Серебро, изделия из серебра. Свойства серебра. Что такое черненое серебро? Изделия, особенности, свойства и отзывы

Вам понадобится

  • Ювелирная лупа
  • Горячая вода
  • Электрическая лампа
  • Магнит
  • Резиновые перчатки,пипетка,азотная кислота

Инструкция

В первую очередь стоит обратить внимание на маркировку изделия. На современных фабричных изделиях обязательно будет стоять , дизайнерские украшения из серебра так же должны маркироваться в пробирной палате, но не все художники выполняют эти правила. На изделиях российского производства вы можете встретить следующие пробы - 960,925,875,830,800. Все они свидетельствуют о процентном содержании серебра в сплаве. Так в изделии с маркировкой 875 содержится 87,5% серебра. Сплав с 80% содержанием серебра используется, в основном, для столовых приборов. Серебро 925 пробы во всем мире принято называть стерлинговым (sterling).

В других странах есть разные стандарты сплавов, поэтому на изделиях из-за рубежа могут быть иные численные пробы, кроме того некоторые страны используют такие маркировки как STERLING, STER, S/S, SILVER. Не стоит забывать и о клеймах. Образцы клейм известных мастеров и крупных фирм знают все, кто интересуется серебром. На серебряных изделиях, выпущенных в Советском Союзе, в качестве клейма, использовалась пятиконечная , на антикварном серебре может красоваться леопард с поднятой лапой. Если вы покупаете антикварное серебряное изделие с рук, поинтересуйтесь имеющимися клеймами и проверьте их через специализированные сайты. В зависимости от страны, эпохи, мастера существуют сотни клейм, проб, марок и их комбинаций.

Чистое , среди металлов, имеет самый высокий коэффициент теплопроводности. Поэтому чем выше проба, чем чище , тем быстрее нагревается изделие. Вы можете опустить в горячую воду две ложки – мельхиоровую и, предположительно, серебряную, вторая должна нагреться быстрее. Кольцо, серьги, цепочка, из ювелирного, очень быстро становятся горячими, их даже рекомендуют снимать перед баней или сауной, чтобы не получить ожог.

Ещё одно свойство серебра – наивысшая светоотражательная способность. Положите серебряное изделие под яркий свет и убедитесь в том, что оно отражает его лучше, чем мельхиоровая или металлическая ложка или так же, как другое серебряное украшение той же пробы. Не забудьте убрать, если это не противоречит художественному решению, с контрольного серебряного изделия патину, которая, безусловно, приглушит свойственный яркий блеск.

Большую популярность имеет следующий тест - если потереть серебряное изделие чистой мягкой светлой тканью, на ней останутся темные пятна. Его эффективность вызывает большие сомнения по ряду причин. Во-первых, вопреки распространенному мнению, серебро не окисляется кислородом, но активно вступает в реакцию с серосодержащими соединениями, которые, в тех или иных количествах, есть в окружающей среде и естественных выделениях человеческого тела. Количество вырабатываемого организмом сероводорода и серы у всех разное, именно поэтому и существует миф о том, что серебро «предчувствует» заболевание владельца и темнеет. Во-вторых, как правило, в сплавах серебра содержится медь, а вот она как раз вступает в реакцию окисления с кислородом, содержащимся в воздухе. Соответственно, чем чище сплав, тем меньше окисление и, соответственно, ниже эффективность «тканевого» теста. И последнее, третье. Производители, прекрасно осведомленные о свойстве серебра и его сплавов, для поддержания товарного вида, защищают изделия от окисления, покрывая его тонким слоем никеля, прозрачным лаком, гальваническим родированием или толстым слоем специального воска.

Для того чтобы предохранить серебряные изделия от почернения и придать им больший блеск, украшения покрывают тонким слоем родия – металла из группы платины. Он тоже относится к драгоценным и стоит даже намного дороже золота (более 700 $ за унцию). Но этот металл хрупкий и практически не поддается обработке, поэтому сам по себе не годится для поделок.

А вот гальваническое покрытие родием значительно улучшает как внешний вид, так и качество изделий.

Кстати, металл называется родий и никакого отношения к радиоактивному элементу радию он не имеет. Поэтому часто встречающееся словосочетание «радированное серебро» является банальной грамматической ошибкой.

Несмотря на то что в мире ювелирных украшений все более популярным становится именно родированное серебро, отзывы о нем разные и не всегда положительные. Это связано с недостатками украшений с таким покрытием.

  1. Внешний вид серебряных изделий, покрытых родием, все же несколько отличается, например, слишком блестящей и более белой поверхностью. Это не всегда нравится поклонникам серебра.
  2. От длительной носки слой родия может стираться, а при недостаточно аккуратном обращении появляются щербины и сколы.
  3. Если украшение из родированного серебра повреждено, то ни пайка, ни склейка не помогут. Придется обращаться в специализированную мастерскую.
  4. Такие украшения стоят дороже просто серебряных.

Если же все это вас не смущает, пригодятся рекомендации по уходу за такими украшениями.

Что делать, если родированное серебро темнеет

Хоть метод покрытия родием предназначен в первую очередь для предохранения серебряных изделий от почернения, случается, темнеют и такие украшения. Причины этого могут быть разные:

Простое загрязнение от соприкосновения изделия с сальными железами кожи и попадания пыли;

Воздействие пота;

Частое попадание на украшение спиртосодержащих жидкостей: лосьонов, дезодорантов, духов;

Воздействие бытовой химии, особенно содержащей аммиак.

Чтобы избежать потемнения родированного серебра, рекомендуется снимать изделия во время занятий спортом, мытья посуды и уборки квартиры. А духи и дезодорант наносить до того, как будут надеты серебряная цепочка, колье или серьги.

Если украшения из серебра с покрытием родием загрязнились и утратили блеск, то их не стоит чистить мелом, зубным порошком и тем более протирать спиртом. Достаточно просто промыть ювелирное изделие под струей воды и протереть его мягкой тряпочкой.

Соблюдение этих нехитрых правил способно продлить жизнь изделий из родированного серебра, так они долго будут радовать вас изысканной красотой и блеском.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Самые популярные и распространенные сплавы серебра – это 875 и 925 пробы. Они используются для изготовления украшений и столовых предметов для сервировки стола.

Для столовых изделий и некоторых видов ювелирных изделий украшенных принято использовать сплав 916 пробы, нечастую 960-ую пробу - для изготовления филигранных изделий.

При покрытии серебряных или латунных (редко медных) изделий для улучшения декоративной составляющей и конечно для защиты от быстро наступающего окисления и порчи, их покрывают электролитическим способом тонким слоем серебра 999-й пробы .

Рекомендую вам не заморачиваться и не вдаваться в детали клеймения, если просто надумали купить какую-нибудь безделушку дешевле книги про клейма. Купите и радуйтесь, нравится – носите на здоровье!
Если же вы серьезно и планомерно определи расходовать часть бюджета или высвобождающихся средств на покупку серебряных изделий, то тогда разумеется начните с покупки специальной литературы. Никакие интернет выдержки не заменят печатное издание уважаемого автора.

Добавляю фото-ответ на частый вопрос про клеймение ввозимых в Россию и вывозимых из России золотых и серебряных изделий на рубеже XIX – XX веков а именно в 1899 – 1908 годах.
Это выдержки из двух книг очень серьезных и авторитетных специалистов.
В.В. Скурлов и А.Н. Иванов “Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX – XX веков” Сборник архивных материалов. Вот несколько глав:
- Доклад С.Ю Витте и В.В. Ковалевского По проекту пробирного устава…
- Переписка золотых дел мастера Отто Бота с чиновниками Министерства финансов
- О сплаве монеты для изготовления золотых изделий
- О задержании изделий коммивояжера фирмы Фаберже Артура Бо в Баку в 1901 году
- Документы по вопросу введения пробирных клейм образца 1899 года… 1908 года
- Проверки московских ювелиров чинами пробирного округа в 1907 году
- О качестве новых пробирных клейм образца 1908 года
- О продаже французским золотых дел мастером Ферро золотых изделий с фальшивыми клеймами
- О подделке пробирных клейм
- Злоупотребления ювелиров
- Тайная пробирная палатка
- О проведении экспертизы клейм на Монетном дворе
- Об экспертизе клейм с помощью микрофотографии
- Г.Ч. Бэйнбридж “Клейма Фаберже”
- Ф. Бирбаум “Пробирные палатки и ювелирное искусство”
- К.А. Сноуман “Клейма на золотых изделиях и именники мастеров”

Приложение: Правила клеймения золотых и серебряных изделий 1899 и 1908 годов
и второе фото
Аккалаева Р.Х. Пробирные клейма России и зарубежных стран. Справочно-методическое пособие по клеймению изделий из драгоценных металлов.
Обе книжки замечательные, очень полезные! Если вы решили заняться русскими ювелирными украшениями или коллекционированием старинного серебра, вам просто необходимы они, очень рекомендую. Обязательно купите. Аккалаеву еще можно найти, она переиздается, стоит совсем недорого, а вот первая книжка уже не встречается в продаже.
Решайте сами, жмите на фото, оно откроется в большом расширении.

Французские марки и клейма серебра, золота, платины.

Ювелирные изделия из драгоценных металлов клеймят чтобы:

Идентифицировать фабрику производителя,

Узнать пробу и качество драгоценного металла, из которого изготовлено изделие. Клейма платины

Голова собаки

Ставилась как на изделиях, предназначенных для внутреннего рынка, так и для экспорта Pt 950 пробы.

Голова молодой девушки

Для легальных изделий на экспорт Pt 950 пробы

Маскарон 1

Для изделий, импортируемых из стран договора Pt 950 пробы.

Маскарон 2

Для импортных изделий, продающихся в странах вне договора или на аукционах Pt 950 пробы.

Блоха?

Знак удостоверения для импортных, ввозимых во Францию предметов из золота 750 пробы.

Голова Меркурия 1

Для клеймения экспортируемых золотых изделий Au 920 пробы золота.

Голова Меркурия 2

Для клеймения экспортируемых золотых изделий Au 840 пробы золота.

Голова Меркурия 3

Для клеймения экспортируемых золотых изделий Au 750 пробы золота.

Голова Меркурия 4

аналогично

Сова

Клеймо для импортируемых (не встречающихся во Франции) золотых товаров Au750 пробы золота

Голова египт. 1

Ставилось клеймо в силу закона от 25 января l884 на корпусах часов 4-ым и исключительно для экспортируемых.

Голова египт. 2

Ставилось клеймо в силу закона от 25 января l884 на корпусах часов 4-ым и исключительно для экспортируемых.

Экспортное клеймо

Обязательно ставилось к клеймам Голова египт. 1 и 2.

Передвижение часов

По закону от 1892 ставилось при оплате таможенной пошлины на границе.

Голова Минервы 1

Клеймо на французском изделии, проверенном методом купелирования серебро Ag 950 пробы

Голова Минервы 2

Клеймо на французском изделии, проверенном методом купелирования серебро Ag 800 пробы

Голова кабана

Клеймо на французском изделии, опробированных на пробирном камне серебро Ag 800 пробы Париж

Краб

Клеймо на французском изделии, опробированных на пробирном камне серебро Ag 800 пробы – департаменты

Блоха?

Клеймо для ввозимых серебряных изделий подобных французским Ag 800 пробы серабро

Серебряный браслет с камнями.

В украшениях применяют не чистое серебро, а серебряные сплавы. Сплав улучшает свойства изделия - повышается пластичность и способность к механической обработке. Металлы, которые добавляются в сплав к серебру, называются лигатурой. Многие сотни лет проб и экспериментов показали, что в сплав к серебру лучше всего подходит медь, она менее всего влияет на внешний вид серебра. Бывают сплавы не только из серебра и мед, но и из трёх составляющих.

Помимо собственно материала, серебра, качества сплава, имеет значение и качество обработки, особенно это касается застёжек украшений, а также надёжности вставки драгоценных камней. Смотрите сравнительный анализ.

Качество обработки серебряных украшений

Один из наиболее важных показателей качества украшения - это качество вставки камней. Просто посаженные на клей камни легко вылетают из украшений, нужно их ещё и закреплять. Это ручная кропотливая работа.

Качество полировки украшений - особенно заметно на обратных сторонах браслетов, внутренних сторонах колец.

Тип застёжки. Она должна быть удобной и при этом надёжной.

Разница в полировке качественного и некачественного украшения.

Очень заметная разница в качестве застёжки (полировка, покрытие).

Качество вставки камней.

Полировка материала и надёжность застёжки.

Серебряные сплавы и чистое серебро

Имитация бриллиантов в серебре, браслет.

Серебряные сплавы маркируются пробой в соответствии с процентом содержания в них чистого серебра. Сплав 875 пробы содержит 87,5% серебра, а остальные 12,5% - это лигатура и примеси.

Чистое серебро имеет очень красивый серебристо-белый цвет, который ни с чем не перепутаешь, и максимальную способность к светоотражению.

В России сегодня наиболее известна метрическая серебряная проба. В ЗЕвропе и США применяется каратная проба серебра.

Соответствие серебряных проб (метрическая, каратная)

Серебряные пробы, предусмотренные стандартом


Серебряный браслет, камни - искусственные бриллианты.

По стандартам ювелирной отрасли РФ предусмотрены следующие пробы для сплавов серебра в метрической системе:

960, 925, 875, 830, 800.

Есть и нестандартные серебряные сплавы. В том числе различия есть в зависимости от страны. Но 925 проба известна везде, и наиболее популярна.

Серебряный сплав 960 пробы (96% серебра) - практически чистое серебро. Его довольно редко используют для ювелирных изделий.

Серебряный сплав 925 пробы - наиболее известный и популярный для изготовления ювелирных украшений, посуды. Свойства и оттенок чистого серебра, при этом сплав легко принимает нужную форму и долго её сохраняет. Именно этот сплав, 92,5% чистого серебра и 7,5% меди в Великобритании и в США называется стерлинговым серебром (Sterling Silver) . Маркировка СрМ 925 означает - сплав из 92,5% серебра и 7,5% меди.

Серебряный браслет с камнями.

Серебряный сплав 875 применяется для ювелирных изделий литейным промышленным способом, обладает низкой температурой плавления. Украшения, статуэтки, и т.п. серебряные изделия можно отливать в формах, ковать.

Серебряные сплавы 830 и 800 (желтоватый оттенок) используются обычно не для украшений, а для изготовления столового серебра, сувениров и бытовых изделий.

Серебряные изделия со временем могут темнеть, поэтому украшения подвергают поверхностной обработке - например, родированию, есть и другие способы.

Что еще почитать