Занятия рисованием детьми 1 2 года. Рисование с детьми раннего возраста

Рисование – это очень интересный вид прикладного искусства, рисунки красками для детей позволяют развивать у детей личностные качества, привить им чувство вкуса. Занимаясь с ребенком, можно учить его мыслить, думать, чувствовать. Особенно полезно рисовать красками с детьми маленького возраста. Ведь рисуя в год, они развивают мелкую моторику кисти, что очень полезно для психического развития.

В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.

Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.

Ну а выполнение точных движений кисточкой или карандашом – отличный способ подготовить руку к письму.

Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.

Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.

При этом в качестве материалов могут выступать не только карандаши и краски. Можно освоить пальчиковую живопись с помощью пальчиков и ладошек.

Какие краски подойдут для детского творчества

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести краски, которые идеально подойдут для детского творчества. Среди них:

  • Специальные наборы для рисования пальчиками для детей 2 лет.

  • Гуашевые краски – с четырех лет.

  • Акварельные с 6 лет.

Поскольку мы планируем начинать уроки по рисованию с 2-3 лет, то стоит выбрать именно пальчиковые. Для детей 3-4 лет можно перейти на гуашевые и акварельные.

Рисование красками для детей не должно быть однообразным. Совсем необязательно раскрашивать обычный листок бумаги. Нужно постепенно добавлять новые элементы.

На видео: как просто и красиво нарисовать осьминога красками.

С каких рисунков стоит начинать

Если мы учимся рисовать, то начинать нужно с простейшего. По мере приобретения опыта и навыков задача будет усложняться. Занимаясь с ребенком, не нужно добиваться, чтобы он делал все правильно. Дети должны пройти стадию марания. Эта стадия продолжается примерно до двухлетнего возраста. Сначала малыш будет просто чиркать карандашами по бумаге.

Однако в это время можно научить немного большему. Обратите внимание:

  1. С детьми 2-3 лет можно осваивать навыки работы с карандашом, фломастером и кисточкой.
  2. С пяти аккуратно ставить точки, делать линии, круги, овал, штрихами закрашивать рисунки.
  3. С семи реально освоить навыки композиции.

Простые уроки рисования для малышей

Эти простые уроки рисования я обычно провожу с малышами. Очень интересными получаются детские рисунки в технике пальчиковой живописи. Вот как это сделать:

  1. Предложите малышу окунуть пальчик в краску. Теперь поставьте пальчик на лист бумаги, получится пятнышко.
  2. Помогите нарисовать лепесток или какую-нибудь гусеницу.
  3. Проводя линии, нарисуйте лучики, как у солнышка.

Пусть теперь ребёнок попробует сам нарисовать что-нибудь. По мере того, как ручки в 5 лет станут более уверенными, можно учить его пользоваться кисточкой. Нужно показать малышу три основных навыка рисования кисточкой, покажите, как промывать ее перед тем, как набирать новую краску.

Существует несколько способов рисования кисточкой:

  • Примакиванием. Рисуем, легко касаясь бумаги, и тут же убираем кисточку, нанося пятна краски. Пусть ребенок 3 лет наблюдает, как получается изображение.
  • Техника мазками . Аккуратно с 3 лет прорисовывайте линии, в самых разных направлениях. Пусть они отличаются по длине.
  • Нарисовать эскиз с помощью карандаша с 8. Для начала делают основные линии и эскиз с помощью карандаша, а затем раскрашивают.

По мере развития навыков задачи будут усложняться. Существуют очень интересные техники. Их можно освоить, проводя с ребенком регулярные занятия. Чтобы закрепить тот или иной навык, требуется несколько занятий.

Как нарисовать радугу и бабочку (2 видео)


Идеи для детских рисунков (19 фото)









Мы начали рисовать примерно в 1 год. Сначала Антошка делал это пальчиковыми красками в ванной. Через пару месяцев муж сделал мольберт, и сын познакомился с кистью и гуашью.

В основном ребенок рисует все что хочет теми материалами, которыми захотел или которые я даю. Свободное рисование нужно практиковать как можно чаще. Но не ограничиваться только этим.

В этой статье я поделюсь идеями рисования с детьми 1 – 3 лет, расскажу о различных техниках рисования красками, карандашами и другими материалами, даже пеной для бритья.

Также вы сможете скачать раскраски для самых маленьких и шаблоны для рисования пальчиками .

Я не буду долго рассказывать о пользе рисования с детьми. Думаю, вы итак прекрасно знаете, что оно развивает воображение ребенка, творческое начало, улучшает координацию движений рук и мелкую моторику пальцев.

Как рисовать с ребенком 1-3 лет

В статье про аппликации я рассказывала о книге Е.А. Янушко . У этого автора также есть книга «Рисование с детьми раннего возраста» (Лабиринт , Озон ). Это прекрасное методическое пособие для родителей и педагогов, также к нему прилагается CD-диск с демонстрационными материалами.

В книге представлена методика проведения занятий рисованием с детьми 1 – 3 лет . Многие идеи я беру как раз из нее.

Прежде, чем вы начнете рисовать с вашим ребенком, вот несколько простых советов от меня:

  • Показывайте ребенку различные техники рисования (тычки, мазки, штампирование и т.д.) постепенно, начиная с самых простых.
  • Очень рекомендую купить или изготовить самим мольберт для рисования. Он актуален как только ребенок научится ходить.
  • Рисуйте как можно чаще.
  • Используйте самые разные материалы для рисования.
  • Старайтесь сразу научить ребенка держать правильно кисть и карандаш. Но если ребенок упорно отказывается это делать, не настаивайте.
  • Предоставляйте ребенку максимум свободы. Пусть ребенок рисует что хочет и как хочет. Никогда не требуйте, чтобы он рисовал как вы того хотите. Ниже я расскажу о различных техниках рисования с детьми, но если ребенок отказывается что-то делать, не настаивайте.

Не исправляйте ребенка! Пусть он рисует фиолетовое небо и красную траву. Ну и что, что коровы не летают, а на радуге нет заборов. Разум вашего ребенка еще свободен от штампов. Он – настоящий творец.

Чем больше разных материалов для изобразительного творчества вы используете, тем лучше.

Начинать надо с самых простых в освоении (например, пальчиковых красок), в итоге доходя до обычных карандашей.

Рисуем мы на :

  • обычной бумаге,
  • старых обоях,
  • мольберте,
  • магнитной доске,
  • гипсовых фигурках для раскрашивания,
  • дереве, фанере,
  • ткани,
  • плитке в ванной и в самой ванне.

Для рисования с детьми 1 – 3 лет можно использовать следующие материалы :

  • пальчиковые краски;
  • гуашь, акварель (а соответственно и кисточки разных размеров);
  • фломастеры (на водной основе и обычные);
  • мелки (восковые и обычные);
  • восковые карандаши;
  • сухую пастель;
  • карандаши (желательно выбирать мягкие);
  • гелевые и шариковые ручки;
  • поролон, губки;
  • ватные палочки и вату;
  • штампики;
  • манку;
  • пену для бритья.

Также вам понадобится стаканчик для воды (желательно непроливашка) и палитра для смешения красок.

Как я уже говорила, пальчиковыми красками мы начали рисовать где-то в 1 год. И делали это в ванной. Потом перешли и на бумагу.

Пальчиковые краски безопасны и не требуют использования воды. Можно заменить их гуашью.

Самое простое, что можно делать – это рисовать пальчиками точки:

  • зернышки для птиц, горошины;
  • яблочки, ягодки, шишки, шарики на елку;
  • косточки для арбуза;
  • капельки дождя, снег, следы зверей;
  • пятна жирафу, божьей коровке, леопарду.

Рисовать пальчиками точки можно используя готовые шаблоны.

СКАЧАТЬ ШАБЛОНЫ для рисования пальчиками одним файлом.

Ну и конечно же, пусть малыш размазывает краску по всему листу пальцами, ладошками.

Техники рисования красками и карандашами

Все техники рисования предполагают использование разных материалов в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Совсем малышу мы даем краски, мелки, фломастеры, а ребенку постарше – карандаши и т.д.

Все техники перечисляю в порядке возрастания сложности .

Свободное рисование

Мой сын называет такое рисование «каляки-маляки».

Мы знакомим ребенка с материалами для рисования и даем ему возможность поэкспериментировать. При этом никаких заданий нарисовать что-то конкретное давать не надо.

Практикуйте свободное рисование как можно чаще в любом возрасте ребенка. Оно отлично развивает фантазию.

Закрашивание листа

Даем ребенку краски, мелки и т.д. и предлагаем нарисовать:

  • травку для коровки,
  • водичку для рыбки,
  • песок, снег.

Малышу нужно закрашивать лист, а не рисовать отдельные травинки и т.п. С таким заданием справится и однолетка.

Здесь также здорово использовать валики для рисования – простые или фигурные.

Закрашивание элемента

Рисуем основу (маленькие изображение животных и разных предметов) и просим ребенка спрятать их, закрасив:

  • спрячь мышку, зайку, рыбку, жучка;
  • спрячь луну и звезды, солнце, машинку.

С совсем маленькими детьми интересно делать это губкой, с детьми от 2 лет полезно закрашивать элементы карандашами.

Рисуем точки

Предварительно нарисуйте основу для рисунка — птичку, которую ребенок будет кормить, кустик, на котором будут расти ягоды и т.д.

Предложите ребенку нарисовать: зернышки, ягодки, снег, капли дождя, бублик с маком, веснушки, горошек на платье.

  • Прямые: лучики солнышку, стебли цветочкам, ботву морковке, забор, клетка, дорожку, рельсы, лапки жучкам, иголки кактусу, зубчики расческе.
  • Волнистые: волны кораблику, червячков, ноги осьминогу, дорожки для машины, волосы.
  • Ломаные: горки, заборчик, сосульки, дорогу с поворотами, колючки ежику.

Рисуем круги, овалы

Мячики, яблоки, конфеты, елочные игрушки, бусы, воздушные шарики, рябину, ягодки, пузыри, яйца, шишки.

Рисование спиралей

Предложите ребенку нарисовать: домик улитки, дым, полет пчелы, кудряшки, колечки овечке, нитки.

Дорисовываем

Антошка очень любит играть в такую игру: я говорю, что один мальчик рисовал разные фигуры, но не дорисовал, и предлагаю сыну дорисовать. Он с большим удовольствием это делает. Так мы дорисовываем:

  • геометрические фигуры;
  • я рисую дорогу (прерывистую линию) и Антошка ее ремонтирует,
  • любые простые и понятные по сюжету рисунки.

Рисование простых сюжетов

Это самый сложный этап в освоении рисунка. Здесь ребенок комбинирует разные техники рисования по заданию взрослого.

Поочередно предлагайте ребенку нарисовать различные элементы, которые в конечном итоге превратятся во что-то конкретное. Но предоставьте ребенку максимум свободы, которая возможна.

Цель такого рисования – показать ребенку, как поэтапно появляется готовое изображение.

Ребенок может держать губку руками или обычной прищепкой.

Простое рисование губкой:

  • волны, песок, снежный пейзаж, траву, дорожки – размазыванием;
  • снег, листья – тычками;
  • прячем жучков, рыбок и т.д. – закрашиванием.

Нарисуйте на губке нужную вам фигуру – треугольник, дерево или даже буквы. Вырежьте. Предложите ребенку обмакнуть губку в гуашь и сделать отпечаток на бумаге.

Ребенок кисточкой наносит пену для бритья на шаблон. Таким образом можно покрыть снегом елку, домик, сделать сугроб для мишки и т.п.

Пену можно наносить и на резиновые игрушки. Это отличное развлечение для малыша.

О рисовании манкой я рассказывала в статьях про , а также про . Есть два способа рисования манкой:

1 способ . Нужно насыпать немного манки на поверхность с бортиками: поднос, противень, крышку из-под большой коробки для обуви. А дальше ребенок пальчиком или кисточкой рисует простые изображения – волны, дорожки, круги и т.д., делает отпечатки пальчиков или разных предметов.

2 способ . Распечатайте раскраску для самых маленьких. Предложите малышу нанести клей на изображение и посыпать ее манкой. Это будет скорее раскрашивание манкой. Но можно просто дать ребенку кисточку с клеем и пусть он хаотично наносит его на лист, а потом насыпет манную крупу, встряхнет и посмотрит, какой узор получится.

Манку я крашу гуашью. Вместо манки можно использовать песок для детского творчества.

В сети я не раз сталкивалась с таким мнением, что детям до школы нельзя давать раскраски. Якобы они мешают творческому развитию ребенка. Одни родители просто опасаются давать раскраски ребенку, у других же настоящая фобия.

Я не вижу в раскрасках ничего плохого . А скорее только пользу, если использовать их умеренно. А основной приоритет отдавать свободному рисованию, о котором я говорила выше.

Малышам предлагайте простые раскраски, где используется 1 – 2 цвета. С 1,5 лет можно пробовать раскраски, предполагающие использование нескольких цветов. Но все равно элементы в них должны быть крупными. И раскрашивать их нужно, конечно же, красками.

А вот карандашами или фломастерами лучше раскрашивать маленькие изображения, ведь на большие у ребенка просто не хватит терпения.

В 1 – 2 года детям также интересны водные раскраски (Лабиринт , Озон , My-shop ).

В продаже есть готовые обычные раскраски (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Также вы можете СКАЧАТЬ РАСКРАСКИ для малышей одним файлом.

Трафареты

Вырежьте в листе фигуры, которые можно было бы закрасить одним цветом. Можно закрашивать как саму фигуру, так и фон.

В продаже есть большой выбор недорогих трафаретов (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Ребенку также может быть интересно обводить и закрашивать различные предметы, собственную руку.

Все дети с огромным удовольствием рисуют штампиками. Их можно изготовить самостоятельно. Например, из губок для мытья посуды, овощей. Можно использовать в качестве штампов подручные предметы, игрушки.

А можно купить готовые штампы или даже целые наборы для рисования (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Я очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. Рисуйте вместе с ребенком и тогда он тоже полюбит это занятие. А какой из способов рисования больше всего нравится вашему малышу?

Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.


Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:


Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать , распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.


  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.



А помните всем известную школьную линейку?


Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.


Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.


Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:


В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.

РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1-3 года

самые лучшие и самые эффективные методики

Разработано известным специалистом в области раннего развития детей Еленой Янушко!

Использование и усовершенствование методик в течение 22 лет!

Дорогие взрослые!

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения!

Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – это первый шаг в мир творчества для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время, отличающееся быстрым развитием и изменчивостью.

Предлагаем вашему вниманию современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом! Специально разработанные для малышей методики рисования позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты! Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша.

Желаем вам успехов в творчестве!




Творчество – это, прежде всего, созидание, то есть создание чего-то нового. В раннем и дошкольном детстве творческий потенциал ребенка с успехом реализуется в продуктивных видах деятельности, к которым относятся рисование, лепка и аппликация. Результатом такой деятельности всегда является некий «продукт» – рисунок, поделка, аппликация – который можно увидеть, подержать в руках, который можно показать близким и знакомым.

Занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь малыша, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развивают воображение и эстетический вкус, учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего мира более целенаправленным.

Возможность воочию увидеть результат своих усилий особенно важна для ребенка: это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения!



РИСОВАНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Все дети любят рисовать. Но помимо получаемого в процессе рисования удовольствия, это еще и интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого развивается восприятие, происходит обучение графическим навыкам, ребенок учится наблюдать мир, получает новые знания об окружающем мире, развивает мелкую моторику рук. А часто рисование несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Правильно организованные занятия рисованием приобщают малыша к миру прекрасного, развивают креативность, с раннего возраста формируют эстетический вкус, учат видеть мир образно, в его живых красках, позволяют ощутить гармонию окружающего мира.

Но при этом многие думают: раз рисование требует тонких действий рук и пальцев (правильно держать карандаш/фломастер/ручку/кисточку, проводить линии и штрихи, надавливая на карандаш с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа), значит, еще рано организовывать занятия рисованием с малышом. Некоторые взрослые боятся, что, познакомившись с изобразительной деятельностью, ребенок может разрисовать все вокруг. Кроме того, для создания красивого рисунка необходимо терпение и время, а малышу бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут…

Не стоит откладывать! Очень важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте и развивать способности ребенка к образному восприятию мира, придумыванию новых образов и сюжетов уже сегодня! Поэтому специально для занятий с малышами были разработаны методики рисования, предполагающие специальную, игровую организацию занятий и учет психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет. Используя предлагаемые нами методики рисования с детьми раннего возраста, в ваших силах сделать рисование одним из любимых занятий малыша!



В одной из телепередач канала "Просвещение" Елена Янушко рассказывает

о возможностях и особенностях рисования с детьми раннего возраста


Вот сколько пользы дают занятия рисованием маленькому ребенку:


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Елена Альбиновна Янушко – известный педагог, психолог, логопед, автор методик по развитию и обучению детей и около 280 практических книг-пособий по развитию речи и мышления, обучению чтению, сенсорному развитию, формированию математических представлений, обучению рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Педагогический опыт автора – 22 года. Более подробную информацию об автора вы можете найти на персональном сайте:


ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Работа над созданием интересных и полезных заданий по рисованию с самыми маленькими в начале 2000-х уже активно велась. В 2005 году в рамках серии "Библиотека воспитателя" издательства "Мозаика-синтез" вышла методичка "Рисование с детьми раннего возраста", которая переиздавалась в течение восьми лет.


В 2006 году в серии "Это может ваш малыш" издательства "Мозаика-синтез" вышла книга "Волшебные краски", а в следующем, 2007 году вышли книги "Учимся рисовать", "Рисуем карандашами", "Рисуем красками". Все эти книги переиздаются по сей день.


В 2012 году уже в издательстве «Эксмо» (в рамках авторского проекта «Новый ребенок») увидели свет первые книги по рисованию с детьми второго и третьего года жизни. В рамках этого проекта появилась возможность максимально представить самые эффективные методики рисования с малышами в виде прекрасных многоразовых пособий, которые очень быстро смогли оценить и полюбить родители маленьких мальчиков и девочек! Позже материалы заданий по рисованию были выпущены и в виде сборников.

ТЕОРИЯ

полное описание художественных техник рисования с детьми раннего возраста

Книга 1. РИСОВАНИЕ с детьми раннего возраста. Методическое пособие для педагогов и родителей.

Многие хорошо знают брошюру "Рисование с детьми раннего возраста", которая в течение многих лет выходила в издательстве "Мозаика-синтез" и хорошо себя зарекомендовала. Перед вами переиздание данной книги, автор добавила новые материалы, накопленные в течение последних лет, в результате чего объем книги увеличился в 2,5 раза. На страницах книги появились новые черно-белые иллюстрации, а цветные иллюстрации прилагаются на диске - изображения готовых работ по рисованию очень облегчают использование книги, картинки помогают воспринимать прекрасно изложенный материал еще лучше и легче. В этом последнем издании книги описаны самые разнообразные и эффективные техники работы с различными материалами для изобразительной деятельности малышей: рисование цветными мелками (пастель); рисование прямых, волнистых, ломаных, пунктирных, завитых линий, точек, кругов, спиралей карандашами и фломастерами; рисование красками при помощи губки, пальчиков и ладошек, валиков, штампов, сухой кистью, мазками, с использованием трафаретов и раскрасок и другие художественные техники. При этом в каждом разделе книги вы найдете много разнообразных занятий в каждой художественной технике. Книга дает наиболее полное представление о том, как можно организовать занятия рисованием с малышами, и может стать настольной книгой для всех, кто занимается с маленькими детьми.


Книга 2. Спрячь мышку! 1+

, во всей полноте реализующая идеи раннего развития! Сюжеты: малыш прячет лягушку от цапли, мышку от лисы, маленьких черепашек в песке, гусеницу от птички, зайку от волка, прячет самолетик за облачком, а пчелку в цветах, рисует разноцветную радугу. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 3. Спрячь рыбку! 1+

Простейшая техника рисования красками, вполне доступная для годовалого малыша – закрашивание изображений при помощи губки , во всей полноте реализующая идеи раннего развития! Сюжеты: малыш прячет рыбку от рыбака, жука от птички, змею от орла, крота под землей, а мишку под снегом в берлоге, кузнечика в зеленой травке, червячка в яблоке, солнышко за тучкой. Многоразовая книжка.


Книга 4. Волшебные зёрнышки 1+

Рисование пальчиками с использованием специальных пальчиковых красок – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать пальчики в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится всем крохам! Сюжеты: зернышки для цыплят, следы на снегу, ягодки на полянке, первый снег, сыр для мышки, новогодняя елка, божьи коровки, пятнышки для жирафа. Многоразовая книжка.


Книга 5. Разноцветные шарики 1+

Рисование пальчиками с использованием специальных пальчиковых красок – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать пальчики в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится всем крохам! Сюжеты: пузырьки в воде, урожай яблок, дождик, ромашки, морские камешки, зеленые горошинки, вкусный арбуз, шишки на елке. Многоразовая книжка.


Книга 6. Я рисую солнышко 1+

простые , вполне доступные для малыша. Сюжеты: рисуем лучи солнышку, палочки для леденцов, дорожки для грузовика и поезда, стебли цветочкам, полоски на шарфике, веснушки на лицах малышей, разноцветные нитки, ниточки для шариков. Занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые линии, точки, волнистые линии. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и красивая картинка-основа для рисования. Так что результат труда ребенка, даже в случае самых неумелых ручек, обязательно порадует! Многоразовая книжка.


Книга 7. Я рисую море 1+

Первый альбом по рисованию годовалого малыша – самые , вполне доступные для малыша. Сюжеты: рисуем зеленую травку, хвостики морковкам, ягодки для мишки, червячков для цыпленка и воздушные шарики для малыша, зернышки для птенчика и ножки для грибов, дождик. Занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые линии, точки, волнистые линии. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и красивая картинка-основа для рисования. Так что результат труда ребенка, даже в случае самых неумелых ручек, обязательно порадует! Многоразовая книжка.


Книга 8. Рисуем с малышом. Забавные картинки. Сборник 1+

Сборник – очень удобный вариант представления материала, ведь теперь все основные методики рисования с самыми маленькими представлены в одной книге: 1) Рисование губкой; 2) Рисование пальчиками; 3) Рисование фломастерами .


Книга 9. Весёлые ладошки 2+

Рисование ладошками с использованием специальных пальчиковых красок или разведенной гуаши – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать ладошки в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится крохам! Сюжеты: веселые ладошки, варежка и перчатка, красные тюльпаны, осьминог, волшебные птицы, дерево – осеннее и весеннее, ёжик, лебеди. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 10. Весёлая семейка 2+

Рисование ладошками с использованием специальных пальчиковых красок или разведенной гуаши – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать ладошки в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится крохам! Сюжеты: Веселая семейка, Медуза, Рыбка, Петушок, Пеструшка, Павлин, Солнышко, Бабочка. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 11. Разноцветные улитки 2+

Несложные задания по рисованию фломастерами , вполне доступные для двухлетнего ребенка – занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые и волнистые линии, спирали. Сюжеты: рисуем домики для улиток, дорисовываем жучкам лапки, а зебре – полоски, рисуем клетку для грозного льва и яички для курочки, конфетки на тарелочке и яблоки на яблоне, дорисовываем ноги осьминогу. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и картинка-основа для рисования. Многоразовая книжка.


Книга 12. Разноцветные клубочки 2+

Несложные задания по рисованию фломастерами , вполне доступные для двухлетнего ребенка – занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые и волнистые линии, спирали. Сюжеты: мячики и шарики, полосатые тельняшки для моряков, разноцветные клубочки в виде спиралей, иголки для ёжика, черепашки, ягоды рябины, кудряшки для куклы. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и картинка-основа для рисования. Многоразовая книжка.


Книга 13. Волшебные линии 2+

Рисование разнообразных линий при помощи такого важного инструмента рисования, как кисточка . Чтобы первая встреча с кистью стала радостной, мы подобрали лучший по содержанию и уровню сложности материал для рисования. В этой книге вы найдете следующие сюжеты и образцы выполненных заданий, которые обязательно понравятся малышу: малыш нарисует травку для кузнечика, забор в садике, червячков для цыпленка, ленточки для принцессы, дорожки к домикам гномов, волны для кораблика и волнистые водоросли для рыбки, плюшки-спиральки для угощения малышей.


Книга 14. Пушистые картинки 2+

Интересные задания по рисованию в технике тычка – ребенок как бы раскрашивает предлагаемые изображения, особым способом используя сухую жесткую кисть и гуашь. Малыш поможет расцвести желтым пушистым одуванчикам, нарисует осеннее дерево, подружится с пушистым кроликом и рыжим котом, запустит в небо праздничный салют и зажжет бенгальские огни, "вылепит" снеговика. Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и картинка-основа для рисования. Так что результат труда ребенка, даже в случае самых неумелых ручек, обязательно порадует! Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять задания, делая книжку многоразовой.


Книга 15. Рисуем с малышом. Краски и ладошки. Сборник 2+

Сборник - очень удобный вариант представления материала, ведь теперь все основные методики рисования с самыми маленькими представлены в одной книге: 1) Рисование пальчиками и ладошками; 2) Рисование фломастерами; 3) Рисование кистью линий; 4) Рисование методом тычка (сухой кистью). В сборник вошли материалы нескольких книг серии «Новый ребенок» 2+: «Веселая семейка», «Веселые ладошки», «Волшебные линии», «Пушистые картинки», «Разноцветные клубочки», «Разноцветные улитки».


Книга 16. Цветная полянка 3+

Эта книга продолжает начатое в раннем возрасте обучение ребенка рисованию. Изобразительная деятельность очень важна: она знакомит ребенка с разнообразными художественными материалами, с различными техниками рисования, дарит незабываемый опыт творчества. Эта книга подскажет, как научить ребенка рисовать некоторые простые предметы с помощью фломастеров . На страницах книги ребенок научится рисовать яблоко, цветок, елочку, улитку, мышку, жука, ежика, дом. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 17. Цветные картинки 3+

Эта книга продолжает начатое в раннем возрасте обучение ребенка рисованию. Изобразительная деятельность очень важна: она знакомит ребенка с разнообразными художественными материалами, с различными техниками рисования, дарит незабываемый опыт творчества. Эта книга подскажет, как научить ребенка рисовать некоторые простые предметы с помощью фломастеров . На страницах книги ребенок научится рисовать солнышко, гриб, лист, зонтик, тюльпан, рыбу, многоножку, кораблик. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 18. Я рисую мир 3+

Рисование красками при помощи кисти. Конечно, дети с удовольствием рисуют красками, но использование кисти – непростой вид деятельности для ребенка четвертого года жизни. А поскольку в этом возрасте важен не только процесс рисования, но и результат, он должен быть значимым – узнаваемым, ярким, красивым. На страницах книги вы найдете простые сюжеты, которые ребенок может изобразить самостоятельно при помощи поэтапных образцов : радуга, цветы в вазе, кораблик в море, подсолнух, цыпленок, портрет человека, заяц на огороде, домик в деревне. Эти простые красочные рисунки помогут ребенку получить первый опыт рисования красками предметов, придадут уверенности в своих силах и вдохновят на дальнейшее творчество! Многоразовая книжка.


Книга 19. Волшебное рисование 3+

Необычная и замечательная техника рисования восковыми мелками и красками : малыш наносит простейшее изображение или раскрашивает картинку восковыми мелками (можно использовать также масляную пастель), а затем закрашивает картинку красками. При этом рисунок мелками сохраняется и хорошо виден (краска скатывается с жирной поверхности воска). На страницах книги ребенок нарисует летний дождик, мухомор с белыми крапинками на шляпке, цыпленка в гнезде, пруд для рыбки, гусеницу в листве, лягушку в озере, спрячет за занавеской котенка, поможет свинке искупаться в луже. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой


Книга 20. Сказочные превращения 3+

Очень часто бывает, что дети не хотят рисовать, боясь неуспеха. В этой книге вы найдёте основы для рисунков с первичными эскизами , расположенными в центре листа. Такое "начало рисунка" поможет запустить процесс рисования, а в дальнейшем рисовании малышу помогут образцы готовых рисунков. В этой книжке малыш сможет побыть в роли волшебника и превратит Колобка в солнышко, пирожок - в жучка, клубок ниток - в улитку, камень - в черепашку, колечко - в змейку, яичко - в птичку, шарик-бутон - в красивый цветок, а толстую гусеницу - в прекрасную бабочку! Специальное покрытие делает эту книгу многоразовой. Малыш сможет повторять рисунки, исправлять ошибки, делать разные варианты одного изображения.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Занятия рисованием представлены в системе.
  • Занятия рисованием не требуют специальной подготовки.
  • Занятия рисованием по уровню сложности соответствуют возрастным возможностям детей.
  • Занятия рисованием развивают и закрепляют новые умения и навыки.
  • Занятия рисованием содержат интересные темы и сюжеты и помогают формировать и уточнять представления о мире.
  • Занятия рисованием проводятся в виде игры.
  • Занятия рисованием не требуют много времени (5-10 минут, в последующем – до 20-30 минут).
  • Занятия рисованием предлагают разнообразие методов художественного изображения и используемых материалов (карандаши, фломастеры, краски, кисти и др.).
  • Занятия рисованием используются гибко и учитывают возможности и потребности разных детей.
  • Занятия рисованием развивают личность ребенка.

ДЛЯ КОГО СОЗДАН ПРОЕКТ

Комплект материалов для рисования с детьми раннего возраста полезен всем, у кого есть маленькие дети – как близким малыша, так и специалистам! Представление всех материалов по рисованию в виде системы – наше уникальное предложение, которое помогает получить наиболее полное представление об особенностях занятий рисованием с малышами и представляет весь спектр современных методик. Используя эту систему, не придется тратить время на поиск полезных книг и интересных заданий – все это уже собрано, разработано и систематизировано в наших книгах. Представленных материалов с запасом хватит на два года интересных, увлекательных и полезных занятий!

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ

Подготовка к занятиям требуется минимальная. Главное, это приобрести книги и материалы для художественного творчества (кисти, краски, фломастеры и др.) – можно брать и заниматься. Практические книжки для занятий с детьми рисованием специально разработаны для неподготовленных пользователей. К каждой книжке для занятий есть краткая инструкция, которой достаточно для начала занятий по книге, однако читать ее нужно внимательно. Специалисты же могут получить настоящее удовольствие от работы с этими книгами, оценить качество и уровень подготовки материала для занятий. Теоретическая основа представленных методик вместе с описанием практических занятий подробным образом описаны в книге «Рисование с детьми раннего возраста». Эта полная версия методики – для тех родителей, которые хотят вникнуть в суть методики, а также для специалистов, которые занимаются с детьми раннего возраста. Обратите внимание на то, что в книге "РИСОВАНИЕ с детьми раннего возраста" описано гораздо большее количество методик рисования, нежели те, что представлены в виде практических книжек.

С кем может заниматься ребенок

  • С родителями – мамой, папой
  • С близкими – дедушка, бабушка, тетя, брат или сестра…
  • С гувернером

Главное, чтобы занятия проходили с удовольствием и позитивным настроением и для малыша, и для взрослого!

Занятия дома

Занятия могут проходить в домашних условиях, так как не требует особой подготовки и специального оборудования. Все что необходимо для занятий – это качественные материалы для творчества и наши книги.

Занятия в учреждении

Методику можно с успехом использовать в условиях дошкольного образовательного учреждения (детский сад, развивающий центр) – она очень удобна в работе, предлагает широкий спектр заданий для использования специалистами, содержит как подробные методические рекомендации, так и практические материалы.

Время одного занятия

Время одного занятия может колебаться от 5 до 20-30 минут в зависимости от возраста и уровня подготовки, а также выносливости ребенка, его состояния и настроения в данный момент. Заниматься лучше, когда малыш сыт, доволен и не занят каким-нибудь важным для него делом. Будьте гибкими – заканчивайте занятие при первых признаках усталости малыша. Помните: лучше немного «недозаниматься», чем перезаниматься.

Периодичность занятий

Рекомендуемая периодичность занятий рисованием – 2-3 раза в неделю. Однако, если малышу очень нравится рисовать – заниматься можно каждый день! Никакого вреда, одна польза, ведь рисование – очень полезный и гармоничный вид деятельности.

Порядок использования материалов по рисованию

Материалы можно использовать очень гибко: например, выполнять задания в книге по порядку, также использовать книги одну за другой, а можно выбирать на занятии ту книжку и использовать ту методику, которая в данный момент наиболее интересна ребенку, либо содержание занятия совпадает с изучаемой темой. Каждую книгу можно использовать в течение длительного периода времени, постепенно усложняя задания по рисованию, добавляя свои детали, предлагая малышу новые художественные материалы и методы рисования.

Обучение малышей 2-3 лет рисованию – это не только важный период в развитии изобразительных навыков и воображения, но и для последующего формирования творческой личности.

Как научить ребенка рисовать?

Главным при обучении рисованию является создание «живого» образа и ярких впечатлений. Ведь все дети познают мир через игру. Ни один малыш не сел за парту добровольно и не стал выводить скучные закорючки. Поэтому немаловажным в этом процессе будет союз взрослого и ребёнка, основанный на взаимопонимании и уважении. Запомните, в творчестве вы не педагог, а друг ребенка. Не ставьте свои навыки и способности на пьедестал, а опуститесь до его уровня. Не учите, не советуйте «под руку», а покажите как нужно делать в начале занятия. А затем просто садитесь рядом и наблюдайте.

Нельзя заставлять малыша рисовать, это может отбить у него желание в дальнейшем!

Приступая к занятиям по рисованию с детьми 2-х лет , важно правильно подобрать время. Лучше отдать предпочтение первой половине дня, когда мозг ребенка ещё не перегружен информацией, а сил накоплено много. Отличительной чертой занятий в 2 года является тесная связь с окружающим миром, ведь в этом возрасте малыши очень любопытны и впитывают информацию, как губки.

Рисование с детьми в 3 года тоже имеет ряд особенностей. Как правило, малыши 3-х лет уже имеют определенные предпочтения в темах для игры и любимых героев. Поэтому, чтобы научить ребенка выполнять упражнения, приведенные ниже, нужно его заинтриговать. Рассказать интересную историю, например, про ёжика, а затем предложить помочь ему собрать яблоки.

Чем рисовать?

Многие родители ошибочно идут от простого к сложному. Дают ребенку в 2 года фломастер, предполагая научить его рисовать не прилагая усилий. Ведь фломастеры такие яркие и ими так легко рисовать! Но этот путь, наоборот самый сложный. Ведь потом придется переучивать ребенка держать карандаш правильно и учить нажимать на него, чтобы провести линию на бумаге. Прилагая усилия, при нажатии на карандаш с раннего детства, малыш тренирует ручку, развивает мелкую моторику. Ему будет легче даваться подготовка к школе, да и сама учёба. Поэтому лучше не давать малышу фломастер лет до 4-х, пока он полностью не овладеет навыком рисования карандашом.

Какие карандаши выбрать?

Тут единогласны все педагоги – трёхгранные. Они исключают возможность взять карандаш неправильно. Для малышей, которые только учатся держать карандаш подойдут восковые трёхгранные карандаши, а деткам постарше – деревянные с мягким грифелем.


Итак, приступим к занятиям!

«Знакомство»


Цель
: познакомить малыша с карандашами, правилами пользования, способами владения.
Материал : лист белой бумаги, цветные карандаши.

Занятие

Возьмите лист бумаги и карандаш красного цвета. Нарисуйте большой и маленький круг. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом: он впервые видит, как на чистом листе бумаги появляется очертание знакомого предмета.

Предложите ему взять карандаш в правую руку.

Покажите, как нужно правильно держать карандаш большим, средним и указательным пальцами, не нажимая сильно на бумагу и не прорывая её.

Придерживая руку малыша вместе с карандашом, проведите форму круга. Отпустите его руку. Пусть он сам попробует повторить движения.

Конечно, воспроизвести с первого раза очертание круглой формы ребёнку будет сложно. Поэтому начните с простой линии. Пусть малыш самостоятельно разрабатывает руку, создавая свои маленькие шедевры.

Главное, чтобы его заинтересовал сам процесс, а результат обязательно порадует позже.

«Дождик»

Цель : научить рисовать штрихи, усиливая и ослабевая движения руки с карандашом.
Материалы : цветные карандаши, лист бумаги с изображением формы серого цвета - «тучи».

Занятие

Обратите внимание ребёнка на изменение погоды в природе: то светит солнце, то набегают тучи, заслоняют солнышко и начинается дождик.

Покажите рисунок с силуэтным изображением серой тучи. «Что это? Туча. Пошёл дождь кап-кап-кап»

Возьмите синий карандаш и нарисуйте штрихи, то усиливая ритм дождя, то ослабевая.

Комментируйте свои действия движениями карандаша. «На дорожке появляются лужи». Нарисуйте овальной формы лужицы.

Предложите ребёнку продолжить рисовать, поощряя его стремление сначала усилить ритм штрихов, а затем ослабить.

Обращайте внимание на координацию движения руки.

«Шарики для мишки»


Цель:
научить вращательным движениям, правильно держать в руке карандаш, не прорывая лист бумаги.
Материалы: цветные карандаши, белый лист бумаги с наклеенным мишкой и нарисованными ниточками для шариков.

Занятие

В качестве наглядного примера, покажите игрушку - мишку, который держит в лапке воздушный шарик красного цвета.

Спросите ребенка, какого цвета шарик? Дайте ему карандаш красного цвета, напомните, как правильно его нужно держать в руке.

Предложите малышу нарисовать шарики для мишки на заранее подготовленном листе бумаги с изображением животного.

Помогайте ребёнку, придерживая и направляя ручку с карандашом.

«Яблоки для ежа»

Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, научить вращательным движениям.
Материал: лист бумаги с изображением аппликации ежа, цветные карандаши, ёжик – игрушка.

Занятие

Предложите ребёнку угадать загадку: «под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».

Помогите ему справиться с заданием, рассказывая истории про ёжика и разыгрывая сюжет о том, как он на зиму запасает грибы и яблоки.

Покажите лист с изображением аппликации ежа без иголок.

Предложите ребёнку короткими штрихами нарисовать ежу иголки, затем яблоки и грибы.

Помогите ему, если он затрудняется изобразить эти предметы.

«Мои пальчики»

Цель: научить обводить предметы по контуру.
Материал : цветные карандаши, лист бумаги.

Занятие

Положите кисть руки ребёнка на лист бумаги и обведите её по контуру, называя каждый пальчик.

Предложите закрасить их различными цветами.

Затем попросите малыша повторить ваши действия самостоятельно.

В случае затруднения, помогите обвести контур кубика или другого предмета, удерживая его по центру и помогая ребёнку справиться с заданием.

«Кисточка»



Цель:
познакомить с новым материалом: красками, кисточкой, научить правилам пользования красками.
Материалы : краска - гуашь красного цвета, кисти № 8-10, листы белой бумаги, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Напомните, что вначале ребёнок учился рисовать цветными карандашами.

Теперь будет учиться рисовать красками.

Обратите его внимание на баночку яркого цвета и кисточку, которая состоит из палочки и мягкого ворса.

Покажите ребёнку, как надо рисовать.

Вначале окуните кисточку в краску, отожмите лишние капли о край баночки и нарисуйте на бумаге широкую линию.

Получилась «дорожка». Затем плотно прикладывая кисть к листу бумаги, изобразите её следы: «шагает по дорожке».

Совершайте круговые движения кистью – она «танцует». Нарисуйте круг и палочки вокруг – это солнышко.

Затем предложите порисовать ребёнку.

Для этого положите кисточку в его ручку, придерживая своей рукой, окуните кисть в краску, отожмите лишние капли о край баночки и проведите линию.

Делайте всё неторопливо и аккуратно, озвучивая свои действия.

Во время смены краски покажите, как следует промывать кисть в баночке с водой, а затем её осушить, прикладывая к бумажной салфетке.

Предоставьте ребёнку свободу движений, контролируя процесс.

Поощряйте к экспериментированию краской, закрашиванию поверхности листа красками разных цветов.

В конце занятия промойте кисточку, рассмотрите и обсудите выполненные работы.

«Кто живёт в лесу»

Цель : научить двигательному ритму.
Материалы: лист бумаги, окрашенный в светло- серые тона с аппликациями силуэтов деревьев, кисть, краски, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните про обитателей леса: зайцев, ежей, медведей, лис и волков. Почитайте стишки, загадки, напойте песенки.

Нарисуйте, на заранее приготовленном листе, кончиком кисти мелкие следы зайца, как он прыгает и бегает.

Крупные следы волка, который пробежал по лесу.

Затем всем ворсом кисти крупные мазки - следы медведя, как он по лесу идёт.

После показа приёма рисования предложите ребёнку самостоятельно нарисовать следы и рассказать кому, какие принадлежат.

«Снежок»

Цель: научить рисовать мазками в разных частях бумаги.
Материалы: синий лист бумаги, краска белого цвета, кисти № 8-12, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните, как выглядят снежинки в зимнее время года, какого они цвета, как кружатся и опускаются на землю.

Напойте знакомые мелодии про зимнее время года.

Предложите ребёнку нарисовать белый снежок и сделайте несколько мазков.

На синем фоне белый снег будет смотреться очень эффектно.

Попросите ребёнка повторить мазки: в разных частях бумаги нанести мазками « падающий снег».

Важно помнить! Расширяя представление об окружающем мире, не забывайте поощрять малыша во всех его начинаниях.

«Салют»

Цель: использовать разные цвета красок, умение промывать кисть при смене краски.

Материалы: лист бумаги темно- синего цвета, краски разных цветов, кисть, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Оживите впечатления увиденного праздничного салюта.

Покажите вместе, как взлетают огни ракет, поднимая вверх руки.

Затем нарисуйте белые полоски на темно- синем фоне ночного неба, имитирующие движение ракеты.

Огни салюта изобразите мазками красного и жёлтого цвета, ритмично нанося их в виде точек, пятен, полосок.

Во время смены краски напомните ребёнку, что следует промыть кисть в баночке с водой, осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.

Что еще почитать