В средней группе “Роспись Дымковской игрушки”. Тема занятия: Дымковская игрушка Нод рисование дымковская игрушка средняя группа

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

Словарь: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, трафареты козликов, гуашь, кисточки.

Ход занятия:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

Здравствуйте дети! (дети стоят кругом)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

«...Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей )

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)

Воспитатель: А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей : прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка )

Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей )

Воспитатель: Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры? (Ответы детей: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Пальчиковая гимнастика под музыку «Утро» (диск № 37)

Воспитатель: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Сейчас я познакомлю вас со сказкой про козлика Золотые Рога.

Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг все уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!

Воспитатель: Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Физкультминутка: «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. А королева Кисточка приготовила для нас козликов, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)

Гимнастика для глаз: «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Воспитатель: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Королева кисточка приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.


Задачи : Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски) . Закреплять умения : концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Предварительная работа :

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки» ;

Рисование элементов дымковского узора;

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

Разучивание стихотворений о дымке.

Материал, инструменты, оборудование :

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде) ;

Дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь) ;

Народная мелодия;

Образцы элементов дымковской росписи.

Силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик) -на выбор ребёнка;

Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя;

Игровая мотивация;

Напоминание о технике рисования;

Наблюдение за работой детей;

Индивидуальные объяснения;

Анализ работы воспитателем и детьми.

Ход занятия:

Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек) .

На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали!

В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь) .

У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других : у оленя - ветвистые рога, у барашка - рога загнутые кольцами.

Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос)

Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

Барыни важные!

Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают» . Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами фартук барышни.

Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором фартук барышни. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

Приглашаю в художественную мастерскую!

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

Анализ работ.

Вот он дымковский фартук для нашей барышни! Объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Фартуки украшены просто чудесно!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 116» «Загадка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Роспись Дымковской игрушки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Составила: Журавлева Н.В. воспитатель Архангельск, 2015 Тема: «Роспись Дымковской игрушки» Возраст: 4-5 лет Форма проведения: занятие Цель: продолжать знакомить детей с Дымковской росписью народной глиняной игрушки, расширять кругозор о художественных народных промыслах. Задачи:  уточнить и закрепить умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точкигорошины);  формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;  развивать чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, используя элементы дымковской игрушки;  развивать воображение, образное восприятие, диалогическую речь;  развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер;  воспитывать интерес к народному искусству России;  воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам педагога, воспитывать самостоятельность в работе; План: 1. Организационный момент- педагог читает письмо. 2. Рассматривание игрушек на слайдах, сопровождаемое чтением потешек. 3. Игра «Изобрази игрушку». 4. Показ птицы, прилетевшей в группу, которая принесла конверт с нераскрашенными птичками (создание проблемной ситуации) 5. Показ образца росписи птицы, демонстрация слайдов с элементами Дымковской росписи. 6. Физкультминутка. 7. Самостоятельная работа детей, перед началом которой педагог напоминает детям о правилах работы с кистью и красками. 8. Выставка готовых работ детей. Ход: 1.Организационный момент. - Ребята, мне сегодня прислали письмо, письмо необычное, с фотографиями, я бы хотела прочитать его вам! Педагог читает потешку «Птичий двор»: Три индюшки, три пеструшки, три гусыни – Все босые. Возле дома хлопотали, Бестолково лопотали: -Брр-брр-брр -Коко-ко! -Гага-га! Педагог демонстрирует игрушки (слайд 1) - Ребята, мне кажется мы где-то встречались уже с этими игрушками! (Да, на выставке в группе). - Какие вы видите игрушки? (барыня, лошадка индюк) А давайте вспомним- где изготавливали их, в каком селе? (изготавливали их в селе Дымково) - Значит их называют…. (Дымковская игрушка) 2.Педагог предлагает рассмотреть игрушки,сопровождая пока слайдов чтением -Посмотри, как хороша Эта девица-краса, Щечки алые горят, Удивительный наряд.(слайд 2) -Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.(слайд 3) -Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя.(слайд 4) -Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца. Голосисты эти птицы и нарядны, словно ситцы! (слайд 5) -Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, если гриву упустил (слайд 6) -Ребята, нравятся вам дымковские игрушки? (Да!) 3.Педагог предлагает детям поиграть. -Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения. Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками). «Конь!» (дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь! 4. Педагог вносит в группу глиняную птицу, раскрашенную Дымковской росписью. -Ой, ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел! Какая нарядная-да красивая птица! И конверт в клюве нам принесла! Посмотрим, что в конверте? (Да, посмотрим!) Педагог достает из конверта листы с нарисованными птицами- нераскрашенными. -Ребята, а наша гостья загрустила- ее подружки все белые, совсем не похожи на нее. Как вы думаете, как можно ей помочь? Что нужно сделать? (Нужно раскрасить птичек!) -Правильно, давайте исправим это и распишем ее дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки. 5.Показ образца росписи птицы. (слайд 7) Дети садятся за столы. -Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую птицу. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (слайд 8,9) (прямые, волнистые линии, кружочки, колечки) - А какие цвета используют народные умельцы при раскрашивании игрушек? (игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками) Педагог показывает на мольберте приёмы рисования элементов: большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; маленькие кружки, точки и черточки– кончиком кисти; -Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в умельцев превратись! -Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. 6. Физкультминутка. А теперь, ребята, встать, (дети встают) Руки медленно поднять, (поднимают руки вверх) Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают пальцы) Руки вниз и так стоять. (опускают руки вниз) Наклонитесь вправо, влево (наклоны вправо и влево-руки на поясе) и беритесь вы за дело. (встают прямо- руки внизу) Мастерами все мы стали, (маршируют на месте) Кисти, краски в руки взяли. (берут воображаемые краски и кисти) Засверкали ярко краски, оживает всё как в сказке. (рисуют в воздухе) 7.Самостоятельная работа детей. Педагог напоминает, как правильно держать кисть, как макать кисть в воду и о край баночки снимать лишнюю каплю. Обмакивать кисть о салфетку. И на весь ворс набирать краску другого цвета. Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся. 8.Выставка работ. Теперь, ребята, мы можем устроить выставку Дымковской игрушки и спросим нашу птичку- нравится ли ей, довольна ли она? Птица «рассматривает» работы детей, хвалит всех. Технические средства: проектор для презентации, ноутбук. Дидактические материалы: глиняная игрушка птицы, раскрашенной Дымковской росписью, потешки, слайды с изображением Дымковских игрушек и образцов росписи. Методическая литература: 1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. 2.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007 4. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я «Дымковская игрушка». «Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка». 5. Борисова Н. «Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет». 6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010. Интернет-ресурсы: books.google.ru dymkatoy.ru Методический комментарий к конспекту. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративноприкладного искусства. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов: - знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора; - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции; - творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет: - пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству; - создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности; - наполнить повествовательным смыслом общую композицию; - сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: 1. Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). 2. Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей). 3. Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). 4. Принцип психологической комфортности. Для достижения педагогической цели и задач были использованы такие методы и приёмы:  Наглядный метод (использование дымковских игрушек, презентация с иллюстрацией расписных игрушек и элементов Дымковской росписи).  Словесный метод (беседа с детьми о росписи).  Игровой приём (хороводная игра «Изобрази игрушку»).  Приём эмоциональной заинтересованности (сопровождение -презентация). На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Воспитанники сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. В процессе таких занятий воспитанники получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать. Каждое занятие по художественно-эстетическому развитию необходимо выстроить так, чтобы процесс не стал скучным, однообразными монотонным.

Программное содержание:

1. Уточнить знания детей об элементах дымковской росписи.

2. Учить составлять узор из отдельных элементов дымковской росписи на прямоугольнике.

3. Продолжать учить правильно набирать краску на кисточку, вести кисть по ворсу. Познакомить с приёмом «тычок».

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию.

5. Расширять знания об окружающей действительности.

Словарная работа: дымковская, тычок, барышня, расписной,

изящный, волнистый, горошки, полоски, разноцветный.

Материал и оборудование: бумага белая, мольберт для показа рисования, краски гуашь, палитра, кисти мягкие, подставки для кисточек, мягкие тряпочки, баночки с водой, образцы дымковской росписи и иллюстрации.

Дети сели все правильно, спинки выпрямили. Сегодня на занятии… (слышится русская народная мелодия).

Ой, ребята, что это такое? Посидите тихонько, а я сейчас схожу, посмотрю.

Воспитатель вносит дымковскую игрушку.

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? Это дымковская игрушка. Давайте скажем все вместе «Дымковская игрушка». Такие игрушки делают в селе Дымково. Они бывают разные: веселые румяные барышни, расписные кони, изящные олени. Основными элементами дымковской игрушки являются: широкие и тонкие полоски, горошки, колечки, волнисты линии. Все дымковские игрушки делают из глины. Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать элементы дымковской игрушки.

Посмотрите, чем эта игрушка расписана? – Полоски.

Ребята, какого цвета полоски? – Правильно полоски желтого цвета.

Посмотрите внимательно, как я их буду рисовать. Беру кисточку в правую руку, указательный пальчик пляшет на кисточке сверху. Левой рукой придерживаю бумагу. Набираю желтую краску, веду кисточку сверху вниз по ворсу. Посмотрите ещё раз, кисточкой веду сверху вниз.

Полоски можно рисовать и слева направо.

Полоски могут быть красного, желтого, зеленого цвета.

Что я нарисовала, Женя?

А теперь я буду рисовать горошки. Посмотрите внимательно. Беру круглую палочку в правую руку, левой рукой придерживаю лист, набираю краску. Конец палочки смотрит в потолок. Я рисую красные горошки. Этот прием рисования называется «тычок». Давайте все вместе скажем – тычок. Молодцы!

Возьмите в правую руку кисточки, давайте в воздухе нарисуем полоски, ведем кисточки сверху вниз. Ещё раз. И слева направо.

А теперь наберите краску и приступайте к рисованию (воспитатель даёт индивидуальные указания).

Физкультурная минутка:

Всем ребятам надо встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И садитесь вновь за дело.

Заканчиваем рисовать полоски, начинаем рисовать горошки. Дети заканчивают рисовать.

Посмотрите друг у друга, ребята. Видите, какие красивые, интересные работы у вас получились.

А теперь давайте все тихонечко встанем, возьмем все свои работы и разложим на столе. Скажите мне, какие работы вам больше всего понравились?

Света, какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

Любовь Колыхалова
НОД по рисованию «Дымковские игрушки» (средняя группа)

Задачи : Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски) . Закреплять умения : концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги , дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке . Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Предварительная работа :

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них ;

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки » ;

-рисование элементов дымковского узора ;

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки ;

Разучивание стихотворений о дымке .

Материал, инструменты, оборудование :

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде) ;

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь) ;

Народная мелодия;

Образцы элементов дымковской росписи .

Силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик) -на выбор ребёнка;

Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя;

Игровая мотивация;

Музыкальное сопровождение;

Напоминание о технике рисования ;

Наблюдение за работой детей;

Индивидуальные объяснения;

Анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение : запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек ) .

На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково )

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом .

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали !

В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке . Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки . Возможно, от этого и возникло название Дымково , а игрушки стали называть дымковскими .

Вот эти игрушки ! (показать)

Игрушки не простые , а дымковские , расписные!

Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера !

Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь) .

У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры . Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других : у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги , кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать) .

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

Барыни важные!

Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек . Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

Для чего нужны дымковские игрушки ? (есть игрушки с которыми играют , а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины , затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми . Когда игрушки остынут , их покрывают белой краской, затем «наряжают» . Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

Предлагаю вам стать дымковскими мастерами ! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек . Согласны быть дымковскими мастерами ?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

Приглашаю в художественную мастерскую!

Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво , ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

Анализ работ.

Вот он дымковский хоровод ! Сколько в нём много разных игрушек ! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Что еще почитать