Планирование тематической недели «Неделя дружбы. План -конспект урока самопознания на тему "дружба между мальчиками и девочками" План на тему что такое дружба

Разрешаю:__________

Допускаю:__________

Оценка за классный час:__________

План - конспект

классного часа,

в 4 «А» классе

29.04.2016 г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

Тема урока : «Тема дружбы на примере рассказа Л.Н.Толстого «Два товарища»».

Цель : создать благоприятные условия для продолжения знакомства с понятием «дружба» и ее нравственной значимости в поведении младших школьников.

Задачи:

Образовательные: расширить представления учащихся с понятием «дружба», показать значимость дружбы как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми; выявить правила и законы дружбы; сформировать нравственные ценности;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, бережное отношение к дружбе; коммуникативную культуру общения и взаимопонимание, терпимость к людям.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развивать умение самостоятельно делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся нравственных качеств; испытывать сопереживание чувствам других людей, уважительного отношения друг к другу, ответственности за другого человека.

Метапредметные:

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Тип классного часа: этическая беседа с практической работой.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

I. Организация начала урока.

У.: - Здравствуйте, ребята. Нас зовут, Татьяна Валерьевна, Алина Николаевна, Ксения Сергеевна.

Сегодня начало урока у нас будет необычным. Один из членов группы должен протянуть руку другому, пожать её и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». Каждый следующий делает то же самое.

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло своей руки.

У.: - Присаживайтесь. Сегодня мы проведем у вас классный час на тему, которого мы определим чуть позже.

У.: - Ребята, на уроке мы будем работать в группах, и чтобы она ладилась, прочтите правила работы в группах. (Слайд)

II. Актуализация умений и знаний.

У.: - Чтобы определить первое слово в теме нашего классного часа разгадайте ребус. (Слайд)

У.: - Команда, которая закончит первая, поднимает руки.

У.: - Первая команда, что у вас получилось? Кто согласен, поднимите зеленую карточку. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

У.: - Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: - Дружба дороже денег, ни за какие богатства ты не купишь настоящего, верного друга.

У.: - Правильно. Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке.

II I . Сообщение темы и целей классного часа.

Д.: - Узнаем, кто такой настоящий друг; будем учиться дружить и быть настоящими друзьями; научимся правильно вести себя в различных ситуациях. (Слайд)

IV . Работа над темой.

У.: - Молодцы. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

У.: - Ребята, вы изучили много произведений, в которых друзья приходят на помощь друг другу. Я предлагаю вам послушать басни. После прослушивания вы должны мне назвать автора и название этого произведения.

(Прослушивание басни Л.Н.Толстого «Два товарища»)

Д.: - Лев Николаевич Толстой «Два товарища». (Слайд)

У.: - Правильно, молодцы. Кто из героев прослушанной нами басни оказался настоящим другом? Почему вы так считаете?

Д.: - Первый мальчик струсил и залез на дерево, бросив друга. Второй же мальчик проявил смекалку, смелость при встрече с медведем.

У.: - Хорошо.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Равняться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

У.: - А как вы считаете, можно ли назвать этих ребят друзьями ? Давайте прочтем определение, что же такое «Дружба», которое написано в словаре С.И.Ожегова. (Слайд)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

У.: - Ребята, как вы понимаете смысл этого определения?

Д.: - Дружба – это доверие к человеку и общие интересы с ним.

У.: - Так можно ли главных героев назвать друзьями? Объясните свой ответ.

Д.: - Нет. Потому что настоящие друзья не бросают друг друга в беде.

У.: - Хорошо, молодцы. Мы знаем большое количество различные пословицы, а подходит ли какая – нибудь из них к басни «Два товарища» Л.Н.Толстого.

Д.: - Друзья познаются в беде.

Друг за друга стой, выиграешь бой.

У.: - Молодцы, а сейчас внимательно послушайте историю и подумайте, как в подобной ситуации поступи ли бы вы?

В.А.Сухомлинский

«Хрестоматия по этике»

Новые штаны.

Третьеклассник Витя собрался в школу. Сегодня первое сентября. Мама купила Вите новые штаны. Мальчик впервые надел их и радовался обновке.

Витя ожидал Андрея. Они всегда вместе идут в школу. А вчера вдвоем они долго сидели на Теплом Камне у реки и дали друг другу слово: будут верными, неразлучными друзьями. Вместе школу окончат, вместе в армию пойдут, и если придется сражаться с врагом – не пожалеют жизни друг для друга.

Вот и Андрей пришел. На нем старенькие штанишки.

- Мама, - сказал Витя, - дайте мне старые штаны. Те, в которых я летом ходил.

- У тебя же новые… - удивилась мать. – Ты ведь надел их…

- Они тесные… - тихо сказал Витя. – Не могу я в них идти…

Мать с удивлением смотрела на сына. Но увидев на Андрее старенькие штаны, все поняла.

- Ну, что же, - сказала мать, - они в самом деле тесные. Надевай старенькие.

Витя надел старые штанишки. Друзья пошли в школу – радостные, счастливые. По дороге они договорились: вечером опять встретиться на Теплом Камне у реки.

У.: - Ребята, как вы считаете, Витя правильно поступил по отношению к другу?

Д.: - Да.

У.: - А что же он такого сделал? Просто надел другие штаны, так как новые были ему малы.

Д.: - Витя надел другие штаны, потому что Андрей чувствовал себя не комфортно, ведь у него были старенькие штанишки.

У.: - Правильно, молодцы. Ребята, а какое качество мы можем выделить в Вите исходя из данной ситуации?

Д.: - Благородство, чуткость друг к другу.

У.: - Конечно, дружба – это умение быть чутким, приходить другу на помощь, быть рядом не только в трудные минуты, но и в радостные. На протяжении всей истории человечества в отношениях между людьми дружба ценилась превыше всего. Недаром у народов всего мира так много пословиц о дружбе. Давайте вспомним некоторые из них.

У.: - Ребята, на слайде вы видите начало пословиц, пожалуйста, найдите их окончание. (Слайд)

    Один за всех и (все за одного).

    Человек без друзей (что дерево без корней).

    Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

    Дерево живет корнями, (а человек друзьями).

    Друга ищи, (а найдёшь - береги).

    Друг за друга стой, (выиграешь бой).

    Доброе братство, (лучше богатства).

    Друг лучше старый, (а платье новое).

    Старый друг – (лучше новых двух).

    Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

    Крепкую дружбу и водой (не разольёшь).

    Птица сильна крыльями, (а человек – дружбой).

    Друзья познаются (в беде).

У.: - Ребята, давайте проверим нашу работу. А начинаю читать начало пословицы, а группы продолжают. Поднимите карточку соответствующего цвета, чтобы выразить ваше мнение.

У.: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

У.: - Ребята, ответьте мне на вопрос: «Друзьями могут быть только сверстники или же животные, герои любимых книг?»

Д.: - Конечно, животные и герои книг могут дружить между собой.

У.: - Правильно. Посмотрите на выставку книг и назовите мне героев, которые были друзьями.

Д.: - Выставка: «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов, «Волшебник Изумрудного города» Александр Мелентьевич Волков, «Бременские музыканты» Братья Гримм, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Николаевич Толстой, «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский, «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар.

Правила дружбы

Чтобы у тебя всегда было много друзей, никогда не __________ своим товарищам.

Не _________ обидными словами.

Не ___________ им прозвищ.

Чтобы у тебя всегда было много друзей, помогай ___________ .

Если умеешь что – то делать - __________ своего друга.

Если товарищ попал в беду - _____________ , чем можешь.

Дружить можно и нужно и с ___________ , и с большими ребятами, и с ________________ , и с девочками.

Если ты обиделся на своего друга, постарайся __________ ему свою обиду.

Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую – нибудь игрушку или книгу, _____________ .
Не жадничай!

Останови товарища, если он делает что – то ____________.

Если друг в чем – то не прав, _____________ ему об этом.

.: - Ребята, у вас на партах лежат правила дружбы, но в них пропущены некоторые слова. Постарайтесь дополнить их подходящими по смыслу словами.

У.: - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд)

У.: - Правильно. Подтверждением наших слов, являются «Законы дружбы», которые составил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский. Давай те прочтем их. (Слайд)

Законы дружбы

    Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

    Дружба – это вера в человека, поддержка в любой ситуации.

    Дружба – это умение слышать и слушать друг друга.

    Дружба испытывается в беде и опасности.

У.: - Хорошо, а как вы понимаете 1 закон?

Д.: - 1 закон. Нужно иди к другу на помощь, а не бросать его одного, если ему грозит опасность.

2 закон. Если у друга что – то не получается, мы должны всячески помочь ему, не терять веру в него, постараться, чтобы у него все получилось.

3 закон. Настоящий друг умеет слышать тех, кто рядом с ним.

4 закон. Конечно, примером является рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища».

У.: - Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать и соблюдать законы дружбы?

Д.: - Законы дружбы нужно знать и соблюдать для того, чтобы каждый смог стать настоящим другом.

У.: - Ребята, прочитайте на доске высказывание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. (Слайд)

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

У.: - Как вы понимаете смысл данного изречения?

Д.: - Дружба – самое великое богатство на земле. Никто не может жить без друзей.

У.: - Молодцы. Ребята, выйдите к доске, кто должен рассказывать стихотворение. Встаньте по - порядку. (Слайд)

У.: - Что такое дружба – каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает?

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что – то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья,

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

У.: - Ребята, вы очень хорошо работали в течение урока, и в заключение, мы предлагаем вам посетить замечательную планету Дружбы. На доске вы видите яркую, солнечную планету. Люди на ней счастливы, общительные, отзывчивые к невзгодам друг друга. Ребята, давайте выясним, какими же качествами обладают эти люди, ведь их души цветут, как и эта планета.

Посмотрите на доску и подумайте, какими качествами обладает настоящий друг. После этого каждый выйдет к доске и прикрепит к нашей планете выбранное им качество.

У.: - Ребята, а как вы понимаете значение словосочетания «быть хозяином своего слова»?

Д.: - Это качество человека, который держит данное им обещание, не бросает слов на ветер.

(Слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, злоба, внимательность, верность, жадность, щедрость, вежливость, доброта, преданность, смелый, умеет поддержать в трудную минуту, держать своё слово, отстаивать свою точку зрения, умение прощать, надежность, умение слушать, умение слышать, сострадание, благодарный, справедливый, честный, дисциплинированный, благожелательный, ответственный, любознательный, аккуратный, умение показать личный пример, весёлый, бескорыстный).

У.: - Молодцы. Ребята, посмотрите, наша планета стала ещё ярче. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке: были активными, добросовестно выполняли задания, прекрасно вели себя.

V . Подведение итогов урока .

У.: - Ребята, вы сегодня узнали что – то новое?

Д.: - Да, мы познакомились с законами дружбы, рассмотрели проблемную ситуацию.

У.: - Хорошо. А может быть, вы мне напомните, правила дружбы, которые вы сегодня заполняли?

VI . Рефлексия.

У.: - Молодцы. Настоящий друг, как солнышко, согревает, дарит радость и счастье. Его лучиками являются прекрасные качества души. На своих партах вы видите солнышко, раскрасьте его в тот цвет, каким было ваше сегодняшнее настроение на уроке: желтый – радостное, светлое, приятное; красный - скучное, неудовлетворенность от урока, было трудно. (Слайд)

Ребята, а теперь пусть каждый приклеит своё солнышко на доску. Посмотрите, какое замечательно, яркое, красочное солнышко у нас распустило свои лучики. Это солнышко – является воплощением всех качеств настоящего друга: терпеливый, добрый, отзывчивый, умение прощать, отстаивать свою точку зрения, прийти на помощь. Если мы с вами постараемся овладеть этими качествами, законами дружбы, о которых сегодня говорили, то мы сможем стать не только настоящими друзьями, мы станем счастливыми, настоящими, достойными людьми.

А сейчас давайте закончим наш урок, уже знакомым упражнением.

Встаньте и пожмите друг другу руки, говоря: «Спасибо, что ты рядом!».

У.: - Спасибо за урок. Все свободны.

Творческий проект в средней группе «Дружба начинается с улыбки».


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад
Описание: Данный проект о дружбе, рассчитан на детей 4-5 лет, родителей, воспитателей. У каждого человека есть друг, который всегда рядом и поможет в трудную минуту, который готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам.
Тип проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы: Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
Цель проекта: Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе между людьми;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
- развивать социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
- воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Участие родителей в реализации проекта: Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, беседы.
План реализации проекта:
1.Беседа: «Умейте дружбой дорожить».
2. Конспект НОД в средней группе «С чего начинается дружба».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,
В.Катаев «Цветик - семицветик», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», русская народная сказка «Лиса и журавль»,
Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» (главы из книги).
4. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
5. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да - нет», «Дорисуй рисунок».
6. Пословицы и поговорки о дружбе.
7. Заучивание стихотворений о дружбе.
8.Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
9. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик», «Теремок».
10. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
11. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».
12. Мирилки – которые помогают детям помириться.
13. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Предполагаемый результат: Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках средней группы МКДОУ детский сад №1, в совместной деятельности педагога, музыкального руководителя и детей.
Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Презентация проекта: Тематический досуг «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем».

Приложения к проекту «Дружба начинается с улыбки».


Беседа «Умейте дружбой дорожить ».
Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.
Ход беседы:
Воспитатель: (читает стихотворение)
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Воспитатель: Дети, о чем это стихотворение? (ответы детей)
Да, это стихотворение о дружбе. Дружить – значит, не обижать, делиться своими игрушками и помогать. В свою очередь друг – это тот, кто всегда рядом и поможет в трудную минуту. Например, одеться или обуться, научить завязывать шнурки и шарфик. Тот, кто всегда поделится обедом. Найти друга не так-то тяжело, а вот сохранить хорошие отношения труднее. У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3-5 и более высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?
(Педагог выслушивает суждения детей). Суть их чаще всего сводится к тому, что друг - это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями. Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам,- уточняет воспитатель и спрашивает: - А как вы сами должны относиться к другу?
Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам подойти к своему другу или подруге, и поделится своей радостью, хорошим настроением и теплом (дети ищут себе пару).
Повторяйте вместе со мной такие слова:
Я – человечек! (показ рукой на себя).
Ты человечек! (показ рукой на друга).
У меня есть сердечко (показ рукой на сердце).
У тебя есть сердечко (показ рукой на сердце друга).
У меня щечки гладкие (растираем щечки).
У тебя щечки гладкие (растираем щечки друга).
У меня губки сладкие (показ на губы).
У тебя губки сладкие (показ на губы друга).
Я с тобой дружу (берутся за руки).
Нашей дружбой дорожу (обнимают друга).
Звучит песня «Дружба крепкая».
Воспитатель: Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе, и в работе, и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!


Конспект НОД по развитию речи «С чего начинается дружба».
Цель: Формировать знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба».
Задачи:
- Закрепить правила дружеских отношений.
- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.
- Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: беседа о дружбе, друзьях; обсуждение конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание пословиц о дружбе; слушание и исполнение песен о дружбе.
Ход НОД:
Воспитатель: Дорогие дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Так давайте подарим приветливые улыбки друг другу.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята с чего начинается дружба? (ответы детей).
Верно, дружба начинается с улыбки, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.
А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? (ответы детей).
Конечно, нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, внешностью, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.

Игра «Слушайте внимательно!»

В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Попрыгайте те, кто любит мультики.

Воспитатель: Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад письмо. Давайте, посмотрим от кого? На письме обратный адрес, от Кота Леопольда. А вы знаете кто это, из какой сказки? (ответы детей) Да, правильно «Приключение Кота Леопольда». Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Кот Леопольд. Меня измучили мышата - проказники. Сколько бы я ни призывал озорников к дружбе и спокойствию, каждый раз мыши придумывают все новые проделки. И смешно то, что в свои ловушки мышата обычно попадают сами. Тогда я спешу к ним на помощь, и раскаявшиеся мышата стараются не проказничать. Но все начинается по новой и я снова "подлый трус", так меня обзывают мыши, отказывающиеся верить в искренность и доброту мою. Помогите мне, пожалуйста, подружиться с мышатами».
Воспитатель: Ребята, поможем Коту Леопольду? (Да)
Но сначала отдохнем.
Физкультминутка: «Мы – друзья».
Дружно за руки берись,
Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)
Будем веселиться, (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться.(кружение)
Много радостных людей, (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем, (подходим к центру)
Про печаль забудем! (отходим назад)
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая из них лишняя. Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу: на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя». Мы эти картинки положим в коробочку. Пусть мышата, посмотрят, каким должен быть настоящий друг. (добрым, внимательным, смелым, храбрым, заботливым и т.д.). Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра «Комплименты».
Скажем друг другу приятные слова. Дети стоят по кругу поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят: «Света, добрая». «Алина, заботливая». «Полина, ты красивая умная». «Максим, ты храбрый, трудолюбивый» и т.д. Воспитатель: Пришло время вспомнить, какие мы с вами учили пословицы о дружбе. Дети:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Доброму слову – добрый ответ.


Дружба, дороже денег.
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
За дружбу дружбой платят.
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе. Я все записала, мы положим их тоже в коробочку. Дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман).
Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – Планетой мира и дружбы. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате (дети макают ладошки в разноцветные краски и делают круг.)
Включить музыку «Песня о дружбе» (мультфильм «Маша и медведь»)
Воспитатель: Вот какой круг дружбы у нас получился. Давайте его фотографируем и тоже положим в коробочку. Ребята, у вас сейчас какое настроение? (ответы детей).
Предлагаю в честь радостного настроения, в честь дружбы детей в нашей группе запустить фейерверк из мыльных пузырей. Пускание мыльных пузырей.
Воспитатель: Мыльные пузыри, мы тоже положим в коробочку. Все запакуем и отправим мышатам посылку. Я думаю, они перестанут пакостничать и вредничать. И будут жить дружно и тогда жизнь непременно повернется к ним своей солнечной стороной.
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.


Инсценировка сказки: «Заюшкина избушка»
Цель: развивать умение детей развивать определенные черты характера персонажа, передавать их самостоятельно, находя выразительные средства. Развивать диалогическую речь. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Ход действия (стоят 2 избушки: ледяная и лубяная, вокруг снег)
Автор: Жили - были, лиса да заяц, у лисы была избушка ледяная, а зайчика лубяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. (звучит музыка - весенняя, дети имитируют солнце, деревья, птиц, бабочек). Вот и попросилась лиса к зайчику погреться, а сама его и выгнала. Идет зайчик (звучит грустная музыка, зайчик имитирует печаль) и плачет, а навстречу ему собаки. Собаки: О чем зайчик плачешь? Зайчик: Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
Собаки: Не плачь зайчик, мы ее выгоним.
Автор: Пошли они к избушке.
Собаки: Гав, гав, пойди лиса вон.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Автор: Собаки испугались и убежали. А зайка идет и снова плачет, а навстречу ему медведь.
Медведь: О чем зайка плачешь?
Зайчик: Как же мне Мишенька не плакать, была у меня избушка лубяная, а лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она меня к себе погреться, да меня и выгнала.
Медведь: Не плач зайка, пойдем, я ее выгоню.
Зайчик: Нет, не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь.
Медведь: Нет, выгоню.
Автор: Пошли они к избушке, медведь, как зарычит».
Медведь: Пойди лиса вон.
Автор: Медведь перепугался и убежал. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему волк.
Волк: У-У-У-У, о чем зайчик плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы, ледяная, попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
Волк: Не плач зайчик, пойдем я ее выгоню.
Зайчик: Нет, не выгонишь, собаки гнали, гнали, и не выгнали, медведь гнал, гнал и не выгнал, и ты не выгонишь…
Волк: Нет, выгоню.
Автор: Подошли они к избушке, волк как завоет.
Волк: У-У-У, пойди лиса вон.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Автор: Волк испугался и убежал, а зайчик идет, и пуще прежнего плачет.
А на встречу ему петух. (звучит бодрая музыка)
Петух: Ку-ка-ре-ку, о чем зайчик плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать Петя, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
Петух: Пойдем я ее выгоню.
Зайчик: Нет, не выгонишь, собаки гнали, гнали и не выгнали, медведь гнал, гнал и не выгнал, волк гнал, гнал и не выгнал, и ты не выгонишь.
Петух: Нет, выгоню.
Автор: вот пошли они к избушке, петух как запоет.
Петух: Ку-ка-ре-ку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, пойди лиса вон с печи!
Лиса: Сапожки одеваю.
Петух: Ку-ка-ре-ку несу косу на плечи, хочу лису посечи, пойди лиса вон с печи!
Лиса: Шубку надеваю.
Петух: Ку-ка-ре-ку, несу косу на плечах, хочу лису посечи, пойди лиса вон с печи!
Автор: Лиса выбежала из избушки и побежала без оглядки, а петух, зажили с зайчиком вдвоем весело и счастливо.
Звучит веселая музыка («Ах вы сени»), все герои и участники сказки танцуют, заяц и петух посередине круга.


Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом.
«Добрые и вежливые слова». Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.
«Угадай настроение»
Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого человека есть разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе красивую игрушку; младший брат дразнит тебя и др.
«Какое настроение»
Вариант № 1:
У детей конверты с карточками, на которых изображены люди. В центр стола кладем карточку пиктограмму с той или иной эмоцией (радость, грусть, удивление, злость, испуг, страх).
Задание: найти карточки, на которых изображены люди, с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме.
Вариант № 2:
На столе разложены карточки-пиктограммы эмоциональных состояний лицевой стороной вниз. Один ребенок выбирает любую карточку.
Задание: изобразить данную эмоцию. Задания для остальных детей – угадать, какая это эмоция.
«Дорисуй рисунок».
Ребенку даётся рисунок, и предлагается дорисовать людей с эмоциональным состоянием. Это способствует развитию творческого воображения и мелкой моторики.
«Узнай по описанию».
Ребенок должен описать своего друга: какой цвет волос, во что любит играть, во что одет и так далее.
«Да-да-да. Нет-нет - нет»
Воспитатель: задает вопросы, а дети отвечают хором.
1.Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)
2.Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3.Умные руки умеют играть (да-да-да)
4.Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)
5.Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6.Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)
7.Будем крепко мы дружить (да - да -да)
Воспитатель:
Вы все ребята
Вы все ребята дошколята
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо.
Вместе радостно, легко.


Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Был бы друг – будет и досуг.
Верному другу цены нет.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
Дружба - великая сила.
Друзья познаются в беде.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Дружба, дороже денег.
Доброе слово дороже богатства.
Ради друга терпи и пургу и снег. Скатерть со стола - и дружба сплыла.


Стихотворения для заучивания, используемые в работе над проектом.
Про дружбу.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо! (Энтин Юрий)

Подружки.
Мы поссорились с подружкой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)

Подарок.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка,
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала. (Елена Благинина)


Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.
В гости к пальчику большому.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика).
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Сороконожки.
Две сороконожки,
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз) (Ладошки разжались)
Насилу расстались – (Разжать ладошки)
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга)
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем - братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

Дружат в нашей группе.
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.(соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями)

Подвижные игры, используемые в работе над проектом.
«Котята и щенята».
Задачи: развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в лазанье, беге.
Описание игры: играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по - кошачьи" пройти и обнять друг друга.
«Найди себе пару».
Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.
Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
«Лавата».
Количество играющих: 3-8 и более человек
Выбирается ведущий. Дети встают в круг, берутся за руки и поют:
«Танец танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та,
Танец танцуем мы - это лавата».
Мои ручки хороши? - спрашивает ведущий.
«Хороши!» - отвечают все хором.
Все берутся за руки и идут по кругу, повторяя первые две строчки.
«Мой носик хорош?» - спрашивает ведущий.
«Хорош!» - отвечают все хором.
Все прикладывают кончик указательного пальца к носу впереди стоящего соседа и снова идут по кругу, повторяя первые строчки.
«Мои коленки хороши?»
«Хороши!»
Все прикладывают ладошки к коленкам стоящих рядом детей и поют песенку, идя по кругу.
«Мои ушки хороши?»
«Хороши!»
Все прикладывают ладошки к ушкам детей, стоящих рядом по кругу, и снова идут по кругу с песенкой.
Можно использовать в игре и другие части тела: щеки, лоб, живот.

«Подтолкни шарик».
Количество играющих: 3 и более человек.
Инвентарь: воздушные шарики.
Надуйте шарик.
Играющие, взявшись за руки, встают в круг.
Постарайтесь не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.
Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела.

«Теремок».
Задача: развить подражательность, воображение, двигательные навыки детей.
Оборудование: шапочки-маски зверей.
Описание. Играющие количеством не меньше шести выполняют следующие роли: мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк и медведь. Всех животных может быть несколько, только медведь будет один. Все герои идут по кругу, взявшись за руки, и произносят первые слова сказки:
Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю мышка бежит, У дверей остановилась и стучит.
Все дети-«мышки» вбегают в круг и спрашивают: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? » Никто им не отвечает, и они остаются в кругу. Остальные дети опять идут по кругу и произносят слова, называя поочередно лягушку, зайку, лисичку, волка. Им отвечают все стоящие в кругу: «Я - мышка-норушка», «Я - лягушка-квакушка» и т. д. А вы кто?» Услышав ответ, они говорят: «Иди к нам жить!» При обращении к медведю он отвечает: «А я - Мишка, всех ловишка!» После этих слов дети-герои разбегаются, а «медведь» старается их поймать. Пойманным детям медведь сам распределяет роли, остальные выбирают роли по желанию (в том числе медведь). Игра повторяется снова.


Сюжетно - ролевые игры, используемые в работе над проектом.
Семья.
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

В кафе.
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли воспитателя, няни, музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.


Мирилки, используемые в работе над проектом.

Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!


Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!

...
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!


Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой.


Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!


Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь ни по чем.

Консультации для родителей, используемые в работе над проектом.


«Дружба крепкая».
Отношения между людьми могут строиться «на равных», либо один из друзей выбирает роль вожака, а другой становится ведомым. Если вы видите, что ваш ребенок равноправный партнер либо лидер, нет никакой необходимости ограничивать такое общение. Ребенок при этом приобретает социальный опыт положительного влияния на окружающих, еще более повышается его самооценка, ощущение собственной значимости. От этой дружбы ребенок может сам отказаться в любой момент. А вот запрет вызовет противоположную реакцию – мы же помним: то, что не разрешено, приобретает особую привлекательность.
Нередко бывает, что мальчик или девочка при переходе из одного садика в другой на первых порах заводит дружбу с наименее успешными детьми из нового коллектива – их внимание легче привлечь. В новичке видят шанс начать новую жизнь, наладить новые отношения, измениться. Побеседуйте с ребенком и попытайтесь ответить на вопрос: почему он дружит именно с этим мальчиком и девочкой? Причины могут быть разные, следовательно, разными будут ваши ответные действия. Наиболее типичные случаи.
1. Возможно у вашего ребенка низкая самооценка. Ему кажется, что дружбы с лучшими детьми он не достоин, и уж пусть лучше этот Петька, чем никто. В таком случае ситуация общения может изменится, только вместе с ростом самооценки. Меньше критики, никакого сравнения с другими. Отмечать самые незначительные достижения, создавать ситуации успеха для ребенка. Хорошо было бы совместно обсудить и выбрать для него интересное занятие, а вместе с тем и новый детский коллектив, где он мог бы наладить новые дружеские контакты.
2. Ваш ребенок не умеет оценивать людей. Он оправдывает скверные поступки своих друзей, смотрит на мир их глазами и просто не понимает, что дальнейшее общение с таким товарищем может привести к печальным последствиям. Необходимо помочь ребенку понять, кто есть кто в его окружении. Постарайтесь при этом не раскрасить мир в черные тона. Помните, что у любого человека есть недостатки, но есть и достоинства. Научите ребенка анализировать поступки других людей, делать из этого правильные выводы.
3. Ребенок не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Ребенок попадает под влияние из-за недостаточного социального опыта. Дружбе, как и всему остальному, ребенка нужно учить. Как правильно организовать игру, как выразить свое несогласие, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как тактично сделать товарищу замечание. Приглашайте в гости детей, с которыми общается ваш ребенок. Обсуждайте вместе с ребенком мультфильмы, сериалы. Высказывайте собственные мысли по поводу отношений между героями, давайте им оценку.
4. Ваш ребенок обнаруживает сходные черты характера с неподходящим другом. Этот случай сродни скрытой форме болезни, когда она уже протекает в организме, разрушая его, но внешне никак себя не обнаруживает. Ребенок, внешне пока оставаясь прежним, послушным и воспитанным, уже поменял внутренние установки, принял такое нежелательное поведение как возможное для себя и подсознательно налаживает дружеские контакты с близким по духу. Через какое-то время «болезнь» выйдет наружу в разнообразных формах: от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Этот случай наиболее сложный. Он потребует от родителей более длительного внешнего контроля и помощи. Необходимо обсудить с ребенком то, что вас в нем тревожит. Ограничить нежелательное общение, но не запретами, а пересмотрев досуг ребенка. Выберите дополнительные кружки, студии и сами постарайтесь больше времени проводить в общении с ребенком: организуйте поездки, прогулки.
Если вы попробовали различные способы, но ситуация не изменяется в лучшую сторону а скорее наоборот, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Родителей должно насторожить также любое резкое изменение в поведении ребенка, когда, к примеру, веселый и непосредственный ребенок становится замкнутым, плаксивым, а спокойный – наоборот, чрезмерно возбудимым.


«Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность - ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба - это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.
Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя - они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя».
Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.
«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет,- говорят иные родители.- Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.
Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний, и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.
Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае - своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок».
Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.
В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

КСЕНИЯ СУХИХ
Планирование тематической недели «Неделя дружбы»

Тема недели : Неделя дружбы

Цель :Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Итоговое мероприятие :

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : консультация «Добр ли ваш ребенок?» ; оформление книжек-малышек о добре и дружбе .

организация выставки детских работ : рисунков, аппликаций.

День недели , тема Вид деятельности

Понедельник «Дарите людям доброту» 1. УСПД

Коммуникация

ЧХЛ Беседа «Дружбой дорожить умейте

Формировать умение слушать и понимать художественное произведение, представление о дружбе .

М. Зощенко «Рассказы о Леле и Миньке» , Я. Дялутите «Руки человека» , М. Зощенко «Рассказы о Леле и Миньке» , Я. Дялутите «Руки человека» ,

игровая деятельность Д/и «Хорошо – плохо» Формировать представление о хороших и плохих поступках. Умение анализировать и делать выводы.

Д/и «Хорошо – плохо»

Словесная игра . стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов» .

продуктивное

«Дружба чудесное слово » познакомить с правилами дружбы ; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей. плакат «Дружба – чудесное слово » , запись песни «Улыбка» , карточки со словами-качествами друга, карточки с буквами слова «дружба » , пословицы о дружбе

Лепка «Подарок другу» Формировать умение лепить по замыслу, закреплять знакомые способы лепки. Вызывать желание сделать приятный подарок другу. Пластилин, стека, клеёнка

коммуникация

Беседа с детьми Воспитывать дружеские отношения в группу . Раскрыть значимость взаимопонимания, взаимопомощи.

игровая деятельность Игра-ситуация «Вручи подарок» , Вызывать желание дарить подарки друзьям. Развивать монологическую речь.

игровая деятельность Игра «Угадай настроение» ,

Карточки «Моё настроение»

Игра «Я не должен - я должен» .

Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

День недели , тема Вид дечтельности , о. о. Название деятельности содержание материал

Вторник «Вежливость» 1. УСПД

социализация

«Утро радостных встреч» создать позитивный настрой на неделю , поощрять к активному общению через игру.

игровая Игра «Угадай эмоцию» Закреплять умение узнавать эмоцию и называть её. Игра «Угадай эмоцию»

коммуникация Беседа с детьми «Давайте никогда не ссориться!» , Уточнять представления детей о понятиях «добро» , «зло» , «доброжелательность»

Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим. Иллюстрации

Познание - ФЭМП "Мой четвероногий друг" Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных проживающих в квартире, способа ухода и общения с ними. Упражнять в порядковом счете до 3. Математический набор , иллюстрации

музыка Рисование «Мой четвероногий друг» Развивать умение самостоятельно рисовать животное. Аккуратно закрашивать карандашами, правильно подбирать цвета.

Бумага, карандаши

Теневой театр «Заюшкина избушка» Познакомить с теневым театром. Вызывать интерес к сказкам, чувство сопереживания. Теневой театр «Заюшкина избушка»

Музыкальная игра – танец «Танец в парах» развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе. Магнитофон.

игровая Сл/и «Назови ласково по имени своего друга» Развивать речевую активность, доброжелательно относиться друг к другу. Вызывать радостное настроение от общения друг с другом.

День недели , тема Вид дечтельности , о. о. Название деятельности содержание материал

Среда"Добро не умрет, а зло пропадет" 1. УСПД

Игровая дея-ть Ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях» , «Помощь бельчонку» , обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Игровая дея-ть

конструирование дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо» ,

«Символ дружбы »

Аппликация «Мы дружные ребята » Развивать коммуникативные навыки,доброжелательные отношения к сверстникам. Способствовать зарождению добрых чувств кдруг другу

Учить составлять сложноподчиненные предложения. Активизировать диалогическую речь детей. Воспитывать уважительное отношение кдруг другу

«Дерево для друзей»

Просмотр м/ф «Как стать другом»

Настольная игра (»Мозаика») «Букет для друга»

«Пирог для друга»

Игра : «Волшебные руки» .

оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников. Игра : «Волшебные руки» .

День недели , тема Вид дечтельности , о. о. Название деятельности содержание материал

Четверг «Сотвори добро «1. УСПД

коммуникация беседа дарите людям доброту».

Уточнять представления детей о понятиях «добро» , «зло» , «доброжелательность» , их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;

Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;

Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим. Игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы,

Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака. Познакомить детей с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывать интерес, любовь к природе. «Детки в клетке» по стихам С. Маршака.

Дикоротивное рисование «Работа со схемами-эмоциями» Развивать фантазию, воображение, логическое мышление.

«Платочек для друга»

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, видеть разнообразие образов (Барышня, животные, выделять новую композицию- клеточный узор. Иллюстрации дымковской игрушки. Белая бумага размером 15*15 см, гуашь.

пальчиковый театр «Дружная семья » . «Этикет наоборот» самостоятельное обыгрывание.

Двигательная дея-ть П/и «Скучно, скучно так сидеть» развивать раскованность; воспитывать внимание, самоорганизацию, умение взаимодействовать друг с другом.

Игра «Мост дружбы » .развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

«Мост дружбы » .

День недели , тема Вид дечтельности , о. о. Название деятельности содержание материал

Пятница «Праздник «В мире доброты» 1. УСПД

Позноват-иследоват Беседа «Дружбой дорожить умейте знакомство воспитанников с правилами дружбы .

показать важность истинных друзей в жизни человека;

научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;

научить разделять радости и печали друзей.

Просмотр м/ф «Заинькина избушка» Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Просмотр м/ф «Заинькина избушка»

«Путешествие в страну доброты»

углублять представление детей о доброте, о том «что такое хорошо и что такое плохо» , совершенствовать коммуникативные качества (умение выслушивать товарищей, высказывать свое мнение, навыки культурного общения со сверстниками, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

кукла Буратино, кукла Петрушка, атрибуты для ролей, музыкальное сопровождение : песенка паровозика из Ромашково, песня «Если весело живется – делай так!» , музыка к танцу, музыка для прослушивания, когда переплываем ласковое море, театральная ширма, куклы бибабо (мышата, кот Леопольд, костюм сказочницы, волшебный сундучок с леечкой, книжкой, скотчем, листком и фломастером, коробочкой с зернышками, сердечки для подарка каждому ребенку и сладкий подарок «петушки» .

игровое Игра «Я не должен - я должен» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.

Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его. Игра «Я не должен - я должен»

игровое Игра : «Волшебные руки» . оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Игра : «Волшебные руки» .

Урок 14 Дружба

Цель урока : сформировать представление у младших школьников об отношениях между людьми, которые называются дружбой, учить ценить друзей, учить дружить

Задачи:

Личностные

— формирование понятие дружба, используя технологию критического мышления

— формировать умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

— учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

Метапредметные

— развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества;

— развивать речевые умения, учить мотивировать, объяснять свои суждения.

Предметные

— познакомить учащихся с основными понятиями «друг» и «дружба»;

— уточнить смысл понятий «симпатия» и «бескорыстность»;

Формы и виды учебной деятельности : беседа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия : дружба, бескорыстность, друг.

Планируемые результаты изучения материала: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

План урока

    Организация деятельности учащихся. (слайд 1 )

Доброе утро, солнышку и птицам,

Доброе утро приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

    Проверка домашнего задания: (слайд 2 )

на доске — Поляна добрых дел

— А каких людей мы называем альтруистами и эгоистами? (слайд 3)

3. Объяснение нового материала.

В.Осеева «Три товарища» (слайд 4)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Бери, ешь!

Вопросы для обсуждения: (слайд 5)

— Соответствует ли название рассказа содержанию? Почему?

— Чему учит этот рассказ?

— Кого из мальчиков можно назвать другом?

Друг – это кто? (слайд 6)

ДРУГ — человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

А товарищ?

Товарищ — человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни

    Актуализация знаний.

Тема урока: «Дружба» (слайд 7)

Назовите сказки, героев которых связывала ДРУЖБА? (слайд 8)

Дружба - это тёплый ветер, (слайд 9)
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!

Работа с пословицами. (закончи пословицу) (слайд 10)

Нет друга ищи, а найдешь – береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Физминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

5. Закрепление нового материала.

Ребята! Сегодня говорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком

А.Л. Барто «Требуется друг». (слайд 11)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи

со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану

знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись

хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь

контрольную списать».

А девчонка - на дыбы!

Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени

уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг».

Вопросы для обсуждения: (слайд 12)

Как вы думаете, будет кто-нибудь дружить с этой девочкой? Почему?

Что такое дружба?

Дружба — это близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (слайд 13 )

Притча «Дружба». (слайд 14)

Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти и через много дней нашли оазис с озером, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Что мог ответить друг? (слайд 15)

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

— Чему учит эта притча?

Тренинг: оцени себя. (слайд 16)

В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте короткое слово Я.

(слайд 17)

Настоящий друг – никогда не обманывает своего друга.

Настоящий друг – не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

Настоящий друг – с кем всегда интересно и никогда не скучно.

Настоящий друг – постарается защитить друга от обидчика.

Рассуждения о друге.

— А у вас есть друг? Расскажите о нем.

— А почему вы не дружите с другим человеком?

— Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность . (слайд 18)

— А какую пользу вы имеете от своего друга?

— Другая черта дружбы – бескорыстность .

— Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?

— Третья черта – общность интересов .

Ребята, посмотрите на этот слайд и определите еще одну отличительную черту дружбы: (слайд 19)

дружба возможна не только с людьми, но и с животными

А что требует от человека дружба с животными?

Ответственность, забота, любовь, верность.

— А каким, по-вашему мнению, должен быть настоящий верный друг?

Игра-тренинг «Ладошка» (слайд 20)

каждый ребенок на листке обводит свою ладонь.

Учитель: Каждый из вас назовет необходимое качество для дружбы и запишет его на пальчике ладошки. Каждый делает самостоятельно.

6. Вывод : Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

— Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

7.Самооценка Ребята, возьмите цветные карандаши и закрасьте свои ладошки в тот цвет, который отражает ваше настроение, полученное на уроке:

Красный — радость, синий – равнодушие.

Исполнение песни «Дружба» (слайд 21)

9. Задание на дом: (слайд 22)

Написать рассказ о своем друге.

У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”. (слайд 23)

Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.

Настоящие близкие отношения проверяются временем и обстоятельствами. По прошествии лет каждый из нас понимает, что именно значит тот, человек, который всегда находится рядом, разделяет и беды, и радости.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнешь. (пословица)

Друга потерять можно легко, а вот сохранить трепетные отношения достаточно сложно. Когда человек взрослеет, то у него появляются свои принципы и нравы, которые иногда не совпадают с мировоззрением других людей. Так возникают расхождения в познании мира даже между друзьями.

Сила

Настоящая дружба предполагает понимание даже, если мыслите вы по-разному. Настоящего друга нужно беречь, как хрупкий цветок, быть ему опорой и поддержкой, светом и теплом родной души. Он обязательно ответит тебе тем же.

Когда знаешь, что с тобой рядом есть близкий и понимающий человек, то любое препятствие на жизненном пути становится маленьким камушком, который можно просто перешагнуть и идти дальше.

Дружба – это настоящая доброта, идущая из глубины души и направленная на ответные чувства. Она дарит взаимопонимание и внутреннюю духовную гармонию людям, которые близки друг другу.

Что еще почитать