Воспитание успешного ребенка

«Как воспитать успешного ребенка?»

Все родители хотят видеть своих детей успешными. Как же быть, чтобы малыш вырос уверенным в себе, а в будущем стал успешным человеком.

Уважаемые родители, давайте поговорим об этом.

Давайте проверим себя, хорошо ли мы знаем своих детей и то, что их волнует.

Родители отвечают на задаваемые вопросы.

  1. Любимое занятие моего ребёнка?
  2. Имя лучшего друга, подружки?
  3. Любимая сказка?
  4. Моему ребёнку нравится, когда…,
  5. Мой ребёнок обижается, если…,
  6. Наша любимая с ним (с ней) игра…,
  7. Я советуюсь с сыном (с дочкой), если…,
  8. Мы любим гулять…,
  9. Мой ребёнок боится... и др.

Я рада, что вам не безразличны интересы ваших детей.

А теперь попробуем разобраться, кто же это «успешный ребёнок», какие качества необходимы для этого?

Попробуйте объяснить свой выбор. Каким образом эти качества развивать? (ответы родителей, отметить те качества, которые чаще прозвучали).

А я хотела бы остановиться на креативности - это способность к творчеству, которое необходимо для успешного обучения детей в школе. Поэтому мы предлагаем вам участвовать с детьми в разных конкурсах, где не только дети, но и вы можете проявить себя, родители - лучший пример для подражания! В каждом ребёнке скрыт какой - либо талант, один ребёнок любит рисовать, другой - петь, кто – то - стихи рассказывать, а может - сочинять! Надо только дать возможность ребёнку почувствовать, что в чём - то он самый - самый!

А сейчас я предлагаю вам на примере 2-х ситуаций выяснить, легко ли будет детям из предложенных ситуаций вырасти успешными. Ваша оценка действий отца. Объясните причины такой реакции отца на неуспехи ребёнка. К чему приведёт такое отношение отца к ребёнку? (неуверенность, низкая самооценка ребёнка, ребёнок всё реже будет обращаться к отцу).

Почему девочка отказывается идти в школу? (нет опыта общения со сверстниками, страх перед школой.) Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребёнка). Как вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

А с какого возраста начать воспитывать «успешного человека»?

Давайте обратимся к психологу. Вот что думает об этом психолог Коровина Светлана.

У многих из вас есть дети не только дошкольного возраста, но и подростки. На вопрос, могут ли родители помочь им стать в жизни успешными, вот что ответили 14 - 15 летние подростки: Больше верить, доверять и меньше опекать. Давать возможность высказывать своё мнение и дома, и в школе. Не навязывать того, что не нравится. Чаще хвалить и не ругать по пустякам. И, главное, не сравнивать с другими.

Влияние на ребёнка оказывают все члены семьи. Обратите внимание на стили воспитания и скажите, при каком стиле воспитания в семье ребёнку легче стать успешным и почему?

Слово «успешный» происходит от слова «успех». Создавайте ребёнку такие ситуации, где он будет успешен, ведь каждый ребёнок - уникальная личность со своим неповторимым набором качеств, талантов. Очень важно заметить творческий потенциал малыша и приложить усилия для его развития, а самое главное - защищать, любить, понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть. А мы постараемся вам в этом помочь.

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос!? Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.

2. Посоветуй мне пожалуйста… - 1б.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1б.

4. В кого ты только такой уродился?! - 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.

6. Ну на кого ты похож (а)? - 2б.

7. А я в твои годы …- 2б.

8. Ты моя опора и помощник (ца) - 1б.

9. Ну что за друзья у тебя? - 2б.

10. О чём ты только думаешь? - 2б.

11. Какая (ой) ты у меня умница! - 1б.

12. А как ты считаешь? - 1б.

13.У всех дети как дети, а ты?… - 2б.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! - 1б.

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов , значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Какие качества помогут стать ребенку успешным?

Перед вами список качеств, выберите 3 самых главных на ваш взгляд, которые необходимо развивать, чтобы воспитать ребёнка успешным. Пронумеруйте их по степени значимости.

Трудолюбие, аккуратность, исполнительность, организованность, вежливость, дружелюбие, справедливость, настойчивость, целеустремленность, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, самостоятельность, креативность (творческий подход к работе), уверенность и другие.

1-я ситуация . Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колёса, и обратился к отцу за помощью. Отец, увидев, что сын сделал всё не так, стал упрекать его в бестолковости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

2-я ситуация . Машу воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой. У неё не было подруг. Маша любила играть одна, и бабушке это нравилось. Когда девочке исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Маша неуверенно отвечала, ошибалась, а мама сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Через неделю девочка отказалась идти в школу.

Кризис возраста трех лет - формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. К сожалению, чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха...». А что получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность? Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Ребенок понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться. Для ребенка рассерженные родители - крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: не высовывайся, тогда тебя будут любить и уважать. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо! Чем подобная установка может обернуться в дальнейшем? Человек будет стараться устроиться на комфортную, но малооплачиваемую работу - просто из соображений безопасности. Чтобы никакой ответственности, а значит, и вероятность наказания минимальна. Будет бояться карьерного роста, новых проектов. Самое интересное, что у такого человека может быть прекрасное образование, он может владеть языками и быть очень грамотным работником. Все его замечательные идеи будут выдаваться за свои другими людьми, которые не боятся не понравиться. Вывод напрашивается очень простой: поощряйте самостоятельность своего ребенка, особенно в возрасте от 3-х лет. Пусть все, что он может сделать сам - делает. Хвалите за инициативу, подбадривайте, если что-то не получилось. Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Проявите терпение.

Демократический стиль воспитания : родители поощряют любую инициативу ребёнка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним. Детям позволено принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитываются их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твёрдость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Авторитетный стиль родительского воспитания - образ действия родителей, отличающийся твёрдым контролем над детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и поэтому они легко соглашаются с ними.

Хаотический стиль воспитания . Это отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие определённых требований к ребёнку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. У родителей, особенно у матери не хватает выдержки для последовательной тактики в семье.

Опекающий стиль воспитания . Стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся. Такое воспитание приводит к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности.

Список литературы:

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. № 6.
  2. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний //Воспитатель ДОУ. 2007. № 5.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1988.
  4. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.
  5. Родительские собрания: Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2010.
  6. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1985.

Когда ребенок еще крошечный, им все умиляются: мамы, папы, бабушки. Каждый прожитый день отмечается родителями, как достижение, а каждый шаг – великолепное стремление расти и становиться взрослым человеком. Мамы так гордятся детками, когда они начинают ходить, читать, говорить и самостоятельно садиться на горшок. А когда дети вырастают, то появляется масса обид, недовольств и уверенность в том, что ребенок у соседа гораздо умнее и смышленее.

Последовательность - залог воспитания успешного ребенка

Метаморфозы с родителями случаются весьма неожиданно для ребенка. Его окрикивают за беготню вокруг коттеджа, ругают за пролитое молоко, наказывают за шоколадные рисунки на обоях… За сломанную игрушку говорят, что не купят больше ничего, а за плохое настроение и капризы пугают тем, что отдадут Бабайке. Главное, что обидно: его обвиняют в неряшливости, непослушании, плохом поведении, а ребенок искренне этого не понимает! Его ругают ни за что. И вот почему.

Еще только год назад, когда он валялся в кроватке и ползал не дальше края дивана, ему давали медведя, у которого легко снималась голова и лапы. Так было интересно! Родители радовались, что растет умненький ребенок, который в два счета освоил причинно-следственные связи и понял, что медведь не будет ходить, если ему открутить лапы. Ура, у нас здоровый малыш!

Когда малыш подрос и разобрал на части пульт от телевизора, никто не обрадовался его любознательности. Его отругали, наорали и выставили в свою комнату. Что испытывает ребенок? Он не понял вину! Ему обидно. Ему больно от такой несправедливости, ведь раньше его хвалили за самостоятельную сборку-разборку игрушек. Ну и что, что пульт не игрушка?

Вот так малыш становится заложником настроения и отсутствия логики родителей. Он становится зависимым от мнения и поведения родителей. Он понимает, что то, что можно сегодня, может быть завтра запрещено… Но почему так происходит – он не понимает. А когда он подрастает настолько, чтобы понять это, он становится заложником новых обстоятельств, только уже в школе. Учителя давят своими замечаниями и одергиваниями. Свобода личности остается далеко в люльке, и ребенок осознает, что это безвозвратно.

Защитные реакции ребенка

Вместе с этим, детская психика так устроена, что обязательно будет восстановлен баланс. Это защитные функции организма, чтобы растущий человек мог переживать стрессы. Получается, что дети, которым не дают раскрыться дома постоянными упреками и руганью, вынуждены реализовывать себя на улице. В силу того, что поступки осуществляются с подсознательной обидой, они сильно отличаются от добрых и правильных. Так подрастают опасные социальные элементы.

Иногда психика срабатывает в другую сторону: ребенок замыкается. У него отсутствует уверенность в себе, он всего и всех боится, не любит к себе внимания. Это тоже защитная реакция, потому что подсознательно диктуется желанием лишний раз не попадаться на глаза, чтобы не поругали. Вырастет ли такой ребенок успешным и счастливым? Смешно, но родители хотят гордиться своим ребенком, а сами делают все, чтобы затоптать его. Да, несознательно делают, но получается медвежья услуга.

Что же делать? Ведь любой здоровый родитель желает счастья своему потомству. Более того, действительно, следующее поколение должно быть счастливее предыдущего, иначе процесс эволюции будет остановлен.

Если помнить о некоторых простых советах психологов, то у всех взрослых будет шанс вырастить уравновешенного и уверенного в себе малыша, из которого получится хороший специалист, порядочный, успешный и просто счастливый человек.

  • Ребенок почти до взрослых лет является копией своих родителей. Какое у них настроение и отношение к окружающему миру, такое же формируется и у него. Иногда даже проявляется это в гораздо более выраженной степени и в усугубленном варианте.
  • Если даже у ребенка что-то не получается, не надо называть его бестолочью или горестно сокрушаться о том, что «такой большой, а ничего не умеет». У него же что-то конкретное не получается, правда? Почему надо обобщать? Да и формулировать просьбы или вопросы лучше так, чтобы хотелось ответить утвердительно. На просьбу «Ты не соберешь игрушки?» так и хочется ответить «НЕТ!» И вот снова детенка ругают, что он непослушный и неряшливый… А ведь так просто сказать «Собери игрушки, пожалуйста, а я пока нам покушать приготовлю». Конфликтов избежать легко.
  • О неудачах и обидах ребенку лучше не напоминать. Тем более – не упрекать. Нет ничего такого судьбоносного, что может разрушить маленький человечек, зато переживать он умеет похлеще взрослого. Лучше поддерживать и подбадривать. Все получится!
  • Воспитание ребенка не состоит из запретов и диктовки его обязанностей. Не надо заострять внимание ребенка на вопросах, которые запрещены – его это будет только дразнить. Лучше подумать о том, что его порадует и отвлечет.
  • Дети охотно поддаются визуализации. Это можно использовать им же на благо – давать возможность стремиться к своим мечтам и целям. А они будут материализоваться, как по волшебству! На самом деле, есть серьезная глава в психологии, в которой уделяется огромное внимание программированию человеческого самосознания. Вот и ребенка надо научить с детства развивать в себе оптимизм и веру в себя, а потом он сможет самостоятельно верить в успех.
  • Вместе с ребенком можно устраивать пятиминутки позитива, на которых будут придумываться самые лучшие аффирмации: «Я самый красивый!», «Я хорошо умею рисовать/петь/танцевать/плавать!», «Я закончу год на пятерки!» Аффирмации должны быть утвердительными и позитивными. Таким образом, можно не просто настроиться на хорошее настроение, но и узнать цели и желания ребенка, что очень важно. В такие моменты у детей начинают блестеть глаза, они мечтательно задумываются, а потом начинают вслух мечтать и строить планы. Это отлично. Параллельно можно аккуратно отбросить его переживания относительно неуспеха в школе. В таком случае важно найти хорошие стороны: к примеру, сказать, что нет ничего страшного в том, что не получается бегать быстрее всех, зато какие красивые получились аппликации!
  • Детям нужно чувствовать поддержку со стороны родителей, веру. И поддержка должна заключаться не в решении задач по алгебре, а проявляться в вере в то, что ребенок сам может их решить. Это придает силы.
  • Если у ребенка есть желание что-то делать – это надо поддержать. Родителям какие-то начинания могут показаться никчемными, даже странными, но ребенку надо дать возможность развиваться и самовыражаться.
  • Расшалившегося ребенка успокоить можно не окриками и шлепками, а объяснениями: почему именно нехорошо так делать и как от этого страдают окружающие. Дите должно чувствовать, что с ним по-взрослому, а не задвигают в угол, чтобы сидел тихо и не мешал тем, что он еще маленький и ему весело.

Вот так просто и одновременно очень сложно воспитывать успешных детей. А корень их успеха заложен в родителях. Если родители сумеют избежать массы ошибок, то дети смогут в будущем заниматься собой и своими детьми. Хуже нет, когда детям приходится чувствовать себя одинокими или неуверенными в себе из-за глупых комплексов, которые развились в детстве…

Как воспитать ребенка успешным?

Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

"Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу…"

Родители - это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности –

высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой

знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются

доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и

уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.

Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.

Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми.

Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.

Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».

Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок - уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.

2. Учите оптимизму.

«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты.

Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.

Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.

Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.

Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.

Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя - предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, баллончиками на стене), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.

Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.

Если покупаете продукты для ребенка - попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять - спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?". Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.

Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.

6. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем

увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет

самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

"Успешный человек – всегда потрясающий художник

своего воображения. Воображение гораздо важнее знания,

ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, почаще наводите ребенка на мысль: «а что, если...».

8. Учите ценить время.

Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время жизни.

Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

9. Приучайте ребенка к ответственности .

Успешные люди осознают, что только они несут

ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.

Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

10. Учите ставить цель и достигать её.

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают,

чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того,

что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.

Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.

Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!

Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

МОУО МР «Сунтарский улус (район)»

МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова».

Мой успешный опыт воспитания

(самоанализ)

Выполнила: Данилова Анна Николаевна,

учитель Сунтарской СОШ№1 им.А.П.Павлова

Сунтарского района Республики Саха (Якутия)

2014

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

Система воспитательной работы «Я нашел себя»

Детство – важнейший период человеческой жизни. Это период развития и становления личности ребенка, когда формируются основы его мировоззрения. В мой класс дети пришли из разных классов, из разных «миров», по-разному воспринимают новую школу, учителей, одноклассников. Я постоянно задаю себе вопросы: «Как я должна строить воспитание, чтобы каждый маленький человечек в моем классе чувствовал себя комфортно, был здоров, успешно обучался и подготовился к современной жизни? Как организовать процесс воспитания, адекватный возрастным особенностям младшего школьника?». Увидеть в каждом ученике личность, его неповторимость и индивидуальность, учить доброте и честности, любить и оберегать природу, уважать мысли и чувства ребенка – что может быть лучше этой миссии на земле?

В каждом человеке солнце, только помоги ему проявить себя, поверив в свои собственные силы. Из опыта работы знаю, что, встретив на своем пути трудности, многие ученики ищут способы их преодоления, пытаются всеми силами решить возникшую проблему, но есть и такие, которые пугаются сложности, пасуют перед ними. И поэтому я стараюсь помочь ребенку почувствовать в себе уверенность, поддерживать в их делах и начинаниях, найти то лучшее, что есть в них и стараюсь развить. Суть моей педагогической философии – воспитывать гуманную и творческую личность, стремящуюся найти себя .

Гипотеза: если вовремя поддержать ребенка и направить его на правильный путь, то можно воспитать целеустремленного, эрудированного, самоуверенного и успешного человека с активной жизненной позицией.

Актуальность: задача человека не затеряться в создаваемом им самим мире, не уступить, не отдать традиции, не потерять духовности и нравственности, связывающие человечество, не потерять своей индивидуальности.

Основная цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи. На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующее:

Желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно;

Стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор,

Потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие образцы;

Желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми.

Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:

    Способствовать развитию познавательных процессов.

    Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.

    Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

Исходя из всего этого вышесказанного, я и выстроила свою систему воспитательной работы «Я нашел себя». Почему я выбрала эту тему? В современной социальной жизни приоритет дается формированию и развитии личности и ее социализации. Сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной, успешной личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни. Мечтает воспитать порядочного человека. Процесс активности, подготовки успешных людей управляем, и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы способности работы с человеком и для человека. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, и мечтал подобно вошедшему поговорку солдату стать генералом. Мечта об успехе, о высшем достижении и признании этого высшего достижения и естественное и общественно полезное качество. Оно естественно, поскольку только человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих более того способен раскрыться во всей полноте своего таланта, только в условиях такого признания.

Пути воплощения программы в жизнь :

Помочь найти и сформулировать цель

Организовать жизнь

Формировать отношение между детьми

Создать условия развития

Создать ситуацию успеха

Содержание программы

Программа разделяется на четыре этапа.

1 этап – «Я+ты=мы» 5 класс.

Задачи:

1. Сплочение коллектива.

2. формирование единого коллектива учеников, родителей.

3. формирование навыков здорового образа жизни.

4. формирование трудовых навыков.

Реализация: классные часы «Мои обязанности», «Дружба», «Я и мой класс», выставка творческих работ «Мир моих интересов», творческие конкурсы, коллективные выходы.

2 этап – «Хочу все знать!». 6-7 классы.

Задачи:

1.развитие познавательных интересов.

2.помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.

3. развитие творческих способностей.

4. развитие навыков самоуправления в классе.

Реализация: система классных часов «Я познаю себя», «Я и мое хобби», «Дружба», «Моя семья» и т.д. Коллективные выходы, организация диспутов, посещение кружков, коллективные творческие дела. Организация концерта «Мы ищем таланты», выпуски стенгазет. Отчет о проделанной работе. Защита работ «Мои успехи», «Мое творчество».

3 этап – «Целься в будущее!». 8-9 классы.

Задачи:

1. формирование норм ролевого поведения.

2. интеллектуальное познание мира.

3. профориентационная работа.

4. формирование навыков взаимодействия с другими

Реализация: цикл классных часов «Мои права и обязанности», «Этика и этикет», ролевые игры, встречи с другими классными коллективами, встречи с интересными людьми, защита рефератов, цикл бесед «Я - патриот», «Моя республика», «Мое село», беседы на нравственно-этические темы, выступление с защитой докладов по теме научно-исследовательской работы, деловые игры.

4 этап. «Я нашел себя!». 10-11 классы.

Задачи:

1. помочь в осознанном выборе своей профессии.

2. реализация себя во всех сферах жизни.

3. повышение уровня ответственности, самоорганизации, самоконтроля.

4. формирование активной жизненной позиции.

Реализация: классные часы, диспуты «Я и мое будущее», «моя жизнь в моих руках», «Размышление о будущей профессии», встречи с интересными людьми.

Основные направления программы :

- В здоровом теле – здоровый дух.

Содержание: Применение здоровьесберегающей технологии; воспитание экологической личности.

Формы работы : участие в спортивных соревнованиях, в общешкольном туризме, выходы на природу, классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни.

- Труд красит человека.

Содержание: Способность к достижению успеха в материальном, моральном и личностном плане за счет правильной организации труда.

Формы работы : ремонт класса, генеральные уборки, организация дежурства, субботники, тимуровские выходы.

- Ученье - свет, не ученье – тьма.

Содержание: Готовность к восприятию и пониманию учебного материала; умение извлекать информацию, анализировать ее, обобщать, использовать.

Формы работы : участие на научно-практических конференциях, общешкольных, улусных, республиканских конкурсах, олимпиадах, исследовательские работы.

- Каждый человек талантлив по-своему.

Содержание: Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов, его поступков; формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.

Формы работы : обязательные творческие работы каждый год, посещение кружков, проведение литературных игр, праздников, постановка театрализованных действий, концертов и т.д.

- Я - гражданин.

Содержание: Воспитание смелости и справедливости в мышлении, самоотверженности при защите чести и достоинства себя самого, семьи, близких, Отчизны.

Формы работы : классные часы, встречи, диспут, беседы.

Моя программа будет успешно реализована, если смогу организовать интересную и разнообразную совместную работу:

    родителей класса

    учителей предметников

    социальных педагогов, психологов

    администрации школы

Конечный результат: Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном быстро меняющемся мире. Система может научить принципам жизни.

Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Мои дети выросли и повзрослели. Они покинули стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми.

Нам, родителям, всегда хочется, чтобы дети были удачливее нас. Но как это сделать? Не кажется ли вам, что поста-новка вопроса сама по себе слишком технична? Про-граммирование — это обу-чение устройства дейст-вовать по шаблону и добиваться пред-сказуемого результата. Но человек - не машина, и тут требуется особый подход. О том, как воспитать своего ребенка успешным, и пойдет речь.

0 74022

Фотогалерея: Как воспитать своего ребенка успешным

Программу можно заложить в машину, которая яв-ляется чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы име-ют врожденные свойства, которые от-личают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты ха-рактера. Канадские ученые исследова-ли более 100 пар однояйцевых близне-цов и выявили у 85% огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Изве-стный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, ро-ды и первый опыт "земной" жизни за-кладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, до-верие к миру, оптимизм или песси-мизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугу-бо индивидуальным. Причем задача родителей — прежде всего понять ре-бенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональ-ную установку на успех. Иначе про-грамма может "не прижиться" или даже навредить ребенку.

ОШИБКИ В СЦЕНАРИИ

На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал из-вестный психолог Эрик Берн. В своей книге "Люди, которые играют в игры" он показал, как формируется жизнен-ный сценарий человека. По его наблю-дениям, многие слепо копируют жиз-ненную программу своих предков или же "встраиваются" в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родите-лей не мешает психологическая кон-сультация, ведь, находясь в болоте соб-ственного сценария, они не позволят воспитать своего ребенка успешным и дать ему стать творцом своей жизни.

Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ре-бенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмиро-вало. Если речь идет об отказе от тако-го зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: "Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обяза-тельно это сделать" или: "Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты обя-зательно будешь ими заниматься", то это может привести к печальным по-следствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, КАК надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: "...в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единст-венное, что у меня есть, — это жизнен-ный опыт. И вот его-то я и хочу пе-редать тебе..." Поэтому попытки вос-питывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем любые жиз-ненные сценарии.

Третья проблема родительского про-граммирования — это бездумное сле-дование авторитетам. Школа требует — подчиняйся. Бабушка опасается — вы-полняй. Как показывают исследова-ния, 70-80% успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько про-зябают на средненьких должностях и жалуются на депрессию. Как в миниа-тюре Петросяна: "У троечника — квар-тира и машина, у отличника — лысина, очки и золотая медаль за окончание школы". И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самосто-ятельности и сметливости — во взрос-лой жизни ему приходится нелегко.

Как видите, основные ошибки ро-дительского программирования сво-дятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются толь-ко истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Да-вайте же если уж программировать де-тей, то правильно.

ПОЙМИТЕ, ЧТО ЕМУ НРАВИТСЯ

Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специали-ста, ведь сами родители в душе уже ви-дят сына или дочку спортсменом, ад-вокатом, художником... Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошколенок, рано говорить о том, как воспитать в своем ребенке успешность. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?

В каких занятиях ребенок неуто-мим? Обычно даже дошкольники про-являют свои склонности довольно чет-ко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организо-вывать игры; строить конструкции; ли-цедействовать... Будьте внимательны: записывать в художники всех любите-лей рисования — преждевременно. Посмотрите, что именно изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.

Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. По-дыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).

Психолог поможет правильно ин-терпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специ-альных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лен-тяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специали-стом в "чужой" области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?

Развивать способности ребенка — не значит отстранить его от других ви-дов деятельности. Например, способ-ному к шахматам мальчику все же нуж-но ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материаль-но: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. "Побоч-ным эффектом" от такого целевого раз-вития будет ваше взаимопонимание.

ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК

Психологи много работают с ро-дителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: «Что ж ты ничего не соображаешь?» или «Ничего у тебя не получится!» Опросы показывают, что 90% людей испытывают неуверенность в своих си-лах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у боль-шинства неудачников есть своя "клю-чевая фраза", которую в подсознание заложили родители, и она давит на лю-дей, когда им нужно принять решение.

Научитесь "ловить себя" до того, как с языка сорвалась негативная установ-ка, и... говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью "я - сообщения": "Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала сек-цию и так ничему не научилась". Такая форма "я думаю, я боюсь" воспринима-ется как информация о вас, а не про-грамма для ребенка — это важно. Ограничьте указания с частицей "не". Приучите себя вместо "не шали" гово-рить "веди себя спокойно". Специалис-ты по НЛП утверждают, что в 95% слу-чаев дети не слышат "не" и не воспринимают программу. К тому же указание "что делать" всегда понятнее, чем "чего не делать".

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

НЛП и другие направления гу-манитарного знания утверждают, что у людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные детки набираются зна-ния только из личного сенсорного опы-та. Понаблюдайте за ребенком: воз-можно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример — такой анекдот: "Мама: "Сынок, давай, я в тебя верю!" Сын: "Мама, верят в то, чего не существует. А я — существую". Мама оперировала эмоциями, а ребенок — логикой. Ей следовало бы сказать: "Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь".

Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его "язык". Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объяс-ните причины и следствия его поведе-ния и ответьте на бесконечные "поче-му?" и "а если?". Деятельному ребенку дайте "пощупать" результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение "язы-ковой проблемы" — путь к успеху.

ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР

Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диамет-рально противоположные интересы и разные "языки", это вовсе не значит, что вы не сможете воспитать своего ребенка успешным. Известный психоаналитик Фран-суаз Дольто в своей книге "На стороне ребенка" писала: "Самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, — это показать, что они очень счастливы". Так что личный успех ро-дителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возмо-жен. Пожалуйста, будьте счастливы!

КАК ПОСТУПАЛИ В ДРЕВНОСТИ

Одним из древнейших языков программирова-ния были обряды. У всех народов существова-ли специальные ритуалы, посвященные рож-дению ребенка и вступлению его в половую зрелость. Народы, которым приходилось жить в тяжелых условиях, всегда разлучали мать и новорожденного ребенка, при этом матерей заставляли сцеживать молозиво. Так детей программировали на недоверие к миру и по-вышенную агрессивность. Подобные обычаи зафиксированы у каннибальских племен, гор-ных индейцев и варваров. У некоторых европейских и восточных наро-дов существовала традиция: выложить перед малышом предметы, символизирующие раз-ные виды деятельности, и дать ему "выбрать". Понятно, что выбор крохи был достаточно слу-чаен, однако после этого ритуала родители начинали думать о том, как воспитать в своем ребенке успешный подход к жизни. Его начинали с малых лет программировать на "выбран-ную" стезю. Человек принимал это безогово-рочно — обряд был частью культуры. Обряды инициации проходили в различных племенах по-разному. Например, многие ин-дейцы одурманивали юношей наркотиком. Галлюцинации, которые они видели и переска-зывали шаману, давали представление об их внутреннем мире. Шаман выбирал юноше имя исходя из таких рассказов — это яркий при-мер попытки найти каждому человеку подходя-щее место в социуме. Некоторые африканские племена добивались бессознательного состояния у юношей и деву-шек, причиняя им физические страдания. В этом состоянии им давали установки полагать-ся на волю духов (читайте — шамана). Так лю-дей программировали на покорность.

Что еще почитать