Родительское собрание «Учимся играть вместе» в первой младшей группе. Родительское собрание в форме деловой игры «Здоровая семья – здоровый ребенок Деловая игра родительское собрание в детском саду

Родительское собрание – деловая игра

совместно с учащимися

«В дружбе наша сила»

Цели:

Выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

На основе примеров и жизненого опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;

Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и дружного, сплоченного коллектива.

Воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Участники: учащиеся 3-го класса, родители, психолог и классный руководитель.

Оборудование: магннитофон, фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», рассказы В.Сухомлинский «Как на свете жить», И.Туричин «Дружба», Н. Чабаевский «Одинаковые», В.Осеева «Три товарища», выставка фотографий «Наши праздники и будни», пословицы о дружбе, выставка коллективных творческих работ учеников и их родителей.

Оформление: класс украшен шарами,парты расставленыдля четырех микрогрупп, на столах лежат тексты для коллективного обсуждения, пословицы, цветная бумага, ножницы, клей, листы фатмана. На доске - слова В.И.Даля «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», выставка фотографий,

Подготовка:

За две-три недели до собрания классный руководитель совместно с родительским комитетом обсуждает замысел собрания, проводится анкетирование родителей и детей, оформляется выставка творческих работ и фотографий.

Анкета для родителей

1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?

Всегда доброжелательно, приветливо;

В зависимости от настроения;

Сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?

Только отличника;

Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;

Вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечаете ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг? Почему? Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?

Анкета для детей

1. Есть ли у тебя в классе друг?

2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?

3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

4. Что значит дружить хорошо?

5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?

6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

Отличника;

Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;

Тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой? Как его встречают твои родители?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом

10. Бываешь ли ты в гостях у друга?

11. Как тебя там встречают?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

12. Ты считаешь себя хорошим другом?

13. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

Пословицы:

    Без беды друга не узнаешь.

    Друг познается в несчастии.

    С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

    Недруг поддакивает, а друг спорит.

    Дружба дружбе рознь, а иную брось.

6. Нет друга ищи, а нашел- береги.

Ход проведения собрания:

Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входят три родителя и четыре ученика. Один из родителей выполняет роль организатора работы группы.

Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, а затем предоставляет слово классному руководителю. Звучит песня «Когда мои друзья со мной».

1. Выступление классного руководителя.

Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? (Ответы детей и родителей). Послушайте стихотворение «Что такое дружба?». Ученики читают стихотворение по ролям.

Что такое дружба?- Это что-то огромное,

Спросила я у птицы. Радостное и большое!

Это когда коршун Это когда ребята все сразу,

Летает вместе с синицей. Все вместе играют,

Спросила я у зверя: Это когда мальчишки

Что такое дружба?- Девчонок не задирают.

Это кода зайцу Дружить должны все на свете:

Лисицы бояться не нужно. И звери, и птицы, и дети!

А после спросила у девочки:

Дружба- что такое?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив…

Дружба начинается в семье. Семья- начало нашей жизни, мы в ней растем и взрослеем. Недаром пословица гласит «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Как вы считаете, могут ли родители быть вашими друзьями? (Ответы детей).

Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы, в этом вам помогут ваши родители.

2. Работа в микрогруппах . Каждая группа получает один текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

«Как на светае жить?» В.Сухомлинского; «Дружба» И.Туричина; «Одинаковые» Н.Чабаевского, В. Осеева «Три товарища» .

Тексты для работы микрогрупп

В.Сухомлинский

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, нечего не сказав, побежали гонять в мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос для коллективного обсуждения:

Почему заплакала Катя? Как бы вы поступили?

ДРУЖБА.

И. Туричин

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.

Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я одни буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

Я- твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

И меня примите.

Не примем, - сказал Сережа.

Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

То вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы для коллективного обсуждения:

    Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

    Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

ОДИНАКОВЫЕ.

Н. Чабаевский.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по арифметике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

Да, ты уже хуже стала…

Я? – удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!..

Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты…

Вопросы для коллективного обсуждения :

    За что мама осудила Соню?

    Что бы вы сказали Соне?

    Какие качества характера проявились в поступке девочки?

    Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

3. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаваться и исправиться.

Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания.

А теперь среди пословиц найдите ту, которая подходит к данному правилу, и объясните ее смысл.

(Классный руководитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей, а председатель родительского комитета - ответы родителей. Идет сапостАвление ответов).

Ответы на вопросы анкет детей и родителей в основном совпадают. Это говорит о том, что родители и дети понимают что такое дружба и кто может быть настоящим другом.

А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (Высказывание мнений детей и родителей).

Молодцы! Я вижу, что и у вас, и у ваших родителей много друзей, что многие из вас умеют дружить. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить? (Ответы детей и взрослых).

Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьезные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.

Сегодня у нас в гостях педагог- психолог нашей школы Наталья Викторовна. Она проведет с вами тренинг по сплочению нашего коллектива.

    Тренинг по сплочению коллектива.

Сегодня я хочу провести с вами тренинг по сплочению вашего коллектива. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные мои задания. Вы сможете выполнить эти упражнения, если будете держаться вместе, помогать друг другу и поддерживать.

Упражнение «Акула» Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Мы в открытом море, я предлагаю вам окунуться в воду.Вы ходите по классу, как будто плаваете. По команде «Акула»- вы должны быстро запрыгнуть на островок (лист бумаги), чтобы все оказались в безопасности.

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных островках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Почему вам удалось спастись от акулы? Что понравилось в этой игре? (Ответы детей и родителей)

\6. Коллективное творческое дело.

Что может помочь в сплочению нашего коллектива? Конечно же, разные совместные мероприятия, конкурсы, игры, экскурсии, совместная работа. Мы свами часто проводим такие мероприятия, где участвуюете не только вы, ребята, но и ваши родители. Этому свидетельствует выставка фотографий с разных мероприятий.

Сейчас каждая микрогруппа постарается сделать свой цветок дружбы. Середина цветка – это вы, а лепестки - ваши друзья. Вырежьте лепестки из бумаги, напишите на лепестках имена своих друзей.

(Используя цветную бумагу, дети вместе с родителями выполняют задание под песню «Улыбка». Выставка работ «Вот как много у нас друзей»).

    Итог родительского собрания.

Что вам сегодгя понравилось на собрание? Какой выод вы сделаете для себя? Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?

Потерять друга легко, а найти- очень сложно. Некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.

В заключении все вместе давайте споем песню «Вместе весело шагать»).

    Решение родительского собрания.

Председатель родительского комитета зачитывает решение собрания:

Ежедневно жить по правилам дружбы, которые вывели сегодня.

Принимать активное участие вместе с детьми во всех мероприятиях.

Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Литература.

    Е.Н. Степенов «Калейдоскоп родительских собраний».

    И.А. Каиров «Азбука нравственного воспитания».

    СЛ.С. Бескоровайная «Настольная книга учителя начальных классов».

    Газета «Начальная школа» № 13, 2008 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28

Г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Сценарий родительского собрания

в первой младшей группе.

Деловая игра для родителей «Я сам!»:

воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Воспитатель:

Кондратьева Т.Н.

Цель:
вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;
заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать

План проведения деловой игры:


Атрибуты игры:
- эмблема команды;
- значки капитанов;
- колокольчик;
- песочные часы;
- аудиокассета с записью легкой музыки;
- воздушные шары с листами-вопросами внутри;
- табло для демонстрации результатов;
- бланки-протоколы у жюри

Участники игры: воспитатели, родители.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, у нас с вами необычная встреча. Наше собрание пройдет в виде деловой игры. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Наши детки сейчас находятся в периоде интенсивного развития психики и физиологии.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно у детей до 3 лет. Психологи считают, что ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает до 70% информации об окружающем мире.

Какие они наши дети? Слишком эмоциональны, слишком впечатлительны, слишком внушаемы.

Кроха из первой младшей группы - уникальная личность, и наша задача - ценить, поддерживать и развивать ее.

Важно наблюдать за развитием и поведением ребенка, и не только наблюдать, но и направлять, помогать, учить, т.е. воспитывать.

Итак, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» - воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности».

Жеребьёвка:
Участники игры (родители) вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды). Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- не оспаривать оценку жюри;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.

Уважаемые участники, представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри: Батырова Татьяна Михайловна – старший воспитатель МБДОУ №28.
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ

Итак, начинаем нашу игру.

1 этап: «Разминка». Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 5 минут. (Звучит легкая музыка).

2 этап: «Список дел». Время 3 минуты. 10 мин на обсуждение.
Составьте список дел и действий, с которыми ребенок может справиться без Вашей помощи.
(Звучит легкая музыка).
Список дел обсуждается.

Комментарии воспитателей:

Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

Правильно пользоваться ложкой.

Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Выполнять небольшие поручение взрослых.

Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!


Динамическая пауза: «Найдите собратьев». Каждый участник команды вытягивает листок со словами «кошка», «собака», «лягушка», «петух», «курица». Издавая характерный каждому животному звук, с закрытыми глазами, участники должны сгруппироваться в 5 групп. Задание не оценивается. Вопросы: Легко ли вам было найти друг друга? Какие трудности вы испытывали? Игра вызывает у участников положительные эмоции.

3 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушных шаров. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.

1 шар: Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Комментарии воспитателя:

В принципе воспитание самостоятельности - это приучение ребенка к той мысли, что для него - как и для всех в доме - существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.

Стремление делать все самому - это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека. Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, - самостоятельность в еде. Как только вы - спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, - покажете, как держать ложку правильно, у ребенка со временем начнет получаться доносить ее до рта полной. Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу - и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.

Понятно, что в два с половиной года ваша дочь или сын еще не могут снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках, сандаликах (одетых при этом на "правильные" ноги!) способны вполне - равно как и замотать шею шарфом. Вот и не делайте этого за них, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а ваш ребенок, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Потом пусть дети сами надевают джинсы, учатся застегивать молнию на куртке и так далее.

Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него - игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках - это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.

Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Например:

Игра: «Добрые ручки». Эта игра очень полезна детям – «хулиганам».

В эту игру можно поиграть дома. Положите «нашкодившие» ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д. Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.

4 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.
Разбор ситуаций.
Для первой команды. «Кирилл (2,5 лет) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Примерные вопросы:
- Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
- Как вы думаете, почему она так поступила?
- Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
(Воспитатель: В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.)

Для второй команды. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы
- Чем обусловлена беспомощность Алеши?
- Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
- Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Комментарии воспитателя:

Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае - беспомощным, упрямым.

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" (сам "наделся") - имеет полное право на прогулке кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".

Динамическая пауза: «Соберите пирамидку». Команды встают в две колонны. Кто быстрее соберет пирамидку без стержня. Задание оценивается.

6 этап: «Список прилагательных». Время 7 минут.
Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок еще не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех.

Предлагается каждой команде назвать прилагательные или определения самостоятельности. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка, обладающего навыками самостоятельности?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (целеустремленным, уверенным, чистым, аккуратным, ухоженным и т.д).

Воспитатель: в нашем детском саду для воспитания у детей самостоятельности мы используем такие педагогические приемы и методы, как:

  • Игровая мотивация.
  • Эмоциональный настрой.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Многократное повторение действий.

Показ родителям режимных моментов в детском саду на видеопроекторе.

Итоги анкетирования

Воспитатель: Предлагаем Вам проявить себя в творчестве.

7 этап: Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).

Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.

Ведущий: Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых - развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Итак, слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги. Родителям раздаются памятки

  • по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста;
  • по ПДД;
  • по противопожарной безопасности в быту.

И напоследок: игра, направленная на сплочение родителей и воспитателей «Воздушные шары».

Воспитатель: (обращает внимание на большое количество воздушных шаров).

  • Какие воздушные шары? (Разноцветные, круглые, легкие и т.д.)
  • Как вы думаете, сможет ли один родитель или один воспитатель удержать все эти шары в руках без помощи ниточек? (Нет).
  • Да, не сможет, не смотря на то, что они легкие. А давайте попробуем все вместе удержать шары в руках!

Родители и воспитатели берутся за руки и, не разъединяя рук, вытягивают их в центр получившегося круга. Затем в этот «круг из рук» сверху на руки кладутся воздушные шары (по количеству человек).

Воспитатель: Совместными усилиями, собравшись в единое целое, мы смогли удержать шары на руках. Только сообща, поддерживая и понимая друг друга мы сможем вырастить из наших малышей всесторонне развитую самостоятельную личность. Так пусть же наши с вами отношения будут всегда такими же положительно яркими и легкими, как эти воздушные шары! И давайте каждый возьмет себе по шарику, как символ нашей с вами большой дружной семьи!

Спасибо за игру!

Литература

1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.


Ф.И.О. педагога: Сайфиева Елена Игоревна

Название и номер образовательного учреждения: Государственное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад № 69 Выборгского района

Должность : Воспитатель

Контактная информация:

Тел.: 558-84-37

Моб: 8-911-152-01-34

E-mail: е[email protected]

Представляемый на конкурс материал: сценарий (конспект) проведения родительского собрания в ГБДОУ

Номер и название конкурсной номинации: Номинация № 1. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в ГБДОУ.

Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры .

ТЕМА: «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»

В.А. Сухомлинский

Участники: педагоги, родители.

Цель: создание системы в работе по воспитанию детей в семье; структурирование работы воспитателей с родителями, придание ей комплексного характера; ориентирование родителей на саморазвитие и самосовершенствование; создание в группе атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Задачи: обогатить знания, установки и умения, необходимые для ухода за детьми и их воспитания, гармонизировать семенные отношения, помочь осознать ответственность за воспитание ребёнка, понять мир ребенка, который надо уважать, чувствовать, беречь.

Подготовка к собранию:

1 этап. Подготовительный.

Изготовление детьми приглашений на собрание с учетом его темы

Изготовление плакатов с русскими народными пословицами о воспитании.

Оформление фотовыставки «Мама, папа, я - счастливая семья»

Оформление выставки детских рисунков «Моя семья»

Анкетирование родителей

Создание детского словаря «Что такое семья»

2 этап. Ход собрания

Воспитатель приветствует родителей и задает вопрос: «Как Вы думаете, что такое семья? И какова её функция?» (Ответы родителей, зачитывание ответов детей).

Воспитатель объявляет игру.

  1. «МИШЕНЬ ЦЕЛЕЙ»

«Тот, у кого нет цели, не может найти правильного пути. И тогда вся его жизнь превращается в замкнутый круг» Х. Моргенштерн

Цель:

Помочь родителям обозначить стратегию семьи с учетом мнений и интересов всех её членов.

Помочь родителям сформулировать цели семьи на ближайшее время

Донести до родителей, что если они не определили цели, их действия традиционны, как и достигаемые результаты. Иными словами: делая то же, что и всегда – получаешь то же, что и всегда.

Вспомогательный материал: расчерченный плакат на четыре графы на каждую семью.

Проведение игры: раздать родителям пустые плакаты, определить время заполнения – 10 минут, затем попросить представителя от каждой семьи выйти и выступить перед остальной аудиторией и презентовать цели своей семьи. Для помощи родителям раздать вспомогательные карточки с вопросами. Вопросы и образец заполненного плаката оформлен в Приложении № 1.

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАУЗА

Воспитатель объявляет интеллектуальную паузу и задает задачу: «Сколько в семье человек?»

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка, и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший я.

Какая же у нас семья?

Воспитатель выслушивает ответы и объявляет новую деловую игру.

  1. «ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»

Цель:

Наглядно продемонстрировать, как важно правильно поставить задачу для правильной реализации.

Наглядно продемонстрировать, как важно умение слышать и слушать друг друга.

Вспомогательный материал: мозаика, буклет на котором нарисована коровка.

Проведение игры: из числа родителей выбираются три человека: два остаются в зале, один уходит в другое помещение. Два оставшихся человека поворачиваются спиной друг другу, первому дается буклет с нарисованной коровкой, он пытается устно донести до партнёра, что у него в руках, и что должно получиться в результате (чем подробнее будет описание, тем лучшим будет результат игры, вопросы второму участнику задавать не возбраняется, а только приветствуется). Время ограничено: 5 минут.

Первый участник с буклетом удаляется, входит третий участник. Ему задавать вопросы и разговаривать запрещено. Он должен сделать только то, что будет просить делать участник № 2. Цель: собрать из мозаики коровку, идентично повторяющую картинку буклета. Время ограничено: 5 минут.

Затем участники собираются вместе, и аудитория обсуждает, что помогло в ходе игры, а что помешало достичь цели.

Образец буклета оформлен в Приложении № 2.

  1. «ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ»

Цель: наглядно продемонстрировать, на примере эластичной резинки, как важно постепенно усложнять поставленные ребёнку задачи, расширять его кругозор.

Вспомогательный материал: тонкая резинка для денег.

Проведение игры: воспитатель берёт резинку в руки, и перед аудиторией демонстрирует, натягивая резинку на указательном пальце правой руки на 5 см, поставленную перед ребенком цель (например, прочтение одной страницы из книги), затем подтягивает палец левой руки, и показывает, как натяжение резинки ослабевает, что означает, что результат стоит на месте, и нужно при приближении к цели, резинку натягивать все дальше и дальше. Цель: сегодня – прочтение 1 страницы из книги, на неделю – прочтение половины книги, на месяц – прочтение целой книги. Схема планирования отрезка времени и рисунок натяжения резинки обозначены в Приложении № 3.

Воспитатель объявляет новую деловую игру.

  1. «ПООЩРЕНИЕ РЕБЁНКА»

Цель:

Наглядно продемонстрировать родителям, как важно поощрять ребенка на этапе правильно выполненной задачи, как важно использовать позитивное подкрепление.

Проведение игры: Для игры необходимы два человека: «обучающийся» и «тренер». Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и обучающимся и тренером, прежде чем группа утомится; наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете обучающегося из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Обучающийся приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер хлопком подкрепляет движения в направлении желаемого действия . Обучающийся должен понять, что хлопок производится именно тогда, когда действие совершено правильно.

Разговаривать запрещается. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

  1. ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ

Родители озвучивают заранее подготовленные цитаты о воспитании и защищают их.

  1. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА

Чтение стихотворения В. Шапова «Почему?». Пауза заканчивается цитатами о роли отца в воспитании детей.

  1. « 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ»

Обсуждение памятки 10 заповедей родителей. Памятка представлена в Приложении № 4.

Родители подводят итоги, оформляя протокол собрания. Решено:

  1. Поддерживать в семье положительный психологический климат, выделяя больше времени для общения со своим ребенком
  2. Обозначить цели по схеме планирования отрезков времени.
  3. Придумать герб своей семьи, отображающий её интересы и традиции, оформить выставку лучших семейных гербов.
  4. Составить картотеку вопросов детей и авторских загадок в группе и дома (Почему? Зачем? Отчего?)
  5. Создать совместный словарь взрослого и ребенка « Семья – это»
  6. Подготовить презентацию «Наша прогулка по городу»

Приложения № 1.

Вопросы, относящиеся к целевым формулировкам и способствующие правильной постановке цели:

  • Что? Результат?
  • Когда? Когда он должен появиться на свет?
  • Какой? Каким он должен быть?
  • Кто? Кто им будет пользоваться?
  • Зачем? Зачем ему это? Каков смысл результата для него?
  • Почему? Почему это необходимо?
  • Как? Как будет оцениваться/измеряться результат

Приложение № 2.

Приложение № 3

Приложение № 4.

  1. НЕ жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. НЕ думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. НЕ требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. НЕ вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что ты посеешь, то и взойдет.
  5. НЕ относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. НЕ унижай!
  7. НЕ мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
  8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Список литературы:

  1. Н.М. Метенова. Родительские собрания. Часть первая. ИПК «ИНДИГО», 2009
  2. Т.Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2006
  3. С.В. Глебова. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель», 2005
  4. Л.Е. Осипова, Работа детского сада с семьей. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
  5. «Дошкольное воспитание». Журнал № 3, выпуск 1994 года.
  6. Карен Прайор. «Не рычите на собаку», Селена +, 1995

Главная > Документ

3.5. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха. Мне нравится. Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: "Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)" Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру. Круг общения. Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека. На прогулке. Все присутствующие встают в круг. Учитель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: "Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой. И т. д." Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре. Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут. Поезд. Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним. После 5-7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами. Троллейбус (трамвай, автобус, метро). На счет 10 участники должны поставить стулья в два ряда напротив друг друга, сесть и запомнить, где кто сидит. На счет 7 нужно поменяться местами с кем-нибудь из участников, сидящих напротив. На счет 3 нужно вернуться на свое место. Переходы делаются без спешки. Сороконожка. Все участники выстраиваются в шеренгу и пытаются передвигаться с одной ноги (с правой или левой), повторяя все движения за ведущим. Затем проводится анализ ощущений каждого участника. Строим квадраты. Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить. Строим пирамиду (башню). Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела. Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями. Мимика и жесты. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов. Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д. Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая кого-либо из присутствующих, побитая собака, пчела на цветке, поросенок на кактусе, невеста на свадьбе и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы лучше в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах. Походите по комнате так, как : если бы вы были стеклянным, резиновым, надутым, как воздушный шарик, песочным, плюшевым, деревянным и др. Хлопки. В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д. Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д. Определи цвет. Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками. Пишущая машинка. Всем участникам раздаются буквы. По команде учителя участники становятся по алфавиту. Задается пословица, поговорка или строчка из стихотворения, и участники "печатают" ее, отхлопывая каждый свою букву, знаки препинания. Все вместе отхлопывают паузы. Арифмометр. Вариант пишущей машинки, только с цифрами. Выполняются простые арифметические действия. Озвучивание. Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна по увиденному создать сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершении игры идет обмен сценариями. Гомеостат (групповая совместимость). Участники становятся в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего "выбрасывает" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники "выбросили" одно и то же количество пальцев. Предварительно договариваться об этом нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не справится со своим заданием. Игра выявляет взаимоотношения в группе.

3.6. Приемы завершения родительских собраний

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии. Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос. Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом. Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации. Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме. Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий. Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания. Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта. Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д. Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания. Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника. Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник. Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?" Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя. Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний. Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видиокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения. Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует. Работа в круге. Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др. Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.

ГЛАВА 4 Беседы для родителей

Беседа 1. Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети). Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Конкурсант:

Новосёлова Мария Александровна

МКДОУ детский сад «Золотая рыбка -3»,

п. Юмас, Кондинский район, ХМАО-Югра

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Вспомнить разнообразные способы и приемы воспитания.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Привлечь родителей к обмену мнениями по данной теме.

Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.

Предварительная работа: анкетирование родителей, разучивание с детьми старшего возраста тематических частушек.

Пособия и материалы: анкеты для родителей (приложение 1), две куклы – мальчик и девочка, листы бумаги, фломастеры, аудиозаписи для релаксации (используются во время выполнения заданий), аудиозапись «В мире много сказок», фонограмма для частушек, шаблоны кактуса без иголок и цветка без лепестков на листах ватмана.

Ход собрания:

Здравствуйте, дорогие родители. Начать наше собрание хочется строками поэта Эдуарда Асадова:

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Нет, беды не сами собой являются,

Хотите вы этого, не хотите ли,

И дети с пороками не рождаются,

А плюсов и минусов набираются

Все чаще от мудрых своих родителей.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни примеряет разнообразные социальные роли – ребенка, дочери, брата, сестры…, но самая главная роль – родитель.

Появление ребенка в семье существенно влияет на жизнь семьи в целом, большую часть времени приходится уделять маленькому существу, который требует особого внимания. Меняются не только жизненные устои семьи, меняются взрослые, которые либо активно, либо пассивно участвуют в жизни ребенка, оказывая огромное влияние на детское развитие. Родитель, не имея специального образования и подготовки, методом проб и ошибок старается выстроить свою линию воспитания, свою методику. В каждой семье она уникальна и своеобразна, каждый родитель стремиться вложить все самое лучшее в воспитание ребенка, осознавая, что все приобретенное в детстве будет являться фундаментом личности человека на протяжении всей жизни.

Далеко ушли в прошлое всем известные методы «кнута и пряника», человечество развивается, меняются жизненные устои, но в тоже время существуют определенные методы, которые на протяжении многих лет доказывают свою эффективность в воспитании детей.

Наше общение пройдет в форме деловой игры – мы вместе постараемся не только вспомнить как можно больше методов воспитания, а еще попытаемся найти новые.

(родители делятся на 2 команды, желательно по половому признаку детей, команда родителей девочек и команда родителей мальчиков.)

Командам даются соответствующие названия команд – «Умники» и «Умницы»

1 задание « Разминка»

(на столы каждой команде выкладывается любой овощ)

Перед вами всем знакомые продукты питания. Кроме традиционного использования этих предметов в пищу, найти как можно больше приемов традиционного и нетрадиционного использования.

(Например: помидор – жонглирование, игра «Узнай по вкусу», игра« Узнай на ощупь», выкладывание узора из нарезки помидоров, метание в цель и т.д.)

Ведущий благодарит участников и подводит итог:

Каждая команда получила равноценный материал в виде овоща и нашла свои способы использования. Так и в жизни воспитывая ребенка, чтобы добиться цели можно использовать один метод воздействия, а можно взглянуть на проблему с разных сторон и найти множество приемов, более действенных и эффективных.

2 задание «Внимание, у вас ребенок!»

Ни для кого не секрет, что жизнь кардинально меняется с появлением в доме малыша….

«Внимание, у вас появился ребенок!» (перед родителями на столы выставляются игрушки, для родителей команды девочек – кукла-девочка, для родителей команды мальчиков – кукла-мальчик)

Каждый хочет видеть в нем состоявшуюся личность, наделяя его такими качествами, которые помогут ему жить и развиваться в человеческом обществе.

Задание: - Наделить вашего «ребенка» 5-ю качествами личности, учитывая пол вашего «ребенка», которые для вас являются приоритетными, значимыми в жизни. (Например: целеустремленный, воспитанный и т.д.) и запишите на листах бумаги.

Родители зачитывают свои записи.

Какими хорошими качествами вы наделили своего ребенка, а сейчас нужно определиться и подобрать такие способы и приемы воспитания, которые помогу вам воспитать ребенка с личностными качествами, которые вы выбрали. Разнообразие использования методов приветствуется.

(Родители записывают на листах бумаги в форме лепестков, в ходе обсуждения ведущий помогает правильно сформулировать ответы. Например: «воспитанный» – личный пример, чтение художественной литературы, беседы и т.д.)

После выполнение задания, «лепестки» собирает помощник.

3 задание «Сказка ложь, да в ней намек»

Звучит детская песня « В мире много сказок»

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А сейчас вспомним всеми любимые сказки. Назовите как можно больше детских произведений, в которых взрослые допускали ошибки в воспитании детей (например: «Гуси-лебеди» - оставление детей без присмотра, «Хаврошечка» - грубое отношение к ребенку т.д.).

(родители записывают на листах бумаги в форме треугольников - «колючек»)

Записи озвучиваются родителями (члены противоположной команды могут вносить свои поправки и дополнения)

(после выполнения задания помощник собирает «колючки»)

Ни для кого не секрет, что порой рядом с правильными методами воспитания могут присутствовать и нежелательные, влияющие негативно на развитие ребенка. В то же время наказание, как метод имеет место быть, но не в той форме, которая была раньше (физическое воздействие), это может быть замечание, общественное порицание, отстранение от важного дела, исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд, осуждение, возмущение….

Музыкальная пауза.

Главные участники воспитательного процесса – дети, тоже имеют свое мнение, для вас звучат «Детские страдания» (приложение 2)

(во время выполнения 4 задания, помощник с помощью двустороннего скотча приклеивает лепестки и колючки на шаблоны цветов на ватмане)

4 задание «Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает» Колеридж

Дать совет родителям в решении педагогических проблем.

(Обсуждение проблемных ситуаций по результатам анкетирования. Если родители не указали проблемы в воспитании, педагог подбирает сам)

Ведущий обращает внимание на получившиеся цветы (приложение 3)

В воспитании, как и в природе все взаимосвязано. Кактус выживает в условиях пустынь, где жгучий зной сменяется пронизывающим холодом. Недостаток тепла, питательных веществ, суровые ветры сделали свое дело, растение вырастает колючим одиночкой.

Самое большое разнообразие растений произрастает в условиях комфортных условиях тропических лесов. Богатство красок, ароматов делают их привлекательными для большинства окружающих, но в то же время не надо забывать о трудностях адаптации этих растений в измененных условиях. Взрослым в воспитании детей нужно найти такие методы воспитания, которые помогут урегулировать невидимые весы воздействия на развитие, чтобы не вырастить исключительно «тепличного» или «колючего» ребенка.

В конце обсуждения ведущий благодарит участников игры, подводит итог и озвучивает решение собрания:

Использовать в воспитании детей разнообразные методы воспитания.

Относится со всей серьезностью к процессу воспитания детей, стараться быть для детей хорошими родителями.

Ведущий прощается, благодарит за участие.

Что еще почитать