Казах и русская какие дети. Казах и русская. Артур Ильяев. Папа — азербайджанец, мама — русская

Всем Добрый день!
Вот моя история: Свою судьбу я повстречала летом, устроившись на работу в магазин бытовой техники. Работали вместе, общались, закрутилось все очень быстро. Я чувствовала, что это мой человек, а он в свою очередь так же сильно любил меня, носил на руках, каждый день говорил о том какая я красивая, что ему со мной повезло и я у него самая лучшая. После 4-рех месяцев встречь, мы начали жить вместе в его квартире.
В этом городе он живет всего 5 лет. И родители его так же живут неподалеку от нас. Но сам он и его родители, родом совсем из другого (небольшого) городка.
А сейчас мы живем в столице города.
Раньше он жил вместе с родителями, но потом решил съехать и жить отдельно.
Так мы и стали жить вдвоем.
Я познакомилась с его родителями, а он с моими. В общем как положено.
Живя вместе мы строили планы на будущее, сначала хотели переехать за границу, потом в другой город, ну а потом просто купить квартиру по больше, никуда не уезжая из города.
Но далее, все крупно поменялось. Дело в том, что он по нации казах, а я русская.
У казахов есть традиция, что единственный сын в семье, либо самый младший, должен остаться жить с родителями, невесту естественно привести в родительский дом и жить одной большой дружной семьей. Родители напомнили ему об этом, мол ты не должен отстраняться от нас, мы хотим, чтобы ты с невестой жили с нами, как положено по традициям.
Мой Любимый был не против, так как он тоже считал это правильным и не хотел оставлять родителей, хотел жить с ними.
У них в планах было:покупка большого двухэтажного дома и жить всем вместе.
Думаю это не так и плохо.
Но я в свою очередь была этому НЕ рада. Я была против, но он настаивал на своем.
Из-за этой ситуации, я начала недолюбливать его родителей, я не хотела с ними общаться, я не поддерживала с ними хорошие отношения. (как же я сейчас об этом жалею).
В общем у нас были такие планы: у его родителей были некие накопления, и мой Любимый говорил мне о том, что нужно будет помочь родителям с покупкой большого дома. Для этого нужно продать нашу квартиру (т.е. его квартиру) и эти деньги добавить в те самые накопления, тем самым купить дом. Я естественно (хоть и нехотя) но согласилась.
Ведь я выбрала его, и я должна следовать за Любимым.
Время шло, квартира не продавалась.
Но вот настал день, все начиналось как обычно, я проводила Любимого на работу, поцеловала и обняла.
И вдруг приезжает его отец, и начинает со мной разговаривать: Ты должна нас уважать, принять нашу веру, любить, свои праздники в нашем доме не отмечать, ведь мы их не понимаем. и.т. д. и т.п. (его родители уже в возрасте и они придерживаются своих обычаев)
Так же он сказал, что квартира продалась и я приехал за вещами сына. Но, мама против того, чтобы ты сейчас переезжала к нам.
Я была в ужасе, была расстроена и подавлена. И я осознала, что это все моя вина, что, если бы я хорошо с ними общалась, меня бы сейчас приняли в семью и все было бы хорошо.
Я тут же поехала на работу к Любимому и начала рассказывать ему, что сейчас услышала, начала плакать. Любимый успокаивал меня, говорил: держи себя в руках, веди себя как взрослая, не плачь и успокойся, в жизни всякие ситуации бывают, все будет хорошо, я обязательно заберу тебя с собой. А пока, езжай к своим родителям, дай мне несколько дней, я поговорю с родителями и скажу, что кроме тебя мне никто не нужен. Я вроде немного успокоилась. Собрала вещи и, его отец отвез меня к моим родителям назад домой.
И тут я совершила еще одну ошибку, я снова начала плакать и делать несчастный и подавленный вид. Мои родители, увидев мое состояние, возненавидели моего Любимого и его родителей. Они то и дело, что говорили мне, какой он плохой, что он бросил меня и не любит больше.
Прошло 2 дня.....
От Любимого не было ни сообщений, ни звонков. Я звонила ему, переживала, плакала, закатывала истерики. Он был очень зол на меня. Говорил: Я же сказал тебе успокоиться и ждать, а ты мне истерики закатываешь и всякий бред пишешь.
Я вроде успокоилась, извинилась, но у меня была ломка. Ведь впервые за год совместной жизни,я так долго его не вижу и не слышу.
Я жалела, что закатывала ему истерики, вместо того, чтобы как любимая девушка (в скором жена) поддерживать его. Ведь ему было тоже тяжело. С одной стороны давила работа, с другой ситуация с родителями, и с третьей стороны давила я. Жаловалась и ныла.
Когда я звонила ему, он пообещал, что на днях придет и мы поговорим.
Прошёл еще один день, и вновь от него ни сообщений ни звонков. Вечером сидя с родителями за столом, я плакала, а родители все говорили мне, что он меня оставил, бросил, сними розовые очки, забудь его и.т.д.
И тут я допустила еще одну ошибку, я приняла слова родителей, как чистую правду. Но, они видят все поверхностно, откуда им знать как и что у нас происходит, какие у нас отношения, ведь у все люди разные и отношения у всех происходят по разному. И в тот вечер я написала Любимому, все, что сказали мне мои родители.
Я написала ему: Ты оставил меня, ты был у меня первым во всем, я тебе всю себя отдала, а ты просто оставил меня, за что ты так со мной? На что он отвечал мне, что я несу бред, что он физически и морально сдох,что я эгоистка, что думаю только о том, как мне плохо, а о том, что чувствует сейчас он, я не думаю совсем.
Он написал, что уже уладил ситуацию с родителями,а тут я всякий бред пишу. Я просила его приехать прямо сейчас и обсудить все, но он был очень зол на меня за эти слова и сказал, что приедет через пару дней.
И вот настал тот самый день, он приехал, приобнял меня, и разговор наш начался с моих извинений. Я извинилась, за все. За то, что выносила мозг, за то, что недолюбливала его родителей. Он отвечал очень спокойно и вроде принял извинения.
И начал рассказывать о том,как он поговорил с родителями.
Услышала я от него следующее: что он за 5 лет жизни в этом говоде уже устал и, что его родители тут, как белки в колесе крутятся, что он с родителями решил уехать назад в родной город. Он говорил мне, что любит меня и будет любить всегда, но он устал от того, что я часто выношу ему мозг.
У меня внутри все болело, но мне не хотелось плакать, я спрашивала его: Любимый ты меня оставляешь? Бросаешь? На что он отвечал: А ты сможешь уехать со мной? Сможешь ужиться с родителями? Жить в небольшом городе?
Мне было плохо, и обидно, ведь и я тоже не хочу покидать своих родителей.
На что он отвечал, что девушки всегда уходят от своих родителей и живут с мужем в его родительском доме (По казахским традициям).
Я говорила ему, что он поступает несправедливо, что он оставляет меня тут,бросает.
На что он отвечал что хочет, чтобы я поехала с ним.
Я не могла этого принять. Я отдала ему свое кольцо и напоследок сказала, что Любящий мужчина не уехал бы и не оставил любимую. Затем я ушла. Он пытался меня остановить, но я говорила ему, что смысла нет нам больше разговаривать, ничего не изменится, ты все равно уедешь.
Потом я спрашиваю: ты так любишь меня, что хочешь, чтобы я поехала с тобой? Он отвечал: да.
Но в итоге я не хотела это принимать, просто развернулась и ушла.
Вечером я уснула, но проснувшись утром у меня началась паника, когда я представляла, что буду жить без него, как я вообще буду без него? Я просто не смогу. Я подумала, что лучше умру, чем проживу жизнь без него. Он во всем был у меня первый, и других мне не надо.
Я решила, что я готова отправиться с ним куда угодно, хоть на край света.
В это же утро я написала ему: Я согласна уехать с тобой, только если ты сам придешь ко мне домой, и заберешь меня, докажи моим родителям,что ты любишь меня. Приедь и скажи: Я люблю ее и хочу забрать с собой.
На это он ответил: Я на днях приеду и поговорим.
Я почувствовала облегчение, я убедилась в том, что он любит меня и хочет забрать с собой.
Прошёл день,от него вновь ни сообщения ни звонка.
Я приезжаю к нему на работу, смотрю на него, а он очень сердитый. Я спрашиваю, почему ты сейчас так расстроен, разве все скоро не наладится? Не нужно так переживать. Я просила его обнять меня, но он был очень зол.
И тут я осознала, что я нагло требую от него, чтобы он просто взял и закрыл глаза на все то, что я ему писала и говорила. Я осознала, что совершила ужасную вещь, я засомневалась в Любимом и родном человеке, который делал для меня абсолютно все. Я поняла за что он так сердится на меня. Я осознала, что совсем не слушалась его. Когда он говорил ждать, успокоиться и потерпеть, я то и дело что бегала к нему на работу и извинялась.Не слушала его, а делала по своему.
Это был последний раз, когда я приехала к нему. В тот вечер, он был по прежнему очень зол на меня, он говорил, что я совсем не слушаю, что он говорит мне.
Я поняла,что действительно эгоистка. Я говорила ему в тот вечер, что изменюсь и стану прежней,такой какой была, когда мы только начинали встречаться.
В тот вечер он вновь повторил, я же сказал, что на днях приеду, а ты все равно делаешь по своему, так как тебе хочется, а меня не слушаешь. Работа это не место для выяснения отношений.
Я сам приеду на днях и поговорим.
Но в тот вечер я пришла не для выяснения отношений, я пришла чтобы просто извиниться и дать ему понять, что я осознала, что неправильно поступаю. И я ушла.
Это все началось ровно неделю назад.
Вспоминая, что я делала и писала, мне становится страшно. Я жалею об этом.
Как бы я хотела, вернуть время назад и просто послушаться его. А я слушала родителей и свою фантазию.
На днях он должен прийти. Теперь я просто жду. Молюсь и жду. Я молюсь о том, чтобы он приехал и сказал, что забирает меня с собой.
Я решила для себя: Если он меня заберет, я проживу эту жизнь счастливо. Я изменюсь,я буду слушаться его во всем, я больше ни посмею закатить ни одной истерики. Я жду тебя,Любимый.
Но, если он меня оставит, то я оставлю эту жизнь.
И пусть Бог меня простит за это.
Это не конец моей истории.
Я жду продолжения. Я жду конца. Счастливого конца.

2448

Все мы знаем, что у детей от родителей разных национальностей очень яркая и красивая внешность, скажем так, с изюминкой. Продемонстрировать это решила в своем необычном фотопроекте под названием Красота смешанных кровей (The beauty of mixed blood) фотограф Наира Оганесян.

«Уже много лет я постоянно ловила себя на мысли, какие же невероятно интересные дети получаются у родителей разных национальностей. Чаще всего дети берут лучшее от каждой нации, и мне всегда было очень любопытно за этим наблюдать: какой разрез глаз, цвет волос и форму носа унаследует ребенок. И природа умеет каждый раз приятно удивлять.

Я долго носила эту мысль в голове, а потом в одну минуту просто взяла и написала объявление в одну родительскую группу, что ищу разнонациональных детей для проекта. Откликнулось, на мое удивление, более 200 родителей. Мне было очень сложно отбирать, ибо все дети по-своему очаровательны, поэтому я поставила себе определенные ограничения и старалась их соблюдать. Например, возрастные мне нужны были детки в возрасте 6-9 лет, хотя бы потому, что они могут сидеть на стуле ровно более 1 минуты. Или я старалась не брать детей с одинаковой смесью, хотя соблазн был велик и я даже один раз не удержалась.

Отдельное спасибо родителям, которые очень помогли осуществить мою идею, были организованы, ответственны и всячески поддерживали.»

Наира Оганисян.

2. Даниэль, 6.5 лет. Папа нигериец, мама русская

3. Лукьян, 5 лет. Папа украинец/русский, мама туркменка/татарка

4. Ксения, 9 лет. Папа немецкий еврей, мама русская/татарка

5. Вагиф, 9 лет. Папа азербайджанец/русский, мама армянка/русская

6. Тимур, 7 лет. Папа азербайджанец, мама русская

7. Ева, 5 лет. Папа кореец, мама русская/украинка/еврейка

8. Лукас, 5 лет. Папа бельгиец, мама русская

9. Сальма, 4,5 года. Папа узбек, мама армянка

10. Даниил, 7 лет. Папа татарин, мама грузинка

11. Анна, 8 лет. Папа армянин, мама русская

12. Леон, 5 лет. Точная национальность неизвестна

сайт - Широко распространено мнение о том, что метисы — люди, одаренные особой красотой. Это тот случай, когда природа может наградить человека азиатскими глазами, светлым цветом волос и, скажем, смуглым оттенком кожи. сайт подготовил авторский проект, где мы решили наглядно показать это удивительное явление.

Интересные сочетания в чертах лица мы нашли у 12 метисов, которые к тому же поделились с нами, каково же ощущать в себе несколько национальностей. Они рассказали историю своей семьи и о том, как их воспитывали, учитывая традиции нескольких народностей.

Шахида Ушурова. Папа — уйгур, мама — ингушка


Фотограф: Максим Ногай

Когда мой папа вернулся из армии, он начал работать в милиции, в отделе уголовного розыска. Как-то раз он курировал ЦУМ, где и увидел мою маму. Так они познакомились. Их родители не были против решения пожениться. Мой папа был слишком хорош, он не мог не понравиться маминой семье. Они видели, что отдают дочь в надежные руки.

У нас достаточно интернациональный род. Среди родственников есть узбеки, корейцы, русские.Наша семья в основном отмечает мусульманские праздники.В семье у нас полное равноправие и взаимоуважение к особенностям всех национальностей.

Как бы это банально ни звучало, но я придерживаюсь мнения: «Нет плохих наций, есть плохие люди». И считаю, что нужно обращать внимание на человеческие качества, нежели на национальность, цвет кожи или разрез глаз.

Артур Ильяев. Папа — азербайджанец, мама — русская



Мои родители познакомились, когда учились в университете. Семьи обеих сторон были не в восторге от решения моих родителей пожениться. Но раз любят друг друга, что поделать? Со временем все смирились с этим и постепенно начали дружить. Так как мои азербайджанские бабушка и дедушка жили в другом городе, я рос и воспитывался в основном по русским обычаям, но при этом каждое лето ездил навещать своих азербайджанских родственников.

Родители никогда не навязывали мне религиозные взгляды, хотя они у них разные: папа — мусульманин, мама — христианка. Я все-таки больше себя отношу к мусульманству, также как и мой родной брат. Но все равно в детстве всегда ждали пасху, когда моя мама готовила куличи и красила яйца. А русские родственники всегда ждали мусульманские праздники, чтобы поесть боорсоки и другие национальные блюда.
Я не отношу себя к определенной национальности, и по духу они мне обе подходят.

Алина Панчерская. Папа — русский/украинец/болгарин, мама — немка/украинка



Я - метис в квадрате, ведь мои родители тоже смешанных кровей. Так уж вышло, что в связи с такой неопределенной национальностью, ни в семье мамы, ни в семье отца не было никаких национально-этнических ценностей-особенностей. Жили себе обычной советской семьей. Единственное, кажется, мама рассказывала, что бабушка-немка невкусно готовила, ведь немцы испытывают странную тягу ко всему недосоленному и пресному, а бабушка-украинка, наоборот, баловала всевозможными галушками и смешно «гакала».

Религии в семье мамы никакой не придерживались, но праздновали католическое Рождество. Отец мой и вовсе не придерживался никаких национально-культурных ценностей, он едва помнит своего папу, моего деда, которого потерял еще в детстве. Зато у моего папы, а следовательно, и у меня в наследство от болгарского народа передался оливково-желтоватый цвет кожи. Мы с папой не жалуемся, правда, немного устали всем объяснять, что с печенью все в порядке, просто болгары мы, БОЛГАРЫ!

Конечно, немного грустно от того, что ты являешься этаким «винегретом», у которого нет крепких корней с какой-то определенной национальностью, и нет традиций. Но в то же время я вижу и плюсы - не относя ни к какой национальной группе себя и свою семью, ты и на других людей не вешаешь ярлыков. То есть понятие национальности для тебя стирается, ты скорее обращаешь внимание на личность человека. Вообще, считаю, что я кыргызка, да.

Анжелика Назука. Мама — русская, папа — эфиоп



Папа прилетел сюда учиться на летчика. С мамой они познакомились через мамину подругу. Моя бабушка отреагировала нормально на выбор своей дочери, а вот соседям было в диковинку это. Одна из главных традиций нашей семьи — мы отмечаем новый год 11 сентября и готовим эфиопские национальные блюда. Я, наверное, больше чувствую себя эфиопкой, но воспитание у меня больше восточное.

Сабина Дамаскина. Папа — армянин, мама — осетинка/молдаванка



У мамы смесь осетинской и молдованской кровей, а папа — армянин. Мои родители познакомились еще в детстве, они жили в одном многоквартирном доме. Вместе играли и целовались под горкой, а уже после окончания школы начали встречаться. Но бабушка с дедушкой часто переезжали, поэтому отношения у моих родителей были на расстоянии. Папа писал маме письма и присылал открытки. Когда мамины родители решили вернуться в город, мама сразу же сообщила папе об этом. Буквально в день приезда папа пришел просить руки моей мамы. Так как дома его знали с детства, против никто не был.

В нашей семье всегда очень веселые праздники и многоязычные родственники. Один из самых выгодных плюсов — это разнообразие блюд из разных национальных кухонь. Каких-то весомых различий в образе жизни родителей нет. И мама, и папа исповедуют христианство, традиции в принципе очень похожи. Однако есть традиция от евреев — вся наша большая семья собирается каждую субботу. Я всегда говорю «наш маленький шабат».

Наша основная традиция — это быть дружными и собираться всем вместе. В паспорте в графе национальность написано молдаванка, очень хотела порадовать дедушку. К какой-то то конкретной нации мне сложно себя отнести. Выбираю по ситуации, но дух патриотизма и любовь у меня к каждой из них.

Карим Батабаев. Папа — узбек, мама — русская



Я не знаю, как познакомились мои родители и как они решили пожениться. Их родители на решение создать семью отреагировали хорошо, потому что у нас в роду уже были смеси. У отца есть башкирская, кыргызская, уйгурская, узбекская и русская кровь. Праздники отмечали все — мусульманские, православные и плюс в соответствии с узбекскими и русскими национальными традициями. По паспорту я узбек, но не могу сказать что отношу себя к какой-то национальности больше, чем к другим. В первую очередь я — человек.

Адэль Жураева. Папа — узбек/немец, мама — казашка/русская


Мои родители познакомились в Оше, где они учились в университете. Папа ухаживал за мамой 5 лет. Уже потом вдвоем они переехали в Бишкек. Родственники приняли их решение, смиренно согласившись и позволяя моим родителям самим выбрать свою судьбу. Папа был мусульманином, однако он не настаивал на принятии мамой ислама. Когда мне было чуть больше года, родители развелись. Папа вернулся к родственникам в Ош. Мама осталась в Бишкеке.

Иногда такое смешение разных национальностей может привести к не совсем счастливому финалу, так как развод случился именно из-за разнопланового воспитания. Но я совсем не жалею о таком исходе. Я живу с мамой и бабушкой в теплой надежной семье. Даже не знаю, к какой национальности отнести себя. Иногда мне кажется, что во мне отражаются все четыре.

Так или иначе, быть метиской это словно стать одной из точек единения абсолютно разных национальностей, разных по духу людей, но в тот же момент олицетворить их схожесть по чувствам. И это здорово!

Сергей Хегай. Папа — кореец, мама — русская/грузинка/полька



История моей семьи сложна и в паре предложений, рассказывать о ней надо очень много и очень долго. Но одно могу сказать, я очень горжусь каждой национальностью, которая есть во мне, но не меньше горжусь тем, что я гражданин Кыргызстана.

Евгения Сартова. Папа — кыргыз, мама — русская



Мои родители учились в одном классе. Мама узнала, что папа кыргыз только тогда, когда они решили пожениться, ведь его зовут Дмитрий. Но в селе, где он родился его зовут Жумабеком.

У нас очень интернациональная семья. Прабабушка во время войны вышла замуж за кыргыза и уехала жить с ним в село. Она настояла на русских именах своих детей: своему сыну, моему дедушке, они дали имя Евгений, второе его имя Межин.

Видимо, из-за смешанных национальностей у нас никогда не было распрей в семье, все жили дружно и счастливо. Со стороны мамы есть евреи, украинцы.

Я очень горжусь, что в графе национальность у меня написано кыргыз. Люблю удивлять людей и рассказываться о том, сколько кровей во мне намешано.

Данияр Байжанов. Папа — кыргыз, мама — татарка/русская



Воспитывался я больше по кыргызским обычаям и традициям, и отношу себя больше к этой национальности. Но при этом ценю и уважаю русскую и татарскую культуры.

Мои родители познакомились на дне рождении их общего знакомого. Это была любовь с первого взгляда. Но папа, зная, что его семья не то чтобы против, но будет удивлена выбором русской невестки, не торопился развивать отношения. Однако влюбились они друг в друга уже по уши и уже не могли представить свои жизни друг без друга. По началу мой дедушка не был особо рад русской невестке, но позже моя мама стала самой любимой келин и аташки, и апашки.

У нас очень дружная семья. Это ведь здорово, праздников в нашей семье в два раза больше, мы отмечаем и Нооруз, и Пасху.

Алеся Цурикова. Папа — русский, мама — уйгурка



Где-то далеко в корнях у мамы есть татарская кровь, а у папы — мордвинская. Однажды моя мама вместе со своей возвращались домой на такси, а водитель спросил у моей бабушки, не нужен ли ей зять. Бабушка не стала на это реагировать, потому что он русский. Через несколько лет мама поздно возвращалась домой на такси и ей снова попался мой папа. Когда они подъехали к дому, папа спросил у мамы, нет ли у нее сестры, которую он довозил в прошлый раз. На что мама ответила, что это была она. Папа начал ухаживать за ней, приезжать домой, но мама на тот момент была уже в разводе, поэтому никого не принимала. Папа был настойчив.

Моя бабушка не хотела принимать русского зятя, но когда родились внуки, она уже не смогла устоять. Бабушки любят внуков. Так как папу не очень принимали родственники, мы жили отдельно, поэтому я больше воспитывалась по-русски. Многих своих уйгурских родственников я узнаю только сейчас, и могу сказать, что больше нахожу в себе уйгурских качеств.

Мои бабушка и дедушка были в разводе, и когда дедушка увидел меня первый раз, бабушка не сказала ему, что я наполовину русская. Ему мы сказали, что я уйгурка и зовут меня Асиям.

Когда я знакомлюсь с людьми, могу представиться как Алеся, а могу представиться как Асиям. Мне нравится что у меня две нации, я — человек, который не любит что-то односложное.

Эвелина Мухамедшина. Папа — татарин, мама — кореянка/русская/узбечка



Папа на одну наполовину крымский, а на другую — казанский татарин. Мои родители вместе учились в одном классе, но дружить начали только после окончания школы. Вот так с 18-летнего возраста они неразлучны. Во мне все нации в примерно одинаковых пропорциях, и не могу сказать, что я отношу себя к чему-то больше. В каждой национальности я нахожу что-то прелестное. Национальных праздников в нашей семье больше, чем где-либо, мы их все всегда отмечаем.

Посмотреть еще:

Почему дети от казаха и русской, не похожи на детей от корейца и русской? сравнение ВН

  1. Биологию в школе помнишь про наследственность? каждый случай - индивидуален
  2. ЭЭЭ... детка, метисы всегда получаются разными, в зависимости от того какая внешность у самих родителей и чьи гены дети больше унаследовали.
    У меня у родственников девочка родилась с казахской внешностью (копия отец) , хотя мать у не русская.
  3. меньше суши надо есть)))
  4. Потому что....
  5. За уши не притягивайте! Есть куча обратных примеров))))
  6. Генетика очень интересная наука. Бывает такое что у двух светлокожих родителей рождается тмнокожий. Это последствия пра-пра-пра какой-то бабушки или дедушки.
    в тому-же Джанабаева может быть похожа как на свою каку-то бабушку или ттю, так и на маму или папу.
    Виктор Цой похож на маму. У не тоже глаза были прищуренные. Немного корейские глаза от папы, впрочем как у его сводного брата Леонида. Его брат больше на их отца похож

    Зато сын Цоя, вообще не похож на него. Больше на жену и свою маму

  7. Казахи ТЮРКИ, корейы настоящие АЗИАТЫ (монголоиды)
  8. Потому что казахи в отличии от корейцев сами уже являются смесью монголоидной и европеоидной рас. Проще говоря у казахов азиатских генов меньше, чем у корейцев, и в случае смешанного брака с европейцем, европейские гены становятся доминирующими, и дети становятся больше похожи на европейцев, чем в случае с корейцами.
  9. Коре#769;йцы основное население Корейского полуострова.

    Самоназвание корейцев на корейском языке: чосон сарам (кор. #51312;#49440; #49324;#46988;) в Корейской Народно-Демократической Республике и хангук сарам (кор. #54620;#44397; #49324;#46988;) в Республике Корея. Кор сара#769;м (кор. #44256;#47140; #49324;#46988; (#39640;#40599;#20154;) народ Кор) советские и постсоветские корейцы, потомки корейцев, исконно проживавших или переселившихся в 60-х годах XIX века на российский Дальний Восток (в основном, в Приморье) .

    По антропологическому типу принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Говорят на корейском языке. Многие вопросы этногенеза корейцев неоднозначны. Очевидно, в их формировании принимали участие этнические группы различного происхождения, причм ведущая роль принадлежала группам, говорившим на протоалтайских языках

    А вот Казахи это
    Казахи народ Тюркского происхождения, казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племн эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Древними предками казахов являлись саки, Массагеты, гунны, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В III-II вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй (канглы) . В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.) .
    НЕ СОВСЕМ ОДНО И ТОЖЕ

  10. что то я помню мать вроде не родная была!! ! у Виктора, точно не знаю
  11. Ну вообще то дети от казаха и русской и дети от корейца и русской по идее должны рождаться похожими на казаха и корейца так как азиатский ген доминантный.
  12. Генная составляющая разная
  13. Корейцы, тайцы, японцы, индонезийцы и прочие юго-восточные народы - много смешивались с австралоидами (народы айну), которые проживали в древности в тех местах. Эти народы в большинстве своем не очень красивы (актеры сериалов - не показатель, т. к. они - все результат пластических операций).

    Среди казахов конечно тоже есть метисы, но они в основном проживают в южных регионах республики, т. к. южный жуз долго был в зоне влияния Хорезма, где происходило смешение с арабами, персами, сартами и прочими памирскими народами (южные европеоиды).

    А в целом казахи - это чистые монголы.
    И если у русской и корейца ИНОГДА рождаются дети, похожие на казахов, то не забывайте, что русские имеют большой процент казахских/монгольских/кипчакских/тюркских генов. И так как они плохо сочетаются с австралоидными генами корейцев, то доминантными становятся азиатские (казахские) гены.

  14. я согласна со многими здесь высказавшимися по данному вопросу... А так же заметила по своему чисто сугубо индивидуальному взгляду, не на что не претендующему, что дети метисы - от смешанного брака казах-русский, очень внешне получаются довольно таки светлокожие, светловолосые, но с азиатской изюминкой, типа красивых татар, но на казаха не похожи особо... А вот дети от корейцев и русских получаются = Красивые казахи... Повторяю, это не научая теория, я просто таких людей реально знаю. . и не мало....

КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

У казахов существовало и существует много интересных традиций воспитания ребенка (детей). Эти обычаи и традиции играли немаловажную роль в его дальнейшей жизни.До 5–6 лет и мальчики, и девочки воспитывались вместе. Все обряды, совершаемые над детьми в младенчестве, не несут половой специфики. Некоторые особенности обрядов младенческого цикла для мальчиков и девочек касаются не сути выполняемого ритуала, а его деталей. После празднования первых 40 дней жизни новорожденного, его старались пронести под стременем коня известного человека. Таковыми всегда считали батыров, акынов, сказителей, биев. Эта традиция воспитания ребенка назывался узенгиден откизу – проведение под стременем. Для этого обращались с соответствующей просьбой к уважаемому, почитаемому всеми человеку. Тот, сидя верхом на своем коне, освобождал свою правую ногу из стремени, после чего младенца, завернутого в пеленки, подносили к нему с правой стороны и проводили под петлицей его стремени. Обряд завершался торжественным произнесением бата – благословления, которое давал хозяин коня. Когда ребенок подрастал, ему частенько говорили, под чьим стременем он был проведен. Это помогало растить детей сознательными, быть ответственными и в будущем остерегаться от недостойных поступков.

Если рождение ребенка у казахов совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка дарили новорожденному. Такое животное называли басире и с этого момента его считали собственностью новорожденного. По поверью, будущее новорожденного ребенка было тесно связано с подаренным ему животным. Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли и не позволяли ездить на нем верхом или использовать, как тяговое животное. И главное – басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. За ним всегда ухаживали с такой же заботой, как за малышом. Считали, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот – главное богатство казахов. Уход за животным помогал ребенку научиться ценить другую жизнь, особенно, если она зависит от заботы ребенка. Соответственно таким образом повышается уровень ответственности и любовь к окружающим людям.

Казахи, являясь кочевниками, жизнь которых целиком зависела от умения ухаживать за домашним скотом, стремились с самого раннего возраста приучить детей к верховой езде. Умение держаться в седле было одним из главных условий выживания в степи. Поэтому у казахов существовало много обычаев, связанных с лошадью, одним из которых и является ашамайга мингизу – первое сажание в седло. Ашамай – это специальное детское седло безопасной конструкции, чтобы он не мог случайно свалиться с коня. Стременами ребенку служили мешочки, сшитые наподобие переметной сумки – хурджуна. В них засовывали ножки малыша. Первую ритуальную посадку на ашамай осуществлял аксакал аула с пожеланиями стать прекрасным наездником, прожить счастливую и долгую жизнь. после получения бата родители новоявленного наездника на радостях, что их ребенок впервые сел верхом на коня, устраивали праздник.

Только в годовалом возрасте первые половые различия детей фиксировались в прическе. Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, призван был служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар. Девочкам же отращивали тулым – две пряди в области висков, которые позже вплетались в косы. В прежние времена казахи не стригли волосы детям до исполнения 4-5 лет, а первой стрижке придавали особое значение. По этому случаю устраивали специальное празднество – шаш алу. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: "Жасын узак болсын!" – "Долгих лет жизни тебе!". После этого он передавал ребенка другому и каждый присутствующий проделав тоже самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.

Исследователи казахского быта XIX века отмечали, что казахи - заботливые и нежные родители, а казахские дети сильны, выносливы и проворны. Казахи редко наказывали детей как в младенчестве, так и в более позднем возрасте.

Уход за ребенком в первые годы его жизни целиком лежал на матери: она кормила его, ухаживала, следила за соблюдением элементарных гигиенических норм, шила ему одежду, перевозила во время перекочевок. К настоящему воспитанию ребенка приступали только по достижении им 5–6 летнего возраста. В этот период жизни детей половая сегрегация носила скорее стихийный характер. Она выражалась в постепенном приобщении детей младшего возраста к посильным для них домашним работам. Мальчики помогали мужчинам в уходе за скотом, девочки участвовали в таких женских работах, как приготовление пищи, стирка, уборка, обработка шерсти. Если в семье были и мальчики, и девочки, то уход за малолетними братьями и сестрами входил в обязанности девочек, они укладывали их спать, кормили, выводили на прогулки, играли с ними.

Большое значение в воспитании детей традиционно играло старшее поколение - бабушка и дедушка со стороны отца. Именно старики являлись хранителями традиций семьи, они старались передать их молодому поколению. Старшие женщины семьи (бабушка, пожилые родственницы, чаще - вдова умершего брата или дяди главы семьи), уже не принимавшие активного участия в хозяй ственных работах, отдавали все свое свободное время подрастающим детям. Если женщины играли ведущую роль при воспитании мальчиков только до 5–6-летнего возраста, то при воспитании девочек ведущая роль старших женщин сохранялась до момента вступления девушек в брак. Первенцы в семье считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети становились любимчиками бабушки и дедушки. Девочек баловали не меньше, чем мальчиков, а иногда и больше: нередко именно бабушка выступала инициатором освобождения девочки от тяжелых домашних работ, считая, что за свою будущую жизнь у свекрови девочка еще наработается и никто не знает, как сложатся ее отношения с родственниками мужа.

Особенность восприятия вышеописанных возрастных ступеней в народной традиции выражена следующей емкой пословицей:«До 5 лет почитай как собственного ребенка, с 5 лет до 15 эксплуатируй как раба, с 15 лет уважай как сверстника (обращайся как со сверстником)»

Обряд обрезания крайней плоти - это религиозная традиция. Этот обряд впервые появился в арабских странах, а за тем распространился по всем мусульманским народам.Сундет - той считается важным и радостным событием в жизни мальчика. По словам одного из имама столичной мечети, сундет один их главных религиозных обрядов в Казахстане и во всем мусульманском мире. Все родители придерживаются этой важной традиции. О том, что каждому мужчине – мусульманину должны сделать сундет говорится в священном Коране. По законам пророка Ибрагима, обрезание стало обязательным условием для мусульманина. Сундет присоединяет ребенка к мусульманскому миру. Сундет является доказательством того что мужчина стал мусульманином. Казахи, согласно мусульманскому вероисповеданию, своим сыновьям обязательно делали обряд обрезания и по этому поводу устраивали сундет той. Обрезание делалось, когда мальчики находились в нечетном возрасте – 3, 5 или 7 лет. Прежде чем приступить к этому обряду, мальчика одевали в лучшие одежды и сажали верхом на коня. Затем, на передник его седла или круп лошади, подвешивали хурджун с яствами, после чего кто-то из взрослых, взяв за узду коня, отправлялся посетить всех родственников. Мальчика везде встречали с радостью и угостившись из хурджуна, привязывали к его одежде и к гриве, шее, хвосту, а также снаряжению коня, куски материи и яркие ленточки. По возвращении мальчика укладывали на чистую постель, мулла делал ему обрезание. Родители по этому поводу устраивали большой праздник с конными скачками, козлодранием и другими играми. Родные, поздравляя мальчика. давали ему деньги, дарили различные ценные вещи или скот.

Перед обрезанием мальчику окончательно состригали айдар. После совершения обряда обрезания мальчик становился не просто членом религиозной общины, но и переходил в следующую возрастную группу.

Примерно в этом же возрасте (около 7–8 лет) девочкам переставали брить голову и начинали отращивать волосы, а тулым вплетали в косички. Момент первого заплетания кос девочке имел особое значение. По этому поводу устраивали небольшое угощение, а первый раз заплести волосы в косы просили добрую, многодетную женщину, славившуюся своим мастерством в ведении хозяйства и в домашних ремеслах.

Половая дифференциация детей усиливалась в возрасте 7–13 лет. Примерно с этого возраста начиналось раздельное воспитание девочек и мальчиков. С этого времени братья и сестры начинали спать в раздельных постелях. Девочки впервые надевали простенькие украшения - сережки и плоские браслеты, начинали носить девичий головной убор - круглую шапочку, часто украшенную перьями филина, - такия, телпек, кепеш - или теплую шапку с меховой опушкой - борик. В конце XIX века получило распространение девичье платье, украшенное оборками. Часто такие платья украшались вышивками, располагающимися на оборках или прикрывающими швы. Каждая девушка имела расшитые и украшенные позументом, монетами и вышивками камзол и безрукавку. До 12–13 лет распространенным обращением к девочкам было кызалак, что так и переводится - "девчонка".

Что еще почитать