Сборка модели самолета из бумаги. Общие рекомендации при изготовлении моделей из бумаги. Установка шпангоутов и противопожарной перегородки

Боевые качества нового самолета летчики противника оценили в полной мере. Маневренность и скорость, сильное вооружение - все это позволяло ЛА-5, новой машине Семена Алексеевича Лавочкина, ни в чем не уступать недавно появившемуся на фронте модифицированному немецкому Ме-109Г.

По конструкции ЛА-5 был цельнодеревянной, из модифицированной дельта-древесины. Фюзеляж типа полумонокок, с обшивкой из березового шпона, оклеенный полотном. Вот его технические данные:

Взлетная мощность двигателя - 1420 кВт,
Номинальная мощность - 1270 кВт,
Взлетная масса - 3326 кг,
Скорость у земли - 515 км/ч,
Скорость на максимальной высоте - 600 км/ч,
Продолжительность полета - 3,36 ч,
Вооружение - две 20-мм пушки СП-20 (ШВАК).

Предлагаем пополнить свой музей моделью знаменитого самолета. Ее масштаб - 1:30.

Приготовьте ножницы, линейку, шило, острый нож, прозрачную пленку, канцелярские скрепки, картон, ватман, копирку, клей ПВА или "Момент".

Развертки деталей с помощью копирки и лекала переведите на лист плотной бумаги. Сборку начните с фюзеляжа - на нем крепятся все остальные детали самолета. Обратите внимание на соединительные полоски. Конфигурация их на развертках не показана, но изготовить их не сложно, так как они повторяют очертания сторон сопрягаемых деталей фюзеляжа, а по ширине составляют пять миллиметров.

Перед сборкой заготовки покрасьте. Самое простое - воспользуйтесь цветной тушью. Сверху ЛА-5 окрашивается в зеленый цвет с коричневыми защитными пятнами, а снизу - в голубой. Остекление кабины - светло-голубого или серого цвета. После покраски высушите детали под прессом, чтобы они не покоробились.

Теперь приступайте к сборке. Склеив последовательно все узлы, вклейте на торцы соединительные полоски и придайте узлам эллипсоидную форму. Соедините узлы между собой. Воздушный винт собирается из кока и лопастей. В первую очередь соедините концы разверток 25, а затем вклейте шпангоуты 25а, 25б, 25е. В центре шпангоутов 25а и 25б проколите отверстие, чтобы готовая секция кока могла свободно вращаться на булавке. Лопасти склейте из деталей 26, вложив в них заостренные кусочки канцелярской скрепки. Концы их, выступающие из лопастей на 3 мм, воткните на клею в кок так, чтобы они прошли между шпангоутами 25а и 25б.

Начинающие моделисты могут ограничиться изготовлением только фонаря (детали 12а, в, е). А более опытным советуем сделать фонарь прозрачным и дополнить сборку кабины внутренним оформлением. Это придаст модели большее сходство с настоящим самолетом. Вырежьте секции окон 5 и наклейте их на кусочек прозрачной обертки от сигаретной пачки. Детали оформления кабины не показаны из экономии места. Но думаем, нетрудно изготовить их самостоятельно.

Хвостовое оперение состоит из киля и стабилизаторов. Изготовьте киль из детали 8 и приклейте и шпангоуту. Детали стабилизатора одинаковы, поэтому заготовьте их две, вторую - в зеркальном изображении.

Окончательно собранный фюзеляж отложите в сторону и дайте клею высохнуть.

А сами займитесь крыльями самолета. Вначале соберите каркас центроплана. Его детали изготовьте по контуру обшивки (деталь 14). Подобным же образом соберите правую и левую консоли. Затем приклейте их к центроплану и обклейте обшивкой. Остается прикрепить к фюзеляжу готовое крыло. Место его расположения показано на секциях 4 и 5.

Шасси модели имеет две основные стойки и хвостовое колесо. Первые согните из скрепок по шаблону, чтобы они были одинаковыми. На оси насадите колеса, вырезанные из парных деталей 20. Концы основных стоек пропустите сквозь обшивку центроплана 14 и зафиксируйте клеем. Хвостовое колесо склейте из деталей 23 и 22. Стойку хвостового колеса приклейте снизу к секции 7.

Остается наклеить на фюзеляж и крылья звезды, опознавательные знаки и номера, а также удалить излишки клея, подкрасив незакрашенные места. Если стенки фюзеляжа в швах получились грубыми, подровняйте их лезвием безопасной бритвы, а потом подкрасьте. Полностью собранную модель можно покрыть слоем бесцветного нитролака или лака для волос.


Сайт Пан-Ас, сайт самоделок - на сайте есть все, что можно сделать своими руками: поделки, самоделки, украшения, детские поделки. Сделай их сам, своими руками и получи от этого настоящее удовольствие.

Похожие материалы:

С детства у меня была тяга к игрушкам. Но больше всего меня интересовали радиоуправляемые игрушки. В детстве у меня не было таких игрушек. Сами понимаете ссср родители не могли позволить себе такое. Что касается кружков радио любителей этого тоже не было. А как этого хотелось.
Когда уже вырос появилось возможность купить любую игрушку. Тяга по прежнему была сильной. Но покупать готовое решение было не интересно. Главное же не сама игрушка а сделать что-то самому. И я решил сделать радиоуправляемый самолет своими руками.

Необходимые инструменты и материалы:

  • канцелярский нож
  • клей пистолет
  • металлическая линейка
  • скотч
  • пенокартон

После многих просмотров различных материалов и чертежей я остановился на пенокартоне. Пенокартон это удивительно легкий и прочный (относительно) материал. И для самолета это просто идеальный материал. Кстати и не только для самолета.
Пенокартон бывает разных диаметров я встречал 0.3, 0.5 и 1 см

В рунете полно вариантов самолета своими руками и с другими материалами. Главное прочность и легкость материала.

Прикупил я несколько листов пенокортона толщиной 3 мм. Размер 900 х 700 мм. Для небольшого самолета достаточно и двух листов.

Для того чтобы вам сделать самолет с правильными пропорциями и чтобы он подчинялась законам аэродинамики вам нужно обладать некими знаниями или скачать чертежи в интернете. Я поленился и пропустил этот момент. у меня самолет получился в нужной пропорции но сделан не по расчетам и схемам. Конечно для радиоуправляемого самолета не нужны расчеты как в авиастроении, но все же надо учесть некоторые моменты.

Из готовых эскизов собираем самолет с помощью пистолета клея. местами нужно применить уголки прочности. Принцып построения самого самолета показано в этом видео. Весь самолет был построен по этому принципу.

Вот из этого что получилось у меня.

Я для красоты обтянул самолет самоклеющейся пленкой.

Органы управления

Для органов управления самолетом необходимо докупить детали. Обычно я покупаю детали на китайских сайтах. ПО мне лучше подождать 15-25 дней нежели переплатить большую сумму.

Основные детали:

мотор
серво приводы (4шт)
регулятор скорости
аккумуляторная батарея 11.1 или 7.4 вольт

Мотор — Mystery Бесщеточный электродвигатель 13000 оборотов в минуту (11,1V) заказал на китайском сайте.

Плюсом этого мотора в том что можно использовать разное напряжение 11.1 или 7.4 вольт

Регулятор скорости тоже поддерживает напряжение 11.1 или 7.4 вольт. Заказал на китайском сайте.

Серво приводы — сервомашинки. Обычные маленькие. для управления элеронами, рулем высоты и руля управления. в моем случае я применил 4 штуки. 2 на элероны, 1 на руль высоты и 1 на руля направления.

Органы управления самолета:

Органы управления радиоуправляемого самолета такие же как и у настоящего самолета. Отличие только в отсутствии закрылок. для таких маленьких радиоуправляемых игрушек закрылки не нужны. Но можно применить.

Для управления самолетом заказал пульт управления 4х канальное. Бюджетный вариант. Купил на сайте Алиэкспрес за 1300 рублей.
Пульт продается вместе с приемником.

Подключение элеронов из двух сервомашинок

Схема подключения:
Чтобы правильно подключить электронику используйте инструкцию. В основном все приемники подключается одинаково.
Для подключения 2 сервоприводов на элероны используйте У кабель. Но этот кабель можно и самому сделать.

Подключение органов управления к приемнику

При этом нужно поставить сервомашинки так чтобы они при движении двигались в разные стороны.
Схема подключения электроники к приемнику радиоуправляемого самолета.

Настройку работы всех органов управления нужно производит методом испытаний и тестов.

Пока я испытывал свой самолет я успел испортить 3 воздушных винта. Поэтому нужно учесть возможности поломки и закупить больше винтов.

Немного видео моего самолета.

Если вам полезна моя статья оставляйте комментарии и задавайте вопросы с радостью отвечу!

Бумажное моделирование можно отнести к разряду занятий, которые никогда не перестанут интересовать человека. Многие детские дома творчества обязательно организовывают кружки конструирования, ведь модели из бумаги не только дают возможность получить новую интересную фигурку или игрушку — с их помощью можно улучшить познания физики и математики.

Инструменты для работы

Чтобы научиться складывать базовые модели из бумаги, вам понадобятся простые приспособления вроде ножниц, канцелярского ножа, клея ПВА и кисточки для его нанесения. Отдайте предпочтение строительному клею ПВА — из всех разновидностей у него наиболее густая консистенция, он не портит бумагу, делая ее мокрой и вязкой, как обычный.

Разные модели складывают из разных видов бумаги — от папиросной до плотного картона. Новичкам советуют начинать с акварельной бумаги плотностью в 200 грамм на м 2 для крупных элементов и чертежной бумаги с плотностью 140-160 грамм на м 2 при разработке мелких частей.

Отдельные детали, вроде мачт, перил, мелких отделочных элементов, мастера создают из полимерной глины, гипса, пластилина и самозатвердевающей пластики. Если вы также дополняете свою работу лепными частями, запаситесь различными стеками, молдами — вроде тех, которые используют в керамической флористике .

Как сделать модель из бумаги

Рабочий процесс создания модели из бумаги проходит в несколько простых этапов. Перед началом процесса мастер определяется, какую фигурку он хочет сконструировать. На самом деле, из бумаги можно смастерить практически любое изделие, но бумажное моделирование чаще предполагает такие варианты:

  • геометрические фигуры, многогранники с выпуклыми и вогнутыми углами;
  • масштабированные копии известных зданий;
  • макеты роскошных автомобилей;
  • модели военной техники: танки, бронемашины, тяжелые орудия;
  • транспортные средства: самолеты, корабли и подлодки, поезда.

Фигурки человека, животных, растений конструируют намного реже остальных. После определения категории изделия начинается основная часть рабочего процесса.

Создание макета

Из нескольких крупных и мелких деталей складываются трехмерные модели из бумаги — схемы элементов нужно предварительно начертить на бумажных листах нужного цвета. Тут человеку не справиться без понимания определенных знаний геометрии и возможности представления трехмерного изображения.

Чтобы облегчить новичкам обучение, многие специализированные журналы стали выпускать для модели из бумаги чертежи готовых разверток, склеив которые, можно получить фигурку.

Вырезать макет тоже нужно по правилам. К примеру, сплошная линия по контуру обозначает место надреза, пунктирная — сгиб. Но в каждой схеме обозначения индивидуальны, поэтому перед вырезанием нужно ознакомиться с пояснениями к фигурке.

Сборка

После того как чертежи модели из бумаги готовы, макет склеивают и производят отделочные работы, если нужно.

Для придания поверхности изделия реалистичности мастера используют разные покрытия: глянцевые лаки, матирующие спреи, жидкости для кракелюра, морилки и т. д.

Модели машин из бумаги

Новичку в деле бумажного моделирования придется по вкусу данный мастер-класс, который содержит информацию о том, как сконструировать известную модель автомобиля ВАЗ 21011 типа седан всего за полчаса.

Запаситесь плотной чертежной бумагой или листом с мелованным покрытием, если фигурка создается как подарок другу.

  • На листе формата А4 с помощью цветного принтера распечатайте готовую развертку модели из бумаги своими руками. Если вы хотите увеличить схему, проследите за тем, чтобы сохранились пропорции длины и ширины — изменение параметров может помешать правильной стыковке деталей.

  • Положите перед собой изображение настоящего автомобиля данной марки, чтобы использовать картинку в качестве ориентира при сборке. Согните развертку в нужных местах.

  • Придайте заготовке форму автомобиля, чтобы обозначить места склейки для себя. Только после этого вы можете последовательно смазывать клеем белые клапаны и приклеивать к нужным деталям изнутри, скрепляя части машины друг с другом.

Обратите внимание, что полосы протекторов нужно склеить, образуя кольца, которые будут крепиться к колесам, чтобы получить наиболее объемные модели из бумаги.

Модели танков из бумаги

Конструирование военной техники из бумаги несколько сложнее, чем создание гражданских автомобилей потому, что орудия состоят из множества мелких деталей, образующих корпус.

Чтобы убедиться в этом, попробуйте сформировать непростую, но очень интересную модель немецкого танка «Пантера».

  • На плотном листе А4 распечатайте чертежи составляющих танка с помощью цветного принтера. Мелкие детали лучше вырезать из тонкого картона, чтобы не погнуть узкие завитые элементы.

  • Вырезать части нужно острыми ножницами, чтобы облегчить работу.

  • Лучше проводить склейку блоками — отдельно соединить детали корпуса, двигательной системы и башни, после чего скрепить друг с другом крупные элементы.

Чтобы склеить части танка в правильном порядке, руководствуйтесь при сборке данным видеоуроком.

Иногда стыки соединены с небольшими погрешностями, из-за чего на модели появляются белые бумажные полосы. От них можно избавиться с помощью фломастеров или карандашей похожего с броней цвета.

Модели самолетов из бумаги

Если у вас уже есть определенные навыки в построении бумажных фигурок, вам наверняка понравится конструирование модели из бумаги и картона пассажирского самолета Ту-104.

  • Распечатайте чертежи самолета на плотной бумаге.

  • Элементы внутреннего каркаса изделия наклейте на тонкий картон — они помечены красными цифрами.

  • Детали, обозначенные крестиком, — шпангоуты или каркас — переносятся на картон с помощью циркуля. В данном случае рассчитать радиус окружности можно, поставив иглу циркуля в середину креста, а карандаш — на окружность. Выкройки бумажных шпангоутов нужно приклеить к данным картонным заготовкам.

  • После разработки каркаса займитесь созданием фюзеляжа, или корпуса летательного аппарата. Заметьте, что, в отличие от предыдущих изделий, секции фюзеляжа №1-8 не имеют белых закрепительных клапанов. Они соединяются между собой специальными лентами, представленными на выкройках соответствующими цифрами в синем цвете.

  • Шпангоуты вклеиваются в стыки между секциями фюзеляжа.

  • Пока клей в корпусе самолета сохнет, склейте между собой хвостовые детали.

  • Двигатели аппарата собираются подобно фюзеляжу.

  • Далее формируются крылья с помощью картона и бумаги.

  • Соедините между собой детали корпуса, крыльев, носовой части и кабины.

  • Сборка шасси происходит в несколько этапов — изначально формируются колеса и их комплектующие, после чего шасси приклеивается к крыльям в специально обозначенном месте.

  • Вы можете также использовать схему, чтобы выкроить деревянное шасси — оно будет прочнее и прослужит дольше, чем бумажное и картонное.

Во избежание изгибов и заломов на корпусе и хвосте, набейте детали ватой в процессе сборки. Украсьте самолет по желанию с помощью спреев и красок для декупажа .

Более простую модель самолета из бумаги вы можете сделать своими руками, ориентируясь на данное видео.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Каждый ребенок хотя бы раз пытался построить пассажирский самолет из бумаги. Ребята старались сделать такую конструкцию, чтобы она летала дальше и ровнее, но чаще всего на этом все увлечение и заканчивалось. Однако повзрослев, некоторые начинают задаваться вопросом: «Как сделать интересную объемную модель самолета своими руками?» Если вы один из них, то ответы на все свои вопросы найдете в этой статье.

Материалы

Чтобы сделать объемный пассажирский самолет из бумаги, нужно очень внимательно отнестись к выбору материала, так как он будет иметь прямое влияние на качество готового изделия. Вам понадобятся:

  • Бумага;
  • Клей;
  • Ножницы;
  • Линейка;
  • Пинцет;
  • Краска;

Бумага

Насколько качественная модель самолета получится, будет напрямую зависеть от выбранной бумаги. Логично было бы выбрать самую плотную, однако чем тверже материал, тем тяжелее он гнется. Поэтому если вам предстоит выполнить макет со множеством мелких деталей, то предпочтение лучше отдать более тонкой бумаге, но не менее 160г/квм. Можно, конечно, выполнить работу из картона, однако распечатать детали на нем не получится.

Клей

Как сделать прочный самолетик, который не развалится при первом дуновении ветра? Правильно! Пользуясь качественным клеем. Он не должен размягчать бумагу и оставлять неприятные желтые следы. Выбор свой лучше отдавать универсальному или специализированному для моделирования клею. Такой прослужит долгое время и поможет сохранить первозданный внешний вид самолета из бумаги на долгое время.

Ножницы

Аккуратности и изящности модели самолета из бумаги придадут хорошо подобранные ножницы. Во-первых, они должны быть острыми и не портить бумагу. Во-вторых, моделирование – достаточно долгий и трудоемкий процесс, поэтому предпочтение лучше отдавать удобным моделям. А, в-третьих, для деталей разных размеров понадобятся разные ножницы, так что хорошо бы иметь в арсенале хотя бы 3 вида.

Линейка

Линейка для построения авиамодели подойдет практически любая. Главное, чтобы она была негнущаяся, потому что линии сгибов могут получиться кривыми, и тогда уже создать красивую бумажную модель самолета просто не удастся.

Пинцет

Данный инструмент понадобится для склеивания маленьких деталей. Можно воспользоваться обычным косметическим пинцетом, но стоит заметить: чем он длиннее и острее, тем работать будет легче.

Краска

Некоторые детали приходится распечатывать, а другие наоборот предполагают работу с краской. Перед окрашиванием бумага требует обязательной обработки в виде использования лака, грунтовки, шпаклевки и шлифовки, после для придания цвета можно использовать все что угодно. Тем не менее, если позволяет бюджет, лучше остановиться на профессиональных красках для моделирования, например, таких как Tamiya или Humbrol.

Нож

Иногда в макете присутствуют настолько мелкие детали, что даже самые маленькие ножницы для вырезания не подойдут. Тут на помощь приходит нож для бумаги. Главное подобрать модель с тонким острым лезвием.

Сборка самолета

Подобрав грамотно все необходимые инструменты, можно начинать делать пассажирский самолет из бумаги. Если у вас уже имеется богатый опыт моделирования, чертежи можно сделать самому. Тем, кто клеит самолеты впервые, лучше обратиться на сайт https://izobretaika.in.ua , где предложены самые разнообразные схемы и шаблоны интересных моделей. Итак, как же сделать красивую и объемную модель?

  1. Печатаем трафарет на подготовленном листе плотной бумаги;
  2. Аккуратно вырезаем каждую деталь ножницами (для более мелких используйте нож);
  3. После того, как все детали вырезаны, с помощью линейки обозначаем линии сгибов;
  4. Далее склейте все детали. Начинать нужно с основного корпуса самолета;
  5. Присоедините хвост и крылья к «телу» конструкции;
  6. Добавьте более мелкие детали, такие как шасси, иллюминаторы и двери;
  7. Пассажирский самолет из бумаги готов.

Покраска самолета

Если вы решили прибегнуть к простым схемам и разукрасить самолет самостоятельно, для того чтобы цвет лег ровно и долго держался, очень важно следовать следующим шагам:

  1. Бумагу нужно пропитать лаком на основе растворителей;
  2. Далее накладывается грунт (для удобства можно использовать спрей);
  3. Полученный слой грунта нужно шкурить (отлично подойдет наждачная бумага);
  4. После этого конструкция шпаклюется, тем самым убирая неровности и сглаживая поверхность;
  5. Обратите внимание на мелкие детали, их лучше дополнительно обработать супер клеем для дополнительной прочности;
  6. Наносим краску на равномерно зашпаклеванную модель;
  7. Даем самолету высохнуть. И все готово!

Рабочая зона должна быть хорошо освещена, чтобы вы могли видеть отчетливо каждую деталь. Ножницы или нож нужно обязательно подбирать в соответствии с размерами элементов: для крупных подойдут большие с прямыми лезвиями, а для маленьких – маникюрные или нож. Каждую запчасть рекомендуется вырезать по мере надобности, дабы избежать неразберихи и ничего не потерять. Чтобы детали получались аккуратными, крутите лист бумаги, но ни в коем случае не изгибайте руки.

Сгибы

Прислонив линейку к сгибу, проведите по нему чем-нибудь тупым. Так вы гарантируете себе аккуратные линии во время сборки модели. Если требуется выделить острые края, рекомендуется использовать нож, но лишь слегка надавливая. Так углы выйдут четкими и ровными.

Определитесь с тем, какой сгиб вам нужен: внешний или внутренний. Чтобы выполнить первый, нужно добиться некой выпуклости детали путем сгибания так, чтобы одна из сторон оказалась выше другой. А чтобы получился второй, то, соответственно, наоборот, нужно сделать так, чтобы получилось что-то наподобие ямки.

Склеивание деталей

Этому этапу нужно уделить особое внимание, так как от него напрямую будет зависеть внешний вид, качество и долговечность модели. Многие модели имеют вкладки, предназначенные для склеивания, следовательно, нужно нанести клей на них и прижать друг к другу. Очень важно не переборщить, если налить слишком много вещества, то оно может повредить структуру самолета, тем самым сделав его менее презентабельным. Выдавите небольшую каплю и размажьте ее по остальной поверхности. Если нужно поместить одну запчасть в другую, то клей наносите на боковые стороны.

Сгибание круглых деталей

Иногда пассажирский самолет из бумаги может иметь округлое «тело». Чтобы оно смотрелось естественно, очень важно правильно округлить детали. Для этого положите элемент в ладонь и проведите по внутренней стороне чем-нибудь типа карандаша или ручки, для более мелких деталей можно смело использовать зубочистки. Так вы добьетесь нужной формы и с легкостью приклеите запчасть в том виде, в котором потребуется.

Стыковка деталей

Края некоторых элементов цилиндрического вида, типа каркаса самолета, иногда бывает трудно склеить. Для этого рекомендуется оставить у одной из сторон дополнительное место без рисунка, которое «спрячется» под другую. Так поверхность будет иметь идеальный ровный вид. Клей можно наносить как на один край, так и на оба, главное – в меру.

Так как сделать пассажирский самолет своими руками далеко не просто, тот, кто все же сумел его построить, непременно может собой гордиться. Авиация – достаточно сложный раздел моделирования, так как изделия требуют особого внимания, времени, концентрации и кропотливой работы. Следуя несложным рекомендациям и подойдя к делу с умом, у каждого может получиться красивый аккуратный макет.

Фюзеляж моего самолёта предназначен для восприятия нагрузок во время полёта через ферму, похожую по конструкции на мост. Поэтому большинство шпангоутов не служат для восприятия нагрузок. Они просто крепятся к ферме для создания обтекаемой формы фюзеляжа.

Дизайн фюзеляжа

Фюзеляж первоначально был сконструирован с помощью САПР системы в одной боковой проекции. Также из САПР модели самолета я сделал локальные виды поперечных сечений для каждого шпангоута фюзеляжа. После чего распечатал боковой вид самолёта и наклеил его на лист пенопласта.

Затем с помощью модели я вырезал каждую поперечную секцию по отдельности и наклеил их на боковой вид в виде поперечных сечений. Затем я начал делать замеры фермы. Для этого была использована линейка, с помощью которой снимались размеры с чертежа и записывались на бумагу. Затем была измерена максимальная ширина фермы. Путём деления разницы размеров шпангоутов на их количество от первого до последнего шпангоута, я проверил, умещается ли ферма в размеры оставшихся шпангоутов. Окончательный проект шпангоутов фюзеляжа отмечен в виде ячеек. Он состоит из двух частей, соединенных вблизи центра фюзеляжа. Благодаря этому я сумел увеличить и усилить ферму, уменьшив при этом число соединений между секциями.

Строительство фермы

Строительство фюзеляжа в виде фермы – это довольно быстрый и простой процесс, в результате которого получается очень прочный каркас. Чтобы сэкономить время при строительстве я приобрел полосы пробкового дерева размерами 1,5x12x92 мм, что оказалось не таким простым занятием. В итоге вертикальные компоненты фермы были сделаны из полос пробкового дерева 1,5×6,0 мм, а диагональные переборки получились одинакового размера, но из более мягкой и легкой бальзы.

Подготовьте место перед процедурой: положите на стол вощеную бумагу, чтобы защитить бальзовые полосы от попадания клея. Используйте двухсторонний скотч в качестве направляющей для соединения брусков на вощеной бумаге. Бумага будет служить в качестве направляющих для склеивания двух брусков в балку. Положите одну полосу бальзы вертикально перед собой, а затем рядом положите другую полосу.

Соедините две бальзовые половины вместе скотчем. Обработайте линию стыка от одного конца до другого с помощью циакрина для соединения. До циакрина я пробовал склеивать бруски с помощью древесного клея и нашёл, что это настоящая головная боль, поскольку древесина из-за воды набухает по линии стыка и вызывает изгиб балки. После такой процедуры остается уповать на волю случая: станет ли линия стыка прямой или же древесина и клей уведут её в сторону.

Для того, чтобы ускорить сборку симметричных ферм, я начертил и распечатал боковой вид фермы в Автокаде. На этом виде было показано взаимное расположение и расстояние между элементами фермы. Обратите внимание, что боковые стороны самолёта отличаются друг от друга, поэтому их нужно сделать по отдельности.

Начните установку вертикальных элементов, изготовленных из пробкового дерева, в соответствии с эскизом. Когда чертеж распечатан и прилеплен к рабочей поверхности вместе с вощеной бумагой, с помощью двухстороннего скотча скрепляются угловые элементы фермы в заданных местах.

Как только все вертикальные элементы на месте, начните установку диагональных переборки. Самый простой подход для этой сборки, который я нашёл, заключался в том, чтобы ошкурить первый конец полосы, чтобы он вписался в первый угол вертикального элемента, а затем проложить полосу до противоположного угла, обрезать излишки лобзиком и подогнать шкуркой второй конец по форме второго угла.

Теперь, когда стороны фермы сформированы, их нужно скрепить, для этого я начертил очень простой эскиз, который показывает правильные сужения элементов фермы. Аккуратно разместил элементы фермы в соответствие с эскизом и с помощью двухстороннего скотча закрепил их в заданных положениях.

Начав с нижней части фермы, установил горизонтальные элементы конструкции между вертикальными, и в последнюю очередь установил диагональные элементы.

Как только низ был закончен, перевернул узел вверх ногами и собрал горизонтальные элементы. Как только достаточное число элементов было установлено, ферму можно переставить в более удобное положение для монтажа диагональных элементов. При этом не забыв про достаточное пространство для доступа к элементам фюзеляжа с батарейками и электроникой.

Для соединения элементов фермы вместе прежде всего я скрепил их циакрином, а затем установил пробковый усилитель внутри фермы в местах соединения элементов секции.

Фюзеляж в сборе, когда обе половинки стоят друг на против друга, выглядит вкусно. Сразу же видно, что конструкция самолёта будет серьезной и продуманной.

Установка шпангоутов и противопожарной перегородки

Шпангоуты создают прочностной каркас фюзеляжа, к которому крепится бальзовая обшивка. Все шпангоуты сделаны из 1,5 мм бальзы, за исключением нескольких конструкционных ребер, сделанных из 3 мм фанеры. Два таких ребра находятся в задней части фюзеляжа для крепления хвостового оперения, другие два располагаются в передней части фюзеляжа в месте крепления крыла, где две части фюзеляжа соединяется друг с другом в районе фонаря и крышки двигателя. Противопожарная перегородка — это усиленная стеклопластиковая фанера, к которой крепится двигательная установка. Она должна быть очень жесткой в противном случае вибрации от двигателя будут её разбалтывать, пока что-нибудь не отвалиться, либо тяга двигателя не уменьшиться. В дополнение к этому противопожарная перегородка должна надежно крепиться к ферме, чтобы также самолет мог свободно лететь и противостоять любым вибрациям.

С помощью шаблонов, сделанных по проектным чертежам, вырежьте все шаблоны из подходящего материала. Бальзовые шпангоуты изготавливаются из двух половинок, а затем склеиваются вместе, в то время как фанерные шпангоуты вырезаются из цельного куска фанеры.

Установите все шпангоуты, чтобы убедиться, что они крепятся к ферме идеально, а отметки на шаблонах идеально соответствуют изготовляемым деталям. Как только все шпангоуты установлены, начинайте устанавливать жесткие фанерные шпангоуты от самой широкой точки фюзеляжа до самой узкой с помощью древесного клея.

Установите оставшиеся шпангоуты фюзеляжа. С помощью капли циакрина можно соединить вместе две половинки шпангоута в центре. Примечание: из-за ориентации волокон этих половинки могут быть очень хрупкими. Если во время сборки что-нибудь сломается, то это можно легко восстановить с помощью все того же циакрина, к тому же шпангоуты не несут никакой нагрузки и спрятаны.

Противопожарная перегородка сделана из усиленного стеклопластика, который состоит из 8 слоев 0,8 мм фанеры с 56 граммовым стеклопластиком между каждым слоем древесины. Изготовляется она из отдельных слоев путем склеивания липовой фанеры и стеклопластика и затем наклеивания стекла на дерево, прямо как было сделано на усиленных ребрах. При склеивании нужно внимательно следить за тем, что было обеспечено достаточное сжатие и между частями не оставалось пустот.

При обработке противопожарной перегородки используйте лобзик и оставляйте небольшой припуск вдоль контура для последующей обработки шкуркой.

Найдите центр перегородки и отметьте его. Затем определите положение монтажной пластины двигателя. После разметки нужно просверлить отверстия под крепежные винты. Есть моторчики негабаритного размера, у них в передней части торчит вал, для них нужно просверлить дополнительное отверстие в перегородке.

Перед монтажом противопожарной перегородки фюзеляж необходимо подготовить. Для этого я расправил переднюю часть фермы, установив фюзеляж на практически плоский стол. Затем я прикрепил вертикальный балансир к центру хвостовой опоры. Путем тщательного ошкуривания каркаса я сумел сориентировать его по центру фюзеляжа, что в свою очередь помогло установить противопожарную перегородку ровно по отношению к направлению полёта, как я того и хотел. Верхняя часть фермы плоская по отношению к направлению полёта, поэтому, как только её выставят перпендикулярно по отношению к поверхности стола, можно устанавливать противопожарную перегородку. Регулировать угол перегородки можно в соответствие с летной инструкцией.

Примечание: Линия действия тяги традиционно измеряется в градусах справа от центральной линии и в градусах снизу от центральной линии. Правое смещение тяги противодействует крутящему моменту, создаваемому вертикальным стабилизатором от пропеллера, так называемого P-фактора. Нижняя тяга нужна для того, чтобы гасить тенденцию самолёта набирать высоту, когда тяга увеличивается.

Перед клейкой заднюю поверхность перегородки нужно ошкурить так, чтобы её поверхность стала грубой. Клеится она также к фюзеляжу с помощью циакрина.

Усильте переднюю часть фюзеляжа путем наклеивания второго ряда нижних балок-ферм. Они создают зазор между наружным и внутренним элементами фермы и служат для усиления жесткости носовой части самолета.

Продолжайте усиливать фюзеляж с помощью 1,5 мм липовой фанеры к верхней части фюзеляжа, как со стороны мотора, так и со стороны фонаря. Заметьте, что излишки материала были убраны со стороны моторной секции для того, чтобы можно было установить дверь. Новые кромки этих шпангоутов соединяются вместе друг с другом с помощью 1,5 мм бальзы. Эти переборки усиливают каркас, а с другой стороны защищают ферму, пока самолет в стадии строительства.

Установите перегородку на усиленный фюзеляж, для чего используйте 3 x 25 мм полосу липовой фанеры вокруг всего периметра фюзеляжа. Полосы лучше всего клеить к фюзеляжу и к перегородке с помощью 5 минутного эпоксидного клея.

Ферма – это очень сильная и легкая конструкция, но если в одной точке приложить большую нагрузку она разрушиться. Такие нагрузки вряд ли будут появляться во время полёта, но во время осмотра самолёта другими людьми, либо во время монтажа батареек, всякое может случиться. Поэтому нижнюю часть фермы лучше усилить. Для этого используется 0,8 мм бальзовая фанера в качестве обшивки. Пол усиливается 1,5 мм бальзовым листом, который распределяет вес закрепленной на нем батарейки, а также других компонентов.

Обшивка фюзеляжа

По сравнению с обшивкой крыла, обшивка фюзеляжа выглядит совершенно по-другому. У фюзеляжа контуры разнонаправленные и располагаются плотнее, чем у крыла, где почти все плоское. Первое правило в том, что соединять обшивку по краям стало невозможным, поскольку она легко ломается из-за кривизны.
Для того чтобы положить обшивку, можно поступить следующим образом:
1. Добавить несколько дополнительных шпангоутов в хвостовой части.
2. С помощью наждачного бруска аккуратно ошкурить форму шпангоутов. Цель данной операции – не столько изменить форму фюзеляжа, сколько выравнять все шпангоуты друг с другом, чтобы не было острых переходов. Благодаря этой операции не будет грубых переходов между шпангоутами и резких изменений кривизны.

Обшивку следует делать либо из небольших частей, когда сильная кривизна, либо из больших частей, когда форма это позволяет. Главное в том, чтобы разгладить обшивку и плотные стыки, а также в том, чтобы подогнать форму шпангоутов как можно ближе к идеальной для обшивки форме, прежде чем клеить. Кроме того, все соединения для надежности следует делать наложенными друг на друга с перехлестом в 6 мм. Это позволяет стыковать края мягко, а также доводить их шкуркой на месте. Если контуры будут слишком резкими, вы обнаружите, что обшивка будет пузыриться. Такое место можно закрыть несколькими кусками обшивки. Во время очень резких изменений кривизны нужно будет использовать только твердую бальзу, как, например, в нижней части фюзеляжа, где располагаются толкатели рулей высоты. Когда обшивается острый угол, лучшее решение – приклеить прокладку, например, как позади двигательной перегородки впереди двигательных сопел, где обшивка по краю ошкуривается в форме «V». Во время этой операции будьте терпеливы и бережны, поскольку очень легко повредить обшивку.

Что еще почитать