Лекция по обществознанию семья и брак. Урок по истории (обществознание) "Правовые основы брака и семьи"

Лекция:


Понятие и типы семьи


Семья является объектом изучения социологии, психологии, правоведения и других наук. Социология семьи рассматривает её в двух значениях:


Семья – это малая группа людей, объединенная узами брака или кровного родства, организующая совместный быт.


Семья – важный социальный институт общества, удовлетворяющий потребности человека в репродукции, общении, понимании, заботе и любви.


Семья может быть супружеской или родственной. Супружеской называется семья, состоящая из мужа, жены и детей. Такая семья живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. Родственная включает несколько супружеских пар и поколений. Например, родители одного из супругов, супруги и их дети. Иногда бывает и такое, что семья берёт под свою опеку родственника, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Подобная семья также является родственной. Также семьи можно классифицировать по следующим типам:

    По характеру взаимоотношений между членами семьи – патриархальная или традиционная (признаки: чёткое разделение обязанностей между супругами, выполнение домашних забот в основном женщинами, экономическая зависимость женщины от мужчины, решение семейных вопросов главой семьи), партнёрская или демократическая (признаки: равномерное распределение обязанностей между супругами, экономическая самостоятельность женщины, одинаковое участие членов семьи в решении семейных проблем).

    По количеству детей – многодетная, малодетная, бездетная.

    По составу – нуклеарная (родители и дети), многопоколенная, неполная.

Функции семьи


Семья, как важный социальный институт выполняет ряд функций:

    регулирование половых отношений путём заключения брака;

    репродуктивная функция – рождение детей;

    воспитание подрастающего поколения, забота о детях, обеспечение благоприятных условий для их развития;

    социализация – семья является первичным агентом социализации и играет главную роль в усвоении социальных норм детьми;

    хозяйственно-экономическая функция – ведение совместного быта, домашнего хозяйства, взаимная материальная помощь;

    статусная функция – передача определённых статусов (к примеру, национальность, аристократичность, профессия) по наследству;

    эмоциональная функция – в семье человек удовлетворяет потребности в любви, ласке, заботе, внимании, понимании, сочувствии;

    защитная функция – физическая, психологическая, материальная защита членами семьи друг друга;

    досуговая (рекреационная) функция – совместный отдых членов семьи.

Тенденции современной семейной жизни


Семья, как и любой другой социальный институт находится под влиянием общества, поэтому она изменяется вместе с социальными условиями. Изменения семьи также связаны с собственными внутренними закономерностями её развития. Рассмотрим тенденции современной семьи:

    равноправие супругов и равномерное распределение обязанностей между ними;

    падение рождаемости, рост числа разводов, увеличение числа холостяков;

    резкое имущественное расслоение семей на богатых и испытывающих значительные материальные затруднения;

    ухудшение психологического климата семьи, неуверенность в завтрашнем дне;

    ослабление религиозных и нравственных ценностей;

Как видно, в основном, тенденции не радующие, они свидетельствуют о кризисе современной семьи. Поэтому для укрепления института семьи важны целенаправленные государственные меры семейной политики. Среди которых:

    создание условий для повышения рождаемости и материальная помощь семье. Например, предоставление материнского капитала женщинам, родившим второго ребенка; выплата пособий неблагополучным семьям и иные меры социальной поддержки;

    улучшение здоровья населения и снижение смертности, совершенствование системы здравоохранения, реализация профилактических мер;

    общее повышение доходов и благосостояния населения;

    укрепление статуса семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных традиций, пропаганда лучших примеров семьи через СМИ.










Типы семей в зависимости от численного состава Нуклеарные (супружеские)Расширенные Репродуктивная (родители и несовершеннолетние дети) Ориентационная (только супружеская пара) Объединяют три и более поколения Типы семей по характеру распределения домашних обязанностей Патриархальная (традиционная) Матриархальная Партнерская (демократическая) Роль лидера принадлежит мужчине, экономически обеспечивающему семью, с четким разграничением домашних работ на «мужские» и «женские» Мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена принимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности. Все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо. Решения по семейным вопросам принимаются совместно. Типы семей по характеру семейного воспитания Авторитарная ЛиберальнаяДемократическая Признание авторитета главы семьи, безоговорочное выполнение его требований, принудительные меры воздействия. Интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом. Основа воспитания – убеждение, самовоспитание, сотрудничество детей и родителей.


В отличие от юридически зарегистрированного брака, существуют и браки фактические. Фактический брак – длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины, но без юридических регистрации этих отношений. В Российской Федерации правовые последствия порождает только юридический факт регистрации брака.




ФУНКЦИИ СЕМЬИ Это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Репродуктивная Воспитательная Рекреационная (досуговая) Хозяйственно- экономическая Социально- статусная Духовно-нравственная Психологическая Сексуальная Первичного социального контроля


ФУНКЦИИ СЕМЬИ Функция семьи Как проявляется Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Воспитательная Формирование индивида как личности, социализация. Хозяйственно- экономическая Ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Рекреационная (досуговая) Организация рационального досуга членов семьи. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры общества. Первичного социального контроля Регулирование поведения членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций. Духовно-нравственная Развитие личности каждого члена семьи. Психологическая (эмоциональная) Оказание эмоционально-психологической поддержки членам семьи, создание благоприятной атмосферы в семье. Сексуальная Регулирование отношений между полами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

презентация по обществознанию Социология. Семья. Право. Брак. (Подготовка к ЕГЭ по обществознанию) Кодификатор: 3.10. Семья и брак 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Кривоногова Е.Н учитель истории I квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

3 слайд

Описание слайда:

Функции семьи: репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая (эмоциональная) - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

4 слайд

Описание слайда:

1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21231 ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная А Б В Г Д

5 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер распределения домашних обязанностей: – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. – Коллективистская (партнёрская) - обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. 2. В зависимости от структуры родственных связей: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: - бездетные; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей). 4. В зависимости от численного состава: - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

6 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер воспитания: - Авторитарная - основывается на авторитете родителе. - Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

7 слайд

Описание слайда:

2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21122 ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены 1) патриархальная 2) партнёрская А Б В Г Д

8 слайд

Описание слайда:

3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 12221 ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения 1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства А Б В Г Д

9 слайд

Описание слайда:

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения. В юридическом смысле брак - добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

10 слайд

Описание слайда:

Семья Брак = Брак – официально зарегистрированные государством (церковью) семейные отношения Возможна семья без заключения брака Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

11 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака; в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих; г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства; д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак; е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.

12 слайд

Описание слайда:

Задание 25 (ЕГЭ) 4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

13 слайд

Описание слайда:

Основания признания брака недействительным: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. ОТВЕТ: 1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ); 2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой); 3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной); 4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем); 5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке. ОТВЕТ: 1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке); 2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи); 3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

16 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. Ответ: 1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы); 2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой); 3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства); 4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

17 слайд

Описание слайда:

Личные неимущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности супругов регламентируются ст. 31 и 32 СК РФ. Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права. Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности: а) возникают только после регистрации брака; б) лишены экономического содержания; в) возможны только между супругами; г) неотчуждаемы и непередаваемы; д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

18 слайд

Описание слайда:

Личным неимущественным правам супругов относятся: 1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии 2) право на свободный выбор места жительства 3) право на свободный выбор места пребывания 4) право на совместное решение вопросов семейной жизни 5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака 6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) 7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

19 слайд

Описание слайда:

Имущественные права супругов права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности. права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором. Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

20 слайд

Описание слайда:

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

21 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре. ОТВЕТ: 1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре: − свои права и обязанности по взаимному содержанию; − способы участия в доходах друг друга; − порядок несения каждым из них семейных расходов; − определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; − любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 9. Супруги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный договор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных переговорах, рас­ска­зы­ва­ла ему их содержание, а также со­дер­жа­ние почтовых, те­ле­граф­ных и про­чих сообщений. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пункта. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия нотариуса? Ответ поясните. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между супругами, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном договоре. ОТВЕТ: 1. Действия нотариуса правомерны. 2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение. 3. Брачный договор - может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов; - может регулировать порядок раздела имущества в случае развода; - может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 27 10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? ОТВЕТ: 1) два пункта: - о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей; - об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов; (Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) условие: государственная регистрация брака

24 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет ресурсы ЕГЭ 2018. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. М.: 2017. - 486 с. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. М.: 2017. - 144 с. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. М.: 2017. - 144 с. https://soc-ege.sdamgia.ru/ РЕШУ ЕГЭ обществознание

Эпиграф к уроку:

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

  • Показать роль права в регулировании семейно- брачных отношений
  • Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе.
  • Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Основные понятия:

  • семья,
  • брак,
  • Семейный кодекс,
  • брачный возраст,
  • нуклеарная семья,
  • расширенная семья.

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • Семейное право;
  • Учебник Обществознание Л.Н. Боголюбова. 10 класс
  • Интернет-ресурсы:
  • http://koi.www.uic.tula.ru/school/ob/pusk.html

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами, позволяющими учителю организовать обсуждение предлагаемых вопросов по слайдам

Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Учащиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
  • Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.
  • Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Семья
  • Условия вступления в брак

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять понятия
  • Раскрыть основы семейного права
  • Разрешать ситуации в семейных отношениях
  • Высказывать собственную точку зрения

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий

Ход урока

План

1. Что такое семья и брак

2. Функции семьи

3. Типы семей

4. Формы брака

5. Заключение брака

Вступительное слово учителя

С понятием " семья" ученики уже знакомы. В этой связи изучение новой темы можно начать с беседы

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивостьчеловеческого общества.

Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Все было общим. И дети тоже.

Но те времена миновали. Семья существует уже тысячи лет. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

1.Что такое семья?

  • Что такое семья?
  • Зачем человеку семья?
  • Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?

После предположений учеников слово учителю.

Объяснение учителя:

  • Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности
  • Семья - общность супругов, родителей и детей

Задание:

Ответьте на вопрос: "Семья ли это?"

Результат внесите в таблицу:

№ примера Каков состав семьи Каковы основания семейных связей

Слайд №5-9

1. Евдокия Павловна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает

2. Владимир и Елена - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка

4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла, и они живут вместе с родителями.

5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство

В настоящее время семейные отношения регулируются новым Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 г., федеральным законом "Об актах гражданского состояния", и новым Гражданским кодексом, частью 1. Гражданский кодекс регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей

Слайд №10

Статья 1, ч.2 Семейный кодекс:

Признается брак, заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.

Можно и поставить знак равенства между понятиями семья и брак?

Какую роль в создании семьи играет заключение брака?

Заключение брака - это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Слайд №11

Статья 10 ч. 2 Семейный кодекс:

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Основа семейной жизни - любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины. Гармония сексуальных отношений супругов имеет большое значение, но не меньшее значение имеет и духовная, и нравственная связь мужа и жены.

2. Функции семьи

Слайд №12

Функции семьи в обществе многообразны. Перечислим только главные из них:

  • воспроизводства общества и регулирование сексуальных отношений
  • обучение и воспитание детей, их социализация и приобщение к культуре
  • экономическая функция-производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества

Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.

Слайд №13

  • Задание: Работа со статьей Семейного кодекса.
  • Определите принципы семейного права.
  • Защита брака и семьи государством и обществом
  • Равноправие между мужчиной и женщиной
  • Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи
    • всесторонняя защита детей
    • равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей
    • уважение личности
    • забота и взаимопомощь между членами семьи
    • равноправие всех граждан в семейном отношении
    • законность только гражданского регистрированного в загсе брака
    • допустимость только одного брака

Слайд №14

3. Типы семей:

В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная , или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Задание: работа в группах.

Каждая группа определяет круг своей семьи, распределяет обязанности, устанавливает принципы своей семьи.

Слайд №15

4.Формы брака и семьи.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.

5. Заключение брака.

Можно любить и жить без стремления создать семью. Некоторые так и поступают.

Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)

Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью

Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей?

Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (нет)

Какую же роль в создании семьи играет заключение брака?

(Браком считается семейный союз мужчины и женщины, поражающий их права и обязанности по отношению друг у другу и к детям. Если не заключен брак, значит, не состоялось юридическое оформление семейного союза. И не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.)

Кратко запись в тетради

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины
  • Единобрачный союз
  • Свободный союз
  • Равноправный союз
  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

6. Правовые основы семейно- брачных отношений

Центральная проблема подтемы - правовые основы семейно- брачных отношений. Она включает ряд аспектов:

  • порядок и условия заключения и расторжения брака;
  • права и обязанности супругов;
  • имущественные правоотношения супругов

Работа с Семейным кодексом РФ

Слайд№17-18

Обозначенные аспекты семейной жизни регулируются Семейным правом РФ:

Глава 3 СКРФ ст 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.

Отдельных случаях месячный срок может быть изменен, сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц.

Ст.12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13 . Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.

При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.

Ст. 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке
  • Близкими родственниками
  • Усыновителями и усыновленными
  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

3.Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Кратко запись в тетради

Слайд №19

Условия действительности брака:

  • Не должны состоять в зарегистрированном браке с другим
  • Взаимное согласие
  • Дееспособность обеих сторон
  • Не должны быть близкими родственниками
  • Достижение брачного возраста
  • Не должны быть усыновителями и усыновленными

Слайд №20

Брак недействителен:

  1. Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции
  2. Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.

Задание: "Семейный очаг"

Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача- отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз- отстоять свою точку зрения. Время - 3 минуты на подготовку.

Заключительная часть урока Подведение итогов по теме.

Д/з 18. ответить на вопросы на стр.

Литература:

  1. Обществознание.10 кл., базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова.-2 изд.-М.:Просвещение,2007
  2. Обществознание.10 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель,2008
  3. Никитин.А.Ф. Основы государства и права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2001. Глава VIII.Семейное право. С.265
  4. ЛазебниковаА.Ю., Брант М.Ю. Урок обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу " Человек и общество".-2-е изд.,М.:Дрофа,2000
  5. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 74 с.
  6. Семейное право РФ
  7. Конституция РФ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

по теме: «Семья и брак»

1. Семья - ячейка общества

Семья это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Сущность семьи определяется ее функциями, структурой, а также ролевым поведением ее членов.

Семья первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Структура семьи совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще мужу, детей родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.

Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

2. Жизненный цикл семьи

Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям, но при их отборе следует учесть, что это именно цикл, т.е. должна быть отражена повторяемость, регулярность семейных событий (точнее говоря: цикличность обнаруживается при смене семейных поколений, но при переходе к нуклеарным семьям с разводами и повторными браками регулярность событий также вполне обнаружима).

По критерию родительства выделяются всего четыре фазы иди стадии пред- и прародительства, репродуктивного и социализационного родительства и, как минимум, пять ключевых событий заключение и распад брака, рождение первенца и последнего ребенка, вступление в брак одного из детей или рождение внука.

Понятие жизненного цикла часто используется для описания последовательности событий от рождения до смерти, хотя его более точное значение относится к последовательности стадий родительства на протяжении жизни, начиная от рождения детей через их уход из дома к рождению их собственных детей. На уровне населения цикл повторяется от поколения к поколению. Некоторые люди не имеют детей и соответственно не входят в межпоколенный жизненный цикл. Жизненный цикл в общем плане известен как семейный цикл последовательности стадий родительства, первично определяемых вариациями в величине и структуре семьи.

Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий. Такая характеристика семейных изменений часто используется в социологической демографии и содержит в себе много информации. Например, по сокращению периода репродуктивного родительства судят о снижении рождаемости и приближении к сплошной однодетности, а по сокращению фазы предродительства о падении брачности.

От своего возникновения до своего распада семья проходит через ряд стадий, которые являются предметом демографического анализа. Как правило, семья возникает в момент заключения брака. Семья растет с рождением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до того момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. В связи со вступлением в брак детей величина семьи постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, а затем и второго супруга семейный цикл заканчивается.

3. Добрачное поведение

В добрачный период появляются некоторые перспективные проблемы, обнаруживающиеся в браке, которые можно назвать как «родовые травмы». На судьбе брака сказываются место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге положительное, отрицательное, амбивалентное (и положительное, и отрицательное), индифферентное (безразличное); продолжительность и содержание периода ухаживания; инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица); время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака.

Положительный прогноз брака связан со следующими факторами добрачной истории: взаимоположительное первое впечатление друг о друге; знакомство в ситуации работы и учебы; период ухаживания от 1 до 1,5 лет; проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины; принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2 недель) обдумывания; сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Отрицательно сказываются на судьбе брака такие факты добрачного периода, как отрицательное или невзаимное впечатление друг о друге; короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания; неодобрение выбора родными и близкими; проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины; вынужденное решение о браке (например, в результате беременности); продолжительное обдумывание брачного предложения. Эти неприятные или неприемлемые факты требуют от супружеской пары компенсирующих мер, дополнительных усилий по сглаживанию негативных переживаний. Необходима активная работа над собой, над особенностями своего характера, поведения. Не справившиеся с этим будущие супруги выносят из добрачного периода хронические травмы, прямо или косвенно выявляющиеся в браке.

4. Брак

Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты.

Социологи выделяют три мотива вступления в брак: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную.

5. Семья

Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными.

Семья как социальный институт обладает обоими его признаками, которые мы выделили раньше. Первый - удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

Второй признак - семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская. Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Основу супружеской семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи.

6. Родство

Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно сожительствуют как минимум три поколения - дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности.

7. Совреме нная семья: распределение ролей

Параметр распределения ролей включает две составляющие: 1) кто является главным в семье и 2) кто в основном занимается воспитанием детей (в частности, проводит с ними больше времени) и оказывает значительное влияние на характер социализации граждан, на модели отношений родителей с детьми и на используемые родителями воспитательные стратегии.

Патриархальный тип распределения семейных ролей предполагает главенство отца; матери при этом отводится функция воспитания детей; современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов, как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения.

Неравенство между супругами, характерное для патриархального распределения ролей, часто бывает сопряжено с иерархическими взаимоотношениями между родителями и детьми - в таких семьях обычно детям не разрешается иметь свою точку зрения, если она отличается от родительской, от них ожидается подчинение родителям, а отношения родителей и детей обычно строятся на подавлении.

При эгалитарной структуре внутрисемейных ролей, наоборот, чаще наблюдается иная тенденция - отношение к детям как к равным, толерантность к инакомыслию, поощрение споров детей с родителями.

Структура распределения ролей в российских семьях меняется от патриархального типа к современному - представители более молодых поколений заметно чаще воспитывались в семьях с эгалитарным распределением семейной власти между родителями и с равноправным участием обоих супругов в воспитательном процессе.

8. Проблема лидерства в семье

Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

9. Развод

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.

Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному браку вопрос о нежелательности или желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод не только не является социальным злом, он, наоборот, необходим.

Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода. Свобода развода обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности.

10. Последствия развода

Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.

Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается воспитание детей.

11. Семья и социальный класс

Неравенство в паре может инициироваться несколькими факторами и включать в себя:

1) материальное неравенство;

2) возрастное неравенство (когда женщина на 10-12 лет старше партнера);

3) карьерное неравенство;

4) неравенство социального происхождения и вытекающее отсюда неравенство культур.

Проявление социального неравенства усиливается в том случае, когда семейный «аутсайдер» вдруг превращается в кормильца и лидера, а культурный лидер вдруг теряет свои преимущества.

Список использованной литературы

Капитонов Э.А. Социология ХХ века - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Смелзер Н. Социология. - М., Мысль, 2000.

Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М., Прометей, 2004.

Что еще почитать