Проект по энергосбережению в детском саду. Проект по энергосбережению "вместе ярче". Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе

В дошкольный период у детей формируются первые представления об окружающем мире: различных предметах дома, в детском саду и на улице, природе, профессиях людей и т. д. На занятиях по познанию окружающего мира в дошкольном учреждении необходимо расширять эти представления у ребёнка, формировать гармонично развитую личность, способную ориентироваться в привычных жизненных ситуациях.

Формирование представлений об окружающем мире в разных возрастных группах ДОУ

Занятия по познанию окружающего мира включают в себя изучение мира природы, явлений общественной жизни (жизнь и труд взрослых), предметного окружения. Общей целью курса таких мероприятий в ДОУ является формирование у ребёнка целостной картины мира, критического мышления, умения самостоятельно определять и эмоционально реагировать на происходящее в окружающем мире, развитие воображения, творческой и познавательной активности.

Занятия по изучению окружающей среды помогают детям лучше ориентироваться в различных житейских ситуациях

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках;
  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблю­дать.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Проводить занятия по знакомству с окружающим миром педагогу следует, учитывая возрастные особенности детей, используя адекватные подходящие приёмы, средства и методы.

Первая младшая группа

В первой младшей группе ставятся следующие задачи:


Так, игра «Мамы - дома повара» (по О. В. Дыбиной) направлена на демонстрацию важности домашнего труда мамы, знакомство с различными блюдами и их названиями. Предварительным материалом к игре выступает совместная подготовка родителей и детей фотографий мам, на которых они заняты процессом приготовления еды.

Ход игры:

  1. Воспитатель достаёт и показывает ребятам игрушечного персонажа Сороку-белобоку и начинает разговаривать с ней: «Сорока, сорока, ты к нам прилетела, чтобы сварить кашу?», а сорока-игрушка отвечает: «Нет, я пришла узнать у ребят, что же готовят их мамы дома».
  2. Дети по очереди выходят и рассказывают, показывая фотографию со своей мамой, о том, какое блюдо она готовит. Например: «Моя мама готовит суп. Она добавляет туда картошку, морковь, лук, перец». Воспитатель дополняет рассказ ребёнка: «Так, значит, это овощной суп. Ребята, а вы любите супы? У кого ещё мама готовит суп? А какие ещё есть: гороховый, борщ, свекольник? Кто что больше любит?» и т. д. Происходит беседа. Следующий ребёнок, например, рассказывает о том, что его мама печёт пирожки. Вспоминаются блюда, которые ещё можно выпекать (пирог, плюшки). Другой малыш показывает фото, как мама жарит картошку. Воспитатель поддерживает и направляет разговор о том, какие блюда тоже можно готовить на сковородке (котлеты, блинчики), интересуется мнением ребят.
  3. После того как все малыши рассказали о трудах своих мам, Сорока-белобока говорит: «Ребята, у вас замечательные мамы! Как они трудятся дома и какую вкусную еду готовят для всей семьи! Спасибо за интересный рассказ! А я полетела рассказывать своим детишкам-сорочатам о том, как можно приготовить вкусную еду. Пока».
  4. Фотографии мам выставляются на мольберте. Каждый ребёнок может ещё раз рассказать о своей маме воспитателю или другим ребятам.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе дети:

  • продолжают знакомиться с предметами и их свойствами - учатся определять размер, форму, вес, расположение (далеко - близко, высоко - низко), различать цвета;
  • иизучают свойства материалов (твёрдость, пластичность), структуру поверхности (гладкая, скользкая, шершавая) в играх «Из чего это сделано?», «Послушная глина» и др.;
  • начинают простейшие исследования предметов (тонет - не тонет, рвётся - не рвётся);
  • принимают участие в беседах о семье и её важности, учатся рассказывать о своих родственниках;
  • знакомятся с профессиями (медсестра, воспитатель).

Изучая разные профессии, дети приобщаются к общественной жизни

Важно подчёркивать в занятиях различие предметов, сделанных людьми (табуретка, ложка, диван) и созданных природой (шишка, камень, ветка). Например, в игре «Помоги Незнайке» дети складывают предметы в различные мешочки в зависимости от того, сделаны они человеком или нет. Усложнить игру можно, попросив ребят обосновывать свой выбор («Я положил мяч в этот мешок, потому что его сделал человек»).

Средняя группа

В средней группе воспитанники:

  • учатся различать предметы по их использованию (для рисования, игры, труда);
  • продолжают знакомиться со свойствами и качествами предметов;
  • расширяют знания об общественном транспорте;
  • продолжают знакомиться с детским садом и его сотрудниками;
  • продолжают изучать родной край, знакомятся с названиями улиц, достопримечательностями города, праздниками, получают начальные представления об армии страны;
  • продолжают знакомиться с профессиями (шофёр, продавец, врач), вводится само понятие «профессия».

Следует объяснять ребятам, почему тот или иной предмет сделан из определённого материала (мебель - из дерева, зонт - из водонепроницаемой ткани, чашка - из фарфора). Также детям интересно знакомиться с историей появления предметов и материалов.

Игры с пуговицами учат дошкольников различать цвет и размер, а также тренируют мелкую моторику

Например, можно провести игру «Какая бумага была в прошлом», целью которой является знакомство детей с видами бумаги в прошлом и с её современным использованием. Воспитатель рассказывает про каждый материал, который в прошлом использовали для написания на нём текстов. При рассмотрении самого древнего вида - камня, подчёркивается неудобство его применения в письме и необходимость поиска других материалов. Затем дети изучают глиняную табличку. В совместном разговоре с педагогом они приходят к выводу, что глина мягкая, на ней удобнее писать, чем на камне, но табличка хрупкая и может разбиться. Преподаватель рассказывает группе о бересте, что этот материал использовался в Древней Руси и сделан он из берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но вот книгу сделать из неё не получится. Детям предлагается сложить бересту, чтобы они убедились, как трудно это сделать - она сразу ломается.
Затем воспитатель рассказывает, что из далёкого Китая когда-то был привезён новый материал для письма - бумага. Сначала она была тёмная, поверхность была у неё шероховатая. В итоге беседа подводится к рассмотрению листа бумаги, используемого в настоящее время, - гладкого, тонкого и белого. Ребятам задаётся вопрос, что можно сделать из бумаги (книги, газеты, журналы, тетради и т. д.). В заключающей части занятия удачным будет прочитать стихотворение, например, С. Маршака «Чистый лист».

Видео: открытый урок по познанию окружающего мира в средней группе

Старшая группа

  • учатся различать и называть виды транспорта, бытовые приборы для удобства и комфорта (чайник, кофемолка, комбайн, тостер, утюг, пылесос, ковёр), можно организовать дидактические игры «Предметы, создающие комфорт в доме», «Что облегчает домашний труд»;
  • учатся сами описывать предметы (их свойства и качества), например, проводятся игры «Упрямый предмет», «Из какого материала сделано»;
  • продолжают знакомиться с родным краем;
  • расширяют знания о профессиях (врач, шофёр);
  • учатся различать некоторые виды войск;
  • обучаются некоторым правилам дорожного движения.

На занятиях по окружающему миру ребята могут попробовать себя в роли садоводов

При ознакомлении детей старшей группы с новыми видами профессий, следует акцентировать внимание на важности любого труда, его ценности. Например, занятие «В гостях у художника» учит детей ценить творческую деятельность живописцев, показывает её значимость и необходимость.

Ход занятия:


Занятия по познанию окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста должны побуждать их проводить собственные исследования, учиться анализировать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи.

Подготовительная группа

В подготовительной группе занятия по познанию окружающего мира направлены на:

  • обогащение знаний об окружающих предметах, истории их создания, видах транспорта;
  • проведение бесед о семье (говорить о датах рождения родственников, называть их имена);
  • формирование представлений детей о школе, библиотеке, музее, используя экскурсии, рассматривание альбомов, беседы;
  • расширение знаний о родном крае, знакомство с флагом, гербом и гимном страны;
  • проведение бесед о нашей планете, формирование навыка пользоваться картой (старшие дошкольники с интересом воспринимают темы о космосе, полёте Ю. Гагарина, В. Терешковой, космических экипажах и станциях);
  • углублять знания об армии;
  • формировать интерес к новым профессиям.

В подготовительной группе следует активно использовать преобразовательную деятельность, тем самым развивая творческую активность ребят и их воображение. Например, игры-преобразования «Укрась ёлочку», «Дом из ткани», «Ватрушка» побуждают дошкольников выступать в роли творцов, преобразователей.

Таблица: примерный план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Автор Дыбина О.
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь Предметы-помощники Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека.
Дружная семья
  • Расширять представления детей о семье;
  • разивать чувство гордости за свою семью.
Октябрь Удивительные предметы Учить сравнивать предметы, придуманные людьми и созданные природой, находить между ними общее.
Как хорошо у нас в саду
  • Расширять представления о работе детского саду, его сотрудниках;
  • воспитывать любовь к своей группе.
Ноябрь Путешествие в прошлое книги Показать историю создания книги, какие материалы раньше использовались и как менялся вид книги во времени.
Школа
  • Познакомить детей с профессией учителя;
  • воспитывать интерес к школе.
Декабрь На выставке кожаных изделий
  • Дать понятие о коже как о материале, познакомить с её свойствами;
  • изучить предметы и вещи, создаваемые из кожи.
Путешествие в типографию
  • Познакомить детей с трудом работников типографии;
  • познакомить с процессом создания книги.
Январь Две вазы Закреплять представления о стекле и предметах из него.
Библиотека
  • Дать детям представление о библиотеке;
  • ознакомить с правилами посещения библиотеки.
Февраль В мире материалов (викторина) Закреплять представления детей о различных материалах.
Защитники Родины
  • Расширять представления детей об армии;
  • воспитывать любовь к Родине.
Март Знатоки Расширять знания о предметах окружающего мира.
Моё Отечество - Россия Воспитывать уважение и любовь к родному краю.
Апрель Путешествие в прошлое счётных устройств
  • Познакомить с прошлым счётных устройств;
  • развивать познавательную активность.
Космос
  • Расширять представления детей о космосе;
  • рассказать об известных космонавтах.
Май Путешествие в прошлое светофора
  • Познакомить с прошлым светофора;
  • расширять знания о правилах дорожного движения.
К дедушке на ферму
  • Познакомить детей с профессией фермера;
  • воспитывать чувство уважения к работникам сельского хозяйства.

Демонстрационный материал на занятиях по познанию окружающей среды в детском саду

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются различные приёмы оформления наглядных материалов. Это могут быть:

  • схемы;
  • слайды;
  • картинки-карточки
  • поделки;
  • плакаты;
  • стенгазеты и т. п.

Воспитатель, готовясь к занятию, заранее продумывает, какой вид демонстрационного материала лучше подойдёт для данной темы, ищет информацию в сети или книгах, распечатывает и оформляет. Например, на занятии по изучению леса можно показать ребятам фотографии различных деревьев, а также изготовить поделку или нарисовать дерево.

Материал на занятии должен быть наглядным и понятным ребятам

Интерес у дошкольников вызовет игра по самостоятельному сбору частей в целое. Например, разрезать картинку ромашки и предложить сложить её в правильном порядке. Для изучения темы «Семья» удачным будет использование карточек с изображениями членов семьи. При изучении правил дорожного движения пригодятся схемы, демонстрирующие переход дороги в положенном месте, работу светофора и т. д.

Фотогалерея: демонстрационный материал к занятиям в ДОУ по познанию окружающей среды

Безопасность на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения Знание знаков дорожного движения поможет ребятам ориентироваться на улице Младшие дошкольники с удовольствием воспроизводят голоса домашних животных Плакат с народными костюмами познакомит ребят с особенностями разных культур Дошкольникам нужно определить, какое животное чем питается Работа с карточками по изучению видов транспорта развивает у дошкольников навыки анализа и синтеза С помощью такого изображения педагог знакомит малышей со строением дерева Набор карточек поможет дошкольникам при изучении темы «Семья»

Разработка проекта по познанию окружающего мира в детском саду

Участие в проектной деятельности формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы. При разработке проекта воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, выбирает интересную ребятам тему и обосновывает её актуальность. Затем педагог формулирует цели и задачи, подбирает методы реализации поставленных целей, прогнозирует ожидаемые результаты работы по проекту.

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

Китайская народная мудрость

Оформление проекта включает следующие основные моменты:

  1. Краткая аннотация с обоснованием актуальности проекта.
  2. Характеристика участников проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Необходимые материалы и оборудование.
  7. Этапы реализации проекта (в том числе изучение литературы, работа с родителями, мониторинг и т. д.).
  8. Список использованной литературы.

Проект по энергосбережению

Недостаток бережного обращения с ресурсами - одна из важных экологических проблем в настоящее время. Забота о нашей планете и разумное использование энергии ложатся в основу проводимых проектов по энергосбережению в детском саду. Цель проекта по энергосбережению - показать необходимость экономичного использования энергии, напомнить элементарные приёмы, помогающие сократить потребление электроэнергии, водных и тепловых ресурсов, изучить правила безопасности. Оптимальным считается начинать вводить вопросы по сохранению энергии в старшей группе. В этом возрасте быстро прививаются привычки, формируется умение отвечать за свои поступки.

Проект по энергосбережению может быть краткосрочным (1–3 недели), среднесрочным (4–6 недель) или долгосрочным (более полугода). В проекте обычно участвуют воспитатель, дети и их родители. Реализация подразумевает 3 этапа:

  1. Вводная часть. Подготовка, сбор материала.
  2. Практическая часть. Проведение исследований, мероприятий.
  3. Завершение, подведение итогов.

В качестве подготовки и мотивации к основной части проекта можно использовать:

  • беседы об электричестве, воде, свете с опорой на жизненный опыт;
  • опыты со светом , водой, воздухом;
  • изучение детских энциклопедий по экологии;
  • дидактические игры (например, «Мой дом», «Безопасное поведение»);
  • регулярное наблюдение за явлениями окружающего мира;
  • анкеты для родителей.

От бесед и рассказов об электричестве дошкольники переходят к творческой деятельности в рамках проекта

При проведении опытов важно провести вводный инструктаж и рассказать о правилах безопасности. Ребята должны понимать, что проведение экспериментов - серьёзное дело. Но не стоит преподносить это в строгой форме, чтобы не испугать воспитанников. Лучше, например, сказать, что все знаменитые физики и химики обязательно надевают перчатки перед началом опыта, а также аккуратно относятся к жидкостям, не разливают их и не пробуют ничего на вкус.

Например, опыт «Как увидеть молнию», цель которого будет являться выяснение того, что гроза - проявление электричества в природе, может быть проведён с помощью:

  • воздушного шара;
  • шерстяных кусочков ткани;
  • рупора.

Этапы проведения:

  1. Сложенные друг на друга кусочки шерстяной ткани натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом.
  2. Подносят к ним рупор (для усиления звука).
  3. Медленно разъединяют ткань. В результате происходит электризация, сопровождающаяся характерным треском, появилось электричество.

Для проведения дидактической игры «Где живёт Лампочка?» понадобятся:

  • картинки с изображением различных бытовых приборов (холодильник, стол, телевизор, книжный шкаф, пылесос, шуба, телефон, ваза и т. п.);
  • красный картонный или бумажный кружочек.

Этапы проведения:

  1. Воспитатель показывает ребятам картинки с различными приборами и предлагает им назвать только те, в которых есть лампочка, и выделить их красным кружочком.
  2. Далее проводит беседу с ребятами о важности использования электричества в быту. Спрашивает, чем обычно занимается мама дома, какую бытовую технику использует (утюг, стиральную машину, плиту, фен). Лампочка может держать обиду на маму Наташи и Кати (использование многих приборов одновременно).
  3. Лампочка спрашивает ребят: «Как вы думаете, всегда ли нужно использовать электрические приборы? Или можно заменить их механическими? В каких случаях?». Ребята высказывают своё мнение.

Основной целью подготовительного этапа является дать вводные знания по электричеству, заинтересовать детей в проведении практических занятий.

Практическая часть проекта состоит из активной работы её участников. Она может включать:

  • изготовление демонстрационного материала, карточек и схем для проведения опытов;
  • подготовку к выставке;
  • наблюдения (например, за дождём, росой, паром);
  • дидактические игры;
  • опыты;
  • чтение экологических сказок;
  • беседы;
  • сочинение совместных с ребёнком рассказов, загадок по теме;
  • оформление декораций для эпизодов сказки;
  • театрализованные сценки;
  • изготовление плакатов, стенгазет;
  • изготовление памяток;
  • проведение консультаций и т. п.

В рамках проекта можно провести акцию с призывом беречь электроэнергию

На завершающем этапе организуются:

  • выставки;
  • тематические уголки;
  • чтение стихов;
  • загадывание загадок;
  • составление кроссворда;
  • игры;
  • развлечения;
  • фотоальбом и др.

На завершающем этапе реализации проекта можно предложить воспитанникам сделать тематический коллаж

Таблица: паспорт педагогического проекта «Энергоша»

Автор Матюшёнок Г. Е., заместитель заведующего ГУО «Ясли-сад № 432 г. Минска».
Цель проекта Создание условий для формирования у детей старшей группы основ бережного отношения к использованию электроэнергии.
Задачи проекта
  • Познакомить детей с различными видами энергии;
  • изучить с детьми правила безопасного обращения с электрическими приборами;
  • учить дошкольников бережному отношению к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности.
1-й этап (выделение проблемы)
  1. Что такое электричество (познавательные занятия «Что такое электричество», «Откуда к нам приходит электричество», «Обогревательные приборы»).
  2. Почему лампочка светится (игра-занятие «Королева Лампочка»).
  3. Для чего нужно беречь электричество (беседа «Экономим тепло»).
2-й этап (исследовательский, сбор информации)
  1. Общение:
    • беседы «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «Чем освещалось жильё до…»;
    • чтение «Электричество в природе», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» (Жилинский И. М.), «Научимся электросбережению», «Мудрые советы»;
    • загадки об электроприборах.
  2. Игры:
    • «Что было, что будет»;
    • «Хорошо - плохо»;
    • «Свет, звук»;
    • «Магазин» (сюжетно-ролевая);
    • «Разрезные картинки»;
    • «Выбери лишнюю картинку»;
    • «Ремонтная мастерская» (сюжетно-ролевая);
    • «Самый тихий, самый лёгкий, самый быстрый» (классификация бытовых предметов);
    • «Новоселье» (сюжетно-ролевая).
  3. Художественно-речевая деятельность:
    • лепка «Наши помощники электроприборы»;
    • сочинение загадок о бытовой технике;
    • рисование «Волшебная лампочка», «Где живёт электричество».
  4. Познавательно-практическая деятельность:
    • опыты (с расчёской, шариками, «Загорится ли лампочка в фонарике»);
    • наблюдения «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», «Чтобы зря не горели лампочки»;
    • рассматривание иллюстраций (предметы бытовой техники).
  5. Взаимодействие с семьёй:
    • наблюдение с родителями за работой электросчётчика;
    • подбор загадок об электроприборах и электричестве;
    • подсчёт количества лампочек в квартире;
    • подбор информации об экономном расходовании энергии;
    • изготовление плакатов «Берегите электроэнергию».
3-й этап (заключительный, презентация)
  • Фотоальбом «Полезные помощники»;
  • рекомендации «Безопасное поведение с электричеством»;
  • сообщение «Как устроена электрическая лампочка»;
  • кроссворд «Наши друзья - электрические приборы».
Результаты
  • Дети становятся более внимательными к природе, пытаются бережно к ней относиться, экономнее потребляют электроэнергию.
  • Родители более ответственно относятся к расходу электричества в доме и в совместной работе с ребёнком укрепляют взаимоотношения.
  • Воспитатель повышает свои знания по поводу сохранения природных ресурсов, делится своим опытом с коллегами и родителями, бережёт энергию на рабочем месте, показывая детям пример.

Проект «Звуки вокруг нас»

Проекты в детском саду по исследованию звука создаются педагогами для привлечения внимания ребят к музыке, побуждения к игре на музыкальных инструментах, в частности, в детском оркестре. Проект «Звуки вокруг нас» направлен на то, чтобы учить дошкольников отличать шумовые звуки от музыкальных. Так как у детей младших групп очень слабо развит слух, чувство ритма, подобные проекты будут актуальны для ребят старших и подготовительных групп.

В процессе проекта «Звуки вокруг нас» дети учатся различать природные и искусственные источники звука

Приведём пример одного из проектов «Звуки вокруг нас», разработанного воспитателем старшей группы Юдиной Г. А. Цель проекта - расширять представления детей о различных звуках окружающего мира. Проект среднесрочный, рассчитан на 1 месяц.

Таблица: содержание проектной деятельности «Звуки вокруг нас»

Этап Мероприятие Задачи Ответственные Сроки
Подготовительный. Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки».
  • Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные;
  • показать чем отличается шумовой звук от музыкального.
Музыкальный руководитель 1-я неделя
Создание проблемной ситуации для детей. Выяснить, что дети знают о звукообразовании и звукоизвлечении, что хотели бы ещё узнать. Воспитатели 1-я неделя
Информирование родителей и детей.
  • Ознакомить родителей с проблемой проекта;
  • вместе обсудить цели и задачи проекта;
  • сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатели, родители 1-я неделя
  • Оформление родительского уголка «Для вас, родители».
  • Размещение рекомендаций по теме проекта.
Просвещение родителей. Воспитатели Постоянно
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Оснащение театрального уголка группы новыми музыкальными инструментами.
  • Оснащение природного уголка новыми атрибутами для экспериментирования.
Организовать совместную деятельность детей и родителей. Воспитатели, родители 1–2-я недели
Деятельностный.
Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Беседа «Польза и вред звуков».
  • Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха;
  • расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных.
Воспитатели 2-я неделя
  • Дидактическая игра «Слушаем шум».
  • Прослушивание фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).
Развивать слуховое внимание, словарный запас. Воспитатели 2-я неделя
Совместная работа детей и родителей: послушать и нарисовать мальчикам - шумы, которые услышали на улице; девочкам - шумы, которые услышали дома. Развивать слуховое внимание, воображение, память. Дети, родители 2-я неделя
Дидактическая игра «Что звучит?». Определять предмет, не глядя, по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение. Воспитатели 3-я неделя
Дидактическая игра «Музыка или шум?». Определять происхождение звука, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Музыкальный руководитель 3-я неделя
Исследовательская деятельность детей.
  • Развивать слуховое внимание;
  • подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий).
Воспитатели 3-я неделя
Творческая мастерская: изготовление шумовых музыкальных инструментов.
  • Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми;
  • продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах.
Воспитатели, дети, родители 4-я неделя
Результативный. Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки». Закрепить понятия музыкальных и немузыкальных звуков. Музыкальный руководитель, воспитатели 4-я неделя

Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей о природе родной страны, сформировать представления о различных природных зонах, воспитывать любовь к родному краю, учить пользоваться географической картой.

Методы и приёмы:

  • беседы;
  • словесная инструкция;
  • наглядный показ;
  • игры;
  • чтение литературы по теме;
  • дискуссии.

Рассматривание атласов и энциклопедий расширяет представления детей о мире

Предварительная работа:

  • работа по карте России и карте мира;
  • заучивание стихов о России;
  • чтение энциклопедии;
  • рассматривание картинок.

Ход занятия:

  1. Воспитатель рассматривает вместе с детьми атлас России, просит дошкольников очертить границы страны на карте. Рассказывает о важности изучения особенностей родной страны, любви к ней. Просит ребёнка прочитать стихотворение о России (подготовленное заранее).
  2. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Сначала рассказывает о Крайнем Севере (показывает ребятам плакат с изображением тундры): спрашивает детей, что они думают о климате в этой местности, как там проходят времена года. Изучаются растения и ягоды, которые растут в тундре, рассматриваются их фото или картинки. Затем ребята знакомятся с животными-жителями Севера. Игра «Бывает ли это на Севере?».
  3. Воспитатель показывает дошкольникам плакат с изображением степи. Спрашивает, что они думают о её климате. Говорят о растительном (душица, ковыль) и животном (суслики, хомяки, антилопы) мире в этой местности. Проводят исследование: в ёмкость с землёй наливают немного воды, затем феном высушивают землю, имитируя горячий ветер. Формулируют вывод, что в степи дуют горячие ветра, которые высушивают почву.
  4. Подводят итоги. Вывод о том, что территория нашей страны - огромная. На ней встречается разнообразная растительность и климатические условия. Нужно гордиться, что мы живём в такой большой и красивой стране.

Занятия по познанию окружающей среды проводятся во всех возрастных группах ДОУ и включают обширный материал, который помогает ребятам ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с особенностями природы и быта людей. Проведение различных опытов, экскурсии, интересные проекты помогают лучше усваивать знания и научиться бережно относиться к природе и её ресурсам.

Введение

«В качестве единой мировой валюты
будет киловатт-час»
писатель-фантаст Артур Кларк

Энергосбережение в жизни школьника.
Призывы к тому, что каждый человек должен включиться в движение защиты природы, беречь окружающую среду мы слышим с раннего детства. Однако, при социологическом опросе своих одноклассников, я выяснил, что вопросами экономии энергии в своих домах и тем более в общественных зданиях фактически никто из ровесников не обеспокоен (Приложение №1). Размышляя над тем, какую реальную помощь в защите природы могут оказывать ученики школ, я пришел к теме энергосбережения. Мне помогли уроки географии, биологии и обществознания, где рассматриваются темы экологического содержания.

Мой проект затрагивает проблему рационального природопользования. Как я понял, из анализа литературы нерациональное природопользование привело к ухудшению, прежде всего, качества атмосферного воздуха, и как следствие, не только к усилению парникового эффекта, но и к ослаблению здоровья современных людей. В ходе реализации проекта я поставил перед собой главную задачу - помочь школьникам и их родителям осознать реальные пути помощи окружающей среде через освоение приемов энергосбережения в быту.

Актуальность проблемы. В последнее время много внимания уделяется энергосбережению, не только зарубежном, но и в нашей стране, как одному из способов решения проблемы загрязнения окружающей среды. Потребление энергии во всем мире и в России постоянно растет. «Вдвое сократить количество вредных выбросов в атмосферу призвал президент РФ Владимир Путин, выступая 27 декабря 2016 г. на заседании Государственного совета, посвященного проблемам экологического развития страны.
Если этого не сделать, отметил глава государства, то к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела. «А это значит, — пояснил он, — что будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни».
По мнению президента, в первую очередь важно кардинально снизить объем выбросов в атмосферу, в почву и водоемы. Добиться этого, отметил Путин, можно за счет технологического перевооружения промышленности и внедрения новейших технологий.»
Я согласен с тем, что один из путей выхода из экологического кризиса - это энергосберегающий образ жизни человека. Для этого необходимо научиться жить, используя энергосберегающие привычки. Образ жизни - это часть человеческой культуры. Я рассматриваю рациональное природопользование в контексте формирования экологической культуры человека. Элементом экологической культуры и являются энергосберегающие навыки.

Гипотеза исследования: знания о способах энергосбережения могут стать привычками для любого человека, кто поставит перед собой цель овладеть ими.

Тема исследования - энергосбережение в быту.

Цель исследования: формирование представлений об энергосберегающем образе жизни и навыках энергосбережения в жилых помещениях.

Предмет исследования - навыки энергосбережения электрической энергии.
Какие приборы и как расходуют электроэнергию в быту? Какие способы экономии электроэнергии существуют и возможно ли им научиться всем и каждому - вот главные вопросы моего проекта.

Задачи исследования:
- найти и проанализировать информацию по последним энергосберегающим изобретениям в освещении и бытовых приборах.
- составить рекомендации для родителей и школьников по энергосберегающим навыкам
- проверить на практике эффективность способ энергосбережения электричества
- вовлечь в проект семьи одноклассников
-проанализировать результаты
-сделать выводы
Для проведения экспериментальной части я воспользовался методикой практической работы из пилотного учебного пособия для 7-го класса средней школы, выпущенного в 2002 году организаторами международного проекта по эенргосбережению ШПИРЭ в Санкт-Петербурге. Других пособий по энергосбережению для учащихся школ, мы с руководителем, к сожалению, не нашли.

Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Этап реализации проекта
1)»Всей семьёй за экономию и здоровье»
2) «Экономить может каждый»
3. Аналитический, подведение итогов, выводы и рекомендации

Ожидаемые результаты. Данный проект позволит:
1.Уменьшить воздействие человека на природу.
2.Сэкономить энергетические ресурсы для будущего поколения.
3.Сэкономить бюджет семей, организаций
4.Сформировать экологическую культуру личности.

Обзор литературы
Энергоэфективное освещение

23 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 января 2011 года, в соответствии с этим законом в России введён полный запрет на оборот ламп накаливания мощностью выше 100 Вт. А с 2014 года полный запрет на оборот ламп мощностью выше 25 ватт.
Уже сейчас во всем мире 30% офисов, 65% крупнейших аэропортов мира, 30% больниц, 35% автомобилей и 55% футбольных стадионов оснащены световыми решениями от компании Philips.(светодиодам.) Это действительно актуально, поскольку дефицит энергии становится проблемой мирового масштаба.
Если величину световой энергии от лампы накаливания принять за единицу, то можно видеть, что все остальные типы ламп многократно вырабатывают больше световой энергии (Приложение№2). Необходимо отметить, что лампы накаливания сегодня являются недопустимо устаревшим источником света. Сегодня, как видно из таблицы 1, самое перспективное и интересное направление, в котором работает огромное количество фирм, это - светодиоды.
В быту мы чаще встречаемся с понятием «энергосберегающая лампа». Научное название этих приборов лампы КЛЛ. (Приложение № 3). В школьных помещениях они используются редко, а вот в жилых домах, в квартирах напротив - приобретают всё большую популярность. Попытаемся выяснить почему.
Использование энергосберегающих ламп позволяет снизить расходы электроэнергии на 80% при таком же световом потоке, что и у ламп накаливания.
Новое поколение люминесцентных ламп называемых лампами Т5 с электронными пускорегулирующими аппаратами является важным и перспективным направлением современной светотехники. К сожалению, в настоящее время в России серийное производство подобных ламп не освоено, выпуск светильников с импортными лампами Т5 осуществляется в мизерных количествах.
Люминесцентные лампы, поставляют достаточное количество света в помещение, бережно относясь к зрению, уменьшают утомляемость, повышают работоспособность и поднимают настроение; стоит учесть, что спектральный состав их излучения легко варьируется по цвету. Благодаря этому такие лампы очень привлекательны для потребителя.

Энергосберегающие свойства бытовых приборов
Помимо осветительных приборов в помещениях с каждым годом возрастает количество бытовых электроприборов, а значит и расходы электроэнергии то же, а в конечном итоге растёт счёт на оплату коммунальных услуг. На основании анализа статистических данных литературных источников, можно выделить следующие основные потребители электроэнергии: электроплита (с вспомогательным оборудованием кухни и в первую очередь электрочайника) - 30%; холодильник - 30%; освещение - 20%; остальное оборудование - 20%. Далее мы рассмотрим вопрос об энергосберегающих свойствах бытовой техники в наших домах. Попытаемся проанализировать последние данные об энергосберегающих характеристиках бытовых приборов, пользуясь данными Интернет информации последнего года. Правила по энергосбережению при работе с самыми популярными электроприборами мы описали в Приложении №.4. Эти знания использовали при выполнении исследовательской части проекта.

Рекомендации по энергосбережению в квартире.
А). Как уменьшить счет за электричество в праздники
Неудивительно, что Новый год приносит наибольшие счета за электричество по сравнению с остальными месяцами. Но этого можно избежать.
Украсьте дом светодиодными лампами. Например, замените свои старые гирлянды новыми светодиодными. Им требуется почти на 90% меньше электричества, чем обычным гирляндам с лампами накаливания.
Снизьте цену новогодней елки. Если вы хотите, чтобы елка сияла огнями, купите оптоволоконные украшения. Бывают даже искусственные елки, целиком сделанные из оптоволокна по специальной энергосберегающей технологии. Включив всего одну лампу, вы заставите сиять всю елку. Выключите свет в комнате и включите елку. Ощущение праздника будет более полным, а энергосбережение - ощутимым.
Используйте свечи для освещения «по-старинке». Зажгите несколько свечей, выключите верхний свет и придайте празднику немного винтажного шарма и уюта.
Дарите подарки, не загрязняющие окружающую среду. Примерно 40% литий-ионных батареек покупают накануне Нового года. На это тратится много денег, а также много энергии. Кроме того, после выработки ресурса батарейки нужно особым образом перерабатывать. В этот раз выберите подарки, которые не требуют батареек.
Гуляйте. Вместо того, чтобы взять машину и кататься на ней из гостей в гости, оденьтесь потеплее и прогуляйтесь по окрестностям. Можете даже ходить по домам и петь колядки, в такое время года вам все будут рады. Отметьте праздники, как следует, и сэкономьте при этом электроэнергию!
Б) Как выбрать в магазине энергосберегающую технику
О том, на сколько данный электроприбор энергобережлив, сообщает маркировка.
Теперь почти на всех бытовых приборах в Европе стоит особая Евронаклейка, на которой указан класс энергосбережения от A до G. Классу А принадлежат самые экономичные приборы, классу G - менее экономичные. Здесь же отмечен расход энергии в кВтч в год. Каждому классу энергосбережения соответствует свой показатель энергопотребления. .
Теперь видим, что правила энергобережливой эксплуатации существуют фактически у всех домашних электроприборов. Мы объединили эти правила в единую памятку (Приложение № 5)

Методика проведения и результаты исследований.
Исследовательская часть проекта состояла из нескольких этапов.
Подготовительный этап:

Задача: провести подготовительные исследования в жилом помещении.
Сколько электроприборов может вместить ваш дом? Ответ на этот вопрос мы получили, разобравшись с понятием «расчетная мощность квартиры».
А) Расчетная мощность (или мощность единовременного включения) - это мощность, которая дает возможность подключить определённое количество техники в квартире. Если ещё что-то будет присоединено сверх того, выйдет из строя защитная автоматика. Если сложить вместе мощности всей электротехники в квартире, то получится установленная мощность. В старых домах эти цифры, разумеется, будут меньше.
В большинстве старых домов электропитание однофазное - классические 220 вольт. Как раз оно не дает слишком уж нагружать линию и подключить все современные устройства, которые бы хотелось иметь у себя дома. Для этого нужен трехфазный ввод, то есть 380 В. Он представляет собой три линии, которые перераспределяют на себя суммарную нагрузку. Такой ввод имеется практически во всех новых домах, допускающий достаточно большое количество бытовой техники. Если в вашем старом доме вводной кабель однофазный, то рассчитывать на нормальную работу нечего. Придется обращаться в жилищно-коммунальные службы с просьбой выделить дополнительную мощность.
Б) Для проведения экспериментальной части проекта возникла необходимость изучить приборы учета электроэнергии в квартирах.
Приборы учёта потребления электроэнергии в квартире
- Общедомовые приборы учёта - счётчики, которые устанавливаются на весь дом для учёта потребления воды и тепла и электроэнергии. Несанкционированное потребление (коммерческие потери) электрической энергии в этом случае снижаются в 3,4 раза.
-Квартирные счётчики.
В настоящее время в жилом фонде Москвы и Подмосковья эксплуатируются главным образом два типа электросчетчиков - индукционные (морально и физически устарели, установлены в старых домах) и электронные (в новых домах). В старом жилом фонде идёт активная замена счетчиков на электронные. В настоящее время существует огромный выбор приборов учета. Для потребителя важнейшими являются показатели: «класс точности» и так называемая «тарифность». «Класс точности» Основной технический параметр электросчетчика. Он указывает на уровень погрешности измерений прибора. До середины 90-х годов все устанавливаемые в жилых домах счетчики имели класс точности 2.5 (т.е. максимально допустимый уровень погрешности этих приборов составлял 2,5%). В 1996 году был введен новый стандарт точности приборов учета, используемых в бытовом секторе - 2.0. Именно это стало толчком к повсеместной замене индукционных счетчиков на более точные электронные с классом точности 2.0. «Тарифность» До недавнего времени все электросчетчики, применяемые в быту, были однотарифными, т.е. осуществляли учет электрической энергии по одному единственному тарифу. Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Жителям Москвы и Московской области доступна многотарифная система расчетов - региональные энергетические комиссии обоих регионов раздели сутки на три тарифные зоны - для Москвы они следующие: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00 и с 21:00 до 23:00) и ночь (с 23.00 до 7.00); для области: пик (с 8.00 до 11.00 и с 18.00 до 21.00), полупик (с 11.00 до 18.00) и ночь (с 21.00 до 8.00) - и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. В Костроме пока нет многотарифной системы расчета.
Наиболее популярна информация о тарифе «день-ночь»- о двухфазных счётчиках. Преимущество перехода на двухтарифные приборы учета электроэнергии заключаются в том, что ночью тариф дешевле. Дело в том, что днем нагрузки у энергоснабжающей организации больше, а ночью меньше. Чтобы пропорционально распределить это потребление, и стимулировать население к большему потреблению электроэнергии ночью, была введена эта система. И этого тарифа пока нет в Костроме.
Каждый вид энергоресурса - тепло, горячую, холодную воду, электроэнергию - надо взять под учет, то есть установить внутриквартирные приборы учета. Ежемесячные показания счетчиков позволят вам проанализировать потребление энергоресурсов в своей квартире, что создает стимулы для сокращения неэффективных потерь ресурсов.

Первый этап - реализация проекта. «Всей семьей за экономию и здоровье» (приложение № 6-7)
Проблема Возрастание потребления электроэнергии в быту и стоимости на её оплату
Гипотеза. С помощью энергосберегающего режима жизни дома можно сэкономить определённую сумму денег в бюджете семьи за год
Метод исследования - проектно-исследовательский, энергоаудит - энергетическое обследование, которое предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и некоторые энергоносители. .
Цель данного этапа проекта: проверить на практике эффективность способов экономии электроэнергии в быту
Задачи (1 неделя):
1 Составить список электрических приборов в доме.
2 Отметить в списке:
А) наиболее энергоёмкие (по мощности, количеству ламп) красным подчёркиванием;
Б) часто или постоянно используемые (холодильник) - синим подчёркиванием.
Обратить внимание на приборы с двойным подчёркиванием.
3 Зафиксировать расходование электроэнергии семьёй за период 1 недели по предложенной схеме .
4 Рассчитать количество потреблённой всей семьёй электроэнергии за неделю по дням и в сумме за неделю, расчёты записать в бланке исследования.
5 Узнать стоимость 1 кВ ч в регионе по платёжным квитанциям.
6 Рассчитать стоимость потреблённой энергии в рублях за всю неделю
7 Выстроить график потребления электроэнергии семьёй № 1 синим цветом, используя замеры исследования за 1-ю неделю эксперимента.
Задача для 2-ой недели исследования: определить расход электроэнергии в своей семье за каждый день недели исследования и за всю неделю в целом, при наличии режима экономии.
1 Разработать способы экономии электроэнергии
2 Договориться с членами семьи об условиях эксперимента
3Фиксировать расход энергии в течение 2-недели по той же схеме, что и на первой
4 Обработать результаты: рассчитать ежедневный расход и за всю неделю в кВт ч и рублях, построить график № 2 красным цветом на том же бланке, что и график № 1
5 Проанализировать результаты исследования, ответив на вопрос: удалось ли войти в режим экономии электроэнергии и почему?
6 Сделать выводы
7 Составить отчёт презентацию по исследованию (см. приложения7)

Второй этап проекта «Экономить может каждый!»
Проведенный соцопрос на знание темы «Энергосбережение» в 9 б классе выявил проблему- равнодушие учащихся к проблемам экологии. Приложение №1
Гипотеза: 1(ближайшая, диагностируемая) Если сам смог научиться экономить электроэнергию, то смогу научить других.
2 (перспективная теоретическая) мир вокруг нас станет безопаснее для здоровья
Цель данного этапа проекта: - обучение навыкам энергосбережения одноклассников
Задачи II этапа проекта:
- распространить в классе рекламную продукцию о пользе энергосберегающего образа жизни
-ознакомить одноклассников с результатами своего исследования (первый этап)
-объяснить правила эксперимента
- собрать и проанализировать результаты
-сделать выводы Приложение № 6
В эксперименте согласились поучаствовать 20 семей учащихся 9-го класса. Большинству семей удалось войти в режим экономии. 4 семьи не смогли этого сделать. В целом 20 семей сэкономили 377р 5 к. за неделю акции Сумма не большая, но если пересчитать за год с расчётом на все семьи школы, то получается почти 500158 р. рублей, а это уже большая цифра. (Приложение № 8).
Трудности проекта: Трудно постоянно отказывать себе в использовании каких-либо приборов. Не все придуманные способы использовали регулярно. Не все члены семьи выполняли правила экономии.
Перспективы проекта:
Возможно расширить аудиторию учеников, привлекаемых к проекту.
- опубликовать результаты исследования на школьном сайте
- презентовать результаты работы на школьном дне науки
Выводы
Выводы подготовительного этапа проекта:
1. Устанавливая электроприборы в квартире, выясните расчетную мощность вашей квартиры.
2. Для фиксации растрат электроэнергии установите индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии в вашей квартире с учетом правил тарифности вашего региона.
Выводы 1 этап проекта:
Я убедился на практике, что электроэнергия тратится впустую, если приборы включены в сеть, но при этом не используются, а также, если приборы находятся в режиме ожидания.
Лампы накаливания становятся не эффективными в применении. Сравнивая параметры, характеризующие работу ламп двух типов, видим, что люминесцентные лампы использовать лучше. Цена них выше, но окупается в течение года. Но в России до сих пор не решен вопрос с их утилизацией, что является огромным минусом.
В ходе работы моя гипотеза подтвердилась.
В ходе эксперимента мы нашли способы экономии электроэнергии, однако, членам семьи было трудно экономить свет постоянно, исключение составляет старшее поколение. Вот почему на данном этапе Энергосбережение для нашей семьи не привычка, а пока лишь условие эксперимента.
Думаем, что если выполнять разработанные правила энергосбережения в течение определённого времени, то придуманные способы экономии станут для семьи привычкой. Вот почему на холодильнике висит памятка по энергосбережению, а у всех выключателей сигнальные значки.
Исследование показало: если правильно пользоваться бытовыми приборами, использовать энергосберегающие лампочки, не оставлять приборы в режиме ожидания, то затраты энергии в семье действительно можно снизить и сэкономить семейный бюджет. Суммируя всю экономию, получилось около 800 квт.ч или 2590 рублей в год.
Выводы 2 этапа проекта:
Из всех, приведенных результатов работы, можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей школы и их родители не владеют достаточным уровнем знаний о проблеме энергосбережения, а следовательно применить их на практике пока не могут.
Вовлечение в эксперимент одноклассников, позволило сделать выводы о том, что войти в режим экономии реально для большинства семей. Хотя как выяснилось, сумма экономии получается небольшая, но в сумме за год получается значительная материальная выгода, а это значит, что окружающая среда становится чище, что гарантирует нам более крепкое здоровье!
Найти единомышленников среди ровесников возможно. Суммарно одноклассники сэкономили-377р 5 к. за неделю. Если бы все семьи школы (500 учеников) приблизительно так же сэкономили, сумма составила бы 500158 р. А это уже очень приличные деньги.

Заключение
В результате исследования нам стало понятно, что энергосберегающий образ жизни - это такие повседневные поступи людей, которые направлены на экономию тепла, воды, электроэнергии, которые очень органично вписываются в их образ жизни человека и им можно научиться.
В результате работы над проектом были разработаны рекомендации для учащихся и их родителей по экономному потреблению электричества дома. (Приложение №5)
Памятки мы раздали ученикам и родителям.
Надеюсь, что родители задумались всерьез над проблемой энергосбережения и поставят перед собой и своими близкими задачу оптимально использовать электроэнергию у себя дома.
Всё новые страны на планете присоединяются к акции «Час без электричества», ставшей ежегодной. На главных улицах городов на это время выключают освещение витрин, иллюминацию реклам и т.п. По часовым поясам акция перемещается по планете. В 2009 г. Россия впервые стала участницей этой акции в г. Москва. Как и в нашем эксперименте, мнения людей по этому поводу у людей разные. Наш проект убедил нас в том, что в данной акции единственно правильное мнение «ЗА экономию».
Любой из нас может помочь ускорить процесс преодоления экологического кризиса. Присоединяйтесь к нашему эксперименту! У нас получилось! И у вас получится!

Министерство энергетики Российской Федерации

Томский государственный университет

ПРОЕКТ

Разработка мероприятий по энергосбережению и повышению

энергетической эффективности в Детском саде №271 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития

Исполнители:

Чистова Е. А.

Кузнецова Е. М

Лукашенко Н. В.

Устьянцева Г. П

Руководитель группы:

Долгих П.П.

г. Красноярск 2014 г.

2.1 Пропаганда и популяризация энергосбережения в учреждении 6

2.2 Применение автоматических сенсорных смесителей в натуральном и де- 7 нежном выражении

2.3 Применение датчиков движения в натуральном и денежном выражении. 8

2.4 Применение теплоотражающих конструкций за радиаторами отопления 11

2.5 Замена ламп накаливания на энергосберегающие 13 Заключение 16 Литература 19 Введение Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования детского сада, так как повышения эффективности использования топливно – энергетических ресурсов при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии ТЭР, так и финансовых ресурсов.



Анализ функционирования МБДОУ Детский сад № 271 показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при неэффективном использовании, распределений и потреблений тепловой и электрической энергии и воды, а так же использовании старого оборудования электрических приборов и отсутствии капитального ремонта со дня существования учебного заведения.

Нерациональное использование и потеря энергии и воды приводят к потере тепловой энергии, электрической и воды.

Соответственно это приводит:

К росту бюджетного финансирования на учреждение, Ухудшению экологической обстановки.

Целью разработки данного проекта является:

Повышение эффективности мероприятий по энергосбережению в здании МБДОУ №271

Задачами внедряемых мероприятий является:

Получение объективных данных об объеме энергетических ресурсов;

Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Разработка общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

1 Основные сведения об учреждении

Здание сада:

Год ввода в эксплуатацию – 1977 год;

Стены – железобетонные плиты;

Окна – ПВХ профили и деревянные с раздельным двойным остеклением;

Крыша – мягкая кровля, безскатная;

Физический и фактический износ здания, строения – 17%.

Учреждение потребляет из систем централизованного энергоснабжения:

Электроэнергию – на освещение, силовую нагрузку (оргтехника и бытовое оборудование);

Тепловую энергию – на отопление и горячее водоснабжение;

Воду – хозяйственно-бытового назначения, а также услуги по водоотведению.

Структура энергопотребления МБДОУ № 271 в 2013 году представлена в таблице 1.

Таблица 1 Структура энергопотребления МБДОУ № 271 в 2013 году

–  –  –

цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо.

Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач развития учреждения.

Потенциал энергосбережения возможен при внедрении организационно-технических мероприятий и инвестиционных проектов, направленных на снижение энергетических затрат, эффективное использование энергетических и материальных ресурсов, повышение эффективности энергосбережения.

Для достижения этих целей, необходимо произвести мероприятия:

По установке датчиков движения;

По смене ламп накаливания на энергосберегающие;

По применению автоматических сенсорных смесителей;

По монтажу теплоотражающих конструкций за радиаторами отопления.

2 Мероприятия, проводимые для сокращения потребления энергоресурсов

2.1 Пропаганда и популяризация энергосбережения в учреждении

–  –  –

Тарифы:

На горячую воду Тгор = 36 руб./ м3

На холодную воду Тхол = 11,16 руб./ м3 Фактическое потребление горячей воды на все смесительные устройства за год Vгор.смес.=105,44 м3 Фактическое потребление холодной воды на смесительные устройства за год Vхол.смес.=177,64 м3 В здании установлено 10 смесителей.

Затраты на установку одного автоматического сенсорного смесителя с учетом материалов и стоимости работ 2500 руб.

Коэффициент экономии автоматических сенсорных смесителей k eff составляет 40%.

Годовая экономия горячей воды с установленным автоматическим сенVг = k eff Vгор.смес.= 0,4105,44 = 42 м3 сорным смесителем:

Годовая экономия холодной воды с установленным автоматическим Vх = k eff Vхол.смес.= 0,4177,64 = 71 м3 сенсорным смесителем:

–  –  –

Как видно из приведенного расчета, мероприятие «Применение автоматических сенсорных смесителей» окупится примерно за 10 лет.

2.3 Применение датчиков движения в натуральном и денежном выражении.

Расчёта эффективности

–  –  –

[м2 ] - площадь помещения, освещения вследствие её запылённости. Принимается 1.3 люминесцентных.,

Коэффициент минимальной освещённости, принимаемый для люсветовой поток 1 лампы, определяемый по формуле:

минисцентных ламп 1.1.,

–  –  –

Пусть до установки датчика освещение работало в течение 240 ч в месяц.

После установки датчика движения освещение включается только в случае присутствия человека в зоне действия датчика. На основании экспериментальных данных время работы освещения при наличии датчика снижа

–  –  –

Необходимо произвести оценку годовой экономии от внедрения мероприятия в натуральном и денежном выражении в здании, оборудованном 5 однотипными приборами отопления.

Геометрические размеры проекции отопительного прибора на стену:

–  –  –

ставляет ср.нар = 7,1.

Средняя температура наружного воздуха за отопительный период совнутр = 8,7 Коэффициент теплоотдачи от внутреннего воздуха к ограждению

2.5 Замена ламп накаливания на энергосберегающие Сведения об учреждении Количество помещений с временным пребыванием людей 2.

Количество и мощность ламп накаливания в помещениях с временным пребыванием людей (для каждого помещения):

Количество ламп – 12 шт.,

Мощность – 100 Вт, Число часов работы системы освещения – 12 ч.

Тариф на электрическую энергию Т = 3.8 руб.

Число рабочих дней учреждения в году – 247 дней.

Методика расчёта эффективности мероприятия

Расчетное потребление электроэнергии на освещение помещений с временным пребыванием людей составляет, кВт ч:

Wлн = N Рлн z 10 3, W лн =12. 100. 12. 247=3556800=3556,8 кВтч где N [шт.]– количество ламп накаливания в местах с временным пребыванием людей; Р лн [Вт] – мощность лампы накаливания; [ч] – время работы системы освещения; z – число рабочих дней в году.

Установка датчиков движения и присутствия позволит сократить число часов работы системы освещения до 1-2 часов. Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы позволит снизить использование электроэнергии на работу осветительных установок.

Расход электроэнергии на освещение мест с временным пребыванием людей после внедрения системы автоматического регулирования и замены ламп составит, кВт ч:

При внедрении системы автоматического управления освещением в помещениях с временным пребыванием людей время использования светильников, согласно опытным данным, уменьшится до 2,5 часа.

Wклл = N Рклл а z 10 3, W клл =12. 25. 2,5. 247=185250=186 кВтч где Р клл [Вт] – мощность компактной люминесцентной лампы; а [ч] – время работы системы освещения после установки датчиков движения и присутствия.

Экономия электроэнергии при внедрении мероприятий будет равна, кВт ч:

Wлн Wклл.

W W=3556.8-186=3370.8 кВтч

Годовая экономия в денежном выражении составит, тыс. руб.:

–  –  –

где N клл – требуемое количество ламп, 12шт.; С клл – стоимость одной компактной люминесцентной лампы, 150 руб.; k – доля затрат на монтаж датчиков движения в стоимости оборудования, 20% (0,2); N а – требуемое количество регуляторов системы освещения (количество помещений), 12шт.;

C а – стоимость одного регулятора системы освещения, 100 руб.

Таким образом, используя формулу, находим срок окупаемости меро

Срок службы компактных люминесцентных ламп составляет 2 года.

Срок службы датчиков движения – 5 лет.

–  –  –

В результате мероприятий по энергосбережению мы получили следующие результаты применение автоматических сенсорных смесителей в денежном выражении коэффициент экономии автоматических сенсорных смесителей – до 50%.

–  –  –

Применение датчиков движения в натуральном и денежном выражении.

Главная цель данного оборудования – обеспечить пользователю комфорт и экономию энергии. Успешный опыт эксплуатации датчиков движения показывает, что они позволяют сэкономить 70–80 % электрической энергии, затрачиваемой на освещение.

–  –  –

Существенное снижение тепловых потерь в данной ситуации позволяет установка теплоотражающих экранов, изолирующих участки стен, расположенные за отопительными приборами. Установка подобных отражателей является малозатратным способом экономии энергии с низким сроком окупаемости Использование ламп накаливания для освещения помещений приводит к значительному перерасходу электрической энергии, поскольку люминесцентные или светодиодные лампы, генерирующие аналогичный по мощности световой поток, потребляют в 4-9 раз меньше электроэнергии

–  –  –

На основании закона № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предложен план мероприятий для повышения энергетической эффективности.

Литература

1. Энергетическая стратегия России до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1715-р);

2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

3. Госпрограмма РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р);

4. Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

5. ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения».

6. ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность.

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Актуальность темы проекта. Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов. В процессе реализации задачи по формированию у дошкольников основ энергосбережения возникает противоречие между необходимостью осуществлять данную работу на основе материала, доступного пониманию дошкольников, и наличием в методической литературе и Интернет-ресурсах информационно-справочных материалов, решающих данную задачу.

Замыслом разрешения данного противоречия является разработка и реализация проекта по обучению дошкольников основам энергосбережения, участниками которого являются педагоги, дошкольники и их родители. Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.

Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.

Задачи проекта.

Для воспитанников:

1. Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.

2. Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.

3. Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.

4. Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.

5. Совершенствование навыков работы с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.

Для педагога:

1. Создание условий для ознакомления воспитанников с энергоресурсами и их производством через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками и их родителями.

2. Закрепление навыков организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

3. Развитие ИКТ-компетентности педагога.

4. Формирование навыков работы с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием и ресурсами сети Интернет.

Для родителей:

1. Привлечение родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности, к участию в проектах ДОУ.

2. Активизация творческого потенциала родителей воспитанников.

3. Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.

4. Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта.

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (5 недель).

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Руководитель проекта: старший воспитатель.

Рабочая группа проекта: воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение кругозора дошкольников об энергоресурсах и культуре энергосбережения.

2. Сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.

3. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.

4. Гармонизация детско-родительских отношений.

5. Развитие ИКТ-компетентности педагогов, воспитанников и их родителей.

Продукт проекта: созданная педагогами, воспитанниками и родителями в совместной деятельности электронная книга «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина», содержащая текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию, доступную для понимания и использования детям старшего дошкольного возраста.

Этапы проектной деятельности.

1. Подготовительный этап - 1 неделя.

2. Практический этап - 3 недели.

Накопленные в ходе реализации практического этапа проекта материалы обобщаются в виде электронной книги «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина». В книге имеется информационный блок, развивающие задания, фотографии работ дошкольников и их родителей, а также видеоматериалы Интернет-ресурсов и собственного производства.

Заключительный этап - 1 неделя.

Приложение 1. Педагогический проект

Приложение 2. Электронная книга.

Экономный СВЕТ – без БЕД! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОВ 50» Проект, представленный на муниципальный дистанционный конкурс на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп «Свет – без опасности!» ЗАТО Северск


Актуальность Сохранение энергоресурсов стало проблемой 1 во многих странах мира. В России эта проблема обозначена законодательно в 2009 году, с момента выхода Федерального закона от ФЗ (ред. от) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» Энергосбережение важная задача по сохранению природных ресурсов. В нашей стране наиболее насущным является энергосбережение в быту, в повседневной жизни – дома, на работе, в местах массового пребывания людей (школы, детские сады, поликлиники и др.). Чтобы энергосбережение стало осознанной необходимостью у граждан нашей страны, мы должны с ранних лет говорить детям о том, что нужно беречь природные ресурсы.


ПРОБЛЕМА 1 ПРОБЛЕМА 2 КАК и КУДА сдать ртутные лампы? Мы знаем, что люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы являются энергосберегающими, но НЕ знаем, почему их нельзя просто выбросить в мусоропровод Мы знаем, что нужно беречь энергоресурсы (слышали об этом, читали), но НЕ знаем методов и способов энергосбережения


Цель проекта: формирование у участников проекта потребности в энергосбережении, как в единственной форме сохранения природных ресурсов и собственного (семейного) бюджета Задачи: повысить информированность участников проекта (детей, сотрудников, родителей воспитанников) в вопросах энерго-и- ресурсосбережения формировать у участников проекта культуру энергопотребления привлечь внимание к проблеме утилизации энергосберегающих ламп учить безопасному обращению с люминесцентными лампами учить детей практически применять знания, полученные в детском саду, в повседневной жизни


Вид проекта информационно-познавательный, творческий Продолжительность проекта долгосрочный Сроки реализации май 2014 – октябрь 2014 Форма проведения проекта дневная (в рамках организации педагогического процесса) Направленностьсоциально-педагогическая, экологическая Этапы проекта 1 этап: подготовительный 2 этап: основной 3 этап: заключительный Ожидаемые результаты: Мы уверены, что участники проекта научатся сами и поделятся своими знаниями с близкими: -о том, как сберечь электроэнергию и семейный бюджет с помощью люминесцентных ламп -почему люминесцентные (ртутные) лампы опасны для здоровья людей и наносят вред окружающей среде - как утилизировать люминесцентные лампы


1 направление работы в рамках реализации проекта: - работа с сотрудниками детского сада: создание на рабочих местах экологически комфортной, энергосберегающей безопасной среды (100% замена ламп накаливания на люминесцентные лампы, оборудование места для хранения использованных люминесцентных ламп, заключение договора на утилизацию использованных люминесцентных ламп с ООО «Славяне») повышение уровня информированности сотрудников ДОУ, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы – охвачено 58 сотрудников) привлечение педагогов и младших воспитателей к участию в природоохранных акциях (городская акция «Памятник небезразличию», посвященная теме «Безопасный свет», расклеивание листовок для жителей микрорайона – принимали активное участие 8 педагогов, 3 младших воспитателя)







2 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с родителями воспитанников: выявление проблемы энергосбережения в семьях воспитанников (через анкетирование, устный опрос – приняло участие 168 семей воспитанников) повышение уровня информированности родителей воспитанников, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через родительские собрания, консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы, наглядно-текстовую информацию – охвачено 185 семей воспитанников) вовлечение в образовательно-воспитательный процесс (помощь в подготовке материала и участие в акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет», совместные творческие проекты детей и родителей, посвященные проблеме энергосбережения – принимали активное участие 12 семей воспитанников)


Сравнительный анализ использования ламп в осветительных приборах семьями воспитанников (май 2014 г., 100% семей воспитанников) ЛН – лампа накаливания КЛЛ – компактная люминесцентная лампа Вывод: Подавляющее большинство родителей в быту используют лампы накаливания, объясняя это тем, что люминесцентные лампы значительно дороже ламп накаливания. О вопросах утилизации ртутных ламп родители не задумываются, о том, что в ЖЭУ бесплатно принимают эти лампы на утилизацию не знают. Примечание: В конце нашего проекта (в октябре 2014 г.) мы провели повторное анкетирование родителей, вопросы не меняли. Результаты по использованию ламп в быту получили идентичные тем, что были на начало проекта. Думаем, это связано с тем, что за короткий период у большинства родителей доходы остались прежними, уровень жизни, в целом, не улучшился, следовательно, и расходы остались прежними, и в число необходимых трат не входят энергосберегающие лампы. Положительным результатом проекта можно считать тот факт, что 100 % опрошенных родителей узнали о том, чем опасны ртутные лампы, как с ними нужно обращаться и где принимают люминесцентные лампы от населения на утилизацию.








3 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с детьми: создание информационно-насыщенной среды по проблеме энергопотребления, энергосбережения, утилизации ламп накаливания и люминесцентных ламп (вниманию детей предлагались журнальные статьи, слайдовые презентации, брошюры и раскраски «Детям с уважением об энергосбережении») экскурсия в ООО «ЖЭУ-8», которое принимает ртутные лампы на утилизацию от населения в нашем микрорайоне (охвачено 56 детей старшего дошкольного возраста) творческая деятельность (дети рисовали плакаты на заданную тему утилизации ртутных ламп, разрабатывали дизайн памяток по энергосбережению для родителей и жителей микрорайона) природоохранные акции (наши педагоги и воспитанники активно участвовали в городской акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет» - приняли участие 3 педагога и 28 детей старшего дошкольного возраста, расклеивали листовки на подъездах домов в микрорайоне - всего было расклеено 290 листовок)



Что еще почитать