Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.
В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.
Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.
В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.
Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.
С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рожденииДля оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )
Возраст, мес | Рост, см | Вес, кг | Окружность головки, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
49,0 - 54,0 | 2,6 - 4,0 | 33,0 - 37,0 | 31,0 - 35,9 | |
1 | 52,0 - 55,0 | 3,0 - 4,3 | 35,8 - 37,2 | 34,0 - 36,0 |
2 | 55,0 - 57,0 | 4,5 - 5,0 | 37,5 - 38,5 | 36,0 - 38,0 |
3 | 58,0 - 60,0 | 4,0 - 6,0 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 39,0 |
4 | 60,0 - 63,0 | 4,5 - 6,5 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 40,0 |
5 | 63,0 - 67,0 | 6,5 - 7,5 | 37,5 - 42,2 | 37,0 - 42,0 |
6 | 65,0 - 69,0 | 7,5 - 7,8 | 42,0 - 43,8 | 42,0 - 45,0 |
7 | 67,0 - 71,0 | 8,0 - 8,8 | 43,8 - 44,2 | 45,0 - 46,0 |
8 | 71,0 - 72,0 | 8,4 - 9,4 | 44,2 - 45,2 | 46,0 - 47,0 |
9 | 72,0 - 73,0 | 9,4 - 10,0 | 45,2 - 46,3 | 46,5 - 47,5 |
10 | 73,0 - 74,0 | 9,6 - 10,5 | 46,0 - 47,0 | 47,0 - 48,0 |
11 | 74,0 - 75,0 | 10,0 - 11,0 | 46,2 - 47,2 | 47,5 - 48,5 |
12 | 75,0 - 76,0 | 10,5 - 11,5 | 47,0 - 47,5 | 48,0 - 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
7 | Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. | Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. | Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). |
8 | Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. | Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. | Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует. |
9 | Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. | В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) | Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память. |
10 МЕСЯЦЕВ
После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.
11 МЕСЯЦЕВ
Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.
Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.
1 ГОД
После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.
Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
10 | Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. | |
11 | Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. | Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки. |
12 | Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. | Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке. |
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
10 | У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. | Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». | Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие. |
11 | Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. | Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). | Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию. |
12 | Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). | Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». | Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание. |
Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:
(4 оценили на 5,00 из 5 )0 - 1мес.
– в сидячем положении головку не удерживает;
– в положении на животе недолго удерживает головку (провести вдоль позвоночника рукой возникает безусловный рефлекс – подъем головы на 1-2сек);
– сохранение ручек в эмбрионном положении (скрученные); преобладание мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями.
1- 2 мес.
– на животе непродолжительное время удерживает головку;
– ребенок соединяет ручки перед собой при хаотической активности (из этого в дальнейшем развивается координация рук и ощупывающие движения);
– из положения на спине поворачивает головку (слуховое и зрительное сосредоточение);
– делает свободные движения ручками и ножками (усиленно развиваются мышцы-разгибатели, реже эмбрионная поза);
– в сидячем положении недолго удерживает головку;
– может удерживать объект взором в течение нескольких секунд;
– может тянуться к ближайшим объектам.
2 - 3 мес.
– лежа на животе, уверенно держит головку (это является главным показателем);
– в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку;
– активные движения руками и ногами вместе, в некоторой степени их целенаправленность (дотягивание, протягивание при одевании);
– старается дотянуться до ближайших объектов, но безуспешно;
– при поддержке под мышки упирается ногами.
Формирование хватания:
1) Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.
0 - 1 мес.
– обращает внимание на звуки;
– впервые устанавливается перцептивный зрительный контакт (смотрит в глаза, аккомодация и конвергенция складываются к 3-5неделям, возникает возможность фиксации предметов);
– ребенок перестает плакать, когда его берут на руки (первый условный рефлекс на положение при кормлении);
– тесный контакт облегчает условия для выделения близкого взрослого;
– плач и крик приобретают сигнальное назначение (в диаде мать-ребенок крик обозначает потребность в защите).
1 - 2 мес.
– улыбается в ответ на улыбку взрослого;
– затихает на знакомый голос и лицо;
– активно слушает речь взрослого (прекращает другую активность, издает восклицание);
– вокализирует ("гукает" в промежутках речи взрослого или в его отсутствие);
– проявляются положительные эмоциональные реакции в ситуации, когда берут на руки, играют, купают.
2 - 3 мес.
– расцвет комплекса оживления:
– поворачивает голову на речь и поющие голоса (сам ищет контакта);
– дифференцирует человеческую речь от других звуков;
– узнает мать (или человека ее заменяющего);
– ребенок старается привлечь внимание окружающих (плач и крик используется для привлечения внимания взрослых);
– протестует, когда остается один.
Формирование связи ребенок-взрослый.
1) Если ребенок кричит или плачет, необходимо немедленно прийти к нему на помощь, так как плач в этом возрасте свидетельствует о наличии у ребенка потребности, нужды в чем-то.
2). Больше времени проводите с ребенком, в общении с ним, в содержательной совместной деятельности.
3). Как можно больше держать ребенка на руках (стимулирующее развитие способствует расширению пространства для ребенка, происходит укрепление связи ребенок-взрослый).
4). Предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (улыбка, пение), происходит установление контакта со взрослым.
5). Необходимо использовать кормление для тесного эмоционального контакта.
6). Необходимо обеспечить условия для формирования положительной «Я-концепции» ребенка (поддерживать все его достижения) – эмоциональное и ориентировочное подкрепление.
0 - 1 мес.
– трудности зрительного и слухового сосредоточения;
– возможность фиксации блестящих, ярких предметов (аналогична слуховая фиксация на голос и музыкальные звуки).
1 - 2 мес.
– оптимизация зрительного и слухового сосредоточения;
– исследует окружение, выбирая определенное лицо (минимальная исследовательская активность);
– оживляется, предвосхищая еду (первый натуральный рефлекс);
– изучает движения своей руки (установление зрительного контроля за движением руки);
– может провожать глазами предмет.
2 - 3 мес.
– впервые проявляется память в функции узнавания;
– сопровождает предмет глазами длительное время, может переводить взгляд с одного объекта на другой (развитие зрительной ориентировки ребенка);
– исследование своего лица и других частей тела с помощью рта и рук;
– в отсутствие стимуляции для активности проявляются негативные эмоциональные реакции (крик, плач).
Поощрение любознательности и ориентировочно-исследовательской деятельности:
1). В течение дня несколько раз выкладывать ребенка на живот (другое восприятие окружающего мира).
2). Несколько раз в день сажать ребенка (на руки) – хорошая тренировка для зрения.
3). Много игрушек.
Развитие слуха:
1). Больше говорить, чтобы обеспечить раньше сензитивность в отношении речи.
2). Включать музыку (классическую, рок - ритмичную).
3). К ножкам привязать колокольчики – установление связи, контроля за движениями ноги, руки.
В этой статье мы расскажем, каким должно быть развитие ребенка до года. С самого начала предупредим читателей о том, что у детей развитие сугубо индивидуальное и этапы развития, которые мы опишем в этой статье, представлены для ознакомления и примерного понимания родителями того, как должны происходить рост и развитие деток.
Что должны уметь ребенок до года
Когда вашему малышу исполнится один месяц, вы должны будете понять, как он развивается, нормально или нет. Поэтому мы приведем то, какие умения уже должны быть у малыша в один месяц:
В возрасте одного месяца рост деток должен быть уже примерно 40-50 см, в вес около 3,2-4,8 кг.
Двухмесячные малыши уже умеют намного больше, к примеру, они уже могут:
В возрасте двух месяцев рост деток достигает уже 56 см, а вес будет около 4,6-7,5 кг.
В три месяца развитие ребенка будет идти намного интенсивнее, и малыш будет немного активнее, чем до этого:
Рост трехмесячного ребенка составляет 58-60 см, а вес около 5,2-8,5 кг.
В четыре месяца у ребенка должны быть следующие умения и навыки:
Рост детей к четырем месяцам будет равен 62-63 см, а вес около 5,7-9, 3 кг.
В возрасте пяти месяцев малыш должен уже:
Рост детей в 5 месяцев составляет 64-65 см, а вес около 6,1-10 кг.
К шести месяцам дети должны уметь:
Рост ребенка в шесть месяцев равен 65-66 см, а вес около 6,5-10,6 кг.
В семь месяцев малыш уже может:
Рост крохи – 67-68 см, вес около 6,8-11,1 кг.
Восьмимесячный малыш должен радовать родителей такими умениями:
Рост малыша может составлять 69-70 см, а вес около 7,0-11,6 кг.
В девять месяцев дети уже могут:
Рост малышей к девяти месяцам составляет 70-71 см, а вес – 7,3-12 кг.
Десятимесячные малыши уже умеют:
В одиннадцать месяцев карапуз должен:
В двенадцать месяцев у детей наблюдаются такие особенности развития:
Какие игры подходят для развития детей до года
В возрасте до года для развития детей очень важно в жизнь ребенка ввести упражнения для мелкой моторики рук, а также для того, чтобы психическое развитие детей проходило нормально.
Для детей до года будет интересна следующая игра, которая прекрасно подойдет для развития мелкой моторики рук ребенка. Детей забавляет возможность нажимать на кнопочки, открывать застежки и замочки. Подарите ребенку стенд, на котором будут прикреплены выключатели, кнопочки и пуговки.
Для развития моторики мелкой ребенка до года это будут самые лучшие упражнения. Детки смогут удовлетворить свое желание схватить все, что им попадается по пути, сжать, отпустить, и посмотреть, что из этого выйдет. Такие упражнения тренируют не только руки, но еще и развивают нормальное психическое самочувствие малыша и его индивидуальные физические особенности.
Очень хорошо подойдет для моторики мелкой рук использование мягкой книжки из ткани. Малыш до года может спокойно перелистывать странички и трогать пальчиками пришитые аппликации. Такие упражнения позволяют не только потренировать пальчики, но и рассказать малышу сказку про героев книжки, что положительно повлияет на психическое здоровье крохи. Такие упражнения до года лучше делать вечером, перед сном.
Деткам до года, конечно же, не желательно показывать мультики, в таком раннем возрасте они могут негативно повлиять на психическое здоровье. Ребенок может стать нервным, капризным и крикливым. Но у всех детей свои особенности, к примеру, есть дети, которые смотрят мультики по 3-4 минутки в день и радуют своих родителей только своим развитием. Выбирать, показывать своему ребенку мультики или нет до года, решать только вам, но вы бы рекомендовали это делать только в исключительных случаях в качестве поощрения.
Мультики желательно выбирать спокойные, не слишком яркие и очень кроткие. Только так они не повлияют на психическое здоровье деток и на желание выполнять упражнения. Возможно, будет лучше использовать мультики как награду после успешных занятий для развития малыша.
На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.
Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.
Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.
Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.
Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.
Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.
Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.
Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.
Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.
Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.
Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.
Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам