Когда появились первые спортивные костюмы. Из истории моды: трансформации спортивного стиля. История создания спортивной формы

Мода XXI века постоянно предлагает нам новые направления, которые рождаются благодаря сочетанию вещей из разных стилевых групп, к такому направлению относится и спортивный стиль , ставший в последние годы одним из самых любимых и востребованных стилей повседневной одежды.

Новому направлению моды, прежде чем он стал неотъемлемой частью гардероба современного человека, пришлось проделать долгий путь.
Различные спортивные состязания, известные еще с древних времен, становились все более и более популярны во второй половине XIX века. Спорт входил в моду. Люди, приобщаясь к спорту, начинали понимать, что для занятий им необходима специальная одежда, которую, кстати, удобно было бы использовать и во время путешествий, и для прогулок в загородной местности, и для прочего, так называемого, активного отдыха.

Изобретение велосипеда в 19 веке, взбудоражило общество, началось массовое увлечение велосипедной ездой. Все более модными становились - пляжный отдых, купание, хождение на яхтах. Широкое распространение получили такие виды спорта, как теннис, конное поло, крикет и крокет, гольф, бадминтон, волейбол, стрельба из лука, лыжи, коньки и многое др. Удобная одежда требовалась не только тем, кто непосредственно принимал участие в спортивных соревнованиях, но и зрителям, которые тоже хотели чувствовать себя свободно и непринужденно. В 1920-е годы даже появился термин « зрелищные виды спорта» (spectator sport) .

Производители одежды стали задумываться о создании удобных, не сковывающих движение вещей, предназначенных для активного времяпровождения. Первоначально все спортивные новинки были адресованы мужчинам, но эмансипированных женщин, увлекающихся спортом и желающих проводить время за активным отдыхом, становилось все больше. Им также требовалась комфортная одежда, за которой было бы просто ухаживать, легко стирать, обходиться во время одевания без помощи горничной.
Одними из первых, кто начал бунтовать против неудобной одежды, были американские феминистки.
В 1849 году в американском журнале о водолечении (Water Cure Journal) стали появляться статьи для женщин, призывающие обратить внимание на несовершенство традиционной одежды, которую им предлагают носить. В журнале писали о том, что на отдыхе, во время поездок на воды, во время курортного лечения женщины должны чувствовать себя свободно и непринужденно, а, следовательно, им необходима соответствующая одежда. В журнале была размещена иллюстрация нового женского костюма, предназначенного для подобных случаев. Дамам предлагали носить новый костюм, без корсета, состоящий из легкой укороченной юбки и широких шаровар, пресса, обсуждающая дерзкую идею, стала называть такой костюм «турецким платьем», «американским платьем» или «реформенным платьем». К 1850-му году необычный наряд начали носить читательницы Water Cure Journal , выезжающие на отдых, постепенно к ним стали присоединяться и другие женщины, отправляющиеся на курорты. Новаторское курортное платье сделалось довольно популярным, и вскоре самые смелые дамы дерзнули расширить зону применения нового туалета.

В 1851 году в Новой Англии (области в северо-восточной части США, состоящей из 6 штатов) феминистка Элизабет Смит Миллер (Elizabeth Smith Miller) на прогулках начала носить бриджи, напоминающие восточные шаровары длиной чуть ниже колен. Эту идею подхватила адвокат и публицист Амелия Блумер (Amelia Bloomer), которая также стала носить подобную одежду и с энтузиазмом продвигать её в газете «Лили» (The Lily (newspaper)), которую она организовала для женщин в 1849 году. К отважным бунтаркам присоединились и другие феминистки, а широкие шаровароподобные брюки, благодаря Амелии Блумер, получили название блумеры (блумерсы)(bloomers) . Прогрессивные женщины, несмотря на негативную реакцию общества, отстаивали свои права на ношение удобной одежды, вслед за блумерсами дамы начали надевать под укороченное платье обычные мужские брюки. В 1866 году одна из первых американских женщин врачей Мэри Уокер (Dr. Mary Edwards Walker) зашла в один из магазинов Нью-Йорка в платье, из под которого виднелись брюки, вызвав своим видом гнев у покупательниц, облаченных в традиционные наряды. Из магазина, по просьбе оскорбленных дам, феминистку выдворила полиция, препроводив её в полицейский участок, где нарушительницу общепринятых правил предупредили, что за ношение мужской одежды в общественном месте женщинам положен штраф, а за повторное нарушение – арест. Через месяц после этого инцидента в Нью-Йорке Мэри Уокер была избрана президентом Ассоциации реформы костюма.

Американские феминистки, приехавшие в блумерсах на 5-й Международный Конгресс Мира (International Peace Congress), проходивший в 1851 году в Лондоне, вызвали большой интерес у прогрессивно настроенных английских женщин.
В 1880-е годы в Англии возникло движение получившее название «Викторианская реформа одежды» (Victorian dress reform), выступающее против ношения корсетов, обуви на каблуках с узким носком и прочих неудобных вещей.
Одним из направлений реформы одежды стало движение пропагандирующее, так называемый, «Эстетический костюм» (aesthetic dress) , основателями и пропагандистами этого направления были творческие люди – литераторы, художники, архитекторы, считающие, что в одежде должна доминировать простота линий.

В 1881 году в Лондоне было организовано «Общество рационального костюма» (rational dress movement). Президентом организации стала Леди Флоренс Харбертон (Lady Florence Harberton) , отстаивающая права женщин и считающая, что ношение удобной одежды должно стать нормой в цивилизованном обществе. Её поддержали единомышленницы - английская писательница, публицистка и художница Мэри Элиза Гавейс (Mary Eliza Haweis) , Констанс Уайльд (Constance Wilde) - жена писателя Оскара Уайльда (Oscar Wilde) , литератор Шарлотта Кармайкл (Charlotte Carmichael) и многие другие образованные и прогрессивные современницы.

Изобретенный в 19 веке велосипед вызвал настоящую социальную бурю, поколебав самые прочные жизненные устои и спровоцировав целую череду жарких дискуссий об одежде. В отличие от других видов спорта, которые женщины осваивали вслед за мужчинами, велоспорт был абсолютно новым занятием для представителей обоих полов. В 1890-е годы в мире началась настоящая веломания. Причем женщины осваивали это удивительное средство передвижения с таким же энтузиазмом, как и мужчины, правда путь их был более тернистым, многие дамы рискнувшие сесть на велосипед, подвергались насмешкам и порицанию, да и одежда, в которой они были вынуждены кататься, не располагала к комфортной езде. Платье нередко становилось причиной несчастных случаев. Тех же бунтарок, которые осмеливались надевать на себя брюки, жестоко критиковали, высмеивали, а порой и оскорбляли. Но дамы не сдавались, продолжая покорять и причудливые сооружения, передвигающиеся на одном огромном и одном маленьком колесах, получившие впоследствии в истории прозвище пенни-фартинг (penny-farthing) , и устойчивые трициклы, и, поначалу непослушные двухколесные велосипеды.


В 1892 году в Лондоне была создана Ассоциация леди велосипедисток (Lady Cyclists" Association ). Основательницей женского объединения была Лиллиас Кэмпбелл Дэвидсон (Lillias Campbell Davidson) . Леди Флоренс Харбертон, являвшаяся президентом Общества рационального костюма (Rational Dress Society), которое позднее было преобразовано в Лигу рационального костюма (Rational Dress League), предложила женщинам для езды на велосипеде надевать широкие свободные брюки, длиной чуть ниже колена, напоминающие восточные шаровары, те, что пропагандировали американские феминистки. Все дамы, являвшиеся членами ассоциации, выступали за право женщин носить адекватную одежду при езде на велосипеде.
Знаменитые бриджи леди Харбертон, по сути своей, представляющие юбку-брюки, впервые были представлены ещё в 1884 году на Международной выставке здоровья (International Health Exhibition). Эта модель вызвала особый интерес общественности, однако современницы не спешили отказываться в её пользу от своих традиционных нарядов. Многие женщины-спортсменки не желали надевать рациональный костюм, считая его безобразным и лишенным изящества. Сначала бриджи рекомендовали надевать под широкую юбку, затем феминистки стали пропагандировать костюм, состоящий из удлиненного жакета, низ которого напоминал укороченную юбку и широкие шаровары. Но, несмотря на все преимущества такого костюма, лишь небольшое количество женщин осмеливалось надеть на себя столь неоднозначную одежду.
Изменения в обществе привели к тому, что стали появляться первые производители, специализировавшиеся на производстве спортивной и досуговой одежды, одним из них был основатель британской фирмы Redfern & Sons (позже Redfern Ltd) Джон Редферн (John Redfern) , начавший разрабатывать «специальные модели» ещё в 1870-х годах. Наряду с традиционными моделями своего времени, преобладающими в модном доме Джона Редферна, в компании Redfern & Sons начали производить как спортивную одежду, так и вещи, предназначенные для неформального времяпровождения. Его мужская и женская одежда для яхтинга привлекла внимание аристократов. В конце 1870-х годов Редферн открыл модный дом в Лондоне, а в 1880-е – в Париже, Нью-Йорке и Эдинбурге. Марка Редферн считается одной из первых марок спортивной одежды высокого класса. Модели одежды, предназначенные для досуга и активного отдыха, созданные во второй половине 19 века, конечно, были бесконечно далеки от таких понятий, как «удобство» и «комфорт». Критерии моды были абсолютно иными, но, тем не менее, первые попытки создавать «особую одежду» для неформального времяпровождения и занятий спортом, выделить её из общего потока, маленькими шажками вели к большим переменам.
В конце XIX века мода на спорт начала активно проникать в Россию из стран Западной Европы, сосредотачиваясь в столице. За короткий период в Санкт-Петербурге образовалось более двухсот общественных спортивных организаций и стало известно более двадцати видов спорта. Санкт-Петербург, как столица крупнейшего европейского государства, являлся центром сосредоточения большинства новых направлений в Российской Империи.
В больших городах России появлялись частные гимнастические заведения, предназначенные для немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века, после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Первые университетские профессора медицины были активными сторонниками физических упражнений, подчеркивая их важность для лечения и профилактики болезней.
Один из владельцев гимнастического заведения, шведский терапевт Берглинд, внёсший существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России, многократно совершал попытки привлечь внимание общества к гимнастике, издавая популярные брошюры. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его медицинское заведение пользовалось широкой популярностью. Однако в большинстве своём, общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности.
Неоценимый вклад в российское физическое образование внес Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и прогрессивный общественный деятель, создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии и научной системы физического воспитания.

Несмотря на все предубеждения, мировые тенденции неизбежно приходили и в Российскую империю. Спортом все больше и больше увлекались как мужчины, так и женщины. В некоторых школах для девочек начали проводить занятия по физкультуре. Спортивная одежда в России использовалась сугубо по назначению и была преимущественно мужской. Женщины, вслед за мужчинами увлекались спортивными играми, катались на коньках, осваивали езду на велосипеде. Но отношение к одежде, особенно к женской, в стране было крайне консервативным даже по сравнению с Европой, которая, в свою очередь, в отличие от более свободной и терпимой Америки, была вынуждена пробиваться сквозь стену нетерпимости по отношению к дамам, стремящимся изменить закостеневшие правила.
Тем не менее, в газетах и журнала Российской империи можно было прочитать о новых тенденциях в спортивной экипировке, в том числе и в женской, увидеть примеры этих тенденций. Например, в журнале «Велосипед», за февраль 1894 года писали: «…преобладающий тип костюма изображён на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем, цветные чулки и лёгкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием, другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх - юбка или шаровары - теперь предсказать ещё трудно...».

В конце 19 века физкультура, известная человечеству еще с древних времён, становится не только частью досуга как мужского, так и женского, но и частью образования. Во многих странах детей, в том числе и девочек, начинают приобщать к спорту в учебных заведениях. У женщин появляется возможность посещать специальные школы, в которых преподаётся физическая культура.
Огромное влияние на современную лечебную физкультуру и мировое увлечение спортивными занятиями, начиная с конца 19 века, оказала шведская система гимнастики. Её основателем был Пер Линг (Pehr Henrik Ling), терапевт, учёный, преподаватель и автор целой системы лечебной гимнастики, создавший её еще в первой половине 19 века. Благодаря ему в Стокгольме был открыт Государственный гимнастический институт. Продолжателями идей Линга стали его сын Ялмар Линг (Hjalmar Ling) и ученик Ларс-Габриель Брантинг (Lars-Gabrie Branting). Линг, у которого не было медицинского образования, самостоятельно изучил анатомию и физиологию и, распределив по группам древнегреческие, древнескандинавские и древнекитайские упражнения, создал стройную систему, главной целью которой являлось оздоровление и физическое совершенство человека. Школы, пропагандирующие шведскую систему физического воспитания, стали появляться и в других странах.

В начале 20 века общество захлёстывает новое увлечение, которое в современном мире, назвали бы фитнесом. Но тогда такого понятия еще не существовало. Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем еще одного шведа Густав Цандер (Jonas Gustav Vilhelm Zander), его метод был основан на учении Линга. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Густав Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики, открыв в 1865 году в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики. Вслед за Цандером над различными приспособлениями механотерапии работали многие ученые. Идея механотерапии охватила в те годы весь мир.


В мировой истории были разные периоды и разное отношение к женским спортивным занятиям. То, что-то разрешалось, то вновь становилось запретным. В разных частях света устанавливались свои правила, нарушать которые было неслыханной дерзостью. Но, начиная со второй половины 19 века, века промышленных революций и стремительной индустриализации, в обществе наметились необратимые перемены, идеи и тенденции, зарождавшиеся в 19 веке, окончательно реализовались в следующем столетии.
20 век с его двумя Великими Мировыми войнами, сильно изменившими весь жизненный уклад, сделал доступным для женщин все то, что было запретным или спорным на протяжении многих веков, в том числе и участие в спортивных состязаниях, возможность выбора спортивного хобби, ношение удобной необременительной одежды, а также существенно раздвинул рамки дозволенного в мужской моде.

В начале 20 векакутюрье, имена которых связаны с понятием «высокая мода» стали создавать одежду для спорта и отдыха. Одним из яростных пропагандистов комфортной одежды для женщин была Коко Шанель (Chanel), начавшая создавать дамские костюмы из трикотажа, утверждающая, что женщина может носить брюки, удобную обувь, заимствовать модели мужского гардероба, купаться на пляже в открытом купальном костюме, загорать, активно отдыхать и заниматься спортом, что должно быть такое понятие, как курортная мода, с легкой и практичной одеждой. Такого же мнения придерживались и многие другие модельеры, начавшие создавать модели для любительских спортивных занятий, отдыха, путешествий, яхтинга. Одежду такого рода делала Жан Пату (Jean Patou), Соня Делоне(Sonia Delaunay ), Люсьен Лелонг (Lucien Lelong), Эльза Скиаперелли (Elsa Schiaparelli) и др.

Производители одежды, создавая модели, отражающие модные тенденции своего времени, не забывали и о новом мировом увлечении – спорте и активном отдыхе. Появлялись компании, создающие вещи из трикотажа и легких тканей, предназначенные для прогулок, для спортивных игр на воздухе, для зрителей, посещающих спортивные соревнования, процветала пляжная мода.

В 1921 году на Уимблдонском турнире легендарная французская теннисистка Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen) произвела фурор, выйдя на корт в легком теннисном платье без рукавов с плиссированной юбкой длиной немного ниже колен, автором новаторского спортивного костюма был французский модельер Жан Пату, являвшийся одним из пионеров спортивно-досуговой моды. В 1925 году Пату открыл специализированный магазин «Le Coins de sport» («Спортивный уголок»), где каждый зал посвящался разным видам спорта или досуга - рыбалке, теннису, гольфу, авиации, верховой езде и пр.
Сюзанн Ленглен стала не только законодателем новой спортивной моды, но и воодушевила своим примером многих женщин, отправив в прошлое длинные юбки и сковывающие движение корсеты. Блистательная француженка, являющаяся в 1920-е годы одной из самых популярных спортсменок в мире, и в жизни любила придерживаться стиля, в котором сочетались и шик и комфорт. Партнёрша Сюзанн Ленглен в женских парах, теннисистка Элизабет Райан (Elizabeth Ryan) говорила: «Все теннисистки должны встать на колени перед Сюзанн и благодарить её за избавление от тирании корсетов». Теннис оказал большое влияние на модную одежду для отдыха.

В 1920- 1930-е годы спортивные занятия, увлечение которыми стремительно развивалось с начала века, становились все более и более популярными. Укорачивающаяся длина женских юбок в 20-е годы, проникновение брюк в женский гардероб, длинные, сшитые по фигуре платья из тонких струящихся тканей 30-х годов, пляжный отдых, возможность участвовать в различных видах спорта – все это требовало стройности, красивых форм, поэтому женщины стремились в спортивные залы, занимались на тренажерах и совершенствовали своё тело.

Внесли свою лепту в историю моды и некоторые бывшие спортсмены, начавшие создавать удобную повседневную одежду, после завершения своей спортивной карьеры.
Одним из таких спортсменов был Рене Лакост (René Lacoste) чемпион Франции по теннису, создавший в 1933 году бренд Lacoste. Все началось с рубашки-поло, разработанной для теннисистов и гольфистов, а переросло в огромную компанию, создающую одежду и обувь для досуга.

В 1930-е годы в Париже в мире моды появляется новое имя - модельер Мадлен де Раух (Madeleine de Rauch) . Мадлен принадлежала к той категории молодых прогрессивно настроенных женщин, которые с энтузиазмом принимали новаторские идеи 20 века. Она увлекалась спортом – каталась на коньках, на велосипеде, занималась плаванием, играла в теннис. В 1916 году Мадлен вышла замуж за хоккеиста Альфреда де Рауха (Alfred de Rauch), ставшего в 1920 году капитаном сборной Франции по хоккею. Вместе со своими сёстрами Мадлен де Раух в 1928 году открыла свой первый дом мод под названием «Дом дружбы» (Maison de l"Amitié), в стенах которого, наряду с более традиционной одеждой, было создано немало моделей для комфортного досуга. В 1932 году открылся дом мод Madeleine de Rauch. В истории моды Мадлен де Раух признана одним из выдающихся дизайнеров спортивного стиля .
Еще одной звездой спортивной моды была француженка Вера Бореa (Vera Borea) графиня ди Реголи (Countess di Regoli ), открывшая свой модный дом в Париже в 1932 году. Вера долгое время занималась спортом, поэтому став модельером она решила создавать недорогую удобную одежду для спорта и досуга. Она использовала для своих моделей трикотаж, хлопок, лен, твид, фланель, её модели сочетали в себе комфорт и элегантность.

В 1940-е годы Энн Тейлор Бонфи (Ann Taylor Bonfoey) , член олимпийской сборной США по горным лыжам, авиатор, работавшая во время II Мировой войны инструктором ВМС США, решила заняться дизайном лыжных костюмов. Её подруга Диана Вриланд (Diana Vreeland ), являвшаяся в те годы редактором журнал Harper `s Bazaar, пришла в восторг от идей бывшей спортсменки. Энн Тейлор Бонфи, став не только модельером, но и фотомоделью, продемонстрировала миру, что спортивная одежда может быть модной, шикарной и даже гламурной. В 1967 году она вошла в список журнала Harper `s Bazaar «100 величайших красавиц мира» (100 Great Beauties of the World) . Энн Тейлор Бонфи стала одной из тех, кого в мире моды принято называть «иконой стиля».
В 1952 году английский теннисист Фред Перрри (Fred Perry), совместно с австрийским теннисистом Тибби Вегнером (Tibby Wegner), создали знаменитую по сей день марку одежды Fred Perry. Сначала под брендом Fred Perry выпускались мужские теннисные рубашки - поло. Затем компания начала расширяться. С годами марка набрала популярность. В её ассортименте появились куртки-харрингтоны (harrington jacket), кеды, платья в теннисном стиле, разнообразная одежда из трикотажа и пр.
В 1950-е годы англичанин Тед Тинлинг (Ted Tinling), также бывший теннисист, начал создавать дизайнерские костюмы для теннисисток, соединяя спорт и шик, вызвав крайне неоднозначную реакцию в консервативном мире тенниса.
Говоря современным языком, стиль, который создавали бывшие спортсмены, ставшие дизайнерами спортивной моды, можно охарактеризовать как спорт-шик. Как такового, понятия спорт – шик не было, а идеи витали в воздухе и реализовывались новаторами своего времени.

В США в 1930-е годы одним из самых значимых создателей досугового и спортивного стиля в одежде становится дизайнер Клер Поттер (Clare Potter), её элегантная, но при этом очень простая и комфортная одежда, выпускавшаяся под маркой Clarepotter, пользовалась огромной популярностью.
Еще одной звездой американской демократичной моды в 1930-е годы стала модельер Клер МакКарделл (Claire McCardell), создающая повседневные модели одежды, в том числе и в спортивном стиле , для массового производства. Впоследствии Клер МакКарделл назовут величайшим дизайнером Америки в области повседневной и досуговой моды.

Американские дизайнеры и производители одежды первой половины 20 века, работающие в нише повседневной одежды, внесли огромный вклад в развитие спортивного стиля , они разрабатывали демократичные функциональные и комфортные модели для каждого дня, адаптируя для обычной жизни вещи, считавшиеся ещё недавно сугубо спортивными, соединяя спорт и моду. Одежда для досуга и активного отдыха 1930-х – 1960-х годов является предвестником современного направления спорт-шик.

Голливуд, демонстрирующий миру в первой половине 20 века нереально роскошный стиль гламур , не обходил стороной и спортивную тему, на киноэкранах и страницах популярных изданий то и дело появлялись звезды в элегантно-спортивной одежде.

В 1940-е годы в Италии появляется компания Goldworm, возглавляемая американским спортивным дизайнером Робертом Голдвормом (Robert Goldworm), продолжающим дело, начатое его отцом Сэмюэлем Голдвормом (Samuel Goldworm) еще в 1927 году. Обосновавшись с 1947 года в Милане, Роберт Голдворм начал выпускать одежду из трикотажа, сочетающую в себе американскую практичность и итальянский шик.
В 1947 году Оттавио Миссони (Ottavio Missoni ), бывший до Второй Мировой войны известным спортсменом легкоатлетом, совместно со своим другом, также известным спортсменом Джорджио Обервегером (Giorgio Oberweger ) создает в городе Триесте предприятие по производству трикотажа. Оттавио возобновил свои занятия спортом и параллельно начал вести бизнес. Первоначально два друга спортсмена стали делать одежду для легкоатлетов. Уже через год линия костюмов «Venjulia» становится официальной формой итальянских легкоатлетов на Олимпийских играх в Лондоне.
На лондонской Олимпиаде в 1948 году Оттавио встретил свою будущую жену Розиту Джелмини (Rosita Jelmini ), семья которой в Ломбардии владела заводом по производству платков и шарфов. Приехав на родину Розиты, чета Миссони создала небольшую трикотажную мастерскую. А в 1958 году компания Missoni представили в Милане свою первую коллекцию «Milano-Simpathy», став еще одной компанией пропагандирующей удобную одежду из трикотажа, доказывающей модному сообществу, что трикотажные модели достойны высокой моды.

С 1920-х по 1940-е годы спортивно-досуговый стиль находил все больше и больше поклонников во всем мире. Этому способствовало развитие мирового спортивного движения - олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, всевозможные чемпионаты, проводимые внутри стран, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, развитие спортивной журналистики, расширение производства разнообразной неформальной одежды, пробуждали у людей интерес к здоровому образу жизни.
Распространению досуговой и спортивной одежды способствовали универмаги, которых становилось все больше и больше. Про одежду для спорта и отдыха писали журналы мод, спортивный стиль маячил на киноэкранах.

Трикотаж, еще совсем недавно считающийся неблагородной тканью, предназначенной для простых малоимущих людей и для профессиональной одежды моряков, водолазов, портовых рабочих и т.д., стал незаменимым в обществе людей, стремящихся к комфорту. Тёплые толстые свитеры и маленькие элегантные свитерки, джемперы, кардиганы из вязаного трикотажа, мягкие и удобные костюмы джерси стали неотъемлемой составляющей моды 20 века.
Дизайнеры, виртуозно работающие с трикотажем, вывели его на подиумы, одежда из трикотажа вошла в мир большой моды, она больше не воспринималась, как нечто второсортное.

В 1950 и 1960-е годы спортивно-досуговая тематика в моде немного отошла на второй план. Люди были увлечены другими модными играми, но новые тенденции, зародившиеся в начале 20 века, уже не могли бесследно исчезнуть, поэтому модельеры, создающие облик этих десятилетий, демонстрировали своё дизайнерское видение спортивного стиля.
Спортивный стиль остался вечной темой, получившей дальнейшее развитие в последующие десятилетия.

Доклад

Тема: История создания спортивной формы


Введение

Народная мудрость гласит: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда»! Действительно, именно одежда, обувь, позволяют нам комфортно чувствовать себя в жару и холод, в солнечный и дождливый день. Благодаря рациональной экипировке, соответствующей гигиеническим требованиям, человек может жить и плодотворно трудиться и в тропической зоне, и в суровых краях Заполярья.

История одежды и обуви уходит корнями в эпоху древнейших цивилизаций. Так, во времена египетских фараонов для физических упражнений, игр и развлечений предпочтение отдавалось удобному платью без излишеств в отделке, не стесняющему движений. Обувь мужчин и женщин той поры похожа на нынешние сандалии. Изготовленная из кожи животных или древесной коры, она закреплялась на ноге шнурами и позволяла свободно ходить, без труда бегать и прыгать, выполнять различные упражнения с предметами.

Спортивный костюм, появившийся в XIX веке, пережил молниеносное развитие в течение XX века. Для городской одежды должны были пройти долгие века, прежде чем мужчины перестали носить платья, а женщины освоили брюки, в то время как в секторе спортивной одежды изобретательность и обновление форм и материалов постоянно росли в течение последних 150 лет. Этот тип одежды стал предметом глубоких исследований, опорой мирового маркетинга, символом нового стиля жизни и конечном итоге двигателем для обновления городской моды, весьма избитой временем.

До этого момента одежда для спорта оставалась слабо определенной; спорт рассматривался как вид развлечений, игра, для которой не предусмотрено никакой специальной экипировки. Никакая специфическая одежда не была предписана, каждый импровизировал по собственному вкусу, приспосабливая повседневные вещи. Игроки в прото-футбол и лаун-теннис снимали куртки и играли в рубашках с закатанными рукавами.

Цель данной работы: охарактеризовать закономерности развития спортивной формы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 9 страниц.


История создания спортивной формы

История создания спортивной одежды идет по всей жизни человека. С давних времён человек боролся за выживание, и участвуя в войнах, в гладиаторских состязаниях, в охоте, он вынужден был быть ловким и сильным. С тех пор уже была потребность в удобной одежде для проявления силы и ловкости. Наши предки очень хорошо знали, какие участки тела надо предохранять от удара врага, поэтому они изготовляли специальные пояса, накидки из шкур животных. Первобытные люди создавали сами себе обувь, ясно что это мало походит на современную в своём совершенстве - обувь и всё таки это было начало развития одежды.

Спортивная одежда развивалась постепенно но постоянно, год за годом она совершенствовалась, менялись ткани, технологии, дизайн. Многие создатели спортивной одежды зарегистрировали свои фирменные знаки, тем самым открывая себе широкую дорогу в спортивные просторы - фирмы мирового значения REEBOK ADIDAS PUMA NIKE. Всеобще признанные достижения этих и других фирм удовлетворяют потребности как звёзд мирового спорта, так и простых людей всей планеты.

На Руси участвуя в поединках, тоже одевали широкие шаровары и затягивались поясами. С развитием человека и общества, с появлением новых горизонтов цивилизации видоизменился и спорт. В конце 19 века уже стали появляться первые виды специальной обуви для бега, это была первая обувь с шипами, из одежды носили трусы - шорты, майки и футболки.

В России спорт и физкультура широко зашагали после событий 17 года. В то тяжёлое время для страны спортивная одежда была предельно проста. Майки, тенниски, кеды, шорты-трусы шили из простых, но прочных тканей. Физкультура, как предмет был введён в школьную программу. Спортом занимались все, создавались спортивные секции, развивались новые виды спорта, соответственно и менялась одежда для занятий спортом.

Родиной современной спортивной одежды принято считать Великобританию. Первые попытки создания специальной экипировки связаны с наиболее старинными развлечениями, такими как верховая езда и охота. Редингот (от английского riding-coat) будет популярен с начала XVIII века в качестве защиты от ненастья во время долгих верховых прогулок. Эта вещь пройдет путь становления, сходный с историей многочисленных вещей для спорта, изобретенных с начала XIX века: она будет «похищена» горожанами, войдет в повседневный гардероб, став практически униформой буржуа XIX века.

В Англии тенденция объединяться в клубы по интересам, чаще всего это - охота или крикет, способствовала появлению спортивной униформы – блейзерах, каскетки, щитки, шарфы или галстуки. В XIX веке рост индустриализации и появление заводов в городских предместьях притягивает сельское население, бывшие крестьяне становятся рабочими. Футбол - вид развлечений деревенских жителей становится городским видом спорта. В школах и университетах учителя настоятельно рекомендуют спортивные занятия для гармоничного развития молодежи. Каждое учебное заведение заводит свою форму, чтобы отличаться от противников во время спортивных встреч.

Если спортсмены объединяются в клубы, федерации и ассоциации, наипервейшей и главной задачей костюма является подчеркивание социальной принадлежности для соблюдения светских приличий. Что касается комфорта и функциональности – до этого еще предстояло додуматься!

В избранных видах спорта, предназначенных для представителей аристократии, элегантность вещей является главным качеством, в ущерб удобству и практичности.

Женский костюм оставался наиболее мощным бастионом традиции. Первые ощутимые попытки для взятия этой крепости были предприняты американкой Amelia Bloomer в 1851году. Знаменитые пышные короткие штаны, в которые облачились всадницы в начале XIX века, шокировали прогуливающихся в Булонском лесу господ.

Новый подъем олимпийского движения подстрекает промышленников изобретать новые варианты экипировки, способные увеличить физические возможности чемпионов. Трансформацию спортивной одежды порождает также развитие отдельных видов спорта: так костюм для игры в хоккей в начале века включал зауженные штаны наподобие тех, что носили конькобежцы. В начале 20 годов хоккей становится жестче, и к одежде добавляются щитки для защиты рук и голеней, а в 50-х годах – панцирь и шлем с решеткой.

Несмотря на некоторый прогресс (появление в гардеробе коротких шорт) спортивная экипировка, которую мы можем разглядеть на старинных фотографиях, требовала серьезного усовершенствования, за исключением отдельных видов спорта – например марафона, где использовались, как и в наши дни, шорты и майки без рукавов.

20-30 годы XX столетия стали поворотным моментом в истории спортивной одежды. Отныне физическая активность рассматривается как идеал развития для человеческих существ. Женская красота не основывается больше на хитростях туалета – корсажи, длинные объемные платья, скрывающие фигуру. Модного силуэта теперь можно добиться только путем серьезной работы по совершенствованию собственного тела, основанной на гимнастике и диете.

Для отдельных видов, предназначенных для элиты (теннис, лыжи) знаменитые кутюрье создают эксклюзивные вещи. В 20-х годах многочисленные парижские дома моды открывают отделы спортивной одежды – Jean Lanvin, Jean Patou, Elsa Schiaparelli и другие. Знаменитая чемпионка Suzanne Lenglen шокирует публику на Уимблдонском турнире в1919 году своим маленьким белым платьем с короткими рукавами от Jean Patou, но мода на этот фасон будет подхвачена позже всеми теннисистками.

Некоторые спортивные дисциплины, практикуемые в особых условиях, например лыжи, будут способствовать появлению новых, специализированных вещей. В 30-х годах лыжницы заменят длинные юбки на спортивные штаны, называемые норвежскими – с широкими штанинами, стянутыми у лодыжек трикотажными лентами.

Переход от простого купания к серьезным занятиям плаванием будет сопровождаться адаптацией облегающего купальника из джерси, прежде известного как цирковой костюм (впервые такие модели наденут пловчихи на Олимпийских играх в Стокгольме в 1912году).

История американской одежды получит новую тенденцию – смешение со спортивной, воплощая идеал морали и демократии американского общества. Первые « College Shop » в 30-х годах, будут диктовать моду для школьников и вдохновлять развитие спортивной одежды в сторону свободного, «случайного» стиля.

Имя олимпийского чемпиона Emile Allais ассоциируется сразу с двумя изобретениями: новые лыжи Rossignol с антиналипающим эффектом и зауженные брюки, которые он носит с 30-х годов. Эта модель будет выполнена сначала из трикотина в 1935году, позже – из эластика в 1938, а с 1952года - из эластичной шерстяной ткани с добавлением нейлона. В 1956 году лыжник Toni Seiler усовершенствует брюки еще более их заузив, дабы сократить сопротивление воздуха. Новый вид спортивных лыжных брюк носят с куртками – анораками северного происхождения.

В конце 60-х годов в Америке произвел фурор новый вид спорта – бег трусцой. Практикуемый в центре города он способствовал привыканию городского глаза к виду жителей, одетых в спортивные костюмы и кроссовки. Старомодная верхняя одежда больше не в почете, теперь принято появляться на улице в толстовках и потных тренировочных штанах американских фирм.

Nike – молодая спортивная фирма из Орегона, созданная двумя бывшими спортсменами, быстро поднимется на волне увлечения бегом и сбросит с трона бывшего лидера по производству спортивной обуви – Adidas.

Второе место на мировом рынке лидеров спортивной экипировки занимает Reebok , признанный чемпион по производству моделей для новых видов спорта и активного отдыха, таких как аэробика, спортивные танцы и фитнесс; знаменитые женские кроссовки «Freestyle» принесли Reebok огромную славу и сделали главным «обувщиком» спортивных женских ножек.

Быть здоровым — модно. И не смотря на то, что в наши дни это высказывание звучит как абсолютное клише, нельзя отрицать действительность: хочешь быть «в тренде» ходи в спортзал и умей сочетать одежду спортивного кроя с базовыми вещами в повседневной жизни. Этому учит стиль спортивный шик, который является одним из самых популярных стилей в одежде во всех столицах мира. Само понятие означает умелую комбинацию спортивных вещей с вещами класса «шик», например, надеть поверх вечернего платья бомбер.

А началось все с развитием мировой любви к спорту. Неоценимый вклад здесь . Именно ей мы обязаны такому распространению футбола и . Французы возродили моду на олимпийские игры, впервые уравняли положение женщин и мужчин на поле, преобразили неудобную теннисную женскую одежду, заменив корсеты майками и длинные юбки короткими. И, конечно же, во Франции появилась мода на спортивную одежду в повседневной жизни. Понятия о допустимой для женщин активности изменились, спортивные платья, сшитые на мужской манер, стали неформальной повседневной одеждой и униформой для работающих женщин.

Подобные изменения пришлись на начало 20 века, затем началась война, которая изменила последующий стиль одежды на более простой и функциональный, так еще мелькавшие корсеты и пышные юбки окончательно ушли в небытие. Женщины постепенно начали осваивать «мужское пространство» и настала пора эмансипации.

Десятилетие за десятилетием менялись иконы стиля, пока в 1980 преуспевающая голливудская дива - Джейн Фонда, не стала звездой аэробики, привив всему миру любовь к постоянным физическим нагрузкам и , которые в наши дни считаются каноническими. Здоровое тело и спортивная одежда пришли на смену и кокаиновому гранжу. В 80-х на советском телевидении запустили передачи об аэробике, в которых главной звездой была Джейн. В своих передачах и интервью она отмечала важность здорового образа жизни, пользе физических упражнений и правильного питания. Джейн выполняла сложные аэробные упражнения с такой легкостью, что не восхищаться ею было невозможно! Но самое главное: ей было на тот момент около 50 лет. Хотя тут нечему удивляться, сейчас, в свои 75 лет, она создала новый комплекс упражнений для тех «кому за 50» для борьбы с артритом. Олимпийский слоган «Быстрее! Выше! Сильнее!» идеально характеризует эту женщину, вернувшую спорт на законный пьедестал.

На тот момент СССР находился в состоянии дефицита и перестройки во всех смыслах этого слова: государственной, культурной и модной. Затем нас застигли врасплох 1990-е, они сочетали в себе ностальгию по прошлому и мечты . Наконец в одежде исчезла подчеркнутая идейность и во главе угла стало чувство собственного стиля, с оглядкой на новую моду. Современные модницы не выходили из дома без броского макияжа, блестящих деталей и общей откровенности в одежде, которая порой граничила с вульгарностью.

Затем буря в стакане прошла, люди успокоились и привыкли к разнообразию в одежде, у многих появилась возможность покупать дорогие и стильные вещи, мало чем напоминающие пресловутые спортивные костюмы. И тут в моду снова вошел здоровый образ жизни, бесконечные нагрузки и спортивные вещи, залетевшие в повседневный гардероб. Еще с прошлого года на показах можно было увидеть намеки на спорт-шик, бравший начало у костюмов пловцов и . Зимой дизайнеры вдохновлялись сноубордистами и лыжниками, а сейчас нам предлагают носить спортивные платья с вечерними украшениями или вечерние платья с кроссовками и кепкой.

Сначала эта мода слегка настораживает, но потом понимаешь, что это не просто удобно и интересно, но отчасти и забавно, и тем более так близко русскому человеку и молодому поколению. Основная линия этого стиля - комбинация, казалось бы, несочетаемых вещей. Например, кто бы раньше мог подумать сочетать спортивные штаны и вечерние туфли, помимо модниц с соседнего двора в известной спортивной марке?

Одеваясь подобным образом, вам следует помнить только о двух правилах: лаконичность и стилизация. Все должно быть максимально просто, но одежду, предназначенную конкретно для занятий в спортзале, одевать все же не стоит. В остальном - воля для фантазии. Мода позволяет.

Заглядывая в будущее, хотелось бы сказать, что спортивный шик не оставит нас и в осенне-зимнем периоде. В новом сезоне спорт, шик и ретро обретут единую гармонию. Спорт и классика соединились в куртках, штанах и юбках.

Вместо буйства красок мы увидим оттенки спокойной природы: бордовый, зеленый, бежевый. Стремление к однотонности также проявится в отсутствии орнаментов.

Если для Вас быть активным и жизнерадостным в норме вещей - Вы уже в тренде, осталось пополнить свой гардероб парой нарядов спортивного кроя и бежать к модным вершинам.

Одежда должна быть модной и удобной, красивой и в то же время отражать индивидуальный «почерк». Всем этим критериям идеально соответствует современный спортивный стиль одежды, который любит как молодежь, так и люди постарше. Рассмотрим подробнее, чем характеризуется спортивное одеяние в наши дни.

Историческая справка

Если разобраться в том, откуда в моде появились те или иные спортивные вещи, стоит слегка «окунуться» в историю. Великое множество предметов одежды пришли в нашу жизнь из спорта. Так, одним вещам положили начало униформа и обувь для гольфа, другим - теннисный костюм и пр.

Происхождение

Появлению в моде спортивных костюмов из материала джерси мы обязаны аристократическому гольфу. Эти костюмы белого цвета современные дизайнеры разбавляют контрастными лампасами, например, красного или синего оттенка, либо вставками. Но качественная материя и сдержанный фасон выдают прошлое «аристократов». Не менее открытым намеком на выход из спорта являются слипоны. Эта закрытая обувь без шнурков изначально была придумана для серфингистов, поскольку в ней максимально удобно двигаться. А в повседневную моду они прочно вошли в начале 90-х лет прошлого столетия.

Из игры в поло в моду попала одноименная футболка с узнаваемой застежкой. Изготавливается она преимущественно из натурального материала - хлопка. Раньше такие футболки надевали игроки в поло, а позднее эта вещь приглянулась и теннисистам. Что касается костюма для тенниса, то шорты для мужчин и коротенькая юбка для женщин стали любимейшей одеждой в жаркий сезон.

Что пришло в моду из американского футбола? Конечно же, это бомберы с различными нашивками, логотипами команд, сообществ и групп. Мужской спортивный стиль одежды не отстает от женского в плане разнообразия, поэтому костюмы «бомбер плюс штаны» - это новый модный виток. В женскую моду этот вид спорта привнес яркие топы, комбинезоны и платья - одежду девушек из группы поддержки.

Особенности

Современный спортивный стиль одежды не является олицетворением формы для занятий физической культурой и Это куда более широкое понятие. На сегодняшний день большинство одеяний, которые носят каждый день, выполнены в спортивном стиле.

Одежда обязательно должна быть удобна, и лучше, если она изготовлена из натуральных материалов. Но встречаются и такие материи, как плащевка, замша, шотландка, твид, флис, велюр, стрейч-ткани, трикотаж, а также непромокаемые и прорезиненные.

Еще одной особенностью спортивного стиля считается его универсальность. В таком наряде проводят много времени, отправляясь на прогулку, в кафе с друзьями, кинотеатр, боулинг.

Само собой, вещи со спортивной «ноткой» наиболее удобны, если человек любит пробежку по утрам, велопрогулку, командные игры и т. д. Фото спортивного стиля одежды в журналах и на сайтах модных домов практически призывают к активному образу жизни. Преобладает прямой крой, трапециевидный или прилегающий. То есть фасон выполнен таким образом, что одежда не сковывает движения на протяжении целого дня.

Разнообразие - тоже характерная черта спортивного направления, поскольку существует несколько видов спортивного стиля, что позволяет любому найти идеальный для себя вариант.

Подвиды спортивного стиля

Если ранее между модными направлениями были четкие границы, то сейчас они стерлись. Стили видоизменяются и приобретают новые черты. Так, спортивный стиль одежды в комбинации с повседневным трансформируется в кэжуал, а затем уже в разные его версии. Представители индустрии моды предлагают выделить следующие разновидности спортивного направления:

  • спортивный шик или sport casual;
  • джинсовый стиль;
  • эффектный жокейский стиль;
  • строгий милитари;
  • необычный сафари;
  • спортивный гламур;
  • уличный стиль;
  • городской стиль.

Sport Casual

Модельеры, вдохновившись видом атлетов, постепенно создали спортивный стиль одежды под названием «спорт кэжуал». Сюда относятся брюки-джоггеры с резинками, толстовки, свитшоты, шорты и др. Сегодня все это является обязательными атрибутами гардероба современных активных молодых людей. Спортивные вещи обожают не только обыватели, но и звезды шоу-бизнеса, которые любят поучаствовать в массовых забегах и марафонах.

Спортивный стиль одежды для девушек предполагает максимум удобства и комфорта. К примеру, удобные лосины и легинсы из неопрена пришли к нам из велоспорта. Сейчас они могут быть с геометрическим рисунком, цветочным принтом, абстракцией и пр. Для велосипедисток обтягивающие лосины служили хорошую службу, так как ничего не мешало быстрой езде и участию в соревнованиях. тоже любят, чтобы одежда не стесняла движений. Отсюда берет свое начало и сумка-бананка на поясе, удобная при велопрогулке. Последнее время ее полюбили дизайнеры и придумали модели из меха, с использованием пайеток, кружева, сетки, пластика.

Джинсовый стиль

К спортивному направлению относится городской предполагающий совмещать спортивную одежду с шортами, куртками, юбками, сарафанами из денима. Любители джинсовой ткани могут как создавать "моногамный" образ, так и сочетать джинсовую вещь с трикотажем, вязаными изделиями. Из обуви предпочтение отдается удобной и практичной.

Стиль жокей

Это интересный женский спортивный стиль одежды, который отличается сдержанной цветовой гаммой. Преобладают неяркие светло-коричневые тона, серые, бежевые. Жокейский стиль включает облегающие брюки, галифе или бриджи, высокую обувь без каблуков (сапоги), сорочку и приталенный жакет. Последний элемент может быть из натуральной кожи или твида. Для придания образу женственности добавляют тонкий пояс поверх жилета.

Милитари

Несмотря на то что стиль милитари является самостоятельным направлением в моде, однако некоторые эксперты моды считают, что это спортивный стиль одежды для женщин. Хотя многие мужчины тоже порой любят надеть что-то в цвете хаки. Женский вариант гардероба в таком стиле содержит футболку, парку, брюки-карго и брутальную обувь на плоской подошве. Также отличительными нюансами милитари служат воротничок-стойка, строгие формы, ботинки на шнуровке. Используются цвета травы и земли в разных вариациях. Для данного стиля особенно характерно отсутствие гламурных штучек, таких как рюши, романтичные оборочки, стразы, камни, пайетки и пр.

Стиль сафари

Это своеобразный спортивный стиль одежды для мужчин и женщин, так как дизайнеры создают одежду категории сафари для всех. В основном это одеяние свободного кроя, иногда присутствуют накладные карманы, крупные пуговицы. Парням предлагают брюки и шорты с отворотами натуральных оттенков, например, песочного или болотного. Девушкам - блузки и рубашки простого кроя. Что касается материала, то часто используют искусственную или натуральную замшу, бахрому для декора.

Спортивный гламур

Этот вариант спортивного направления все-таки поддался влиянию праздничного блеска и впустил в свои ряды подобные элементы. Здесь мы можем наблюдать свитшоты с декором из кружева, кроссовки с блестящими вставками, бомберы из фатина. Для создания гламурных спортивных костюмов используют велюр или бархат. Необычно смотрятся рюкзаки из меха. Такой спортивный стиль одежды для девушек подходит больше, чем для взрослых дам по причине своей эксцентричности.

Спортивная обувь

Самое главное условие для спортивной обуви - это удобство перемещения. Среди самых популярных моделей стоит выделить следующие:

  • кеды,
  • кроссовки,
  • слипоны,
  • мокасины,
  • угги,
  • ботинки на плоской платформе,
  • луноходы.

Вся эта обувь исключительно на плоской подошве (либо на ортопедической), чтобы обеспечить комфортную ходьбу, бег, занятия активными видами спорта. Современная обувь представлена огромным количеством вариантов в разнообразных моделях и цветах, чтобы каждый мог удовлетворить свои запросы.

Различия по возрастам

Не секрет, что яркие и кричащие оттенки всех элементов гардероба «прописаны» девушкам и парням. В то же время спортивный стиль одежды для женщин (40 лет и выше) подразумевает более сдержанные цвета и фасоны. Это не означает, что люди в солидном возрасте должны одеваться скучно и мрачно. Можно поэкспериментировать и скомбинировать яркий цвет и нейтральный оттенок, чтобы в итоге образ получился гармоничным. Тем более, что спортивные вещи сами по себе уже привлекают внимание своей динамичностью. Что советуют стилисты для мужчин и женщин постарше? Не запрещается носить свитшоты, брюки спортивного кроя, дамам - юбки, футболки, прямые платья, удобную спортивную обувь. Все это смело можно сочетать с вещами из джинсовой ткани.

Что касается стилевой направленности, то здесь вариации «спортивного шика» больше по душе студенческой молодежи, ведущей очень активный образ жизни. Людям в зрелом возрасте рекомендуют обратить внимание на спортивно-классический стиль одежды. Что это такое? Это умелое сочетание вещей удобного кроя и классических элементов. Например, возможна комбинация «футболка плюс жакет».

Куда надевать?

В спортивном стиле можно выглядеть уместно почти везде, кроме торжественных мероприятий и деловых встреч. Что касается офисных работников, то специально для них придуман спортивно-деловой стиль одежды, который сочетает в себе удобство и строгость. Например, юбка-карандаш «в компании» со слипонами или мокасинами.

К более-менее строгим также относятся милитари и жокейский стиль. Их можно использовать даже для работы, а после нее смело идти вечером на отдых в кинотеатр. Однако стоит помнить, что эти вещи хорошо смотрятся на обладательницах идеальных форм, иначе они подчеркнут все недостатки фигуры. Если же строгий вид не требуется, то смело можно брать элементы стилей сафари, кэжуал и джинсового и сочетать их между собой.

Для ежедневного ношения отлично подходят свободного кроя с капюшонами, худи, водолазки, джемперы, бермуды, трапециевидные и прямые платья, легинсы, облегающие брюки из мягкой ткани и пр. Из верхней одежды для холодного периода - куртки свободного кроя, парки, короткие и длинные пуховики.

От смешных купальников с юбками до колена сквозь века до неоновых найков и леггинсов с невероятными принтами: история спортивного костюма!

1900 год

Именно в это время впервые появляется трикотажная одежда, которая тянется вместе с телом и отлично впитывает влагу. Также впервые зарождается идея купальников, из-за чего все популярнее становится плавание. Но в моде пока совсем другие виды спорта. Вот список соревнований, состоявшихся в мире в 1900-м году:

  • В Российской империи: чемпионат по конькобежному спорту и Всероссийский турнир по шахматам.
  • В мире: олимпиада 1900 года – летние олимпийские игры, чемпионат Европы по конькобежному спорту и фигурному катанию, чемпионаты по шашкам, регби, футболу и хоккею.

Спорт в то время относился к мероприятиям на свежем воздухе, своего рода отдыху – для него надевалась шитая на заказ, но достаточно непритязательная одежда.

Для занятий спортом девушки надевали английскую блузку: женскую блузку с покроем, как у мужской рубашки, и высоким воротником.

Для вождения автомобилей женщины надевали специальный головной убор – «мотоциклетную вуаль». Для занятий велосипедным спортом, прогулок, игры в крокет и теннис девушки надевали матросскую шляпу-канотье с широкими полями. Вот такой вот спорт.

1920-е годы

К этому времени относится возникновение «культа тела». Спорт становится повседневной частью жизни каждого «продвинутого», современного человека. Велосипеды и так уже распространены, автомобили из роскоши стали средством передвижения. В моду наконец-то пришел загар: он больше не считается прерогативой рабочего класса. Золотая молодежь отдыхает на Ривьере, пролеживая дни напролет на пляже с шампанским. Спортивная одежда начинает напоминать современную.

Это время популярности джемперов: тогда они еще считались частью спортивного костюма. Для гольфа шьются широкие шерстяные бриджи. Чуть позже появились брюки-гольф с широким напуском на голени. К спортивному костюму обязательно прилагался кепи.

В это время зарождаетс я стиль «унисекс» (тогда он назывался la garconne в честь одноименного романа В.Маргеритта, популярного в ту пору). Девушка 20-х водит автомобиль, курит, играет в гольф и теннис, ярко красит губы и глаза, носит короткую стрижку, танцует в модных клубах ночи напролет. Женский идеал красоты серьезно изменился. В моде худоба, мальчишеская фигура, плоска я грудь и узкие бедра, длинные ноги. Одежда призвана скрывать пышные формы, если они по недосмотру еще остались. В «тренде» того времени – корректирующие корсеты, уплощавшие бюст и бедра. Нижнее белье вообще становится проще: если скрывать нечего, то дама носит только лишь бюстгальтер да пояс для чулок. Юбки становятся короче, под них надеваются панталоны «французские» (свободного кроя) или «директория» - панталоны с резинкой у колена. Под платьями девушки носят нижнюю рубашку длиной до колен на бретельках. А Коко Шанель вводит норму на практичные трикотажные костюмы.

Увлечение спортом становится настолько серьезным, что впервые кутюрье начинают создавать специальные спортивные коллекции.

Уимблдонский турнир 1921-го года открыл всем звезду тенниса Сюзанн Ленглен. Она вышла на корт в легком теннисном платье без рукавов и юбкой чуть ниже колена. Легендарный спортивный костюм сшил для теннисистки Жан Пату, пионер спортивной моды. Свой магазин спортивной одежды Жан Пату открыл в 1925-м году, да так и назвал его – «Спортивный уголок». Каждый зал в этом новаторском магазине посвящался различным видам спорта, в том числе верховой езде, рыбалке, гольфу, авиации и теннису.

Пример Сюзанн Ленглен воодушевил других женщин: одежда для отдыха потихоньк становилась именно такой, какую на корте носила она.

1930-е годы

И женщины, и мужчины активно работают над своим телом, стремятся на корты и в спортивные залы. В модную сферу проникают бывшие спортсмены: после завершения основной карьеры они занимаются одеждой. Теннисист Рене Лакост в 1933-м году создает свою компанию, которая начиналась с рубашки-поло для гольфистов и теннисистов, а превратилась в транснациональную корпорацию.

К тридцатым годам относится известность модельера Мадлен де Раух. Она была настоящей женщиной нового времени и серьезно увлекалась спортом: ездила на велосипеде, прекрасно каталась на коньках, играла в теннис. После замужества с хоккеистом Альфредом де Раухом она открывает собственный дом моды, где создает одежду для комфортного досуга. Мадлен де Раух – один из наиболее выдающихся дизайнеров спортивного стиля на все времена.

Костюм от Мадлен де Раух

Еще один «столп» спортивной моды – француженка Вера Бореа графиня ди Реголи. Она открыла свой модный дом в Париже в 1932-м году. Увлечение спортом заставило ее создавать недорогую спортивную одежду из трикотажа, льна, хлопка, твида и фланели.

1940-е годы

Спорт забыт: сейчас не до него, десятилетие военное. Там, где еще существует мода, одеваются в стиле милитари. Дизайнер Энн Тейлор Бонфи, член олимпийской сборнойСША по горным лыжам и авиатор, инструктор ВМС США, начинает заниматься дизайном лыжных костюмов. А ее подруга, знаменитая Диана Вриланд, редактор журнала Harper’s Bazaar, продвигает новинку. Энн Тейлор сама становится моделью для своих костюмов и входит в список «100 величайших красавиц мира».

1950-е годы

Спорт становится обычной частью жизни и немного отходит на второй план. Голливуд демоснтрирует звезд в элегантно-спортивной одежде – джемперах с короткими рукавами, теннисных юбках.

Трикотаж, еще недавно ткань-изгой, созданная для малоимущих людей, становится частью гардероба. Это время теплых свитеров и свитерков, джемперов, кардиганов и костюмов джерси. Дизайнеры выводят трикотаж на подиумы, ее больше не воспринимают как нечто второсортное.

1970-е годы

Это время демократичной моды, в том числе и спортивной. Время американского дизайнера Джеффри Бина, который создает простую и нарядную одежду в спортивной стилистике. Американский модельер Ральф Лорен создает марку Polo Ralph Lauren со знаменитым логотипом – игроком в поло. Сначала в его магазине продавались исключительно галстуки, но потом появились и другие спортивные вещи, в том числе и женские – например, белые сорочки, скроенные на мужской манер, и рубашки поло.

Другие знаменитые модельеры, продвигавшие спортивную моду – это Билл Бласс, Анна Кляйн, Кельвин Кляйн и Рой Хальстон. Семидесятые – время джинсомании: одежды не спортивной, но вошедшей в спортивный стиль одежды позднее.

1980-е годы

Бум на спорт, спортивную моду и аэробику! Восьмидесятые считаются одним из самых безвкусных десятилетий, но в спорте все было отлично – неоновые цвета, купальники поверх лосин, яркие гетры – это же здорово! В 1982-м году американская актриса Джейн Фонда выпустила свою первую видеопрограмму с упражнениями по аэробике – и аэробикой заболел весь мир.

Джейн Фонда была настолько ярой поклонницей спорта, что, как утверждали знакомые, в любой перерыв начинала отжиматься от пола. Спортивный образ жизни стал идеалом, он транслировался со страниц журналов и экранов телевизоров. В моду вошли лосины, кроссовки, эластичные повязки для волос, футболки, бейсболки, спортивные сумки.

2000-е годы

Спорт вошел в жизнь, а рамки спортивного стиля расширились. Появился стиль спортшик – направление спортивно-бытового микса. Спортивные вещи стали несомненным атрибутом обыкновенной жизни, проникли в вечернюю и деловую моду. Деним и трикотаж висят в шкафу у каждого.

Спортивные костюмы, кроссовки и футболки – часть жизни. Велюровые спортивные костюмы Juicy Couture вообще не предназначаются для спорта – в них модно ходить на прогулки и даже в кафе.

Наше время

Дизайнеры 21-го века продолжают развивать спорт-шик, соединяя простое и статусное. Это новаторское течение моды,дающее интереснейшие результаты. Современная спортивная одежда – это произведение как искусства, так и науки: она эргономична, впитывает пот, поддерживает и помогает в тренировках.

Спортивная одежда прошла долгий путь, но в итоге стала неотъемлемой частью жизни современного человека – как и сам спорт, надо полагать!

Что еще почитать