Мода эпохи ампир: одежда, прически, украшения и мебель. Стиль ампир в одежде

Человечество очередной раз убеждается в правильности известной истины о новизне хорошо забытой старины. Мода совершает очередной виток спирали, возвращая нас к давним временам периода царствования французского императора Наполеона Бонапарта. Именно тогда получил свое начало стиль ампир в одежде и искусстве. Сегодня, как и прежде, он очень востребован и популярен. Благодаря уникальности силуэта современный ампир отличается большой вариативностью и многогранностью. Давайте поближе познакомимся с этим давним стилем и узнаем его отличительные особенности.

Толчком к развитию европейского костюма и появлению ампира послужили революционные события конца XVIII века во Франции. Кардинальные изменения коснулись всех сфер жизни европейского общества. Именно в те времена были заложены основные принципы формирования исторического костюма. Буржуазная революция ликвидировала классовое неравноправие в одежде, что привело к рождению нового стиля, отличающегося внешним единообразием. Время правления французского императора Наполеона вплоть до 1815 года совпало с эпохой ампира (от латинского empire–империя) в искусстве и костюме.

Его супруга Жозефина Богарне стала главной законодательницей и большой поклонницей нового стиля. Она всячески поддерживала придворного портного Леруа, одевающего по новой моде императорский двор и всю французскую знать.

Стиль ампир в одежде 19 века отличался свободным силуэтом, лаконичным кроем и четкими линиями. Женщины полностью отказались от удушающих корсетов, пышных кринолинов, громоздких париков и вычурных украшений. На смену жеманному и пышному барокко пришла эпоха, вдохновленная культурой древней Греции и Рима. Ее веяния основывались на красоте естественных форм и гармонии с окружающим миром.

Что такое стиль ампир в одежде?

Силуэт костюма периода Реставрации характеризуется стремлением к цилиндрическим очертаниям античной колонны. Платья по своему крою напоминали греческие хитоны. Летние модели шили из тончайших мягких тканей – батиста, кисеи, муслина, шелка. Одежду для прогулок и визитов создавали из шерстяного полотна. Для бальных нарядов выбирали дорогую материю: бархат, атлас, тафту, кружево. Изящная одежда дополнялась красивыми украшениями в волосах или элегантной шляпкой. Женский образ приобрел черты утонченности и нежности.

Читайте также: Шорты с завышенной талией: обзор моделей (+ 40 фото)

Отличительной особенностью стиля ампир в одежде 18 века были пропорции костюма, делящие фигуру в соотношении 1:6. Другой характерной чертой новой моды стал узкий лиф и длинная юбка с небольшим шлейфом, расширенная книзу. Такие наряды получили название шмиз (от французского сhemise – рубашка). Поначалу это действительно были нижние сорочки, которые надевали под платья, затем их стали носить самостоятельно.

Главный акцент в новых моделях женской одежды ставился на завышенную линию талии, оформленную всевозможными бантами и поясками. Именно эта особенность, красиво подчеркивающая грудь, позволяет ампиру оставаться актуальным и в нынешней жизни.

В первые годы правления стиля предпочитали носить платья белого цвета. Немного позже в моду вошла однотонная одежда разнообразных цветов. Крой лаконичных форм дополняли обилием декоративных решений. Полотно блестящих плотных тканей украшали античными рельефными узорами, искусно вышитыми однотонной нитью.

Описание платья шмиза будет неполным, если забыть упомянуть про аксессуары, которые дополняли и разнообразили наряды. Под короткие рукава–фонарики с широкими манжетами надевали длинные лайковые перчатки. Плечи европейских женщин покрывали индийские кашемировые шали, шею – узкий длинный шарф-боа из перьев или меха.

Стиль ампир в женской одежде, предназначенной для прогулок на природе, нашел свое отражение в новых видах моделей. Укороченные курточки-спенсеры были очень удобны при верховой езде. Длинное пальто редингот одинаково удобно было носить мужчинам и женщинам любого возраста.

На Руси состоятельные модницы стремились не отставать от европейского стиля и частенько выписывали нарядные туалеты из Лондона или Парижа. Русский ампир в одежде провинциальных дам отличался смешением модных элементов с традиционным кроем. Не имея возможности покупать одежду за границей, дворянки и купчихи шили на заказ, подражая столичным веяниям. Одежда простого люда также имела модный силуэт, но отличалась скромной отделкой и дешевыми тканями.

Кафедра «Спецкомпозиции»

РЕФЕРАТ

Выполнил: студент ТИЛП

Ботокараева М. Ч.

Проверила: Алибекова М. И.

Подпись:____________

Москва 2014

- возникновения стиля Ампир

- женский костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы женщин

- прически женщин

- обувь женщин

- аксессуары женщин

- мужской костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы мужчин

- прически мужчин

- обувь мужчин

- аксессуары мужчин

- заключение

- литература

Возникновение стиля Ампир (1804-1815г)

Стиль Ампир возник во Франции после Великой Французской революции и ориентировался на образцы античной моды.

Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 - начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции. Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями. Тот же прямой силуэт, та же простота линий и множество вертикальных складок

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» - «империя»).

Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике. Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный - присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Женский костюм в период Ампир

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью. (см. рис 1)

В женской одежде цилиндрический силуэт античности. Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок. 2

У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф (потом она постепенно исчезает) и глубокое округлое декольте. К бальному платью полагались длинные перчатки. Талия платья завышенная, под грудью Деколте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава - короткие, в виде буфов, в основном, фонариком. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» - короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

Рис 1 на женщине платье

Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия платье носили без корсета. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.

Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа.

В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем - разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами. Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» - легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

На гравюре того времени изображен такой «городской туалет»: шляпка-капотик, имитирующая античный головной убор с сеткой, посредством которой гречанки придерживали всю массу волос на затылке. Платье с полутреном, покрытое туникой, прикрепленной к поясу брошью из золота или серебра; эта туника сзади расходится. Корсаж - очень короткий и без рукавов. Руки закрыты рукавами сорочки.

Среди многообразия модных направлений встречаются те, которые не теряют своей актуальности ни при каких обстоятельствах. В чем секрет устойчивой популярности таких стилистических решений? Как показывает жизнь, это объясняется практичностью, удобством и универсальностью определенных вещей. Благодаря этим качествам стиль ампир в одежде можно причислить к ветеранам модного подиума.

Люди давно устали от созерцания субтильных длинноногих творений, которых им навязывают в качестве общепризнанного эталона красоты. Сегодняшняя мода все больше тяготеет к классическим канонам внешности – мягкой округлости форм, женственности, утонченности и грациозности.

Императорское наследие или история ампира

Название стиля происходит от французского слова empire – империя. Своим появлением Ампир обязан супруге императора Наполеона. Прекрасная Жозефина была большой поклонницей античной культуры. Именно она ввела в моду того времени платья с завышенной талией – характерной чертой греческой тоги.

Стиль ампир в одежде 19 века характеризовался легкостью, простотой и естественностью. Крой платья предусматривал укороченный лиф с глубоким вырезом и рукавами-фонариками на широких манжетах. Высокую линию талии подчеркивали атласной лентой. Сзади ее завязывали красивым бантом. Нижняя часть платья мягко струилась вдоль тела. Спереди платье выглядело прямым, а сзади его присборивали по талии. Мелкие складки создавали красиво ниспадающие фалды.

Платья шили из тонких прозрачных тканей на подкладке из плотного шелка. Лиф вечерних и праздничных нарядов расшивали узорной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Сзади пришивали тонкий шлейф, придающий наряду легкость и воздушность.

В прохладную погоду на плечи набрасывали кашемировую шаль – роскошный аксессуар. Головные уборы отличались большим разнообразием форм. В ходу были шляпки, береты, тюрбаны, чепцы и капоры. Чтобы подчеркнуть изящество и белизну рук, надевали высокие тонкие перчатки из мягкой лайки.

Длинную шею обвивали несколькими рядами жемчужных бус. На руках и ногах носили разнообразные браслеты, а пальцы рук унизывали перстни, кольца с драгоценными камнями. Популярным украшением были диадемы и длинные серьги с подвесками.

Характеристика стиля ампир будет неполной, если не упомянуть о требованиях к внешности. Красавицы XIX века отличались нежной белой кожей, округлыми плечами и высокой грудью. Ценилась естественная красота лица, поэтому косметические средства почти не использовались.

С течением времени платья избавились от шлейфа, в них появился корсет. Наряды стали все больше украшать разнообразными кружевами, оборками, рюшами. Постепенно расширялась линия плеча, талия сместилась на свое естественное место, хотя сохранилась подчеркнутая грудь. Изменилась и длина юбок – они стали заметно короче.

Кому идет платье в стиле ампир?

Прелесть императорских нарядов состоит в том, что кроме удобства и практичности они обладают редкой универсальностью. Нехитрый крой изделий настолько удачен, что украшает практически любую фигуру. Худощавые высокие девушки приобретают женственность и гибкость. Невысоких женщин платья в стиле ампир невероятно стройнят и делают выше. Для полных дамочек такая одежда особенно выгодна. В ней можно красиво подчеркнуть округлые формы груди. А неидеальную талию, большой живот и широкие бедра хорошо скрывают струящиеся складки расширяющегося подола.

Стиль ампир в современной одежде

Наряды от Жозефины доминировали в Европе в целом не очень долго, но дизайнеры одежды никогда о них не забывали. Современные кутюрье не устают разрабатывать новые модификации классического убранства. Ведь такая одежда пригодна для любой жизненной ситуации. Современный стиль присутствует в многочисленных платьях и сарафанах. Здесь отмечается характерная для ампира завышенная линия груди, окантованная широкой лентой. Сохранилась и легкость струящегося силуэта.

Верх бывает самый разный – с плечами, на бретелях, с длинным или коротким рукавом. Контур декольте зависит только от фантазии и особенностей женской фигуры. Округлый, треугольный, квадратный или овальный вырез может быть откровенно глубоким или целомудренно высоким.

Вечерние наряды исполняют, как правило, традиционного вида, в пол. Повседневные платья отличаются произвольной длиной, порой доходящей до минимальной отметки бедра. Слишком короткие модели носят обычно юные особы, сторонницы кукольного стиля baby doll.

Ампир в офисе

Представьте себе, что даже сдержанный деловой стиль с удовольствием принимает в свои ряды платья с облегающим лифом и слегка расширенной юбкой. Лаконичный крой и скромная отделка уместно выглядят в рамках самого строгого дресс-кода.

Если на предприятии декларируется демократичная атмосфера, то избыточную строгость линий хорошо смягчает веселый принт в виде контрастного гороха или цветочной композиции. Некоторую парадность и раскрепощенность образу придает кружевной воротничок, легкий жакет и сумочка яркого насыщенного цвета.

Для каждого дня

Фасон одежды совершенно не привязан к сезонности. Платья ампир – это идеальная модель ежедневного гардероба. Они одинаково хорошо смотрятся с длинными рукавами и без них. Оригинально выглядят модели, в которых ассиметричное расположение лямок или вместо прилегающего декольте волнующий «хомутик».

К модному платью отлично подходят босоножки или сандалии с тонкими ремешками, обвивающими щиколотки – своеобразное напоминание о греческом происхождении. В прохладную погоду пригодятся балетки или лодочки на низком каблучке.

На празднике

Платья в ампирном стиле – это идеальный фасон свадебных нарядов. Их изготавливают из натурального шелка, нежного шифона или тончайшего кружева. Высокая стройная невеста прекрасно выглядит в открытых сандалиях. Недостаток роста компенсирует модельная обувь на шпильке.

Чтобы максимально приблизить образ к ампиру, делают гладкую прическу с ровным пробором и спадающими на лицо тугими локонами. Длинные волосы заплетают в косы и укладывают сзади в тонкую сеточку.

В длинном платье женственно и утонченно будет выглядеть любая женщина. Обратите внимание на фото – каких только вариаций вечерних и коктейльных нарядов не придумали модные кутюрье. В праздничном фасоне лиф вполне может обойтись без бретелей, это еще больше подчеркнет плавную покатость плеч. Тонкие легкие ткани плавно располагаются по фигуре, образуя мягкие складки и воздушные драпировки. На подоле могут располагаться глубокие разрезы, что придает образу больше сексуальности и загадочности.

А длинная юбка становится настоящим произведением искусства после того, как ее украсят затейливой вышивкой, нарядным кружевом или блестящими камешками. Остается надеть на ноги модельные туфли, взять в руки изящный клатч, и весь мир сразу окажется у ваших ног.

Этот стиль быстро получил распространение во всех европейских государствах, затрагивая все сферы человеческой жизни. Стиль эпохи ампир характеризуется, как королевский, императорский, помпезный. Его черты ярко прослеживались в архитектуре, интерьере, одежде и .

Модная одежда эпохи ампир

Женская мода эпохи ампир была представлена платьями свободного кроя со струящимися складками и ниспадающим низом. В то время такие наряды шили из легких натуральных тканей, преимущественно портные использовали муслин, батист, кисею, кружево, креп, тюль.

В первой половине 19 века женщины носили платья исключительно белого цвета, со временем вошли в моду наряды из разноцветных, но однотонных тканей. Светлые наряды в то время свидетельствовали о высоком положении своей хозяйки, позволить себе их могли только дамы из высшего общества.

Модная одежда эпохи ампир подчеркивала естественные формы и красоту женского тела. В таких нарядах женщины напоминали собой античные образы. Бальные платья того времени, как правило, имели шлейф, который придавал наряду торжественности и помпезности. Во многих моделях шлейф был съемным. Еще одной характерной особенностью женских платьев эпохи ампир было глубокое декольте.

От дневных моделей отличались глубиной выреза лифа, тканями и материалами, используемыми для отделки наряда. Вечерние платья в стиле ампир щедро расшивали ажуром, украшали античными орнаментами, оборками, рюшами. Такие наряды шили из дорогих красивых тканей – батиста, кисеи, атласа, бархата, кружева.

Модные женские платья в стиле ампир в 19 веке были, как правило, без рукавов или с небольшими рукавами-фонариками. Дополнением к такому наряду служили длинные перчатки. Шали, и косынки – не менее популярные дополнения к женскому костюму в стиле ампир, с их помощью женщина могла придать своему образу нарядности и завершенности. Назначение этих предметов женского гардероба – подчеркнуть величавость и грациозность образа дамы, а также сделать талию более стройной, придать легкости движениям.

Шарфы и косынки изготавливались из легких струящихся материалов, так как они должны быть стать дополнением к такому же невесомому наряду. Длина наряда доходила до щиколотки, под такое платье надевали обувь без каблука, при этом женщина выглядела стройной и высокой благодаря завышенной линии талии. Подол многих моделей расшивался зелеными пальмовыми листьями, золотыми и серебряными нитями.

В качестве верхней одежды для мужчин и женщин в эпоху ампир шили рединготы – разновидность пальто, которое шилось из легких шерстяных тканей и имело приталенный силуэт. Кружевное манто – еще один вид верхней одежды, который одевался сверху легкого платья. Застегивалось манто спереди на крючок. К числу популярной одежды того времени также стоит отнести спенсер, представляющий собой короткий жакет с длинными рукавами. Этот предмет женского гардероба предназначался для зимнего времени года, поэтому его утепляли ватой или мехом. Шили спенсер из черного, синего или коричневого бархата, а для подкладки использовался шелк. Модель украшалась кружевным воротником, застегивалась спереди на крючки.

Аксессуары и прически эпохи ампир

В качестве аксессуаров, дополняющих женский образ, вначале 19 века женщины прикрывали зону декольте полупрозрачными косынками – фишю, завязав их на шее. В гардеробе замужних дам в возрасте обязательно были боа – длинные узкие шарфы с меха или перьев.

Обувь у женщин была без каблуков, напоминала она современные с утолщенной подошвой. Были и открытые туфли, которые завязывались на щиколотке белыми лентами. Туфли были белого, голубого и розового цветов. Женщины под платье надевали белые шелковые чулки.

Модные прически эпохи ампир – это гладкие укладки с ровным пробором посередине. Волосы поднимали высоко, собирали их в пучки и прятали под ажурными сеточками. Женщины могли носить , украшали волосы лентами и цветами. В качестве украшений эпохи ампир для волос использовались обручи и диадемы. Также использовались фероньерки и венки из искусственных цветов, листьев и колосьев. Чтобы придать образу торжественности и величавости, дамы носили ювелирные изделия, популярными были медальоны из ониксов и агатов. Знатные дамы также носили браслеты, броши, колье и ожерелья.

Предметы мебели эпохи ампир

Предметы мебели в эпоху ампир, так же, как и одежда, отличались своей помпезностью и роскошью. В процессе дизайна мебели использовались римские архитектурные формы – колонны, пилястры, консоли, карнизы, фризы. Эти элементы применялись для членения передних сторон шкафов и комодов.

Опорные части многих предметов мебели – кресел, шкафов, диванов, комодов, состояли из элементов, характерных для времен Античности. Ножки и спинки могли быть выполнены в виде герм, сфинксов, колонн, львиных лап и даже головы льва. Преимущественно мебель изготавливалась из качественных пород древесины.

При изготовлении стульев, кресел, диванов в эпоху ампир предпочтение отдавалась темно-красному дереву. Гладкая поверхность древесины украшалась бронзой методом нанесения симметричных узоров. Также многие предметы мебели были декорированы резьбой. Мебель эпохи ампир была твердой, предпочтение отдавалось помпезности и дороговизне стиля в ущерб удобству.

Стиль ампир – это мода 1795 – 1820 годов. Этот стиль был настоящим контрастом к пышным многослойным юбкам и корсетам. Предшествующая мода изжила себя: никто уже не носил ни париков, ни кринолинов. Эпоха Просвещения пропагандировала жизнь в гармонии с миром, а для этого нужна совсем другая одежда. Как ты будешь гармонировать с природой, если на тебе тесный корсет и железный обруч под платьем? В образовании новой моды ориентировались на Древний Рим и Грецию, который повлияли на фасоны платьев.

Merveilleuses – так назвали причудниц и законодательниц моды Директории. К ним относились Тереза Тальен и Жозефина Богарне, нарядами этих женщин дома моды вдохновляются до сих пор. С легкой и слегка бледной руки Тальен в моду дерзко вошло все то, что раньше считалось верхом неприличия. Многие острословы, театрально смеясь, шутили на ужинах, что парижанкам хватает и ночной рубашки, чтобы нарядиться по моде. Ампир в одежде по-другому называли «а-ля соваж» (a la sauvage - нагая). В Англии ампир сделала популярным скандальная любовница британского адмирала Эмма Гамильтон.

Женский костюм в стиле ампир обрисовывал формы тела. Модные в то время прозрачные батистовые рубашки позволяли видеть ноги, украшенные тонкими золотыми обручами. Если в наряде женщины не было видно ноги от ягодиц до туфель, то про такую говорили, что у нее отсутствует вкус, и она совершенно не умеет одеваться. Целомудренность платьев стиля ампир можно сравнить с нашей современностью. Когда ампирская причудница шла по улице, ее платье, которое кокетливо было подобранно сзади и спереди, показывало «игру ягодиц» при каждом шаге.

Что касается цветов, на пике популярности были светлые оттенки, которые свидетельствовали о высоком положении, почти прозрачные ткани, белая кисея. Именно в то время научились отбеливать ткани.

Платье в стиле ампир

Отличительная черта платьев – это укороченный лиф с ленточной окантовкой, которая сзади завязывали на красивый бант. Длинные платья в стиле ампир были прямыми и повторяли очертания женской фигуры. Сзади оно драпировалось красивыми волнами, которые зачастую переходили в шлейф. Лиф платьев щедро украшали вышивкой серебряными или золотыми нитями, пайетками. Рукава выполняли в форме «фонариков», которые дополнялись изящными перчатками. Перчатки были преимущественно светлых оттенков и изготавливали их из легких тканей, таких как шифон, но всегда на шелковой подкладке. Самые отважные дамы надевали платья с глубокими (от пояса) разрезами, которые находились по бокам. Любое движение в таком платье сопровождалось демонстрацией ног девушки, которые были богато украшены всевозможными цепочками и браслетами.

Украшения в стиле ампир

Только роскошь и шик. Длинные жемчужные нити, ожерелья из драгоценных камней, броши с камеями, украшения из золота, имитирующие вьющиеся цветы. Длинные серьги с бриллиантами, браслеты на ноги и руки из драгоценных металлов, кольца, которые надевали прямо на перчатки.

Стиль ампир в одежде: современный взгляд

С тех времен прошло немало лет и современный стиль ампир, выражается в одежде следующими чертами:

  • Драпировка лифа в тандеме с завышенной талией.
  • Глубокое декольте.
  • Вечерние платья в стиле ампир с завышенной талией и ленточкой под линией груди.
  • Наряды дополняют сандалии или же балетки. Стиль ампир не приветствует каблуки.
  • Свободный крой, расклешенная к низу юбка (особенно это характерно для летних платьев в стиле ампир)
  • Рукава формы «фонарик» или же полное отсутствие рукавов.
  • Красивые вырезы на спине у блуз и платьев.
  • Длина может быть любой от миди до макси.
  • В современном прочтении стиля допускаются различные принты и рисунки на ткани.
  • блузы и туники в этом стиле актуальны не меньше, чем платья. В современном ампире их сочетают с джинсами-скинни или брюками-дудочками.
  • Богатый декор лифа. Пайетки, вышивка, жемчужные бусинки.
  • Современная одежда в стиля ампир имеет более богатую цветовую палитру. Сейчас мода не ограничивается определенными цветами, как раз напротив, сарафан в стиле ампир может быть как пастельного и нежного оттенка (голубой, персиковый, сиреневый, салатовый), так и яркого цвета – фуксия, алый, синий, фиолетовый, бордовый.

Что еще почитать