История и этнология. Факты. События. Вымысел. Обитель легендарных амазонок

Амазонками в древние времена именовали племя воинственных самодостаточных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, брали некоторых в плен (для продолжения рода), но в быту обходились без них.

Похоже на красивую сказочку, правда? Но всё же, если о таких женщинах существуют прошедшие сквозь века мифы и легенды, если упоминают о них известные ученые древности (да и современные не оспаривают возможность существования амазонок), то, наверное, какая-то доля правды в этом есть.

Что значит «амазонка»?

По одним источникам «амазонка» - значит «a mazos» - безгрудая. Девочкам-подросткам из племени раскалёнными углями выжигали правую грудь, чтоб не мешала в бою. Но этот источник можно поставить под сомнение, потому как ни одно дошедшее до нас изображение амазонок не показывает безгрудых женщин. Другие источники утверждают, что это название происходит от иранского слова «ha-mazan» – воины. Ещё один вариант – от слова «a masso» – неприкосновенные (для мужчин).

Царство амазонок

Откуда же они пришли и где обитали? И тут ученые расхожи во мнениях. Одни говорят, что амазонки были кочевницами, другие – что у них было своё царство на побережье Средиземного моря (или в Крыму). Третьи источники утверждают, что пришло племя воинственно настроенных женщин из Малой Азии (где-то от подножия Кавказа) или с побережья Азовского моря.

Существует ещё такой миф: амазонки были настолько хороши в бою, что бог Дионис попросил у них помощи, чтобы низвергнуть титанов. После победы над ними Дионис… разбил амазонок. Немногим удалось спрятаться от коварного и мстительного бога в храме Артемиды. Далее отправились покорять Азию, воевали в Крыму, покорили Сирию, построили города Эфес, Смирна, и другие. На реке Фермодон амазонок захватили греки и хотели переправить по морю на родину. Но воительницы не хотели покоряться – перебили команду корабля, вскоре волею ветров судно с амазонками прибило к скифским землям. Скифы возжелали получить потомство от таких вот чудо-женщин, и отправили отряд красивых юношей, чтобы покорить их. Так появилась новая народность – савраматы.

Амазонки в мифологии

В греческой мифологии эти девы-воительницы вели своё происхождение от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Первой амазонкой считается Лисиппа. Своей покровительницей амазонки называли богиню Артемиду, и всячески почитали её. Во время Троянской войны амазонки воевали на стороне троянцев, и известный греческий герой Ахилл вынужден был убить их царицу. С амазонками воевали ещё Беллерфонт и Тесей. А Геракловым девятым подвигом было задание – отобрать у предводительницы воинственных дев волшебный пояс. Он должен был стать выкупом за похищение Ипполиты, дочери царицы Антиопы.

По преданиям, амазонки великолепно владели луком, небольшим двухсторонним боевым топором (лабрисом), коротким мечем и легким щитом. Доспехи и шлемы амазонки изготавливали сами.

Образы амазонок в изобразительном искусстве

Мифы об амазонках породили множество произведений искусства в живописи и скульптуре, изображавших дев-воительниц. Это популярный сюжет в античном изобразительном искусстве 7 века до н.э. и в живописи уже в наше время (эпоха барокко и классицизма). Сюжеты боёв с амазонками присутствуют в картинах Я. Пальмы Старшего, Я. Тинторетто, Г. Рени и пр.

Амазонки как персонажи литературы и кино

Амазонки и их подвиги вдохновили таких поэтов и драматургов Европы как Р. Гранье («Ипполита»), Тирсо де Молина («Амазонки в Индии»), Лопе де Вега («Амазонки»), Г. Клейст («Пенфесилея») и др. В 20-21 веке амазонки выступают персонажами фэнтези.

Многим, я думаю, известен популярный в 90-ые годы прошлого века сериал о женщине-воине и её спутнице Габриэль «Ксена – принцесса-воин».

«Амазонская» рота

Это явление имело место в апреле 1787 года. В Крыму ждали приезда императрицы Екатерины Второй. По приказу Григория Александровича Потёмкина к этому событию была создана рота, состоящая из женщин (100 человек). Императрица однажды услыхала от князя о невиданном чуде – греческих воительницах. Потёмкин решил удивить Екатерину, и ему это удалось. Императрица была искренне обрадована, и осыпала Потёмкина почестями.

За создание «Амазонской» роты в Крыму взялся Премьер-майор Балаклавского греческого полка по фамилии Чапони (грек по происхождению). Командование ротой он передал своей молодой жене 19 лет от роду, Елене Ивановне Сарандовой. Рота состояла из жен и дочерей благородных балаклавских греков. Женщин учили маршировать и приветствовать Екатерину Вторую. До нас дошли сведенья о том визите императрицы, описанные в «Записках об амазонской роте» Г. Дуси. Из этих воспоминаний мы узнаём, что увидев роту «при параде» - в зеленых бархатных куртках и малиновых юбках, в белых тюрбанах со страусовыми перьями (у «старших по званию» были даже ружья с тремя патронами), императрица Екатерина была очень обрадована и сказала Елене Сарандовой: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, - ваша рота исправна, - Я ею очень довольна». Вскоре после отъезда императрицы рота была расформирована. Эта забава стоила ей свыше 100 000 рублей.

Воинственные девы современности

Думаю, у всех женщин бывало иногда чувство, когда хочется покорить и поработить весь мир. Каждая чувствует недюжинную силу, ей всё по плечу. Современные амазонки ходят по улицам, путешествуют, стоят во главе крупных корпораций и воспитывают детей. Они сильны, самодостаточны, умны и образованы. Они покоряют сердца и снисходят улыбнуться, тому, кто понравится. Они знают себе цену, и знают, что всё в их руках.

P.S. Легенды об воинствующих племенах женщин существуют у многих народов мира. Это либо предания об существовавших на самом деле племенах, либо распространённые античные мифы, обросшие новыми подробностями. И у меня лично большое подозрение, что, во-первых, амазонки были не настолько кровожадными (греки могли распространять о них ложную информацию), а во–вторых, они могли быть также и не столь изящными, как на изображениях, дошедших до нас из древности, или созданных в наше время. Огромные физические нагрузки в битвах и ранние тренировки (с 10-12 лет) делали их тела более мускулистыми, и менее «формистыми». Вспомните современных профессиональных спортсменок.

Вот и один из обещанных разборов, и сегодня это будет разбор стиля. Эта история о софт драматике по линиям, мягком лете, со стилевой тягой к естественности и драме. Зовут нашу прекрасную героиню Евгения.


В самом начале нашей работы, Евгения была уверена, что она скорее всего Фламбоянт Натурал, и результат определения ее типа в теории линий как Софт Драматика натолкнул на идею стилевых поисков, поскольку стереотипная трактовка Софт Драмы ну никак не подходила. В процессе общения с Евгенией я узнала, что ей близок дух свободы , ощущение телесности (как существования собственного тела), Она уважает сильных духом людей, преодоление, а кроме того для нее важны традиции, семья , которую она ощущает как собственный клан, который всегда готов поддержать, а также ей важно духовное развитие . Мне все это показалось довольно знакомым и родным, поскольку я выросла примерно на таких же убеждениях, их многие придерживаются в моей семье, хотя мои взгляды сейчас несколько отличаются от этого. Но впечатление было, как будто я общаюсь с кем-то из родных=) Поэтому вопрос о том, чтобы взять Евгению добровольцем и попробовать выразить ее стиль, не стоял. Кроме того, задача тоже не самая очевидная - софт драму все-таки ассоциируют с женщиной вамп на каблуках. Я попросила Евгению поискать вдохновляющие картинки, и там ее стиль - персона выступила еще более четко.

Визуальные образы, которые нашли у нее отклик, хорошо показывают основное направление стиля Евгении. Это свобода, активность, целеустремленность , это дух Героя, сила природы , стремительная свободная сильная лошадь, гроза, ураган, горы...



Но этим ее образные ассоциации не ограничиваются — если посмотреть глубже, видно и Мудреца, хранителя знаний, глубокого образованного человека .


Дом мечты Евгении показывает, как в ее предпочтениях интересно сочетаются любовь к природе и к лаконичным современным интерьерам.

Фотографии, на которых Евгения себе нравится, тоже показывают красоту в лаконичности, дух свершений, а также ощущение себя частью чего-то большего, чувство принадлежности . Из того,что она рассказала о себе, вырисовывается четкая картинка — соединение любви к природе и к активности с лаконичностью, целеустремленность, но при этом мудрость, любовь к своей семье, готовность сделать их счастливыми. Интересен и ее подход к чувственности — понимание красоты здорового человеческого тела, очень созвучное древним грекам. От этого понимания идет любовь к лаконичности — красота как есть, без лишних добавок.

Из всего этого вырисовывается собственный стиль Евгении — Современная Амазонка или Мудрая Амазонка. Как и древнегреческими девами воительницами, Евгенией движет сила духа, благородство, но при этом она «дева», под броней есть привлекательная женщина, осознающая свою красоту. При этом она совсем не мифологический персонаж, она активно действует в реальном мире, отсюда любовь к удобной и практичной одежде, современным практичным интерьерам.

Первое, что влияет на визуальный посыл образа — это цвет. Поскольку Евгении нужно создать довольно минималистичные, но при этом живые и природные образы, ей понадобятся определенные цвета из ее палитры. Палитра мягкого лета на самом деле очень хорошо подходит для выражения стиля Евгении, его сложности. Обычно активные образы выражают яркими цветами, но ее стиль сложнее и глубже, поэтому и цвета должны быть не столь однозначными. Не зря большая часть визуальных ассоциаций, подобранных самой Евгенией, была именно в цветах близких к мягкому лету.

Как базовые цвета лучше всего использовать мягкие варианты белого и черного, поскольку активный образ и минимализм — это все-таки контрасты ахроматических цветов, светло -серый, как цвет камня и металла, а также подходящие оттенки коричневого и бежевого — как цвета деревьев.

Смягченные бордовые, винные и темно-розовый добавят живой энергии в ее образ. Это одновременно и цвет активности и цвет, добавляющий чувственности.


Близости к природе добавят синие и зеленые цвета палитры. А темно-синие и темно-сиреневые, ассоциирующиеся с грозовым небом, подчеркнут сложность натуры.


Создание определенного настроения предполагает и особые принципы сочетания цветов .

Образ Евгении строится на минимализме и практичной простоте, поэтому в его основе контрасты ахроматических цветов с хроматическими, а также динамичные контрасты цветов (например, бордовый и бирюзовый). А более спокойную и задумчивую часть ее натуры помогут выразить сочетания природной сине-зеленой гаммы.

Основные предметы одежды выражают главную идею стиля — активность, чувство принадлежности, внутреннюю силу, но при этом женскую привлекательность. Линии кроя, ткани и форма украшений подчиняются типу по линиям. Обрисовка контуров должна быть четкая, ткани довольно гладкие и тонкие, украшения островатые, но при этом плавные, вытянутые.

Топы . Основная часть топов Евгении -это довольно лаконичные и удобные футболки и свитера насыщенных цветов ее палитры. Но, тем не менее, в топах засчет деталей можно показать особенности ее индивидуального стиля. Первая интересная особенность — стилизация под кольчугу. Кольчуга - это и олицетворение силы и, в то же время, символ принадлежности — ее звенья сплетаются друг с другом, и именно засчет этого она защищает. Вторая особенность - это то,что некоторые топы могут открывать, например, часть спины. Не ради соблазнения, а как предмет античного искусства, ради красоты тела. А третья — это появление среди практичной и драматичной одежды легких атласных топов в бельевом стиле с кружевами, призванных подчеркнуть то, что под броней скрывается прекрасная дева. Однако,с этими топами стоит обратить внимание на то, с чем их сочетать — они должны играть на контрасте с предметами, выражающими силу.


Юбки и брюки , как правило, выступают как база, фон. В стиль прекрасно впишутся джинсы с хорошей посадкой по фигуре, а если понадобиться уйти в более классический стиль, активности и драмы можно добавить засчет ягодных красных. Что касается юбок — трикотажные макси-юбки с разрезами помогут продемонстрировать красоту тела без намеков на соблазнение. Их можно будет сочетать даже с чем-то спортивным. Драмы помогут добавить юбки- карандаши средней длины по фигуре, либо из удобного трикотажа, либо из кожи.

Платья и комбинезоны

Повседневные платья Евгении, в общем-то, повторяют рекомендации топов и юбок — это могут быть практичные трикотажные платья с кожаными или металлическими вставками для придания драмы, либо лаконичные платья с вырезами, открывающими какую-либо часть тела. Что касается платьев на выход — интересная находка — это платья по фигуре, повторяющие мелкое плетение кольчуги, которые можно сочетать с подходящими по линиям аксессуарами из природных материалов или из металла. С комбинезонами дело обстоит примерно так же, как и с бельевыми топами — они призваны показать женскую привлекательность Евгении на контрасте с силой, поэтому сами по себе они выглядят очень чувственно, что балансируется сочетаниями с более жесткими по посылу аксессуарами.

Верхняя одежда в этом стиле может быть как довольно строгой, закрытой, напоминающей мундир, но при этом обязательно приталенной, так и более драматичной (как кожаная куртка) или комфортной. Пуховики не должны быть громоздкими, они должны состоять из мелких элементов, и садиться по фигуре. В гардеробе могут быть и накидки (как в середине) — они, с одной стороны, дают удобство и свободу движения, с другой, могут быть своеобразным символом защиты от окружающего мира — более мягкий вариант брони.

Шапки будут довольно повседневными, слегка спортивными. Стоит обратить внимание на то, что вязка должна быть довольно тонкой, а шапка объемной. Для более женственных образов подойдут шляпы с широкими полями, использовать их можно как и все остальное, подчеркивающее женственность, на контрасте с тем, что выражает силу. Можно и самой шляпе добавить такие элементы — как цвет, близкий к хаки, и цепочка на иллюстрации. Шарфы должны быть удобные, лаконичные, однотонные. Принтов стиль Евгении не предполагает ни в шарфах, ни в топах.


Обувь должна быть удобной, на плоском ходу или на небольшом каблуке, она может напоминать мужскую, и, думаю, здесь можно слегка отойти от рекомендаций типа по линиям и использовать более тяжелую обувь. Но чтобы она выглядела все равно гармонично, нужно помнить, что носки не должны быть тупыми, а обувь должна иметь четкую форму. Зимой могут пригодиться тяжелые ботинки вроде dr martens, а летом отсыл к греческим амазонкам можно сделать более явным засчет сандалий-гладиаторов.

Сумки должны иметь четкую форму, быть удобными в носке. Для соответствия стилю Евгении на них могут быть металлические детали — цепочки, заклепки. Пояса тоже будут иметь металлические детали и смотреться скорее поясами унисекс, чем женскими.

Украшения помогут стилю Евгении расцвести в полном блеске. Ее тип по линиям не предусматривает излишней лаконичности, какие-то детали должны быть. И именно эти детали будут хорошо выражать сущность стиля. Тип по линиям striking ornate ("софт драма") - это не только витиеватые аксессуары, это еще и удлиненные дуги с острыми краями , поэтому она может использовать удлиненные островатые украшения из металла и природных материалов, лаконичные и многодетальные без витиеватости или явной геометричности. Многодетальность ее типа позволяет выдержать и такие аксессуары как цепи (но они должны быть с мелкими звеньями) или даже стилизованные кольчуги. Но такие аксессуары все равно будут украшением — заявлением. Портупея тоже аксессуар того же рода. Она должна состоять из довольно тонких полосок кожи, а сочетать ее лучше с одеждой натурально-активного направления, чтобы не возникало ненужных ассоциаций. В некоторых случаях она может сочетаться и с женственной одеждой на контрасте, если ее поддержат еще какие-нибудь аксессуары.

Построение гардероба согласно стилю процесс небыстрый, однако, при движении в правильном направлении, вещи будут хорошо сочетаться между собой, создавая разные по настроению и направленности образы, объединенные именно нужным стилем. В случае Евгении, любые комплекты должны отвечать основным параметрам:

Быть основанными на ее типе по линиям

Быть удобными и практичными

Выражать прекрасную деву с внутренней силой — либо показывать доспехи этой девы, либо ее привлекательность.

Тогда при любом настроении и одежде для случая будет читаться стиль Евгении «современная амазонка». Я составила несколько образов, которые могут пригодиться в разных случаях, но вцелом комбинирование вещей — это дело творчества, можно экспериментировать и наслаждаться процессом=).

Важную роль в создании образа играют и мелкие детали — макияж, прическа и использование определенного парфюма.

Макияж Евгении будет естественным, создавая впечатление чистого лица без косметики. Тем не менее, поскольку ее тип по линиям предполагает четкие линии, ей нужно будет подчеркивать брови и слегка подчеркивать скулы. Тени будут естественных бежевых оттенков, помада под цвет губ.

Для создания вечерних образов можно использовать смоки айз, но тоже в серых или серо-коричневых тонах, в сочетании с теми же четкими бровями, слегка выделенными скулами и нейтральными губами. И в том, и в другом случае макияж должен быть матовым.

Прически Евгении тоже должны напоминать о естественности и свободе, поэтому они не должны быть слишком сложными. Кроме распущенных волос ей подойдут хвосты и пучки, но поскольку тип многодетальный, их нужно будет делать поинтереснее засчет выделенных прядей или кос. Волосы при этом не должны быть слишком взъерошенными. Оптимальная длина волос для таких причесок — до лопаток.


Важную роль играет и выбор парфюма .

Чаще всего в любимых ароматах Евгении встречались естественные кожаные и древесные ноты (кедр, сандал, уд). Древесные ароматы часто ассоциируются с уверенностью в себе, благородством. А кожа — это про наслаждение природой, какая она есть.

Дополнительными нотами чаще всего были зелень, бергамот (активность, спорт), специи (драма, вызов). А цветы и ягоды чаще всего попадались те, которые подчеркивают нежность, но не кажутся при этом приторными — фиалка, жасмин, лесная малина.

И, напоследок, хочу свести воедино все то, что составляет стиль Евгении, делает его интересным и уникальным.

Индивидуальный эликсир стиля :

«Современная амазонка», сплав естественного стиля с драмой, телесность .

основа — практичная естественность в подходящем крое и тканях, лаконичность.

душа стиля — добавление драмы, силы, брони, чувства сплоченности.

перчинка — телесность — вплетение чувственных вещей в несвойственном для них контексте.

С выходом «Чудо-женщины» тема амазонок и связанный с ней образ воительницы, которая превосходит любого мужчину в битве, в очередной раз стали актуальными. И такие женщины существовали, но они, в отличие от героини Галь Гадот, вряд ли понравились бы вам в реальной жизни. Восхитительные в своей свирепости, они всю жизнь учились только убивать, пытать и совершать набеги за рабами. Так что до конца жизни многие оставались девственницами, ведь спать с ними имел право лишь царь Дагомеи, а тот их явно побаивался.

«— Вы хоть понимаете, что вы видите, Флэшмен? — спросил он. — Понимаете? Это женщины-воины. Амазонки! О таких и писал Геродот, правда, он толком не знал, как все было на самом деле. Посмотри на них, парень — видел ли ты когда-нибудь такое зрелище?
Да уж, это были здоровенные девки и весьма активные при этом! Но когда я посмотрел на их упругие задницы, то, откровенно говоря, предпочел, чтобы они не были украшены болтающимися черепами».
— «Флэш без козырей», Джордж Макдоналд Фрейзер.

Дагомейские амазонки и их история восхитительны по многим причинам. Главная из них заключается в том, что они — вовсе не полумифические персонажи, а вполне реальные отряды, задокументированные и показавшие себя в боях с колониальными войсками Франции.
В то же время, эти воительницы — не просто женщины, которых злая судьба заставила взять в руки оружие и защищать свою страну. Они были именно воинами — хорошо обученной армией, готовой убивать, совершать марш-броски и диверсии.
В войсках Дагомеи их было до 6000 человек, то есть треть всей армии страны!
Дагомея, исчезнувшее западноафриканское государство, было крайне воинственным даже по африканским меркам и благодаря постоянным набегам на соседей, стало одним из крупнейших центров работорговли в мире.
В условиях вечной войны Дагомеи против всех соседей, воинов ей постоянно не хватало. Нужны были новые силы и в XVII веке один из ее царей, Хоегбаджи, нашел выход из ситуации.
Для начала он организовал отряды женщин, которые в условиях отсутствия мужчин охотились на слонов. Такой опасный способ сбора фуража доказал: женщины могут быть не менее мужественными, чем охотники и воины племени.
Его преемники оценили этот опыт и начали развивать идею. Наследник царя Хоегбаджи по имени Агаджа создал отряд телохранителей, состоявший исключительно из женщин.
Пока мужчины грабили соседей и уводили их в рабство, женщины охраняли царей и тренировались в военном ремесле. До какого-то времени без практического применения.
Однако однажды Дагомее пришлось использовать и этот ресурс. В XIX веке царь Гезо превратил страну в милитаристскую деспотию, настоящую военную машину. И амазонки заняли в ней не последнее место.
Формально они были не просто женщинами-воинами, а особыми женами правителя. При этом, в отличие от наложниц из гарема, даже свирепый Гезо не особо рисковал возлежать со своими амазонками и уж тем более заводить от них детей.
В результате значительная часть женщин-воинов так и оставалась девственницами. Его величество резвился с придворными дамами понежнее, а статус «царских жен» не позволял воительницам выходить замуж за других мужчин.
Любопытно, как становились амазонками: часто мужчины, недовольные «слишком воинственным» поведением жен, жаловались царю и отдавали их в солдаты. Впрочем, иногда отряды рекрутировали совсем детей, лет 8-10, и воспитывали их как воинов. Но многие шли добровольно, променяв участь домохозяйки на солдатскую.
Дагомейские амазонки, как и рядовые воины-мужчины, были бессловесными рабами и орудиями своего царя. Но, став командирами, женщины резко поднимались по социальной лестнице.
Генеральши амазонок имели такие же права как главнокомандующие-мужчины и часто вмешивались в ход политики. Так, например, воительницы настояли на экономических контактах с Англией и мирных соглашениях с некоторыми из соседей, вроде государства Эгба.
Се-Донг-Хонг-Бэ — самая знаменитая из дагомейских амазонок. Она была маршалом всех женщин-воинов страны и отличилась не только как хороший стратег, но и безжалостный воитель. Однажды она с одними луками и копьями захватила крепость Абеокута, вооруженную пушками и мушкетами.Это — ее прижизненный портрет, где она держит в руках голову поверженного врага.
В конце XIX века Дагомея оказалась в орбите интересов Франции и воинам с копьями и старыми мушкетами пришлось сражаться против войск с пулеметами и артиллерией.
Результат был предсказуемым, но страна оказала серьезное сопротивление. Во многом именно благодаря амазонкам, которые воевали как бешеные и оказывали психологические давление на европейских солдат.
Те поначалу были в ужасе и часто рисовали дагомейских амазонок в карикатурах как обезумевших троглодитов.
Франция все же смогла установить свое господство и отряды воительниц были распущены или истреблены. Последняя из дагомейских амазонок дожила до 1978 года, ей было уже за сотню.

Образ амазонок – женщин-воительниц, которые в искусстве владения оружия дадут фору любому воину, волнует мужчин уже не первую тысячу лет. Кого только не видели под этим мифом: менад Диониса, скифских воительниц и даже индианок Южной Америки.

Воинство лозы

Миф об амазонках считается очень древним – его относят к утерянной Минойской цивилизации с острова Крит, то есть к концу III-II до нашей эры, связывая с культом Великой богини и матриархатом. В качестве доказательства приводят культ богини Артемиды – охотницы-девственницы, которая считалась покровительницей амазонок, а также с ее постоянным спутником, по некоторым версиям, ее мужской ипостасью, Дионисом.

Античных поклонниц Диониса нередко ассоциируют с амазонками. Женское воинство древнегреческого бога виноделия и безумства действительно внушало ужас в современниках. В полуобнаженном виде, в шкурах животных и с виноградными листьями менады, что переводится буквально как «безумствующие», менады и, впоследствии вакханки, носились по окрестностям, пугая население и превращаясь во временное стихийное бедствие. Источники описывают, как они в полубессознательном состоянии устраивали оргии, танцевали со змеями, выхватывали горящие бревна из костра и совершали ритуальные жертвоприношения животных.

Впрочем, дело не всегда ограничивалось братьями нашими меньшими. Известен миф об Орфее, который был растерзан менадами то ли за то, что стал свидетелем их мистерий, то ли за то, что, воспевая богов, пропустил Диониса. Его судьбу разделил и царь Перфей, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою мать, одурманенную Дионисом.

Могли ли менады стать прообразом Амазонок у античных авторов? Что ж, это было вполне возможно, учитывая, что социальной причиной вакханалий принято считать побег женщины от повседневных забот и устоев патриархального общества. Хотя бы на время. Все остальные дни в году женщине предстояло быть тихой, примерной и законопослушной. В дни прославления Диониса она могла отбросить все запреты, оставив позади дом, семью, обязанности, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога, не боясь расправы за свои вольные действия.

Амазонки Средней Азии

И тем не менее, описания вакханалий скорее напоминает последующую картину средневекового шабаша ведьм где-нибудь на лысой горе, нежели статных женщин-воительниц, дочерей Ареса, наводящих ужас и так восхищающих эллинов. Даже Геракл, который хитростью завладел поясом царицы амазонок Ипполиты, ставил этот подвиг в один ряд с победой над немейским львом и лернейской гидрой.

Да и если вернуться к древнегреческим историям об амазонках, их месторасположение античные авторы размещали где-то на периферии своей ойкумены, то есть на побережье Черного моря и Приазовья. Скорее всего, это может быть связано со столкновением греков с другими культурами, где еще сохранились черты матриархата. Если сравнивать с греческой женщиной, которая в классический период большую часть времени робко сидела в женской половине дома – гинекее, и была обязана беспрекословно подчиняться своему покровителю, свободолюбивые дикарки могли показаться эллинам фантастическими существами, наравне с сиренами, одноглазыми аримаспами или грифонами.

У далекой "Амазонки"

По мере открытия новых земель и расширения границ человеческой ойкумены, легендарная страна прекрасных воительниц отодвигалась все дальше на окраины карты. Вначале их родиной было Причерноморье, затем Индия, в средневековое время – центральная и Южная Африка, а также неизведанные острова Индийского океана. С открытием Нового Света, у поклонников древнего мифа появилась еще одна надежда.

Так, испанские чиновники, Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявшие участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада на территории современной Колумбии, в 1539 году рассказывали об одном народе женщин: «живущих сами по себе без проживания у них мужчин». Согласно записям путешественников, американские амазонки зачинали детей от купленных ими рабов, и если рождался мальчик – отправляли его обратно к отцу, который тоже не задерживался среди них, если девочка, прилежно воспитывали ее.

В отчете другой экспедиции, под командованием конкистадора Франсиско Орильяны, первооткрывателя реки Амазонки, некий монах Гаспар де Карвахаль упоминал о своей героической битве с амазонками. Правда, и на его время нашлись скептики. Испанский автор «Истории Индий» Франсиско Лопес де Гомара, в ответ на все впечатляющие рассказы путешественников заметил, что: «И другие, помимо Орильяны, рассказывали ту же басню об амазонках с того времени, как были открыты Индии, но никогда подобная вещь не была видана и никогда не будет видана. Из-за этого обмана некоторые уже пишут и говорят «река амазонок», и много партий собираются туда отправиться». Так, мечта о легендарном племени дала новое название крупнейшей в мире реке.

«За Танаисом рекой»

Неужели племена амазонок всего лишь плод фантазии греческих авторов? В наше время, когда «все острова давно открыты», легендарных воительниц осталось искать разве что только в прошлом. В таком случае, вернемся к истокам, а точнее к берегам Черного моря и Меотиде (Приазовье), там, где протекает река Танаис, сегодня известная как Дон. Геродот рассказывал, что амазонки прибыли в этот регион из Малой Азии, где их захватили эллины в сражении на реке Фермодонте.

Однако женщины, которых погрузили на корабли, напали на греков в открытом море и захватили суда. Правда, в морском деле они, судя по всему, уступали своим захватчикам – не умея управлять кораблями и ориентироваться в море, они не смогли вернуться домой. Отдавшись на волю ветру, они причалили к Приазовью, где захватили табун лошадей и принялись грабить Скифскую землю.
Почти через 400 лет после Геродота римский историк Помпей Трог, в I веке до нашей эры сообщал, что амазонки – это жены скифов, ушедших из Причерноморских земель в Малую Азию к реке Фермодонт. Там все мужчины-скифы были убиты, а женщины взялись за оружие, успешно защитив свои земли от врагов.

Возможно, именно скифские и сарматские женщины, которым нередко приходилось воевать рука об руку с мужчинами, стали прототипом для распространения мифа об амазонках. В конце концов, грекам приходилось постоянно сталкиваться и с теми и с другими.

Скифские курганы юга России, которые археологи планомерно раскапывают вот уже с XIX века, подтверждают, что многое из сочинений Геродота и других античных авторов – правда. В них находят множество захоронений вооруженных женщин. На их останках нередко обнаруживаются следы боевых травм – повреждений черепа, ключиц и костей конечностей от ударов колющим и рубящим оружием. Иногда даже наконечники стрел, застрявшие в костях. У многих наблюдается изменение фаланг на двух пальцах правой руки, что свидетельствует о постоянной стрельбе из лука.

В средневековье, на смену скифским амазонкам, очевидно, пришли хазарские. Около 30% женских хазарских захоронений всех возрастов сопровождались оружием, преимущественно топориками. Останки некоторых юных женщин-воительниц были обнаружены с полным комплектом вооружения: луками со стрелами, ножами и даже саблями. Кстати, хоронили таких «амазонок» отдельно от мужчин, в специально сооруженных для них могилах, в то время как обычных женщин, которых в иной мир сопровождали зеркала и украшения, нередко помещали в парное захоронение.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истории о женщинах-супергероях не перестают будоражить умы голливудских режиссеров. Благодаря им все парни планеты порой мечтают о Зене, Рыжей Соне, Женщине-кошке, даже о Черной вдове, несмотря на ее прозвище. Сейчас это Чудо-женщина. Сыгравшая ее актриса Галь Гадот и правда обворожительна. Но действительно ли она похожа на настоящую амазонку?

сайт собрал фотографии женщин, слава о смелости и силе которых запечатлена на страницах истории, а не комиксов.

1. В нашем представлении амазонки выглядят так

Героиня Галь Гадот воительница Диана — персонаж античных легенд. В 1941 году она впервые появилась на страницах комиксов . И теперь любой фанат кино и мультфильмов о супергероях представляет себе амазонок такими.

2. А вот как выглядит реальность

На самом же деле амазонки выглядели вот так. Не зря каждому греческому герою, от Геркулеса до Тесея, приходилось практически в приказном порядке сражаться с могущественной амазонкой, доказывая свою храбрость.

3. Их боялись даже свои

Обитали воительницы в западноафриканском государстве Дагомея к югу от Сахары. Это были представительницы личной охраны царя и его названные жены. Впрочем, даже властитель суровой страны не решался к ним притронуться, явно побаиваясь их. Уж до того суровы были воительницы.

4. Треть армии Дагомеи состояла из амазонок

И это вовсе не полумифические персонажи, а вполне реальные отряды, показавшие себя в боях с колониальными войсками Франции в конце XIX века. По подсчетам ученых, в войсках Дагомеи было до 6 000 женщин. А это — треть всей армии страны.

Что еще почитать