Конспект занятия по обж в старшей группе «Службы спасения «01», «02», «03. Конспект занятия в старшей группе: Безопасность в доме

Программное содержание:

1. Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;

2. Развивать способность делать выводы;

3. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах

4. Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом»

Ход занятия:

Письмо от Феи сказок.

Я, сегодня поучила письмо, написано ребятам нашей группы, прочтем?

«Здравствуйте ребята, я знаю вы любите сказки. В моей сказочной стране многие герои попадают в беду, потому что не знают как правильно себя вести! Научите их! Ключик я вам посылаю! Фея сказок. »

Ну что поможем сказочным героям?

А, вот и ключик. Только злая колдунья, его заколдовала, для того, чтобы его расколдовать нужно отгадать название сказки, где герои попали в беду, не зная как себя вести. За правильный ответ вы получите деталь ключика и сможете его расколдовать. (Силуэт ключика разрезан на 6 частей, дети должны собрать его)

· Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. («Колобок»)

· В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)

· Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)

· А этот герой поверил обманщикам коту Бразилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»)

· Героине этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. («Красная Шапочка»)

· А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. («Гуси – лебеди»)

Молодцы! Теперь у нас есть ключик от сказочной страны и мы можем туда попасть: «1, 2 – покружись, в стране сказок очутись»

В сказочной стране нас солнышко встречает.

Зрительная гимнастика

Солнышко с тучками в прятки играло,

Солнышко тучки – летучки считало (круговые вращения глазами)

Серые тучки, черные тучки (влево – вправо)

Легких 2 штучки (вверх, тяжелых 2 штучки (вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза)

Солнце на небе во всю засияло (поморгать)

Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Кошкин дом»

Вы узнали эту сказку? Как называется?

Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом)

Как вы думаете почему? (У кошки были гости, они веселились, оставили дверцу печи открытой, огонь попал на ковер прожег его, пополз по занавескам и возник пожар)

Кто помнит отрывок из этой сказки? (… рассказывает отрывок: «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила, бежит курочка с ведром, а собачка с помелом)

Кошка выскочила, глаза выпучила, почему? (Она растерялась, испугалась)

А кто не растерялся? (Курица, она взяла ведро воды заливать пожар)

А можно ли еще чем – то затушить огонь? (Можно засыпать песком, землей)

А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар? (Позвонить по телефону 01, 112 и вызвать пожарных)

И что не забыть сказать? (Назвать точно адрес, где и что горит)

Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Собери пазл». Сейчас вы разделитесь на команды и соберёте номера телефонов экстренных служб. (Собирают номера телефонов 01, 112, 02, 03, 04).

Отлично у вас все получилось. Отправляемся дальше?

Следующее задание «Отгадай загадку»

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (пылесос)

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг,

Электрический … (утюг)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (холодильник)

Дома печка у меня

Дров не просит и огня,

Не дымит и не коптит –

Тихо в уголке стоит.

Это печка не простая,

Ею очень дорожу.

Сразу в печь ее включаю,

Как в холодный дом вхожу.

Обогреть готов весь дом

Электрическим теплом!

Это верный мой приятель,

Электро… (обогреватель)

А вот этот так похож

На пропеллер самолета.

Не летает? – ну и что ж!

У него своя работа.

Свой мотор ни на мгновенье

Он крутить не устает,

В жарком, душном помещенье

Свежий ветер создает! (вентилятор)

А она бельё стирает,
В быту очень помогает,
Сама воду наливает,
Постирает,выливает.
Прополощет,отожмёт,
Время тикает,идёт,
Лишь программу ей задай,
Порошка для стирки дай.
Вот такая,брат,картина,
Это-... (Стиральная машина.)

Этот электроприбор

Не видал я до сих пор.

В нем согреется еда

Без особого труда.

Он готовит вкусно очень

И не долго, между прочим.

Нравится мне новая

Печь …. (микроволновая)

Может жарить, может печь,

Щи и вкусный борщ сварить,

Может чайник вскипятить.

В кухни главная она,

Словно воздух нам нужна.

Обойдемся я и ты

Как без электро… (плиты)

Хоть вместо сердца в нём мотор,
Но он – не бессердечный.
Да, с ним ворчливый разговор,
Но друг он – безупречный:
Чтоб стал прекраснее Ваш лик,
Он сделает укладку,
Подсушит волосы Вам вмиг…
О ком моя загадка? (фен)

Молодцы, умеете отгадывать загадки. А как одним словом называются все эти предметы? Можете ли вы подсказать нашим героям правила обращения с электроприборами. Молодцы, отлично потрудились.

Предлагаю вам поиграть в игру «Если возник пожар» (Игра с мячом, мяч по кругу, играющий должен досказать последнее слово стихотворения)

Раз, два, три, четыре – у кого пожар в …. ? (Квартире)

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …. ? (Утюг)

Красный отблеск побежал. Кто со спичками …. ? (Играл)

Стол и шкаф сгорела разом. Кто сушил бельё над …. ? (Газом)

Помни, каждый гражданин, этот номер …. (01)

Дым увидел – не зевай. И пожарных …. (Вызывай)

Это всем должно быть ясно, что шутить с огнём …. (Опасно)

Поиграли! Присаживайтесь на стульчики.

А вот ещё одна сказочная героиня. Узнали? (Красная Шапочка)

Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)

А вы знаете эта трагедия бы не произошла если бы Красная Шапочка и бабушка знали о личной безопасности на улице и дома. Давайте скажем какие правила безопасности нарушили Красная Шапочка и бабушка. (Красная Шапочка заговорила с волком и рассказала, где живёт её бабушка. А бабушка сказала волку как открыть дверь)

Давайте сформулируем правила личной безопасности на улице и дома.

1. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.

2. Нельзя открывать дверь если дома одни.

3. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай нет.

4. Если в дверь звонит почтальон, слесарь, врач всё равно не открывай. Преступники могут переодеться в любую форму.

Вот теперь я думаю Красная Шапочка будет поступать правильно.

В стране сказок полно волшебства, а вы хотите быть волшебниками, тогда давайте поиграем в игру:

«Волшебники»

«Кто сегодня всех красивей, кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись на волшебный стул садись»

(Дети идут по кругу, на последние слова кто – то из детей садится на стул и говорит «Я хочу чтобы вы превратились в бабочек» - дети имитируют движения бабочки)

А вот ещё одна героиня сказки, узнали? (Спящая красавица)

Что приключилось в этой сказке? (Принцесса не послушалась запрета короля, укололась веретеном и уснула вечным сном)

Давайте вспомним какие опасные предметы вы знаете? (Пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник)

Посмотрите, у меня на столе много всяких предметов. Посмотрите какими нельзя пользоваться категорически без взрослых? (Пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки)

А какими предметами можно пользоваться с осторожностью? (Нож, вилка, игла, ножницы)

Для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места.

Помогите мне их разложить.

Дети раскладывают:

Инструменты (В ящик)

Таблетки (В аптечку)

Иголки, нитки (В шкатулку)

Отлично, Настя расскажи правила пользования опасными предметами.

«Дома острые ножи,

Ты на место положи,

Не раскидывай иголки

Убери их все на полку.

Если ножницы достал

Убери откуда взял,

Тогда ни девочки

Ни мальчики, не порежут себе пальчики»

Ну вот я думаю, что наши герои теперь в безопасности – они, знают как поступать!

А нам пора в группу, в группе мы нарисуем плакат «Что можно, что нельзя» и пошлём его в сказочную страну!

-« 1, 2 покружись в нашей группе очутись! »

Ну вот мы в группе!

Вам понравилось наше путешествие? Я надеюсь, что вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили и будете их соблюдать вместе со своими родителями. Спасибо!

Конспект занятия по ОБЖ старшая группа.
Составитель: Косовцева Е.Н.

Прогр, сод. Дать детям понятие слова- безопасность. Закрепить знания пользования электроприборами, дать представление о съедобных и не съедобных грибах и ядовитых растениях.Закрепить знания литературных произведений.

Материал. Слайды к сказкам: « Три медведя», « Золушка», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», картинки- «волчье лыко», « вороний глаз»,» « белина»

Разрезные картинки- электроприборы.

Ход занятия:

В. -Ребята. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности.

Скажите мне пожалуйста, как вы понимаете слово безопасность .

Д.- Безопасность - это когда надо вести себя так. чтобы не случилось никакой беды и неприятностей.

В-Где нас может подстерегать опасность?

(ответы детей)-Дома, на улице, в лесу, на лугу, у реки и т.д.

В.-Даже в сказках, которые мы с вами читали, сказочные герои попадали в неприятные ситуации.

Какие вы знаете сказки, герои которых попадали в неприятные ситуации?

Д.-«Волк и семеро козлят», « Маша и медведь», « Три медведя»,» Красная шапочка», и т.д.

В.-Что случилось в сказке « Волк и семеро козлят»? -Какую ошибку совершили козлята?

Д.- Козлята пустили в дом незнакомого волка.

Выходит ребенок в костюме волка.

Ребенок Если дядя добрый очень

А знакомых рядом нет.

Может быть он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает-

То зачем тебя зовет?

Вдруг всего наобещает-

И от мамы увезет.

В.-О чем волк рассказал в стихотворении? (ответы детей)

Д. -Нельзя общаться на улице с незнакомыми людьми и тем более пускать их в дом.

В. -Отгадайте пожалуйста загадку, о каком сказочном герое идет речь7

Загадка о Золушке.

(слайд, картинка Золушки)

В.Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной!

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед…

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присел бедняжка, всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

В.-Дети, поможем Золушке? А я вам подскажу, как это можно сделать. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

(ответы детей) -Чайник, утюг,печка,Компьютор,телевизор т.д

В.-Что нужно сделать, чтобы эти электроприборы заработали?

Д.- Включить в розетку.

В.-А что же это такое сидит невидимое в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

(ответы детей) - Ток, электричество.

В. Правильно,электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частички.

Дети,а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? (ответы детей)

Сейчас, каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинки. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Каждый ребенок рассказывает о своей собранной картинке.

В.-О каком сказочном герое эта загадка?

В.Загадка о Красной шапочке. (слайд)

В.- Какую ошибку совершила Красная шапочка? (ответы детей).

Д. 1. Пошла в лес одна, без взрослых.

2. Разговаривала с незнакомым волком.

В.-Какие еще опасности подстерегали Красную шапочку в лесу?

Д.-Ядовитые грибы.

В.-Не все грибы наши друзья, есть и злейшие враги.

Назовите съедобные и несъедобные

Игра «Соберем грибы в лукошко»

В.-Молодцы, теперь я вижу вы настоящие грибники. Давайте вспомним правила сбора грибов, и поиграем в игру, « Топай, хлопай « При ответе «да»,-Хлопать, при ответе « нет»- топать.

В.1.Собиратьт только знакомые грибы.

2Можно брать большие, старые грибы?

3Лучше собирать грибы возле дороги?

4. Можно ли употреблять в пищу сырые грибы?

Дети садятся на стульчики

В -Какая еще опасность нас подстерегает в лесу,и мы должны быть осторожны?

Д. -Ядовитые растения. (слайд)

В.- Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд - дафнин. Волчья ягода созревает поздней осенью, если люди пробуют, то они получают сильное отравление. Вот почему нужно быть очень осторожным и никогда не пробовать незнакомые ягоды на вкус.

Вороний глаз. Е сли увидишь четыре широких листа. А между ними черную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива. Но не бери ее в рот- она ядовита.

Белена. Белена встречается по оврагам, вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении появляется головная боль. Это растение животные не едят.

Воспитатель: Дорогие дошколята! Вы веселые ребята! Правила все знаете, четко выполняете!

Дети: Правила эти знать мы должны, чтоб никогда не случилось беды!

Ребенок: И папе, и маме я должен сказать, что правила эти должны они знать!

Воспитатель: Постойте, ребята! Праздники скоро!

Спросить я должна, подарки готовы?

Дети:

1. Конечно, готовы! Готовим мы их своими руками!

2. Подарим любимым, и маме и папе.

Воспитатель: Конечно, ребята, все мы ждем замечательные праздники - День защитников Отечества и Международный день 8 Марта. Я знаю, что вы долго совещались, что вы подарите вашим любимым маме и папе. Так что же вы решили?

Ребенок: Папа и мама - это семья!

Знаем об этом, ведь правда, друзья!

Ребенок: Семья - это радость, порядок, уют!

Семья - это дом, где всегда тебя ждут!

Воспитатель: А главное семья - это счастье!

Ребенок: И для полного счастья мы решили подарить им электроприборы.

1 ребенок: Вот чайник. Мы утречком рано встаем, заварим чаек и все вместе попьем.

2 ребенок: От меня холодильник в подарок, чтоб было в нем много конфет, шоколадок!

3 ребенок: Машина стиральная для папы и мамы, пусть вместе стирают ночные пижамы!

4 ребенок: на печке нам кашу сварит мамуля, вдобавок дарю ей большую кастрюлю.

5 ребенок: У папы в машине есть важный насос, а в доме есть пыль. Нужен нам пылесос!

6 ребенок: А вот кофеварка для папочки, чтоб утром кофе сварил для мамочки!

7 ребенок: Утюг подарим маме, его мы выбирали сами!

8 ребенок: Мы старались, как могли, телевизор мы нашли

Он жидкокристаллический, и почти мистический.

Его папочка включает, тут же мигом засыпает.

Теперь он точно не уснет: олимпиада в Сочи идет!

За Россию вся семья: папа, мамочка и я!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Такие нужные подарки приготовили своим близким людям. А главное, чтобы вся семья знала, как правильно пользовать электроприборами и всегда соблюдала правила безопасности!

Загадки к конспекту

Ровно в полночь убежала

И споткнувшись потеряла

На балу у короля

Туфельку из хрусталя.(Золушка)

Внучка к бабушке пошла

Пирожки ей понесла

Серый волк за ней следил

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

Цели:

Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности. Формировать у детей умение обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких

Демонстрационный материал:

Иллюстрации. Разрезные картинки (к загадкам). Картинки с пожарными ситуациями (горящие электроприборы или мебель) по количеству детей. Картинки с огнеопасными и опасными предметами.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь.

Воспитатель: Правильно!

Дети:

Он всегда бывает разным-

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве.

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот ломая прутья, ветки,

Хищник делает бросок.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко - красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Воспитатель: Как вы думаете, когда огонь злой?

Дети: Когда из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные.

Воспитатель: Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям этому нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?

Дети: Приготовить еду, погреться у костра в лесу.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?

Дети: Правильно с ним обращаться.

Воспитатель :

Знают все: без огня
Не проживем мы ни дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом!

Послушайте отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему возник пожар?
Дети: Пожар возник, потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности

Воспитатель: Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди)

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Отчего же возникает пожар?

Проводится дидактическая игра «Почему возник пожар?»
Дети рассматривают сюжетные картинки и обсуждают (дети без разрешения взрослых включают электроприборы;
в лесу туристы не потушили костёр; забыли выключить плиту; огонь всё сжёг в доме, когда дети взяли для игры спички; огонь сжёг весь лес, когда туристы забыли потушить костёр, погибли животные, насекомые, растения; огонь сжёг весь дом, когда забыли потушить свечку и т.д.).

Воспитатель: Ребята, пожар- это плохо! Давайте мы с вами придумаем для людей правила пожарной безопасности!

не брать и не играть со спичками и зажигалками;

не влезать предметами в розетку;

не подходить к газовой плите;

не включать детям утюг и другие электроприборы; и т. д.

Правил пожарных несложен урок.
Знай, выполняй их и помни, дружок!
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтобы пожаров и бед избежать,
С огнем не пристало играть!

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Отгадай-ка»

Группы детей из 3-4 человек отгадывают загадку и складывают разрезную картинку.

Что за тесный-тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками - тоненькими... (спичками)

Дом - стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)

Вьётся, извивается,

В небо устремляется.(дым)

Висит – молчит, а перевернешь – шипит.

И пена летит. (огнетушитель)

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из... (розетки)

Шипит и злиться,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Всё ест - не наедается,

А пьёт - умирает? (огонь)

Что бывает, если дома спички зажигают? (пожар)

Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

Воспитатель: Так что же поможет нам справиться с пожаром?

Дети: Вода.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного подвигаемся и поиграем в игру «Огонь – вода»

Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы различаете предметы, которые представляют угрозу для возникновения пожара и просто опасные предметы.

Игра «Огнеопасные предметы». Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: спички, свеча, утюг, нож, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

Воспитатель:

Сам не справишься с пожаром!
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
"01" звони скорей!
Набирай умело!
Чтоб не все сгорело.

Кого мы вызываем по этому номеру телефона?

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!

Дети: Пожарных.

Воспитатель: На чем выезжают пожарные?


Дети: Пожарные выезжают на специальных пожарных машинах.

Воспитатель: А как вы думаете, почему её так называют?

Дети: От слова «пожар»

Воспитатель: Почему пожарные машины всегда красного цвета? (Выслушиваются ответы детей) Красный цвет – цвет огня.

Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.

Воспитатель: Молодцы!

А теперь подведем итог:

О чем мы сегодня говорили?

Почему возникает пожар?

Что мы должны делать, если случился пожар?

Нужно быть очень внимательными и осторожными, чтобы избежать возникновения пожара, обязательно соблюдать правила пожарной безопасности.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер - 01.

Безопасность жизнедеятельности - одна из главных проблем человечества в современном мире. Наиболее уязвимы перед вызовами современной цивилизации дети, особенно дошкольники. Дети доверчивы, открыты и любознательны, не умеют оценивать последствия своих действий, степень грозящей им опасности. Следовательно, взрослые должны помочь детям преодолеть сложности их взросления и вхождения в окружающий мир. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОУ.

Основные аспекты организации НОД по ОБЖ в ДОУ

Любая обучающая деятельность начинается с целеполагания и детализации этапов достижения цели через постановку задач.

Цель и задачи занятий по ОБЖ

Общая цель занятий по ОБЖ с дошкольниками заключается в формировании у них знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, и, главное, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил. Достигая эту цель, воспитатель решает целый комплекс задач: воспитательных (воспитывает уверенность, дружелюбие, эмпатию и др.), образовательных (даёт знания в предметной области, обучает критически оценивать ситуации, обучает правилам поведения и др.), развивающих (развивает коммуникативные навыки, познавательные способности и др.), оздоровительных (обеспечивает психофизиологическое благополучие ребёнка, контролирует его самочувствие и др.). Воспитатель должен понимать также, что задачи будут дифференцироваться в зависимости от возраста детей, их индивидуальных потребностей и особенностей, темы занятия и иных переменных. В качестве общих задач занятий по ОБЖ в ДОУ можно назвать следующие:

  1. Формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т. п.
  2. Обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
  3. Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
  4. Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
  5. Научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.

Сформулированная цель и задачи занятий по ОБЖ закладываются воспитателем-педагогом в основу разработки ОП (образовательной программы), которая разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт - главный нормативный документ, в нём изложены обязательные требования к дошкольному образованию. Действующий Стандарт предполагает обязательное включение предметной области «Безопасность» в образовательную программу ДОУ. Опираясь на требования Стандарта, каждое ДОУ разрабатывает свою уникальную образовательную программу. Можно порекомендовать следующие основные правила разработки и реализации программы по ОБЖ:

  1. Программа может быть самостоятельной или являться частью комплексной программы, т. е. интегрированной. Обычно занятия по ОБЖ объединяются с занятиями по физическому, экологическому воспитанию и др. Если программа по ОБЖ реализуется как часть интегрированной, то стремитесь избегать по­второв, соблюдать последовательность тем, координировать тематику и содержание занятий с тематическими планами других педагогов. Такой подход, с одной стороны, усложняет задачу разработчиков программы, но, с другой стороны, способствует более полному её освоению детьми.
  2. Важно наполнять содержание обучения и использовать формы проведения занятий, соответствующие психофизиологическим особенностям детей.
  3. Работа по реализации программы должна проводиться систематически в течение всего учебного года. Планомерно распределяйте со­держание программы по месяцам, неделям, дням. Неплохо иметь альтернативный план на случай непредвиденных ситуаций.
  4. Обязательно делайте упор на природно-климатические особенности своей местности, территориальные условия проживания детей, поскольку значительная часть про­граммы основана на знакомстве детей с природой родного края и условиями проживания в конкретной (городской либо сельской) местности. При этом не исключайте из программы экзотические для своей местности ситуации.
  5. Помните, про сотрудничество с родителями детей. Максимальный эффект достигается когда работа осуществляется совместно. Ознакомьте родителей с основ­ными разделами программы, возможно, родители предложат интересные идеи, которые можно будет использовать при реализации программы. А также родители смогут продолжить работу с ребёнком на предложенные темы вне ДОУ.

Разрабатывая свою программу по ОБЖ для дошкольников, воспитатель может использовать многочисленные уже готовые разработки.

Перспективный план по ОБЖ

Программа находит своё конкретное воплощение в перспективном плане занятий. Форма написания плана может быть различной. Традиционно в перспективном плане по ОБЖ прописываются программные задачи по конкретным видам занятий; разделы и тематика занятий; формы проведения; сроки; ответственные лица и исполнители; методическое обеспечение.

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для младшей группы

На представленных примерах мы видим, что перспективный план для старшей группы содержит те же разделы, что и для младшей, однако количество запланированных занятий увеличивается, усложняется материал, расширяется тематика, ставятся более сложные педагогические задачи.

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для старшей группы

По желанию родителей и в целях повышения качества обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности в ДОУ организуется дополнительная подготовка в виде кружковой деятельности. Тематика кружков по безопасности обширна, предполагает более углублённое изучение наиболее значимых разделов по ОБЖ (как правило, ПДД, пожарная безопасность). Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, их продолжительность 10–25 минут в зависимости от группы. Работа кружка рассчитана на учебный год. Программа кружка по безопасности имеет структуру, аналогичную перспективному плану по ОБЖ, основное отличие будет заключаться в том, что план охватывает все основные разделы области «Безопасность», его тематика разнообразна, а в рамках кружка углублённо изучается только один раздел/тема. Отметим также, что кружковая деятельность в ДОУ, является бесплатной для родителей. Ниже представлен пример плана кружка по безопасности.

этот план может быть использован в качестве опорного образца при организации кружка безопасности с углубленным изучением ПДД

Проектная деятельность в ДОУ

В настоящее время в образовательную среду ДОУ активно вводится проектная деятельность. Под проектом понимают совместную творческую познавательно-исследовательскую деятельность участников, направленную на достижение определённого результата. По продолжительности проекты, реализуемые в ДОУ, в том числе проекты по ОБЖ, могут быть: во-первых, краткосрочными, когда реализация и оценка проекта занимает 1–3 занятия, и, во-вторых, длительными (средне- и долгосрочными) - продолжительностью более месяца, или осуществляться в течение года.

Занятие по ОБЖ в ДОУ

После определения цели, задач и составления плана перед воспитателем встают вопросы, большинство из которых связано с проблемами подготовки, реализации и оценки НОД.

Основные требования СанПиН к НОД

Как известно, занятие - форма обучения в детском саду. Воспитатель должен проводить НОД с детьми в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049–13), которыми определяется её продолжительность для детей разных возрастов. Так, для малышей в возрасте от трёх до четырёх лет НОД может длиться не более чем пятнадцать минут. Дети постарше, в возрасте от четырёх до пяти лет могут быть вовлечены в НОД не более двадцати минут, от пяти до шести лет - не более двадцати пяти минут, от шести до семи лет - не более получаса. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает тридцати и сорока минут соответственно, а в старшей и подготовительной - сорока пяти минут и полутора часов соответственно. Воспитатели обязательно должны провести физкультурные минутки в середине занятия, сделать перерыв между занятиями не менее десяти минут. С детьми старшей и подготовительной групп допускается проводить занятия после дневного сна, их продолжительность не более двадцати пяти - тридцати минут в день.

Структура занятия по ОБЖ

Структурно занятие состоит из трёх частей (этапов): первая - организационная часть, самое начало занятия, его первые минуты, включает проверку готовности детей к занятию (все ли собрались, внешний вид, правильность расположения в группе или на игровой площадке) и создание интереса к занятию (мотивационный этап); вторая - основная часть занятия (содержательный этап), на которую отводится примерно 80% всего времени; третья - окончание занятия (рефлексивный этап). Все этапы занятия важны, однако, если воспитателю не удастся заинтересовать детей с самого начала, задачи занятия могут быть не достигнуты либо придётся приложить для этого больше усилий. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия по ОБЖ? Общие рекомендации таковы - это интригующие приёмы, в их основе заложена загадочность, таинственность, которую очень любят дети либо сюрпризность, неожиданность.

Пример мотивирующего начала занятия по ОБЖ для детей старшей группы

Например, начало занятия по ОБЖ в старшей группе на тему «Пожароопасные предметы» может быть таким: воспитатель-ведущий говорит детям, что тему занятия они узнают, после того как отгадают загадки. Примеры загадок:

Он друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом. (Огонь)

В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.(Печь)

Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.(Свеча)

http://www.prozagadki.ru/342-zagadki-pro-pech-dlja-detejj.html

Воспитатели современных ДОУ должны работать с детьми на основе индивидуального подхода, создавать условия для активной познавательной деятельности ребёнка, учитывать специфические черты развития каждого воспитанника (этот подход становится все более актуальным в свете внедрения в практику ДОУ инклюзивного образования). Так, отстающему ребёнку либо ребёнку, плохо воспринимающему информацию на слух, вместо загадки можно показать картинку, иллюстрацию и т. п.

Виды занятий по ОБЖ

Что касается видов занятий, то в арсенале воспитателя довольно широкий их спектр:

Во-первых, занятия, отличающиеся по дидактическим задачам (например, может происходить усвоение новых знаний либо могут закрепляться знания, ранее приобретённые; основой занятия может быть процесс творческой трансформации ранее усвоенных знаний и навыков);

Во-вторых, по содержанию занятия могут быть однотемные; интегрированные; комплексные;

В-третьих, по форме реализации занятия различаются на традиционные и нетрадиционные (различные виды игр - развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и другие, тренинги, разбор проблемных ситуаций, театрализованные занятия и др.). Как отмечают практики, игра является наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности.

Примеры игровых занятий по ОБЖ

Примеры тем игровых тренингов по ОБЖ для дошкольников

В последнее время всё больший обучающий и воспитательный эффект демонстрирует игровой тренинг. Специфика тренинга заключается в имитации реальной ситуации и отработка навыков выхода из неё. Ребёнок с помощью воспитателя или других детей должен найти и отработать верный алгоритм поведения в ситуации с заданными параметрами. Круг вопросов, который можно предложить детям, определяется их возрастом и уровнем подготовленности. Так, для детей старшей и подготовительных групп можно предложить следующие темы тренингов: «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте», «Что делать в случае теракта?». Для детей средней группы можно предложить следующие темы тренингов: «Как обратиться за помощью к прохожим, полицейскому?», «Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?», «Один дома». С детьми младшей группы можно отработать ситуации, связанные с лёгкими травмами, обращением с электроприборами и др.

Основные разделы по ОБЖ

Чаще всего в ДОУ занятия по ОБЖ проводятся по следующим разделам, затрагивающим основные сферы жизни ребёнка: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и улица», «Ребёнок в быту», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка», «Психоэмоциональное благополучие ребёнка». Каждый из этих разделов включает широкий спектр тем, требующих детального изучения. Ниже представлен примерный перечень вопросов/тем, которые могут быть рассмотрены в рамках раздела.

Картотека тем по ОБЖ: таблица

Наименование раздела Примерный перечень тем
Ребёнок и другие люди
  1. «Внешность человека может быть обманчива»;
  2. «Не все люди имеют добрые намерения»;
  3. «Незнакомец заставляет делать плохие/неправильные вещи»;
  4. «Если незнакомцы хотят отобрать твою вещь»;
  5. «Незнакомец звонит в дверь»;
  6. «Знакомый посторонний (сосед, приятель родителей и т. п.) приглашает в гости»;
  7. «Телефонный разговор с незнакомцем» и др.
Ребёнок и улица
  1. «Правила дорожного движения»;
  2. «Правила поведения на улице, во дворе, магазине и др.»;
  3. «Я путешественник»;
  4. «Правила поведения в самолёте, поезде, автобусе»;
  5. «Потерялся» и др.
Ребёнок и природа
  1. «Опасность загрязнения окружающей среды»;
  2. «Заблудился в лесу»;
  3. «Водоёмы и правила поведения на воде»;
  4. «Правила поведения в разное время года»;
  5. «Как вести себя во время грозы» и др.
Ребёнок в быту
  1. «Как правильно обращаться с источниками электроэнергии»;
  2. «Горячие предметы как источник опасности»;
  3. «Окно, балкон, лоджии и террасы как источники опасности»;
  4. «Острые, колюще-режущие предметы как источник опасности»;
  5. «Бытовая химия как источник опасности»;
  6. «Экстремальные ситуации в быту» и др.
Здоровье ребёнка
  1. «Ценность человеческой жизни и здоровья»;
  2. «Занятия физкультурой»;
  3. «Одеваемся по погоде»;
  4. «Общие представления об организме и теле человека»;
  5. «Разговор о болезнях»;
  6. «Правильное питание»;
  7. «Правила первой помощи при травме» и др.
Психоэмоциональное благополучие ребёнка
  1. «Страхи и внутриличностные конфликты детей»;
  2. «Как рассказать о своём переживании, о плохом поступке другого человека»;
  3. «Снятся страшные сны»;
  4. «Суеверия»;
  5. «Обижают близкие люди» и др.

Конспект занятия по ОБЖ

Прежде чем проводить занятие воспитатель должен подготовить его конспект. Примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности (НОД) представлен ниже.

Правила составления конспекта: таблица

Структурный элемент конспекта Описание/содержание Пример конспекта
Заголовок В заголовке укажите название НОД и возраст (группу) детей. Конспект НОД по БДД в младшей группе на тему «Малыши - друзья светофора»
Формы
организации НОД
Укажите формы коллективной деятельности и самостоятельной деятельности детей, вид занятия и предполагаемые затраты времени. Анализ проблемной ситуации, игры с использованием современных образовательных технологий: игровая, ИКТ-технологии. Продолжительность: 15 минут.
Материально-техническое обеспечение Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря. А также необходимое для проведения занятия время. Макет светофора, бумажные кружочки красного, жёлтого и зелёного цвета, чёрные и белые полоски бумаги, д/и «Умные машинки», разрезные картинки машинок (скорая помощь, полицейская, пожарная машина, грузовик), игрушки би-ба-бо (Мишутка, зайчик, медведица).
Предварительная работа Кратко описывается деятельность, предваряющая занятие. Беседа о назначении дорожных знаков, разметки, тротуаров, светофора, пешеходного перехода, игра с машинками, игры с пазлами, просмотр иллюстраций в книгах и мультфильма.
Ожидаемые результаты Составляется планируемый перечень результатов занятия. У детей будут сформировано понимание опасности шалостей на проезжей части, освоены основы безопасного поведения при переходе проезжей части
Задачи Важно! Правильно писать в конспекте не «цели НОД», а «задачи НОД». Цель - это заключительный общий результат, протяжённый во времени. Итак, для конкретного занятия ставьте задачи, 4–5 задач достаточно, и помните, что они все должны быть решены по его окончании. Формулируя задачи, используйте глаголы - «дать знания», «закрепить знание», «сформировать умение» и т. д. Обучающие задачи: дать детям знания о правилах перехода проезжей части, ввести в тезаурус слова «светофор» и «переход», закрепить знания детьми цветов светофора.
Развивающие задачи: развивать коммуникацию, мышление, память.
Воспитательные задачи: воспитывать стремление применять правила дорожного движения в игре, жизни и требовать их соблюдения от других.
Ход непосредственно образовательной деятельности В данной части педагог предлагает сценарий, расписанный по этапам и по словам.
  1. Вводная часть: пропишите приём, цель которого, стимулировать интерес детей и побуждать на включение в деятельность.
  2. Основная часть: пропишите все разработанные образовательные ситуации.
  3. Заключительная часть: пропишите вопросы для обратной связи, они помогут оценить степень усвоения материала. Вопросы также используются с целью закрепления полученных детьми новых знаний.
Пример приводится в сокращённом виде
1.Воспитатель: «Отгадайте дети, что я сегодня нашла в почтовом ящике? (Ответы детей) Правильно, письмо (показывает). Его прислал Мишутка из сказки. Он пишет нам: Здравствуйте, дети. В сказочном городе, где я живу случилась беда: сильный дождь смыл всю краску со светофора на главной улице. Теперь огоньки на светофоре не горят, случаются аварии. Помогите нам, пожалуйста. Ну что, поможем?»
Дети: «Да!»
2.Воспитатель: «Только давайте сначала вспомним, для чего нужен светофор!» (Ответы детей)
Воспитатель: «А на чём мы можем с вами отправиться в сказочный город?»
Динамическая пауза «Мчится поезд» (звучит музыка)
Воспитатель: «Ой, посмотрите, что это на полу?»
На полу в виде дорожки лежат красные, жёлтые и зелёные кружки.
«Построй свой пешеходный переход»
Воспитатель детям раздаёт полоски, обозначающие пешеходный переход (чёрно-белые) и ребята должны выложить правильно свой пешеходный переход
Игра «Собери машинку»
Нужно сложить из частей целое. Назвать вид транспорта и цвет.
Дети собирают пазлы, на интерактивной доске показываются собранные картинки.
3.Рефлексия
«Дети вам понравились наши приключения? Что нового вы узнали?
Как правильно переходить через проезжую часть? Зачем нужен светофор?» и т. д.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по ОБЖ

Для воспитателей детского сада, особенно начинающих, является актуальным вопрос о том, как провести открытое занятие. Открытые занятия обычно посещают родители детей, коллеги-воспитатели, руководство детского учреждения, представители контролирующих органов. Присутствие гостей, критически оценивающих происходящее создаёт стрессовую ситуацию для воспитателя, влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому открытые занятия, как, впрочем, и большинство НОД, не проводятся спонтанно. Использовать готовый конспект можно, но при этом не забывайте применять самостоятельные творческие решения. Естественно, что проведение открытого занятия требует ещё более тщательной предварительной подготовки. Хорошей помощью в планировании открытого занятия будут следующие рекомендации:

  1. Определитесь с темой, постарайтесь выбрать ту, что наиболее разработана вами и интересна детям; составьте глоссарий ключевых понятий.
  2. Чётко обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия, обоснуйте его целесообразность.
  3. Тщательно спланируйте учебно-методические материалы (подберите соответствующую литературу, найдите готовые либо разработайте задания самостоятельно). При разработке заданий не забывайте об основных критериях, которым они должны соответствовать: придерживайтесь принципа «от простого к сложному», составьте три набора заданий: во-первых, способствующих воспроизведению материала; во-вторых, способствующих осмыслению материала; в-третьих, способствующих закреплению материала. И, главное, - творческий подход! Продумайте нестандартный ход, который удивит и запомниться участникам и зрителям.
  4. Тщательно сгруппируйте отобранный материал, распределите его по структурным элементам занятия. Главное - обеспечить активность детей.
  5. Не менее тщательно распланируйте «фокусы» контроля и особого внимание во время занятия (что и как контролировать, как использовать результаты диагностики).
  6. Продумайте необходимость оборудования и подготовьте его. Лучше составить исчерпывающий список учебно-наглядных пособий, техники, расходных материалов и т. п. Используйте побольше визуализации: макеты, плакаты, наглядный материал, слайды и др. Не забудьте непосредственно перед занятием ещё раз проверить, работает ли необходимое оборудование. Если занятие очень ответственное продумайте альтернативные варианты на случай форс-мажора.
    .

Анализ занятия по ОБЖ

Проведя определённую работу, будь то десятиминутное занятие или долгосрочный проект, воспитатель задаётся вопросами: а была ли продуктивной проделанная работа? стоит ли её масштабировать? каковы проблемные области, ошибки и недоработки? можно ли улучшить результат? и др. Получить ответы на эти вопросы позволяет диагностический анализ проведённого занятия. Анализ занятия в ДОУ предполагает оценку по количественным и качественным критериям. Например, использовались ли методы привлечения внимания на мотивационном этапе занятия? (да/нет - количественный критерий); насколько эффективны использованные методы (качественный критерий). В целом методология оценки предполагает ответы на вопросы определённого характера. Чем более детализирована оценка, тем больше вопросов нужно задать. Оформляя документально результаты диагностики занятия, не забывайте указать: Ф.И.О. того, кто проводит занятие; тема, дата, возраст детей и группа, поставленные задачи и способы их достижения, основные выводы, включающие в себя оценку действий воспитателя, обоснование как положительных, так и отрицательных моментов, а также изучение мнения детей. Проводя анализ, обязательно заполните все пункты приведённого ниже шаблона, по необходимости эти пункты могут быть дополнены.

Шаблон для оценивания занятия: таблица

Критерии оценки 0–10 баллов
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, рациональность его расположения и использования
Доступность подачи материала
соответствие формы занятия применяемым образовательным технологиям
Предварительная работа с детьми
Соблюдение требований к проведению НОД по СанПиН
Использование игровых приёмов
Приёмы привлечения и сосредоточение внимания на мотивирующем этапе
Приёмы активизации детей на деятельностном этапе
Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей
Стимулирование активности детей на занятии
Степень усвоения материала занятия детьми
Психоэмоциональное состояние детей
Творческая активность детей

Оформление уголка по ОБЖ в ДОУ

Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, подспудно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии. Общих требований к оформлению уголка нет, он может быть оформлен как единый стенд (не менее 30*65 см) либо как набор составных частей, каждая из которых предназначена для определённой тематики. Подходы к организации такого уголка определяются наличием свободной площади и количеством размещаемой информации, т. е. определяются условиями конкретного ДОУ.

Коллаж можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по теме «Неосторожное обращение с огнём и электроприборами»

Иллюстративные материалы могут быть выполнены типографским способом либо вручную воспитателями. В оформлении уголка могут принимать участие и дети.

Плакат можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по темам раздела «Ребенок и другие люди»

Уголок, как правило, посвящён определённой тематике.

Стенд даёт представление детям о необходимом оборудовании для тушения пожара

Урок безопасности в детском саду: видео

https://youtube.com/watch?v=Tf5mXjzml1o Video can’t be loaded: Урок безопасности в детском саду № 79 (https://youtube.com/watch?v=Tf5mXjzml1o)

Творческие работы детей на занятиях по ОБЖ

Наглядным результатом занятий по ОБЖ могут стать различные творческие работы, поделки и рисунки детей. Через творчество дети усваивают основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Рисунок демонстрирует степень понимания ребенком опасности неосторожного обращения с электроприборами

Поделки могут выполняться детьми индивидуально, в группе или совместно с родителями.

Поделка показывает степень понимания ребенком содержания работы пожарных

Таким образом, воспитатели ДОУ осуществляют и систематически совершенствуют важную работу, направленную на защиту малышей от агрессивной и опасной внешней среды, воспитывают у них навыки здорового и безопасного образа жизни на долгие годы вперёд.

Конспект занятия по обж в старшей группе « Службы спасения «101», «102», «103»

Пр. задачи:

Систематизировать представление детей о правилах пожарной безопасности, значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья; закреплять представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, закреплять полученные знания о знаках, объяснить их связь с безопасностью участников уличного движения;

стимулировать развитие мышления и речи; развивать наблюдательность, умение слушать;

воспитывать уважение к профессиям, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения к товарищам.

Материал и оборудование: макет автобуса, шкатулка, карзинки-2 шт, листы с заданиями, дорожные знаки, телефон 2 шт, карандаши простые, предметы: машинка, карандаши, книга, мяч…; спички, свечи, игла, зажигалка зеркальце …; картины «пожар в доме» «Потерялась девочка»

Персонаж: Незнайка

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о безопасной жизнедеятельности, сюжетные картинки «Хорошо-плохо», дидактические игры «Дорожные знаки», разучивание стихов, загадок, подбор вопросов по ПДД, рисование по теме.

Ход занятия.

Дети, взявшись за руки, образовывают круг.

В. Давайте сначала мы с вами передадим друг другу хорошее настроение, добро. Для этого каждый пожмёт руку соседа слева.

В. Сегодня мы с вами будем путешествовать

Входит Незнайка.

Незнайка. - Это д\с? Ребята старшей группы? Здравствуйте ребята! Это я, Незнайка. У меня тут такое, приключилось! Срочно нужна ваша помощь.

В. Не волнуйся, Незнайка. Лучше объясни, что у тебя произошло? Чем мы можем тебе помочь?

Незнайка. Расскажу всё по порядку, а вы сами решайте, чем мне помочь. Вчера дома под столом я решил развести костёр, чтобы погреться. Но огонь оказался таким прыгучим! Сначала перепрыгнул на скатерть, потом - на шторы, и нечаянно начался пожар! Приехали пожарные. Но им пришлось очень постараться, чтобы меня найти: я ведь умный - от огня в шкафу спрятался! А эти вредные пожарные, когда меня нашли, то сказали, что я не знаю каких-то правил безопасности, вот! А что это за правила, я действительно не знаю. Ребята вы мне поможете с этим справиться?

В. Ребята, поможем Незнайке? Не волнуйся, Незнайка, расскажем тебе о правилах безопасности. Кстати, мы, сейчас, едем в страну Безопасности. Поедем с нами.

Незнайка. Ой, спасибо, вам!

В. Сегодня мы с вами будем путешествовать в школьном автобусе. Для того, чтобы войти в него, каждому нужно ответить на вопрос по правилам безопасности. Если ответите неверно, становитесь в конец очереди, чтобы ответить правильно и занять место в автобусе.

ВОПРОСЫ:

  1. Где пассажиры ждут автобуса?
  2. К чему приводят игры со спичками?
  3. Почему нельзя высовываться в окно или выставлять руку?
  4. Что может случиться, если съесть немытые овощи, фрукты, испорченные продукты?
  5. Можно зажигать свечи на новогодней елке? Почему?
  6. Можно ли выбрасывать что-либо через открытое окно транспорта?
  7. Если твой друг попал в беду, что делать?
  8. Можно ли без разрешения взрослых пользоваться утюгом? Почему?
  9. Почему во время движения нельзя прислоняться к дверям?
  10. Можно ли звонить в службу спасения ради забавы?
  11. Рекомендуется ли принимать лекарство без назначения врача?
  12. Можно ли играть в футбол на дороге?
  13. Для чего нужно знать свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон?
  14. Опасна ли электророзетка в помещении?

В. Сейчас мы сядем в автобус и поедем.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди,

Подъезжай и выходи.

ОСТАНОВКА 1. «Площадь дружбы»

В . Давайте выйдем. Посмотрите нам кто - то оставил шкатулку. Как вы думаете, что в ней? Для этого я загадаю вам загадку.

Это тёмный, тёмный дом.

Сто сестричек живёт в нём,

И любая из сестричек

Может вспыхнуть как костёр,

Славные сестрички - тоненькие…(Спички)

В. Для чего нужны спички?

Дети. Чтобы разжечь огонь.

В . Как вы думаете, огонь приносит пользу или вред человеку? (ответы детей)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ХОРОШО_ПЛОХО»

Польза: согреться, приготовить еду, зажечь свечи на праздничный торт и т.п.

Вред: от неосторожного обращения с огнём и электричеством случаются

пожары, могут погибнуть люди, животные, разрушаются дома, гибнут леса и т.п.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Глазкам нужно отдохнуть, (закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут, (глаза открыты, круговые вращения

зрачками по часовой стрелке и наоборот)

Много- много раз моргнут (частое моргание)

Глазкам стало хорошо. (лёгкое касание закрытых глаз кончиками пальцев)

Мои глазки видят всё! (глаза раскрыты, на лицах улыбки)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЧТО ОПАСНО, ЧТО НЕТ»

В. Предлагает разложить картинки с предметами в разные корзинки: в синюю предметы, игры с которыми не могут стать причиной пожара, опасности (машинка, книга, карандаши, мяч …); в красную - опасные предметы (спички, свечи, игла, зажигалка, зеркальце…).

В. Сейчас я вам прочту стих. С. Маршака «101».

Мать на рынок уходила:

Дочке Лене говорила:

« Печку Леночка не тронь-

Жжётся, Леночка огонь…

Как вы думаете, что могло случиться с девочкой? Как помочь девочке? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? (101)

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера «101». Дети обводят номер по точкам карандашом.

В. Давайте рассмотрим картинку «пожар в доме»

Что нужно делать? (Дети обыгрывают- вызывают пожарную службу).

Игра « Если пожар»

Дети набирают номер «101» и называют своё имя, домашний адрес.

Воспитатель задаёт уточняющие вопросы: « Что горит? Если там дети?»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Пейте все томатный сок - (ходьба на месте)

Кушайте морковку - (руки к плечам, затем вверх)

Все ребята будете - (руки на пояс, наклоны в стороны)_

Крепкими и ловкими - (руки на пояс, приседание)

Грипп, ангину, скарлатину - (руки на пояс, прыжки)

Всё прогонят витамины - (ходьба на месте)

В. Дети садятся в автобус.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди,

Подъезжай и выходи.

ОСТАНОВКА 1. «Перекрёсток добрых дел»

В. Давайте выйдем из автобуса. Вспомним об известных правилах безопасности на дороге. Ответы детей

Нельзя играть.

Переходить улицу по пешеходному переходу.

Знаки используют водители и пешеходы.

Водители едут по проезжей части, пешеходы ходят по тротуару, велосипедисты по велосипедной дорожке.

ИГРА « ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

В. Я буду в этой игре ведущим и вам, буду читать стихи, а вам нужно отвечать « Это я, это я, это все мои друзья» или молчать.

В.1. Кто из вас идёт вперёд Только там, где переход.

Дети отвечают.

2.Кто летит вперёд так скоро, Что не видит светофора?

3.Кто знает, что красный свет -Это значит хода нет?

Дети отвечают

4.Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой.

Дети отвечают.

5. Знает кто, что свет зелёный Означает путь открыт?

Дети отвечают

6. Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? Молчат

7.Кто будет слушаться без спора указанья светофора.

Дети отвечают.

8.Признавайтесь, ребятишки,

Кто берёт без проса спички? Молчат.

9.Кто как таблицу умноженья знает правила движенья.

Дети отвечают

10. Кто, завидев сильный дым, набирает «101?»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ШОФЕРЫ И ПЕШЕХОДЫ»

В . 2. группы детей- пешеходы и шофёры. Воспитатель поднимает картинку с изображением одного из дорожных знаков, а дети называют знак, затем говорят, что должен делать-шофёр или пешеход, когда подходит к этому знаку.

В. Если что- нибудь случится, кто поможет нам в беде? (милиционер) Как его можно найти?

Можно увидеть на улице. Можно позвонить в милицию.

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера «102». Дети обводят номер по точкам карандашом.

Рассматривают картинку (потерялась девочка).

Дети обыгрывают ситуацию. Дети набирают номер «102» и называют своё имя, домашний адрес.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди, Подъезжай и выходи

ОТАНОВКА « БОЛЬНИЦА» Де ти выходят, садятся на стульчики.

В.Вы можете вспомнить случаи из своей жизни, когда вы сильно заболели? А случилось болеть так, что с вашей болезнью не могла справиться мама? Что делать? (вызвать скорую помощь) По какому телефону? «103»

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера «103». Дети обводят номер по точкам карандашом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

В. Я буду описывать ситуацию, в которой могут оказаться люди, предлагать два варианта ответа. Нужно выбрать правильный.

1.У человека поднялась температура, он плохо себя чувствует .

А. поиграть на улице;

Б. лечь в постель и вызвать врача;

2.Вкусные конфетки прячет мама высоко в шкафчике .

А. это не конфеты, а лекарство.

Б. можно брать и есть пока никто не видит.

3.Ветер на улице становится сильнее, ломает ветки, небо потемнело .

А. лучше идти домой.

Б. можно играть на улице.

4. У мамы есть моющее средство для посуды.

А. брать его самостоятельно.

Б. мыть посуду с взрослыми.

5.Утюжили с мамой одежду, зазвонил телефон.

А. оставить утюг включенный, поутюжить потом.

Б.выключить, поставить в безопасном положении,

закончить работу потом,

6. Как интересно играть в компьютерные игры.

А. играть можно не каждый день.

Б. хорошо играть каждый день.

Дети садятся в автобус.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди,

Подъезжай и выходи.

В. Вот мы и вернулись в д\с.

Незнайка тебе понравилось наше путешествие? Чтобы с тобой не случилась беда, слушай внимательно и запоминай.

1. Ребёнок. Мы знаем правил много,

Мы учим с детства их.

Но нужно помнить строго.

О правилах таких

2. Ребёнок. Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по 101-

Сразу всё уладится.

3.Ребёнок. Если вы в беду попали-

Телефон «102» набрали.

К вам милиция придёт,

Всем поможет, всех спасёт.

4.Ребёнок. Если вдруг ты сильно захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Этот номер « Скорой помощи» «103»

Незнайка . Благодарю вас за то, что помогли мне.

В. Ребята, давайте подарим Незнайке номера служб спасения.

В. Вам понравилось наше путешествие? Я надеюсь, вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили, и будем соблюдать их.

Что еще почитать