Настройка и управление зимним кайтом Aeros Gyro II Дипауэрный парафойл. Кайты-парафойлы. конструкция. особенности управления - пермаэро. парамоторы, парапланы, кайты

Современные кайты имеют в своем арсенале широкий набор настроек, позволяющих регулировать характеристики купола в зависимости от силы ветра, стиля катания или предпочтений райдера. Это позволяет значительно расширить ветровой диапазон кайта, «выжать» из него максимальную тягу или просто произвести настройки для комфортного катания.

Итак, обо всем по порядку:

Настройка соотношения длины силовых строп и строп управления

Любой кайт с идеально сбалансированным соотношением длины силовых строп и строп управления должен устойчиво вести себя в зените и адекватно, без задержек реагировать на движение планки. При этом допускается легкое провисание строп управления. Убедиться в правильном соотношении длины строп можно с помощью двух тестов:

Тест № 1. Исходное положение - купол в зените, чикенлуп пристегнут к крюку трапеции, планка полностью приведена на себя:

Кайт должен генерировать увеличенную тягу, сохраняя при этом стабильное положение в ветровом окне. Если кайт пытается схлопнуть уши и упасть задней кромкой в центр ветрового окна – необходимо укоротить силовые стропы путем затягивания триммера или удлинить стропы управления с помощью регулировочных узелков.

Тест № 2. Исходное положение - купол в зените, чикенлуп пристегнут к крюку трапеции, планка обеими руками максимально подана от себя:

Кайт должен оперативно реагировать на перекосы планки управления. Если кайт слабо отзывается на движение планки, реагирует с большой задержкой или пытается улететь за голову - необходимо удлинить силовые стропы путем ослабления триммера. В случае, если при полностью отпущенном триммере кайт продолжает слабо реагировать на планку - необходимо укоротить общую длину строп управления или удлинить силовые стропы с помощью регулировочных узелков.

Регулировочные узелки могут располагаться как со стороны планки (например, у F-one), так и на подкупольной расстроповке (например, у Slingshot).

Со временем при эксплуатации кайта стропы вытягиваются, значительно снижая при этом мощность купола и ухудшая его управляемость. Поэтому периодически необходимо проверять длину строп, уделяя особое внимание на необходимость равенства длин у парных строп. Делается это на земле следующим способом: концы полностью размотанных строп крепятся к одной точке (вбитый гвоздь, крючок на стене и т.п.), чикенлуп пристегнут к трапеции, триммер отпущен. Силовые стропы натягиваются крюком трапеции, планка полностью приводится на себя вплотную к чикенлупу - в таком положении все четыре стропы должны быть одинаково натянуты. Провисание какой-либо стропы или нескольких строп свидетельствует о разности их длины и требует выполнения корректировки путем удлинения или укорачивания соответствующей стропы.

Настройка кайта на слабый ветер

Настройка кайта на слабый ветер предусматривает увеличение угла атаки купола по отношению к набегающему потоку воздуха. Операция по увеличению угла атаки сводится либо к увеличению длины силовых строп, либо к укорачиванию строп управления. При подсоединении силовых строп: чем дальше точка крепления от купола – тем длиннее силовые стропы и тем больше угол атаки. При подсоединении строп управления: чем ближе точка крепления к куполу – тем короче стропы управления тем и больше угол атаки

Настройка кайта на сильный ветер

Настройка кайта на сильный ветер предусматривает уменьшение угла атаки. Самый простой способ это сделать - укоротить силовые стропы путем затягивания триммера. Чем сильнее затягивается триммер – тем короче становятся силовые стропы и тем меньше угол атаки купола. Если кайт еще лежит на парковке, то можно также воспользоваться узелками на подкупольной расстроповке.

Настройка скорости вращения купола и нагрузки на планку

Данные настройки позволяют отрегулировать поведение купола в зависимости от стиля катания или предпочтений райдера. Для этого на ушах кайта предусмотрены, как правило, три точки крепления строп управления. Чем дальше от задней кромки купола находится точка крепления стропы – тем больше нагрузка на планку (bar pressure), медленней скорость вращения купола (turning speed) и выше информативность планки (kite feedback).

Вариант крепления № 1. Стропа крепится к точке, максимально близко расположенной к задней кромке купола. При таком варианте крепления нагрузка на планку минимальна, управление куполом не требует приложения больших усилий, скорость вращения купола – высокая. Данный вариант подходит хорошо катающимся кайтерам, предпочитающих быстрые кайты, любителям продолжительных сетов и адептам вейврайдинга.

Вариант крепления № 2. Стропа крепится к центральной точке. В этом случае нагрузка на планку возрастает, замедляется скорость вращения купола, увеличивается информативность планки, контроль над кайтом становится легче. Данный вариант подходит для обучения, фрирайда и отработки первых прыжков.

Вариант крепления № 3. Стропа крепится к точке, максимально удаленной от задней кромки купола. В данном варианте райдер получает тяжелую, но максимально информативную планку, позволяющую хорошо контролировать положение кайта, в т.ч. при прыжках в анхукте. Подобная настройка предпочтительна для вейкстайла.

Команда KiteMart


В статье будет рассмотрен пример создания одноцветного кайта. Такие змеи можно считать одними из простых в плане изготовления, они быстро и просто собираются, а также требуют минимальное количество материалов. Собирается самоделка по чертежу, который прилагается к статье. Но это не все, здесь придется немного пораскинуть мозгами, так как чертеж не описывает всех нюансов сборки самоделки.

Материалы и инструменты для изготовления самоделки:
- тонкий полиэстер или нейлон для создания паруса;
- капрон (или другая подобная прочная ткань, которая будет использоваться по контуру змея);
- одна трубка с внешним диаметром d = 5,5 мм (будет являться центральной направляющей) и одна и одна с внешним диаметром d = 8 мм и длиной 900 мм;
- направляющие в крыльях и другие соединительные элементы (стекловолокно или углерод диаметром 5.5 мм);
- две распорки для кайта (стекловолокно или углерод d = 3 мм);
- плетеный шнур или капроновая нить для изготовления строп (плетеный шнур 3 мм);
- армированная лента (ширина 15 мм);
- двусторонний скотч;
- ножницы;
- импульсный паяльник (для резки материала);
- бумага для изготовления шаблона;
- швейная машинка.

Необходимые соединители


Процесс изготовления кайта:

Шаг первый. Нанесение чертежа
Чтобы сделать воздушный змей, понадобится довольно большой стол. На нем будет наноситься рисунок, а также затем вырезаться элементы змея. Шаблон делается из бумаги.


Шаг второй. Изготовление крыльев змея
В первую очередь на основании плана крыла кайта необходимо начертить контур. Для того чтобы сделать двойную складку, к краям нужно добавить запас порядка 12-ти мм.

Если змея планируется изготовить многоцветного, то здесь понадобится сделать уже ни одно лекало. Об этом нужно не забыть при изготовлении лекала.


Далее лекало нужно наложить на цветную материю. Поскольку лекало сделано из бумаги, оно свернется, чтобы этого не произошло, его фиксируют булавками.

Теперь можно вырезать крыло, для резки отлично подойдет импульсный паяльник. Благодаря такому подходу края материала плавятся и затем не обтрепываются.




Аналогичным образом нужно вырезать и второе крыло. Оно должно быть симметричным первому.


Шаг второй. Соединяем две половинки крыльев
На следующем этапе два крыла нужно объединить в одно. Для этих целей автор использует двусторонний скотч, толщина которого составляет 6 мм. Склеивать нужно внахлест на 6-7 мм.








Чтобы укрепить шов позвоночника кайта, будет необходима армированная лента шириной 15 мм и длинной 800 мм. Впоследствии лента пришивается. Для шитья нужно использовать стежок трехбалльного зигзага.

Шаг третий. Задняя часть кайта

В заднюю часть кайта нужно вшить капроновую нитку толщиной порядка 2-3 мм. Как именно это сделать, можно увидеть на фото. В итоге должна получиться петля длиной 10 см.






Шаг четвертый. Передняя часть кайта
Чтобы сделать переднюю часть воздушного змея, будет нужна прочная водонепроницаемая ткань, ширина которой составляет порядка 5-6 см. Также будет нужен двусторонний скотч. Как именно работать с передней кромкой змея, можно увидеть на схеме. Также на фото можно увидеть, как стащить сопровождающую бумагу ленты.






Чтобы усилить наконечник, часть материи (порядка 10 см) нужно завернуть.





Шаг пятый. Уздечка змея

Уздечка изготавливается из двух частей. Ее нижняя часть представляет собой кусок материи шириной 70 мм. Для изготовления верхней части подойдет кусок автомобильного ремня безопасности или другая прочная ткань. Чтобы куски можно было легче обрабатывать, их необходимо соединить вместе.




После того как уздечка будет изготовлена, ее прикладывают к носу с лентой и делают отметки в виде линий для шитья. Края режутся при помощи импульсного паяльника.






Шаг шестой. Заключительный этап сборки
В хвосте змея нужно пришить 7 см липучки, сюда будет вставляться направляющая.

К парусу нужно пришить полоску плотной материи длиной порядка 25 см, ее можно вырезать в виде стрелы. Пришивается материя прямым стежком. После того как к липучке будет пришита ответная часть, образуется карман.


На фото можно увидеть место соединителя. Далее нужно проделать в отмеченном месте отверстие для Т-образного соединителя. Это удобно сделать горячим резаком.




Для соединителей нужно подготовить специальные места. Из плотной материи нужно вырезать два куска по 7 мм. Далее их вдоль нужно свернуть пополам, а концы обрезать по диагонали. Эти элементы пришиваются к задней части паруса. Впоследствии в них нужно прожечь отверстия на расстоянии 2 см друг от друга. Source unknown

Хорошая и подробная статья, описывающая процесс изготовления кайта (парафойла).
Особенно хорошо для начинающих - сразу проясняет массу вопросов. Сайт-источник этой статьи к сожалению умер, потому все вопросы и комментарии можно писать прямо сюда (в комментарии).

Шьем кайты GammaIridium 2m, GammaRadium 4m

1. Оборудование и материалы.

Вам понадобится швейная машинка. Любая - из всего многообразия швов достаточно простой прямолинейной строчки. Единственное к ней требование - ножной, либо электрический привод, потому что вам понадобятся обе руки чтобы направлять ткань. Если вы впервые беретесь шить, не поленитесь сначала немного потренироваться и пообщаться с более опытными швеями.

Для печати лекал нужен принтер. Чем больше формат, тем меньше хлопот вам доставит изготовление лекал.

Бумага для лекал:
Вам потребуется около 100-150 листов формата А4 на двухметровый змей, 200-250 на четырехметровый.

Размер кайта выбирайте в зависимости от преобладающей силы ветра на вашей местности.

  • 2m - для обучения, игр с детьми, для езды в очень сильный ветер (12-15 м/с)
  • 5m - для езды в сильный и умеренный ветер (около 10 м/с)
  • 8m - для местности где преобладают средние и порывистые ветра (7-10 м/с)
  • 10m - для местности со слабыми ветрами (5-8 м/с)

Подходящую ткань можно найти, побегав по магазинам. Смотрите в разделе курточных/плащевых тканей, ищите самую легкую и непродуваемую ткань. Продуваемость ткани легко проверить прижав кусочек ко рту и втягивая в себя воздух. Мне попалась корейская курточная ткань ценой 55-65 рублей за п.м. (ширина 1.5m). На двухметровый кайт ушло примерно 6-7 п.м., на 4-ех метровый 11-12. Ниток уйдет, соответственно 2-4 катушки обычного размера.

В комментариях советуют магазин ткани в Киеве:
" ... если кто из Украины,то ТКАНЬ ДЛЯ КАЙТА можно купить в Киеве по адресу г.Киев ул. Борщаговская, 129. Вам нужна ткань - Нейлон Таффета 190Т PU"
http://www.tkani.panalp.com/index.php

Лента для крепления строп. Я нашел ее на оптовке среди разного хозяйственного барахла. 2 руб/метр, грубая прочная лента из какого-то синтетического материала (капрон? полиамид?) шириной 1 см. В магазинах тканей либо дороже, либо хлипкие. Идеальный вариант для самодельщика - лента продающаяся под названием "Лента брючная". Лучше покупать на оптовке мотками (кажется 25м) - около 2$ за моток.

Самая дорогая деталь вашей самоделки - стропы. На сегодня мои эксперименты с самодельными стропами не принесли положительных результатов и потому стропы придется покупать. Если вам удастся найти подходящую замену, пишите. Вы окажете неоценимую услугу всем самодельщикам.

Требования к самодельным стропам:

  • прочность 100-150 кг на разрыв
  • небольшой диаметр
  • гладкая поверхность - распутывать шершавые стропы - пытка
  • малое растяжение под нагрузкой - из-за этого не подходит леска
  • отсутствие склонности к скручиванию - витая нить не годится, только плетеный шнур.
  • отсутствие ярко выраженной "памяти" - размотанная стропа должна лежать где ее бросили, а не держать форму катушки или мотовила на которое была намотана.

К купольным стропам требования менее жесткие. Для двухметрового змея я использовал полиамидную витую нить (куплена на базаре - 30 рублей за моток 300 метров) и два кусочка по 10 см кевларовой стропы. Вместо кевлара здесь можно попробовать плетеный шнур 4-6 мм купленный на том же базаре. Еще потребуется клей - БФ-2, БФ-6 или практически любой другой и не помешает термоусадочная трубка (продается в отделах радиодеталей), но можно обойтись и без нее.

На ручки пойдут обрезки лыжных палок. Можно отдельно купить рукоятки к лыжным палкам и приделать их к дюралюминиевым трубкам подходящего диаметра. Длина ручки должна быть ~35-40 см.

2. Получение выкроек

Выкройки для кайта делает программа Foilmaker.
  • Отправляемся на сайт http://www.foilmaker.co.uk/
  • Находим там и скачиваем программу foilmaker
  • Устанавливаем и запускаем

К сожалению официальный сайт программы выглядит мертвым.
Поэтому скачать программу можно отсюда:

Поскольку нам нужно лишь распечатать выкройки, то глубоких знаний о проектировании кайтов не понадобится. Запускаем программу, выбираем в меню File/Open, вспоминаем каталог куда поставили программу, заходим туда, в подкаталог Kites, Gamma и выбираем файл "2mGammaIridium.kte", или "4mGammaRadium.kte" (если вдруг в последующих версиях foilmaker"а эти файлы исчезнут - пишите, -выложим ). И видим что-то подобное:



Ни в коем случае ничего не меняем!
  • Выбираем одно из окон с профилем (не важно Centr, или Tip)
  • File/Print - печатаем лекала
  • Выбираем окно Plan View
  • File/Print - печатаем таблицу длин купольных строп.

После распечатки лекал вам придется их аккуратно вырезать и склеить. Вырезать по линии припуска на швы (см. ниже - показана красным).Практика показала, что склеивать удобно скотчем для заклейки окон. Но конечно годится и обычный скотч.

Нервюры необходимо сразу надписывать - почему-то создатель программы об этом не подумал.

3. Кроим ткань.

Полученные лекала накладываем на ткань и обводим гелевой ручкой. Разные маркеры дают толстую линию, либо быстро заканчиваются - бумага впитывает их красящий состав как песок. Поэтому лучше всего подходит именно гелевая ручка, причем самая дешевая:) - при письме она пачкается, а вот для разметки лекал подходит идеально. Более дорогая и качественная не будет выдавать чернила с той скоростью, с какой нужно.

Естественно ткань нужно придавить по краям чем-нибудь тяжелым, если есть складки - прогладить утюгом через влажную марлю, вытереть сухой тряпкой (иначе лекала намокнут и покоробятся), разгладить, наложить лекала, придавить их - очень хорошо подходит "Война и мир" карманного издания;) и только затем обводить. Обводим, затем делаем разметку - отмечаем точки по которым затем будем сопрягать отдельные части кайта (см. рис. ниже). Затем отмечаем места крепления строп - через проколотые ранее дырочки. В последнюю очередь для нервюр обводим отверстия для перемещения воздуха.

Снимаем лекало и продолжаем разметку - отметки, которые мы поставили - снаружи контура и когда мы будем резать ткань, они окажутся за бортом. Их нужно продолжить на пару милиметров внутрь контура. Затем наклеить бирку из того же скотча для оклейки окон - обычный тут точно не пойдет, и подписываем ее:

Надпись на бирке дублирует картинку с лекала и поможет вам не запутаться, когда вся комната будет завалена раскроенной тканью. Кроме номера, тут указывается верх(upper) это, или низ (lower), с какой стороны находится центр (Centre), с какой край кайта (Tip), где передняя кромка (LE), а где задняя (TE). Кроме того, поскольку кайт симметричный относительно центра, то лекала распечатаны только на половину кайта, и каждый элемент (кроме центральной нервюры - она идет в одном экземпляре) необходимо сделать в двойном количестве (второй экземпляр - в зеркальном отражении, т.е. при разметке ткани лекало нужно перевернуть рисунком вниз). И соответственно необходимо пометить вторые экземпляры.

4. Шьем.


5. Вяжем стропы

Здесь отмечу как делается регулируемый угол атаки (подсмотрено на кайтах Дюны). Перемещая хомут по узелкам можно за минуту изменить угол атаки. Именно это место испытывает максимальные нагрузки и полиамидная нить быстро перетерирается. Поэтому здесь используем более прочные материалы. Все остальные места соединения строп пропитываем клеем, оставшиеся у узелков хвостики нити обрезаем (когда высохнет клей), или прячем в термоусадочные трубки.

Ну вот собственно и все.

E-mail автора статьи - kozlov76 mail.ru

УСТРОЙСТВО КАЙТА НА ПЛАНКЕ (БАР)

Кайт состоит из:
. купола (крыла) с куполными стропами;
. силовых строп;
. строп управления;
. планки управления (либо ручек);
. системы отцепки.

Купол
Кайты компании Sky Country, представленные на нашем сайте, имеют купол типа «парафойл» - конструктивно он напоминает маленький параплан. Такой купол состоит из двух слоев ткани (верхней и нижней поверхностей) и внутренних нервюр (перегородок, формирующих профиль крыла). Для наполнения крыла воздухом на передней кромке крыла имеются так называемые воздухозаборники, закрытые сеткой, предотвращающей попадание мусора и снега внутрь крыла. В нервюрах имеются отверстия для перетекания воздуха внутри купола. На нижней поверхности купола имеются петли, к которым привязываются купольные стропы.

Купольные стропы
Купольные стропы, как правило, настраиваются производителем и задают форму крыла. При правильном обращении с куполом купольные стропы никогда не перепутываются.

Удлинители
Удлинители (силовые стропы и стропы управления) крепятся одним концом к купольным стропам, а другим - к планке (либо ручкам). Они изготавливаются из прочного слаборастяжимого волокна (чаще всего это Dyneema). Силовые стропы имеют прочность на разрыв в среднем 250 кгс, а стропы управления - 170 кгс. Меняя длину удлинителей, Вы можете регулировать тягу кайта (на длинных стропах тяга выше). Соединение удлинителей с кайтом и планкой происходит посредством затягивания петли-удавки на узелках, которыми заканчиваются купольные стропы и поводки планки.

Планка управления (бар)
Силовые стропы, соединяясь выше планки, идут к ее середине и, пройдя через отверстие в планке, крепятся к системе chicken-loop. Эта система позволяет прикреплять планку к крюку трапеции и предотвращать непроизвольное отцепление кайта от пилота. Кроме того, между системой chicken-loop и силовыми стропами имеется система быстрого отцепа, позволяющая быстро отсоединить кайт от пилота в случае возникновения опасной ситуации.
Выше планки на силовых стропах имеется система регулировки угла атаки кайта - триммер. При отпускании триммера увеличивается тяга крыла, а при затягивании - падает. При помощи триммера можно регулировать тягу прямо на ходу. Помните, что при затянутом триммере, кайт больше подвержен складываниям.
Кроме триммера, имеется еще одна система, которая может моментально изменить тягу кайта - дэпауэр (depower). Подтягивая планку к себе, Вы увеличиваете тягу, отпуская - уменьшаете.
К системам безопасности относится лиш, который одним концом крепится к стропам управления, а другим - к снаряжению пилота. В случае экстренной отцепки кайта он остается прикрепленным к райдеру посредством лиша. Если это необходимо, райдер может отцепить от себя и лиш.

Трапеция
Трапецией называют систему, которая передает тягу кайта с силовых строп на корпус райдера. Трапеции бывают поясные и сидячие. Для катания зимой больше подходят сидячие трапеции, но можно использовать и поясную. При выборе размера трапеции следует учитывать, что зимой она одевается поверх всей одежды.

ПОДГОТОВКА К СТАРТУ

Определите направление ветра;
. разложите кайт в стороне от основного места катания, если есть возможность, обозначьте свое место флажками. Следует оставить достаточно места по ветру от разложенного кайта до ближайшего препятствия (чем сильнее ветер, тем большим должно быть это расстояние);
. закрепите купол на поверхности (присыпьте снегом, прижмите рюкзаком или иными предметами на льду);
. размотайте, распутайте и разложите удлинители вдоль направления ветра;
. зафиксируйте планку управления на поверхности, либо за ледобур, либо за лыжу, воткнутую в снег пяткой. При использовании ледобура, маркируйте его с помощью лоскута яркой ткани, чтобы воткнутый в лед ледобур был хорошо виден издалека.

СТАРТ

Запуск с помощником.
Подайте знак о Вашей готовности. Помощник должен встать за кайтом, приподнять его над землей, удерживая его за переднюю кромку на уровне груди. В этом положении кайт хорошо наполняется воздухом и принимает рабочую форму. Помощник дает знак о готовности и отпускает кайт. Кайтер плавно натягивает силовые стропы, кайт взлетает. Помощнику не следует подбрасывать кайт - даже при минимальном ветре кайт взлетает самостоятельно.

Самостоятельный запуск .
Потяните за передние стропы так, чтобы приподнялась передняя кромка кайта. Кайт наполнится воздухом через воздухозаборники и за счет собственной подъемной силы сбросит снег.

УПРАВЛЕНИЕ КАЙТОМ


Ветровое окно - зона, в которой кайт может держаться в воздухе и создавать тягу.
Нейтральная зона - зона, лежащая на краю ветрового окна, где кайт практически теряет тягу.
Нейтральная позиция - зона, расположенная практически над головой пилота, в которой кайт не создаёт тяги и требует минимального внимания.
Рабочая зона - внутренняя зона ветрового окна, в которой кайт создает тягу.
Край ветрового окна - правый и левый края рабочей зоны ветрового окна.
Кайт управляется и создает тягу только при условии, что силовые стропы и стропы управления находятся под нагрузкой. Если пилот допускает провисание строп, то он теряет контроль над кайтом.
Для того чтобы поднять кайт в воздух, необходимо натянуть силовые стропы (подходящие к середине планки), отпустив при этом планку максимально от себя.
Для того чтобы опустить кайт, необходимо одновременно и равномерно затянуть стропы управления, приходящие к концам планки. Для того чтобы последующий старт кайта был комфортным, опускайте кайт в середине окна, передней кромкой вверх.
Кайт поворачивает влево, если потянуть к себе левую часть планки и одновременно отпустить от себя правую.
Кайт поворачивает вправо, если потянуть к себе правую часть планки и одновременно отпустить от себя левую.
Если кайт упал на краю ветрового окна, то для его подъема райдеру необходимо переместиться в сторону падения кайта, сохраняя натянутыми стропы управления так, чтобы оказаться в позиции старта.

Если кайт упал передней кромкой вниз, необходимо потянуть стропы управления, приходящие на края планки. Кайт взлетит задней кромкой вверх. Отпустите одну из строп, и он перевернется в нормальное положение.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ КАЙТА НА РУЧКАХ

Классическая конструкция парафойла с управлением на ручках предельно проста. От передних рядов подкупольной расcтроповки (A, B, C, иногда D) идут стропы непосредственно к одному концу прямо на ручки управления. Эти стропы - тяговые, согласно конструкции змея (тяга змея распределяется ближе к передней кромке), но в данной системе они же являются и стропами управления. С расcтроповки на задней кромке задние стропы, соответственно, приходят к другому концу ручек, и называются они брейками (либо клевантами). В отличие от передних, эти стропы обычно значительно тоньше силовых (80-120кгс нагрузки на каждую номинала против 200-300кгс обычных силовых строп). Кроме этого, они, вобщем-то, не учувствуют в процессе управления и передачи тяги. Они нужны для рестарта кайта, когда тот упал передней кромкой вниз. В таком случае, ручки просто переворачиваются, и процесс рестара со стороны выглядит так, как будто кайтер перепутал переднюю и заднюю кромки. Кроме того, опытные райдеры иногда, все-таки, применяют хорошо отстроенные брейки в управлении кайта, но это уже высший пилотаж.
Кайт управляется так же элементарно, как та первая пилотажка, которая достанется (или уже доставалась) Вам на обучении. Тянешь правую ручку - поворачивает вправо, тянешь левую - влево. Аэродинамика такого управления, как ни странно, качественнее, аэродинамики управления кайтом с изменением угла атаки. Задние стропы обычно просто слегка провисают, практически неподгруженные, а, чтобы не приходилось постоянно кататься на руках, между двумя ручками привязали не очень длинную веревочку - шкотик, и дабы он не перетирался, пустили его на специальный трапеционный крюк с роликом (или переходник с роликом на обычный крюк, но это уже выдумки).
Так как ручечные кайты редко используют в «передозы», то традиционной расчековки в этой системе обычно нет (если конечно ее не изобрел предприимчивый производитель). Чтобы избавиться от кайта, нужно подтянуться на руках, ослабить шкотик, который, провисая, должен вынырнуть из-под ролика-крюка самостоятельно. Страховочного лиша тоже обычно нет. Кажется сложным и небезопасным, на практике же обычно используют ручечники только под определенный ветер, причем заведомо меньшего размера, чем кайт с системой «depower».
Стихия ручечных кайтов - необъятные просторы замерзших водоемов, ровных полей - там, где важна скорость даже при минимальных ветрах, хорошие характеристики при вырезании и практически не стоит вопрос нестабильности и турбулентности сильного ветрового потока.

Внимание! При ударе кайта воздухозаборниками о землю в нем кратковременно возникает избыточное давление, способное привести к повреждениям и даже к полному разрушению купола.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Кайты способны развивать очень большую тягу, и, поэтому, обращение с ним требует особого внимания и осторожности:

Следует отказаться от катания. Если погодные условия не обеспечивают комфортного катания той площади, которым Вы располагаете;
.постарайтесь правильно оценить силу ветра и состояние покрытия для правильного выбора площади кайта;
.не поднимайте кайт вблизи серьезных препятствий, особенно если они находятся с подветренной стороны от Вас (деревья, линии электропередач, дороги, транспорт, люди, животные, открытые участки воды, тонкий лед и т.д.);
.категорически запрещается прикреплять кайт к райдеру жестко, без возможности быстрой отцепки;
.при катании по жесткой поверхности (лед, плотный наст) используйте индивидуальные средства защиты (шлем, налокотники, наколенники, защита спины, крепкие перчатки или варежки);
.не доверяйте Ваш кайт тем, кто не прошел квалифицированного обучения;
.катайтесь только в тех местах, которые Вам хорошо известны: скрытые полыньи, ямы, иные препятствия, скрытые под снегом, представляют серьезную опасность;
.при катании в горах, проконсультируйтесь у местной службы спасения о возможных опасностях в месте Вашего катания;
.следите за исправностью Вашего снаряжения;
.не рекомендуется кататься в одиночку;
.во время запусков следите за тем, чтобы натянутые удлинители не поранили людей: натянутые стропы - источник повышенной опасности.
.не запускайте кайт, если нет хорошего упора для ног - Вы можете получить травму при резком падении;
.не переводите резко кайт из одной стороны в другую - Вас может оторвать от земли;
.не ударяйте кайт о землю передней кромкой вниз - от сильного удара он может разрушиться;
.если при резком порыве ветра кайт выходит из под контроля и сильно тянет за собой, активизируйте систему безопасности - отцепите кайт.

ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ

1. Райдеры должны избегать столкновений.
2. При движении разными галсами дорогу уступает тот пилот, который идет левым галсом.
3. При движении одним галсом дорогу уступает тот пилот, который находится с наветренной стороны.
4. Приоритет имеет райдер, движущийся с меньшей скоростью, или стоящий на месте.

УКЛАДКА КАЙТА

После надежного закрепления планки/ручек необходимо придавить кайт либо рюкзаком, либо присыпав его снегом. Далее необходимо смотать удлинители и планку. Затем, в зависимости от ветровых условий, выбирается способ смотки кайта.
Если ветер не очень сильный и не мешает складывать кайт, купол следует разложить на земле одним ухом к ветру и прижать каким-либо грузом (например, рюкзаком). Стропную систему разбросайте равномерно по куполу, не давая ей запутываться. Сложите купол гармошкой от ушей к центру. Затем сложите получившийся рулон несколько раз и уложите в рюкзак.
При сильном ветре купол можно закрутить от ушей к центру для строчной укладки в рюкзак. При первой возможности дома или в лагере разверните и аккуратно сложите кайт, при необходимости, дав ему проветриться.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Курс - выбранное направление движения.
Галс - курс райдера относительно ветра.
Правый галс - ветер дует в правый бок райдера, а кайт находится слева от него.
Левый галс - ветер дует в левый бок райдера, а кайт находится справа от него.
Поворот - смена галса.
Лавировка - движение к ветру со сменой галсов.
Бейдевинд - лавировочный курс.
Галфвинд - движение перпедникулярно ветру (в полветра).
Бакштаг - курс при движении по ветру.
Передоз - погода сопровождаемая сильными ветрами.

Кайты - это своеобразные «воздушные змеи», которые спортсмены по воде, песку, снегу, где их тянет вперёд ветер, улавливаемый этим самым кайтом. Такой вид спорта стал известен как кайтсёрфинг и с самого своего зарождения завоевал множество сердец поклонников активного отдыха. Хотя и оборудование для него не отличается особой дороговизной, у некоторых людей возникает желание сделать кайт своими руками и тем самым сэкономить. Более того, можно сделать планку и трапецию для кайта. И в этом, поверьте, нет ничего запредельно сложного.

История воздушного змея

О первых воздушных змеях не сохранилось ни одного письменного упоминания, но доподлинно известно, что они были изобретены в древнем Китае. Самые первые модели изготавливались из листьев растений и лёгких стеблей бамбука, а после открытия секрета производства шёлка в 2600 году до н. э. листья заменялись этой драгоценной тканью. Как ни странно, но зачастую применялись воздушные змеи не столько для развлечения, сколько для серьёзных военный задач: например, для вычисления расстояния между армией и укреплениями неприятеля либо для запуска в воздух разведчиков.

Есть легенда, повествующая об эпизоде, произошедшем в 202 году до н. э. Некий генерал Хуан Тэнг со своим войском попал в окружение неприятеля, и положение было критическим. И когда сильный порыв ветра сорвал головной убор генерала, Хуан Тэнгу пришла гениальная идея - он решил построить множество воздушных змеев, снабжённых элементарными звуковыми устройствами из бумаги. Ночью они летали над головами противника, издавая воющие звуки, и этим вселили в их сердца суеверный страх перед ночными демонами. В результате такой психологической атаки враги генерала в панике разбежались.

В VII–VIII веке н. э., благодаря буддийским миссионерам, воздушные змеи перекочевали через Индокитай в Японию, где приобрели огромную популярность. Японцы начали создавать новые их виды, и вскоре появились модели в виде полотен, окрашенные в яркие краски. По поверьям, воздушные змеи были звеном, которое связывало богов и людей. Также они оберегали от козней злых духов, защищали от невзгод, давали крепкое здоровье. И на сегодняшний день в Японии они не потеряли популярность и даже превратились в своеобразное искусство.

Но есть и альтернативная версия - европейская. Согласно ей, воздушный змей был изобретён греческим математиком Архитасом в 400 году до нашей эры и выглядел как деревянная птица, чья аэродинамика была позаимствована из наблюдений за птицами настоящими.

Римляне тоже использовали воздушных змеев - они запускали летучие военные флаги-флюгера, что представляли собой различных животных с огромными ртами и которые поднимались на шестах, для того чтобы поймать ветер. Вид таких знамён страшил противников римлян, а им самим вселял уверенность в сердца. Также флюгера были хорошим подспорьем лучникам, которые по ним определяли силу и направление ветра.

В 1405 году в Европе появилось самое первое верное описание воздушного змея и было оно опять же в сборнике военных технологий. Несколько столетий понадобилось изобретению, для того чтобы стать обыденным явлением, которое завораживало зрителей различных представлений и радовало маленьких детей. Даже известнейший учёный Исаак Ньютон проводил эксперименты, для того чтобы выявить, какая форма змея была бы наиболее экономичной. А в XVIII веке увлечение ими стало повальным, и до конца XIX века проводилось множество экспериментов по поднятию как различных грузов, так и людей. Пройдя тысячелетия, воздушный змей до сих пор занимает видное место в мировой культуре и обычной жизни.

О бодисёрфинге

Одним из самых интересных видов кайтинга является кайтбодисёрфинг, представляющий собой простейший пример применения воздушного змея на воде. И много для него не требуется - всего-навсего побольше воды, ветра и управляемый кайт. и несётся с помощью него по водной глади. При скачках скорости кайтер может взмывать в воздух на несколько метров вверх, а действие подъёмной силы позволяет ему сохранять равновесие.

Для занятия кайтбодисёрфингом нужен ветер, дующий со скоростью не менее 7 метров в секунду. Для того чтобы выполнять различные манёвры, пилоту нужно лишь ловко управляться с кайтом, создавая избыточную тягу. Это позволяет одолевать много километров и не испытывать от этого никакой физической усталости.

В основном спортсмены используют 4-стропные воздушные змеи, имеющие около 45 метров в длину, что даёт возможность поднять кайт очень высоко и поймать мощный поток воздуха.

Для того чтобы занятия этим спортом не нанесли вреда спортсмену, проходят они только в том случае, когда ветер дует параллельно береговой линии. Поверхность воды должна быть хорошо просматриваемой, для того чтобы вовремя увидеть различные препятствия в виде камней, рифов, дамб и тому подобного. Глубина должна быть не менее метра, чтобы не биться ногами, а на спортсмене обязаны быть самые лучшие страховочные системы, которые позволят ему в момент опасности.

Изготовление кайта своими руками

Материалы и оборудование

  1. Для того чтобы сделать кайт своими руками, вам понадобится любая швейная машинка. Почему любая? Потому что шов, который будет нужен, самый обычный - прямолинейные строчки. Хотя требование к ней всё же есть - это привод, который должен быть либо ножным, либо электрическим, потому как вам понадобятся обе руки. Если же у вас не было опыта шитья - перед созданием кайта стоит подучиться и наработать навыки.
  2. Также нужен компьютер и принтер, и очень хорошо, если он способен печатать большие форматы - меньше хлопот будет в дальнейшем.
  3. Бумага. А лучше - много бумаги, для того чтобы создать лекала. Берите одну-две пачки.
  4. Размер кайта стоит подбирать по силе ветра, который собираетесь ловить:
  • Двухметровый кайт подойдёт для катания в очень сильный ветер (10–12 м/с).
  • Пятиметровые модели применяют, когда ветер дует со скоростью 10 м/с.
  • Длина кайта восемь метров идеальна для средних и порывистых ветров (7–10 м/с).
  • Огромные десятиметровые воздушные змеи словят слабые ветра, дующие со скоростью 5–8 м/с.
  1. Ткань. Наилучшим выбором будет курточно-плащевая ткань, но только лёгкая разновидность с наибольшей непродуваемостью. Для проверки продуваемости можно сделать небольшой, но эффективный тест - приложите ко рту кусочек ткани и втяните воздух. Такой материал без проблем можно найти в любом магазине, и цена на него очень невысока.
  2. Лента для крепления строп. Наилучшим вариантом будет брючная лента, которая продаётся мотками по 25 м.
  3. А вот на стропы придётся потратиться. Самому их создать вряд ли выйдет, потому их нужно покупать, руководствуясь следующими требованиями:
  • на разрыв они должны выдерживать 100–150 кг;
  • диаметр должен быть небольшим;
  • поверхность должна быть гладкой;
  • растяжимость обязана стремиться к нулю;
  • склонность к скручиванию недопустима;
  • размотанная стропа не должна обратно скручиваться в форму катушки;
  • покупка их обойдётся примерно в 50 долларов.
  1. Ручки можно изготовить из старых лыжных палок, а если их нет - купите ручки от лыж и прикрепите к дюралюминиевым трубам. Длина их должна быть около 40 см.

Этапы изготовления кайта своими руками

Этап первый - выбор размеров и изготовление лекал для кайта

Для того чтобы создать кайт, нужно для начала определиться, насколько он должен быть большим. Для примера возьмём технологию изготовления воздушного змея, имеющего габариты 2,4 метра. Приступим к расчёту всех величин для кайта.

Одним из лучших вариантов будет использования специального программного обеспечения, такого как TW-NPW5 Calculator. Она обладает простым интерфейсом, доступным для понимания любому новичку - нужно найти окно Panel A Height, в котором добавить значение 140, самое оптимальное и экономное для получения развёртки кайта в 2,4 метра. Далее, требуется найти окно FABRIC LAYOUT, в котором, собственно, и будут отображены все чертежи для лекал.

После проделанных манипуляций стоит достать заготовленную пачку бумаги и канцелярские принадлежности в виде метровой линейки, угольника с прямым углом, клея «Момент», карандаша, канцелярского ножа или ножниц. Теперь можно приступить к распечатке и склейке лекал для воздушного змея.

Склейку нужно проводить таким образом, чтобы потом можно было нанести размеры панелей кайта, которых всего три. Центральная будет иметь размеры 140 на 70 см, малый боковой треугольник - 107 на 99 и на 41 см и большой боковой треугольник выйдет 140 на 99 и на 99 сантиметров.

На листе бумаги (а лучше - ватмане) с помощью припасённого угольника проставляем размеры кайта с форой в 12 мм, которая нужна для припусков на швы. В ином случае кайт уменьшится на их размер и хорошая летучесть змея может быть под вопросом. Не забудьте сделать ножницами надрезы по краям, где будут вшиваться петли для подвязки строп и складки.

Конечно, можно обойтись и без лекал, но это потребует от вас немалого опыта шитья, а если такового не имеется, то в создании кайта без них не обойтись.

Этап второй - крой кайта

Теперь нужно освободить подходящую площадь пола и разложить на нём купленный материал для изготовления воздушного змея, расстелить и наложить полученные лекала, совмещая один из краёв с краем материала. Также надо следить, чтобы не образовались складки и перекосы - для этого возьмите горку старых книг и используйте их как грузы. Теперь обводим лекала и не забываем про отверстия для строп и складок кайта.

Когда все линии нанесены, то пора снять лекала и по линиям распустить заготовку. Треугольник нужно кроить, учитывая изнанку материала, то есть, выкроив одну часть, нужно перевернуть лекало и выкроить другую в зеркальном отражении. Это нужно для того, чтобы крыло кайта вышло красивым, в противном случае одно крыло кайта будет блестеть, а другое останется матовым из-за того, что на него нанесено слой силиконовой плёнки.

У вас должно быть на руках 5 деталей кайта: центральный треугольник, два малых и два больших боковых.

Далее, нужно подготовить петли для строп кайта. Тут понадобится брючная лента или ремённая тесьма, из которой изготавливаются 36 полосок по 5 см и шесть лент по 8 см, которые пойдут на переднюю кромку. После нарезки возьмите зажигалку и опалите кромки. Итак, крой кайта готов.

Этап третий - шитьё кайта

Приготовленная швейная машинка снабжается лавсановыми нитками (с пометкой ЛЛ на катушке). Наилучшие номера - 33, 45 и 50. Главное - не берите капроновые, а так сгодится и нейлон. Игла нужна под номером 90, дешёвые не покупайте - иначе придётся бежать менять сломанную. Не скупитесь. Длина стежков кайта должна быть около 4 или 5 мм - потренируйтесь на обрезках.

Перед тем как сшивать все детали кайта, края нужно укрепить клеем «Момент», который наносится вдоль краёв тонкой полоской. Тут главное быстро сложить обе детали по шву и выровнять, пока клей не подсох. Через 20 минут деталь кайта готова к шитью.

Вышеперечисленными действиями мы неплохо облегчаем себе жизнь за счёт избегания смещения материала - посадки. Там, где должны быть петли для строп кайта, вклеиваем по заранее сделанным отверстиям и ожидаем, пока высохнет. Если будут излишки клея - его надо стереть губкой. После прошиваем.

Основная часть воздушного змея у нас есть. Далее, возьмите ручки и соберите каркас кайта. Лучше всего использовать стальные хомуты. Ничего сложного в этом нет, и вскоре у вас в квартире будет стоять отличный самодельный кайт. Но на этом работа не заканчивается, поскольку нужно побеспокоиться о трапеции и планке, которые также можно изготовить самостоятельно.

Изготовление трапеции для кайта своими руками

Трапеция для кайта представлена в несколько вариантах, которые отличаются надёжностью, особенностями конструкции, простотой использования и прочими важными моментами. Для самостоятельного изготовления чаще всего выбирается сидящий вариант трапеции. Чтобы самому сделать трапецию для кайта, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Для силовой основы будущей трапеции для кайта необходимо использовать альпинистскую беседку, которая предварительно должна быть усилена и доработана. Конструкция основана на использовании жёсткой нейлоновой ленты, которая способна выдержать нагрузку на разрыв около тонны. Она должна быть замкнута в кольцо и прошита несколько раз в местах пересечения. Передняя часть, в которой регулируется ширина и располагается крюк, прикрепляется к основе при помощи жёсткой стальной скобы с одной стороны и застёжкой, взятой от авиационных ремней, с другой.
  2. Крюк в трапеции для кайта должен быть сделан и жёсткого прута из стали, его диаметр не должен быть менее 6 мм. Крюк закрепляется на широкой пластине из стали, которая вшивается в ленту и располагается между её слоями.
  3. Трапеция для кайта своими руками должна быть надёжной, защищать наиболее уязвимые участки тела, поэтому необходимо побеспокоиться про обеспечение таких важных свойств. Чтобы спина находилась под защитой, а трапеция была комфортной и обладала плавучестью, на её задней стороне должна находиться подложка из ЭВА. Это этиленвинилацетат, который является жёстким, прочным, водонепроницаемым и упругим материалом. По сути, это пластик, который имеет мелкоячеистую структуру, небольшой вес и способность сохранять тепло. Подобный материал часто используется для отделки пола в спортзалах. В магазинах такой материал продаётся под видом матов для занятий фитнесом. Толщина ЭВА должна находиться на уровне 12 мм. С внутренней стороны подложку необходимо обшить флисом, а для внешней обшивки нужно выбирать материал «болонья». Подложку необходимо пришивать к трапеции по бокам и закреплять ещё двумя винтами, которые добавят трапеции прочности.
  4. Впереди трапеции для кайта располагается аналогичная подложка. Её ширина зависит от личных предпочтений каждого и параметров тела. Скобы не будут выступать сзади, поскольку их крепление глубоко утоплено за счёт наличия перемычек под материалом.
  5. Кольца, к которым крепится страховочный лиш, намертво вшиваются между слоями ленты. Ручка не вшивается, поскольку она служит непрерывным элементом кольца трапеции. За счёт такой конструкции отрыв ручки становится невозможным.
  6. На трапеции можно сделать несколько вместительных карманов, которые будут закрываться на молнию или липучки.
  7. Нижняя кромка нуждается в усилении при помощи полосок дакрона или нейлоновой ленты.

Трапеция для кайта получается жёсткой в необходимых местах, поэтому спина не прогибается. Лента, через которую продеваются ноги, хорошо ложится и не приносит дискомфорта, поскольку трапеция сделана по индивидуальным замерам. Зазоров и смещений не должно быть. А также отсутствует необходимость в регулировании длины ленты, которая обхватывает ноги.

Изготовление планки для кайта своими руками

Планка для кайта своими руками - это вполне реально. Ну и пусть она не будет выглядеть столь же стильно и солидно, как фирменные варианты, зато ни у кого такой не будет - это уж точно. Для начала стоит определиться с материалом, из которого будет создаваться планка. Есть несколько вариантов. Дерево использовать можно, но нежелательно. Поскольку такой материал является недостаточно прочным и может сломаться, как говорится, в самый неподходящий момент. Зато работать с деревом проще, чем с любым другим материалом, к тому же оно самое доступное. Подойдёт даже черенок от лопаты. Стеклопластик и углепластик являются вредными материалами, работать с которыми крайне неудобно. Алюминий легко гнётся, что совсем неприемлемо для занятий кайтсёрфингом.

А вот дюраль - самый подходящий материал для создания самодельной планки для кайта. Выбирать нужно марку сплава Д16Т, подходящим диаметром будет 22 мм, с толщиной стенки 2 мм. Длина будущей планки для кайта напрямую зависит от размера воздушного змея, который будет использоваться в паре с нашим изобретением.

В середине планки для кайта не стоит делать отверстие, поскольку это существенно снизит прочность материала и увеличит вероятность поломки. Более оптимальным вариантом будет кольцо, прикреплённое на винтах по центру сбоку. Для изготовления кольца подойдёт отрезок из этой же трубы. А можно поискать в специализированных магазинах, которые занимаются реализацией автомобильных запчастей или комплектующих для яхт.

Рога, которые располагаются на краях планки для кайта, необходимы для закрепления строп и удобного их наматывания. Для создания этого элемента можно использовать оцинкованные детали, в конструкцию которых входит винт и кольцо. Диаметр меньше 6 мм выбирать не стоит, поскольку они быстро согнутся от рабочего напряжения во время кайтсёрфинга. Имеющиеся отверстия можно закрыть при помощи обычных пластиковых заглушек, которые используются в монтаже водопровода.

Самодельная кайт-планка нуждается в защитной отделке. Для этих целей может быть использована велосипедная камера, пенка, термоусадочный кембрик или на крайний случай скотч. Отделка не должна сильно влиять на диаметр планки для кайта, поскольку она станет неудобной.

Заключение

Как вы видите, при некоторой сноровке кайт можно изготовить собственноручно. Потому, если не хочется тратиться на магазинную модель, запаситесь терпением и материалом - и благодаря нашей технологии вы соберёте воздушный змей за несколько дней.

Что еще почитать