Развитие малыша в 9 месяцев девочка. Что делать, если. На что следует обратить внимание

Нарушение развития малыша нередко приводит к формированию хронических заболеваний. Чтобы это исключить их, мама должна соблюдать сроки профилактических осмотров и выполнять рекомендации, полученные от педиатра. Рассмотрим, как происходит развитие ребенка в 9 месяцев, назовем ключевые навыки для этого возраста.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Главными показателями физического развития грудного малыша являются его рост и вес. Непосредственно эти показатели учитываются педиатрами при оценке скорости данного процесса. Стоит отметить, что каждый маленький организм индивидуален, и зачастую отмечается некоторое несоответствие действительных значений с установленными. Все зависит от:

  • наследственности (телосложение мамы и папы);
  • особенностей рациона;
  • установленного режима дня.

Нормы развития ребенка в 9 месяцев устанавливаются ВОЗ. При этом педиатры, проводя осмотр малыша, опираются непосредственно на эти данные. Небольшое отставание или напротив, – увеличение значений таких показателей, как рост и вес, не является поводом для беспокойства. Чтобы исключить возможные нарушения, медики всегда проводят комплексный анализ физического развития малыша, оценивая его состояние, рацион питания. Это помогает установить на начальном этапе задержку, и принять меры к ее коррекции.

Вес ребенка в 9 месяцев

Малыш каждый день получает необходимые ему, полезные вещества и микроэлементы, масса тела его увеличивается. Так за 9 месяц жизни грудничок прибавляет 500 г. При этом масса тела у мальчиков и девочек несколько отличается. Из-за этого всегда указывается отдельные нормы для обеих полов. Вес в 9 месяцев достигает:

  • мальчики – 9-9,5 кг;
  • девочки – 8,25-8,75 кг.

Рост ребенка в 9 месяцев

Правильное развитие ребенка в 9 месяцев предполагает сбалансированное питание. Так за 9 месяц своей жизни грудничок прибавляет 1,5-2 см. При этом, врачи указывают не присутствие зависимости данного параметра от наследственного фактора. У высокорослых родителей, на свет рождаются дети, рост которых превышает установленные нормы. Если мама и папа невысокие, то и их малыш будет иметь рост ниже показателей нормы. Рост в 9 месяцев у детей:

  • мальчики – 71-71,3 см;
  • девочки – 69,5-70,5.

Ребенку 9 месяцев – развитие и питание

Питание грудничка в 9 месяцев должно быть разнообразным и сбалансированным. К этому возрасту в рационе присутствует несколько прикормов, в том числе и мясные блюда. Это способствует правильному росту скелета и мышц. Питание должно быть пятиразовым, с интервалом в 4 часа. Такой режим приема пищи является рациональным для детей данного возраста. Однако возможны некоторые корректировки. Связано это с привычкой самого младенца, который в таком возрасте может выражать свое желание.

Как кормить грудничка в 9 месяцев?

Грудничок 9 месяцев должен принимать пищу по установленному распорядку дня. К такому возрасту у младенцев он уже установлен и налажен. Большинство детей просыпается рано, поэтому первый прием пищи может приходиться на 6-7 часов утра. Если кроха находится на грудном вскармливании, то в это время мама кормит его грудью. Малышам, которые находятся на искусственном питании, утром дают молочную смесь. В качестве альтернативы, для первого приема пищи подходит и молочная каша.

При составлении рациона необходимо учитывать распределение калорийности предлагаемой малышу пищи. Так на 1 и 2 завтрак грудничок должен съедать примерно 30 % от суточной нормы, обед 30 %, полдник и ужин – по 20%. Распределять продукты необходимо с учетом усвояемости. Не стоит предлагать крохе на ужин мясные пюре. Это плохо отразится на его сне, из-за усиления процесса пищеварения. Последний прием пищи должен быть легким, идеальным будет молочная смесь или грудное молоко.

Таблица прикорма грудничка в 9 месяцев

Меню грудничка в 9 месяцев составляется согласно его предпочтениям. В рационе обязательно присутствуют мясные и молочные продукты, которые составляют основу. Так ежедневно кроха кушает молоко, нежирное мясо (кролик, индейка), желток, творог, фруктовые пюре. Для того чтобы разнообразить рацион, мама составляет меню по дням недели (таблица прикорма приведена в качестве примера).

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

При очередном профилактическом осмотре, педиатр зачастую интересуется у мамы, что умеет ребенок в 9 месяцев. Так проводится оценка сенсорных и моторных навыков, которые являются индикатором скорости умственного развития. Среди сенсорных навыков, которыми должен уметь обладать кроха к этому возрасту, педиатры выделяют:

  • ребенок способен брать обеими руками игрушки и подносить к себе;
  • малые предметы берет 1 рукой, те что побольше – двумя;
  • способен ползать, держа какой-нибудь предмет в руке;
  • способен хлопать в ладошки;
  • умеет разворачиваться назад при ползании;
  • может стоять держась за опору, с маминой помощью.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Существуют различные методики развития ребенка 9 месяцев. При этом вопрос целесообразности раненого развития младенца всегда дискуссионный. В этом возрасте задача родителей – привитие интереса у малыша к процессу познания, любознательности. Непосредственно на формирование данных качеств направлена методика Масару Ибука «После 3 уже поздно». Это книга рассматривает развитие ребенка в 9 месяцев, основные проблемы этого процесса, содержит конкретные примеры.

Автором второй известной методики раннего развития малыша является Мария Монтессори. Создатель придерживается мнения, что важными в процессе формирования личности являются первые 3 года жизни. Этот период она именует, как «психический эмбрион», утверждая, что непосредственно в это время формируется душа ребенка. При этом малыш полностью, зеркально отражает происходящее вокруг, которое в последствии становится частью его личности.

Интеллектуальное развитие ребенка в 9 месяцев

К данному возрасту младенец способен повторять короткие слова. При этом делает он это зачастую осознанно, выражая свою просьбу родителям. Кроме того, малыш может уже играть в простые игры. С их помощью развивается зрительное восприятие, формируется память. У младенца появляются любимые игрушки, которые он практически не выпускает из рук. Этот факт является индикатором активности зрительной памяти.

Чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в 9 месяцев, игры в которые мама с ним играет, должны полностью соответствовать его возрасту. Нельзя ставить перед малышом невыполнимых задач. Самые простые занятия способны не только завлечь малыша, но и доставить ему положительные эмоции. Доступны в таком возрасте «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока-белобока». Они направлены на развитие сенсорики. Это положительно отражается на мозговых структурах, активации речевого центра. В 9 месяцев ребенок произносит простые слова: папа, баба, мама, дай.

Психическое развитие ребенка в 9 месяцев

Развитие ребенка на 9 месяце жизни достигает новой ступени. Малыш постоянно повторяет отдельные слоги, пытается связывать их в короткие слова. При этом у младенца формируется ассоциация отдельных слов с окружающими объектами – постепенно он начинает называть предметы своими именами. Во время разговора ребенок способен менять интонацию, выражая тем свой восторг или недовольство, отношение к происходящему вокруг. Зачастую родители интересуются у педиатра, почему грудничок 9 месяцев стал капризным. Врачи говорят о начале формирования зачатков характера.

В 9 полных месяцев, грудничок:

  • знает свое имя и откликается на него – поворачивает голову в сторону говорящего, улыбается;
  • понимает простые просьбы – «иди ко мне», «возьми это»;
  • помогает одевать его;
  • указывает пальцем на предметы, которые хочет взять;
  • начинает осваивать жесты – кивает головой при положительном ответе.

Физическое развитие в 9 месяцев

Физическое развитие грудничка в 9 месяцев предполагает способность крохи самостоятельно садится. При этом он может без поддержки просидеть 10 минут. В положении сидя ребенок способен дотянуться до расположенной рядом игрушки. При желании легко изменяет свое положение тела – самостоятельно встает у опоры. Ножки становятся сильнее, поэтому в этом время многие начинают совершать первые шаги. Постепенно необходимость в исчезает, и грудничок теряет к ним интерес.

Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает активные двигательные движения. В таком возрасте многие дети уже . При этом делают это зачастую по-пластунски, из-за того, что быстро устают. Однако у многих малышей такое занятие самое любимое. Младенец изучает окружающие его предметы, свободно передвигается в пространстве. Не стоит переживать, если малыш в таком возрасте не проявляет интерес к ползанию – некоторые, после того как встают на ноги, начинают активно учиться ходить.

Просто невозможно не заметить, как ваш малыш растет. Ребенок 9 месяцев еще недавно был крошечным комочком, осчастливившим родителей своим появлением, а уже через определенное время, которое совсем уже не за горами, отметит свой первый день рождения. Именно в 9 месяцев ребенку развитие его достигает определенных показателей, где некогда еще беспомощный младенец на глазах превращается в самостоятельную, независимую и иногда даже и своенравную личность, стремящую все делать сама.

Физическое развитие детей 9 месяцев

Масса кроха в течение всего месяца привычным темпом увеличивается в среднем на 500 г, и уже может весить 9-9,5 кг (если при рождении малыш весил 3-3,5 кг). Рост же увеличивается на 2,5-3см. Режим дня ребенка 9 месяцев призван помогать и взрослым и конечно малышу. Ведь только чуткая и заботливая мама, наблюдающая за поведением крохи, сможет всегда уловить настрой малыша и обязательно его подержать. Обычно в этом возрасте малыши спят еще 2 раза в день до 2,5 часов. От того, сколько спит ребенок 9 месяцев и будет зависеть период активного бодрствования. В среднем он составляет 3-3,5 часа.

Как мы кушаем

Меню ребенка в 9 месяцев практически не отличается от меню восьмимесячного малыша. Мясо можно пару раз в неделю заменить рыбкой, но только следите, чтобы она была не жирной. При приготовлении молочных каш, кроме рисовой, гречневой и овсяной крупы, можно уже и в прикорм ребенка 9 месяцев ввести ячневую и перловую. Малышу также стоит уже давать и растительное масло, особенно если у него наблюдается склонность к проявлению экссудативного диатеза. Так как масло богато полиненасыщенными витаминами и кислотами, повышает защитные силы организма и улучшает состояние кожи. Обратите внимание на содержание в продуктах , оно вредно. Кроме того помните о том, что питание ребенка в 9 месяцев должно не только содержать определенный ассортимент продуктов, но и постепенно пополняться новыми блюдами. Ребенку можно уже дать попробовать салаты из вареных протертых овощей, винегреты. А овощной суп приготовить не в виде пюре, а нарезанными кусочками картофеля, моркови, рыбу и мяса в виде тефтелей, паровых котлет и так далее.
А тем более скоро ваш малыш научится кушать с помощью ложечки, и будет самостоятельно пробовать кусочки нежной пищи руками. В это время более ярко выражается и эмоциональное . Это относится и к приему пищи. В случае, когда он наелся или предложенная вами еда не нравится ему, он будет баловаться или даже закрывать ручками свой ротик. Желательно не превращать процесс приема пищи в игровое занятие, а постараться дать понять малышу, что этим вы непременно займетесь после того как покушаете.

Девять месяцев довольно интересный возраст для малыша. Ему интересно все вокруг. Ребенок 9 месяцев интересуется практически всем, что может достать. Ведь именно детей на первом году жизни служит определенной основой для формирования всех направлений развития ребенка. В этот период необходимо как можно больше внимания уделить безопасности ребенка. Острые, стеклянные и тяжелые предметы уберите из зоны досягаемости малыша. Также стоит подальше убрать лекарственные средства и другие, опасные для него вещи.

Девятимесячный малыш уже может похвалиться следующими достижениями:

Умеет говорить кое-какие слова, а точнее отдельные слоги. Для него они обозначают определенные предметы. пока еще неслаженна, состоит из обрывков слов. Первые слова для детей этого возраста как жесты. И только от малыша зависит, когда он начнет говорить, в этом вопросе все индивидуально;
- малыш становится более самостоятельным, уже может сам один играть с игрушками;
- мелкие предметы он берет уже не своими пальчиками, а «большими» двумя руками;
- во время ползания легко разворачивается;
- взглядом отыскивает нужные предметы;
- придерживаясь за опору, может уже продолжительное время и ходить;
- подражает поведению уже более взрослого ребенка;
- изучает вместимость предметов и других ящиков;
- маленький непоседа пытается залазить на стул или диван;
- играет сразу с несколькими предметами;
- понимает значение слова «сиди», «иди» и т.п.
У малыша развиваются личностные качества, он начинает уже заявлять о своих интересах. В этот период становления ребенка важно найти и объяснить ему значения слов «можно» и «нельзя».

Игры и речь

К этому возрасту, ребенок уже активно играет с взрослыми, игры выступают инструментом для общения. Игры «ладушки», «сорока-ворона» (проверены временем) помогают ребенку подражать взрослым. Если ребенок 9 месяцев еще не играет в эти игры, то обязательно научите своего малыша. Вы увидите, как он с огромным удовольствием будет хлопать вместе с вами. Научите кроху играть также и с , покажите, как нужно ставить их друг на друга.
Малыш изучает свойства вещей, получая представление об их форме, размерах и текстуре (гладкие и шершавые предметы). В этом возрасте ребенок понимает, что есть съедобные и несъедобные предметы. И убеждается он в этом только на собственном опыте. Потому он по-прежнему все тянет себе в рот. Будьте особенно внимательны: уберите все острые, мелкие и хрупкие предметы куда-нибудь подальше. Конечно, не забывайте и о том, что игрушки для детей 9 месяцев должны быть по возрасту вашем малышу. Для развития речи отлично помогают такие 9 месяцев ребенку как переклички. Малыш начинает проговаривать слова, мама повторяет за ним, произнося все медленно и четко, постепенно добавляя новые слоги. Малыш уже научился требовать. Если ему что-нибудь нужно, то он уже во весь голос будет кричать. Речью кроха начинает владеть параллельно с общим развитием. Обычно если ребенок физически ослаблен, страдает инфекционными заболеваниями, то он, скорее всего, отстает в речевом развитии. На речевое развитие ребенка, как бы это парадоксально не казалось, но влияют и желудочно-кишечные заболевания, которые нарушают питания коры головного мозга. Таким образом, полноценное питание – это основа гармоничного развития малыша.

С новыми силами – к новым открытиям

Познавательное развитие ребенка этого возраста становится все активнее с каждым днем. Малыш с необыкновенным упорством и настойчивостью тянется ко всему новому. Если он захочет, то скажет вам об этом. Чтобы увеличить кругозор своему чаду добавьте дополнительные предметы в его обиход. Чтобы не приобретать новые игрушки пофантазируйте и преобразите уже купленные. Обращайте внимание на все мелочи. В девять месяцев малыш постоянно бросает, катает, бьет об пол различные предметы. Он хочет посмотреть, что с ними случится. Со стороны это кажется случайными движениями, но на самом деле малыш, таким образом, познает мир.

Психологическое развитие ребенка 9 месяцев

Ребенок 9 месяцев уже уверенно использует так называемый «щипковый захват», т.е берет предметы с помощью указательного и большого пальца. Это очень важно, ведь в будущем именно этими двумя пальцами он будет держать карандаш и ручку. Так что уделите этому моменту особое внимание, не забывайте похвалить своего ребенка после того как ему удалось подобным образом зафиксировать предмет.
В этот период он все что видит, пробует на вкус, и крохе достаточно пару секунд, чтобы схватить с пола, какую – либо крошечную вещь и положить себе в рот. Подобные действия необходимо сразу же пресекать. Запрет должен быть твердым.
Следует доступно разъяснять ребенку что можно, а что нельзя. Наступает такое время, когда он с каждым днем становится все более самостоятельным. Ребенок 9 месяцев умеет уже, не отвлекая вас от домашних дел, спокойно самостоятельно сидеть и играть, изучать окружающую действительность. Умственное развитие ребенка тоже дает о себе знать. В возрасте девяти месяцев малыш уже самостоятельно может просунуть стержень в отверстие, сложить или выбросить предметы в коробку. А открывать шкаф и выбрасывать все аккуратно сложенные вещи и вовсе любимое занятие карапуза.

Что мы любим

Ребенок с удовольствием принимает водные процедуры. Он любит бить ладошками по воде, играть с уточками и лодочками. Он сталкивает игрушки между собой, создавая большое количество брызг.
Малыш любит слушать, как его хвалят. Однако нужно уже с такого возраста дать понять ребенку, что если он будет себя вести неподобаемым образом, его ждет наказание. Ни в коем случае не поддавайтесь на капризы маленького шантажиста, не идите у него на поводу. Ребенок уже в 9 месяцев должен учиться вести себя хорошо.

Когда прорезываются зубки

Время, когда у малыша начинает прорезывать первый зуб, родители ждут с особой нетерпеливостью. Это своеобразный этап во взрослении крохи. К началу девятого месяца жизни у большинства ребятишек имеется уже пару зубов, обычно это два нижних зубика, хотя все индивидуально. Не нужно переживать, если десны вашего малыша все еще остаются гладкими. Разница в сроках прорезывания первых зубов зависит от многих факторов. В первую очередь на это влияет наследственность малыша. Поинтересуйтесь у бабушек в каком возрасте у вас и у вашего супруга появились .
Очень важным фактором является и правильное питание ребенка . В этот период в деснах крохи закладывается основа постоянных зубов, поэтому еда должна быть богата кальцием. Также рацион питания ребенка 9 месяцев должен в нужном количестве содержать клетчатку. Так клетчатка, содержащаяся в овощах и фруктах, отлично справляется с ролью зубной щетки. Но и прорезавшимся зубкам малыша необходима нагрузка, а, следовательно, и еда должна содержать небольшие кусочки мяса, рыбы, хлеба, печенья. Необходимо чтобы малыш пережевывал их. Как только еда попадает в рот малыша, он инстинктивно начинает сдвигать ее языком поближе к деснам и пережевывать. Если ребенок 9 месяцев не умеет пережевывать еду деснами, то он пытается языком сдвигать пищу поближе к имеющимся зубам и пробует жевать ими.

Творческая мастерская

Особенности этого возраста дают возможность приобщать их к играм, которые в дальнейшем перейдут в аппликацию, рисование, лепку и п.т. Продемонстрируйте ребенку как можно ручкой, карандашом или фломастером рисовать на большом листе бумаги. А, окуная крохотные пальчики малыша в специально предназначенные для этого пальчиковые краски, непременно дайте возможность маленькому «художнику» размазывать их по куску ткани, листу и даже собственному телу (затем можно смыть теплым душам). Из глины или любого теста можно сделать лепешку и посадив свою кроху на колени, попытаться втыкать в нее камешки, фасоль, фигурные макаронины. А ваш любознательный карапуз будет с большим удовольствием и удивлением их выковыривать. Обязательно отвинчивайте крышки, складывайте вместе порезанные овощи для супа в кастрюлю, перебирайте крупные разноцветные пуговицы, бросайте в корзину ватные шарики или грецкие орехи. Все эти занятия не только очень хорошо развивают маленькие пальчики, дают определенное направление на ребенка, но и быстро увлекают ребенка, при этом доставляя ему массу позитивных эмоций.

Есть забавный афоризм: «У людей мамы вынашивают ребенка не 9 месяцев, а 18: первую половину срока – в себе, вторую – на себе». Конечно, малыши остаются «ручными» и более долгое время, но долю истины этот шутливый афоризм содержит. Именно к 9 месяцам многие детишки осваивают навык ползания и с удовольствием оттачивают его, отправляясь в самостоятельное путешествие по дому в поисках новых впечатлений.

Значительно расширяется и рацион: меню крохи после введения рыбы включает в себя практически все здоровые продукты со взрослого стола. Какими еще достижениями радует ребенок в «солидном» 9-месячном возрасте?

Физическое развитие

В течение 9-го месяца дети в среднем тяжелеют на 500 г и подрастают на 2 см. В итоге вес составляет 7,5-10,5 кг, а рост – 67-76 см. Зубов к девяти месяцам обычно 4 – по 2 верхних и нижних резца, однако меньшее их количество не означает отставания в развитии.

В сутки 9-месячные детишки спят примерно 15 часов: 10-11 ночью и 2 раза по 2-2,5 часа днем. Ночью они просыпаются все реже, могут уйти ночные кормления. Чем активнее малыш проводит день и спокойнее вечер, тем . Вечером ежедневно купайте ребенка – не только для гигиены, но и для сброса дневного напряжения. Подушка до года не нужна.

На 9-м месяце малыши начинают ползать – сначала по пластунски, затем на четвереньках, быстро осваивая активное ползание в разных направлениях. Маленький непоседа не любит отвлекаться от активного познания мира, поэтому иногда его приходится буквально ловить, чтобы накормить, сменить подгузник или одеть на прогулку.

Девятимесячные дети обычно уже умеют садиться самостоятельно из положения лежа. В противном случае нужна консультация врача – небольшая задержка может быть как вариантом нормы, так и проявлением неврологических нарушений.

В этом возрасте карапузы уже влезают на подушки и возвышения, зачастую встают на колени и на ножки, придерживаясь за опору, стоят и даже пытаются прыгать, ухватившись за прутья кроватки. Малыши готовятся к освоению навыка ходьбы – они уже могут стоять с поддержкой за одну руку, переступать ножками при удерживании под мышки, идти приставным шагом вдоль опоры. Если ваш кроха еще не научился этим движениям – не расстраивайтесь и не подгоняйте его: ребенок встанет и пойдет, когда дозреет и физически, и психологически.

Детки осваивают щипковый захват мелких предметов указательным и большим пальцами, находят и подают игрушки или другие известные им предметы, достают и перекладывают вещи между ящиками и коробками, начинают повторять увиденные движения: хлопать ладошками, махать ручкой на прощанье.


Крохи становятся очень активными и мобильными, поэтому одна из главных задач родителей – обезопасить жилище и предоставить крохе возможность и простор для движения: убрать из пределов досягаемости мелкие и острые предметы, закрыть провода и поставить заглушки на розетки, опустить днище кроватки. Не оставляйте одного в детском стульчике, особенно без ремней безопасности – шустрый кроха может расшатать «трон» и выпасть.

Бытовые навыки

Карапуз к 9 месяцам осваивает многие навыки самообслуживания. Малыш умеет пить из чашки, когда ее держит мама, сам протягивает ручки за кружкой, удерживает ее двумя руками с боков или снизу, подносит ко рту и пытается пить. К этому сроку ребенок уверенно держит сушку или кусочек хлеба, обсасывает и грызет ее.

Стимулируйте стремление крохи к самостоятельности: научите снимать носочки и шапочку, помогать вам при одевании, направляя ножку в ботиночек или ручку в рукав, пока кормите, разрешите ему орудовать второй ложкой, во время купания покажите, как пользоваться мягкой мочалкой и позвольте «помыться» самому. Обязательно хвалите старание и достижения малыша.

Психоэмоциональное развитие

В 9 месяцев ребенок начинает активно интересоваться другими людьми, их занятиями и эмоциями, пытается подражать действиям других детей или взрослых. Малыш выделяет любимые занятия, радуется своим успешным действиям, мимикой и звуками проявляет эмоции и чувства: удовольствие, заинтересованность, обиду, по-разному реагирует на обращенную к нему ласковую или строгую речь – улыбается или хмурится.

Потребность в общении у детишек сильно отличается: одни любят прогулки в людных местах, другие тревожатся даже в компании из 4-5 человек. У многих малышей в этом возрасте появляется выраженный страх чужих людей: они плачут, отворачиваются и тянутся к маме, чувствуя себя уверенно только возле нее.

Кроха не просто бесцельно перекладывает предметы, а играет с ними и обязательно пробует на зуб. Позаботьтесь о безопасности: игрушки должны быть крупными, без острых краев и резких запахов, иметь сертификат качества.

Ребенок узнает себя в зеркале, показывает отдельные части тела, играет в прятки. У него появляется любимая игрушка или одеялко, которые становятся талисманами – с ними кроха ощущает себя уютно и безопасно, ни в какую не желая расставаться даже на время стирки. В дальнейшем эта вещь поможет легче «перейти» в большую кровать, принимая на себя привязанность ребенка и избавляя его от страхов.

Познавательное и речевое развитие

Ребенок в 9 месяцев начинает выполнять предметные действия с игрушками, подражая взрослым: берет или отдает, стучит, размахивает, складывает в ящик и вынимает оттуда, пытается снять крышечки. Малыш может брать по игрушке в каждую руку и выполнять с ними одновременные действия. Любимые игры – прятки и бросание игрушек на пол. В этом возрасте ребенок уже может показывать знакомые части тела, в том числе на картинке; действовать с предметами согласно их функциям – мячик толкает, ложку тянет ко рту.

Полезные упражнения и игры в 9 месяцев:

  • извлечение звуков из погремушек, дудочек, пищалок, маракасов, музыкальных игрушек с кнопками;
  • занятия с кубиками, пирамидками и сортерами – игрушками с прорезями;
  • развлечения с предметами, которые можно привести в движение: завести ключиком, толкать перед собой, тянуть за веревочку;
  • перебирание и пересыпание камешков, фасолинок, пуговиц;
  • лепка из соленого теста;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • «чтение» книжек с яркими крупными картинками и плотными картонными страницами.

Все эти занятия благоприятны для развития мелкой моторики и становления речи ребенка.

К девяти месяцам малыши реагируют на свое имя, указывают и подают предмет по названию, понимают часто слышимые обиходовые слова и назначение привычных предметов. Дети громко смеются, лепечут, выражают эмоции голосом, охотно повторяют звуки, слоги и даже отдельные простые слова - «на», «дай», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», подражают звукам животных и транспорта.

Питание

Идеальной пищей для ребенка в 9 месяцев остается молоко или адаптированная смесь, но объем и разнообразие блюд прикорма все больше увеличивается. Кормления – 4-5 раз в день. Появляются явные предпочтения в пище.

В рацион вводится рыба. Давайте ее 1-2 раза в неделю и используйте нежирные виды: минтай, хек, треска, карп, судак. Из-за высокой вероятности аллергии вводите рыбные блюда очень осторожно: малыми дозами и постепенным увеличением объема при отсутствии негативных реакций.

У детей активно , появляется потребность в жевании, важном и для своевременного развития речи. Предлагайте малышу кусочки яблок, моркови, сушки, которые можно брать руками. Часть пюре заменяйте пищей, просто размятой вилкой – начинайте с очень маленьких порций, по мере привыкания увеличивайте кусочки.

Кормите кроху в детском стульчике из ложки, пить предлагайте из чашки – это поможет легче отвыкнуть от бутылочек или груди.

Главные достижения ребенка к девяти месяцам:

  1. Ползание.
  2. «Пинцетный» двухпальцевый захват.
  3. Подражательные движения.
  4. Осознанное бросание предметов.
  5. Эмоциональное включение в общение, повторение слогов и простых слов.
  6. Поиск предметов по названию.
  7. Выполнение простых просьб взрослых.

Особенности питания: включение в прикорм рыбы, переход от пюре к пище с мелкими кусочками, привыкание к питью из чашки и начало обучения самостоятельной еде ложкой.

МИР РЕБЕНКА

В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца.
Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому - малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки

К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах.
В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки - умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, - другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады.
Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения.
Девять месяцев - это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше "работают" руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом.
Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит - это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы - подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго.
Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток". Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры - ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка

Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово - это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.
В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей - снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" - малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения.
Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку.
Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать".
Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, за какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются.
Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать.
Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть - передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.
Время игр

Новые открытия
Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.
"Осязательная" игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой.
В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей.
Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.
Улучшение координации
Поиграйте с ребенком в ладушки
Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.
Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик.
Как сесть на пол
Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.
Дайте ребенку "пирамиду"
Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.
Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.
Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.
Поиграйте в "дай мне игрушку"
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Повседневные дела

Время кормления
Как напоить плюшевого мишку
Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа "как будто" для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше.
Пища для развития
Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке.

Время переодевания
Как переодеть непоседу
Поменять подгузники девятимесячному ребенку - задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю".
Как поймать ребенка
Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его.
Пуховичок для пудры
Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и
покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.).
Паучок, паучок
Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по животику. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры.

Время купания
Пусть ребенок "самостоятельно" помоется
Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени.
Оп-оп
Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка.

Время отдыха
Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку
Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком.
Усыпляющий вальс
Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.

Этот возраст - преддверие первого дня рождения крохи. И сегодня многие дети развиваются настолько активно, что уже в девять месяцев могут, умеют и хотят делать то же, что и в год. Итак, узнаем об особенностях девятимесячных малышей, их психическом и физическом развитии.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

В этот возрастной период у малыша остается два дневных сна по 2 часа и ночной, длительностью около 11 часов. Желательно организовывать хотя бы один сон днем на свежем воздухе. Ночной становится более глубоким, и мама имеет возможность отоспаться. Что касается купаний, то уже не обязательно делать это ежедневно. Вечерние купания можно проводить через день, а днем лишь подмывать дитя. Режим питания остается пятиразовым. Примерное распределение бодрствования и сна выглядит так:

6.00-6.30. Подъем. Утренний туалет. Зарядка.

7.00. Грудное кормление или смесь. Игры, занятия.

9.30. Второе кормление в виде фруктового пюре, каши.

10.00. Прогулка и сон на свежем воздухе.

13.00. Обед в виде овощного пюре с мясом или супа, банана.

13.30. Занятия, бодрствование.

15.00-15.30. Прогулка и второй дневной сон.

17.30-18.00 Ужин в виде творога с фруктовым соком или каши с рыбой.

19.00. Общение с папой, родственниками.

21.00. Последнее кормление адаптированной молочной смесью или грудью.

21.30-22.00. Отход ко сну.

Аппетит малыша во многом определяется его активностью. И если ребенок не ест в положенное время, то не стоит смещать прием пищи на 30-40 минут. Лучше его пропустить. В следующее по графику кормление он поест хорошо.

Купание в этом возрасте уже можно проводить с играми и игрушками. Положительные эмоции перед сном будут способствовать засыпанию. А оно уже должно быть для крохи ритуалом с надеванием пижамы, колыбельной, включением ночника. До года малыш должен спать на твердом матрасе, без подушки.

Физическое развитие детей в 9 месяцев

К этому возрастному рубежу у малыша уже хорошо развиты мышцы конечностей, многие уже ползают, начинают ходить, все больше координируя положение своего тела. Некоторые при этом придерживаются опоры. Движения рук и ног становятся скоординированными, детки сами встают из положения лежа, любят лежать на животе, поворачивая голову в одну и другу сторону. Малыши осознанно тянутся за интересными предметами всем туловищем, крепко их удерживают.

Развитие мелких мышц рук позволяет в этот период обучать держать ложку и приучаться кушать самостоятельно. Дети активно двигают пальчиками, выполняют повороты туловища, наклоны, самостоятельно меняя позу на твердой поверхности.

Рост мальчиков составляет 71,2-72,3 сантиметра, вес - до 9-9,5 килограммов. Что касается девочек, то у них вес - 8,2-8,7 кг, рост - 68,5-70 см.

Умственное и речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Ребенок активно изучает пространство и с удовольствием наблюдает за движением дверей в комнате, открыванием шкафа, слушает звуки, голоса, пытается копировать простые движения взрослых. Самым увлекательным занятием для него является ползание вокруг кресла, например, потому что интересно неоднократно повторять одно и то же действие. Крохе нравится наблюдать за мамой и папой, их общением. В этом возрасте он уже четко различает своих и чужих. У него может появиться реакция боязни незнакомых людей.

Внимание малыша становится более стойким. Он уже способен несколько минут рассматривать один и тот же предмет. Поэтому мама уже должна читать ему детские книжечки с крупными изображениями зверушек, машинок, фруктов. Дитя пытается повторять их названия за родителями, а также звуки, которые издают живые существа. У малышей появляются любимые игрушки. Их он встречает с восторгом и уделяет больше внимания.

В девять месяцев в активном словаре крохи слов пока не много. Они простые, состоящие из двух слогов. Это «баба», «дай», «на», «дада», «ам», «мама», «папа». У каждого ребенка формируется свой активный «словарик», понять который может обычно только мама.

Более широким является пассивный словарь. Это название предметов и действий, на которые дитя реагирует и которые хорошо знает. В их числе и собственное имя. Позже, по мере развития речи, слова из пассивного словаря перейдут в активный при регулярном их повторении.

Ребенок любит копировать взрослых, интонацию их голоса. За это родители должны хвалить малыша. Ежедневно надо знакомить дитя с новыми предметами и действиями, развивая память и внимательность.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Сейчас мы убедимся в том, что умеет ребенок в 9 месяцев уже довольно много. Вот главные навыки , на которые рекомендуют ориентироваться родителям педиатры:

  1. Играет с предметами. Это могут быть книги, и дети сами переворачивают их страницы, просматривая картинки. Некоторые их рвут, и это не более чем исследование, изучение возможностей свих рук. Перекладывание предметов, поглаживание, ощупывание, засовывание в рот - элементарные действия с ними в этом возрасте.
  2. Учится вставать на ножки. Это малыш делает из положения сидя, переставляет ноги, вышагивает, несколько секунд стоит ровно без опоры.
  3. Выбирает игрушки. Ему необходимы яркие и познавательные. Сидя на коленях у папы, он может вытащить из карманчика мобильный телефон. Ему интересно исследовать взрослые игрушки.
  4. Умеет упрямиться. Он интенсивно шатает головой, когда не хочет есть или идти на руки к бабушке. Это проявления своего «я» и характера. И если его заставлять делать то, что он не хочет, то дитя может перейти на крик.
  5. Разглядывает себя на фотографиях, видео. Ему интересно наблюдать за движущимися картинками, рассматривать себя в зеркале. Порой он может пытаться похлопать или поцеловать изображение.
  6. Узнает части тела. Ребенок может показывать, где у мамы носик, глазик, ручка, волосики.

Игры и игрушки для развития ребенка в 9 месяцев

В этом возрастном периоде у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, карусельки, мячики, машинки, куклы. Родителям рекомендуется обращать внимание на свойства таких игрушек: мячик катится, его надо толкнуть; пианино издает звуки, если нажать на клавиши. В детском наборе также должны быть ведерка с игрушками внутри, посудка, разные погремушки, «грызунчики» со специальным гелем для прорезывания зубов .

Специалисты советуют папам и мамам периодически менять игрушки, чтобы малышу было интересно. Не стоит одновременно выкладывать перед крохой все, имеющиеся в доме.

Детям этого возраста очень нравится игра «Прятки» с накрыванием головки платочком; «Большой-большой!» с потягиванием ручек вверх; складывание пирамидки.

Игры в этом возрасте - это простые действия с предметами: кукла ходит, танцует, кушает; машинка едет, жужжит; зайчик прыгает, ест. Во время них родители должны создавать эмоциональный окрас: концентрировать внимание на красоте и чистоте одежды куклы, мягкости мячика, доброте зайчика, который любит малыша.

Игры и игрушки должны помогать крохе познавать свойства предметов, развивать моторику пальцев, память, внимание, творчество.

Ребенок в 9 месяцев царапается, щипается, кусается

Укусы часто сопровождают процесс прорезывания зубов крохи. Они чешутся, болят, и такие действия - это попытки облегчить собственное состояние. Но кусания могут быть не только признаком появления органов жевания. Порой и в 9 месяцев, и в год ребенок может начать и щипаться, царапаться. Иногда это проявление агрессивности и нервозности. В таком случае стоит показать малыша детскому невропатологу.

Но порой такие реакции могут пресекать и сами мамы. Например, если ребенок кусается, то можно попробовать сделать так, чтобы вместо маминой руки он укусил себя за свою. Малыш после этого очень удивляется, возмущается, плачет - и больше не предпринимает попыток укусить взрослых. То же самое касается и щипания. Когда он это делает, то постарайтесь в тот же момент и его легонько ущипнуть за попу.

Некоторые психологи уверены, что кусания - это просто повторение действий мамы или папы, которые покусывают малыша с любовью, легонько. А он, не умея рассчитать свою силу, делает то же, но кусает больно. Специалисты рекомендуют не акцентировать внимание на таких плохих действиях. И тогда при отсутствии реакции взрослых дитя прекращает подобные вещи.

Ребенок в 9 месяцев отказывается от еды, от смеси, от прикорма

Полный отказ от еды с введением прикорма или резкое ухудшение аппетита - проблема, с которой могут столкнуться родители девятимесячного крохи. И в этом вопросе однозначных решений нет. Это может быть проявление кризиса одного года , который наступил раньше, с демонстрацией своего характера. Тогда подобное явление длится недолго, возможно, на протяжении дня, пока малыш не выголодается. Но пить он в это время должен.

Если в такие периоды он остается активным, не плачет, проявляет тот же интерес к игрушкам, то особо беспокоиться не стоит. На этом акцентирует известный педиатр Евгений Комаровский. Он подчеркивает, что в такие моменты кормить дитя насильно не нужно! Ведь от родительской настойчивости у малыша может возникнуть рвотный рефлекс. Доктор объясняет, что такое может случаться с малышами в зимние месяцы, когда у них срабатывает биологическая защита от лишней еды. И если ребенок при этом начинает капризничать, плакать, закрывать глаза, то просто спокойно отодвиньте тарелку - пойдите на прогулку, нагуляйте аппетит.

Можно попробовать просто посадить малыша за стол со всеми членами семьи, которые обедают или ужинают. И тогда, может быть, привычка копировать и наследовать действия взрослых заставит пробудиться аппетит крохи. Рекомендуется также при малыше «накормить» его любимого медведя. Главное - не ругаться и не кричать.

Развитие ребенка в 9 месяцев: Комаровский

Отсутствие насилия и демонстрации родительского превосходства - основы здорового развития малыша в этом возрасте, по мнению педиатра. Это касается кормления и приучения крохи к горшку. Последнее, как утверждает Евгений Олегович, произойдет тем скорее, чем выше уровень физиологического развития малыша.

Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка, который именно в 9 месяцев научился ходить на горшок.

Многократным «ааканьем» можно добиться возникновения условного рефлекса, но целью родителей должно быть не это. «Наполнение пузыря - мочеиспускание» - таким должен быть механизм приучения к горшку. То есть побудительным мотивом является физиологический процесс наполнения мочевого пузыря, а не звуковой раздражитель (типа «а-а-а» или «пс-пс-пс»). До полутора лет дитя не может еще чувствовать процесс его наполнения, а значит, выработанные навыки стойкими не будут. По мнению господина Комаровского, в этот возрастной период лучше заняться формированием навыков самостоятельной ходьбы, стимулировать интеллектуальное развитие ребенка.

Специально для - Диана Руденко

Что еще почитать