Приметы на день Георгия Победоносца (6 мая). Какие приметы Вам помогают

Георгий Победоносец - один из глубоко почитаемых в народе великомучеников, его память отмечают 6 мая. Народных названий весеннего Георгия несколько: Георгий храбрый, Егорий весенний, Юрий теплый, Юрьев день.

По преданию Георгий владеет волшебными ключами от земли и неба, в его власти погода, урожай, плодовитость скота, благополучие труда и жизни людей. Поэтому Юрьев день считается важной фенологической датой весны и является основным календарным рубежом первой половины года. В народе говорили: «Юрий на порог весну приволок».

Считалось, что ко дню Юрия теплого земля созревает, поэтому дружно сеяли морковь и свеклу. С Егорьевым днем связывали прилет ласточек. Говорили: «Ласточка прилетела - скоро грянет гром небесный».

Егорий весенний прослыл как Егорий-голодный. Ведь после долгой зимы все припасы съедены и скот кормить нечем. В то же время Егорий начинает настоящую весну и все приметы торопят тепло: «если Егорий теплый - со дня на день жди лета», «на Юрия роса - не надо коням овса», «Егорий с росой - Никола (22 мая) - с травой». Считалось что Юрьева роса помогает от сглаза и семи недугов, поэтому от души желали «Будь здоров, как Юрьева роса!»

Поговорки о весеннем Юрьеве дне, связаны в основном с проведением неотложных работ в хозяйстве и заботой о будущем урожае: «В Юрьев день разве ленивая соха не выезжает», «Коли на Юрия березовый лист в полушку - к Успенью, к концу жатвы, клади хлеб в кадушку».

Кстати, «полушкой» в старину называли половину деньги - четверть копейки. Вес полушки 0.145 граммов, размер 6 х 8 мм. По народным наблюдениям пора садить картофель, если лист на березе достигает 1 см. Нынешнее летнее тепло первых двух дней мая привело к мгновенному распусканию березовых листочков до размера «с копейку», так что не дожидаясь Юрьева дня можно было посадить раннюю картошку. Правда, последующее похолодание до ночных заморозков неблагоприятно для быстрых всходов - надо бы укрыть посадки пленкой.

В старину придерживались поговорки - «Яровые сей до Егорья или с Егорья», ибо раньше именно этот период являлся по климатическому режиму самым благоприятным для начала работ на полях. Заметные изменения климата в последние десятилетия в сторону потепления вносят существенные коррективы в сроки проведения весенних полевых работ. В отдельные годы в юго-западных районах республики оттаивание и подсыхание почвы происходит уже в начале апреля и позволяет проводить вспашку, боронование и посев яровых в более ранние сроки.

Но нынче обильные дожди в третьей декаде холодного апреля длительно сохраняли липкое состояние верхних слоев почвы и сдерживали темпы весенних работ. Так что сроки сева на Егория по народному календарю этой весной вполне себя оправдают. Тем более, что с начала мая на полях республики вовсю идут работы по уходу за посевами озимых культур и многолетних трав и проводится подготовка почвы под посев ранних яровых культур.

Православной церковью установлено два праздника, посвященных памяти святого Георгия Победоносца. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием. В старину говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

Когда Егорьев день в 2019 году?

6 мая (23 апреля по старому стилю) отмечается Егорий Вешний (у него есть и другие названия – Конский праздник, День отмыкания земли, а также Егорий Голодный, поскольку в начале мая все продуктовые припасы у крестьян обычно заканчивались).

9 декабря (26 ноября по старому стилю) отмечается Егорий Осенний (другие названия – Егорий Зимний, Волчий Заступник, Егорий с мостом, Юрий холодный, Юрий Зимний, Юрьев день). Оба праздника почитались в народе.

Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. Также его считали своим покровителем многие русские князья. Изображение Георгия на коне с копьем в руке украшало герб Московского государства, вырезалось на княжеских печатях и чеканилось на монете, которая с того времени получила название «копейка».

К этому святому, в честь которого в нашей стране возведено множество храмов и которому посвящено множество икон, верующие обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений. Неудивительно, что за несколько веков на Егорьев день сложилось немало примет и обычаев.

Как принято отмечать Егорьев день?

В Егорьев день в православных храмах пройдут посвященные святому Георгию богослужения. Его жизнь окружена множеством легенд и преданий. Он родился в III веке в Лидде (Палестина) в семье богатых и благочестивых людей, воспитавших его в христианской вере.

Поступив на военную службу, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Однако когда Георгий объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В ночь перед смертью ему во сне явился Иисус Христос с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает рай. Святой Георгий прославился и своими земными делами, и посмертными чудесами. Его образ считается символом высочайшей воинской доблести.

Императорским военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, являвшимся высшей военной наградой Российской империи, награждали наиболее отличившихся воинов, которые проявили смелость и мужество в бою.

Кавалерами четырех степеней ордена были всего 4 человека, в том числе полководцы М. Кутузов и М. Барклай де Толли. В 1807 году был учрежден «солдатский Георгий», которым награждали представителей нижних чинов армии. В советские годы эта традиция была забыта, однако в 2000 году орден был восстановлен в соответствии с указом президента РФ.

Однако вопрос о том, когда отмечается Егорьев день, интересует не только военных, но и земледельцев. Ведь в народе этого святого также считают покровителем землепашцев, скота.

В прежние времена Егорий Вешний на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище. Священники читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Традиции, обычаи и приметы на Егорьев день

Расскажем о традициях празднования Егорьева дня. Крестьяне верили, что в это время святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует.

Люди обращались с просьбами к Георгию и святому Макарию в песнях:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого».

Согласно сложившемуся обычаю, хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым.

А если выгнать на рассвете на луг скотину веткой вербы, прикосновение которой должно было способствовать плодородию, то это пойдет на пользу животным. При этом приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Пастухам дарили подарки и кормили в поле яичницей. Первым куском каравая, который пекли к этому празднику, угощали пастухов, а оставшиеся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту. Хозяйки готовили к праздничному столу обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

С Егорьевым днем связано немало погодных примет. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок». По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Как и когда отмечается зимний Егорьев день?

В 1030 году Ярославом Мудрым после воинской победы был основан Юрьевский храм неподалеку от Новгорода, а в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. К дате его освящения был приурочен осенний праздник.

Тогда княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать по всей Руси праздник Георгия Победоносца, с которым по сей день связано множество примет и обычаев.

Во времена крепостного права были сложены поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла».

Они отражали разочарование, которое испытали крестьяне после выхода в период правления Бориса Годунова царского указа, запрещавшего им переходить от одного помещика к другому. В те времена появилось в нашем словаре и слово «объегорить», то есть «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».

С осенним (зимним) Егорьевым днем было связано множество обрядов, имевших магический характер. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков», которые могут нападать на скот. Говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал».

На Руси существовал обычай, согласно которому сельская молодежь собирала с каждого двора обрядовую выпечку в виде коней. Эти изделия относились в поле, где люди обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесенные «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу.

Чтобы защитить от волков и медведей домашних животных, их поили водой из проруби, в которую бросали несколько горящих угольков из печи.

Согласно обычаю, в этот день перед дальней дорогой необходимо было отслужить молебен о благополучном завершении пути. Также до Егория нужно было раздать все долги, иначе можно было прожить всю жизнь в должниках.

В народе говорили: «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего – травы». Также было принято в этот день «слушать» воду в колодце. Если она была спокойна, то ожидалась теплая зима, если же из колодца доносились какие-либо звуки, а по воде шла рябь, следовало ждать сильных морозов и лютых вьюг и буранов.

В русской христианской традиции Георгий (иначе Егорий или Юрий) Победоносец считается одним из самых почитаемых святых. Видимо поэтому день памяти великомученика Георгия отмечается православной церковью дважды – весной и осенью, 6 мая и 9 декабря.

Осенний Егорий включён в календарь гораздо позднее его весеннего варианта, тогда как Егорий Вешний существовал уже в раннехристианскую эпоху и был установлен в память о мученическом конце Святого Георгия. За долгие века существования День Святого Георгия Победоносца приобрёл в народе множество других названий: Юрьев день, Юрий Вешний, Егорий Тёплый, Егорий Голодный, Юрий-скотопас, Отмыкание Земли, Конский праздник, День Егория Храброго.

Немного истории

Будущий святой Георгий появился на свет в зажиточной христианской семье у подножия Ливанских гор. Родители с детства прививали умному и храброму мальчику любовь к истинному Богу и вырастили из сына достойного христианина.

Повзрослев, Георгий выбрал в качестве жизненного призвания военную службу, где вскоре благодаря своему незаурядному уму и непревзойдённой храбрости сделал блестящую карьеру, став главным военачальником и любимцем императора Диоклетиана.

Однако правитель слыл непримиримым врагом всех христиан и был очень разочарован, когда узнал, что его приближённый тоже исповедует ненавистное учение. Диоклетиан пытался склонить Георгия к отречению от Иисуса сначала уговорами, а затем и истязаниями.

Однако стойкость и сила веры храброго военачальника была такова, что он с презрением отверг все предложения и не раскаялся даже под пытками. В конце концов, терпение императора истощилось, и весной 303 года он приказал казнить непокорного подданного.

С тех пор в народной традиции Святой Георгий представлен могучим воином, властелином над всеми природными явлениями, который может победить ненастье и засуху, защитить от неурожая и голода, является покровителем всей домашней скотины, ограждая её от злых сил и болезней.

Традиции и обряды Егорьева дня

У всех славянских народов Егорий Вешний считался началом весенних забот, когда на полях появлялись первые всходы озимых, земля достаточно прогревалась для сева, а на пастбищах уже было достаточно свежей травы для выпаса скота. Поэтому все праздничные ритуалы были связаны именно с весенними крестьянскими хлопотами.

  • В Юрьев день заботливые хозяева чистили и досыта кормили скотину, а затем впервые выгоняли на луга из зимнего хлева. При этом обязательно было подстёгивать животных веточкой цветущей вербы – символа возрождения природы после зимней спячки. Считалось, что использование прутиков именно этого дерева, первым отзывающегося на весеннее тепло, сделает коров, коз и овец более плодовитыми.
  • Одновременно на Юрия-скотопаса чествовали и пастухов, проводя особенный ритуал окликания Егория. Кроме того, их в этот день было принято хвалить и угощать яичницей, а также дарить небольшие подарки.
  • Вторым по значимости ритуалом на Юрия Тёплого были всеобщие молебны о богатом урожае с обращением к Св. Георгию, совершаемые на засеянных полях, а также обязательные крестные ходы, кропление пастбищ, посевов и всходов святой водой.
  • К религиозным ритуалам принято было добавлять и языческие, заключавшиеся в катании по свежевспаханной и засеянной земле. Это делалось лишь с одной целью – вырастить обильные хлеба и кормовые культуры.
  • Кроме этого, наши предки практиковали кувыркание на рассвете в траве, покрытой утренней росой. Они были уверены в её невероятных целебных свойствах. Потому недужные непременно втирали лечебную влагу в больные места, а у здоровых после ритуала обязательно прибавлялось жизненных сил.
  • Для этих же целей в День Отмыкания Земли праздничные семейные трапезы было принято устраивать прямо на свежевспаханном поле. По окончании пиршества в межи закапывали остатки угощения (скорлупу от яиц и кости ягнёнка или поросёнка), чтобы защитить урожай от болезней и погодных катаклизмов, особенно от градобития.
  • У южных славян Юрий-скотопас был традиционно связан с овцами. В этот день проводили их ритуальное доение и первый замер количества молока, украшая скотину венками из цветов и луговых трав. А вот иметь дело с шерстью (прясть её или вязать) было категорически запрещено. Знающие хозяйки даже не смотрели в сторону рукоделия, так как знали, что нарушение табу может привести к падежу скотины или её потраве волками.
  • Среди многочисленных праздничных ритуалов важное место занимали действия по защите от непогоды. Одним из самых эффективных оберегов считались воткнутые по углам поля прутики освящённой вербы или изготовленные из них крестики, а также церковные свечи.
  • Чтобы отогнать от скотины и посевов нечистую силу, в западно-русских землях на Егория Вешнего обязательно разводили за околицей большие костры, вокруг которых устраивали ритуальные игры, песни и хороводы.
  • В белорусской традиции Святой Георгий считается опекуном не всей скотины, а именно коней. Поэтому на Конский праздник кроме праздничного застолья, песен и танцев обязательно устраивали конные состязания.
  • Особенно богатое застолье на Юрьев день было гарантировано ещё и потому, что именно в это время отменялся строгий запрет на употребление в пищу свежей зелени и овощей, молочных продуктов и молодого мяса, не снимавшийся даже после Великого поста.
  • Существовало на Егория Храброго и ещё одно табу. Оно связано с любыми работами, где нельзя было избежать сильного шума. Например, не били валками бельё при стирке, не пользовались мельницами, не ткали. Считалось, что у тех, кто нарушает этот запрет, весь урожай погибнет от града.

Приметы на Юрьев день

Большая часть народных и церковных праздников окружена многочисленными приметами. День Егория Вешнего открывает весенне-летний сельскохозяйственный сезон, и потому большая часть связанных с ним поверий призвана предсказать будущий урожай.

  • Наши предки были уверены, что если кто-то услышит до 6 мая кукование кукушки, то на хороший урожай можно было уже не надеяться. Зато заморозки, нагрянувшие в Юрьев день, гарантируют щедрый урожай овса, гречи и проса.
  • Перспективы будущего урожая зерновых и овощей определяли и по берёзовым листьям. Если они отличались необычно крупным размером, то рожь и пшеница, а также все корнеплоды обещали уродиться в изобилии.
  • Осадки на Георгия тоже служили предсказанием. Они обещали дружные всходы кормов и богатый сенокос, а значит, высокие надои и отсутствие проблем в содержании скота не только летом, но даже грядущей зимой.
  • Обращали внимание и на ветер. Холодные северные порывы предупреждали, что настоящая осень наступит до срока и урожай окажется под угрозой заморозков. А вот ласковое, тёплое дуновение южного зефира обещало ранее лето.
  • Растущая Луна, сильные порывы ветра и затянутое облаками небо на Егория Вешнего предвещали нашим предкам затяжное ненастье.
  • Ясная и тихая погода, особенно поутру, была предвестником хорошего урожая ранних посевов, а вот такие же условия в вечернее время сообщали, что более удачным окажется результат поздней посадки зерна и овощей.
  • По погоде в ночь на 7 мая определяли, каким будет урожай огурцов. Для этого на улице до утра оставляли мокрое полотенце. Если на рассвете оно оказывалось сухим, то зеленцы обещали уродиться в невероятном количестве. Ткань, оставшаяся влажной, предостерегала, что на обилие овоща в этом сезоне рассчитывать не приходится.
  • Погодные перспективы на Егория могли предсказать и насекомые. Если комары собирались в кучки, то впереди были погожие и тёплые деньки, а вот отсутствие надоедливой мошкары предупреждало о затяжных холодах.
  • Не все приметы на Юрьев день касались скота или посевов. Например, в этот праздник нельзя было не только ругаться, но и просто громко и излишне эмоционально разговаривать. Наши предки были уверены, что нарушившего этот запрет может вскоре насмерть поразить грозой.

Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

Что еще почитать