Фразы про брак и семью. Про семью в цитатах

Красота розы – в цветке, достоинство слова – в краткости.

Долгое время считалось, что являются высказывания, пословицы и поговорки, собранные в библейской Книге Притчей. С расшифровкой письменности Древнего Египта были открыты и египетские пословицы и поговорки на несколько тысячелетий старше древнееврейских. И это не все. Уже в одном из древнейших государств Востока – Шумере, люди прекрасно умели пользоваться остроумными выражениями, по сути, мало отличавшимися от современных. В этой цивилизации, впервые за историю существования древнего мира, восточная мудрость – пословицы, поговорки, высказывания, была облечена в письменную форму.

Восточные мудрости о жизни

И снова Древний Шумер. Тысячи лет назад шумерийцев терзала та же мысль о бренности бытия, что и современных европейцев:

– Жизнь проходит быстро. К чему копить, давай все растратим.

– А все-таки еще жить долго. Давай копить.

Проходили века, сменялись цивилизации, возносились к небу минареты Арабского Востока, строились дивные храмы Индии и пагоды Китая и Кореи. И на всем многолюдном Востоке сочинялись народом басни, притчи, афоризмы, пословицы и поговорки. Разные у разных народов, и в то же время имеющие множество общих черт. Ниже приводятся примеры пословиц, поговорок, высказываний, характерные для разных народов.

Китай . Совершенно необыкновенная для европейца цивилизация. С одной стороны, жестокость китайских властителей стала притчей во языцех. С другой, совестью нации были Конфуций и Лао-Цзы, чьи меткие высказывания живут уже ни одно тысячелетие.

  1. Когда в дружбе исходят лишь из выгоды, сеют неприязнь и злобу. (Конфуций)
  2. Будьте как можно более строги к себе, как можно более мягки с окружающими. Так не возникнет людская неприязнь. (Конфуций)
  3. На пути непременно возникнет много трудностей, если надеяться на легкую дорогу. (Лао Цзы)
  4. Сердце человека подобно змее – всегда полно яда. (Лао Цзы)

Что интересно, в китайском языке, так же как и в русском, существуют устойчивые выражения, называемые пословицами. Да и речь в них идет о привычных для нас понятиях:

  1. О дружбе: «Нет цены у моря, солнца и дружбы».
  2. Об опыте: «Старый конь найдет дорогу домой».
  3. О предательстве и неблагодарности: «Вырастил тигра из тигренка – получил страдания и разрушение».
  4. О неумеренной жадности: «Богач, получив Лун, захотел получить и Сычуань».

Япония. Страна удивительной смеси буддизма и древних верований. Страна самурайской чести, талантливых каллиграфов и поэтов в трех или пяти строках хокку и танка описывавших весь мир и все переживания человека. Японский язык – язык метафор, аллегорий, образных сравнений, многие из которых стали пословицами и поговорками. А темы и образы пословиц столь удаленных от нас японцев привычны и понятны:

  1. О непреодолимой несправедливости: «Бессильно право там, где властвует сила».
  2. О настойчивости и терпении: «От муравьиной норки разрушится и каменная дамба».
  3. Об умении радоваться счастью других: «Если другие радуются, веселись и ты».
  4. О терпимости: «об обычаях, заведенных в доме, не спорят».

Арабский Восток. Бухара, Багдад, знойные пустыни Йемена и зеленые сады Агры, – все это Арабский Восток. Мир коварства, лести, благородства и отваги. Мир великих политиков, ученых, поэтов и народных остроумцев. Восток – это мир Омара Хайяма, Низами Гянджеви, Хамида Моманда. А еще это народных воровских новелл – «макам», – полного собрания басней, притч, пословиц и поговорок. Вот, кстати, одна из них – коротенький отрывок из новеллы:

«Жил-был старенький ослик. И однажды он упал в колодец. Думал-думал хозяин, да так и не придумал, как помочь беде. И решил он закопать и ослика, и колодец. Позвал на помощь соседей, и начали засыпать колодец. Кричал и плакал ослик, а потом начал становится ногами на каждый кинутый ком земли. Все выше и выше поднимался ослик, пока не выпрыгнул из колодца».

А пословиц и поговорок – тысячи, если не десятки тысяч. О смелости, отваге, коварстве, дружбе, работе – обо все на свете. Вот некоторые из них:

  1. Гиены празднуют, когда умирает лев. (Афганская пословица)
  2. Кто сказал, и не сделал – осел, кто сделал и сказал – человек, кто не сказал и сделал – лев.
  3. Можешь советоваться хоть с тысячей людей, а тайну свою не раскрывай. (Персидская пословица)
  4. О секрете могут знать и двое, при условии, что один из них в могиле. (Персидская пословица)
  5. Будущее ленивого быка – продажа мясникам. (Арабская пословица)
  6. Все, что сделано наспех – принесет беду. (Курдская пословица)

Восточная мудрость о семье и брак

Уникальность Востока и в его «двойственном» отношении к женщине. С одной стороны – ее подчиненное мужчине положение, с другой: «И Самарканд, и Бухару за родинку одну твою отдать готов».

Таким же двойственным является и отношение к браку. Давным-давно, в Шумере говорили: «Одно счастье – в женитьбе, а если подумать, второе – в разводе». Их поддерживают иранцы в поговорке: «Женитьба – счастье на месяц, женитьба – печаль на все оставшиеся годы». Зато казахская пословица гласит: «Счастье – первый сын, половина счастья – хорошая жена». В Лаосе бытует такое выражение: «В хорошей семье муж и жена напоминают палочки для еды – всегда парой, всегда вместе». Вообще, хорошая жена это очень важно, иначе могут быть такие же неприятности, как в еврейской пословице: «Что может быть хуже дождя? Плохая жена. Дождь хотя бы в дом загонит, а плохая жена из него выгонит». Хуже дождя, по мнению пуштунских племен, может быть только тесная обувь, ну и плохая жена, соответственно: «Плохая жена подобна неудобной обуви, и жмет, и давит». И всегда, счастье – это дети: «Юрта без детей, что очаг без огня», – говорили казахи.

На Востоке еще говорили: «Первый месяц после свадьбы – как розовый цветок, второй – как горькая полынь». Но у любви глаза слепы, и когда она есть: «Раны от оспы также красивы, как ямочки на щечках».

Часто бывает так: девушка полюбила бедного парня. Прожиты вместе годы, и пришел в дом достаток, а то и богатство. Старая жена кажется некрасивой и скучной. Японская пословица говорит: «Люби ту жену, которая полюбила тебя бедняком».

Восточная мудрость о любви гласит:

  • Не подвластны рассудку три вещи: ветер, дующий с гор, солнце, совершающее свой бег по небу, любовь, поселившаяся в сердце человека.
  • Есть советники у хана, есть советники у эмира, любовь в советниках не нуждается.
  • Любовь приносит . Злоба – безобразие.
  • Во имя любви не грех носить лохмотья.

В заключение можно привести высказывание неизвестного китайского автора: «Вот печаль, так печаль. Любят меня одновременно и жена и любовница. Чувствую ли я себя богом? О нет. Чувствую я себя одновременно жителем рая и обитателем ада».

В восточной философии и много непонятного нам, Запад и Восток слишком разные по мировосприятию. И все-таки восточная мудрость: цитаты, афоризмы, высказывания вполне применимы и к сегодняшним европейским реалиям.

Мысли о браке

В чем состоит смысл и содержание брака? Если двое любят друг друга и желают наслаждаться близостью, то при чем здесь печать в паспорте, церковные венцы или кольца?

Начнем с аналогии: перед нами ведь и пример Евангелия, где большая часть слов Спасителя содержится в притчах (греческое слово паримиа как раз и означает аналогия). Итак, перед нами ампула с морфием. Наркотическое вещество, торговля которым под строжайшим контролем. Я принес вам эту ампулу и предлагаю уколоться. Кто я такой? Наркоторговец, и место мне за решеткой… Ах, простите, забыл сказать: у меня еще есть бумажка с круглой печатью, называется рецепт. Я вам выписал морфий, чтобы облегчить страдания в тяжелой болезни. Кто я такой? Заботливый врач.

Ну вот, все дело в печати. Нет печати – преступление, язва общества; есть печать – помощь ближнему в болезни. Что и требовалось доказать. Правильно? Допустим, кто-то может сказать: «Рецепты – пустое крючкотворство, оформление уколов морфия. Из-за бумажки вы готовы отравить братве кайф. Сами не колетесь и другим помешать пытаетесь, изобретаете всякий вздор про болезни и медицину…»

Стоп, что-то не то. Болезни никто не изобретает. Болезни существуют сами по себе, и медицина – средство борьбы с ними, средство помощи людям. А незаконная торговля наркотиками – средство губить людей. Все это реальные факты жизни. Бумажка с печатью, рецепт – следствие из этих фактов, а никак не наоборот.

Разве можно в здравом уме заявить, что «медицина – это оформление уколов морфия»? Ампула с морфием служит либо для медицинской процедуры, либо для уголовного преступления, и наличие рецепта с печатью поможет отличить одно от другого, но суть дела-то не в печати! Суть дела в том, что происходит в действительности.

Аналогия эта (только приспособленная к современной проблематике – употреблению наркотических средств) взята из древнейшего и авторитетнейшего церковного документа, Послания свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху, который входит в Канонический свод Православной Церкви:

«…Нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать, говоря об этом: о каком употреблении ты говоришь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», о том ли, которое Апостол допустил, говоря: «Браку всех да будет честен и ложе непорочно»? Или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?

Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать, но убивать врагов в битве – и законно, и похвалы достойно. Так, великие почести получают герои войны, им воздвигаются памятники для возвещения их подвигов.

Таким образом, одно и то же, смотря по времени, в одних обстоятельствах – непозволительно, а в других и благовременно – допускается и позволяется. Также рассуждать должно и о телесном совокуплении».

Телесное совокупление «допускается и позволяется» во вполне конкретных обстоятельствах, а именно в браке. В браке мужчина и женщина становятся мужем и женой и соединяются интимной близостью – важнейшей материальной основой их супружеской любви. Точно так же, как медицинская помощь больному не появляется из рецепта с печатью, супружество не появляется из печати в паспорте: наоборот, печать появляется как свидетельство совершившегося факта: бракосочетания. Ошибиться может лишь тот, кто незнаком с болезнями и медициной и соответственно тот, кто незнаком с браком.

Хотите понять, что такое брак? Возьмите в руки монету. У нее есть две стороны, разные: никто не спутает одну с другой. Но никто и не скажет, что монета состоит из двух сторон: они неотделимы одна от другой.

Брак – это смерть и новое рождение. Смерть двух независимых «я» и рождение нового существа, «мы».

Это событие можно сопоставить с физическим явлением: образованием атома водорода из электрона и протона. Прежде полагали, что атом состоит из двух элементарных частиц, «собранных» вместе, как винт и гайка, нож и ножны, иголка и нитка. Но оказалось, это совсем не так!

Атом водорода действительно создан из двух элементарных частиц, но нельзя сказать, что он состоит из электрона и протона. Строго говоря, и тот и другой исчезают, как бы растворяясь в новом объекте, который подчиняется иным закономерностям, чем каждая из частиц в отдельности. Вот таким же образом муж и жена растворяются друг в друге, подчиняясь новому закону – закону жертвенной супружеской любви.

…Один человек, которого я хорошо знал, перенес очень много горя в своей семейной жизни и в результате потерял семью. Он говорил мне как-то, что его беды начались с самых первых дней брака, совершенно незаметно. Когда все можно было легко исправить, но он этого не понимал, а понял лишь много лет спустя. Кто-то из друзей сказал ему вскоре после свадьбы (он женился одним из первых в своей компании):

– Смотри-ка, вот ты уже женат, а совершенно не переменился! Все такой же свой парень, все у тебя в порядке, как раньше…

Сказано это было в виде похвалы и комплимента, но на самом деле то был отчаянный сигнал тревоги: если после свадьбы человек резко не переменился – дело плохо, брак этот, по существу, еще не состоялся, надо быстро браться за дело и перестраивать свою жизнь на новых основаниях.

Увы, увы: сколь многие нормальные юноши и девушки, мужчины и женщины, по странному недоразумению видят в браке «оформление интимных отношений», некий придаток к постели приличия ради. А на деле-то ровно наоборот: интимная связь служит браку. И это очевидный, но редко признаваемый факт. Может возникнуть вопрос:

«Велика ли важность, что ради чего существует, что чему служит: брак постели или постель браку? Давайте договоримся просто, что одно неотделимо от другого».

Важность и вправду велика, да и простота хуже воровства.

Велика ли важность, фундамент существует ради дома или дом ради фундамента? Или водопровод служит дому или дом водопроводу? И фундамент, и водопровод в нормальных условиях неотделимы от дома, и хотя фундамент (в отличие от интимной близости!) монтируют прежде самого здания, если строитель не разберется в логике этих простых вопросов, строительство окончится крахом. А ведь каждый из нас, как хорошо известно, строитель своего счастья.

– Я слишком хорошо знаком с браком и уверен, что любовь в браке редко найдешь: чаще деньги, имущество, комфорт, деловые связи, а там и равнодушие, скуку, измену, злобу, ненависть, насилие… Давно известно: «Брак – могила любви».

– Вначале разберем очевидный, лежащий на поверхности материал, а затем уже уйдем вглубь, рассмотрим более тонкие и сложные вопросы.

Итак, «я слишком хорошо знаком с браком…». Вспоминается, как в одном американском городке – на том самом Диком Западе, где, как оказалось, люди вели себя весьма прилично, но все поголовно были вооружены, – в ресторане висела аккуратная табличка: «Не стреляйте в пианиста: он играет как умеет».

Разумно ли судить о музыке по игре этого пианиста или восприятию его слушателей? Те, что видят в браке могилу любви, понимают в нем ровно столько, сколько упомянутые слушатели – в музыке. Они знакомы с браком по своему опыту и по опыту своего окружения. Они любят как умеют, то есть очень плохо: от дискотеки до кровати, как выразился о. Дмитрий Смирнов.

Никудышное это умение – не только результат чьей-то личной испорченности и злонамеренности (хотя и этого предостаточно), но и знамение времени. Вспомните слова Спасителя из 24-й главы Евангелия от Матфея, где Он, глядя на прекраснейший в мире город, распростертый внизу, говорит Своим ученикам о грядущих скорбях и испытаниях: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Наши мысли о браке и любви будут кружиться на месте, как щенок в погоне за своим хвостом, пока мы не вспомним, что такое настоящая любовь – не настроение, не эмоция, не физиология, не жажда наслаждения тем или иным способом, а направление воли: отдать себя. Любовь – это подвиг свободной воли.

– Часто говорят, что успешный брак возможен, только если ты нашел свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит, брак будет неудачный, несчастливый?

– Когда заходит речь о серьезных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как она возникла, кто ее автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убежден, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом все же не считают.

Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил ее в своем знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало еще особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округленный: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассек людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь ее солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсеченным половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удается.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были ее истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомленных и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

– Да! – ответим мы. – Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жены. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределенность, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак – если вы решили вступить в брак – это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

– В каком возрасте следует жениться и выходить замуж? Как долго надо испытывать свои чувства перед вступлением в брак?

– Самый простой ответ таков: в брак надо вступать не ранее, чем возникает физическая и нравственная готовность к этому шагу – самому, пожалуй, ответственному шагу всей нашей жизни. Конечно, по жизненным обстоятельствам это может произойти и в гораздо более зрелые годы.

У девушек брачный возраст наступает в среднем раньше, чем у юношей; но обычно и те и другие к 18 годам готовы к браку. И вполне разумно и правильно, чтобы молодого человека, уходящего на военную службу, дома ждала жена…

Против ранних браков иногда возражают на том основании, что супруги еще не могут обеспечить себя материально. Но в нормальном обществе это никогда не было препятствием к браку. Кто из родителей попрекнет сына или дочь, зятя или сноху, не говоря уж о внуках, куском хлеба? Для этого, однако, отношения между людьми должны быть нормальными – христианскими.

Что же касается «испытания чувств», то здесь понятия нашей молодежи сильно затуманены и затемнены. Надо помнить, что влюбленность – не основа брака, а лишь некая заготовка, позволяющая быстрее и легче построить надежное здание семьи – малой Церкви. Поэтому «чувства» не надо испытывать. Надо благодарить Господа за взаимное чувство и, став мужем и женою, переплавить его в настоящую, самоотверженную и жертвенную супружескую любовь.

– Мне бы хотелось выйти замуж, создать семью. Но я еще не дружила с молодым человеком. В школе и университете я была слишком занята учебой. Я не знаю, как мне вести себя с мужчинами: я часто смущаюсь в их присутствии…

– Ваш вопрос вполне обоснован, и нужно – вместе с вашими старшими друзьями, родными, духовенством – думать о том, как вам помочь. Есть, по крайней мере, два соображения, которые лежат на поверхности и сразу пойдут вам на пользу.

1) Существует немало молодых мужчин, подобных вам: им претит развязность и наглость «современного» образа жизни, с ними вы легко и естественно найдете общий язык. Но под лежачий камень вода не течет… Поэтому надо вести себя чуть смелее (не наглее и не развязнее!): знакомиться с людьми в приходах, в паломнических поездках, на лекциях и конференциях– словом, везде, где бывают нормальные, разумные, верующие люди. И Интернет, кстати, тоже далеко не последнее средство общения.

2) С древнейших времен бракосочетание молодых людей происходило при помощи сватовства: это надежная, благочестивая традиция. Но она, как и многие другие традиции, в наше время пошатнулась. Поэтому к разным «службам знакомств» следует относиться осторожно, хотя и не пренебрегать ими, во всяком случае православным. Но лучше, чтобы от вашего имени действовали друзья. Не надо никого «официально» просить найти вам жениха, но можно дать понять, что вы не будете возражать, если вас познакомят с приличным молодым человеком.

Помните, что против вашей воли и желания никто вас замуж не выдаст – поэтому не бойтесь, общайтесь с людьми просто и естественно, повторяя слова Псалмопевца: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою» (Пс. 142:8).

– Я уже давно хочу жениться, но не могу ни на ком остановить свой выбор: никто из моих знакомых не похож на девушку моей мечты… Сколько же можно искать?

– Это очень тонкий, личный вопрос: повторим, что никто не вправе принуждать вас к браку. Но по поводу «девушки вашей мечты» (или юноши соответственно) есть одно очень важное замечание. Помните, что мечта по своей природе не свойственна христианскому мировоззрению. Мечты, конечно, существуют в нашем сознании, и глупо было бы пытаться их оттуда изгнать, но нельзя отводить им места больше, чем они заслуживают. Мечта – это игра ума и чувств, в лучшем случае добрая и светлая, в худшем – опасная, ведущая ко греху, но так или иначе отрыв от реальности. А христианство – мировоззрение абсолютно реалистическое, на истине основанное и истины взыскующее.

Таким образом, поиски «девушки вашей мечты» не возбраняются, но могут загнать вас в тупик. Чтобы этого не произошло, ограничивайте свою мечту христианским смирением и рассуждением, реальным жизненным опытом, знанием людей и пониманием сущности брака.

– Как вы думаете, можно ли жениться без любви, просто потому что человек хороший или возраст подошел? – Здесь все зависит от того, какая реальность прячется за фразой «без любви». Если без потери сна и аппетита, без двоек и прогулов, без слез, драк, скандалов и резаных вен, то можно. А если без твердой решимости отдать себя, всецело и навсегда, в жизни этой и будущей, одной-единственной женщине, стать с нею частями одного нераздельного целого, то нельзя.

– Если муж – мусульманин, а жена – православная, будет ли их брак считаться освященным Церковью?

Брак этот нецерковный. Нельзя себя обманывать, закрывать глаза на очевидный факт. Об этом напоминают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе», то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения».

Но Церковь никого не лишает свободы, и каждый человек должен сам определять свой путь в этом мире, не рассчитывая на то, что кто-нибудь за него примет важнейшие жизненные решения. Именно поэтому далее в «Основах социальной концепции…» подчеркивается:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве».

Основано такое суждение на том, что всеобщая, промыслительная Божия благодать сообщается всему миру, и всякий брак – если только это действительно брак, а не блудная связь – черпает в ней силу любви и добра.

Буквально на ваш вопрос дает ответ св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (гл. 7): «…Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею…» И мы видим множество примеров, когда такой брак для неправославного супруга становится дорогой ко Христу, к Его Святой Церкви. Тогда и состоится таинство венчания.

– Скажите, пожалуйста, по какому чину совершается бракосочетание, если и жених и невеста ранее состояли в гражданском браке, но не венчались?

– В Церкви, действительно, существуют два чина для таинства брака: «чин венчания» и «чин о второбрачных». Как же поступить в таком случае? С одной стороны, заключается второй брак (если Церковь, как сказано, признает и уважает брак гражданский), а с другой – супруги ранее не венчались…

В таких сложных ситуациях последнее слово остается за священником, который совершает таинство. Он может принять и такое, и другое решение: в любом случае таинство будет действительным. Однако выбор делается на основании следующих соображений. Если в первом своем браке супруги были далеки от Церкви, если для них обоих развод предшествовал воцерковлению, подлинному возвращению ко Христу, а может быть и самому крещению, то их новый брак можно рассматривать как первый брак в их новом, христианском качестве и совершить его по чину венчания. Если же и в период первого своего брака они были православными, хоть и не венчались в Церкви, то нынешний брак следует совершить по чину о второбрачных.

– В Ветхом Завете даже у святого Давида было много жен, а у его сына Соломона помимо жен были и наложницы. Почему современным мужчинам нельзя то, что разрешалось древним?

– Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3 Цар. 11:3–6). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом.

Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем (Быт. 4:19). Начиная с того времени многоженство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака властно входят в жизнь всех племен и народов, не исключая и древнееврейский.

Однако еще в ветхозаветный период мы видим начало обратной тенденции – возврата к чистоте моногамного брака. Св. Писание недаром говорит нам об этом устами самого царя Соломона, испытавшего, как сказано, много зла от своей невоздержанности: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои…» (Екк. 9:9). Согласно историческим сведениям, после возвращения из Вавилонского плена в древнееврейском обществе стала распространяться моногамия. А подлинное и полное восстановление святости первозданного брака состоялось без малого две тысячи лет назад, у первых христиан, о чем говорил Сам Спаситель: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).

Характерна история моногамии в иудейской среде, где многоженство сохранялось весьма долго. Иустин Мученик (II век по Р.Х.) говорит о современных ему иудеях, что они «по всему свету, где бы они ни были, берут себе столько жен, сколько пожелают». Даже после того, как евреям было даровано римское гражданство и император Феодосий Великий особым указом запретил многоженство у евреев, этот обычай полностью не исчез. И лишь не ранее XII века раввины Западной Европы впервые произнесли проклятие на многоженцев – как отмечает авторитетный еврейский источник, под влиянием христианского окружения.

Христианский стандарт брака – один муж, одна жена на всю жизнь – сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного содома. Отклонения от него – повторный брак и развод – представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами – греха. Господь Бог милостив к человеку, во всех жизненных обстоятельствах Он позволяет нам преодолеть зло и грех, но это вовсе не значит, что отклонение от нормы можно возвести в закон. Брачный стандарт, утвержденный некогда Адамом и Евой, утраченный их потомками и восстановленный Спасителем, служил и будет служить человеку опорой нравственности.

– За мной ухаживает мужчина, он мне нравится, говорит, что любит меня. Но у него есть целый ряд недостатков, греховных качеств – и меняться он не хочет. Что делать?

– Поскорее с ним расстаться. Сознательно или нет, он вам лжет: он вас не любит.

Потому что любить – значит жертвовать собой, отдать себя любимому (любимой). Бог любит нас – и становится одним из нас, и отдает себя на смерть. Мы любим Его – и приносим покаяние в грехах, исправляемся, изменяемся. Муж и жена любят друг друга – и отказываются от своего «я», становятся новым существом, семьей, превращаются в «мы».

Вы очень точно определили ситуацию. Если бы вы написали: «Он не может измениться, у него никак не получается», – тогда вопрос остался бы открытым; возможно, в браке ему было бы легче исправиться. Но «не хочет меняться» – этим все сказано. Любовь – это подвиг свободной воли.

– Я запуталась, и мне кажется, что в отношениях с мужчинами веду себя как пятилетняя девочка – этого им нельзя и того нельзя…

– Нет, не как пятилетняя девочка, а как нормальная взрослая женщина. А люди кругом разные. Некоторые ведут себя как похотливые ишаки

(их, впрочем, немного), другие же попросту как дикари. Такому дикарю, жертве современного невежества, надо спокойно и вежливо объяснить, что в интимную связь друг с другом вступают муж и жена, и более никто. И добавить несколько слов о том, что такое брак. Если он приличный человек, он поймет вас – и тогда ваши отношения будут развиваться нормальным путем. Если же не поймет, если будет «гнуть свою линию» – то зачем он вам нужен? Сегодня он пристает к вам, завтра – к кому-то еще… Прервите с ним знакомство – и весь сказ.

Что такое семья? Люди, которым ты нужен. В радости и горе, в мелочах или целом, они приходят в нужную минуту и остаются с тобой, несмотря ни на что.


Скромность и доброта больше нужны в семейной жизни, чем остроумие и гордая красота.


В семейной жизни главное - терпение. Любовь долго продолжаться не может.


Семья — это та первичная среда, где человек должен, учиться творить добро.

Я.Л. Сухомлинский

Выйти замуж — это очень серьезный шаг. Вы же когда ссоритесь с родителями, ведь не думаете, что надо искать новых. Вот и муж должен стать вам родным человеком. Один и на всю жизнь.

Семья - это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал.

Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития.

Карл Роджерс

Семья – самое важное в жизни. У тебя могут быть удачные дни, могут быть отвратительные, но вечером каждого дня дома тебя кто-то будет ждать.

Ответ на вопрос "зачем люди женятся":

Всем нам нужен свидетель нашей жизни. На планете миллиард людей… Вот что на самом деле значит чья-то жизнь? Но в браке мы обещаем заботиться обо всём. Хорошее, плохое, ужасное, обычное - всё это, всё время, каждый день. Мы говорим: «Твоя жизнь не пройдёт незамеченной, потому что её замечу я. Твоя жизнь не пройдёт без свидетелей, потому что я буду твоим свидетелем».

Семья - единственное настоящее богатство.

Мрачные тени

Дружба - одна из сильнейших основ для благополучной семьи. Ведь именно чувство дружбы удерживает вместе супругов, помогает им пережить всяческие кризисы. Кстати, очень часто «романтическая любовь» появляется не сразу, а спустя несколько лет брака. Это происходит потому, что люди внезапно осознают, сколько тепла и доброты они получили от своего партнера.

Крепка бывает та семья,
Где нет владений буквы "я",
Где правит только слово "мы",
Где есть совместные мечты.

Смыслом жизни настоящего мужчины должна быть его семья. Любимая, единственная и неповторимая жена, любимые дети. Всё остальное вторично.

Мужчина забывший свою семью, не может называться настоящим мужчиной. Крестный отец

Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья - как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…

Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт

Создать семью. Да по мне, проще основать империю. Эмиль Мишель Чоран


Самое главное и ценное в жизни-это семья. Сначала та, в которой ты рождаешься, а затем та, которую создаешь сам.


Когда-нибудь и ты станешь делать для меня вещи, которые ненавидишь. Это потому, что мы семья. Джонатан Сафран Фоер "Полная иллюминация"


Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но еще больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Далай-Лама


В идеальной семье жена не замечает, откуда берутся деньги, а муж не вникает, куда они деваются.


Мой сын не узнает что такое "неполная " семья. Ведь я выбираю Любимую на всю жизнь.
А как говорится в самурайской поговорке " Рожденный в Любви слабым быть не может".


Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!


СЕМЬЯ – это счастье, любовь и удача,
СЕМЬЯ – это летом поездки на дачу.
СЕМЬЯ – это праздник, семейные даты,подарки, покупки,
приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, мечты о хорошем, волнение и трепет.
СЕМЬЯ – это труд, друг о друге забота,
СЕМЬЯ – это много домашней работы.
СЕМЬЯ – это важно!
СЕМЬЯ – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните, хочу, чтоб про вас говорили друзья: КАКАЯ ХОРОШАЯ ЭТО СЕМЬЯ!!!


Если мы делаем что-то во благо, то нам не о чем переживать… и нет блага выше, чем семья.

Семейное счастье очень хрупкое. Не надо испытывать его на прочность. Разлетевшись на осколки уже не склеится.

Брак есть средство спасения себя от старости в любви.

Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий.

Все друзья, рано или поздно подводят тебя. Семья - вот единственная опора.

Семья - это судебная палата, заседания которой не прерываются даже ночью.


Поделитесь с друзьями: Оцените подборку:

Главными причинами большинства стрессов и депрессий в жизни человека являются: семья, деньги и семья без денег.

Странная у меня семья: папа разговаривает со своей машиной, мама с цветами, сестра с кошками, я одна нормальная — с компьютером и телефоном.

Если семья не заполняется детскими криками, они с лихвой компенсируются взрослыми…

Счастливый брак — это брак, в котором муж понимает каждое слово, которого не сказала жена…

Единственное за что ты должен переживать — это семья, а остальное пусть само переживает!


Поделитесь с друзьями:

Цитаты про семью - Семья – это один из шедевров природы. - Джордж Сантаяна.

Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни. - Джонни Депп.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья. - Фаина Раневская.

Мы знаем много современных семей, которые позволяют друг другу принимать самостоятельные решения. И всякий раз, когда я вижу женщину с недовольным выражением лица, я сразу же могу сказать, что ее муж разрешает ей решать самой за себя. - Ирвин Шоу.

Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними. - Сидней Смит.

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать. - Мать Тереза.

Работе - рабочие силы. Вечера - семье. - Джина Уилкинс.

Мальчики сожительствуют, мужчины создают семьи. - Стив Харви.

Семья - это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать. - Сьюзан Кинг.

Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно - глаза плачут, а когда глаза плачут - руки вытирают слёзы.

Семья крепка, если миг счастья повторяется многократно. - В. Гавеля.

Чувства должны перерастать в семью, а не в комок в горле, который мешает жить. - Лина Кейчер.

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. - А. Шопенгауэр.

Семья - это когда три месяца друг друга любят, три года ссорятся, тридцать лет друг друга терпят. - Бернар Вербер.

Хорошая семья та, в которой муж и жена днем забывают, что они любовники, а ночью - о том, что они супруги. - Жан Ростан.

В семейной жизни главное - терпение… Любовь продолжаться долго не может. - А. П. Чехов.

Отсутствие семейного счастья способствует карьерному росту. - Юлия Пересильд.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. - Л. Н. Толстой.

Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся. - Валентин Распутин.

В семейной жизни самый важный винт - это любовь. - А. П. Чехов.

Семья - это не те, кто тебя балует и следует всякому твоему капризу. Это те, кто сражается за тебя и за кого сражаешься ты.

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. - О. Бальзак.

Брак священен. Но… лучше разрушить брак, чем позволить ему разрушить себя! - Ирвин Ялом.

На этот счет, бывает. И встречается оно намного чаще, чем думают многие. Правда, крепкая семья - непрерывный труд, а удачный брак - тот, что выдерживает долгие годы близости.

Как гласит одна мудрая цитата, муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно - глаза плачут, а когда глаза плачут - руки вытирают слезы. А есть еще красивая фраза, согласно которой все браки заключаются по расчету, потому что каждый рассчитывает найти в нем свое счастье.

Мы отобрали для вас красивые и позитивные цитаты о семье, которые призваны помочь понять, в чем же заключается семейное счастье. Эти фразы и высказывания дают понять, что семья - это не то место, где все и всегда хорошо, но то, где все и всегда прощают друг друга.

Цитаты о крепкой семье со смыслом

Брак – это отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства – взаимны.
Луис Анспахер

Ни для кого не секрет, что счастливый брак основан на балансе интересов и высокой стрессоустойчивости.
Стивен Кинг

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…
Эмиль Золя

В семейной жизни самый важный винт – это любовь.
Антон Чехов

Хорошая семья – та, в которой муж и жена днем забывают о том, что они любовники, а ночью – о том, что они супруги.
Жан Ростан

Лучше, если в семье руководит кто-то один. И лучше, если этот "кто-то" - любовь.
Ольга Муравьева

Золотое правило брачной жизни – терпение и снисхождение.
Сэмюэл Смайлс

Ни один мужчина и ни одна женщина не знают, что такое настоящая любовь, пока не проживут в браке четверть века.
Марк Твен

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Артур Шопенгауэр

Скромность и доброта больше нужны в семейной жизни, чем остроумие и гордая красота.
Дафна Дю Морье

Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности.
Николай Бердяев

Хорошая жена – спасение жизни.
Кей Кавус

Удачный брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это также способность и самому быть таким человеком.
Леланд Вуд

По выбранной мужчиной невесте можно судить каков он сам и знает ли себе цену.
Иоганн Гёте

Жена создает климат, а муж делает погоду.
Аминадав Шполянский

Семья - один из шедевров природы.
Джордж Сатаяна

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Василий Сухомлинский

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Лев Толстой

Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
Френсис Бэкон

Брак без любви - это пожизненная каторга.
Жорж Санд

Брак основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.
Иван Тургенев

Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.
Анри-Фредерик Амьель

Семья всегда будет основой общества.
Оноре де Бальзак

Брак – это продолжение любви иными средствами.
Геннадий Малкин

Счастливый брак – это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
Андре Моруа

В браке главное не победа, а участие.
Геннадий Малкин

Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп

Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними.
Сидней Смит

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать.
Мать Тереза

Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай - дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся.
Валентин Распутин

Надеемся, что цитаты про семью помогли вам понять, в чем кроется секрет счастливых отношений . Попробуем объяснить простыми словами, без высказываний великих людей. Семья - мудрость, умение и желание двух людей, вступивших в брак, понимать друг друга, слушать и слышать, прощать обиды и любить. Пожалуй, именно их этих простых и одновременно сложных вещей и состоит рецепт счастливой семейной жизни. Счастья вам и вашей семье.

Что еще почитать