В современной детской психологии давно считается, что наказания - пустая трата времени, если мы хотим, чтобы ребенок слушался. Чем же нужно заменить наказания?
Допустим, у вас ребенок с характером. Может быть, он бьет братьев и сестер. Или просто не хочет надевать туфли, чтобы ехать в школу, а вы опаздываете на важное совещание. Что вы делаете в таких случаях? Орете на него? Приводите аргументы? Угрожаете поркой? Скорее всего, вы делаете что-то из этого, верно?
Алан Каздин, директор Йельского центра воспитания детей утверждает, что, наказывая, мы только помогаем себе снять напряжение, но никак не влияем на поведение ребенка.
Условно всех родителей можно поделить на три группы. Первая - идеальные родители , которые делают «все как надо ». Они четко следуют всем советам педиатров и детских психологов, всегда берут в поездку только органические овощи для перекуса. Но таких родителей не так уж и много.
Вторая группа - родители, которые очень часто наказывают детей, иногда и вовсе незаслуженно . «Ежовые рукавицы » - вот их стандарт воспитания. К счастью, таких родителей тоже наперечет.
Третья группа находится где-то посредине . Они и не супер-родители, и не те, кто будет наказывать без повода. Сегодня они прощают детям любые шалости, а завтра вдруг становятся непомерно строгими. Именно к этой группе принадлежит абсолютное большинство современных мам и пап.
Где же люди берут свои принципы воспитания? Что определяет, какими мы будем родителями?
Алан Каздин считает, что мы не можем знать наперед какими родителями мы будем, но часто на это влияет то, какими методами нас воспитывали в свое время наши родители.
То как ведут себя мама и папа влияет на поведение ребенка и в детском возрасте и, когда он сам уже становится взрослым.
Например, если родители саркастичны с ребенком, то чаще всего ребенок будет использовать сарказм в общении со сверстниками . Если к ребенку в семье применяют физические наказания, то не удивительно, если он будет решать споры с другими детьми этим же способом.
Наш мозг так устроен, что мы лучше запоминаем что-то плохое, чем что-то хорошее.
Например, если кто-то из близких 10 раз сделал для нас что-то хорошее, а на 11-й раз - что-то, что нам не понравилось, то мы запомним именно этот последний негативный опыт.
Воспитывая своих детей, мы также будем «вытаскивать » из памяти те методы воспитания, которые запомнились нам из детства лучше всего. И в большинстве случаев это будут именно наказания.
Конечно, на наше собственное поведение будут влиять и личностные особенности, такие как темперамент.
То есть на то, какими мы становимся мамами и папами, влияют методы наших родителей, наши личные характеристики, опыт наших сверстников и, конечно же, постоянных стресс, в котором мы живем.
Никто не говорит, что воспитывать ребенка легко. Иногда мы кричим, иногда пытаемся уговаривать, иногда думаем, что мы замечательные родители. Иногда даже, что мы величайшие родители в мире.
Если ребенок делает что-то плохое, то мы пытаемся все ему объяснить так, как будто мы говорим со взрослым человеком.
Доктор Каздин считает, что это действительно хорошая практика - так мы можем влиять на то, как ребенок думает. И это развивает его интеллектуальные способности, это не изменит его поведения.
И как только мы понимаем, что это не работает, мы тут же впадаем в отчаяние и выдаем ребенку свои любимые шаблонные фразы: «я же тысячу раз тебе говорила », «я же тебя предупреждал, что так и будет » и т. д.
На планете вряд ли найдется хотя бы один курильщик, который скажет: «Что?! Курение вредит моему здоровью! Почему мне не сказали об этом раньше? ». Говорить людям о вреде чего-либо можно, но это не изменит их поведения.
Многие родители не только объясняют «что плохо, а что хорошо », а также кричат на ребенка или используют физические наказания. Но верный способ избавиться от плохого поведения - перестать наказывать . Даже такие, казалось бы, не жесткие наказания, как игнорирование или уговоры, не работают.
Как же изменить поведение ребенка, не наказывая его?
Чтобы изменить поведение ребенка, нам в первую очередь нужно научиться управлять тем, что ему предшествует. Например, ребенок отказывается что-то сделать - он просто говорит «нет, я не буду ».
Это очень легко изменить, но мы не хотим этого делать. Нам проще сказать «делай так, как я говорю », «сделай это немедленно » и т. д. Это очень типичная ситуация.
Но что нам в действительности следует сделать?
Есть два варианта. Первый - это не давить на ребенка и давать любые инструкции ласково . Например, «Сложи, пожалуйста, игрушки ». Нужно быть дружелюбным и не слишком настойчивым.
Второй вариант - это выбор . Например, «Какую куртку ты хочешь надеть - красную или зеленую? ». Сам выбор не принципиален, но его наличие дает ребенку больше свободы.
Это то, что предшествует поведению. А теперь само поведение.
Если ребенок сделал то, чего мы от него хотели, то мы должны обязательно его похвалить . Не бойтесь быть несдержанными в своем поощрении - ребенок должен наверняка понять, что он все сделал правильно.
В Йельском центре воспитания специалисты работают с двумя группами детей. С очень агрессивными детьми, у которых серьезные психические проблемы. И с обычными детьми, родителям которых просто необходима небольшая помощь психологов.
У детей бывают 45-минутные истерики, они падают на пол, могут бить родителей, ломать вещи и т.д. Родители наказывают детей за истерики, но это делает только хуже.
Основной вопрос, с которым родители приходят к доктору Казди: «Вы можете хоть что-нибудь сделать с истерикой моего ребенка? ». В ответ на это психолог предлагает родителям и ребенку сыграть в игру.
Суть игры - повторить ситуацию, в которой как правило возникает плохое поведение. Отличие в том, что во время игры никто не напряжен - ни ребенок, ни родители. Никто не кричит, не падает на пол и не применяет физического насилия.
Мама говорит ребенку с улыбкой и как можно ласковее: «Ты не сможешь сегодня вечером посмотреть телевизор ». Ребенок спокоен, у него нет истерики.
Это игра и ребенок это понимает. Скорее всего он даже будет улыбаться. Мама с большим энтузиазмом хвалит ребенка: «Невероятно! Я не могу поверить, что ты так хорошо себя ведешь! ».
Ребенок запоминает похвалу и будет стремиться и в будущем ее получить. Чтобы это стало его привычкой, нужно повторять игру снова и снова, желательно каждый день.
Конечно через какое-то время реальная истерика повторится вне игры, но поведение ребенка обязательно станет немного лучше. Обязательно нужно похвалить ребенка за это. Поощрение должно быть очень эмоциональным. Изменения, как правило, занимают около трех недель .
Конечно, это только один из примеров плохого поведения. На самом деле это могут быть и намного более серьезные проступки - поджог в школе, избиение сверстников и т. д. Или наоборот какое-то мелкое непослушание - отказ есть овощи или нежелание делать уроки.
Но основной принцип один и тот же - что предшествует плохому поведению и что родители могут сделать, чтобы изменить его. Заблокировать его похвалой? Или наказать? Как видим наказание не совсем действенный способ.
Данный метод воспитания работает для всех возрастов - в том числе и для подросткового.
Алан Каздин называет это положительно противоположным поведением: Всякий раз, когда мы хотим избавиться от чего-то, мы должны понимать, что именно мы хотим увидеть на этом освободившемся месте.
Доктор предлагает хвалить подростков не только тогда, когда они делают что-то хорошо. Но и в тех ситуациях, когда они просто не делают ничего плохого. Это будет стимулировать ребенка к хорошему поведению, и он не будет чувствовать такого сильного давления со стороны взрослых.
Родителям сложно перестать наказывать и только хвалить детей. Ведь такие методы противоречат всему тому, что они уже знают о воспитании.
Многие следуют принципу, если ребенок не делает то, чего мы от него хотим - его нужно наказать. Но когда и наказания не работают, то родители впадают в отчаяние от осознания того, что они никак не могут повлиять на ситуацию.
Психолог считает, что мы не можем изменить своих детей. Но мы можем измениться сами как родители и тем самым повлиять на детское поведение.
Действительно ли Вам нужен послушный ребенок?
Кто такой – послушный ребенок? Большинство взрослых скажут, что это ребенок, который выполняет то, что ему говорят. Он умеет себя вести дома и в общественных местах, не балуется, не кричит, одним словом, такой малыш удобен! А хорошо ли быть удобным? Для взрослых «удобный» ребенок хорош тем, что с ним не бывает проблем, что скажешь, то и сделает. Послушных детей любят в садике, в школе, да и взрослый послушный человек отлично подходит в качестве трудолюбивого и кропотливого рабочего на предприятии. Быть послушным – для ребенка значит быть хорошим, таким, чтобы родители хвалили и не ругали. Но дело в том, что послушные дети, как правило, не обладают собственным мнением, становятся безвольными, а это само по себе довольно печально.
Прежде чем начать корректировать непослушание ребенка, взрослым стоит задуматься, а какое будущее они хотели бы видеть для своего сына или дочки? Наказания, крики, а иногда и ремень за любое «неправильное» действие – вот, что зачастую терпят дети в семьях. Родителям стоит не просто бездумно карать за каждую провинность, а изо дня в день учиться строить доверительные взаимоотношения со своим сыном или дочкой, пытаться понять, в чем причина их не всегда хорошего поведения.
Только родители смогут взрастить в ребенке понимание, доброжелательность, терпимость, умение заботиться о близких людях. Именно эти качества со временем уберегут детку от плохих поступков. Важно, чтобы ребенок умел вести себя адекватно не потому, что боится наказания и осуждения со стороны взрослых, а потому что понимает, что так делать не хорошо. Необходимо придерживаться «золотой» середины – не становиться деспотичными родителями, но избегать и чрезмерной опеки. Тогда у ребенка будет складываться адекватное отношение к окружающему миру.
Как же родители чаще всего реагируют на детское непослушание? Ответ прост – наказывают, и, к сожалению, не всегда правильно и адекватно сложившейся ситуации. Наказания бывают разными, но они должны быть соизмеримы сделанному ребенком поступку. Одно из наиболее популярных наказаний – это игнорирование ребенка и его поведения. Например, мама не обращает внимания на детскую истерику в магазине, спокойно поднимает с пола и, несмотря на реплики сердобольных бабушек, уносит сына домой на руках, где он успокаивается и приходит в себя. Когда малыш перестал кричать и угомонился, маме нужно выяснить причину такого поведения, объяснить, почему не купила очередную машинку, но в терпеливом и доброжелательном тоне. То есть мама, проигнорировав крики в магазине, потому что там ребенок был переутомлен, и никакие беседы на тот момент не помогли бы, включилась в контакт, когда он смог ее услышать и вести диалог.
Другой пример, когда молодые родители всю ночь не реагируют на крики младенца в детской кроватке, категорически не берут на руки, чтобы не привыкал «к рукам». Здесь игнорирование является совершено напрасным действием и вызывает у маленького ребенка отчаянье и страх, ведь на его призывы никак не отвечают и не приходят самые важные для него люди.
Если говорить о телесных наказаниях, то детские психологи сегодня бьют тревогу. Они просят родителей хоть на минутку задуматься, что ощущает беззащитный малыш, когда высокий взрослый «зависает» над ним, замахивается и наносит оплеуху, шлепок или пощечину. Сколько страха и обиды в тот момент испытывает? Как страдает его психика? Ни одна детская шалость не заслуживает такого обращения! Поэтому, прежде чем наказать чадо за непослушание, стоит представить себя на его месте и постараться сдержать себя от рукоприкладства.
Словесные наказания также ломают детскую психику, поэтому мамам и папам важно уметь контролировать свою речь. Невзначай брошенные злые слова и оскорбления могут нанести неизгладимую травму на всю жизнь. Часто взрослые обзывают ребенка за то, что он не удержал в руках чашку с водой, но за тот же самый поступок вряд ли будут называть самих себя «неумехой».
Родителям важно правильно реагировать на детское непослушание:
1) Быть терпеливыми – это один из самых сложных, но при этом очень важный момент. Уметь терпеливо в сотый раз за день объяснять, как надевать футболку, в очередной раз пересказывать сказку, рассказывать, почему так правильно вести себя, а по-другому – нет. Терпение по отношению к ребенку – это самое главное, что могут подарить родители собственному чаду.
2) Уметь объяснять ребенку , почему его поведение в данный момент было неправильным. Важно рассказывать так, чтобы он на самом деле понимал, почему поступок был неверным. Взрослым стоит прибегать к простым словам, коротким предложения, говорить спокойным негромким тоном, задавать наводящие вопросы.
3) Не спешить с наказанием! Если не происходит что-то опасное для жизни вашего или других детей, то, желательно, прежде, чем шлепнуть или окрикнуть детку, взвесить все, дать себе минутку на осмысление происходящего и только потом отреагировать. Важно – наказание должно быть соизмеримым поступку!
4) Научитесь отвлекать ребенка, переключать его «непослушное» поведение. С детками младше 3-х лет это очень просто проделать. Главное проявить фантазию, и любой детский каприз можно быстро купировать, переключив внимание малыша на что-то более интересное.
5) Наконец, умейте хвалить ребенка . Ведь чаще всего взрослым гораздо легче отругать за плохое поведение, чем отметить все хорошее, что сделал ребенок сегодня. Необходимо научиться благодарить детей за помощь, поддерживать положительные детские поступки. Тогда малышам и в следующий раз захочется порадовать родителей, получить их похвалу, а не баловаться и шалить.
Безусловно, что все перечисленные способы реакции на детское непослушание занимают гораздо больше времени, чем наказание. Однако они безболезненны для психики детей и способствуют гармоничным взаимоотношениям в семье.
Как известно, человек формируется в детстве, откуда впоследствии во взрослую жизнь переносятся повадки, привычки, характер, влияющие на состояние его жизнедеятельности. Формирование и становление личности — всегда сложный процесс, который обязательно сопровождается протестом со стороны ребёнка. Зачастую одной из форм детского протеста является непослушание. В таких ситуациях или даже периодах многие родители не знают, как правильно себя вести. В результате — отсутствие понимания между поколениями, которое с каждым разом растёт все больше. Чтобы избежать столь трагичных последствий, родителям целесообразно понять причину непослушания ребенка. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.
Малыш ни в какую не хочет одеваться? Он не наотрез отказывается мыть руки перед едой? Когда вы говорите: «Нет» / «Нельзя» — швыряет вещи и злится. Дергает кошку за хвост, после того, что вы сказали, что ей больно. Облизывает в автобусе поручни. И тогда вашему терпению приходит конец. Вы перебрали уже весь арсенал: запретили, пошутили, отвлекли — ничего не помогает. Что делать, кода ребенок ведет себя невыносимо и не слушается…
К основным факторам, способных спровоцировать ребёнка на непослушание, относятся:
1. Возрастной кризис
В психологической практике выделяется несколько периодов возрастного кризиса: год, дошкольный, подростковый / переходный возраст.
Временные рамки могут устанавливаться в индивидуальном порядке. Однако именно при наступлении возрастных кризисных периодов в жизни ребёнка происходят значительные изменения. К примеру, в год он начинает активно ходить, учится самостоятельности и с интересом познает мир. Родители из соображений детской безопасности вносят различные ограничения в увлекательный процесс, таким образом провоцируя протест со стороны ребёнка.
Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.
2. Большое количество требований и ограничений
Ограничения и запреты несут максимальную пользу только в умеренных количествах. Когда ребёнку всё и всегда запрещается, он начинает бунтовать. Если очень часто ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ», это вызывает у него протест и непослушание. Для эксперимента можно посчитать количество сказанного слова «нельзя» в течение часа или целого дня. Если показатели зашкаливают, то имеет смысл распространить ограничения только на те действия ребёнка, которые могут быть потенциально опасными для него: игры на дороге, баловство с лекарствами или электрическими приборами. Но не стоит постоянно запрещать малышу шумно играть, бегать или даже раскидывать игрушки.
3. Отсутствие родительской последовательности
Когда родители сквозь пальцы смотрят на мелкие шалости детей, ребятишки считают такое свое поведение нормальным. Но если у вас вдруг разболелась, к примеру, голова, какие-то неприятности и проблемы на работе, был тяжелый день, стрессовые ситуации, пропало настроение — родители наказывают ребенка за поведение, которое всегда считалось «нормальным». Тогда ребенок в растерянности, происходит конфликт, возникающий вследствие непонимания причины наказания. При регулярном повторении таких ситуаций внутренний конфликт начинает выражаться непослушанием.
4. Вседозволенность
В данном случае все ограничения и запреты сняты, и ребенок абсолютно свободен в своих действиях и словах. Родители счастливы, ведь ребенку все позволено, любой каприз удовлетворяется и у ребенка значит «счастливое детство». Но такая идиллия продолжается до определенного момента, когда становится понятным, что ребенок является бесконтрольным. Тогда все попытки привить ему нормы правильного и уважительного отношения сводятся к его непослушанию, ведь ребенок уже избалованный.
5. Несоответствие слов и поступков
На подсознательном уровне дети всегда повторяют поведение своих родителей, особенности которого могут явиться основной причиной детского непослушания, т.к. это скрыто именно в особенностях поведении родителей. Яркий пример — отсутствие выполнения обещаний, в частности, наказаний, результатом чего становится игнорирование родительских слов по причине несерьёзного отношения к ним. Или вы можете обещать наградить чем-то ребёнка за хорошее поведение, но не выполняете своих обещаний. Вот и зачем тогда вас слушать, вы ведь всё равно обманете.
6. Разные требования членов семьи
Когда один из родителей предъявляет к ребёнку высокие требования, а другой — потихоньку его жалеет и балует, кто-то из них теряет авторитет в детских глазах, что выражается в отсутствии послушания. Такой конфликт является типичным между родителями (мамой и папой: например папа предъявляет более суровые требования к ребёнку, а мама втихомолку жалеет и сочувствует малышу, балует его. Папу в таких случаях хотя бы для видимости могут слушать и уважать, ну а маму слушать необязательно. Или наоборот, маму слушаться нужно, она всегда защитит, а отца не обязательно. В любом случае сердобольная мама заступится перед этим тираном.) и бабушками с дедушками, для последних из которых свойственно баловать любимых внуков и тогда страдают родители.
7. Отсутствие уважительного отношения к ребенку
В этом случае непослушание – это скорее протест против несправедливости и вашего неуважения. При нежелании родителей слушать и слышать свое чадо, а также их полной уверенности в том, что ребёнок не должен иметь собственного мнения, возникает протест с детской стороны. Важно помнить, что ребёнок — это личность, и у него всегда имеется мнение по поводу всего на свете, пусть даже самого малозначительного. В данном случае на это, как минимум, необходимо обращать внимание.
8. Частые семейные конфликты, развод
Многие родители в выяснении своих отношении и решении различных проблем забывают уделять ребёнку достаточное количество внимания. Как правило, переключение на ребенка происходит по причине его проказ и шалостей только для того чтобы наказать, после чего малыш вновь уходит на второй план. Со временем это все приводит к детскому непослушанию, как способу обратить на себя внимание.
Что касается развода, то для каждого ребёнка — это сильный стресс. Приходит осознание того, что теперь общение с родителями будет происходить по отдельности. Тогда ребёнок начинает практиковать вызывающую манеру поведения, ведь когда он что-то натворит, родители могут на время объединить свои воспитательные усилия, как раз то, что ему нужно.
На вопросы родителей отвечает учитель воронежской вальдорфской школы «Радуга», учитель 7 класса Анастасия Владимировна Елисеева.
Какой бы ни была причина детского непослушания, с этим важно бороться. А именно:
Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоциональный контакт с ребенком:
Любая теория всегда должна подкрепляться практикой. В данном случае для наглядности и своеобразного «практического пособия» для родителей имеет смысл рассмотреть и проанализировать следующие ситуации:
Ситуация 1. Какой возраст больше всего свойственен детскому непослушанию? Когда ожидается, так называемая, точка отсчёта? Характерно ли непослушание для годовалого ребёнка?
В данном случае все сугубо индивидуально, и «точки отсчёта» у всех могут начинаться в разном возрастном периоде. Малыши могут закатывать истерики и в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Большое влияние оказывает среда и люди, которыми окружен малыш. Он может начать подражать мультяшному герою или сверстнику, который заказывает истерики родителям, после чего станет экспериментировать на собственных. В такой ситуации главное правило — отсутствие потакания капризам. В противном случае такое поведение войдёт у ребёнка в привычку.
Иное дело, когда непослушание проявляется в обоснованности требований малыша. К примеру, он изъявляет желание самостоятельно одеться, обуться или поесть. В результате того, что ему не разрешают этого сделать, ребёнок начинает истерить. И в этом он прав. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.
Ситуация 2. Непослушание и проблемы с поведением могут встречаться и у детей 2-х лет. По какой причине возникает непослушание в таком возрасте? Почему ребёнок не реагирует на просьбы взрослых? И что делать в таких случаях?
Согласно мнениям специалистов, именно в 2-х летнем возрасте у детей начинает формироваться личность, а к 3 годам она уже является почти полностью сформированной. По данной причине в таком возрасте, как уже говорилось выше, не следует потакать детским капризам, иначе потом будет уже поздно.
Также стоит учитывать, что один и тот же ребёнок может по-разному вести себя у разных воспитателей. Все дело в правильной подаче и общении с малышом. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно.
Ситуация 3. Наиболее часто пик непослушания приходится к 2-4 годам и проявляется в частых или даже регулярных истериках. Как правильно поступать, если ребёнок 2-4 лет не слушается?
Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» границы дозволенного. Здесь особенно важно запастись терпением стойкостью. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.
Также можно попрактиковать душевные разговоры с ребёнком, который в таком возрасте становится достаточно разумным и понимающим. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.
Ситуация 4. В возрасте 6-7 лет ребёнок уже знает цену своим поступкам, различая хорошее и плохое поведение, как можно себя вести, а как нет. Однако и в таком возрасте некоторые дети проявляют непослушание, только уже умышленное «на зло». Какие будут рекомендации для данного возраста?
7 лет — своеобразный рубеж, один из переломных моментов жизни ребёнка, когда он начинает переосмысливать и менять свои жизненные взгляды. А связано это с началом школьного периода, когда начинаются определённые нагрузки и требования. В такой ситуации лучшей родительской тактикой является похвала. Причём тёплые слова необходимо говорить даже относительно незначительных моментов. Именно похвала станет мощным стимулом, ради которого ребёнок будет стараться.
Ситуация 5. Непослушный ребёнок отлично знает реакцию на его проступки всех членов семьи. Часто можно столкнуться с отсутствием взаимопонимания между ними, когда один родитель ругает и наказывает, а другой — жалеет или отменяет наказание. Каким образом должно быть выстроено правильное воспитание в семье? Как добиться единогласного разрешения конфликтов?
Главное, что должны понять все члены семьи — все происходящие разногласия ребёнок оборачивает в свою пользу. Важно избегать таких ситуаций, поскольку велика вероятность потери авторитета. Знание ребёнком реакций всех членов семьи позволяет ему манипулировать ими. Очень часто в таких семьях вырастают избалованные дети, которые впоследствии становятся бесконтрольными.
Во время отсутствия ребёнка целесообразно организовать семейный совет, где следует детально обсудить сложившуюся ситуацию. Важно прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания ребёнка. Также необходимо учитывать некоторые хитрости, к которым прибегают дети: они могут просить разрешения у одного взрослого, но не получить согласия. Тогда они сразу идут к другому — и тот разрешает. В результате — непослушание и неуважение к маме сегодня, которое может вылиться в то же самое к папе завтра.
Читаем также: Дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка —
Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.
Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять» , следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?» , а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.
Ситуация 6. Всем мамам без исключения знакома ситуация, когда при совместном посещении магазина ребенок просит купить очередную игрушку или сладость. Однако постоянно радовать любимое чадо покупками не представляется возможным. И тогда на отказ о покупке требуемой вещи ребёнок закатывает истерику и в истерике падает на пол в магазине. Как себя вести в такой ситуации?
Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря — это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, — вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас — завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Желание ребёнка касательно сладостей или новой игрушки вполне естественно: у него такого нет или он такого ещё не пробовал. Нельзя его за это осуждать. Лучшим выходом из ситуации станет серьёзный и спокойный разговор с ребёнком до посещения магазина, в котором ему важно дать понять причину невозможности покупки, но не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» — и так далее, спокойно и уверенно. Если же разговор не привел к желаемым результатам, и ребёнок все равно закатил в магазине истерику, забирайте его и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.
Ситуация 7. Просьбы, уговоры, доводы и аргументы не оказывают на ребёнка должного эффекта — ребенок не слушается. Какова причина такого поведения? Какие ошибки допускают родители?
Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:
В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:
Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, — пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.
Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений.
Правильное воспитание и формирование характера ребёнка возможно при соблюдении следующих принципов
:
Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях:
Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.
Читаем материалы по теме наказаний:
Наказывать или не наказывать ребенка за случайные проступки —
8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание —
Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей —
Почему нельзя шлепать ребенка - 6 причин —
Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого? —
Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:
Личность ребёнка, а также степень его послушания определяются стилем воспитания, который практикуется в семье:
Результатами одних из таких стилей воспитания являются следующие истории:
7-ми летний Денис — средний ребёнок в семье. Родителей беспокоит отсутствие его реакций на их просьбы. Подозревали проблемы со слухом, но все оказалось в норме. Денис — причина несвоевременного усаживания всех членов семьи за стол, толкучки в ванной по утрам, а также опоздания братьев и сестёр в школу. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Родители начали подозревать у него серьёзные внутренние расстройства, связанные с психическими и неврологическими проблемами.
По результатам обследований выявилось, что Денис обладает достаточно высоким и живым интеллектом. Он с увлеченностью поддерживал беседы, поведал, что шахматы — его любимая игра, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Разговор длился более двух часов, в течение которых Денис не только не устал, но и у него нарастал интерес ко всему происходящему. Непослушание явилось результатом высокой активности мозга и сосредоточением на внутреннем решении более сложных задач. Денисовы родители расстроились, поскольку единственным желанием было «чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы».
Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!
Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...
Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).
Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.
Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.
Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...
Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:
Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.
Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:
Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».
Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.
Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".
Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.
Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»
Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.
Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.
От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.
В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.
Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:
В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...
Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».
Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.
Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:
Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.
Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.
Многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании детей. Ребенок не слушается, ведет себя агрессивно, капризничает, манипулирует.
Все это создает массу проблем, но самое неприятное – родители испытывают чувство вины за «неправильное» воспитание и делают еще больше ошибок. Здесь нужен детский психолог, консультации должны проводиться и с детьми, и с их родителями.
В центре «Радость жизни» работает опытный . Он помогает родителям выяснить причины нарушений в поведении детей и наладить с ними полноценный контакт. Обратитесь к нам, если необходимо оказание психологической помощи детям в возрасте до 9-ти лет.
Для детей старшего возраста: от 9 до 18 лет, в Центре работает .
На самом деле, в непослушании нет ничего удивительного. Гораздо большую тревогу вызывают дети, безропотно выполняющие любые требования взрослых и не выражающие собственных желаний. Со стороны можно сколько угодно восторгаться таким очаровательным послушным ангелочком, но есть повод для беспокойства.
Другая крайность, когда ребенок испытывает родителей на прочность и выигрывает эту борьбу. Тогда добиться послушания можно только с помощью наказания. В этом случае действительно необходимы , ведь воспитательный процесс превращается в бесконечную череду актов насилия – психологического и даже физического.
У родителей, занятых бесконечной войной за послушание, развивается комплекс вины, поскольку у них просто не остается сил на проявление своей огромной любви. Они тратят много времени на выяснение и устранение причин нарушений в поведении ребенка, но обычно безрезультатно. Поэтому и возникает потребность в психологической помощи родителям детей.
Вы любите своего ребенка самоотверженной преданной любовью, никогда его не бросите и всегда поможете в самых сложных ситуациях. Дело за малым – научиться правильному языку любви, чтобы ваш ребенок понимал это, уважал вас и сам был готов к сотрудничеству.
Вам не придется прилагать титанических усилий для достижения взаимопонимания, если будете следовать простым правилам:
Двери центра «Радость Жизни» настежь распахнуты для вас и вашего ребенка. Если возникли трудности, мы окажем
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам