Могут ли по закону не принять в школу по месту жительства, как происходит запись детей. Ребёнка не берут в школу: что делать? Если не принимают в школу

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это – вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

Это важно. Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

Это важно. Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Это важно. Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока – то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами – темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Ребенка не берут в детский сад, указывая при этом на различные причины: нет мест, нет прививок, нет прописки и другие. Проблема нехватки мест в детских садах актуальна последнее десятилетие для всех регионов России. В 90-х годах прошлого века в связи со снижением рождаемости многие детские сады попросту закрыли, а здания передали на баланс частных организаций либо вообще забросили. Демографическая политика современной России, повышение рождаемости привели к тому, что мест в детских садах на всех перестало хватать. Родители вынуждены стоять в очереди. Зачастую ребенок попадает в дошкольное учреждение в трех или даже четырех летнем возрасте.

Первыми педагогами для маленьких членов общества являются мать и отец. Родители могут воспитывать свое чадо самостоятельно либо обратиться за помощью в специально созданные для этого учреждения известные как детские сады.

Дошкольное образование – это первая ступень общего образования, которое реализуется по специальной программе, разработанной в полном соответствии со стандартами. Родитель, не обладающий специальными познаниями, не сможет заменить ребенку обучение под руководством педагога. Кроме того, садик дает не только первоначальное образование, но и коллектив, который в свою очередь способствует социализации личности, умению общаться. Конституция РФ (ст. 43) гарантирует каждому члену общества доступность дошкольного образования.

Детские сады, несмотря на автономию, находятся в ведении местных органов власти. Муниципалитеты должны содержать детские сады в таком количестве, чтобы каждый обратившийся ребенок мог получить место. Эта обязанность прописывается не только в законе, но также в уставах городов и других поселений.

Порядок приема в детский сад

Законом установлены общие правила к алгоритму зачисления в сады малолетних граждан. Для поступления необходимо встать на очередь, другими словами, получить направление (путевку). В связи с повышенным спросом на места, многие родители стараются решить проблему заблаговременно, едва получив свидетельство о рождении ребенка. Известен случай, когда на очередь хотела записаться беременная женщина, предъявив обменную карту.

Заявление о выдаче путевки подается непосредственно в дошкольную образовательную организацию либо через Многофункциональный центр оказания услуг. Подать заявление так же можно через личный кабинет на сайте «Госуслуги». Муниципалитет (орган по образованию) координирует запись малышей, формирует очереди по возрастам, устанавливает льготы, предоставляет путевки согласно возрастным группам.

Детский садик можно посещать с двухмесячного возраста. Такой порог установлен законодательством. Однако учреждений, принимающих грудничков, практически нет. В таком возрасте малыш еще неразрывно связан с матерью и не нуждается в помощи образовательной организации. Максимальный возраст для посещения детского садика законом не определен, как правило, он соответствует возрасту приема в школу. Однако некоторые дошкольные учреждения оставляют у себя детей семилетнего возраста, что не противоречит правовым нормам и в некоторых случаях необходимо для родителей, например, в летний период времени.

Образовательные организации в своем уставе самостоятельно прописывают возраст начала приема детей согласно возрастных групп. Например, с 2,5 до 3,5 лет, с 3,5 до 4,5 лет и так далее. Если малыш не достиг возраста приема в ту или иную возрастную группу, ему могут отказать в путевке.

Путевки в детское учреждение распределяются в соответствии с очередностью. Учитывается дата постановки на учет и возрастная группа, на которую претендует ребенок. Точкой отчета, как правило, является дата 1 сентября. Если ребенок не достигает к этому сроку возраста приема в группу, ему отказывают в путевке. Малышам, которые родились в августе, в случае распределения мест в детские сады, особенно не повезло, поскольку они всегда будут находиться в конце списков.

После получения путевки родителем подается заявление о зачислении малыша. Его можно подать в любой день. Вместе с тем на практике зачисление происходит в строго определенное время (например, весной), а посещение начинается только с лета-осени. Такой подход обоснован с точки зрения реализации и усвоения образовательной программы. Малышу, попавшему в детский сад в конце года обучения, будет сложно догнать сверстников. Непросто будет и педагогу.

Помимо заявления предоставляются:

  • свидетельство о рождении ребенка,
  • сведения о регистрации или временной прописке;
  • медицинское заключение о том, что ребенок может посещать дошкольное учреждение.

Отказ в путевке по причине отсутствия мест

Распространенным случаем непосещения ребенком образовательного учреждения является отсутствие мест в детском саду, когда количество желающих превышает фактическое число мест в учреждениях. Особенность распределения путевок между состоящими на учете детьми в условиях дефицита мест приводит к тому, что фактически детские сады посещает льготная категория детей. К таким категориям относятся следующие малыши:

  • дети из многодетных семей;
  • дети матерей одиночек;
  • дети сотрудников правоохранительных органов;
  • дети ветеранов боевых действий;
  • другие категории.

Не имеющие привилегий семьи получают места в детские сады только после внеочередников.

Судебная практика

До 2012 года можно было смело заявлять, что отказ в путевке в детский сад по причине отсутствия мест противоречит Конституции РФ и другим законам. Системный анализ законодательства позволял сделать вывод о безусловной доступности дошкольного образования для всех и каждого и фактической незаконности, которая творилась при распределении мест.

Судебная практика по спорам о местах в детские сады развивалась по двум направлениям. Одни суды соглашались с требованиями возмущенных родителей и удовлетворяли иски, обязывая администрации муниципальных образований и дошкольные учреждения принять малыша в детский коллектив. Другие суды поддерживали доводы учреждений, отказывая в исках. Так или иначе, но судебные решения в пользу мам и пап на практике становились неисполнимыми, поскольку мест в детские учреждения объективно не было, и предоставление ребенку путевки вне очереди нарушило бы права других детей.

Частные иски родителей не решали проблему дефицита мест. Эффективной могла явиться мера, обязывающая муниципалитеты обеспечивать жителей детскими садами в достаточном количестве. Но законодатель пошел по третьему пути, признав такие отказы законными, о чем прямо указал в статье 67 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Это привело к существенному снижению судебных споров об отсутствии мест в детские сады.

Куда обратиться, если в детском саду нет мест

Законность отказов по причине отсутствия мест отнюдь не является точкой в решении вопроса обеспечения ребенка садиком. Те, кто остался без места вправе обратиться в администрацию города или областные (краевые) органы, занимающиеся вопросами образования. Они должны оказать содействие в устройстве малыша в другое детское дошкольное учреждение.

На практике данное положение реализуется достаточно слабо. Например, подбирают садик, находящийся далеко от дома. Родители отказываются от такого учреждения, и ребенок продолжает стоять в очереди в ожидании путевки.

Отказ по причине отсутствия прививок

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется согласно федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998. Статья 5 предоставляет родителю право вообще не прививать свое чадо. Соответствующее решение должно иметь письменную форму. Следовательно, любой отказ в приеме в детский сад ребенка без прививок будет неправомерен.

Однако в некоторых случаях администрации учреждений не берут ребенка в детский сад, ссылаясь на его непривитость. Это законно только в период эпидемий. Срок запрета посещения садика законом не оговорен и может устанавливаться учреждением самостоятельно.

Стоит заметить, что запрет на посещение детского сада для непривитых детей в период эпидемий является жестким и не зависит от желания администрации учреждения. Другими словами, нет прививки – сидите дома, без каких-либо исключений и поблажек. Принимая не привитого ребенка в коллектив, администрация рискует быть подвергнутой наказанию в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Отказ из-за отсутствия прописки

Муниципалитет проводит учет будущих детсадовцев по месту жительства (территориальный принцип). Такой подход необходим, прежде всего, для обеспечения равномерного наполнения учреждений. Приоритет отдан тем детям, зарегистрированным на территории, закрепленной за соответствующим детским садом. Дети без прописки в зоне юрисдикции садика могут поступить в него только при наличии свободных мест. Аналогичное правило применяется и к школам.

В связи с этим отказ по причине отсутствия прописки будет условно правомерен. А условием будет: наличие детей, обладающих первоочередным правом на зачисление.

Порядок обжалования решений об отказе в приеме ребенка в детский сад

Порядок оспаривания подчиняется общим правилам обжалования действия (бездействий) должностных лиц. Чтобы в суде не возникли вопросы с доказательствами, следует начать с письменного обращения в администрацию детского учреждения, а также муниципальный орган по образованию, в котором попросить разъяснить основания и причины принятого решения. Получив таким образом отказ в письменном виде, можно обратиться в суд.

Защитой прав малолетних граждан занимаются органы Прокуратуры РФ. В случае нарушений ими может быть подан иск в интересах несовершеннолетнего с последующей его поддержкой в суде.

Формально не предоставление места в детский сад возможно только при отсутствии в нем мест. Однако фактически вариантов отказа в выдаче путевок очень много. В каждом конкретном случае следует разбираться и при выявлении фактов нарушений прав несовершеннолетнего обращаться за помощью в компетентные органы.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Оговорка "по их мнению" в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания. Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы. Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные "РГ", подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. "Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, - поведал один из экспертов. - Мы живем в Московской области. В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы. Тем не менее да - без прописки в школы не берут".

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие". Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании. Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что "свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию".

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

"Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, - уверяют в министерстве образования. - В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится".

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости. Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России. А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора - в оспаривании так называемой абстрактной нормы. К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования. Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию. К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Ребенка не берут в детский сад? В настоящее время в России есть недостаток дошкольных образовательных учреждений, эту проблему можно встретить практически во всех городах России. Это значит, что не хватает детских садов, и дети по достижении трех лет не могут начать посещать садик. Государственные органы обещают решить эту проблему, построить новые здания для детских садов. Однако многие родители с трудом получают место в детском саду или это не удается вообще. Поэтому рассмотрим вопрос о том, каким образом следует поступать, если ребенка все-таки отказываются принимать в детский сад.

Оснований для отказа в приеме в детский сад, законных, не так много, основная причина заключается в том, что детский сад полностью укомплектован и нет свободных мест. Некоторые родители находят пути и получают место в садике по блату, через знакомых, или обращаются в прокуратуру, добиваясь, таким образом, того, чтобы ребенка взяли в детский сад. У кого есть возможность, те родители отдают детей в частные детские сады, которые работают на платной основе.

Для начала родителям, которые хотят устроить своих детей в детский сад, нужно обратиться в отдел образования или комиссию по укомплектованию детских садов, обычно они работают от городских администраций.

Они ведут полный учет всех детей, которые стоят в очереди в ожидании места в детском саду. В очередь на место в детский сад нужно встать как можно раньше, чтобы получить его.

С собой родителям нужно взять:

Однако даже если родители с ребенком проживают в другом районе или городе, то по месту жительства ребенка также обязаны поставить в очередь. Можно попросить уведомление о регистрации, там будет прописан номер очереди и дата повторного приема для устройства ребенка в садик.

Причины отказа в приеме ребенка в детский сад

Поставить ребенка в очередь в детский сад не сложно, однако на практике это не дает гарантии дальнейшего получения места в саду.

Важно! По закону России, точнее по статье 43 Конституции России, каждый ребенок имеет право на бесплатное обучение в муниципальном детском саду.

Также есть некоторые Федеральные законы, законные акты, по которым у каждого ребенка есть право на место в детском садике. Например, в Семейном кодексе прописано, что родители имеют право выбрать сами для своего ребенка образовательное учреждение и форму получения образования.

Также есть приказ от Министерства образования и науки о том, что принимают ребенка в дошкольное учреждение по заявлению родителей целью обучения ребенка в возрасте до семи лет, при этом ребенок должен пройти медицинское обследование.

Анализируя вышеперечисленное, можно сказать, в России есть только две причины для отказа родителям в приеме ребенка в детский сад:

  • ребенок не подходит по возрастным параметрам, например, старше семи лет;
  • есть противопоказания по состоянию здоровья ребенка.

Если у ребенка есть отклонения в состоянии здоровья, или это особый ребенок, то должны быть специальные образовательные учреждения.

Российская Федерация это правовое государство, поэтому есть механизмы, которые дают возможность добиться того, чтобы ребенка взяли в детский сад.

Алгоритм действий, если ребенка не взяли в садик

Наиболее часто ребенка не берут в детский садик из-за того, что у ребенка нет всех необходимых прививок илт медицинской карты, которую не дают тем, у кого нет прививок. При этом в Федеральном законе указано, что родители могут добровольно соглашаться или отказываться от прививок. Поэтому нужно просить, чтобы врач дал вам справку о том, что медицинской карты у вас пег по причине того, что у ребенка нет вакцинации. В большинстве случаев в медицинских учреждениях не соглашаются на эго, так как это противоречит закону России, и отдают медицинскую карту на руки родителям.

В детском саду могут отказать в приеме ребенка в учреждение из-за того, что нет прививок ссылаясь на санитарные нормы, и на то, что ребенок будет находиться рядом с привитыми детьми и быть угрозой их здоровью. Можно сказать в садике, что это не закон, а подзаконный акт, и это не отменяет право родителей на отказ от вакцинации. В садике могут потребовать справку с результатами проверок, можно в этом случае просить дать письменное направление, где будет указана причина.

Однако все эти действия могут не иметь нужного результата, потому что в медицинской карте врач напишет о том, что ребенку не рекомендовано посещение детского сада. В детском садике могут сказать, что в учреждение принимают только обследованных детей, или могут указать на то, что в садике будет плановая вакцинация живыми вакцинами. Тогда можно попробовать написать жалобу на врача, написавшего так в медицинской книге, на имя главного врача клиники. Составленное заявление можно зарегистрировать у секретаря, а второй экземпляр, с отметкой о принятии, взять себе. В течение месяца должны будут дать ответ на запрос. Однако в ответе может прийти информация, которую вы не ждете.

Далее можно написать жалобу и письмо на больницу и сотрудников детского садика, если со стороны руководства были нарушения, и отправить это в департамент образования и прокуратуру. Такие письма с жалобами можно отправить в Роспотребнадзор и отдел здравоохранения. К жалобе нужно приложить копии ответов из больницы. По решению прокуратуры может быть принята сторона родителя или же письмо будет отправлено руководству Роспотребнадзора.

Если вы сомневаетесь в том, что можете правильно составить жалобу и письмо, то можете обратиться к юристу за помощью.

Куда идти, если в детском саду нет мест

Обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию можно и тогда, когда вам отказывают в приеме ребенка из-за того, что нет мест. Для этого нужно у руководства детского садика взять письменный отказ, что ребенка не берут из-за отсутствия мест.

Бывают случаи, когда таким ответом руководство садика намекает на то, что нужно заплатить какую-то сумму денег, и родители соглашаются, потому что в этом случае не придется ходить дальше по инстанциям.

Если вы будете проводить все эти мероприятия и обращаться с жалобами в различные учреждения, то могут сложиться напряженные отношения с руководством садика или больницей. Именно поэтому надо постараться решать все без ругани и необоснованных обвинений. И, несмотря на то, что прививки это дело добровольное на усмотрение родителей, надо помнить, что именно прививки помогли избежать массового распространения болезней среди тысяч людей.

Что еще почитать