Как закалять ребенка: правила и рекомендации, мифы и заблуждения. Когда начинать и как закалять ребенка со слабым иммунитетом: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры и физические нагрузки

Лучший способ защитить малыша от простуды и укрепить иммунитет - это закаливание. В современном мире еще не придумали средства более эффективного. Закаленному ребенку не страшны ни холод, ни ветер, ни резкий перепад температур.

  • не требует материальных затрат,
  • проводится в любое время,
  • не нуждается в специальных условиях,
  • не требует предварительной подготовки,
  • не занимает много времени,
  • доступно каждому,
  • не имеет возрастного ограничения.

Зачем нужно закаливание

Закаливание тренирует иммунную систему. Иначе говоря, это комплекс процедур, направленных на подготовку организма к резко меняющимся условиям внешней среды. Каким именно: сильный ветер, сквозняк, мороз, дождь. При закаливании повышается устойчивость иммунитета к микроорганизмам: бактериям и вирусам.

Закаленные дети реже болеют и гораздо легче переносят заболевания.

С какого возраста начинать закалять ребенка?

Закалять малыша начинают с первых дней появления на свет. Подмывая, купая, переодевая младенца, родители и не подозревают, что тем самым тренируют его терморегуляцию.

Нужно сказать, что ребенок появляется на свет уже подготовленным к внешним природным условиям. Но чересчур заботливые мамочки и бабушки нарушают эту естественную способность, чрезмерно кутая в одежки и опекая.

Чем раньше начать, тем лучше. Но это не значит, что если ребенку исполнилось три - пять годиков, то закаляться поздно. Начинать можно в любом возрасте. Соблюдая принципы и правила закаливания, вы добьетесь такого же результата, как если бы занимались с рождения.

Принципы закаливания

Часто, определяющим фактором закалять или нет ребенка, является психологическая неготовность родителей. Убирайте все страхи и сомнения. И вперед, к здоровому образу жизни!

  1. Хорошее настроение. Это важно! Закаливание принесет пользу, если малыш будет настроен позитивно. Лучший способ этого добиться - поиграть с ним.
  2. Регулярность. Процедуры нужно проводить постоянно. Перерывы ведут к ослаблению адаптационных механизмов. У малышей до года пропуск в 5-7 дней приводит к исчезновению эффекта.
  3. Постепенность. Увеличивать дозировку следует понемногу. Резкое изменение приводит организм в шоковое, стрессовое состояние.
  4. Индивидуальный подход. Если ребенок болен или после больничного, с закаливанием нужно подождать. Детей со слабым иммунитетом закаляют по индивидуальному графику, щадящему.
  5. Учет возрастных особенностей. Каждому возрасту соответствует ограничение по продолжительности закаливающих процедур и диапазон допустимых температур. Не переусердствуйте!

Закаливание воздухом

Самый доступный способ. Применяют с рождения. И первое, с чего нужно начать - перестать кутать младенца.

Снимаем лишнюю распашонку. Дополнительная одежда приводит к тому, что адаптивные механизмы ребенка ослабевают. Его организм привыкает к «тепличным условиям», и малейшее понижение температуры приводит к переохлаждению.

Регулярное проветривание. Проводят с момента рождения. Летом форточки должны быть открыты постоянно. Сквозняки не допускаются. для малыша +20-+22°С.

В холодное время года комнаты проветривают по 15 минут 5-6 раз в день. Делают это в отсутствие ребенка. Лучший эффект дает сквозное проветривание.

Воздушные ванны. Проводят с первых дней появления на свет. При переодевании новорожденного малыша оставляют на 2-3 минуты голышом. Раз в две недели увеличивают время на 1-2 минуты. К полугоду допустимо 10 минут. После шести месяцев время увеличивают до 15 минут. Воздушные ванны делают 2-3 раза в день при комнатной температуре.

Различают ванны теплые (+20°С), прохладные (+17-+ 19°С) и холодные (+15°С).

  • 0-3 года применяют теплые,
  • 3-4 года делают прохладные,
  • 5-6 лет допускается применение холодных ванн.

Данная процедура проводится в сочетании с физической нагрузкой. Новорожденным деткам мама делает зарядку или массаж. С детьми постарше желательно поиграть (например, в мячик), сделать несложные упражнения или дать возможность подвигаться (попрыгать, побегать).

Прогулки. При хорошей погоде гуляют после выписки из роддома. Летом от 20 минут и более. Места для прогулок лучше выбирать вдали от проезжей части. Если есть возможность, гуляйте на природе: в лесу, на полянке, в тени аллеи.


Осенью, зимой, холодной весной в безветренную погоду гулять начинают от 15 минут, постепенно увеличивая время до 1-1,5 часа. Грудным детям допускаются прогулки не ниже -10°С.

Ребенку дошкольного возраста летом находиться на улице нужно как можно чаще. Зимой позволительно гулять до -15°С, продолжительность 1-2 часа.

И груднички, и дошколята должны бывать на улице два раза в день: в первую половину дня и после обеда.

Прогулки при неблагоприятных условиях. Хороший закаливающий эффект дают прогулки при любой погоде. Начинают их после 1,5-2 лет. Ребенка выводят в пасмурную, ветреную погоду на 3-5 минут. При этом малыш должен активно двигаться, чтобы не замерзнуть. Лишние кофточки не одевают.

С дошкольником (3-6 лет) допускается гулять и в небольшой дождь, и в снегопад, и ветер. Главное правило - постепенно увеличивать время пребывание до 15-20 минут, и следить за состоянием ребенка (чтобы не перегревался и не переохлаждался).

Закаливание водой


Особую радость детям доставляют водные процедуры. Кроме того, что это полезно для иммунитета, вода обладает еще и успокаивающим свойством.

Умывание. Делают с рождения. Изначально температуру воды берут +28°С. Постепенно (раз в 2-3 недели) ее понижают на 1-2°С, к полугоду доводят до +25°С, к году до +20°С.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Умывание проводится ежедневно по утрам, перед сном и по необходимости. Малышу протирают сперва личико, затем ручки.

Детям дошкольного возраста температуру воды снижают:

  • 3-4 года - до +18°С
  • 5-6 лет - до +16°С

Обтирание. Начинают с 6 месяцев. Для этого берут мягкую рукавичку (или полотенце) и смачивают в воде +35°С. Обтирают ребенка в последовательности: ручки, ножки, спину, грудь и животик. После, насухо вытирают. Каждые 2 недели температуру понижают на 1-2 градуса и доводят до +28°С.

Обливание:

  1. Общее обливание. Делают с рождения. Каждый раз после купания малыша приподнимают над ванночкой спинкой вверх и поливают водой на протяжении нескольких секунд. Главное правило - температура воды должна быть на пару градусов меньше, чем в ванне.
  2. Местное обливание. Рекомендуется с 2-х летнего возраста. Малышу в течение 20-30 секунд поливают стопы. Изначально температуру воды берут +30°С. Раз в 2 недели ее снижают на пару градусов. В 4 года допускается температура +18°С, к 5-6 годам ее доводят до + 16°С.

Прохладный душ. После 3 лет общее обливание заменяют душем. Начиная с температуры в +35-+36°С, воду постепенно снижают до +26°С. Продолжительность - несколько секунд. После процедуры ребенка насухо вытирают и одевают.

Купание в открытых водоемах. Допустимо с раннего возраста. Купать малышей летом в реках, озерах, море можно при температуре не ниже +22°С воды. Начинают с 1-2 минут, планомерно увеличивая до 5-8.

Детям 3-5 лет допускается купание при температуре воды +19-+20°С, и увеличивают время до 10 минут.

Закаливание солнцем


Волшебное солнышко:

  • Предупреждает .
  • Оказывает противомикробное действие.
  • Повышает устойчивость иммунитета к простудным заболеваниям.

И дарит хорошее настроение!

Прогулки на солнышке. Дети грудного возраста в летнюю погоду гулять начинают с 2 минут под рассеянными лучами солнца. Постепенно (раз в 3-4 дня) родители увеличивают время на 1-2 минуты и доводят до 10-15.

Солнечные ванны. До года проводить не рекомендуют. Малыша раздевают до трусиков, и позволяют поиграть на солнышке.

Возраст/время:

  • 1-3 года - 5-10 мин.
  • 3-7 лет - 10-15 мин.

Желательно такие процедуры проводить вблизи источника воды. Хороший закаливающий эффект дают солнечные ванны в сочетании с обливанием. Сперва малыш греется под лучами солнца, затем его обрызгивают водой.

Закаливание проводится в первой половине дня до 11.00, и во второй - после 16.00. Когда солнце находится не на пике активности, дабы избежать ожогов. На ребенке обязательно должен быть головной убор.

В жару свыше +30°С закаливающие процедуры не проводят.

8 пунктов о закаливании ребенка

Другие способы закаливания

Закаляют как весь организм, так и отдельные его части: стопы ног, горло. Можно использовать предметы быта, например, вентилятор.

  • Закаливание сквозняком (или вентилятором). Начинают после 3 лет. Процедуру проводят при температуре воздуха +20-+22°С. Ребенка ставят на расстояние 6 метров от вентилятора в легкой одежде. Скорость движения лопастей минимальная. Начинают с 20 секунд, при этом малыш должен ворочаться, чтобы обдувание происходило со всех сторон. Постепенно (1 раз в 2 недели) увеличивают время и скорость прокрутки вентилятора;
  • Полоскание горла холодной водой. С 3 лет. Изначально температуру воды делают в +25°С. Каждые четыре дня ее снижают на 1°С, и доводят до 8°С. Ребенок должен набрать в рот воды и продолжительно произнести звук А-А-А. После чего выплюнуть. Процедуру повторяют несколько раз;
  • Босохождение. Практикуют с того времени как ребенок начал ходить. При температуре поверхности пола +18°С, малыш ходит в носочках. Через неделю носки снимают, и он бегает 3-7 минут босиком. Летом полезно ходить по песку, траве, камушкам.

Закаливание льдом

  • Рассасывание. Небольшой кубик замороженного отвара календулы или ромашки, кладут ребенку в рот и предлагают рассасывать как леденец. Через 30 секунд извлекают. Время каждые 4 дня увеличивают на 10 секунд и доводят до 2 минут. Это могут быть замороженные ягоды, сироп;
  • Протирание пяточек. Допустимо с трех лет. В течение нескольких секунд перед сном ребенку протирают стопы кусочками льда. После этого насухо вытирают и надевают носочки. Процедуру проводят 2 раза в день.

Интенсивное и контрастное закаливание

Все вышеперечисленные методы относятся к умеренному закаливанию. В основе которого лежит принцип постепенности. Но существуют и более экстремальные способы. Например, интенсивное и контрастное закаливание. В основе этих методов лежит резкая смена температуры с большим диапазоном, на короткий промежуток времени.

Интенсивное закаливание. Суть данного метода - кратковременное соприкосновение тела с морозом, снегом, ледяной водой.

К нему относятся:

  • Обливание водой крайне низких температур;
  • Обтирание снегом;
  • Окунание в прорубь зимой.

Это достаточно экстремальные способы закалки. Их не рекомендуется проводить с детьми дошкольного возраста. Хотя некоторые активные родители практикуют даже с грудничками достаточно удачно.

Контрастное закаливание. Более щадящая процедура. Оно основано на попеременной, резкой смене температур с большой разницей.

Например:

  • Окунание стоп то в теплую, то в холодную воду;
  • Контрастный душ.

Противопоказания

Признаки и заболевания, при которых закаливающие мероприятия не проводят:

  • Отрицательное отношение ребенка к процедурам;
  • Недомогание, температура выше нормы;
  • Признаки простуды;
  • Кишечные заболевания;
  • Повышенная возбудимость (гиперактивность);
  • Приобретенный (декомпенсированный) порок сердца;
  • Истощение организма;
  • Пониженный гемоглобин;
  • Заболевания эпидермиса (кожи);
  • Нарушения дыхательной системы.

Каждый родитель волнуются за собственное дитя, но порой эти страхи приносят больше вреда, чем пользы. Чтобы предупредить простуду, не надевайте лишние кофточки и штанишки, а тренируйте иммунную систему. Другими словами - закаляйтесь на здоровье!

Доктор Комаровский: закаливание детей

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Как известно, универсального лекарства нет, и на 100% уберечь своего ребенка даже от такого не серьезного, казалось бы, заболевания как простуда невозможно. Но есть способы помочь организму мобилизовать свой защитный потенциал. Одним из таких методов повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служит закаливание.

Суть процедуры закаливания – подготовка организма к воздействию низких температур. У обычного нетренированного человека при охлаждении происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов как кожи, так и слизистой оболочки носа, что снижает температуру воздуха в полости носа на 2° C. От такого «похолодания» нарушаются функции защитных клеток, снижается поступление антител, что повышает риск развития инфекции. Закаливание как раз и тренирует реакцию сосудов на переохлаждение. У закаленных людей при охлаждении температура воздуха в полости носа падает всего на 0,3-0,5° C.

Но это, конечно, не означает, что надо срочно обтираться снегом или нырять в прорубь. Вопреки расхожему мнению, при закаливании важны не столько низкие температуры, сколько контрастность воздействия, а так же повторность. Надо так же помнить, что максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10-20 минут и снижать температуру воздействия необходимо постепенно.

Если подходить к закаливанию ребенка серьезно и обстоятельно, то начинать нужно уже с первых недель жизни. В это период будет достаточно воздушных ванн во время пеленания, гимнастики, перед купанием. Оставляйте ребенка на несколько минут полежать голеньким, и постепенно снижайте температуру в комнате с 22 до 18° C. Если к 4-6 месяцам ваш малыш сможет комфортно принимать воздушные ванны такой температуры, можете считать, что вы потрудились не зря. Если хотите большего эффекта, можно добавить к воздушным процедурам водные. Для этого после купания в ванне обливайте ребенка водой с температурой на 2-4° C ниже, чем вода в ванне. Начать можно с температуры 32-34° C, снижая ее каждые 3 дня на 2-3° C. При таком темпе за месяц можно достичь 18° C, а ниже грудному ребенку и не нужно. Только не забывайте после закаливающих процедур хорошенько растереть малыша полотенцем.

Плавание грудных детей в бассейне закаляет не столько само по себе (температура воды в нем обычно не бывает ниже 26° C), сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.

Для закаливания ребенка на втором году жизни к обливанию после ванны (2-3 раза в неделю) можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27-28° C, снижая ее каждые 1-2 дня на 2-3° C до конечной температуры 15° C (немного холоднее комнатной). Хорошим закаливающим эффектом обладает и контрастный душ: смена воздействия теплой (до 40° C) в течение 30-40 секунд и холодной (14-15° C) воды - удлиняя ее воздействие от 15-20 секунд до 30 секунд.

Ребенка дошкольного возраста можно закаливать и контрастными воздушными ваннами. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением нужно охладить воздух до 14-15° C, и после того как он проснется поиграть с ним в салочки, перебегая из комнаты с прохладным воздухом в комнату потеплее.

Баня и вовсе идеально место для закаливания контрастными температурами. Для детей раннего возраста вполне достаточно 90° C в сауне, длительность пребывания в ней постепенно можно довести до 10 минут. Если вы предпочитаете русскую баню, то температуру в парилке для ребенка нужно снизить до 60° C и с экспозицией 2-3 минуты повышать до 80° C в течение 6-8 минут. В одно посещение ребенку будет достаточно попариться 2-3 раза, а в перерывах принять душ или поплавать в бассейне с температурой воды около 25° C.

А вот с моржеванием и хождением босиком по снегу нужно быть крайне острожным. Надо помнить, что ребенок, имея большую площадь поверхности тела относительно массы, охлаждается намного быстрее взрослого. Нельзя допускать продолжительность процедур такого жесткого закаливания дольше 40-60 секунд. Да и с температурой не нужно перегибать палку. При обливании холодной водой достаточно довести температуру воды до 8 до 8-10° C, хотя можно остановиться и на 12-14° C.

Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить (или начать) через 7-10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней -через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки - через 3-4 недели.

При закаливании прежде всего нужна мера - ни в коем случае не перестарайтесь. Доводить холодовые воздействия до неприятных недопустимо. И дело тут не в том, что от такого закаливания он заболеет, а в том, что нельзя допустить формирование негативного отношения ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, принуждать его не следует. Эффекта от таких процедур не будет.

Никто не отрицает большую пользу от закаливающих процедур. Но часто родителей пугает сама мысль о том, что ребенка надо выводить босиком на снег, каждый день обливать ледяной водой.

Принципы закаливания

Часты также заблуждения о том, что закаливать ребенка в 5 – 6 лет уже поздно. Все эти страхи беспочвенны, потому что закаливающие процедуры имеют в своем арсенале большое количество методов, от очень мягких до экстремальных.

Начинать оздоровление можно и в дошкольном возрасте. Нужно лишь знать общие правила проведения оздоровительных процедур, а также некоторые особенности, присущие каждому детскому возрасту.

Прежде, чем начинать закаливать ребенка, необходимо позаботиться о том, что будут соблюдены следующие принципы.

Правила закаливания детей 5 - 6 лет:

  • должны быть учтены индивидуальные особенности ребенка. Во-первых, его желание закаливаться вообще, а во-вторых, уровень его здоровья и возможности;
  • закаливание – не арена для демонстрации подвигов. Здесь обязательно должен соблюдаться принцип постепенности. Нельзя резко переходить к интенсивным процедурам. Постепенно нужно снижать температуру воздействия, открывать все больше частей тела, увеличивать длительность процедур;
  • необходимо организовать безопасность мероприятий. А во время проведения самих процедур важно следить за состоянием ребенка, не допускать переохлаждений и перегреваний;
  • от настроения ребенка и родителя при закаливании очень сильно зависит результат. Не стоит начинать, если настроение плохое. А чтобы создать хорошее, можно применить игровые элементы;
  • комплексный подход. Вводя новые закаливающие привычки в жизнь ребенка, необходимо также позаботиться о соблюдении режима дня, правильном питании и прочих профилактических мероприятиях, таких как массаж, физические упражнения;
  • регулярность. Закаливание должно проводиться каждый день. Для того, чтобы легче было ввести новые привычки в жизнь, удобно составить план мероприятий, куда нужно внести не только основные процедуры, но и вспомогательные, такие как, например, умывание и мытье рук прохладной водой, а также составить план увеличения нагрузки на начальном этапе.

На момент начала закаливания ребенок должен быть совершенно здоров. Нельзя вводить новые процедуры, пока болезнь не отступила полностью, особенно это касается ослабленных детей.

Перед началом введения комплекса закаливающих мероприятий рекомендуется посетить врача, чтобы он оценил общее состояние здоровья ребенка и посоветовал закаливающие процедуры, которые для него подходят.

Закаливающие процедуры могут проводиться в двух режимах:

  1. начальный. Период входа в нагрузку, когда организм постепенно привыкает к воздействию более низких температур и прочим внешним факторам. Его длительность обычно 1-2 месяца;
  2. поддерживающий. Период, когда нагрузки остаются в основном постоянными, а меняются только в зависимости от времени года.

Начальный и поддерживающий этапы могут чередоваться. Например, при большом перерыве в занятиях следует вернуться к начальному этапу, а затем опять переходить в поддерживающий.

Как начать закалять ребенка 5 лет?

Закаливать можно воздухом, солнцем и водой. Методы закаливания могут быть общие и специализированные.

Способы закаливания:

  • сон на свежем воздухе;
  • регулярные проветривания помещения;
  • одежда по погоде или чуть легче;
  • умывание и мытье рук прохладной водой;
  • прогулки.

К специализированным относятся такие мероприятия, как обливания, гимнастика, плавание и другие. Для получения хороших и стойких результатов закаливания необходимо сочетать оба способа.

Закаливание воздухом. Это самый доступный закаливающий фактор. Его можно использовать дома и на улице, в детском саду и на даче. Речь идет о воздушных ваннах. Причем летом необходимо разграничивать воздушные и солнечные ванны из соображений безопасности, так как требования к их проведению разные. Таким образом летом на улице оздоравливаться лучше в тени.

Перед проведением воздушных мероприятий в помещении его желательно проветрить. Начинать закаливание следует с температуры 21-23 градуса. И постепенно понижать до 16-18 градусов.

Чтобы закалить ребенка 5 лет на улице, начинать следует с температуры 25-26 градусов, постепенно понижая до 18 градусов. В сильно ветреную или дождливую погоду занятие лучше перенести в помещение. Также следует иметь ввиду, что начальный этап при закаливаниях на улице должен быть более растянутым во времени по сравнению с воздушными ваннами в помещении.

Закаливание солнцем. Закаливание ребенка 5 лет с помощью солнца необходимо проводить либо утром до 10:00, либо вечером после 17:00. Если в это время солнце еще очень жаркое и палящее, тогда начало закаливания лучше проводить в тени деревьев.

Время, с которого следует начинать – 10 минут. Постепенно, в течение 1 – 1,5 месяцев продолжительность принятия солнечных ванн нужно увеличить до 45-50 минут. По достижении указанной продолжительности принятия солнечных ванн можно постепенно сдвигать границы времени суток пребывания на солнце. В результате исключить стоит лишь время с 11:00 до 16:00.

Закаливание водой

Закаливание водой дает самый мощный оздоровительный эффект. При нехватке витаминов в воду для процедур можно добавлять настои трав. Способов закаливания водой довольно большой. Начать закаливать ребенка 5 лет нужно с самых щадящих: с обтираний влажным полотенцем.

Основные виды закаливания водой:

Обтирания влажным полотенцем. Процедуру лучше проводить утром по пробуждении. Проводят так: смачивают полотенце в воде, немного отжимают и конечности, затем туловище. Длительность обтирания 3-4 минуты. Начинать следует с температуры воды – 30 градусов.

Затем каждую неделю ее снижают на один градус до 19 градусов, если закаливание проводится летом и до 23 градусов, если зимой. По окончанию обтирания необходимо растереть тело сухим полотенцем до розового цвета.

Контрастное обтирание. Техника выполнения такая же, как при обычном, только используется попеременно то очень теплая, то холодная вода. Продолжительность процедуры 5 минут. Если ребенок хорошо реагирует на такие обтирания, то через 3-4 дня разницу между температурами можно увеличить на 1 градус. И довести таким образом до обтирания горячей и ледяной водой. По окончанию также нужно растереть тело сухим полотенцем.

Обливания. Подвергаться этой процедуре могут как отдельные части тела, так и все тело. Обливание можно проводить как душем, так и емкостью с водой. Начинать можно с местных или общих обливаний. Температурный режим в начале для местных процедур 28 градусов, для общих – 30 градусов.

За неделю можно уменьшать температуру на 1-2 градуса, доводя постепенно до 15 для местных и 17 градусов для общих обливаний. По окончанию процедуры растереть тело сухим полотенцем до розового цвета.

Контрастный душ. Также можно применять на отдельных участках тела или на всем теле. Голова не участвует в процедуре. Длительность контрастного душа начинают от 30 секунд и в течение месяца доводят до 3 минут. Начинают всегда подачей теплой воды и заканчивают ею же. Продолжительность подачи теплой воды всегда выше, чем холодной. Начинают с температуры 33 и 27 градусов соответственно, доводя в течение месяца до 40 и 20 градусов.

Большой выбор методов позволяет составить программу закаливания максимально учитывающую индивидуальные особенности ребенка. В зависимости от общего уровня здоровья и личных его предпочтений можно начать с самых щадящих, продвигаясь вперед малыми шагами. А можно идти более быстрым темпом, используя сразу более сильные методы.

Как правильно закаливать ребенка 5 лет?

При проведении оздоровительных процедур, необходимо соблюдать меры безопасности, чтобы не нанести вред здоровью. Чтобы правильно закалять ребенка 5 лет, нужно сначала обеспечить необходимые условия.

Схема закаливания для ребенка 5 лет:

Для правильного закаливания требуется:

  • отсутствие сквозняков;
  • проветренное помещение;
  • хорошая погода безветренная или с легким ветерком;
  • головной убор при принятии солнечных ванн;
  • заранее подготовленные полотенца, отвары, термометр.

Залог успеха при закаливании ребенка 5 лет является его хорошее настроение и готовность ощутить дискомфорт. Легче всего этого добиться, создав игровые условия. Можно придумать сюжет и обыгрывать его в закаливающих мероприятиях.

Очень легко добиться нужного настроя, сочетая принятие воздушных ванн с гимнастикой. Это могут быть простые подвижные упражнения с пользой для опорно-двигательного аппарата. Закаливание ребенка 5 лет предполагает проведение физических упражнений длительностью 25-30 минут.

С чего начать закаливание ребенка 6 лет?

Чтобы начать закалять ребенка 6 лет, подойдут все рекомендации для детей 5 лет с небольшой разницей в температурном режиме и продолжительности процедур.

Начинать закаливание в помещении с помощью воздушных ванн следует с температуры 20-22 градуса и постепенно понижать до 15-17. Для проведения мероприятий на улице начинать нужно с 24-25 градусов, понижая до 17.

Закаливание солнцем проводить согласно такой же схеме, как и для 5 лет, только продолжительность загорания в результате нужно увеличить до 55-60 минут. При необходимости обязательно пользоваться защитными кремами от солнца. Это касается южных районов страны.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание новорожденных — эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий — постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха — отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

  • сопротивляемость заболеваниям;
  • адаптивные механизмы;
  • кровообращение;
  • обмен веществ;
  • психоэмоциональное состояние;
  • аппетит.

Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

Важные правила закаливания

Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

  • респираторное заболевание;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • понижен гемоглобин ();
  • повышена температура;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • резкое истощение;
  • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • нарушен сон.

Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Регулярность . Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность . Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность . За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность . Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Способы закаливания

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

Закаливание воздухом

  1. Прогулки . Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны . Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее . Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: )

Закаливание водой

  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода — 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев — 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел — 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения» — девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.


Закаливание солнцем

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО» — не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Контрастные и интенсивные методы закаливания

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

  • обтирание;
  • ножные ванны;
  • баня и сауна.

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

И, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Что еще почитать