Развитие новорожденного малыша по неделям после родов. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Как заниматься с новорождённым

Первые дни с новорождённым. Ну вот вы и дома. А дома, как известно, и стены помогают. В этот же день или на следующий вас обязательно посетит и педиатр, и детская медсестра. Педиатр будет осматривать малыша еженедельно, и медсестра будет приходить.

Совет . Заранее запишите все свои вопросы и не стесняйтесь их задавать. Медработник обязан на них ответить, но имеет смысл помнить, что доктор тоже человек и ему приятнее общаться с доброжелательными людьми.

Торжественная встреча состоялась, гости ушли, цветы стоят в вазах, малыш лежит в своей кроватке. Если вы неделю провели вместе, то уже чуть-чуть знакомы со своим малышом. Но только теперь вы можете начать всё делать так, как вам кажется разумным. Если в роддоме была «форма одежды» — пелёнки, и в палате температура 27 градусов, то ваш малыш освоился именно с этими условиями. Возможно, что дома он будет вести себя иначе, ведь условия изменились.

Ваши задачи на первое время остаются прежними: побольше спокойствия и отдыха рядом с малышом, налаживание режима совместной жизни, кормление и уход, прогулки и купание, массаж и гимнастика, первые игры и общение в те немногие минутки, когда малыш не спит. Помните, что общение, мышечная активность и закаливание — это те три кита, которые являются основой гармоничного развития ребёнка.

Первый год жизни в целом — это период активного роста и развития ребёнка. И особенно важно создать наилучшие условия для крохи в самом начале, когда малыш более всего ограничен внешними условиями, когда от вашего отношения к маленькому человечку зависит столь многое. Для развития мозга крохи необходим приток нервных импульсов, который обеспечивается нагрузкой на органы чувств, сенсорной стимуляцией, а попросту говоря, обилием впечатлений от внешнего мира. Впечатлений самых разных, в самом широком диапазоне.

Совет . Малыш мал и кажется беспомощным, но новорождённый куда более физически крепок, чем нам кажется.

Смотрите на кроху как на человека, которому предстоит покорить большой мир, а значит, его надо знакомить с этим миром, с перепадами температуры воздуха и воды, с самыми простыми и обыденными вещами, с ближайшим окружением. С ребёнком можно и нужно разговаривать с самых первых дней и минут. Ритм народных пестушек, приговорок, колыбельных помогает малышу успокаиваться, совпадая с его внутренними ритмами. Материнский голос даёт возможность малышу чувствовать, что мама рядом, что в этом необъятном мире есть неизменная точка опоры и защита от всего и вся.

Малыш сам может совершать лишь микродвижения, но чем чаще вы берёте его на руки (поднимаете, опускаете, переворачиваете), чем больше вы сами двигаетесь с младенцем на руках, тем больше работает его вестибулярный аппарат, развивается чувство равновесия, напрягаются, а значит, развиваются мышцы, вся опорно-двигательная система. У новорождённых и грудных детей физическое и психическое настолько тесно переплетено, что язык прикосновений и движений тела является для них таким же важным способом общения, как и обращенная к ним речь взрослых.

С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребёнком происходит постоянно, что бы мы с ним ни делали. Кормится ли он грудью, укачивается ли на наших руках, купаем ли мы малыша, делаем ему массаж или гимнастику — помимо чисто практических действий, мы ведём с ним своеобразный диалог посредством самых различных сигналов. Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для взрослого человека непривычных. Зрение и слух «поставляют» малышу гораздо меньше информации, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы. Большую роль играют кинестетические ощущения, т. е. ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать внутрителесными ощущениями. Через движения можно дать возможность малышу получить представление о строении его тела, о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности. Малыш знакомится с окружающим миром, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость и амплитуда.

При желании можно создать для малыша самые комфортные условия на несколько первых месяцев. Но именно в эти первые недели и месяцы у малыша на всю мощность запущены природные механизмы адаптации к любым особенностям внешней среды. Если условия, к которым адаптируется малыш, это комната с закрытыми форточками, тёплые носочки на ножках и ограничение двигательной активности, то он приспособится именно к этим условиям.

Но лучше, преодолев робость, уже с первых дней жизни малыша обращаться с ним не как с хрустальной вазой, а примерно так же, как мамы из тех стран, где малыши первый год своей жизни проводят в тесном контакте с матерью и природой.

Совет. Если ребёнок этого не требует, совершенно необязательно носить его на руках часами. И без того малыш оказывается на руках очень часто. Если он спокойно и с удовольствием находится в кроватке, у вас есть возможность заниматься многочисленными делами.

Правила общения с крохой:

Кормить по требованию, но помнить что период переваривания молока составляет около двух часов;

Не допаивать из рожка (при необходимости допаивать с ложечки) и не пользоваться пустышкой в период установления лактации;

Почаще проветривать комнаты, чтобы воздух был свежим;

Гулять, начиная с 15 минут и до двух и более часов в день;

Соблюдать чистоту, но не стремиться к идеальной стерильности;

Купать, а не «парить»;

Поддерживать контакт «кожа к коже», почаще брать на руки и держать в разных положениях, в том числе и вертикально;

Укладывать спать с собой;

Создавать возможности для физической активности малыша;

Разговаривать с малышом: проговаривать свои действия, читать стишки и потешки;

С помощью первых игрушек стимулировать развитие тактильной чувствительности;

Стимулировать развитие зрения, привлекая внимание малыша к игрушкам;

Стимулировать развитие слуха, устраивая маленькие «концерты» — прослушивание классической и народной музыки.

Игры и игрушки для новорождённого

Сразу после выписки из роддома молодой маме, скорее всего, не до игр. Да и малыш большую часть времени проводит во сне. Но есть детки, которым в силу тех или иных причин не спится. Если малыш чувствует себя хорошо, то он может просто лежать в кроватке, и тогда было бы очень полезно предоставить ему возможность смотреть на что-то более интересное, чем обои. Например, на мобиль с игрушками или гирлянду погремушек. Возможно, для развития зрения и концентрации внимания вы захотите повесить рядом с детской кроваткой в поле зрения малыша графические рисунки с резкими контурами (изображение шахматной доски, концентрические круги, чёрно-белые фотографии).

Совет. Совсем кроху и малыша чуть старше привлекает новизна, поэтому игрушки (стимулы для привлечения внимания) надо менять почаще, хотя бы раз в день.

Если на ручку или ножку малыша надеть браслетик с колокольчиком, то звук будет привлекать внимание малыша. Он, пусть и случайно, своими движениями производит изменения в окружающем его мире.

В ладошку малыша можно вложить погремушку-самоделку (магазинная игрушка слишком велика для крохотной ручки). Касайтесь ручкой малыша самых разных поверхностей и материалов. Носите кроху на руках, показывайте всё, что окружает малыша в доме.

Игры и игрушки для малыша чуть постарше

Если новорождённого можно назвать соней, то малыш чуть постарше — это «наблюдатель», который старается стать «исследователем». Малыш бодрствует дольше и проявляет всё больший интерес к тому, что происходит вокруг него. Малыш остаётся малоподвижным и только пытается контролировать свои движения. Способность рассматривать предмет и следить за движущимся предметом присутствует у малыша с рождения. Его зрение, слух и координация ещё не совершенны, но развиваются с каждым днём.

Зрительный аппарат совершенствуется на протяжении первых 6 месяцев жизни малыша.

Совет . Для развития зрения малышу полезны игрушки, но прекрасной стимуляцией зрительного аппарата будет и путешествие по дому, возможность увидеть знакомые предметы с «новой точки зрения».

Ребёнок начинает разглядывать «движущиеся» предметы, лицо мамы, «находит» свои ручки, всё дольше держит голову, лёжа на животике или находясь на руках мамы. С каждым днём у него укрепляются мышцы спины, шеи. Чуть позже ребёнок радостно оживляется, увидев взрослого, вскоре он начнёт переворачиваться на животик со спинки, опираясь на локти. Малыш пока больше наблюдает, а «играете» вы, стимулируя его активность. Носите малыша на руках: периодическая «перемена мест» поможет малышу узнать новое в окружающем мире.

Ребёнку необходимы игрушки, которые он будет разглядывать, трогать. Для развития умения различать звуки, музыкального слуха нуж- ны не только погремушки, но и ксилофон, колокольчики. Тактильную чувствительность развивают прикосновения к самым разным фактурам и поверхностям.

Если ребёнок хнычет и беспокоится, потрясите погремушкой или заговорите с малышом, находясь вне поля его зрения. Малыш сосредоточит внимание на звуке лишь на короткое время, затем снова может начать «жаловаться». К полутора месяцам малыш будет прислушиваться к голосам, музыке, негромким звукам. К 3 месяцам ребёнок будет отвечать улыбкой на разговор, поворачивать голову и по-разному реагировать на разные звуки.

Малыш очень интересуется своими ручками. Он шевелит пальчиками, пытается схватить игрушки. Затем начинает ими манипулировать. Ребёнок пытается тянуть в ротик кулачок или пальчик. К концу 2-го месяца жизни он может разжимать и сжимать пальчики. Зрительно-моторная координация движений совершенствуется, и малыш начинает дотрагиваться до игрушек.

Совет. Чем больше развиты ручки малыша, тем больше развивается его мозг, тем быстрее и чётче будет звучать его речь.

В этом возрасте игрушки нужны уже не только для разглядывания, но и для касания, а затем и захватывания. Игрушки должны находиться на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Они должны быть хорошо закреплены. Желательно использовать игрушки приятных глазу оттенков, зелёные, голубые, жёлтые. Выбирайте такие, которые удобнее для захвата: кольца, колокольчики. Округлые предметы будут выскальзывать из ручки малыша. В 3 месяца ребёнок уже сознательно бьёт по подвешенным игрушкам. Он внимательно наблюдает, как касание нижних игрушек вызывает движение верхних.

Выкладывайте малыша на животик почаще и оставляйте подольше, привлекая его внимание игрушками, чтобы он подольше удерживал голову. Полезно приобрести или сшить развивающий коврик с пришитыми к нему игрушками, удобными для захвата и ощупывания.

На третьем месяце жизни малыш начинает поворачиваться на бок. Если показать малышу игрушку так, чтобы он мог её видеть, что называется, краем глаза, он повернёт голову, а за ней и плечи, и туловище. Некоторые дети в возрасте 3 месяцев могут перекатываться с животика на спинку.

Игрушки малыша должны быть разнообразными по цвету, форме и фактуре (мягкими, гладкими, шершавыми). Давая малышу игрушки для ощупывания, разговаривайте с ним, повторяя те звуки, которые вы слышали от него: «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о».

Совет . Дайте крохе возможность трогать и захватывать не только погремушки, но и мячики, кубики, лоскутки, ложки. Пока пальчики малыша очень неловки, но любые игры с пальчиками, массаж ручек — это развитие мелкой моторики, а значит, и речевых центров в мозге.

Вот только некоторые игры, в которые можно играть с малышом.

Вкладывайте в ладошку малыша небольшие предметы различной текстуры — комочек бумаги или лоскуток ткани, колпачок от фломастера, короткую ленточку или шнурок.

Перекиньте через перила кровати палку. К ней на эластичном шнуре подвесьте одну-две игрушки на высоте 15—20 см от ребёнка, чтобы он мог ударять по игрушкам.

Возьмите своей рукой ручку малыша, потрясите, погладьте её, привлекая внимание малыша к его кисти. Поиграйте с его пальчиками, нежно помассируйте их.

Вы можете разминать и поглаживать его пальчики, играть ручками малыша в пальчиковые игры. Погладьте ладошкой малыша гладкое стекло, шершавую ткань, мягкую подушку, жёсткую щётку.

Предложите малышу игрушку и помогите ему удержать её, держа своей рукой его ручку. Помогите малышу потрясти погремушку и отпустите свою руку.

Закрепите на ножке малыша воздушный шарик так, чтобы малыш мог увидеть его. Когда малыш будет шевелить ножкой, шарик будет двигаться.

Держите ярко окрашенную игрушку перед лицом малыша и медленно перемещайте её в сторону. Потрясите погремушку, чтобы привлечь внимание ребёнка. Если его внимание направлено на ваше лицо, держите погремушку перед своим лицом. Затем медленно перемещайте игрушку, добиваясь, чтобы малыш провожал её взглядом.

Расположитесь так, чтобы малышу было удобно видеть ваше лицо. Называйте его по имени разными интонациями. Постарайтесь встретиться с ребёнком глазами. Если он гримасничает, повторяйте за ним его мимику. Малыш улыбнулся? Улыбнитесь ему в ответ. Если малыш гулит, вступите с ним в беседу. Послушайте его и ответьте похожими звуками, меняя интонацию на вопросительную или восклицательную.

Привяжите бубенчик к запястью малыша. Малыш быстро уловит связь между звуками и движением ручки.

Разговаривайте или звоните в колокольчик подальше от малыша и рядом с ним. Похлопайте в ладоши, подудите в дудку, позвените колокольчиком. Меняйте тон и громкость звуков. Вначале находитесь рядом с малышом, так, чтобы он вас видел. Затем отойдите подальше, ведь ваша задача — привлечь внимание ребёнка и вызвать в нём желание повернуть голову в направлении звука.

Первые беседы с новорождённым ребёнком

Разговаривайте с малышом, когда вы с ним возитесь: купаете, переодеваете, кормите. Любые действия с малышом сопровождайте речью. Пойте своему малышу песенки, читайте детские стишки. Разговаривая с ребёнком, меняйте интонации. Ребёнку первого года жизни для благополучного развития более всего необходима тесная психоэмоциональная связь с матерью, на основе которой и появляется доверие миру, ощущение безопасности, уверенность в себе. Если мама не «болтушка по жизни», то надо преодолеть некоторое внутреннее сопротивление, чтобы начать одностороннее общение с крохой, который, очевидно, ничего не понимает и почти не реагирует.

Однако малыш понимает наши намерения, если мы даём себе труд объяснить человечку, что и зачем мы делаем, а не обращаемся с ним как с неразумным существом.

Совет . Вы можете «погуглить» статьи и книги Ф. Дальто, известнейшего детского психоаналитика, которая ещё в 50-е годы XX века одними разговорами с грудничками помогала им выздороветь, а в 70-е — организовала первый «Зелёный остров» — центр, где психологи, общаясь с грудничками и детками постарше, но всё ещё не говорящими, помогали родителям осознать важность взаимодействия с малышами и научиться лучше понимать их.

Собственно, ничего сверхъестественного не требуется. Если бы вам пришлось ухаживать за любимой старенькой бабушкой, наверное, вы бы сочли необходимым разговаривать с ней. Сказали бы: «Доброе утро, сейчас будем умываться... Сегодня хорошая погода... Как тебе спалось?» Вы бы читали ей книги и рассказывали, что нового и интересного в мире. Просто потому что её любите.

Помните, наверное, ещё с детства: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки...» (К. И. Чуковский).

Совет . Читайте Александра Сергеевича Пушкина, он, действительно, «наше всё». Есть исследование, согласно которому, дети, много слушавшие Пушкина, успешнее справляются с логопедическими проблемами.

Это не сказка. Дело в том, что, помимо сердечного ритма, о котором мы все знаем, в организме человека пульсирует каждая клеточка. И у крохи происходит настройка всего организма на мамин голос, на стихотворный ритм. Мы потому и любим каких-то определённых поэтов, что ритм их стихотворений совпадает с нашим, помогает найти гармонию.

Когда бы вы ни подошли к малышу, поговорите с ним. Если он беспокоится, сразу отзывайтесь. Поначалу быстро подходите к нему, но постепенно удлиняйте время между словесным утешением ребёнка и вашим появлением у его кроватки. Может быть, малыш успокоится уже от звука вашего голоса. Иногда выбирайте время и подходите к кроватке, когда малыш ещё не зовёт вас. Несколько минут общения помогут малышу понять, что мама помнит о нём, даже если он не возмущается.

Мамам необходимо знать, как происходит развитие новорождённого по неделям, чтобы не упустить возможные отклонения и грамотно организовать уход за грудничком

От рождения до четырёх недель грудничок считается новорождённым. За это время ребёнку предстоит восстановиться после родов, адаптироваться к новому миру и запустить работу всех систем организма. И, несмотря на то, что природа заранее позаботилась о крохе, наделив его огромными возможностями, мамам необходимо знать, как происходит развитие новорождённого по неделям, чтобы не упустить возможные отклонения и грамотно организовать уход.

Первая неделя

Хоть ваш малыш и кажется вам самым прекрасным созданием на свете, его внешний вид может немного отличаться от ожиданий. Привыкая к воздушной среде, кожные покровы новорождённого обретают красный цвет, который сменится на бледно-розовый уже к концу недели. На пятые сутки иногда начинается шелушение. Оно также скоро пройдёт, нужно лишь смазывать кожу детским маслом.

В стерильном кишечнике младенца поселяются полезные микроорганизмы. В течение нескольких суток меконий, первородный кал, сменится на обычный стул жёлтого цвета.

Похожий материал:

За первые 7 дней жизни малыши теряют в весе, по календарю развития этот показатель не должен превышать 10%. Снижение массы тела малютки происходит из-за первоначальных сбоев в лактации и значительных энергозатрат организма. Чтобы поскорее наладить грудное вскармливание, маме нужно чаще давать ему грудь.

Заметив желтушный цвет кожи, сообщите об этом своей патронажной сестре. Не стоит пугаться, обычно он проходит после семи дней без специального лечения.

Основную часть времени малютка спит. В редкие периоды бодрствования он скован в движениях и принимает позу, к которой привык во внутриутробной жизни.

Первое время у новорождённых может наблюдаться небольшое косоглазие, обусловленное слабостью мышц, которые осуществляют движение глазного яблока. Но и это явление соответствует нормам по календарю развития грудничков.

Терморегуляция малыша находится на этапе становления. Одевая ребенка, помните, что перегрев может оказаться не менее опасным, чем замерзание.

Что может недельный грудничок

Новорождённый отлично различает запахи. Уже после 5 дней жизни младенец повернёт голову к смоченному в грудном молоке тампону из ваты.

Вторая неделя

Двухнедельный младенец значительно продвинулся на пути к адаптации. С 8 по 14 день многие не только восстанавливают потерянный вес, но и прибавляют до 150 гр. Заживает пупочек ребёнка, что позволяет мамам ненадолго выкладывать его на животик.

А вот с пищеварительной системой все не так хорошо. По календарю развития наступает время кишечных колик. Неприятными ощущениями, связанными с повышенным газообразованием, страдает всего 20% новорождённых. О том, что капризы и плач ребёнка связаны именно с коликами, можно понять по его подгибающимся к животу ножкам. Это непростое испытание для всей семьи будет длиться на протяжении трёх месяцев. А «скрасить» время и немного облегчить жизнь поможет уйма народных методов и аптечных микстур.

Малыш по-прежнему много спит (15–18 часов). После хорошего кормления вы можете заметить на его лице милую мимолётную улыбку.

Что может двухнедельный ребёнок

Дети на второй неделе жизни способны ненадолго зафиксировать взглядом неподвижные предметы. На расстоянии 20 см новорождённый может разглядеть даже лицо мамы.

Третья неделя

С 14 по 21 день по календарю развития ребёнок набирает ещё 200 гр, чем особенно радует родителей. Двигательная активность крошки возрастает, а мышцы укрепляются, некоторые малыши могут ненадолго приподнять головку.

К этому возрасту вы скорее всего уже нашли способ успокоить плачущего грудничка: одни качают, другие пеленают или дают сразу грудь.

К коликам могут прибавиться ещё и срыгивания. Если их объем не более одной столовой ложки, поводов для беспокойства нет, просто постарайтесь после каждой трапезы какое-то время держать малыша столбиком.

Иногда на его голове появляются корочки. Чаще всего это является реакцией на съеденные мамой продукты или связано с деятельностью сальных желез. Корочки быстро проходят, если их размягчать и вычёсывать мягкой щёточкой.

Что может грудничок трёх недель жизни:

  • разглядывает предметы на расстоянии 0,5 м;
  • проявляет активность на знакомые голоса;
  • затихает при виде чего-то нового;
  • хватает родителей за пальцы и волосы.

Четвёртая неделя

К четвёртой неделе жизни младенец заметно меняется: уходит послеродовой отёк, проявляются черты лица, взгляд становится более сфокусированным.

Голова младенца все ещё не до конца округлилась, на ней можно заметить «живые» роднички, которые поначалу пугают многих родителей. Во время родов они помогли крошке появиться на свет, а сейчас эти уязвимые места детской головки лучше прикрыть тоненькой шапочкой даже в отсутствие сквозняков.

Окрепшие мышцы позволяют ребёнку все дольше удерживать головку лёжа на животе.

В первый месяц гипертонус мышц у детей не считается отклонением, т. к. созревающий мозг новорождённого не в состоянии регулировать работу мышечной системы.

За этот нелёгкий период ребёнок заметно набрал в весе – от 600 до 1000 гр и подрос на 4 см. Это усреднённые нормы по календарю развития, многие малыши их с лихвой обгоняют.

Но особым достижением является проявление «комплекса оживления». Теперь он узнаёт родные лица и осмысленно улыбается в ответ.

Что может грудничок 1 месяца:

  • активно двигать ножками и ручками;
  • выражать эмоции радостным или недовольным криком;
  • узнавать маму по запаху и голосу;
  • в положении лёжа приподнимать голову.

Сколько должен есть новорождённый

Определить объем выпитого молока малыша, который питается на грудном вскармливании, очень сложно. Для остальных деток норму можно рассчитать: умножаем число дней жизни на 10, или свериться с нашей таблицей.

С 10-го дня и до окончания первого месяца дети в среднем потребляют 100 мл молока или смеси. После 4-х недель объем еды увеличится до 120 мл.

Рефлексы новорождённых

Появляясь на свет, ребёнок владеет некоторыми врождёнными рефлексами. С возрастом одни угасают, а другие появляются или усложняются. Отсутствие основных рефлексов, как и их раннее угасание, свидетельствует о наличии патологии.

Защитный

Лёжа на животе, кроха инстинктивно поворачивает голову, проявляется с первых минут жизни.

Сосательный

Если вложить в рот младенцу пустышку или палец, он начнёт активно иго сосать. Этот рефлекс многие мамы могут наблюдать даже на последних УЗИ малютки во время беременности.

Хватательный

Если легонько надавить пальцем на ладонь крошки, он схватится. Иногда сила малыша настолько велика, что можно приподнять его из лежачего положения.

Опорные

При соприкосновении с твёрдой поверхность ножки малыша приподнимаются и опираются на ступни. Если наклонить корпус малютки немого вперёд, он будет забавно имитировать ходьбу. Оба рефлекса исчезнут после 1,5 месяцев.

Рефлекс ползания

Если подпереть стопы лежащего на животе младенца рукой, он оттолкнётся. Его также называют рефлексом Бауэра.

Подошвенный

Если надавить на подушечку стопы малютки, его пальчики будут рефлекторно сгибаться.

Оценку рефлексов проводит врач-невропатолог. Во время диагностики грудничок должен быть покормлен и спокоен, иначе выраженность рефлексов может отличаться.

О нормах их появления и угасания можно узнать из таблицы:

Какими бы темпами ни происходило развитие вашего грудничка, старайтесь меньше нервничать и переживать, ведь ваш настрой быстро передаётся маленькому человечку. И пусть в вашем календаре развития будет побольше праздничных дат!

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

Каждую маму волнует не только здоровье, но и общее развитие крохи. Ведь уход за малышом - это очень трудоемкая и тяжелая работа. На родителей возлагаются все основные функции новорожденного - сон, питание, поддержание тепла. Особенно, если ребенок не такой как все. В таких случаях на родителях лежит двойная ответственность.

Необходимо расслабиться и получать удовольствие от общения с малышом. Помните, что дети расцветают от прикосновений. Потребность в физическом контакте очень важна для ребенка и родителей.

Интересно! Прикосновение высвобождают гормоны в мозге (и у ребенка, и у родителей), которые улучшают настроение, доставляют радость и обладают болеутолящими свойствами.

Первый месяц жизни

В первый месяц жизни малыш реагирует на быстро меняющиеся ощущения. У малыша имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он еще не умеет координировать свои действия.
В представлении малыша нет причино-следственной связи. Все действия и события - что то хаотичное, как и многие движения малыша.

Интересно! Ребенок в этом возрасте лишь только пытается найти себя, учиться управлять своим телом.

Первый месяц - это месяц притирки родителей и малыша. Кроха интуитивно начинает чувствовать защиту. Для родителей же, малыш перестает быть существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет – малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок!

Тело малыша находится еще в сильнейшем тонусе, поэтому следует делать легкий массаж, ежедневные ванночки.

Второй месяц жизни

На втором месяце жизни ребенок уже способен координировать свое тело. Движения рук и ног становятся более плавными и менее хаотичными. Характерный для новорожденных тремор также пропадает. Ребенок начинает держать головку. По исполнению месячного возраста, малыша полезно выкладывать на животик, чтобы укреплять мышцы шейного отдела и спинки. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу.

Интересно! Некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают головку и смотрят вокруг. Но в любом случае необходимо поддерживать малыша под голову.

Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте еще двигается не очень хорошо, опасно оставлять его одного на столе, открытой кровати.

Интересно! Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

В процессе бодрствования малыш активно изучает мир. Иногда можно заметить, как он фокусирует свое внимание на игрушке или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве.

Важно! Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для двухмесячного малыша очень интересны и новые звуки, а не только зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При новом звуке ребенок настораживается, замирает. Если он повторяется несколько раз, малыш перестает обращать на него внимание.

В этом возрасте в сознании малыша укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки ребенок каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Малыш с удовольствием реагирует на нежные прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки малыша кусочками разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти упражнения способствуют развитию осязания малыша.

С этой же целью можно использовать хватательный рефлекс, который у грудничка еще очень силен. Предлагайте ребенку хватать предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные.

Третий месяц жизни

В трехмесячном возрасте у малыша происходит быстрое физическое и нервно-психическое развитие. Меняется модель поведения малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными. В периоды активности ребенок проявляет интерес к внешнему миру. Малыш прислушивается к любому шороху и ищет новые зрительные образы.

В этом возрасте малыш с удовольствием изучает собственные части тела и учится держать их в поле зрения.
Также малыш чаще улыбается. Его радуют уже не только лица родных, но новые и интересные предметы, звуки вызывают у младенца улыбку.

Интересно! В данном возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец каждый день узнает о себе что-то новое, пытается понять кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы.

Четвертый месяц жизни

Некоторые дети в четырехмесячном возрасте пытаются уже самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать. Порой малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползти вперед. Многие малыши в этом возрасте уже могут переворачиваться с животика на спинку и обратно.

Ребенок активно пользуется руками, изучая окружающий мир. Он пытается тянуться за интересующими его предметами. Но пальчики рук малыша еще недостаточно развиты.

Если малыш до определенного возраста, четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см. То теперь он способен фокусировать зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересующий его объект. Ребенок лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

Важно! Главной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех.

Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Ребенок исследует окружающий мир через непосредственное взаимодействие с ней. Пусть малыш станет помощником по хозяйству.

К четырем месяцам вес ребенка удваивается, а к первому дню рождения вес ребенка утраивается.

Пятый месяц жизни

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики.

Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

У детей очень тонкий слух, они поворачивают голову и стремятся отыскать источник даже самых тихих звуков. Также малыши очень чувствительны к музыкальному ритму и оживляются, когда слышат бодрую, заводную мелодию.

В пятимесячном возрасте можно по-тихоньку высаживать мальчиков. Некоторые детки в этом возрасте активно начинают ползать, одновременно, укрепляя мышцы спины и плечевого пояса. Также пятимесячные малыши уже в состоянии схватить нужную вещь, переложить ее из одной ручки в другую. Ребенок повторяет отдельные звуки - "ма-ма", "па-па" и тд.

Важно! Также, в этом возрасте начинают вводить первый прикорм - овощные или фруктовые пюре, сок.

Шестой месяц жизни

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Интересно! Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком.

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха повторяет звуки, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и с богатыми интонациями. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Седьмой месяц жизни

Вашему ребенку 7 месяцев. К этому моменту у малыша появляются первые зубки.

В этом возрасте ребенок сидит уже более уверено и может провести в таком длительное время. У Ему уже нет необходимости опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Более крепкие дети пытаются встать на ноги, держась за опору - или вообще без нее. Но садиться обратно из вертикального положения ребенок еще не научился. Для этого ему необходима поддержка.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или нет, он стремится как можно лучше исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте малыш уже способен ориентироваться в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

В играх малыш может одновременно использовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет.

Интересно! Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

Восьмой месяц жизни

Ребенок в 8 месяцев развивается стремительно, поэтому необходимо внимательно следить за малышом. Так малыш различает все больше предметов и уже способен вернуться к прерванным занятиям. Малыш уже способен концентрировать внимание на вещах (игрушках), а также способен решить поставленную перед ним задачу.

Так как малыш активно развивается не только физически, но и умственно, следует покупать ребенку развивающие игры по возрасту.

В этом возрасте малыш ест, практически, все продукты.

Развитие ребенка в девять месяцев

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов.

Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Он уже способен повторять действия, которые видел несколько дней назад.

Малыши уже не только запоминают предметы, но и умеют различать их. Они пытаются понять их предназначение.

Интересно! Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

Десятый месяц жизни ребенка

Многие дети уже умеют уверенно стоять на ножках и очень довольны собой. Но одни малыши уже в десятимесячном возрасте делают свои первые самостоятельные шаги. Другие же дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого продолжают стремительно ползать.

Очень часто уверенно ползающие малыши двигаются по комнате стремительнее ровесника, который делает первые самостоятельные шаги.

При этом прямой зависимости между умственным развитием и двигательными навыками у детокнет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Важно! Одного из новых достижений данного возраста - умение рвать бумагу. Поэтому необходимо убирать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Отдайте ребенку на растерзание несколько цветных журналов. Но необходимо следите за тем, чтобы малыш не поранился о края журнальных листов.

Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

Многие детки этого возраста предпочитают еще ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Кому-то удается сделать первые шаги с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

Словарный запас малыша к этому возрасту должен варьироваться от 6 до 10 слов. Ребенок уже различает отдельные слова и целые предложения, но сам еще может произнести всего 2-3 слова. Малыш прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте малыш более уверенно ориентируется в пространстве и понимает, что такое "впереди" и "снаружи". Малыш уже более пристально следит за действиями взрослых и играя, ребенка уже сложнее обмануть.

Интересно! Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

Малышу год

Малыш меняет свое отношение к своему окружению. К ребенку постепенно приходит понимание, что он может влиять на близких, и активно использует это. Частенько ребенок начинает баловаться. Ребенок активно начинает подражать старшим. Это указывает на его способность анализировать поведение окружающих.


На протяжении первого года жизни, малыша стоит приучать и к книгам. Выбор книг должен проходить по следующим критериям:

  • из плотного картона;
  • красочная;
  • с короткими сказками.

Также малыша уже можно приучать к горшку. Читайте подробнее как и когда приучать ребенка к горшку в статье: .


Развитие новорожденного (видео)

Развитие ребенка по месяцам (видео)

Что еще почитать