Поделки из природного материала в садик. Скажите «ДА!»: осенние поделки из природных материалов. Яичная скорлупа для комнатных растений

Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры. Задача воспитателя - воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.

Поделки из природного материала: как научить дошкольников

Конструирование из природного материала - творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.

Кроме того, ребята:

  • изучают свойства природного материала,
  • учатся планировать последовательность своих действий,
  • учатся подбирать материал,
  • учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
  • учатся творчески подходить к оформлению изделия.

Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.

Конструирование из природного материала способствует гармоничному развитию личности ребёнка

Цели, задачи и приёмы обучения

  • посредством конструирования из природного материала расширять кругозор;
  • приобщать к миру прекрасного;
  • формировать целостное мировосприятие;
  • развивать:
    • внимание,
    • память,
    • сенсомоторику.

Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было ещё, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

Дональд Винникот

Задачи обучения для старшей группы:

  1. Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки нужного размера и формы и т. д.)
  2. Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
  3. Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
  4. Развивать любознательность и творческое мышление.

Подготовительная группа:

  1. Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
  2. Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.

Виды поделок по технике исполнения:

  • Конструирование - создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
  • Аппликация - присоединение деталей композиции к фону (получаются картины, коллажи, мозаичные панно).

Аппликация может использоваться для создания картин, коллажей, мозаичных панно

Виды конструирования и аппликации из природного материала:

  • Предметное конструирование - единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).
  • Сюжетная композиция («На арене цирка», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) - дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.
  • Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.

Композиция на участке детского сада

Фотогалерея: сюжетные композиции

Сюжетная композиция «Дары осени» Коллективная работа «Райский уголок» Сюжетная композиция «Семейство ёжиков» Сюжетная композиция «Домик лесных человечков» Сюжетная композиция «Старичок-лесовичок»
Коллективная работа «Лесная сказка» Сюжетная композиция «Лесовичок Кузя» Коллективная работа с элементами рисования «Осенний пейзаж» Коллективная работа «Осень золотая» Сюжетная композиция «Ёжик в осеннем лесу» Сюжетная композиция «Осень»

Приёмы моделирования поделки:

  • смена расположения в пространстве - ребёнок внимательно рассматривает материал, представляет, какую фигурку напоминает естественная конфигурация, вертит корешки, веточки в разные стороны;
  • метод «достраивания» образа - ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;
  • метод комбинирования - создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;
  • способ «убрать лишнее» - ребёнок отламывает лишние веточки,а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна.

Природный материал: что собирать и как хранить

Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле - во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.

Мелкие семена и скорлупки удобнее хранить в отдельных контейнерах

  • Продолговатые по форме шишки ели, крупные по размеру плоды сосны или кедра - прекрасный материал для туловища человечка или животного. Небольшие округлые шишки сосны пригодятся для оформления головы или конечностей. Шишки, собранные с деревьев или на влажной поверхности почвы, имеют закрытые, плотно прижатые друг к другу чешуйки. Чтобы сохранить нераскрытую форму, шишку необходимо смазать клеем или лаком и высушить в перевёрнутом виде. Собранные в сухую погоду или высушенные в тёплом месте шишки имеют «пушистую» форму с раскрывшимися чешуйками.
  • Разнообразные по величине, форме, цвету грибы, растущие на деревьях и пнях - детали из этого материала соединяются с помощью креплений в виде остроконечных веточек или спичек, которые вставляются в проделанные шилом углубления (эту работу выполняет только взрослый), заполненные кусочком пластилина или клеем.
  • Хвойные иголки - собирать можно круглый год, для конструирования игрушек лучше использовать зелёную хвою.
  • Ветки, корешки - детская фантазия и смекалка помогут увидеть в изогнутых линиях элементы мебели, фигуру гимнаста, образ осьминога и т. д.

    Веточки разного размера, длины и толщины могут быть элементами для самых разны поделок

  • Сухие листья - интересное и красочное декоративное дополнение, которое может превратиться в лепестки волшебного цветка, крылья сказочной птицы или яркой бабочки, стать парусом корабля, украсить красивыми плавниками рыбок в аквариуме.

    Ребята коллективными усилиями создают интересное украшение для интерьера детского сада из сухих листьев и ягод

  • Початки и листья кукурузы - практичный материал для изготовления объёмных фигур, а мягкие, пластичные листья пригодятся для различного рода дополнений (ленточки, бантики, поясочки, платья).
  • Скорлупа яиц - незаменимый материал для изготовления объёмных поделок. Чтобы сохранить целой яичную скорлупу, в сыром яйце с обеих сторон с помощью иглы проделываются отверстия и выдувается содержимое, затем скорлупу моют и высушивают.
  • Скорлупа грецких, лесных, кедровых орехов подойдёт для конструирования ёлочных игрушек, фигурок сказочных человечков, животных, птиц и насекомых.
  • Свежие каштаны и жёлуди легко поддаются обработке, для соединения деталей применяется осевое крепление (две детали протыкаются стержнем-палочкой). Высушенные плоды довольно твёрдые, но с хрупкой кожурой, поэтому перед использованием засохшие каштаны и жёлуди целесообразно замочить на день в холодной воде, а затем в течение суток просушить в прохладном месте.

    Во время прогулок ребята изучают свойства природного материала, придумывают оригинальные композиции

  • Различная по размеру и фактуре кора деревьев чаще всего применяется для создания удобных подставок для поделок или даже целых композиций.
  • Многочисленные ягоды и фруктовые косточки, фасоль, горох, мох, ракушки, камушки, солома, перья, семена - ценный материал для оформления деталей и декоративных дополнений. Солому желательно окунуть в кипяток и оставить на сутки воде, это сделает её эластичной.

Что и как делать

Виды изделий по способу комбинирования материалов:

  • поделки, вылепленные из пластилина, в которых для оформления мелких элементов и декоративных дополнений (клювик или оперение у птички, ушки, лапки, хвостик у лесных зверей, колючки ёжика, костюм фигурки человечка) используется натуральный материал;

    Фигурка ёжика вылеплена из пластилина, а иголки сделаны из семечек

  • изделия, в которых крупные части корпуса выполнены из природного материала и дополняются элементами из пластилина (например, туловище лебедя из шишки, а изящная шея и голова вылеплены из пластического материала);

    Туловище фигурок смешариков выполнено из природного материала и дополняется элементами из пластилина

  • игрушки, все компоненты которых состоят из природного материала и скреплены с помощью соединительных приспособлений (заострённые палочки, спички, проволока) или кусочков пластилина;
  • поделки из овощей и фруктов или их частей, соединённых с помощью креплений и оформленные декоративными элементами из ткани, цветной бумаги или фольги.

Миниатюры из природных материалов могут выглядеть очень мило

Дополнительные возможные материалы:

  • всевозможные виды бумаги;
  • фольга;
  • цветные лоскутки тканей;
  • клей ПВА;
  • нити;
  • проволока или заострённые палочки и спички для скрепления деталей.

Инструменты:

  • шило (этим инструментом пользуется исключительно педагог);
  • ножницы;
  • кисти для рисования и клея;
  • стеки для пластилина;
  • карандаши и краски.

Как обучить детей изготовлению поделок

Приёмы работы по освоению детьми технологии конструирования:

Показ и объяснение

  • Воспитатель рассказывает об особенностях материала.
  • Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.
  • Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.
  • Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.
  • Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.

Словесные приёмы

Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.

Таблица: загадки о животных

Загадка Ответ
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Белка
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это…
Ёж
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
Жираф
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Заяц
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Он копытцами - цок-цок!
Покатай меня, дружок!
Конь
Глазищи, усищи,
Когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
Кот
Краса-девица
Петь мастерица.
Живёт на болоте
В зелёном капоте,
Глаза - как плошки:
Берегитесь, мошки!
Лягушка
Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Медведь
А я туда-сюда хожу,
Сам мал,
А груз большой ношу.
Муравей
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Собака
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Сова
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Черепаха

Игровые приёмы

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры, когда педагог от имени героя известной сказки или персонажа любимого мультфильма пригласит их в увлекательное путешествие в страну мастеров или организует экскурсию в волшебный музей поделок, где покажет инструменты и откроет секреты изготовления музейных экспонатов.

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры

Развитие навыков изготовления поделок

Этап первый (старшая группа):

  • Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленный материал, пофантазировать и вообразить, в какой предмет или образ может превратиться камушек, веточка, шишка или скорлупа грецкого ореха, продумать способы обработки, проанализировать приёмы объединения отдельных частей, придумать декоративные детали и оригинальные украшения, предложить композиционные решения.
  • Первые шаги в мире конструирования дети делают по образцу, затем постепенно переходят к выполнению более сложных заданий, конструируя по заданному алгоритму из большего набора деталей и элементов, наконец, создают изделия по собственному творческому замыслу. Конструирование копии поделки по образцу помогает освоить и закрепить технические приёмы работы, осознать и запомнить последовательность действий, стимулирует желание самостоятельно творить и созидать, помогает испытать чувство эмоционального удовлетворения от конечного результата.
  • Освоив элементарные технические навыки конструирования, дети могут приступать к экспериментированию с материалами, самостоятельно планируя этапы работы и выбирая оптимальные приёмы творческого конструирования.

Фотогалерея: детские поделки

Грибы из овощей Весёлые человечки из желудей Чайный сервиз из желудей Гусеничка из каштанов и пластилина Лошадка из каштанов, деревянных бусин и ниток Мишка из каштанов Муравей из каштанов Паучки из каштанов и желудей Пингвины из шишек и пластилина Барышня-осень из сухих листьев Фигурки легушат из пластилина и ракушек

Этап второй (подготовительная группа):

  • Опираясь на любознательность и познавательный интерес ребят шести-семи лет, педагог расширяет их кругозор, продолжает знакомство с богатством мира природы. Например, ребята узнают, от чего зависит причудливая форма раковины, почему она имеет тот или иной цвет, от чего зависит прочность домика моллюска.
  • Воспитанники подготовительной группы учатся планировать свою работу пошагово, для чего применяют рисунки, схемы и технические карты. Кроме того, педагог просит изготовить поделку только из каштанов, шишек или сухих листьев и палочек (например), что требует от детей умения работать по заданному условию. В начале занятия дети рассматривают образец-рисунок, анализируют способ конструирования, продумывают последовательность операций. Затем приступают к самостоятельному созданию поделки под контролем педагога, который следит за соблюдением техники безопасности.

Фотогалерея: схемы и технологические карты поделок

Схема конструирования щенка из жёлудей и веточек Схема конструирования Чебурашки из каштана, жёлудя и пластилина Схема конструирования фигурки космонавта из соломы Схема конструирования стрекозы из пластилина, веточек и семян Схема аппликации из сухих листьев Схема конструирования вертолёта из палочек и семян Схема конструирования пингвинов из шишок и пластилина Схема конструирования вертолёта из грецкого ореха, шишки и семян Схема конструирования котёнка из каштанов Схема конструирования лошадки из шишек и веточек

Видео: забавные поделки из шишек

Как организовать и провести занятие

Для детей четвёртого-пятого года жизни продолжительность занятия по конструированию составляет 20 минут, ребята старшего школьного возраста занимаются 25–30 минут. Занятия традиционно проводится один раз в неделю, но не стоит ограничиваться запланированной программой, поскольку собирать, рассматривать, изучать особенности природного материала, экспериментировать, развивать аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной оздоровительной прогулки или повседневной свободной деятельности в группе.

Для удобства планирования и проведения занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный, мотивационный этап (5 минут).
  2. Основной этап (15–20 минут) - показ и пояснения педагога, самостоятельная работа детей. Не стоит забывать, что занимаясь столь увлекательным занятием, как конструирование дети всё же устают, поэтому вовремя проведённая физкультминутка поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к созданию поделки.
  3. Заключительный, итоговый этап (3–5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, выставка детских поделок. Анализ и рефлексия проводятся с учётом таких критериев:
    • аккуратность и эстетически привлекательный внешний вид поделки;
    • качественный технический уровень исполнения;
    • степень самостоятельности и оригинальности творческого решения;
    • старательность, трудолюбие и чувство товарищества, проявленные во время работы.

Как правильно провести начало занятия

Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески, что вызовет позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит ребят и поможет настроить их на созидательную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания своих маленьких воспитанников воспитатель в организационной части занятия активно использует разнообразный арсенал мотивирующих заготовок:

  • стихотворения и загадки;
  • развивающие и подвижные игры;
  • костюмированные театрализованные инсценировки;
  • демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.

Варианты сценариев

Для того, чтобы подвести детей к процессу изготовления поделки, можно использовать разные сказочные сюжеты и сценарии.

«Белое пёрышко»

Педагог рассказывает детям трогательную историю о семействе лебедей, местом обитания которого с давних времён было лесное озеро. Осенью лебединая стая поднималась над родным лесом, издавала прощальный крик и улетала в тёплые края, где пережидала холодную зиму. Каждую весну местные жители с нетерпением ждали возвращения этих красивых и гордых птиц, но были и такие, которые приходили на берег озера с ружьём, желая заполучить ценный лебяжий пух. Жадность и жестокость охотников на лебедей привели к тому, что озеро опустело, постепенно обмелело, покрылось тиной, заросло тростником, но в народной памяти сохранилось старое название «Лебяжье».

В итоговой части занятия «Бёлое пёрышко» в детском саду поселяется стая лебедей

Воспитатель приглашает детей совершить прогулку к лесному озеру. Комната с помощью декораций оформлена в виде лесной полянки, к которой ведут медвежьи и заячьи тропинки (массажные дорожки) и мостики. Звучат запись пения птиц, журчания ручейка. Дети отправляются в путешествие, подходят к озеру и видят красивого, грациозного белого лебедя. Все вместе ребята придумывают ему имя, но сожалеют, что лебедь одинок и ему скучно и тоскливо, и воспитатель предлагает смастерить для него друзей.

«Кораблик»

Педагог показывает детям начало поучительной мультипликационной сказки «Кораблик» по мотивам одноимённого произведения В. Сутеева о мышонке, цыплёнке, муравье и червячке: дружная компания отправилась на прогулку к реке, встретила лягушонка, который пригласил их поплавать, но оказалось, что герои сказки не умеют плавать. Воспитатель просит детей придумать выход из затруднительной ситуации и помочь друзьям совершить речное путешествие. Дети обсуждают, на чём можно плавать по реке и по морю, рассматривают картинки с изображением лодочек, парусников и пароходов, смотрят продолжение сказочной истории. Затем педагог предлагает смастерить парусник из скорлупы грецкого ореха, придумать конструкцию паруса. В конце занятия дети устраивают парусную регату в тазике с водой, испытывая свои поделки на прочность.

Видео: мультфильм «Кораблик»

«День рождения Винни-Пуха»

Воспитатель сообщает ребятам, что у их любимого сказочного героя сегодня день рождения, но замечает, что мишка (мягкая игрушка) очень грустный. Дети предполагают, что такое печальное настроение связано с тем, что никто из друзей не пришёл поздравить Винни и не подарил подарков. Ребята принимают решение помочь мишке и сконструировать поросёнка, тигрёнка, кролика и ослика, которые придут к нему в гости и подарят радостное настроение.

«Весёлые ежата»

В гости к детям приходит сказочный Лесовичок. Он приветствует малышей и сообщает, что принёс подарки от лесных жителей, но отдаст их только после того, как дети разгадают загадки и догадаются, кто же им передал сувениры. Дети выполняют задание лесного гостя и получают вознаграждение в виде красочной коробки с дарами природы (шишки, каштаны, веточки, корешки, скорлупа ореха и т. д.), из которых они могут сделать интересные и красивые поделки.

Видео: ёжик из шишек

Таблица: картотека тем для занятий

Темы Образовательные задачи
«Ковёр из листьев» (по образцу) Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество
«Ёжик» (по образцу) Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми.
«Птичка» (по образцу) Учить составлять образ из частей, соединять между собой детали пластилином.
«Снеговик» (по условию) Учить составлять образы из частей, дополнять их деталями, сглаживать места соединения, воспитывать желание украсить свой участок.
«Снегурочка» Учить делать постройки из снега, использую для скрепления - воду, для украшения - акварель.
«Цветы для мам и бабушек» (по образцу) Учить детей делать несложные композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение.
«Мышка» (по образцу) Учить детей использовать различный природный материал, соединять детали с помощью пластилина, делать поделки разнообразными и устойчивыми.
«Пчёлки» Продолжать учить создавать знакомые образы при помощи природного материала, развивать воображение, мелкую моторику рук.
«Паучок-Лесовичок» Учить детей делать поделки из разного природного материала, видеть в нём сходство с отдельными частями. Учить придавать паучку выразительность, составлять композицию используя несколько паучков и дополнительные предметы. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.
«Кокошники» Учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.
«Бусы для Осени» Учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; развивать. Продолжать учить дошкольников убирать своё рабочее место. Аккуратно обращаться с природным материалом.
«Снежинки» Учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
«Корзиночка» Познакомить детей с приёмами изготовления поделок из травы. Учить плести косички из трёх прядей. Закрепить умение работать в парах. развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к культуре родного края. Развивать умение доводить начатое до конца.

Таблица: конспект НОД по конструированию из природного материала в подготовительной группе «Олень», автор Лариса Николаевна Чернова

Характеристика занятия Задачи:
  • Продолжать расширять знания детей о природном материале.
  • Учить детей использовать различный природный материал (шишки, веточки) для изготовления поделки «Олень».
  • Развивать у детей умения соединять часть поделки при помощи заострённых веточек.
  • В процессе работы развивать у детей творчество, умственные способности, фантазия, воображения детей.
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности за свой труд.
  • Закреплять технические навыки и умения в работе с природным материалом.
  • Учить аккуратно, экономно использовать материал.
  • Продолжать учить детей с осторожностью работать с острым материалом, напоминать технику безопасности.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к животным.

Материал:

  • шишки еловые,
  • веточки,
  • палочки длиной со спичку,
  • деревянная дощечка,
  • шило и нож для воспитателей,
  • спокойная музыка «Птичье пение».

Предварительная работа:

  1. Изготовление различных поделок.
  2. Чтение художественной литературы:
    • казахская народная сказка «Два оленя»;
    • Г. Снегирев «Голубая Тува»,
    • Н. Лесков «Загон».
  3. Рассматривание иллюстраций фотографий и слайды о жизни животных Севера.
  4. Дидактическая игра:
    • «Где чей дом?»,
    • «Разрезные картинки»,
    • «Рыба, птица, зверь»,
    • «Кто в домике живёт».
  5. Подвижная игра:
    • «Быстрый олень» (придумали дети),
    • «Стой, олень».

Методика:

  1. Вводная беседа.
  2. Использование образцов.
  3. Художественное слово.
  4. Самостоятельная работа детей.
  5. Словесные указания.
  6. Индивидуальная работа.
  7. Частичный показ.
  8. Рассматривание детских работ.
  9. Подведение итогов.
Вводная часть Воспитатель: Все люди любят свой родной край, природу, Родину. Каждый человек по-своему видит красоту нашей природы. Опавшие листья, семена деревьев, яичная скорлупа, шишки, жёлуди, лоскутки, перья, семена арбуза, дыни, тыквы - из всего этого можно сделать много прекрасных красивых вещей. Сегодня мы с вами будем делать поделку из природного материала для детей младшей группы. Какую поделку будете делать, узнаете, отгадав загадку:
Он на Севере живёт,
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега
Корм добудет
Снег поест - вот так он пьёт…
(Дети отвечают: олень)
Воспитатель: Правильно, угадали. Смотрите, что у меня в руке? (Показывает поделку «Олень»).
Мы об оленях знаем многое. Что вы можете рассказать о северном олене? (Дети отвечают)
Основная часть Воспитатель объясняет детям, как последовательно изготовить поделку:
  1. Для головы оленя берут жёлудь, делают в нём шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвлённые веточки-это рога; и одно - снизу, в которое вставляют палочку, для соединения головы шеи.
  2. Затем выбирают еловые шишки: одну большую для туловища, другую для меньшего размера и короче для шеи.
  3. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в отверстие большой шишки палочку, на неё плотно насаживают маленькую шишку, таким образом осуществляя соединение туловища с шеей.
  4. После этого в шишке-туловище делают пять отверстий для четырёх ног и одного хвоста.

Физкультминутка:
По тундре гуляет олень (ходят в разных направлениях);
Как ветви у него рога (показывают рожки, качает головой влево и вправо);
Обходит сочные луга (ходят по кругу, высоко поднимая ноги);
Он других не обижает (пальчиком указательным покачивают из стороны в сторону);
Возит нарты далеко, с ним на Севере легко (идут по кругу высоко поднимая полусогнутые ноги);
Ищет ягель целый день (бьют носочком ноги);
Благородный северный олень (кладут руки друг другу на плечи и ходят по кругу).
Воспитатель:
Проверьте, всё ли у вас есть для работы?
Не забывайте правила безопасности с острыми предметами.
Мы к работе приступаем и друг другу помогаем.
(Выполняют задания под лёгкую музыку «Птичье пение»).
В процессе работы воспитатель оказывает помощь, подсказывает, подбадривает.
Физкультминутка для глаз:
Раз - налево, два - направо,
Три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать:
Раз - сжали кулачки, два - разжали,
Три, четыре - мы похлопали
В ладошки.
Воспитатель: Молодцы, постарались! Замечательные получились поделки!

Итоговая часть (рефлексия) Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что потребовалось вам для поделки? Кто затруднялся?
Для кого мы мастерили поделки? (Дети отвечают).
Воспитатель: У вас на столе лежат круги.
Красный круг - понравилось;
Синий круг - не понравилось;
Вы должны поднять круги, и я узнаю, понравилось ли вам занятие (дети поднимают).
Мне очень приятно видеть, что вам понравилось мастерить такие прекрасные поделки.
Всем доброго здоровья!

Видео: занятие по конструированию из природного материала

Поделки из природного материала своими руками

Многие операции довольно просты, и дети могут самостоятельно их выполнять после демонстрации.

«Птичья беседка»

  1. Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове.

    Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове

  2. Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина.

    Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина

  3. Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку.

    Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку

  4. Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево).

    Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево)

  5. На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол).

    На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол)

  6. Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника. Композиция готова.

    Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника

«Птички»


«Домик для Бабы-Яги»

  1. Из тонких веточек подготовить брёвна и сложить из них избушку, стыки проклеить.
  2. Ступа - пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри - сухими листьями.

    Ступа - пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри - сухими листьями

  3. Из двух шишек смастерить фигуру Бабы-Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок, усадить сказочную героиню в ступу.

    Из двух шишек смастерить фигуру Бабы Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок

  4. Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево, смазать клеем и присыпать сухими листьями. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо.

    Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо

  5. Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой.

    Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой

  6. Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья.

    Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья

«Осеннее дерево»

  1. Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями.

    Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями

  2. Нарисовать по шаблону силуэт дерева.

    Нарисовать по шаблону силуэт дерева

  3. Тонировать силуэт дерева коричневой краской.

    Тонировать силуэт дерева коричневой краской

  4. Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки.

Тыквенная ваза для цветов станет необычным украшением очага

Чтобы подарить квартире или дому уют, желательно продумать декоративное оформление пространства до мелочей, например, создать поделки из природного материала своими руками. Такие детали позволят сделать пусть и красивое, но изначально «пустое» жилое помещение более домашним, теплым и комфортным. Красивые поделки из природных материалов особенно незаменимы для интерьера в стиле эко, но и в любом другом дизайнерском замысле найдется место для хенд-мейд-украшений. Также подобные интересные штуки очень пригодятся родителям, чьим чадам необходимо блеснуть семейным рукоделием в детском саду или школе. Что ж, запасемся терпением и приступим к изготовлению!

  • Дерево
  • Камешки
  • Плоды и семена
  • Листья и цветы
  • Ракушки
  • Перья
  • Мастер-классы по изготовлению
  • Семейная композиция из морской гальки

    Интересный декоративный элемент из кофейных зерен

    Чаще всего поделки изготовляют из природного материала летом и осенью, поскольку именно в это время практически под ногами можно найти множество полезных мелочей. Однако некоторые материалы доступны в любое время года, поэтому ни холодная зима, ни ранняя весна не должны стать препятствием на пути к творчеству.

    15







    Поделки своими руками из дерева (видео и фотоидеи)

    Деревянные поделки всегда найдут достойное место в интерьере, причем по форме они могут быть совсем разными, поскольку используется дерево в различных вариациях:

    • Прутики и веточки – самое доступное средство для создания поделок. Из них можно выполнять фигурки животных, звездочки, сердечки и вообще любые формы, что очень увлекает детей. Сухими веточками и палочками можно украсить рамку для фото или зеркала, а также оформить панно, заполняя ими определенный силуэт. Интересное кашпо для цветов в экостиле получается из палочек, связанных между собой.
    • Новогодняя подставка для свечей из веток

      Природная композиция освежит интерьер

      • Спилы деревьев и «пеньки» также представляют широкий простор для творчества. Из них можно выполнять предметы побольше, например, часы, шкатулки или подставки под карандаши. Такая работа требует мужских рук и навыков работы с инструментами, но и женщины могут использовать спилы при создании декоративных украшений. Спилы небольших веток можно склеивать между собой, создавая различные поделки. Симпатичные подвески получаются, если привязать к большому основанию по периметру маленькие спилы на веревках. Таким же способом стоит оформить старый торшер или люстру.
      • Настольные часы в экостиле

        Подвесная этажерка с деревянными полками

        • Кора и береста – более сложные материалы в плане создания шедевров. Различные корзинки и шкатулки из бересты – это всегда произведения искусства, но научиться их делать очень непросто. На коре деревьев можно создавать миниатюрные картины, дополняя «рисунок» коры подходящими деталями.
        • 16







          Поделки из природных материалов: камешки и гальки

          Из камней разного цвета и формы получаются отличные поделки. Можно выполнить удобный коврик, подставку под горячее, декоративное панно или оригинальную статуэтку.

          Совет! Самой большой популярностью среди камней пользуется галька, поскольку у нее есть плоские участки, за счет чего она очень легко прикрепляется к основе с помощью клея.

          Декоративные горшочки с «цветами»

          Мозаика в восточном стиле на камнях

          Даже обычные раскрашенные камешки смотрятся очень ярко и весело, а если еще создать из них композицию, получится уникальный предмет интерьера. Некоторые дизайнеры используют гальку для оформления вертикальных или горизонтальных поверхностей в квартире, например, части стен, каминов и подоконников.

          Декоративное панно из камней

          Самодельные крючки для полотенец с использованием природных материалов

          Темы поделок из природного материала на лето: плоды и семена

          С уроков труда в начальной школе все помнят детские поделки из природного материала, для которых использовались шишки, желуди, скорлупа орехов, семечки, кофейные зерна и т. д. Вместе с детьми из этих известных всем материалов можно создать достойный декоративный аксессуар для дома. Чаще всего из плодов и семян делают миниатюрные фигурки или объемные картины. Если прикрепить различные плоды к «букету» из сухих веточек, можно достойно заменить новогоднюю елку.

          Объемное панно на кухню

          Новогодняя игрушка из кофейных зерен и мешковины

          Совет! Любой собранный природный материал (гальку, шишки или деревянные палочки) перед созданием самодельных шедевров стоит просушить. Если детали будут влажными, срок службы поделки сильно сократится.

          13


          Осенние поделки своими руками: листья и цветы

          Опавшие листья различных расцветок и сухие цветы делают возможным создание ярчайших букетов, композиций и декоративных венков. Такие осенние поделки из природного материала хорошо сочетаются не с обычными вазами, а с оригинальными емкостями: коркой арбуза, скорлупой кокоса или оболочкой тыквы. Чтобы украсить праздничный стол, можно всего лишь дополнить такие осенние композиции свечами, спелыми овощами и фруктами. Листья и мох используются для создания аппликаций, причем иногда получается такая красота, что не грех заменить ею картину современного художника.

          Пруд из листьев в японском стиле

          Пошаговый мастер-класс создания вазы из листьев клена

          15







          Поделки на морскую тематику: в ход идут ракушки

          Еще одним уникальным материалом для создания поделок своими руками являются ракушки. Отдельные экземпляры уже сами по себе представляют особый интерес в плане декоративности, а уж изделия из них не оставят равнодушными никого. Если вам повезло собрать коллекцию ракушек на море, не оставляйте их в мешочке, а оформите из них картину или подвеску в морском стиле.

          Оригинальная свеча в морском стиле

          Декоративный венок из ракушек

          Мастер-класс: топиарий из ракушек

          13



          Поделки своими руками: перья

          Перья обычно используются в качестве составляющих в других поделках: ими оформляют хвосты, прически или стволы деревьев. Но и отдельно их можно использовать, если связать в небольшие «букеты» и поставить в прозрачные емкости. Такой «птичий» декор привнесет в интерьер свежие эмоции.

          15





          Поделки из природного материала своими руками: мастер-классы по изготовлению

          Сделать поделку из природного материала довольно просто, поскольку этому начинают учить еще в школе. Если постараться, можно создать настоящее произведение искусства. Рассмотрим подробности изготовления некоторых красивых мелочей.

          Красочное панно

          Интересное панно можно сделать из различных природных материалов. Для него подойдут и сухие листья, и солома, и скорлупа орешков, и сухоцветы. Сам сюжет может быть абсолютно любым. Панно создается следующим образом:

        • Сначала оформляют рамки, которыми могут стать коряги оригинальных форм или несколько веточек, связанных между собой. Панно может быть круглым, в этом случае в качестве рамки может выступать лоза.
        • Основанием для панно служит мешковина или обычная бумага. В некоторых случаях можно сделать сеточку из соломы, намеренно оставляя пустые пространства в картине.
        • Из листьев, цветов и других имеющихся природных материалов можно создавать композицию, а в случае с основанием из соломы интересным решением будет вплетение элементов в уже созданную решетку.
        • Последний этап – создание крепежа (из веревки или проволоки), с помощью которого панно можно повесить на стену.
        • Пляжный стиль в создании настенного панно

          Цветочные горшочки из яичной скорлупы

          Миниатюрные вазоны получаются из яичной скорлупы, правда, эта работа требует большой аккуратности из-за хрупкости материала:

        • Сначала необходимо осторожно разбить сырое яйцо и вылить все содержимое в миску. Края можно выдолбить ровно, а можно оставить осколочными.
        • Далее решаем проблему устойчивости будущей вазы. Для этих целей подойдет либо подставка для яйца, либо упаковка от них. Если не планируется использование других приспособлений, можно воспользоваться пластилином, который скатывают в жгутик, которым обвязывают дно будущей вазы.
        • После оформления емкости можно заселять ее жильцами. Она может выступать и вазой, где небольшие полевые цветы будут стоять в воде, и горшком, куда можно посадить зелень, мох или маленькие суккуленты.
        • 13


          Совет! Помимо цветочных горшочков из скорлупы получаются отличные подсвечники. Любые поделки из скорлупы будут уместны во время праздника Пасхи.

          Подсвечник из пня

          Чтобы сделать подсвечник из небольшого пенька или спила, надо выполнить ряд несложных действий:

        • Любые деревянные детали стоит предварительно обработать пропиткой, чтобы избавить их от появления гнили и насекомых-вредителей.
        • Далее в центре пня или в любом месте сердцевины (в зависимости от задумки) необходимо просверлить достаточно широкое и неглубокое отверстие, в которое поместится стандартная плоская свечка. Если навыка работы с дрелью нет, можно воспользоваться обычным ножом, но работа займет больше времени.
        • После этого надо обработать края и вырез изделия наждачной бумагой.
        • Для декора можно раскрасить изделие или оставить его в натуральном виде, но покрыть лаком срезы. Края изделия можно обвязать мешковиной или обмотать джутовой веревкой.
        • Необычный подсвечник из бревна, сделанный своими руками

          Красивая рождественская композиция

          Также интересно смотрится подсвечник для нескольких свечей, выполненный аналогичным образом на длинной коряге. Если продумать его крепление к стене или устойчивую подставку, можно частенько радовать себя романтическими вечерами.

          Специальная насадка дрели поможет с легкостью подготовить отверстия для свечей

          Если хочется создать нечто совершенно уникальное, чего не делал еще никто и никогда, дайте волю своему воображению. Иногда самый привычный предмет может предстать в таком необычном образе, что диву даешься, как это вообще могло прийти кому-то в голову.

          Ручная работа «Домик в деревне»

          Новогодняя композиция из свечей и мха

          Красивый веночек добавит свежести интерьеру

          Панно из суккулентов, сделанное своими руками


Эта тема актуальна

И для взрослых, и детей.

В мир природы окунаясь,

Приходит много разных идей. /Сидорова Н.И./

Актуальность

Работа с природным материалом увлекательна и познавательна.

Композиции получаются яркие, красочные, долговечные и могут украсить интерьер любой квартиры.

Развивается творчество, воображение, прививается любовь к прекрасному.

Цель:

Увлечь детей и взрослых этим видом творчества;

Познакомить с приёмами изготовления цветов из арбузных и дынных семечек, абрикосовых косточек.

Идея:

Применение природных материалов для создания красоты вокруг себя;

Умение передать красоту природы через создание настенных панно;

Подарить людям радость и хорошее настроение.

Природа - замечательная мастерская . В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом: композиции из арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Этим видом увлекаясь

Творчество ты развиваешь.

И когда умелым станешь,

Много нового узнаешь.

Составляя забавный узор,

Расширяешь кругозор.

Работу выполняешь аккуратно,

Чтоб всем было смотреть приятно.

В этом труде есть новизна,

Формируется мышление.

Нужно быть внимательным всегда,

Чтоб получить от него наслаждение.

Сколько радости, восторга

Приносит мне эта работа.

Чтоб работа ладилась всегда,

Нужно быть усидчивым тогда.

Много в природе есть материалов,

Но мне интересен только один.

Семечки арбузные и дынные,

Косточки абрикосовые в придачу к ним.

Вид занятий интересный

И довольно он простой.

Получаются картины,

Словно оживший сад весной. /Сидорова Н.И./

Арбузные, дынные семечки и абрикосовые косточки доступный и дешёвый материал для работы. Но работа с этими природными материалами очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры. Вот уже несколько лет я увлекаюсь этим творчеством. Работаю учителем начальных классов и на уроках технологии, кружковой работе мы составляем разнообразные композиции, начиная с плоской аппликации, простой по изготовлению и кончая объёмными аппликациями. Детям этот вид творчества очень нравится.

Работы по созданию композиций из природных материалов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

Подготовка арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек к работе

Семечки, косточки хорошо промыть несколько раз в воде, разложить на листе бумаги, дать хорошо высохнуть, при этом помешивая их. После того как они хорошо высохнут, ссыпать их в баночки. Они могут храниться долгое время.

Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1 - 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Инструменты и материалы

Инструментов очень мало

Требуется для изготовления.

Кисти, ножницы и клей,

А ёщё умения.

1. Ножницы.

2. Кисточки № 1, № 2

4. Гофрированная бумага зелёного цвета.

5. Медная проволока № 1.

6. Листы бумаги в клетку.

7. Клей ПВА.

8. Лак ПФ - 283.

9. Картон зелёного цвета.

10. Арбузные, дынные семечки, горох и абрикосовые косточки.

11. Крашеная манка в зелёный цвет.

Охрана труда

Опасности в работе:

Травма руки ножницами;

Покрытие изделия лаком

Что нужно сделать до начала работы:

Положить инструменты и материалы в отведенное для них место

Что нужно сделать во время работы:

Быть внимательной к работе;

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль просит кто-то, не зевай.

Вперёд колечками подай.

Правила безопасности во время работы

1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

3. Ножницы хранят в специальном футляре.

Подготовка основы для картины

1. На картон наклеиваем мешковину или однотонную ткань, натягивая её, чтобы не было заломов, и даём возможность высохнуть клею. Также можно обтянуть самоклеющимися обоями.

2. С изнаночной стороны наклеиваем кусочек обоев, вырезанных по контуру картона.

3. Сзади картины приклеиваем петельку.

Технология изготовления

Съев дыню и арбуз

Даже малый карапуз,

Может семечки собрать

И картину из них создать.

Этапы изготовления очень просты

И всем они понятны.

Выполнив их, убедишься ты.

Что все они занятны. /Сидорова Н.И./

Технология изготовления цветов

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, арбузные семечки и горох.

Кисточки, гуашь

2. Последовательность выполнения

1. Приготовление цветов и бабочек для орнамента

Плоские цветы

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 7 арбузных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза и нарисовать узоры нужного цвета.

Ромашка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 10 дынных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза.

Бабочка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, кожа (чёрный картон), арбузные, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь.

1) Из 2 дынных семечек составить туловище и приклеить к основе;

из кожи (чёрного картона) вырезать усики и приклеить к горошине (голова);

из арбузных семечек составить крылья и приклеить к туловищу.

2) После раскрасить её гуашью нужного цвета 2 раза; нарисовать глаза, а на крыльях узоры.

Приготовление цветов для панно.

Объёмные цветы.

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см 2 мм и на него равномерно наклеить 7 арбузных семечек.

2) Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить, немного помельче, 7 арбузных семечек. Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

3) Соединить две части так, чтобы лепестки верхнего круга были между лепестками нижнего и в середину приклеить горошину.

4) Готовые цветы раскрасить гуашью 2 раза.

Нарциссы

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки, абрикосовые косточки. Кисточки, гуашь

1) Изготовление венчика

Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить 10 дынных семечек.

Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

2) Изготовление лепестков

Вырезать кружочек диаметром 3 см и вдоль края круга наклеить 6 дынных семечек, а после по кругу 6 абрикосовых косточек.

3) После раскрасить лепестки жёлтой (белой) гуашью, а венчик красной (жёлтой) гуашью.

4) К лепестковому кругу приклеить клеем венчик.

5) Изготовление пестика

Обмотать проволоку длиной 3 см зелёной гофрированной бумагой, согнуть её пополам, намазать клеем и окунуть в крашеную манку, приклеить к середине венчика.

В руки семечки возьму

Арбузные и дынные.

Получатся картиночки

Очень даже дивные.

Клеем семечки намажу

И к кружочку прилеплю.

После красками раскрашу

И на фон я прикреплю.

Получился букет дивный

И красивый, и простой.

Это очень интересный,

Вид занятий такой.

Этапы составления композиции

1. Проанализировать этапы составления композиции.

2. Приготовить основу.

3. Сделать необходимое количество цветков.

4. Обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета.

5. На основе составить и раскрасить орнамент.

6. Составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью.

7. Глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию.

8. Приклеить к основе веточки из проволоки и листочки из дынных семечек.

9. Покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона.

10. Приклеить готовые цветочки.

11. Готовую композицию покрыть лаком ПФ - 283.

Листики можно вырезать из зелёного картона, но тогда их покрывать тонким слоем лака.

Подготовив для основы

Нужные цветы.

Можно составить композиции

Для своей души.





Еловые и сосновые шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных самоделок. Собирать следует все размеры шишек — от маленьких до самых крупных.

Отсортированные породу, величине и объему (удлиненные, круглые, раскрытые и закрытые, старые и молодые, сосновые и еловые) шишки разложите в отдельные коробочки.

Весной, когда собирают старые, высохшие, с выпавшими семенами шишки, можно не бояться, что они от времени деформируются. Осеннюю же шишку, чтобы избежать деформации, проклейте: опустите в жидкий раствор столярного клея. Склеенные чешуйки после высыхания шишки не будут раскрываться и расходиться в разные стороны, и форма изделия сохранится.

Из сосновых и еловых шишек можно сделать различных животных, птиц, всевозможные фигурки, привлекая на помощь пластилин, глину, палочки, материю, перья и другой отделочный материал. Каждая игрушка состоит из нескольких частей, которые собираются в основе — шишке. Такая игрушка либо крепится к доске-под ставке, либо подвешивается, как елочная игрушка, на петельке. Сложнее всего лепить голову игрушки. Чтобы сделать ее правильно, следует запастись хорошими картинками с изображением того или иного зверя или птицы.

Начиная работу, следует прежде всего позаботиться о прочном креплении игрушки, то есть о подставке, если игрушка не предполагается висячей (елочной). Подставкой может служить фанера или толстый картон, вырезанные по любой прямоугольной или круглой форме. Подставка не должна быть громоздкой, но необходимо, чтобы игрушка помещалась на ней свободно, с учетом дополнительной отделки: мхом, ватой или другими отделочными материалами.

Закреплять шишку на подставке лучше всего на гвозде, вбитом в ее середину острием кверху. В шишке прокалывается шилом отверстие, и она надевается на гвоздь. Для более прочного крепления у основания гвоздя надо подмазать подставку столярным клеем либо подложить комочек мягкого пластилина.

Игрушки из шишек можно подарить подшефному детскому саду, ими можно оформить сказочные спектакли настольного театра, макеты, иллюстрировать басни и стихи на уроках русского языка. Па ветви елки такие игрушки подвешивают за петельки либо их расставляют вокруг елки, у ее подножия. Игрушки из шишек для подвески делайте более легкими, чтобы ветки от их веса не гнулись. Поэтому голову и все дополнительные части для них следует делать из ваты, картона и бумаги, а не из глины или пластилина.

Уточка, курочка, гусь, петух — вся домашняя птица делается из шишек по одному типу. Для головы и шеи сгибается необходимый по длине отрезок мягкой проволоки, который закрепляется у черенка шишки обматыванием между рядами чешуек. Соотношения размеров головы, шеи и ног делайте, сверяясь с рисунками или с живыми птицами. Уточек и лебедя крепите к подставке столярным клеем. Подставку можно оформить в виде речки или пруда, положив на основу окрашенный голубой краской целлофан или стекло. Берега обклейте мхом и сухими травами. Для крепления на подставке петухов, курочек, птичек используйте небольшие кусочки фанеры, облепите их мхом; из медной витой проволоки сделайте птицам ноги.

Головы и клювы у всех птиц делайте из бересты, картона, сукна или целлулоида. Хвосты и крылья у петуха сделайте из перьев, крылья гусей и лебедя из кусочков белой бересты.

При лепке шеи и головы из пластилина или глины надо хорошо отделывать и отглаживать все шероховатости формы. На шее птиц не бывает неровностей, и мазками наложенные пластилин или глина придадут игрушке некрасивый, неряшливый вид.

Лисица, белочка, зайчик. Делаются из разных по размеру шишек, принцип сборки и крепление одинаковы.

Хвосты, кроме хвоста зайчика, делают из добавочной шишки, укрепляя ее на проволочке.

Мордочки, вылепленные из глины или пластилина, укрепляются на черенковой части шишки.

Крепление к подставке осуществляется насаживанием шишки на гвоздь. Звери, стоящие на лапах, крепятся к подставке на гвоздях.

Чешуйки шишки, обращенные у зверюшек от мордочки к хвосту, будут как бы шерсткой. Хвост же крепится чешуйкой вверх.

У лисички и белочки шишка для хвоста должна быть длинной и пушистой. У зайчика хвостик вырезается из части шишки-туловища.

Глаза у зверей подклеиваются из бусинок на пластилине. Бусинки можно заменить осколками черного графита из карандаша.

Лапки делают из спичек, проволоки, обклеивая их чешуйками или облепляя пластилином. Хорошо на лапу налепить поверх пластилина по одной чешуйке. Лапы благодаря проволочной основе можно изгибать как угодно, придавая этим наклон фигурке.

Вылепив несколько зверюшек, можно создавать целые картинки, иллюстрируя басни, сказки, кукольные спектакли.

Рыбка-телескоп. Делается из короткой, толстой сосновой шишки. Глаза у телескопа — два выпуклые шара. Их подклейте из бусинок либо просто налепите из пластилина. Хвост подклеивается из изогнутых перьев разной длины. Если рыбку делают для елки, она окрашивается серебряной или золотой краской.

Цыпленок. Шишка-туловище подбирается по форме выбранного рисунка. Оформление остальных частей птицы зависит от имеющегося материала и вкуса. Головка и шейка птички делаются на проволочном каркасе.

Таких птичек можно сделать несколько и раскрасить цветными цапон-лаками. Отделывать перьями и лакировать.

Курочка-наседка. Сосновую шишку укрепляют наклонно на две витые проволочные ножки. Из витой же проволоки укрепляется под чешуйками шишки шейка и шарообразный остов головки с клювом. По проволочному остову из пластилина лепят круглую головку, на клюв же хорошо поверх проволоки подклеить красное сукно или целлулоид. Хвост можно сделать из перьев либо вырезать из картона фигурное изображение перьев и раскрасить их поярче. Превосходные глазки получатся из черных бусинок на белых основах-кружочках.

Журавлик. Между чешуйками сосновой шишки прочно укрепляют проволочный каркас для длинных ног журавлика. Не менее длинной делается шея. На рисунке видно, как надо изогнуть проволоку, чтобы придать ей форму головки, клюва и шеи. Все остальное оформление птицы как обычно.

Особое внимание обратите на прочность крепления шишки к каркасу и к подставке. Небрежно сделанные каркасы лап, шеи и головы легко отпадают.

Еще можно обклеить чешуйками крышу маленького домика на макете. Она будет похожа на черепицу. Чешуйки можно раскрашивать цветными лаками или масляной краской. Одноцветную чешуйчатую крышу покрывают лаком.

Детские карнавальные костюмы тоже можно украсить чешуйками шишек. Их можно пришивать, нанизывать, клеить на материю и бумагу, составлять из них различные аппликации.

Медвежонок. Для этой игрушки вам понадобится шесть старых, раскрывшихся еловых шишек: одна большая и широкая для туловища, четыре поменьше — для лап, и одна маленькая, по возможности шаровидная, для головы. Чтобы прикрепить лапу к туловищу, тонкой мягкой проволокой обмотайте шишку у самого ее основания, пропуская проволоку между чешуйками, и закрутите ее концы один с другим. Затем, притянув шишку-лапу к туловищу, обмотайте раза два проволоку вокруг шишки-туловища, пропуская проволоку между чешуйками, но так, чтобы ее нигде не было видно, закрутите концы, откусите их кусачками и спрячьте под чешуйками шишки. Прикрепив таким образом все четыре шишки-лапы к туловищу, точно так же прикрепите и шишку-голову.

Из кусочков старой, ненужной кожи, замши или дерматина вырежьте ножницами по прилагаемым выкройкам когти для лап, два кружка для глаз, два ушка и нос медвежонка. В центре кружков для глаз пришейте две блестящие черные бусинки или маленькие пуговки. Отделите от шишки четыре чешуйки и приклейте их с двух сторон к ушкам столярным клеем.

К шишке-голове пришейте, по возможности незаметно, черными толстыми нитками глаза, нос и ушки. Ушки можно и приклеить, намазав клеем основание ушек и туго всадив их в глубину шишки-головы. Также пришейте медвежонку когти и нажимом пальцев загните их. Покройте нос и когти медвежонка черным лаком или покрасьте их черной краской, а потом покройте бесцветным лаком.

Белка. Делается по такому же принципу, как и медвежонок. Возьмите три еловые шишки: средней величины для туловища, маленькую для головы, большую, пушистую — для хвоста. Соедините их между собой. Из обрезков старой кожи или замши вырежьте по прилагаемым выкройкам лапки и ушки белочки. Чтобы лапки лучше держались, сделайте их на проволочном каркасе, обтяните проволоку каркаса затем полоской коричневой материи или обмотайте коричневыми штопальными нитками. Прикрепите лапки к проволоке так, чтобы проволока не была видна. В передние лапки белочки вложите орешек, желудь или маленькую шишечку, прикрепив к лапкам то или другое черной ниткой или тонкой проволочкой. Глаза белочки сделайте из черных бусинок. Ушки, так же как и медвежонку, вклейте между чешуйками шишки или пришейте. Когда белочка будет готова, прикрепите ее проволокой к подставке круглой или прямоугольной формы. Скройте проволоку или гвозди небольшими пучками зеленого мха.

Сказочная птица. Заготовьте большую сосновую шишку с сильно раскрывшимися чешуйками, веточки для ног и перья разных размеров. Перья лучше подобрать гусиные, так как они лучше других окрашиваются. Прежде чем окрашивать перья, опустите их сначала в мыльный содовый раствор, а когда они высохнут, окрасьте анилиновыми красками в яркие цвета: желтый, голубой, красный, зеленый, оранжевый. Для хвоста птицы нужны длинные перья, маленькие перышки с пухом понадобятся для шеи. Перья прикрепляйте к шишке так: проколите шишку трехгранным шилом, намажьте конец пера столярным клеем и всадите перо в отверстие. Пожки-веточки прикрепите к шишке-туловищу таким же способом, как и перья.

Головку птицы сделайте из картона, кожи или сукна. Между двумя выкройками из кожи и сукна обязательно вклейте кусочек картона или проволоку, чтобы головка держалась.

Теперь займитесь хохолком: подберите какие-нибудь яркие, красивые, блестящие бусинки или бисеринки, нанижите каждую бусинку на кусочек тонкой проволоки. Проволоку закрутите узелком и утопите в середине бусинки так, чтобы ее не было видно. Наложите кончики проволоки на первую выкройку головки, заклейте их кусочками бумаги. Затем намажьте клеем вторую выкройку, сложите их вместе и положите под пресс. Когда головка высохнет, приклейте ее к шишке-туловищу.

Теперь остается разрисовать головку, приклеить к ней блестки-глаза и укрепить птицу или на деревянной подставке, или на сучке дерева. Птица готова.

Петушок. Нарисуйте контур петушка (без хвоста и гребня) на картоне и вырежьте два экземпляра корпуса петушка с головкой. Затем подберите перья для хвоста и окрасьте их в нужные цвета. Из маленького кусочка красного бархата или сукна вырежьте гребешок и бородку, тоже по два экземпляра, и склейте их друг с другом.

Намажьте столярным клеем первую и вторую выкройки корпуса петушка, положите на одну из выкроек гребешок и бородку, а второй выкройкой накройте первую и положите под пресс. Чтобы петушок был объемнее, заложите внутрь выкроек проволоку. Концы проволоки могут служить петушку ногами и крепиться к подставке. Когда выкройки высохнут, пришейте нитками к ним перья хвоста.

Возьмите соломку, разрежьте ее вдоль и обклейте этими полосками ноги петушка; они будут очень похожи на ноги живого петуха. Можно обмотать ноги петушка штопальными нитками подходящего цвета, а можно просто раскрасить.

Раскрасьте красками клюв и верхнюю часть головы петушка и обклейте шейку и все тело петушка чешуйками еловой шишки, располагая чешуйки так, чтобы верхняя прикрывала собой немного нижнюю.

На том месте, где у петушка должны быть крылья, приклейте несколько перышек.

Можно прикрепить некрашеные, натуральные куриные перышки коричневого или желтого цвета. Глаза петушку сделайте из бусинок. У вас получится очень интересный, яркий петушок. Петушок может быть сделан более объемным.

Летящая птичка. Сосновую шишку опустите в клеевой раствор. Затем выкройте головку птички. Сделайте головку так, как головку райской птицы, только без хохолка. Затем вырежьте из тонкого картона основания для крылышек и пришейте к этим кусочкам картона перышки. Сверху приклейте пушистые перышки, чтобы прикрыть ими основания больших перышек. Таким же образом сделайте хвост.

Когда крылышки и хвост будут готовы, трехгранным шилом просверлите в шишке отверстия и, намазав основания крылышек и хвостика столярным клеем, всадите их туго в отверстия, сделанные в шишке.

Приклейте головку птички и маленькие веточки-лапки.

Перышки для такой птички можно окрасить, а можно использовать и натуральные — белые, желтые, пестрые перышки.

Чтобы птичку можно было повесить на елку, на спинке сделайте длинную петлю.

Ежик. Возьмите большую нераскрывшуюся еловую шишку и окуните ее в жидкий столярный клей, чтобы по высыхании чешуйки ее не раскрылись. Вырежьте из коричневой ткани две полоски в полсантиметра шириной и длиной немного меньше длины шишки. Положите одну полоску на лист бумаги и приклейте на нее еловые иглы одну рядом с другой. Полоску с иглами наклейте на шишку. Когда клей высохнет, смажьте наклеенный вами ряд игл у основания столярным клеем и одновременно густо намажьте клеем полоску на самой шишке. Приклейте вторую полоску ткани так, чтобы она приклеилась к первому ряду игл и в то же время к шишке. Так и наклеивайте ряды игл, чередуя их с полосками ткани до тех пор, пока у вас не получится круглый ежик. На животике ежа иглы не приклеивайте. Оставьте не заклеенной полосками с иглами мордочку ежа. Затем прикрепите ежу лапки из сучков дерева, сделайте из черных бусинок носик и глаза.

У вас получится замечательный колючий ежик, очень похожий на настоящего. Ежа из игл можно сделать и другим способом. Внимательно посмотрите на рисунок, и вам будет ясен второй способ. Кусок старой ткани натяните, забив гвоздиками, между двумя брусками или досками. Затем, окунув иглу в столярный клей, воткните ее в натянутую ткань так, чтобы наверху остался только маленький кончик. И так вкалывайте иглы в ткань одну за другой, располагая их как можно ближе друг к другу. Затем снимите ткань, вырежьте ее по форме, показанной на рисунке, и наклейте на шишку, густо смазав клеем и шишку и материю.

Осенью природа дарит нам множество творческих идей для развития и пользы детей. Недаром ребятня бесконечно несет с прогулки ее дары - яркие кленовые букеты, целые пакеты глянцевых каштанов, фактурных шишек и замысловатых веточек. Хочется обязательно сотворить что-то чудесное с этой красотой! А если предстоит конкурс осенних поделок в садике или школе, к творческой работе стоит отнестись со всей ответственностью.

Осенние поделки своими руками - с чего начать?

Выбирая идею для осенней поделки, нужно учитывать возраст и способности ребенка так, чтобы они смог принять значительное участие в ее изготовлении, а не просто постоял рядом. Для малышей отлично подходят шишки и каштаны, веточки, плотные листья и другие нехрупкие материалы. С ними можно работать, используя привычные для ребенка инструменты: ножницы, клей ПВА, пластилин, краски, делая аппликации и простые фигурки. Дети постарше могут использовать более сложные идеи, например, объемные картины из природных материалов, карвинг из овощей и фруктов, большие инсталляции на осеннюю тематику.

Не забывайте, что можно с успехом применять вспомогательные материалы для творчества: цветную бумагу, картон, гофрокартон, фетр, вспененную резину, перышки, блеск, пайетки, питьевые соломинки, а также небольшие игрушечные фигурки, зеркальца, искусственные цветы и веточки и т.д.

Как подготовить природный материал для осенней поделки

Перед тем как сделать осеннюю поделку, необходимо заранее запасти природный материал. Очень полезно собрать его вместе с ребенком на одной из прогулок по двору, парку или лесу. Шишки, желуди, веточки, каштаны достаточно очистить от уличных загрязнений и немного подсушить. А вот листья нужно как следует высушить. Есть два проверенных способа сделать это:

Первый способ. Разложить между листами бумаги и прижать прессом. Бумагу необходимо время от времени менять, до полного высыхания природного материала. Иногда для высушивания используют большие книги, вкладывая листья между страницами, но будьте осторожны: влага деформирует книгу, страницы темнеют, поэтому если уж решили использовать книгу, прокладывайте природный материал белой бумагой и не забывайте менять их.

Второй способ. Также аккуратно сложить листочки между бумажными листами и тщательно прогладить утюгом. Гладить нужно до тех пор, пока листья не станут достаточно сухими. Этот экспресс способ пригодится, если природный материал не был высушен заранее.

Помните, что некоторые осенние дары природы долго не хранятся, со временем они неизбежно осыпаются или портятся. Поэтому, чем лучше вы высушите исходный материал, тем дольше он сохранится на радость детям. Можно покрыть работы лаком на водной основе.

Примеры красивых осенних поделок с фото

А теперь посмотрим, что можно сделать из этих замечательных природных компонентов. Для фоторяда использованы работы с выставки осенних поделок из природного материала в детском саду № 80 города Орла.

  1. Осенние поделки из овощей — отличная идея для самых маленьких. Быстро, просто и понятно.

2. А вот и ежик — популярнейшая осенняя поделка. Сосновая шишка — удобная заготовка для тела ежа, осталось сделать смешную мордочку из пластилина! И, конечно, немного важного груза прикрепить на колючки.

3. Есть два варианта сделать гусеницу из каштанов: прикрепить каштанчики друг к другу с помощью пластилина или проткнуть их иглой и соединить прочной ниткой. Во втором случае гусеничка будет подвижной, и с ней можно будет играть.

4. А вот и страус! Чтобы сделать птицу из природного материала, потребуется еловая шишка, 2 веточки, немного перышек и пластилина.

5. По схожему принципу делается фигурка оленя и лошадки.

6. Популярную поделку и сувенир — дерево счастья — можно изготовить из сосновых шишек. В качестве основы можно взять толстую палку и пенопластовый шар, а детали прикрепить с помощью горячего клея или пластилина.

7. Не стоит забывать про такой несложный вид творческой деятельности, как аппликация. Листочки должны быть сухими, а прикрепить их можно с помощью клея ПВА.

8. Лев из листьев! Сначала нужно надежно прикрепить гриву к картонному основанию, а затем сверху аккуратно наклеить мордочку «царя зверей».

9. Розы из кленовых листьев — не самая простая поделка для детских пальчиков. Но если мама сама научится скручивать листочки и сможет научить маленького мастера — все получится!

10. Разноцветные листья могут стать материалом для оригинального украшения картины.

11. Три поросенка на осенний лад: первый домик из соломы, второй из веточек, а третий — каменный, как и положено по сюжету сказки.

12. Зеленый мох хранится довольно долго, если его регулярно увлажнять. А еще он может стать домиком для симпатичного ежика.

13. Скорей бы Золушка стала принцессой! Без приличной тыквы и роскошного платья в этом деле не обойтись. Осенние вариации на тему любимой сказки.


14. Несложная, но очень эффектная поделка на тему осеннего урожая. Овощи и ягоды в лукошке — настоящие.

15. И, наконец, маленький зверек в домике на дереве (или на скале?). Дом изготовлен из палочек от мороженого.

Надеемся, эти несложные и красивые идеи помогут вам в создании собственного осеннего проекта вместе с детьми. Удачи и новых творческих находок!

Что еще почитать