс между самоощущением, самоуважением модели и уважением к другим, в данном случае к фотографу.

Для профессионального фотографа Уильяма Муро (William Moureaux) все люди без исключения фотогеничны. «Конечно, одни лица фотографировать легче, другие сложнее, но наша работа и состоит в том, чтобы увидеть и обыграть особенности каждого, – говорит он. – Я помню, как однажды попросил свою подругу, панически боявшуюся объектива камеры, прийти ко мне на фотосессию. Сначала мы долго болтали, она рассказала, что ей не нравится в себе: нос, лишние килограммы, складки под подбородком. В начале съемки она была напряженной, нервной, делала все, чтобы испортить фотографию. Понадобился целый час, чтобы она наконец расслабилась. Для хорошего портрета время – определяющий фактор. Когда я показал ей получившиеся фотографии на большом экране, она заплакала – потому что впервые увидела себя красивой. Она никогда не думала, что может быть такой».

Все ли мы фотогеничны? «Ответ – безусловно да, но только если вы согласны довериться фотографу, – уверен Пьер-Антони Аллар (Pierre-Anthony Allard). – Если вы расслабитесь и позволите фотографу направлять вас, он сможет запечатлеть вашу красоту, тот едва уловимый момент, когда ваш внутренний свет встречается со светом внешним, когда что-то непредсказуемое и волнующее просвечивает сквозь кожу, читается во взгляде».

Краткий курс фотогеничности от Пьера-Антони Аллара, фотографа:

1. Посмотрите на себя в зеркало, изучите свое лицо, его выражения, разговаривая при этом сами с собой, как если бы вы играли роль себя самого. Играйте перед объективом – благодаря этой игре актрисы часто получаются на фотографиях лучше, чем модели.

2. Найдите свой лучший ракурс в три четверти.

3. Упражнение, чтобы расслабить мышцы рта перед съемкой: пошевелите беззвучно губами, так они примут идеальное положение.

4. Забудьте о длинном списке своих недостатков: если во время съемки мы стараемся их скрыть, результат получается неестественным. Наоборот – смотрите на них как на уникальные преимущества.

5. Не бойтесь дать волю своим эмоциям – пленка их очень любит.

6. Распахните взгляд – в этом главный секрет фотогеничности. Фотография нема, и тот, кто на ней изображен, может выразить свое желание только во взгляде. Взгляд должен быть устремлен в глаза фотографу, то есть – в камеру.

7. Доверьтесь фотографу, не избегайте объектива даже мысленно, иначе съемка будет похожа на охоту.

...и от Ваннины Мишели-Рехтман, психоаналитика:

1. Определите для себя, в чем коренится ваше недовольство собой (представление о себе, самооценка, красота)?

2. Посмотрите на себя в зеркало и ответьте на вопрос: что я вижу? что меня беспокоит? почему?

3. Примиритесь с мыслью, что существует разрыв между тем, что мы видим, и тем, что мы показываем, и эта разница одинакова для всех.

4. Не забывайте напоминать себе, что другие люди не видят в нас то же, что видим мы сами, и уж точно не замечают мелких деталей внешности, которые нас так расстраивают.

5. Приучайте себя спокойно встречать взгляды других людей – это позволит расслабиться и не напрягать лицо.

Вы не любите фотографироваться, потому что думаете, что на фотографиях вы выглядите не так хорошо, как на самом деле? С этой проблемой сталкивается множество людей, но решить ее можно очень просто. Фотогеничность не является врожденным даром, а приобретается благодаря постоянным тренировкам. Применив нижеприведенные методы позирования и советы, вы станете настолько фотогеничным, что вашим фотографиям будут завидовать все ваши друзья.

Шаги

Все внимание на лицо

    Очистите вашу кожу. Фокус большинства портретов приходится на лицо, так что ваше должно быть в наилучшем состоянии. Современный фотокамеры способны уловить и передать даже незначительные изменения и текстуру кожи, что, с одной стороны, просто замечательно, а с другой - ужасно. Поддерживайте кожу гладкой и чистой с помощью умывания, тонизирования и увлажнения перед тем, как сфотографироваться. Вы должны делать это ежедневно утром и вечером, а также непосредственно перед фотосессией.

    • Если вы используете макияж, то маскирующие средства и его основа должны быть нанесены равномерно и соответствовать тону вашей кожи. Чтобы не возникало перепада цвета между лицом и шеей/мочками ушей, нанесите небольшое количество крема ближе к этим участки.
    • Жирная кожа, избыточно отражающая свет, может испортить фотографию. Для устранения жирного блеска используйте матирующие салфетки (но не салфетки для снятия макияжа), промакнув ими Т-зону лица.
    • Используйте скраб для лица, чтобы удалить отмершие клетки, которые делают кожу невзрачной и тусклой.
  1. Научитесь ценить свою уникальность. Одной из черт, характеризующих фотогеничных людей, является их уверенность в собственном внешнем виде. А мы начинаем волноваться, что у нас что-то не то с лицом: веснушки, промежуток между зубами, глаза при улыбке пошире начинают слегка косить... Вместо того, чтобы пытаться скрыть эти недостатки , примите их как должное. И вы сразу станете более фотогеничным.

    Не скрывайте ваших эмоций. Действительно фотогеничного человека можно легко отличить от того, кто просто позирует: в первом случае человеку не приходится притворяться. Хотя процесс фотографирования может вызывать у вас нервное напряжение, не позволяйте ему исказить ваши естественные эмоции. Не пытайтесь изобразить улыбку, которая, как вам кажется, подходит для данных обстоятельств, а улыбнитесь так, как вы это обычно делаете. То же самое относится к форме ваших глаз и линии щеки. Ваши фотографии будут выглядеть тем лучше, чем больше ваших естественных эмоций будет отражено на вашем лице.

    Не смотрите прямо в камеру. На фотографиях все всегда получаются толще. Но это вовсе не обязательно. Дело в том, что фотокамера использует отраженный свет для превращения трехмерного объекта в двухмерное изображение, уплощая и сжимая его форму. Если вы смотрите прямо в камеру, она передаст ваше лицо в полном объеме, параллельно убрав/уменьшив интенсивность теней. Для того чтобы этого избежать, поверните лицо слегка в сторону, создав естественную игру света и тени, что придаст изящества форме вашего лица.

    Измените угол наклона лица. Угол наклона связан с направлением вашего взгляда в фотокамеру. Вам не только не следует смотреть прямо в камеру, но и голову назад забрасывать не нужно: лицо будет казаться крупнее, плюс вы получите отличный снимок внутренней части вашего носа. Для получения наилучших результатов наклоните вашу голову вперед и вбок.

    Выбираем положение тела

    1. Определите ваши достоинства. Фотогеничные люди обладают исключительной способностью определять собственные достоинства и преподносить их наилучшим образом. Это умение идет рука об руку с осознанием собственных недостатков. Какие части вашего тела являются наиболее привлекательными, а какие не составят на фотографии предмета вашей гордости? Делайте все возможное, чтобы выдвинуть на передний план ваши сильные стороны и спрятать от камеры наиболее слабые.

      Отвернитесь от камеры. В прямом ракурсе с вашим телом происходит то же самое, что и с вашим лицом: тело на фотографии становиться плоским, угол снимка наиболее широкий, а ваши формы будут казаться исключительно округлыми. Сделайте разворот на 3/4, чтобы показать ваше тело под углом, создать игру теней и придать фотографии глубину.

      • Чтобы придать изящества вашим рукам, поместите одну из них на бедро, локоть направлен назад и подальше от тела. Хотя вы можете ощутить себя в этой позе немного глупо, есть причина, по которой многие звезды ее используют - снимки получаются очень льстящими!
      • Если вас снимают в положении сидя, то повернитесь к камере боком, не сидите прямо. Согните колени и слегка расставьте ваши ноги. Если вы хотите положить ногу на ногу, то сверху кладите ногу, ближайшую к камере.
    2. Согните суставы. Как часто вы ходите или сидите с сочленениями, идеально выровненными друг относительно друга? Правильно, очень редко или никогда. Слегка согнув ваши суставы вы придадите вашим фотографиям ощущение движения и естественность. Это означает, что ваши локти, запястья, колени и лодыжки должны быть немного согнуты. Если сустав можно согнуть, то сделайте это!

      Наклонитесь к камере. Так уж устроено, что те вещи, которые расположены ближе, кажутся нам крупнее, а те что дальше - мельче. Чтобы создать иллюзию небольшого и изящного тела, склоните голову ближе к камере.

      Примите удобную для вас позу. Если вы чувствуете дискомфорт, никакие советы не смогут вас сделать фотогеничным. Очень полезно помнить все хитрости позирования, но применять нужно только те, которые естественны для вашего тела. Фотогеничность означает соблюдение тонкого баланса между умением вести себя так естественно, будто и нет никакой камеры, и умением идеально разместить каждый участок вашего тела. Лучший способ достичь этого - позволить телу занять позу, естественную для него.

    Применительно к фотографии

      Оденьтесь, чтобы произвести впечатление. Трудно быть фотогеничным, если на вас надеты растянутые тренировочные штаны и драные кроссовки. Если вы заранее знаете, что будете фотографироваться, выберите одежду, которая хорошо смотрится на фотографиях. Нейтральные тона и приглушенные цвета предпочтительны, так как они одновременно выдвигают на передний план ваши естественные черты и не отвлекают от вас внимание.

    1. Определитесь с источником света. Он окажет существенное влияние на то, как вы выглядите на готовом снимке. Источник света, находящийся прямо над вашей головой, создаст темные круги под вашими глазами, а тот, что находится сбоку, - рельефный фоновый рисунок. Источник света должен находиться впереди и слегка над вами. По возможности фотографируйтесь при естественном освещении у окна или вне помещения.

      • Лучшее освещение обычно бывает в течение часа после восхода или часа перед закатом солнца. По возможности делайте снимки именно в это время.
      • Хотя некоторые фотографы используют экспонометр для того, чтобы сделать затемненный передний план более светлым, лучше избегать снимков с источником света позади вас. Он затемнит все ваше тело и испортит всю картину.
    2. Выберите удачное место. Сидя в машине или перед зеркалом можно отлично потренироваться в том, как вести себя перед камерой, подобрать хорошее освещение, но вот удачного заднего плана там не будет. Фотогеничность, в добавление к вашему умению принять правильную позу и выражение лица, означает и подбор правильного фона. Фотографируйтесь в приятном окружении, где вы являетесь центром внимания.

      • Оживление, царящее в баре или ресторане, добавит на задний план фотографии множество помех, отвлекающих от вас внимание. Если вам приходится позировать в оживленном месте, то сделайте задний план расплывчатым, чтобы сосредоточить все внимание зрителя на переднем плане и на себе.
      • Если вы принимаете участие в групповой фотографии, то постарайтесь стать в центр группы. Два человека с каждой стороны группового снимка, обычно, получаются наиболее крупными и вне фокуса фотографии.
      • Делайте несколько снимков. Даже если первый снимок вас устраивает, сделайте еще несколько. Немного меняйте ваше положение для каждого из них. Иногда незначительные изменения дают значительную разницу.
      • Если вы фотографируете сами себя с помощью веб-камеры, камеры телефона, цифровой фотокамеры или чего-то подобного, то это требует некоторой сноровки. Вам нужно определить правильный угол, под которым должна находиться ваша рука.
      • Сделайте вид, что вы смеетесь. Часто это без труда позволяет получить естественную улыбку. Прямо перед вспышкой фотокамеры притворитесь, что вы увидели нечто забавное или услышали хорошую шутку.
      • В течение часа после восхода и часа до захода солнца повернитесь к нему лицом. Постарайтесь расслабить мышцы лица и, возможно, вам удастся получить один из лучших ваших снимков, а солнце подчеркнет цвет ваших глаз.*Потренируйте свою улыбку перед зеркалом. Вы сразу поймете, какая улыбка выглядит фальшиво, а какая наиболее привлекательно. Знание того, как работает мускулатура вашего лица, поможет вам, если кто-то неожиданно возьмет в руки камеру. Улыбайтесь, показывая верхний ряд своих зубов: при этом вы можете чувствовать себя несколько неестественно, но улыбка с использованием обеих рядов часто выглядит нарочито.
      • Попросите вашего лучшего друга помочь определить, на каких из фотографий вы выглядите лучше всего. Это может послужить вам серьезным подспорьем.
      • Избегайте произносить слова, подобные "чиз", они могут привести к тому, что ваша улыбка будет казаться ненатуральной.
      • Изучите фотографии фотомоделей и других фотогеничных людей. Попробуйте поэкспериментировать с их позами и углами, если это не противоречит вашей природе.

«Я не люблю фотографироваться… плохо получаюсь на снимках… я не фотогеничен»… Если в вашей голове время от времени появляются подобные мысли, приведенная ниже информация поможет в корне изменить мировоззрение по этому поводу. Если же вы давно постигли таинства удачной фотосъемки, наслаждаетесь процессом и хотите сделать фотографии еще более яркими и живыми, предлагаем и вам принять участие в маленьком эксперименте.

by Joanna Rogala

Прежде чем продолжить, сделайте снимок - попросите родных сфотографировать вас или воспользуйтесь возможностями сэлфи. Готово? Тогда перейдем к полезной информации.

Едва ли найдется человек, который ни разу не восхищался яркими снимками в глянцевых журналах, роскошными фотографиями знаменитостей и моделей на их страничках в социальных сетях.

by Pierre-Anthony Allard

Не отметить пристальным вниманием и неподдельным восторгом профессиональный кадр невозможно. Было бы неверно полагать, что подобные шедевры можно получить лишь в тандеме профессионального фотографа и столь же опытной модели с безупречными природными данными. Дело вовсе не в красоте и не в идеальных параметрах фигуры; не в профессионализме фотографа и не в функциональности его камеры. Все эти составляющие, безусловно, вносят огромный вклад в создание красивой фотографии, но есть нечто другое - притягательное и одновременно неосязаемое, то, что принято называть фотогеничностью.

Фотогеничность: врожденное качество или приобретенный навык?

Порой из сотни сделанных снимков мы выбираем лишь один-два, на которых кажемся себе привлекательными. Почему так происходит? Все дело в том, что представление человека о своей внешности не всегда соответствует тому, что он видит на снимке и, если результат отличается от предполагаемого образа в худшую сторону, фотография считается неудачной. Фотогеничность - секрет успеха не только в коммерческой съемке, но и в создании памятных домашних фотоальбомов.

by Bastien HAJDUK

Впервые термин «фотогеничность» ввел французский кинорежиссер, сценарист и кинокритик Луи Деллюк, который рассматривал ее как способность выглядеть на снимке лучше, чем в реальной жизни. Если проанализировать состав слова, можно выделить две части: «фото» и «ген», а значит, фотогеничность - это нечто яркое и привлекательное во внешности, некий ген естественности и красоты. Выходит, что это умение либо дано, либо нет? Это не совсем так. По мнению психологов, фотогеничность отражает духовный мир, уверенность в себе, эмоциональное состояние, уровень раскрепощенности, а значит, можно ее развить и скорректировать. Этого же мнения придерживаются фотографы.

by Magdalena Berny

Безусловно, с фотогеничной моделью работать легче, однако подобрать удачные ракурсы и помочь стать привлекательнее можно.

Нефотогеничность - это то, что мешает в создании красивых снимков. Избавиться от нее можно разными способами, нужно лишь выяснить, причины появления. В числе основных:


  • Асимметричные черты лица. Незначительная асимметрия есть у всех, это вполне естественно. Если же в вашем случае она ярко выражена, стоит положиться на профессионализм фотографа. Для вас главное - расслабиться, проявить максимум уверенности в себе и насладиться процессом. Фотограф подберет ракурс, который представит вас в наиболее выгодном свете.

Pierre-Anthony Allard


  • Активная мимика. У некоторых людей настолько динамично меняется выражение лица, что «зафиксировать» его на снимке не удается даже самому опытному специалисту. Здесь вам придется поработать над собой. Репетируйте у зеркала, расслабляйте все мышцы, засекайте время, которое вы можете провести с неменяющимся выражением лица. Повторяйте все то же самое, только теперь перед камерой.

  • Отсутствие навыков позирования. Это самая распространенная причина возможных неудач и неудовлетворенности при просмотре снимков, но вместе с тем наиболее простая в решении.

Первый важный момент - взгляд. Не сморите слишком пристально и прямо в объектив. Ваш взгляд должен быть направлен немного выше. Некоторые фотографы практикуют использование специальных маркеров, указывающих модели, куда смотреть.

Следующий момент - улыбка. Показывайте ее примерно на ¾. Слишком широкая улыбка годится лишь для рекламы стоматологических услуг или новой зубной пасты. Для естественного снимка она должна быть легкой, непринужденной и не слишком заметной. Полное отсутствие улыбки также не рекомендуется, так как без нее лицо выглядит хмурым, грустным и даже агрессивным.

Обращайте внимание на позу. Она должна быть красивой, но обязательно удобной. Все неестественные позиции будут видны на снимке и не дадут хорошего результата. Не стойте ровно, словно «по струнке», сместите центр тяжести в одну из сторон, перенесите вес тела на одну ногу, облокотитесь на стол или диван.

Советы профессиональных фотографов

Фотографы любят работать с фотогеничными моделями, много экспериментируют и выводят свои формулы успеха. Так, по мнению известного фотографа Пьера-Антони Аллара, чтобы стать фотогеничным нужно:


  • быть раскованным и эмоциональным;

  • изучить все особенности выражения лица и найти наилучший ракурс в 3/4;

  • забыть о своих недостатках;

  • передать все эмоции во взгляде;

  • расслабиться, используя простой прием: нужно беззвучно пошевелить губами;

  • довериться фотографу.

Питер Хёрли, фотограф-портретист, уделяет особое внимание вопросам фотогеничности и поиску ракурсов, выгодно подчеркивающих овал лица. Ему удалось найти действенный инструмент создания удачных снимков - так называемый «фотогеничный прищур».

Питер Хёрли считает, что широко раскрытые глаза на снимке выглядят недостаточно глубоко. Вместе с тем, просто прищурив их, вы также не добьетесь хорошего результата - прищур должен быть специфическим. Вы приподнимаете нижние веки и немного сужаете их, одновременно опуская верхние. Все это делается плавно, едва заметно. Такой взгляд существенно влияет на выражение лица и общее впечатление о снимке.

А теперь вернемся к нашему эксперименту. Перед началом чтения вы сделали снимок, теперь самое время повторить все еще раз, основываясь на том, что успели узнать. Готово? Теперь сравните два фото. Разница ощутима? Это означает лишь одно - фотогеничен каждый, нужно лишь раскрыть в себе этот потенциал!

Источник

Согласно определению, фотогеничность – это оценка наличия внешних данных, которые могут успешно воспроизводиться на фотографии или киноэкране. Как следует из этого, с реальной красотой фотогеничность имеет не много общего. Широко поставленные глаза, выпирающий подбородок, острые скулы, резко очерченный овал лица – черты, которые в реальной жизни кажутся не особо привлекательными. Однако на снимке они преображаются, становясь изюминкой. Многие фотомодели в реальной жизни не являются красивыми людьми, однако на плакатах и разворотах модных журналов им нет равных.

К фотогеничным, но в действительности далеким от красоты фотомоделям можно отнести Миранду Керр, Рози Хантингтон-Уайтли.

Влияет на фотогеничность также активная мимика и то, насколько симметричны у модели черты лица. В обычной жизни между правым и левым глазом может быть абсолютно незаметна, но на фотографии отразится. Люди же с живой мимикой на статичном снимке теряют часть своего обаяния, застывая с одним, порой не самым удачным, выражением лица.

Можно ли стать фотогеничной?

Люди не становятся, а рождаются фотогеничными, если только вы не намерены воспользоваться услугами пластического хирурга. Однако, воспользовавшись некоторыми хитростями, вы можете привлекательно получиться на фотографии. Если у вас планируется , обратитесь к визажисту, который сделает вам нужный макияж: выделит глаза, подчеркнет овал лица, замаскирует мелкие дефекты. Хотите обойтись своими силами – не используйте блестящие тени, пудру или помаду. Такой декор будет давать блики на фото и испортит вам снимок. Возьмите с собой пачку матирующих салфеток, чтобы при необходимости можно было быстро вытереть блестящее от пота лицо.

Глядя в зеркало, подберите удачные для вас позы. Возможно, кто-то другой и получается отлично во всех ракурсах, но раз у вас нет такой способности, это не означает, что вам не следует фотографироваться. Поэкспериментируйте с популярными позами: станьте вполоборота к зеркалу, сделайте вид, что поправляете волосы, сядьте, следя за осанкой и вытянув при этом одну ногу. Покривляйтесь, попрыгайте и внимательно при этом понаблюдайте за собой.

Даже Мерлин Монро, признанная красавица, позволяла фотографам снимать ее исключительно в определенных ракурсах, которые выгоднее всего подчеркивали ее красоту.

Найдите хорошего фотографа. Результат съемок зависит не только от фотогеничности модели, но и от таланта того, кто будет ее снимать. У фотографа, с которым вам приятно работать, и чье мастерство не вызывает сомнений, получатся наилучшие снимки.

Не секрет, что для того, чтобы хорошо получаться на фотографиях, необязательно быть сногсшибательной красавицей. Самая скромная серая мышка на снимке может превратиться в настоящую королеву. А все потому, что она фотогенична от природы или кто-то ей рассказал, как стать таковой.

Инструкция

Если вы задались вопросом фотогеничности, то наверняка пересмотрели некоторое количество фотографий, сравнивая их . И скорее всего заметили, что чем естественнее смотрится человек на фото, тем красивее он . И наоборот, застывшее выражение, напряженный взгляд, сжатые губы способны испортить даже самое симпатичное лицо.

Опытный фотограф знает, что не стоит заставлять модель сосредоточенно ждать вылета птички, поэтому забудьте о «пернатых» на время съемки, и вообще поменьше думайте о фотоаппарате. Общайтесь с фотографом, принимайте естественные позы, естественно улыбайтесь.

Что еще почитать