Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребенка- Детский сад №2 «Жемчужинка»

Составила воспитатель:

Русакова Е. Ю.

Конспект по организации познавательно-исследовательской деятельности « Машина каша»

Задачи :

Учить детей делать простейшие умозаключения,образовывать прилагательные, выдвигать гипотезы,излагать свои мысли, делать выводы и зарисовывать их.

Формироватьпознавательную активность детей в процессе экспериментированияс ситечком , способом его применения; формировать знания о крупах, об ингредиентах, необходимых для приготовления каш.

Воспитывать аккуратность при работе с крупой, с ситечком ; умение прислушиваться к мнению сверстников;стремление оказывать помощь.

Предварительная работа :

Знакомство с разными видами круп и их особенностями.

Беседа: Откуда пришла крупа?

Рассматривание крупы через лупу.

Чтение сказки «Горшочек каши» Братьев Гримм

Словарная работа: расширение словаря: крупа, сыпучая, сито, просеивать.

Материал и оборудование :

Игрушки настольного театра: девочка Маша, медведь;

баночки с разной крупой, баночка со смешанной крупой,

На каждого ребенка пластиковый стакан для смешанной крупы,две тарелочки, маленькое сито, карандаши и листы для зарисовки.

Ход занятия:

Тихо сядем все в кружок

Возле тёплой печки.

Замолчал в углу сверчок,

Кот уснул на печке.

За окном метель метёт,

Вьюга завывает,

А в берлоге спит медведь,

Машу вспоминает.

Я хочу рассказать вам историю про «Машу и медведя» (Показать элементы театра) .

Жила была девочка Маша. Пошла она с подружками в лес погулять, свежим воздухом подышать. Идёт, смотрит по сторонам, любуется красотой природы, да и заблудилась. В лесу темнеет, страшно становится. Видит Маша избушку, вошла в неё, а там Миша-медведь.

Здравствуй, девочка! Как ты сюда попала?

Я заблудилась. Очень хочу домой.

Я рад, что ты ко мне пришла. Будешь со мной жить, кашу варить. Накормишь меня моей любимой гречневой кашей, тогда отпущу и домой провожу. Сказал и ушёл в лес.

Что делать? Кашу то она никогда не варила.

Маша хотела уже заплакать, да вспомнила пословицу:

«Слезами горю не поможешь» .

Надо кашу варить. Повязала она фартучек и стала думать…

Ребята, вы хотите помочь Маше? Что ей необходимо, чтобы гречневую кашу сварить? (Кастрюля, вода, соль, гречневая крупа, масло)

Заглянула Маша в Мишкин буфет, а там банки с крупой стоят. Заглянула в первую баночку, а там… Какая крупа лежит? Какую кашу можно сварить?

(Рисовая крупа – рисовую кашу, кукурузная крупа – кукурузную кашу и т.д.)

Заглянула в последнюю баночку, обрадовалась. А потом чуть не заплакала, Что такое? Какая крупа лежит в этой баночке? (манная и гречневая вместе)

Мишка всё перепутал и в одну баночку высыпал две крупы манную и гречневую.

Что же делать? Не получиться сварить гречневую кашу, не отпустит меня Миша домой, загрустила Маша.

Ребята сможем ли мы Маше помочь? Как можно отделить гречневую крупу от манной крупы? Что нам для этого понадобиться?

Воспитатель предлагает попробовать детям отделить крупы друг от друга на практике. Дети отделяют крупы, разными способами, предложенными сверстниками. Если попытка не удаётся, выдвигают новые мысли, гипотезы.

Воспитатель подводит к мысли воспользоваться ситом (если никто из детей это не предложил сам) .

Делают вывод: что через дырочки сита просеиваются только мелкие вещества, а крупные не проходят в дырочки и остаются в сите .

Воспитатель заканчивает рассказывать историю: Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Мишке в чашку положила, кошке в ложку, а коту в большую плошку. Поел Мишка и в благодарность проводил Машу домой к бабушке и к дедушке. Каждую зиму в берлоге спит медведь, Машу вспоминает.

Предложить детям зарисовать вывод (обратить внимание на модель: Какой цвет для какой крупы)

Какая крупа просеялась?(мелкая)

Какая осталась в ситичке? (крупная)

Итог: Что нового мы сегодня узнали?

Где эти знания нам пригодятся?

Похвала хорошо работавших детей.

Цель:

- познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

Почему?

Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед - скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

Так какой лед? (скользкий)

Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

А что это значит? (Лед легкий)

А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

А кто живет в реках? (ответы детей)

И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

Почему? (так как можно заболеть)

Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. - Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

    в старшей группе

    «лаборатория воды»

    Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

    Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

    Основные задачи :

      Образовательные задачи:

      Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

      Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

    Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

      помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

      развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

    2.Развивающие задачи:

      Способствовать развитию любознательности;

      Развивать внимание детей;

      Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

    3.Воспитательные задачи:

      Продолжать воспитывать культуру поведения;

      Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

      Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

    Оборудование и материалы:

    Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

    Место проведения - групповое помещение.

    Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

    Методические приемы:

    Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

    Сюрпризный момент,

    Первая часть: (информационно-познавательная)

    Доброе утро! Я вам говорю

    Доброе утро! Я вас всех люблю!

    Желаю Вам хорошо заниматься!

    Слушать внимательно, ума набираться.

    Приветствие гостей.

    Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

    Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

    Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

    Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

    Где работают ученые? (в научной лаборатории)

    Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

    (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

    Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

    Загадка:

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (глобус)

    А что такое глобус?

    (Глобус – это модель Земли).

    Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

    А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

    А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

    (Значит, что воды больше)

    Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

    В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

    В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

    Мочит поле, лес и луг,

    Город, дом и все вокруг!

    Облаков и туч он вождь,

    Ты же знаешь это-… (дождь)

    С неба падают зимою

    И кружатся над землею

    Легкие пушинки,

    Белые… (снежинки)

    Сверху одеяло

    На землю упало,

    Самой лучшей ваты

    Мягче и белей.

    Травкам и козявкам,

    Всем зверушкам малым

    Спать под одеялом

    До весенних дней. (снег)

    У нас под крышей

    Белый гвоздь висит,

    Солнце взойдет-

    Гвоздь упадет. (сосулька)

    Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан… (иней)

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошел искать их днем

    Ищем, ищем – не найдем. (роса)

    Пушистая вата – плывет куда-то.

    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

    По небесам оравою,

    Бегут мешки дырявые,

    И бывает иногда

    Из мешков течет вода.

    Спрячемся получше,

    От дырявой… (тучи)

    Прозрачен, как стекло

    А не вставишь в окно. (лед)

    Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

    Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

    Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

    Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

    Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

    Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

    Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

    Физкультминутка

    К речке быстрой мы спустились,

    (шагаем на месте )

    Наклонились и умылись.

    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,

    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.

    (встряхиваем руками )

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.

    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.

    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.

    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой

    (шагаем на месте )

    И отправились домой.

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

    (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

    - Приступим к нашему исследованию.

    Опыт №1. «Вода - жидкость».

    Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

    Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

    Вывод: вода – жидкость.

    Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

    А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

    Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

    Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

    Вывод: вода – прозрачная жидкость.

    Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

    Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

    (У воды нет запаха).

    Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

    Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

    Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

    А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

    Вывод: Вода не имеет вкуса.

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

    В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

    (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

    Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

    Отдохнули, ребята?

    Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

    Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

    Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

    А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

    Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

    Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

    Итог занятия

    В: Чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

    Спасибо вам ребята.

    Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

    1.Задачи и цели выполнены.

    2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

    3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

    4. Активно отвечали на вопросы.

    1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.

    Цель: формирование представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности.

    Задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами и состояниями воды.

    2. Учить детей навыкам проведения элементарных лабораторных опытов.

    3. Развивать наблюдательность, любознательность.

    4. Воспитывать бережное отношение к воде.

    5. Закреплять правила поведения при проведении элементарных лабораторных опытов.

    Оборудование и материалы: аудио-магнитофон, флэш-карта, музыкальное сопровождение: мелодия ручейка, мыльные пузыри (по количеству детей) .

    Раздаточный материал : прозрачные пластмассовые стаканчики, блюдца, ложки одноразовые чайные; вода, лед, термос, красная гуашь, салфетки.

    Ход образовательной деятельности:

    1.Организационный момент.

    (заранее детям завязываются фартуки и прикрепляются бэйджики с именами)

    Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Юлия Александровна.

    Ребята, давайте друг другу улыбнемся!

    Приветствие «Передаем друг - другу улыбку»

    Дети стоят по кругу, и каждый передает соседу свою улыбку.

    Воспитатель: Ребята, закройте глаза, а руки протяните вперед ладошками вверх и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды).

    (Воспитатель проходит и капает каждому ребенка капельку воды из пипетки).

    Дети: Это звуки воды.

    В. Правильно, это журчит ручей.

    Воспитатель: Ребята, а что у вас на ладошках?

    Дети: Вода

    А теперь давайте отгадаем загадки! Если правильно отгадаете - увидите на экране отгадки.

    1. Мочит поле, лес и луг,

    Город, дом и все вокруг! (дождь)

    2. Он пушистый, серебристый,

    Но рукой его не тронь,

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь (снег)

    3. Прозрачен, как стекло

    А не вставишь в окно (лед)

    В. Как вы думаете, что общего у дождя, снега, льда? (вода, состоят из воды)

    Правильно. Все они состоят из воды.

    Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

    Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

    Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

    Ребята, любите ли вы узнавать новое? (да)

    Воспитатель: Давайте вы сейчас превратитесь в капельки.

    (Воспитатель раздает детям шапочки-маски)

    Повторяйте за мной:

    Чтобы превратиться вдруг,

    Соберемся дружно в круг

    Один, два, три… Стали капельками мы.

    Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в свою волшебную лабораторию.

    Воспитатель: -Дети, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем это делать.

    Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста, за столы.

    (Дети садятся за столы)

    Только будем внимательны и осторожны!

    Коль с водой имеем дело,

    Рукава засучим смело.

    Пролил воду - не беда:

    Тряпка под рукой всегда.

    Фартук-друг: он нам помог,

    И никто здесь не промок.

    2. Опытно-экспериментальная деятельность.

    Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»

    Воспитатель: - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).

    Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

    Какой сделаем Вывод ? вода - это жидкость.

    Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»

    А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.

    Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)

    А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)

    Ребята, давайте добавим в стаканчик краски (гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)

    Какой здесь можно сделать вывод? Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.

    Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.

    Вывод: вода -бесцветная и прозрачная.

    Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

    Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.

    Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.

    Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

    (У воды нет запаха).

    А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет? (соком, кисло, по-другому)

    Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)

    Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    В: Ребята, что такое море? (тоже вода). Поиграем в веселую игру «Море волнуется раз». Я буду отгадывать вашу фигуру.

    Физкультминутка «Море волнуется раз»

    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три,

    Морская фигура на месте замри!

    (воспитатель повторяет 2-3 раза)

    Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.

    Опыт №4 «Лед - твердая вода»

    Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?

    (показываю лед).(наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)

    Ребята, будьте осторожны -лед холодный!

    Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

    Ответы детей : Влажными.

    Как вы думаете, почему они стали влажными? (руки были мокрыми, впитали воду)

    Что же такое лед? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?

    Вывод детей: лед - твердая вода.

    Опыт №6«Газообразная вода - пар»

    Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.

    Ребята, будьте внимательны и осторожны - кипятком можно обжечься!

    Дети, сейчас я налью немного горячей воды в стакан и накрою сверху его зеркалом. Давайте посмотрим внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).

    Ответ: Образовались капли воды.

    Ребята, из чего они образовались? (из пара, из горячей воды)

    Вывод: вода может превратиться в пар.

    Подведение итогов и оценка результатов.

    Воспитатель:- А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего?

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства и состояния воды.

    Вода бывает какая - (жидкая, твердая, парообразная).

    Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.Я вам очень благодарна.

    Ну, вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.

    Давайте встанем в круг и превратимся из капелек снова в детей.

    Повторяйте дружно все за мной:

    Чтобы превратиться вдруг,

    Соберемся дружно в круг

    Один, два, три… Стали снова дети мы.

    Воспитатель: - Я дарю вам волшебные подарки, чтобы вы не забывали о нашем путешествии(мыльные пузыри).

    Список используемой литературы:

    Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

    Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

    Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.

    Что еще почитать