Положение об организации прогулок. Санитарные нормы в учреждениях дошкольного образования. «Требования СанПин к организации прогулки». Педагогам

Пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;

Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду реализуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья каждого ребенка.

Требования к оснащению территории детского сада: 1. Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки: все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов), малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН; 2. Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать периоду осень-зима. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей; 3. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей; 4. Ямы на территории должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжёлыми крышками; 5. При обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации (охраннику), детей увести на другой участок или в помещение; 6. Ворота детского сада должны быть закрыты на засов; 7. В случае самовольного ухода ребёнка на его розыски немедленно отправлять сотрудника и сообщать о случившемся в ближайшее отделение милиции; 8. Должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок, дорожек для скольжения, снежных и т.д.)
При организации прогулок в осеннее - зимний период, следует: 1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать: - обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка; - намокание детской одежды, обуви; 2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода: - травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках; - травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели; - падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя (обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания); - травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.; - травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя; - травмы при скольжении по ледяной дорожке; - при организации труда дошкольников; - травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами; - травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке; - травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; - травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами); Не допускать: - заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки. - крыши всех построек очищать от снега, сосулек - посыпать песком.
Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны учить детей узнавать опасные ситуации на иллюстрациях, разъяснять детям. Согласовать со старшей медицинской сестрой, заведующей возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха. Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям. Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители;

Требования безопасности во время прогулки 1. Не допускается организация прогулки, труда на одном игровом участке одновременно 2 групп воспитанников, присутствие родителей на вечерней прогулке 2. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца, не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др. Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой: 1. Обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках; 2. Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки; 3. Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату; 4. Следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки; 5. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада;
Требования безопасности в ситуациях во время прогулки: 1. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей. 2. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо: - обеспечить безопасность детей; - убедиться в отсутствии опасной ситуации; - сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае; - сообщить в службу спасения по телефону, если этого требует ситуация.
Требования безопасности по окончании прогулки 1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя). 2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка. 3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье. 4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом. 5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время

Виды прогулок в детском саду

  1. По месту проведения:
  • на территории участка детского сада;
  • за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).
  1. По содержанию:
  • традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;
  • тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
  • целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия (как правило, музейная): 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
  • поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.

Выписка из СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва.

XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 — 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2 — 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

Требования к режиму дня

www.velikol.ru 1

Прогулка в зимний период

все мамы знают, что ребенку необходимо гулять, но не все знают зачем!

  • Свежий воздух необходим для правильной работы всех жизненно важных систем организма, в том числе мозга.
  • Свежий воздух очищает легкие от пыли и аллергенов
  • Затраты энергии во время прогулки усиливают сердечную деятельность
  • Ультрафиолет вырабатывает витамин «Д»

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4–4, 5 часов.

Полезно знать: Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 2010 г. в детских садах

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы)

Как одевать ребенка

Главное требование к детской одежде – возможность активно двигаться, бегать, крутить головой, самостоятельно вставать после падений, прыгать, лазить по спортивным снарядам

Прогулка дает ребенку новые впечатления и положительные эмоции,а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие вашего ребенка

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГУЛКАМ И ЭКСКУРСИЯМ ДЕТЕЙ В ДОУ

Как известно, детям Свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях дошкольных учреждений прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения. Прогулка также является и средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день в Специально выделенное время. Только для детей в возрасте до 1,5 Года прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.

Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт, не допуская переохлаждения или перегревания (табл. 10).

Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже -15 С, более старшего возраста (4-7 лет) - при температуре -18 … -22 °C. При низких температурах время прогулки необходимо сократить.

Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.

С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами детского учреждения, при этом дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в окружающей обстановке. Помимо познавательного значения, такие прогулки тренируют сердечнососудистую систему и двигательный аппарат.

Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (утром, после завтрака, или после полдника, т. е. в то время, когда не слишком печет солнце). Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день - светлой: на голове - панама, на ногах - носки и легкие полуботинки или специальные туфли для туризма. Важно, чтобы обувь была свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует: через отверстия в них будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут травмировать кожу.

Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10

Детей 3-4 лет выводят за пределы участка сначала на 5- 10 мин, а затем на 20 мин. Воспитанники 4-5 лет при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние (туда и обратно), 6-7 лет - на З км (туда и обратно).

Через каждые 10- 15 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом месте - привал на 20-30 мин. На привале они могут посидеть, полежать, поиграть в спокойные игры.

На экскурсиях по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых воспитатель принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасность детей, особенно при наблюдении за работой различных механизмов и сельскохозяйственной техники. Во время экскурсии детей должны сопровождать не менее двух взрослых.

Зимой воспитанники старших групп могут совершать лыжные прогулки продолжительностью 40-60 мин (для начинающих 30 мин). При организации таких прогулок следует учитывать индивидуальные возможности детей, погоду, дорогу.

Как проходят прогулки в детском саду?

Веселый гомон, шум, визг и безудержный смех – вот что слышат жители домов, соседствующих с детским садом, когда малыши высыпают на прогулку. И это понятно: гулять любят все дошколята, независимо от погоды и времени года.

Ежедневные прогулки

Для детей пребывание на воздухе – увлекательное времяпрепровождение, игры, общение, для воспитателей же прогулка – специально организованный воспитательно-образовательный процесс.

Кроме того, во время нахождения дошкольников вне группового помещения детского сада особое внимание воспитатель уделяет охране жизни и здоровья своих подопечных , поскольку на улице действие факторов риска увеличивается в разы. Это и скользкие зимние дорожки, и неизвестные насекомые, появившиеся в кустарнике на участке, и твердое асфальтовое покрытие, о которое так часто разбиваются коленки малышей.

Обычно прогулка состоит из нескольких частей:

  • организованное наблюдение за явлениями и объектами окружающего мира. В зависимости от времени года дети под руководством воспитателя наблюдают за изменениями в погоде, за свежевыпавшим снегом, за прогуливающейся по дворовой площадке собакой, за трудом дворника. Педагог обращает внимание малышей на то, что одуванчик сменил свой желтый наряд на воздушное белое одеяние, на то, как ведут себя голуби, когда на улице холодно, как разгружается машина с продуктами у ближайшего магазина. Каждая прогулка – это новые впечатления, обогащение опыта детей знаниями о мире, в котором они растут.
  • различные виды трудовой деятельности. Труд на групповом участке может быть разнообразным – сбор опавших с деревьев листьев осенью, постройка горки и расчистка дорожек от снега, полив растений на огородных грядках детского сада.
  • подвижные игры. В них могут участвовать как все дети группы, так и отдельные подгруппы дошколят. Воспитатель предлагает разучить правила новой игры или повторить уже знакомую игру, которая нравится большинству мальчишек и девчонок.
  • самостоятельная игровая деятельность детей. Это так называемое свободное время, когда дети организуются в небольшие компании по интересам и проводят время за любимым занятием – играми в песочнице, спортивными играми, сюжетно-ролевыми играми (в семью, в магазин, в больницу). Для того чтобы самостоятельная деятельность на прогулке была насыщенной и интересной, воспитатели вместе с родителями и руководством детского сада заблаговременно заботятся о наличии игрового материала (мячей, клюшек, велосипедов, самокатов, наборов для песочниц, бумаги для рисования, атрибутов для сюжетных игр), а также об обустройстве участка (чистоте веранды, надежно закрепленных заборчиках, устойчивых и подходящих по размерам качелях, домиках, паровозиках, лабиринтах, ледяной горке).
  • индивидуальная работа воспитателя с конкретными детьми для закрепления и совершенствования определенных физических навыков.

    Не все ребята успешно осваивают те или иные виды движений на физкультурных занятиях и зарядке в детском саду, поэтому воспитатель планирует позаниматься с некоторыми детьми индивидуально, отрабатывая навыки ходьбы, прыжков, бега, ползания, лазания.

Особые виды прогулок

Кроме обычных ежедневных выходов на улицу в детском саду могут проводиться и другие виды прогулок – экскурсии, целевые прогулки, походы, тематические прогулки .

Детские экскурсии требуют тщательной предварительной подготовки. В зависимости от цели мероприятия разрабатывается особый маршрут, учитывается способ транспортировки детей (пешком, на автобусе), определяется количество сопровождающих взрослых из числа воспитателей или других работников детского сада и родителей группы.

В отличие от экскурсий целевые прогулки отличаются небольшой удаленностью от детского сада (не более 2 км) и кратковременностью. Походы проводятся нечасто – один или два раза в год, с обязательным предварительным прокладыванием маршрута и его проверкой на безопасность для детей.

Тематические прогулки объединяют комплекс мероприятий (квест, театральное преставление, развлечение в летнем бассейне или на спортивной площадке), в процессе которого ребята достигают определенной цели: организовывают концерт для малышей, преодолевают препятствия заданий квеста, соревнуются в ловкости и быстроте в играх на воде или на стадионе.

Режим прогулок

Длительность и количество прогулок в детском саду регулируются СанПиНом.

Вопрос про прогулку в садике по СанПину и в реальности

Дошкольники выходят на улицу дважды в день, после занятий до обеда и во второй половине дня. Общая продолжительность нахождения на воздухе составляет не менее 4 часов в день . В зависимости от температуры воздуха, погоды (дождь, мороз, сильный ветер) длительность прогулки может сокращаться. В разных регионах температурные ограничения в сочетании с силой ветра могут различаться.

Продолжительность прогулки зависит и от возраста воспитанников детского сада. 2-3-летние малыши находятся на улице меньше, чем дети старших и подготовительных групп. Конкретное время определяется режимом возрастной группы.

Родители и воспитатели должны следить за тем, чтобы ребята были одеты по погоде, чтобы обувь была нескользкой, а куртки и пуховики хорошо застегивались. Перед выходом на прогулку воспитатели проверяют, все ли надели малыши, у всех ли есть перчатки, варежки, шарфы, вся ли одежда и обувь застегнута и завязана. Если обнаруживаются проблемы, ребенок остается в группе под присмотром взрослого, а родителям по приходу сообщают об этом.

3. Продолжительность прогулок. Температурный режим проведения прогулок. Питьевой режим

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад № 2394 (далее по тексту -Детский сад) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, СанПиН 2.4.1.2660-10, Уставом Учреждения, инструкциями по охране жизни и здоровья детей, режимом воспитания и обучения детей.

1.2.Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в

Учреждении.

1.3.Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются руководителем Учреждения.

1.4.Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2.Цели и задачи прогулки

2.1 .Прогулка — один из важных режимных моментов жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении; средство физического и умственного воспитания.

2.2.Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Разнообразные занятия на воздухе развивают двигательные возможности, способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников, оказывают закаливающее воздействие на организм.

2.3.Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи.

2.4.Виды прогулок: прогулки на участке дошкольного учреждения (во всех возрастных группах), прогулки по территории детского сада, трудовая деятельность в пределах территории огорода детского сада.

3. Продолжительность прогулок. Температурный режим проведения прогулок. Питьевой режим.

3.1 .Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 4-4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой. В разных возрастных группах время выхода на прогулку регулируется утвержденным режимом дня.

3.2.В условиях дискомфортной погоды в осенне-зимний период продолжительность прогулок сокращается. Их длительность определяется в соответствии с утвержденным режимом дня. График составляется с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660-10, температуры воздуха, силой и направлением ветра.

3.3. В летний период необходимо обеспечить максимальное количество времени пребывания детей на свежем воздухе. Однако нельзя допускать в жаркие дни длительное пребывание детей под воздействием прямых солнечных лучей, и следить за наличием головного убора у каждого ребенка. Лучше организовать разнообразную деятельность в полосе светотени.

3.4. Питьевой режим в весеннее-летний период осуществлять дважды во время проведения одной прогулки с чистым набором чашек.

Организация прогулок на участке дошкольного учреждения

4.1. При подготовке к прогулке на участке детского сада, необходимо
выполнять ряд требований и четко соблюдать методику сборов.

4.2. Требования к одежде детей в осенне-зимний период:

Чтобы во время прогулки тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать, учитывая, что комплекты одежды предполагают активные движения, чередующиеся с отдыхом и спокойными играми. — При безветренной погоде и ветре не более 2-3 м/с, при температуре до — 20 °С рекомендуется надевать на нижнее белье и платье, одну шерстяную кофту или свитер, хлопчатобумажные колготы, утепленные синтепоном непромокаемые штаны, тёплую шапку без платка, куртку-пуховик (шубу), шарфик, шерстяные рукавицы. Чтобы во время прогулки не намокли варежки, следует надевать рукавицы, сшитые из малопромокаемои ткани, или надевать запасные сухие рукавицы для второй прогулки. При температуре ниже — 20° С и ветре 2-3 м/с дополнительно одевают еще одну, шерстяную кофту, рейтузы, тонкую шерстяную шапочку или косынку. Вместо одной пары надевают две пары варежек или утепленные двойные. Важно правильно складывать в шкафчике детскую одежду, чтобы не приходилось искать ту или иную вещь.

4.3. Порядок хранения одежды

Рекомендуется следующий порядок хранения одежды: на верхней полке кладется шерстяной шарф, на него теплая шапка, а рядом - платочек или шерстяная шапочка. Рукавички на резинке всегда должны быть продернуты через рукава, и вешалку куртки (шубы). Штаны вешаются рядом с рейтузами и колготками. Валенки или сапоги ставят внизу, сверху кладут теплые носки.

4.4. Организация сбора на прогулку

Чтобы дети не перегревались во время сборов, надо определить порядок надевания теплых вещей и строго его придерживаться. Вначале лучше надевать всем находящимся в раздевалке детям колготки, рейтузы, затем свитера, обувь и лишь в последнюю очередь шапки и куртки-пуховики (шубы).

Одевать детей на прогулку, а также раздевать их по возвращении с нее надо по подгруппам. Воспитатель выводит одеваться первую подгруппу, помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры с другой, и выводит детей в раздевалку. Затем воспитатель выходит с детьми на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю. В помощь при одевании в каждую группу раннего возраста и во вторую младшую закрепляется по одному сотруднику из числа административно-хозяйственного и медицинского персонала.

Возвращаются дети с прогулки также подгруппами первыми заходят в помещение те, которые вышли на участок раньше. Вернувшихся детей встречает помощник воспитателя. Вышедшие на улицу позднее, еще продолжают гулять в с воспитателем.

В раздевальной комнате младший воспитатель помогает детям развязать шарф расстегнуть верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.

Прежде чем выйти на улицу при низкой температуре, необходимо проверить, у всех ли детей чистые носы. Обязательно следить за тем, чтобы дети были, как следует одеты. Расстегнутая пуговица, небрежно завязанный шарф, шапка могут стать причиной простуды. На протяжении всей прогулки воспитатель следит за тем, чтобы дети меньше кричали, не охлаждали связок. В сильные морозы особенно важно, чтобы дети как можно меньше разговаривали, а больше двигались.

4.5. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытьё ног.

5.1. Планируя содержание прогулки, воспитатель учитывает конкретные
педагогические и оздоровительные задачи. В содержании прогулок обязательно
включаются такие виды деятельности: наблюдения за природой, подвижные,
спортивные игры с учетом времени года, развлечения и физические упражнения,
индивидуальная работа с детьми, труд в природе (трудовые поручения),
самостоятельная игровая деятельность.

Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

  1. В старших группах рекомендуется больше времени уделять подвижным играм. Если перед прогулкой были учебные занятия со статическим напряжением, ее лучше начать подвижной игрой, если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать ее подвижной игрой.
  2. При жалобах детей на холод («замерзли ноги») нужно их вовлечь в подвижную игру. Побуждать активно двигаться следует и малоподвижных ребят, которые, как правило, во время прогулки предпочитают спокойные игры.
  3. При необходимости посещением ребенком туалета, воспитатель делает звонок с мобильного телефона помощнику воспитателя, который должен выйти и забрать ребенка с участка для совершения культурно-гигиенических процедур.

СанПиН для детских садиков в 2018 году

Требования к оборудованию и санитарному содержанию участка детского сада для проведения прогулок.

6.1. Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать
требованиям п. 2.1. СанПиН 2.4.1.2660-10.

  1. Зона игровой территории включает в себя: групповые площадки -индивидуальные для каждой группы и общую физкультурную площадку (зона с оборудованием для подвижных игр, зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами).
  2. Уборка участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.
  1. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка проводится не менее 2-х раз в день. После ухода детей с прогулки, песочницы следует накрывать чехлами.
  2. Игрушки обрабатывать (мыть) ежедневно вечером после ухода детей домой. При возникновении карантина, обрабатывать дезсредствами.
  3. У входа в здание следует иметь решетки, коврики.

7. Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

  1. Перед выходом детей на прогулку охранник ЧОП осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности. Воспитатель ежедневно должен осматривать групповую площадку, горки, малые формы, песочницы. В случае обнаружения повреждений, которые могут привести к травме ребенка, сообщить заведующему или завхозу. Не разрешать детям использовать это оборудование до устранения повреждений.
  2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе и старшая медицинская сестра на основании состояния погодных условий или распоряжений вышестоящих органов (в связи с возникшей непредвиденной ситуацией) и доводит его до сведения воспитателей и заведующего детского сада.
  3. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка группы. В случае самовольного ухода ребенка из детского сада немедленно сообщить о случившемся заведующему детского сада, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление, милицию, родителей.

7.4. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам
безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

  1. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного участка.
  2. При катании с горок воспитатель должен следить, чтобы дети соблюдали между собой интервал, не толкались, съехав с горки, сразу отходили в сторону и страховать детей.
  3. Запрещается: — оставлять детей одних, без присмотра работников детского сада; — использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
  4. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, старшую медсестру и вызвать скорую помощь, сообщить родителям. Организовать сопровождение ребёнка в медицинское учреждение.

Разработал

Заведующий ГБОУ детский сад № 2394 Соловьева Е.В.

Инструкция для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий
При проведении прогулок, экскурсий воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности…
Инструкция №17 по охране труда для обучающихся при проведении походов, прогулок, экскурсий
При проведении походов, прогулок, экскурсий возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов
Класс Форма проведения
Посещение продуктовых магазинов во время экскурсий на уроках сбо и целевых прогулок в гпд
Температурный режим длительной эксплуатации покрытия от минус 20
МПа, линейной части магистральных газопроводов давлением до 5,5 мпа, нефтепроводов, продуктопроводов и водопроводных сетей
Фильтрационно-температурный режим
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном строительном…
Тема 6: международное экономическое право (2 часа) основные вопросы
Принципы международного экономического права: недискриминации, наибольшего благоприятствования, взаимной выгоды, национальный режим,…
Режим дня в жизни младшего школьника
На режим смотрят как на правильную, видимо, но все-таки выдумку врачей и педагогов. А ведь он не ими придуман он основан на закономерностях,…
Випуск №6 Дніпропетровськ 2011
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный…
Режим дня основа здорового образа жизни
Рациональный (оптимальный) режим дня – это организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими…
Ускова Нина Михайловна Для каких классов создан кабинет в кабинете проходят урок
Третий этаж трёхэтажного здания, площадь кабинета 50 квадратных метров, в кабинете три окна, каждое из которых имеет открывающуюся…

Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru
kurs.znate.ru

«День, проведённый ребёнком без прогулки,

Потерян для его здоровья»

Г.А. Сперанский

Значение прогулки

Прогулка – один из режимных моментов, в процессе которого педагог решает образовательные задачи. Прежде всего, задачи образовательной области «Физическое развитие». Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для здоровья, физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию . Во время пребывания на участке или на улице дети осваивают содержание образовательной области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: получают много новых представлений об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности вызывают у них интерес, поисковые вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает познавательную активность, интерес, наблюдательность, воображение детей, расширяет представления об окружающем.

Прогулки дают возможность решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития», происходит:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;



Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Воспитатель знакомит детей с родным городом, поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. Таким образом, воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе, дети учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Требования к продолжительности прогулки. Прогулки с воспитанниками проводятся ежедневно. Время выхода детей на прогулку определяется режимом дня каждой возрастной группы. Общая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. При температуре ниже минус 15°С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Требования к подготовке и проведению прогулок

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Таким образом, решаются задачи образовательной области «Физическое развитие»:

Овладение его элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычек.

«Социально-коммуникативное развитие»:

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимы соответствующие условия. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 раздевальная комната оборудуется индивидуальными шкафчиками и достаточным числом скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде (зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.

В Стандарте дошкольного образования определен принцип, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) (пункт 1.4. ФГОС ДО).

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования, рекомендуется одевать детей младшего дошкольного возраста при подготовке к прогулке по подгруппам:

Воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем джемпера, кофты, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Детей младшего дошкольного возраста помогает одевать младший воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Необходимо воспитывать у детей желание оказывать помощь друг другу, формировать чувство благодарности за оказанную помощь, умение попросит помощь, если это необходимо. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались правильно, воспитателю необходимо организовать взаимодействие с родителями по формированию навыков по самообслуживанию.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

Требования к одежде детей:

В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью создания игровой ситуации, или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

В старшем дошкольном возрасте педагог так же создает интерес к прогулке; беседует с детьми; совместно отбирают игровой материала для прогулки; педагог мотивирует детей к предстоящей деятельности на прогулке.

Педагог объясняет детям, напоминает, создает проблемную ситуацию, дает поручения, организуя деятельность по подготовке к прогулке - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; педагог напоминает детям о правилах поведения в раздевальной комнате.

Педагог должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки детей в процессе одевания, следит за культурой поведения при этом процессе.

Задачи, которые решаются в процессе одевания детей на прогулку:

Формировать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма;

Формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию, умение самостоятельно устранять непорядок в одежде;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Возвращение с прогулки .

За несколько минут до завершения прогулки педагог, используя разнообразные методы и приемы работы, организует совместную деятельность по приведению прогулочного участка в порядок, тем самым решает задачи ОО «Социально-коммуникативного развития» (п. 2.6 ФГОС ДО) (формирование позитивных установок к различным видам труда). Создание проблемной ситуации, напоминание о необходимости вытирать ноги. Исполнение правил поведения в помещениях детского сада (правильно, безопасно передвигаться, здесь решается задача «Социально-коммуникативного развития»: формирование основ безопасного поведения в быту). В раздевальной комнате следить за тем, чтобы дети раздевались самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Формировать навыки самообслуживания.

Организация совместной деятельности формы работы, методы и приёмы :

В младшем дошкольном возрасте

Художественное слово;

Показ, объяснение, упражнения, личный пример, создание игровой ситуации; поддерживание интереса к самообслуживанию, напоминание последовательности раздевания, одевания, поручения.

В старшем дошкольном возрасте:

Создание проблемной ситуации (обувь на разные ноги, не правильно застегнуты пуговицы, не заправлена рубашка и т. д.); тренинги, поддержание эстетической развивающей среды, напоминание.

Самостоятельный взаимоконтроль выполнения данного организационного момента, поощрение быстроты раздевания и аккуратности складывания одежды, контроль за действиями детей, привлечение ребят к анализу результатов труда (самообслуживания), объективная оценка

В организации процесса подготовки к прогулки и возвращения с прогулки принимает участие младший воспитатель.

Создание условий для эффективного проведения прогулок.

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок выносится разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых представлений детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы.

Для детей младшего дошкольного возраста нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или листьев золотой осени. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм).

По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски, которые не блекнут на воздухе). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети могут искупать.

На участке каждой группы необходимо предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей: - площадка для сюжетно-ролевых игр “Семья”, “Транспорт”, “Магазин” и другие - площадка для игр с песком,- бассейны для игр с водой,- на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно - печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом. Воспитатели должны продумать размещение зон на участке. Для игры в “семью” достаточно отгородить небольшой участок стойками с натянутыми шнурами, украшенными флажками, яркими лентами и т.д. Для выноса на участок желательно подобрать игровую мебель, предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых игр надо подобрать атрибуты, изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

В теплое время года, на веранде, в тени можно ставить стол для самостоятельной деятельности детей - изобразительной деятельности, настольно-печатных игр, книги и др. Оборудование площадки для игр с песком включает: песочницу с увлажнённым песком, собранным в горку, совки, формочки, ведёрочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), - объёмные игрушки, машинки и др., игрушки с ветром (вертушки, султанчики и т.д.). Оборудование для игр с песком и водой. В ДОО надо предусмотреть асфальтированную площадку для рисования мелками, если площадки нет, то воспитатель помогает детям найти ровный участок земли, на котором можно рисовать палочками. Необходимо выделить место и для театрализованных игр. Для них можно использовать: маски, атрибуты, предметы - заменители, элементы костюмов героев.

Не надо забывать и про двигатели разных размеров, которые используются и для катания детей, катания кукол, игр с песком, как дополнение для настольных конструкторов и крупного строительного материала. Это могут быть тачки разных размеров, коляски, крупные машины, на которые могут садиться сами дети.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Для решения этих задач педагогу необходимо выносить атрибуты спортивных игр в достаточном количестве (мячи, кольцебросы, кегли, городки, скакалки, мишени, мешочки для метания и др.). Для организации спортивных упражнений с целью формирования двигательных навыков на участках необходимо предусматривать зимой строительство горок, дорожек для скольжения, приобретение лыж, санок, летом самокаты, велосипеды. Необходимо оборудовать место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков.

Воспитателю необходимо создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно - развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре. Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей на прогулке с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е. должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Требования к содержанию прогулок

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Элементарный бытовой труд на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей формы образовательной деятельности. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев. Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы - все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

· Живая природа: растения и животные;

· Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

· Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, водителя, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдений:

· Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

· Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через преграды, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.

В процессе учебных занятий у детей формируются качества для достойного дальнейшего обучения: творчество, спокойно сидеть за столом и сосредоточенно работать

Гигиенические требования

А. продолжительность занятий должна соответствовать возрасту, а с возрастом она увеличивается

Б. необходимо учитывать нагрузки на центральную нервную систему

В. должно быть правильно составлено расписание занятий

Г. необходимы на учебных занятиях физкультурные паузы

Д. на занятиях можно использовать игровые моменты

Е. необходимо использовать различные технические средства обучения

Ж. необходимо соблюдать наглядность и объяснение

15. Гигиенические требования к организации прогулок и экскурсий.

Прогулка или отдых на свежем воздухе способствует укреплению здоровья к профилактике утомления, положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита и лучшему усвоению питательных веществ, оказывает закаливающий эффект, даёт возможность удовлетворять потребность в движении. Длительность прогулки зависит от сезона года, но даже в холодное время года должна составлять не менее 3 – 4 часов. Продолжительность прогулки зависит от её организации. Особое значение имеет подготовка к прогулке. Не следует затягивать одевание детей. Следует своевременно формировать навыки самообслуживания, привычку рационально складывать одежду. Ускорению подготовки способствует удобная обстановка мебели и ожидание интересной прогулки. Детей ясельной и младшей группы следует выводить малыми группами. На прогулке должны быть использованы разные занятия (наблюдение за природой, игровая деятельность, спортивные игры). В старших группах рекомендуется уделять время подвижным играм. Обязательно учитывается тепловой режим. В зимний период не рекомендуются прогулки, если температура воздуха менее -15 о С для младших, менее -20 о С для старших. При этих же температурах и осадках сокращается продолжительность прогулки. Воспитатель должен следить за тепловым состоянием детей. Чтобы поддерживать тепловое состояние, надо чтобы ребёнок был хорошо одет, воспитатель должен контролировать воспитание детей, экскурсии при организации учитывают возраст детей и их физиологические возможности. Для младших групп экскурсия должна составлять не более 25-30 минут, для старших не более 45-50 минут, а для ясельной группы только на территории детского сада. Экскурсия проводится в сопровождении взрослых, тема экскурсий должна быть интересна детям, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Рациональная организация сна.

Сон является биологической потребностью человека. Во время сна прекращаются все виды деятельности, теряется контакт с внешним миром, почти отсутствуют движения, замедляются физиологические движения. Сон предназначен для снятия утомления и полноценного отдыха организма.

Продолжительность сна регламентируется в зависимости от возраста. Для новорождённых она составляет 21 час в сутки, для грудных 15-17 часов, для детей 3-х лет 13,5-15 часов, для детей дошкольного возраста 12 часов. Сон складывается из ночного и дневного сна. Ночной сон должен составлять 10-10,5 часов, а дневной 1,5-3 часа. Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы. Для организации более глубокого сна нужно соблюдать следующие правила:

А. укладывать ребёнка в одно и то же время

Б. перед сном необходимо проветривание помещения или небольшая прогулка

В. не есть за 2 часа до сна

Г. перед сном не следует проводить активных игр

Е. должна быть правильная организация спального места

Понятие о рациональном питании, его особенности у детей.

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее растущий организм необходимыми для его роста и гармонического развития энергией и необходимыми веществами в правильном соотношении и достаточном количестве.

Особенности

Первое и самое главное в подборе рациона – это правильное сочетание белков, жиров и углеводов. Для ребенка школьного возраста на каждый грамм белка должен быть один грамм жира и четыре грамма углеводов. Такое соотношение способствует наиболее оптимальному росту и развитию. Так же в рационе здорового ребенка должно быть достаточное количество фруктов и овощей. Недостаток витаминов для растущего организма крайне нежелателен. Тридцать процентов от общей массы пищи должны составлять именно фрукты и овощи. Очень важны для сбалансированного рациона белки. Их можно получить из мяса (лучше куриного или телятины), а также из яиц. Они очень полезны для растущего организма и способствуют более активному метаболизму (обмен веществ). В тоже время желательно исключить из рациона детей грибы, или хотя бы свести их до минимума, ведь эти продукты не желательны в больших количествах даже для здорового взрослого человека.

Очень важны для здорового питания детей и правильные соки. Большинство того, что предлагают магазины за своими пищевыми качествами не слишком отличается от газированных напитков, польза которых для ребенка весьма сомнительна. Так что лучше готовить соки или компоты из сухофруктов самим. Это будет полезной альтернативой магазинным напиткам. Также важно заменить разнообразные конфеты сухофруктами. Изюм, чернослив, сушенные бананы и яблоки лучше подойдут Вашему ребенку, чем искусственные сладости. Так же советуем заменить сахар медом. Последней намного полезней. Он вообще является наиболее экологически чистым продуктом, ведь пчела не возьмет нектар из плохого цветка. Но используя мед, важно помнить, что его нельзя заливать кипятком. Это плохо влияет на питательные свойства.

Очень важны в рационе ребенка и различные молочные продукты. Но здесь нужно быть особо осторожными. Во-первых, следует проверить индивидуальную переносимость ребенка к этим продуктам. Во-вторых, не покупать те из них, у которых срок годности больше восьми дней. Это значит, что они были обработаны химическими веществами.

Роль белков, жиров и углеводов в питании детей.

Белки

Белки – это структурные элементы новых клеток и тканей. Они являются незаменимыми ингредиентами в то время, как сами могут замещать жиры и углеводы. Белки входят в состав ферментов. Белки являются строительным материалом организма. При белковой недостаточности у детей отмечаются серьёзные нарушения с задержкой роста и развития, малокровие, авитаминоз, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Избыток белка также негативно влияет на детский организм, способствует обмену веществ, что приводит к ожирению, нарушению функции почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Детский организм чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству. В желудочно-кишечном тракте белки расщепляются на аминокислоты, которые всасываются в кровь и идут на образование специфических белков ткани. Белки содержат заменимые и незаменимые аминокислоты. Наиболее важное значение имеют незаменимые аминокислоты, которые в организме не синтезируются. Особую ценность приобретают белки животного происхождения. Для детей раннего возраста особую ценность представляют молочные белки. В суточном рационе должно быть правильное соотношение между растительными и животными белками. Чем младше ребёнок, тем в большем количестве животных белков он нуждается. В первые месяцы жизни белки должны составлять 100% от общего количества, к 6 месяцам – 90%, к одному году – 75%, в период от 1 года до 7 лет – 60-65%.

Жиры

Жиры входят в состав клеток организма, регулируют процессы роста и развития, участвуют в обмене веществ, обеспечивают нормальный уровень иммунитета, играют роль запасного минерального вещества, играют защитную функцию, являются теплоизоляционным материалом. Жиры дают энергию для жизнедеятельности организма, являются носителями жирорастворимых элементов. При недостатке жиров нарушается обмен веществ, нарушаются процессы роста и развития, повышается утомляемость организма, возникает авитаминоз и может ухудшаться состояние кожи. Чрезмерное употребление жиров приводит к ожирению и вызывает глубокое нарушение обменных процессов. Должно быть сочетание растительных и животных жиров. Не рекомендуется вводить в питание детей твёрдые жиры, т.к. они практически не усваиваются организмом. Наиболее ценными для детей являются молочные жиры.

Углеводы

Углеводы – основной источник энергии. Они принимают участие в водном обмене, способствуют правильному значению белка и жира. При недостатке углеводов нарушается деятельность пищеварения, снижается работоспособность, появляется вялость, ухудшается настроение. При избытке ухудшается деятельность пищеварительных желёз, снижается аппетит, происходит усиленное образование жира. Жиры бывают лёгкоусвояемые. Они должны составлять 20% от общего количества углеводов. К углеводам относятся балластные вещества. К баласным веществам относится клетчатка. Она предупреждает запоры, усиливает желчеотделение, стимулирует явление холестерина, нормализует микрофлору кишечника. К балластным также относятся и пептиновые вещества. Они защищают слизистую оболочку пищеварительного тракта. Пептиновые вещества связывают химические вещества и гнилостные вещества и выводят их из организма.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГУЛКАМ И ЭКСКУРСИЯМ

Детям свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях ДОУ прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения, а также как средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день. Для детей в возрасте до 1,5 лет прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.

Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт.

Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку при температуре воздуха не ниже -15°С и скорости ветра до 7 м в сек. , более старшего возраста (4-7 лет) - при температуре -18 - 20 °C. При низких температурах время прогулки необходимо сократить. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.

Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности.

С раннего детства детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами ДОУ, при этом дети знакомятся с природой, учатся ориентироваться в окружающей обстановке. Такие прогулки тренируют сердечнососудистую систему и двигательный аппарат.

Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии утром. Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день - светлой: на голове - панама, на ногах - носки и легкие свободные полуботинки или специальные туфли для туризма (тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка). Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует. Не рекомендуется носить обувь без носков, так как носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.

Детей 3-4 лет выводят за пределы участка сначала на 5- 10 мин, а затем на 20 мин. Воспитанники 4-5 лет могут совершать прогулки общей протяженностью 2 км, 6-7 лет - на З км. Через каждые 10- 15 мин ходьбы дети должны иметь пятиминутный отдых, а в середине экскурсии в сухом месте - привал на 20-30 мин.
На экскурсиях по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых воспитатель принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасность детей. Во время экскурсии детей должны сопровождать не менее двух взрослых.

Зимой воспитанники старших групп могут совершать лыжные прогулки продолжительностью 40-60 мин (для начинающих 30 мин). При организации таких прогулок следует учитывать индивидуальные возможности детей, погоду, дорогу.

Что еще почитать