Найди отличие (Е. Лютова, Г. Монина)

Шпаргалка для взрослых:

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Структура книги 5

О программе “Сообщество” 5

ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ 7

Что такое гиперактивность? 8

Портрет гиперактивного ребенка 9

Как выявить гиперактивного ребенка 9

Как помочь гиперактивному ребенку 11

Работа с родителями гиперактивного ребенка 15

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 17

Как играть с гиперактивными детьми 18

Подвижные игры 19

Игры за партами 23

ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ 24

Что такое агрессивность? 25

Портрет агрессивного ребенка 25

Как выявить агрессивного ребенка 27

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) 27

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 27

Как помочь агрессивному ребенку 28

Работа с гневом 29

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций 32

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию 35

Работа с родителями агрессивного ребенка 36

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми 38

Как играть с агрессивными детьми 39

Подвижные игры 39

Игры за партами 43

Глава 3. Тревожные дети 43

Что такое тревожность? 43

Портрет тревожного ребенка 45

Как выявить тревожного ребенка 45

Критерии определения тревожности у ребенка 46

Признаки тревожности 46

Критерии определений страха разлуки 47

Как помочь тревожному ребенку 48

Повышение самооценки 48

Обучение детей умению управлять своим поведением 51

Снятие мышечного напряжения 53

Работа с родителями тревожного ребенка 53

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 54

Как играть с тревожными детьми 55

Подвижные игры 55

Игры, способствующие расслаблению 58

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 59

Игры за партами 60

Глава 4 аутичные дети 60

Что такое “аутизм”? 60

Портрет аутичного ребенка 62

Как выявить аутичного ребенка 63

Как помочь аутичному ребенку 64

Работа с родителями аутичного ребенка 70

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми 71

Как играть с аутичными детьми 71

Подвижные игры 72

Игры за партами 74

ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ 74

Рисунки гиперактивных детей 76

Рисунки агрессивных детей 79

Рисунки тревожных детей 80

Рисунки аутичных детей 82

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 83

Список литературы 85

Издание подготовлено при участии Литературного агентства “Новая строка”

Рецензент: доктор психологических наук Л. А. Головей

Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.

Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.

Родилась в Москве на улице Шаболовка в семье естествоиспытателей. 25 лет состояла в браке, мать профессионального историка.)

Образование:

Окончила ГОУ СОШ №324 г. Москвы / воспитанница учителей-словесников: Тамары Рудольфовны Липской и Анатолия Викторовича Паншина /. Также выпускница Студии художественного слова под руководством режиссёра Евгении Михайловны Ростовой-Норд.

Окончила Московский государственный университет (МГУ) им. М.В.Ломоносова: ф-т журналистики в 1988 г., диплом 4,8 (специальность : Журналистика - квалификация : Журналист - специализация : Литературный работник газеты) и ф-т психологии в 1998 г., диплом с отличием (специальность : Психология - квалификация : Психолог. Преподаватель психологии - специализация : Практическая социальная психология). /Благодарная ученица профессоров: Александра Владимировича Ващенко, Лилии Шарифовны Вильчек, Ясена Николаевича Засурского, Елизаветы Петровны Кучборской; Ларисы Андреевны Петровской, Валерия Викторовича Петухова./

Владеет английским языком.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук подготовлена на кафедре зарубежной журналистики и литературы МГУ им. М.В.Ломоносова , решение о присвоении учёной степени принято в Совете Московского университета в 1992 г. Тема диссертации: «Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма (70-80-е годы XX в.)» .

Профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» (1440 часов) на кафедре психотерапии ПСФ Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова (2017-2018 гг.). Квалификация: Медицинский психолог . Тема аттестационной (дипломной) работы: «Личностные факторы риска развития когнитивной аддикции у студентов вуза».

Повышение квалификации:

  1. 3–17 мая 2006 г. (г. Москва). Программа «История и философия науки» (72 ак. ч.) ГОУВПО Московский педагогический государственный университет (удостоверение №207 о повышении квалификации);
  2. 5 марта - 12 мая 2008 г. (г. Москва). Программа «Компетентностный подход к изучению актуальных философско-социологических проблем мирового сообщества и России в XXI веке» (38 ак. ч.) ФДПО МГИМО МИД России (удостоверение о повышении квалификации ФДПО/ Л-36 , выданное 27.06.2008 г.);
  3. 21–28 апреля 2010 г. (г. Москва). Программа « Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе. Общение и управление конфликтами в группе» (14 ак. ч.) ИДПО МГИМО МИД России (удостоверение о повышении квалификации ИДПО/ Л-52 , выданное 05.05.2010 г.);
  4. 22–24 октября 2010 г. (г. Москва). Авторский практический семинар члена Общества аналитической психологии (SAP), профессора Университета Эссекса Эндрю Самуэлза (Великобритания) по глубинной психологии и юнгианскому анализу «Юнгианская психотерапия о любви и смысле жизни» (24 ак. ч., сертификат участницы №054/ 102-II , выданный Московской ассоциацией аналитической психологии 24.10.2010 г. за подписями проф. Э.Самуэлза и сопредседателя МААП С.О.Раевского) / Seminar on Analytical Psychology by professor Andrew Samuels (GB) at the MAAP, Moscow, Russia;
  5. 25–26 июня 2011 г. (г. Москва). Программа «Взаимодействие в кругу семьи» (16 ак.ч.) Летней школы православной психологии при Свято-Сергиевской православной богословской академии (сертификат участницы);
  6. 2 октября - 18 декабря 2011 г. (г. Москва). Учебная программа «Психологическое консультирование в сети Интернет» (62 ак. ч.) Федерации психологов-консультантов онлайн (сертификат об окончании курса, выданный 18.12.2011 г.);
  7. 1 ноября 2014 г. (г. Москва). Авторский семинар председателя Международного общества песочной терапии (ISST) и обучающего аналитика Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) д-ра Александра Эстерхайзена (Великобритания) по юнгианской теории с мастер-классом песочной терапии «Выявление неосознаваемых процессов в ходе „игры с песком“» (6 ак. ч.) на базе Российского общества аналитической психологии (сертификат участницы, выданный 01.11.2014 г. за подписью д-ра А.Эстерхайзена) / Seminar on Jungian theory & Sandplay by Dr. Alexander Esterhuyzen (GB) at the RSAP, Moscow, Russia /.

Хобби - рисование, эссеистика, генеалогия, творчество Уилла Сэмпсона .

Общий стаж работы: с 1983 г.

Работа в МГИМО МИД России:

1996–98 гг. - редактор в Научной библиотеке.

С 1998 г. - преподаватель, затем доцент кафедры философии.

2007–2008 гг. - руководитель ВТК (в рамках Инновационной образовательной программы) по созданию УМК .

С января 2001 г. по октябрь 2014 г. - член редколлегии страницы кафедры философии на портале МГИМО, автор Архива заседаний кафедры.

С октября 2015 года руководит философской мастерской «Коктебель» в рамках просветительско-воспитательной работы кафедры со студентами.

Награждена юбилейным нагрудным знаком «Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет».

В 2016 г. «за многолетнюю добросовестную научно-педагогическую работу в Университете и в связи с юбилеем» С.Н.Лютовой объявлена благодарность от имени ректора МГИМО профессора А.В. Торкунова /Приказ № 355-к от 16.02.16 г./.

Читаемые дисциплины:

  • Когнитивная психология и международные отношения, для IV курса ИМОиУ (зачёт)
  • лекционно-практический курс «Психология личности» для 3 ФП (форма отчётности: экзамен);
  • семинары по философии для 1 МО (форма отчётности: экзамен);
  • лекционно-практический курс «Общая психология» для 1 ФП (форма отчётности: диф. зачёт);
  • лекционно-практический спецкурс по выбору «Этнопсихология в практике разрешения межэтнических конфликтов: психологический практикум» для 1 ФП (форма отчётности: диф. зачёт);
  • лекционно-практический курс «Современные проблемы антропологии» для 1 МП (форма отчётности: диф. зачёт);
  • лекционно-практический курс «Риторика» для 1 МП (форма отчётности: диф. зачёт)
  • лекционный курс «Риторика» для 1 МО (форма отчётности: диф. зачёт);
  • семинары по курсу «Философия» для 2 МП, 2 МЭО, 3 МЖ (форма отчётности: диф. зачёт);
  • семинары по курсу «Психология для дипломатов» для 2 МО (форма отчётности: диф. зачёт)

Достижения:

Автор ряда научных публикаций, двух монографий и трёх учебных пособий. Дважды лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования (в 2008 и 2011 гг.).

Cферы профессиональных интересов:

НАУКА:

ПРАКТИКА:

Dr. Svetlana N. Lyutova.

Curriculum vitae

Date of birth: 17.02.66

Education:

– M.V. Lomonosov Moscow State University (MSU), Psychology Department
(1995-1998) – M.S. in Psychology (honours diploma);


(1988-1992) – Ph.D. in Philology. Doctorate thesis on “The Native American Journalism Revival and Ideology of Traditionalism”;

– M.V. Lomonosov Moscow State University (MSU), Journalism Department
(1983-1988) – M.S. in Journalism (diploma rating 4,8).

Present position: Associate Professor, Philosophy Dept., MGIMO-University.

Membership of professional bodies: Russian Philosophical Society.

Years within the firm: since 1996 (at the present position: since 1999).

Key qualifications:

At present time Mrs. Lyutova conducts lectures, seminars and trainings on general course of Rhetoric and individual course “Communicative Competence: the Rhetoric Practice”, on general course of Psychology. Mrs. Lyutova specializes on Cross-cultural Psychology and Philosophy of culture, on Archetypal Psychology of Creativity.

Specific experience:

2018 N.I.Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), Psychological-Social faculty (2017-2018) - postgraduated education programs «Clinical psychology » (1440 h.), specialist degree.

2014 seminar on Jungian theory "Unconscious processes made visible in Sandplay" by Dr. Alexander Esterhuyzen (GB) at the RSAP, Moscow, Russia.

2010 seminar on Analitical Psychology by professor Andrew Samuels (GB) at the MAAP, Moscow, Russia.

Other relevant information (e.g. Publications):

2014 Author of monographs “Voloshin & Tsvetaeva: from Second Generation of Russian Symbolists to Postmodern”.

2014 Author of baccalaureate course book “Fundamentals of Psychology and Communicative Competence”;

2012 Visiting lecturer for postgraduates at The Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences;

2011-12 Visiting lecturer at the Moscow Institute of Psychoanalysis;

2010 Author of postgraduate course book “Fundamentals of Psychology and Pedagogic of Higher Education” – M.: Prospect, 2010;

2009 Co-author of course book by Philosophical Dept. of MGIMO “The Civilization in Perspective: Philosophical Problems”/ Edit. by H.F.Khrustov, A.V.Shestopal.

Цель: Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, каран­дашей).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет­ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добавля­ет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ре­бенку, который должен найти изменения. Затем взрос­лый рисует, а ребенок вносит изменения - они меняют­ся ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколь­ко детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может про­ходить как в быстром, так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рису­нок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.


Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: полотенце.

Описание игры: выбирается ведущий - «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети



бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спи­не.

Комментарий: нужно настроить детей на то, что драз­нилки не должны быть обидными. А «жужа» должен тер­петь как можно дольше.

Следующим «жужей» становится первый из обидчи­ков, до которого он дотронется.

Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоле­ние тактильных барьеров.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четы­рем.

Необходимые приспособления: газета.



Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складыва­ют пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда рас­стояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важ­но для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут дей­ствовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.


Трио (К. Фопель)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия,

действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.

Возраст: 8-9 лет.

Количество играющих: кратное трем.

Необходимые приспособления: пустые коробки из-под

обуви. ■ _ -

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнима­ют друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева - пра­вую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справля-



ются с заданием, можно предложить им взять в компа­нию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: несмотря на то что автором игра пред­назначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6-7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками пе­ред началом игры необходимо провести тренировку, сна­чала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: от 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвра­щает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.


Чертик, чертик, кто я?

Цель: устранение страхов.

Нарушение: застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: чем больше, тем лучше.

Необходимые приспособления: страшная маска.

Описание игры: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и ста­раются ухватить за руки. Водящий должен по голосу, либо ощупывая протянутые руки, сказать, кто перед ним.

Автор: Лютова Е.К.
Другие авторы: Монина Г.Б.
Издательство: М.: Генезис
Год издания: 2000
Страницы: 102
ISBN 5-85297-024-7
Читать:
Скачать: spargalkadlyavzroslih2000.pdf

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Купить книгу http://www.ozon.ru/context/detail/id/119389/
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. - 192 с., илл. ISBN 5-85297-024-7
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителя.
Для родителей, психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.
Галина Борисовна Монина, кандидат педагогических наук, детский практический психолог, лауреат На ционального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике» (за разработку «Серия плакатов для психодиагностической, психокоррекционной и педагогической работы с детьми, подростками и взрослыми»), автор книг «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Проблемы маленького ребенка», «Шпаргалка для взрослых», «Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь» и др.
Лютова Елена Константиновна, детский практический психолог, кандидат психологических наук, доцент института управления и экономики, преподаватель университета педагогического мастерства, психолог Академии балета им. А.Вагановой, тренер Института практической психологии Иматон
ОТ АВТОРОВ
ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ Что такое гиперактивность?
Портрет гиперактивного ребенка Как помочь гиперактивному ребенку Как выявить гиперактивного ребенка Работа с родителями гиперактивного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
Как играть с гиперактивными детьми
Подвижные игры
Игры за партами
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
Что такое агрессивность?
Портрет агрессивного ребенка Как выявить агрессивного ребенка
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
Как помочь агрессивному ребенку Работа с гневом
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмо ций
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Работа с родителями агрессивного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
Как играть с агрессивными детьми
Подвижные игры
Игры за партами
ГЛАВА 3. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Что такое тревожность?
Портрет тревожного ребенка
Как выявить тревожного ребенка
Критерии определения тревожности у ребенка
Признаки тревожности
Критерии определений страха разлуки
Как помочь тревожному ребенку
Повышение самоо ценки
Обучение детей умению управлять своим поведением
Снятие мышечного напряжения
Работа с родителями тревожного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми Как играть с тревожными детьми Подвижные игры
Игры, способствующие расслаблению
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
Игры за партами
ГЛАВА 4 АУТИЧНЫЕ ДЕТИ
Что такое "аутизм"?
Портрет аутичного ребенка Как выявить аутичного ребенка Как помочь аутичному ребенку Работа с родителями аутичного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
Как играть с аутичными детьми
Подвижные игры
Игры за партами
ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ
Рисунки гиперактивных детей
Рисунки агрессивных детей
Рисунки тревожный детей
Рисунки аутичных детей
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Список литературы
Список рекомендуемой литературы
Глава 1 Что такое гиперактивность?
"Гипер..." - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "a tivus" и означает "действенный, деятельный".
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может
превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
1 >

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»


Часть 1

ВСТУПЛЕНИЕ

Как родилась эта книга? Как появилась идея ее создания? Очень просто: из практики работы психолога .

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада и школы приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут..?

Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарас­тают одна за другой, как снежный ком. А может, причина кроется в том, что на прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующей о том, как воспитывать детей, и многие папы и мамы, став более «грамотными», потянулись к специалистам, чтобы квалифицированно решить проблему...

А может, это просто дети стали такими «трудными»? Вот раньше... и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и детки были такими румяненькими, послушненькими, в розовых рюшках и оборочках. А вот нынче.,

В общем, причин возрастающего спроса на услуги педа­гога-психолога может быть много. Но факт остается фактом: и педагоги, и родители все чаще и чаще обращаются к нему за помощью.

И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем - семейные консультации. Для этого школа организует постоянно действующие лектории, семинары. Сначала для родителей, потом для педагогов... Следующим эта­пом, более действенным, становится проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются навыки взаимодействия с детьми.

было высказано много пожеланий о создании пособия, в котором были бы собраны и теоретические материалы, и упраж­нения, и игры, и конкретные рекомендации, и раздаточный материал.

Чаще всего звучали вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т. к. именно эти категории детей бес­покоят и родителей, и педагогов. В данной книге им уделяется больше внимания. О работе с тревожными детьми, на наш взгляд, следует говорить со взрослыми обязательно, хотя эти дети не доставляют особых хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. Ну и поскольку в настоящее время существует тенденция к увеличению коли­чества аутичных детей и детей с аутистическими чертами, мы сочли необходимым ознакомить педагогов с особенностями их развития. Ведь только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в кол­лективе сверстников, а не стать изгоем в обществе .

Главная же идея нашей книги - показать важность и не­обходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совмест­ными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему ЭФФЕКТИВНОЙ

В создании книги нам оказали неоценимую помощь многие специалисты, работающие с детьми. Мы хотим поблагодарить сотрудников ППМС - центра «Доверие» г. Ломоносова (Санкт-Петербурга): дефектолога Черепанову Галину Дмит­риевну, логопеда Слухову Анну Аркадьевну, педагогов - психологов Карпову Елену Викторовну, Шевцову Ирину Вла­димировну, Павлову Яну Александровну за любезно предос­тавленные материалы.

Глава 1.

«ОСОБЫЕ ДЕТИ» Теоретическая справка

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоре­чащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неоду­шевленным), приносящее физический ущерб людям (отрица­тельные переживания, состояния напряженности, страха, по­давленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).

Реан А. А. предлагает не идентифицировать понятия «аг­рессия» и «агрессивность». Давая определение данным терми­нам, он обращает внимание на то, что «агрессия - это наме­ренные действия, "направленные на причинение ущерба дру­гому человеку, группе людей или животному"» (Реан А. А., 1999, с. 218).

Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (там же, с. 218)

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) выделяют следующие ос­новные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вер - бальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, тендер).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невер­бальная провокации могут в ответ вызвать физические дейст­вия (нападение, насилие и т. д.).

Различные особенности среды, в которой находится чело­век, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются

резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нор­мальных» личностей более агрессивными являются люди раз­дражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с вы­соким уровнем локус - контроля, люди, строящие свое поведе­ние по типу «А», а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем.

Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, же­лание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враж­дебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно - сосудистой системы.

Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); тео­рия переноса возбуждения (Д, Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.).

Так, 3. Фрейд связывает становление агрессивного пове­дения ребенка со стадиями сексуального развития (3. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К Лоренц, как и 3. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей аг­рессивностью, он только может направить ее в нужное русло (Лоренц К.» 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия пред­ставляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные дейст­вия, тем в большей степени эти действия становятся неотъ­емлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

По мнению Л. Берковица, поведение все-таки можно контролировать (цит. по Бэрон Р., Ричардсон Д, 1997). Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.

ВИДЫ АГРЕССИИ

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структу­рой личности.

А. Басе и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

В
се эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические забо­левания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных иссле­дований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, де­монстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способст­вуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между прояв­лениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998, Лешли Д., 1991, Раншбург И, Поппер П.,

1983, Кэмпбелл Р., 1997). Так, Раншбург И. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к форми­рованию у него агрессивных черт личности. Дети часто ис­пользуют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отлича­ются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Не­уверенность и колебания родителей при принятии каких -либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Д. Лешли, 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург И. и Поппер. П. (1983) советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адре­совать не только родителям, но и педагогам А коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях:


  1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в
    приемлемой форме.

  2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть
    собой в различных ситуациях.

  3. отработка навыков общения в возможных конфликтных
    ситуациях.
4. формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к
людям и т.

Рассмотрим подробно каждое из направлений.

ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ

ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоцио­нальными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним - «ярость».

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:


  1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на чело­
    веке или предмете, который представляется разгневанному
    неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно
    может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя.
    Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «под­
    вернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое
    выражение гнева получило название переноса.

  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь, В этом слу­чае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К.Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек по­стоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психо­соматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

  4. Задерживать негативную эмоция? до момента ее наступ­ ления, не давая ей возможности развиться, при этом человек
    пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчай­ ший срок
7

В нашей практике при обучении детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления, описанных В. Квинн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помо­щью игровых приемов.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лест­ницу гнева» Р. Кэмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного по­ведения - пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно - агрессивный ребенок не будет открыто выражать слое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позлее вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т.д.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «по - роков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг от­крыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «...Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного се­годня пассивно - агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл, 1997).

Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой

форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по - другому - в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:


  • Умение направить гнев на объект. При этом, выража­ ется основная жалоба, без уклонений в сторону.

  • Вежливость в обращении.

  • Стремление найти конструктивное решение.
Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положитель­ный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения. В схеме 1 представлен несколько упрощенный вариант «лестницы гнева» Р. Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) - в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.

Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание, негативных и позитивных образцов поведения и; наконец, две последние ступени (Д и Е) - это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок подни­мается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, по­степенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно - агрессивного к зрелым формам поведения.

Другому способу выражения гнева, описанному В. Квинн, - переносу чувств на неопасные объекты - мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься рези­новые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, ми­шень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна,

молоток и гвозди, спортивный инвентарь.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не на­правлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с роб­кими, неуверенными в себе детьми, но в, то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно от­крытого ребенка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные за­жимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится че­ловек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомен­дуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп» Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необхо­дима многодневная тренировка.

Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно ис­пользовать релаксационные упражнения. Интересные и эф­фективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуно­вение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе те­плый чудесный день. Над их головами проплывает серое об­лачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко -голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца по -

могают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Другая игра - «Улыбка» - способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или поло­жительные.

Схема 1


«Лестница гнева»

* Пассивно-

агрессивное поведение



* Эмоционально-

разрушительное поведение

* Физические оскорбления

* Словесные оскорбления


* Гнев

выражается в громкой и невежливом форме

* Гнев смещается с вызвавшего

его объекта

на другие объекты

* Выражаются жалобы,

имеющие


отношения

к деду


* Эмоционально-

разрушительное поведение

* Физические оскорбления

* Словесные оскорбления

выражается в громкой и невежливой форме

* Гнев смещается

с вызвавшего

его объекта

на другие

* Выражаются

жалобы, не

отношения к делу


* Вежливость

* Стремление

найти решение

* Выражается одна жалоба без уклонений в сторону


ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся кон­фликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто -то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети

поступают так или иначе, не потому, что им это нравиться, а из - за того, что не знают, как можно сделать по - другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игру­шечных Медвежонка (или два других героя: Лисенка, Котенка и т. д.). На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились еще боль­ше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить Медвежат.

Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов ра­зыгрывается парами детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат, По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и т. д. В этом случае, взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детямэтот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого под­хода к проблеме. Также можно пригласить в гости известных детям литературных героев. В детском саду это могут быть Мальвина и Буратино, который поставил в тетради кляксу, не хотел мыть руки. В этом случае детям можно предложить по­советовать Мальвине - как помочь Буратино стать послушным. Пусть они порекомендуют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться в чулане.

В гости к детям школьного возраста могут прийти герои из «пройденных» ими литературных произведений. Например, из книг А. Погорельского «Черная курица», М. Пришвина «Кла­довая солнца» и других.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

(эмпатии, доверия к людям, доброты и т. д.)

Эмпатия - это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997. с. 429).

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрос - лого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки , истории.

Хочется привести одну историю, придуманную 9-летним Андрюшей и его мамой после того, как они вместе прочитали книгу Погорельского «Черная курица».

Андрюша: Однажды Андрюша подрался в школе с перво­классником. Из носа текла кровь, болела нога.

Мама: А тут его еще отругала учительница Анна Никола­евна и вызвала родителей в школу.

Андрюша: Андрюша рассердился на нее и показал ей язык, после чего он сразу же убежал на улицу, прогуляв два послед­них урока.

Мама: Когда Андрюша пришел домой и мама спросила у него, как дела, он огрызнулся, громко хлопнул дверью в дет­скую комнату.

Андрюша: Через минуту из комнаты донесся пронзитель­ный крик младшего брата, который тут же выскочил в коридор. Вслед за ним в коридор полетели теннисная ракетка, учебник по природоведению, плюшевый медведь и клюшка.

Мама: Андрюша еще долго кричал и плакал в своей ком­нате. Он был сердит на всех.

Андрюша: Особенно на Анну Николаевну, на маму, на брата. Это ведь из -за них он сейчас остался один.

Мама: Кулаки Андрюши сами сжимались от обиды и зло­сти.

Андрюша: В животе стало горячо от горя, Андрюша наплакался и наконец затих. Андрюша открыл глаза и увидел, что он находится в тридевятом царстве, в пятизвездочном отеле. У его ног ласково плескалось море, весело играли дельфины. Андрюша полюбовался на них и отправился к бесплатным игровым

автоматам.

Мама: Андрюша играл 5 часов подряд. Он уже собрался уходить, как вдруг увидел маленького худенького мальчика в очках и с заплаканным лицом.

Андрюша: Над малышом все смеялись, его дразнили и не подпускали к автоматам. Андрюша тоже хотел толкнуть его и подставить ножку. Но потом вдруг подошел к нему, взял за руку и подвел к самому интересному автомату, на котором играл 1.6-летний пацан.

Мама: Андрюша испугался его немножечко.

Андрюша: Но не подал вида и смело сказал верзиле: «Пусти и его поиграть, он же маленький». Очень странно, но парень его послушался. Весь день Андрюша заботился о малыше, по­могал ему во всем,

Мама: К вечеру Андрюша был так доволен собой и своим поведением, что ему даже казалось, что он стал выше ростом.

Андрюша: Андрюша с гордостью смотрел на малыша. Щеки Андрюши раскраснелись от счастья, глаза блестели, сердце громко билось.

Андрюша улыбался во весь рот, хоть завязочки пришивай.

Мама: Ему очень хотелось, чтобы его кто -то похвалил. Андрюша открыл глаза, увидел свою комнату, вспомнил беду, хотел было опять заплакать...

Андрюша: Но решил, что гораздо приятнее улыбаться, чем плакать, делать добро, а не зло.

Мама: Он тихонько выскользнул из комнаты, пришел на кухню. Мама сидела за столом и читала сказку братишке, ко­торый устроился у нее на коленях.

Андрюша: Андрюша подошел к ним сзади, обнял обоих и с волнением сказал «Мама, давай я вам сам почитаю...»

Мама: Весь вечер в доме был мир и покой.

Андрюша: Андрюша раз и навсегда понял: он очень нужен маме, брату. Его все любили. И оказывается, люди многие до­брые, особенно если для них делать добро.

«Хорошо, что я добрый», - думал Андрюша.

В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми д чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.

В результате одного из таких чтений у 10-летнего Дани

возникла идея составить свой «Эмоциональный словарь». Он приводится ниже. В дальнейшем этот словарь стал основой для создания одноименной игры.

Эмоциональный словарь

Добрый - когда все добрые ко мне.

Расслабленный - когда сделал все задания.

Довольный - когда тебе разрешили пойти зимой поиграть в футбол.

Притворяющийся - когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

Хитроумный - когда пошутил.

Самодовольный - когда твоя шутка понравилась собесед­нику.

Радостно-приподнятый - подтянулся 7 раз, Задумавший отомстить - когда обсмеяли твои ботинки.

Разлентяво-скучающий - на каникулах.

Ликующе восторженный - победил в олимпиаде.

Разобиженный - на себя, на других.

Взбешенный

учителем - выгнал с урока.

мамой - прогнала от компьютера.

братом - не взял с собой гулять.

Свирепый - когда на перемене подрался,

Свирепо-хитрый - когда проиграл, а ты решил отомстить,

Рассерженно-возбужденный - когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

Гордо возвышающийся над собой - когда заставлял себя бегать целый год по утрам.

Разъяренно-коварный - когда стащил что -то у брата, тем самым отомстив ему.

Возвышенно-радостный - когда сочинил свою песню и музыку.

Огорченно-раскаявшийся - когда за дело поругали роди­тели.

Разобиженный - не приняли в игру.

Взбешенный - когда несправедливо наказали,

Подковыристый - когда кого -либо дразню.
Умильный – когда мама и папа гладят меня.

Н
еостановимо-жаждущий - когда чего -то очень хочется. Ликующе-восхищенный - приехал на теплое море.

Довольно-подарковый - на день рождения пл. на Новый
Прелестно-снисходительный - когда делаю подарок маме,

папе или кому-нибудь из семьи.

Гордый с достоинством -помог папе починить машину. Печально-обреченный - когда заставляют делать уборку.

Р
АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА .
Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:


  • информирование (о том., что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и ок­ружающих)

  • обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Необходимую для себя информацию родители могут полу­чить на лекциях, к проведению которых можно привлечь ав­торитетных специалистов. Кроме этого, для родителей аг­рессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного по­ведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отно­шений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

Схематично основные направления работы с родителями агрессивных детей можно представить следующим образом (схемы 2 и 3).

Схема 2
Схема 3
В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

негативные способы: наказания, приказы;

нейтральные способы: модификация поведения;

позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипу­лирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипу­лирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.


17

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно - агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что -либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д.

Техника модификации поведения очень проста; за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказа­ние или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от на­зойливых" вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют маму, бабушку управлять собственным гневом. Следствием этого бу­дет то, что их дети вряд ли когда -либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследователи дают образцы различных способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом индивидуально - личностных особенностей участников конфликта. Так, лекар­ство для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Мэтью Мак-Кей, Питер Род­жерс и Юдис Мак-Кей (1997) советуют родителям не прика­саться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

В таблице представленной ниже, даны общие рецепты избавления от гнева, которые будут полезны родителям. Эту таблицу можно разместить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая наглядная информация может побудит взрослых уделять больше времени самовоспитанию.

Что еще почитать