Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания детей. Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству

Дьячкова Людмила Васильевна,

СПО «Детский сад №10 «Улыбка»

МБДОУ «ЦРР-детский сад №9 «Родничок»

г.Няндома

Русское народное творчество как средство нравственного, физического и эмоционального развития дошкольников.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).

Анализируя состояние проблемы современного образования и воспитания детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально, ни эмоционально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Еще одной проблемой современного образования стало активное внедрение в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран. Тогда, как следует говорить о восстановление органической связи с историей и духом своего народа, представлении детям возможности знать истоки своей национальной культуры и искусства. Но это в свою очередь не означает - ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Нельзя недооценивать значения народного искусства его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков в организации воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Русское народное творчество входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Это и народная игрушка, и фольклор, с которым каждый ребенок знакомится буквально с колыбели. Произведения народного творчества сопровождают детей на протяжении всего дошкольного детства и остаются с ним на всю жизнь.

Изучив теоретический материал по данной теме, мы пришли к выводу, что необходимо широко использовать все виды народного творчества (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, игры, предметы прикладного искусства и т. д.) в работе с детьми.

Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка.

Русский народный фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного, эмоционального и физического развития детей, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников.

Нами выбран для углублённой работы один из видов устного народного творчества, способный влиять на процесс развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста - былины.

В настоящее время былина, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных фольклорных произведений, в том числе и былин, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное или былинное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия былины.

Не следует недооценивать возможности былин для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие былин оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Былина способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Былина является одним из доступных, но не простых средств, для духовно-нравственного развития ребенка, которое следует использовать и педагогам, и родителям. Влияние былин на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Былины преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В былинах как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В былинах каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.

Работа детского сада по воспитанию и развитию детей, на основе русских былин:

Направлена на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, любовь - эгоизм, добро - зло, приветливость - грубость, жадность - бескорыстие, трудолюбие – лень.

Направлена на развитие навыков саморефлексии, самооценки, воспитание желания поступать по совести, т.е. качеств необходимых для саморегуляции.

Воспитание у детей чувства уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, ответственности, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает.

Направлена на развитие чувств милосердия и сострадания, чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека,

Направлена на формирование иерархии отношений с родителями и старшими – уважения и послушания, способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.

Направлена на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени.

Направлена на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины. Способствует воспитанию в детях мужества и смелости (в мальчиках - желание подражать богатырям). Учит детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Девочек учит вести домашнее хозяйство, быть верными и надежными спутниками, а в случае необходимости и защитниками Родины

Направлена на развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость и др.

Направлена на развитие эмоционального отклика на происходящее: радоваться успехам своим и товарищей, огорчаться….

Для того чтобы использовать в своей работе с детьми былины, педагог должен обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности, профессионального мастерства, наличием знаний, а также способности к саморегуляции, самообразованию, самонастрою на решение поставленных задач.

Что такое былина.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. Былина – это героический эпос русского народа. Героический – потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины – это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Всем знакомы некоторые из них: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других.

Богатыри.

Самое удивительное для детей узнать, что это не просто вымышленные персонажи. Ученые считают, что многие из них жили на самом деле много столетий назад. Представьте себе: в 9 - 12 веках еще не существовало государства Россия, а была так называемая Киевская Русь. Жили на ее территории различные славянские народы, а столицей был город Киев, в котором правил великий князь. В былинах богатыри часто ездят в Киев на служение князю Владимиру: так, Добрыня спас от страшного Змея княжескую племянницу Забаву Путятичну, Илья Муромец защитил столичный град и самого Владимира от Идолища Поганого, Добрыня с Дунаем ездили сватать невесту для князя. Времена были неспокойные, множество врагов из соседних земель совершали набеги на Русь, поэтому богатырям скучать не приходилось.

Считается, что известный по былинам Илья Муромец был воином, жившим в 12 веке. Он носил прозвище Чоботок (то есть Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви. В течение многих лет он сражался с врагами и прославлял себя ратными подвигами, но с возрастом, устав от ранений и битв, стал монахом в Феодосиевом монастыре, который в наше время называется Киево-Печерская лавра. И вот, сегодня, приехав в город Киев, вы можете сами увидеть могилу преподобного Ильи Муромца в знаменитых пещерах лавры. Алеша Попович и Добрыня Никитич также были известными на Руси богатырями, упоминания о которых сохранились в древнейших документах – летописях. В русских былинах присутствуют и женщины-богатырши, они называются старинным словом Поленица. С одной из них сражался Дунай. Удалью и находчивостью отличалась супруга Ставра Годиновича, которая сумела обвести вокруг пальца самого князя Владимира и вызволить своего мужа из темницы.

Как былины дошли до наших дней.

Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа. Только представьте себе: в начале 20 века – в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематоргаф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин так же, как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатырей Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста

Классификация.

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

Былины и историческая действительность.

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».

Собирательство.

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Задачей представить все известные науке тексты, былин в настоящее время занимается Институт Литературы РАН (так называемый Пушкинский дом), затеявший издание полного свода русских былин в 25 томах.

Записи.

Многие былины имеют не одну, а несколько записей. К наиболее распространенным относятся, например, сюжеты об Илье Муромце – любимейшем герое русского эпоса. Собиратели в ходе своих экспедиций не раз записывали их от различных сказителей русского севера, Сибири и Урала. При этом они не всегда отличаются только стилем, индивидуальным для каждого исполнителя, различаться могут и повороты сюжета.

Сейчас рассмотрим былину как средство эмоционального, физического развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание нравственности и патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Нами поставлена цель воспитания нравственности и патриотизма на этапе дошкольного детства - формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Добиться поставленной цели можно при решении следующих задач :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, стране.

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Использование былин в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Цель: способствовать воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством былин.

На каждом возрастном этапе проявления нравственности и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, литературных произведениях, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Для более эффективной работы по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста целесообразно использование былин

Под влиянием русских былин, воплотивших в себе народную мудрость, в детском сознании складываются обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном Моральные ценности былин представлены достаточно конкретно. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижение цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – богатырь, добрый молодец (смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много определит его как личность.

В былинах нет прямых наставлений детям (типа « Слушайся родителей», «Уважай старших», «Люби Родину»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Отрицательные образы народной былины и внешне не привлекательны (Идолище поганое, Соловей – Разбойник, Змей Горыныч), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, былина учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Для эффективной работы в данном направлении нами создаются следующие педагогические условия:

Эвристическая среда в детском саду и в семье, которая характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем нравственного воспитания детей. Которое выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс;

Создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эмоциональное развитие

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах представляет перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народная былина.

Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально.

До нас дошли только те былины, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Поэтому не вызывает сомнения насколько велико значение знакомства детей с былинными сюжетами наиболее приближенными к своей первоначальной форме. Былины в художественной форме знакомят детей с понятием о героической этике, дают уроки служения Родине и народу. Очень важно дать детям возможность прослушать былину в исполнении гусляров. Конечно, ребёнок не сможет понять смысл произведения полностью, но он услышит ритм, сможет почувствовать и оценить напевность и торжественность, с которой гусляры в своих песнях рассказывали о подвигах богатырей. В.Г.Белинский советовал знакомить детей с русскими народными песнями и былинами. Сложность состояла в том, что народный эпос по стилю и особенностям содержания не был специально предназначен для детей. В свое время К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой включали в детские книги отрывки и целые былины. Они понимали всю сложность восприятия детьми былин и необходимость подробного разъяснения её содержания. Поэтому писатели стали производить творческую переработку содержания для приближения к детскому восприятию. Среди таких работ следует отметить творческий опыт И.В.Карнауховой (сборник «Русские богатыри. Былины» 1949г.) и Н.П.Колпаковой (сборник «Былины» М., 1973г.). Им удалось осуществить переложение былин свободной прозой не удаляя пересказ от подлинника, а приближая его к нему, следуя близко за сюжетом былин, сохранив своеобразие эпоса. Поэтический смысл и историко-бытовые черты былин имеют краткие пояснения, не нарушая изобразительной цельности пересказа. Смогли донести до читателей величавую героику эпоса, дать почувствовать его историческую природу, но, не смешав при этом эпос со сказкой.

Художественные приемы переработанной народной былины рассчитаны на детскую аудиторию. Они вызывают интерес детей к былинам помогают им осмыслить её идейное содержание. Былины отличаются лаконичностью изложения. С первых слов она вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный язык былин изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение.

Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.

Герой былины, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера- добротой, трусостью, смелостью и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Яркая характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи былины, того, чему она учит своих слушателей.

Как правило, дети очень эмоционально реагирую на происходящие в былине события.

Для усиления воздействия былин на эмоции детей мы используем различные сочетания художественных, музыкальных и изобразительных искусств. Ребёнку дошкольного возраста бывает сложно представить, как выглядели герои давно минувших лет. И тут воспитатели используют произведения художников, в чьих работах отображены герои или целые сцены из былин. А если восприятие художественного произведения усилить музыкальным сопровождением (выступление гусляров, классическая музыка), то можно стимулировать эмоциональные ассоциации, активизировать эстетические чувства, побудить к проявлению эмоционально-личностного отношения к былине, которое выразится в высказываниях детей или в продуктивной, театральной и игровой деятельности.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая былины о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания былины, просмотра мультфильма. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев былины вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной персонаж и так далее. Таким образом, былина, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой былина производит на детей, тем интереснее и разнообразнее

В силу обстоятельств – отсутствия музея, где дети могли бы увидеть картины великих художников мы используем репродукций знаменитых картин.

Физическое развитие

Былинные богатыри отличаются не только своей любовью в Родине, но и недюжинной силой.

Всестороннее развитие ребёнка включает и его физическое воспитание. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать, маскироваться. В былинах богатыри изображении, как обладатели великой силой духа и силой физической.

Использование былин в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал былину, нужно, чтобы она была отраженна во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя былинные сюжеты и мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий и познавательный потенциал детей дошкольного возраста.

Особое значение приобретает предметно развивающая среда группы. С этой целью мы создали мини-музей «Русские богатыри». Экспонатами стали репродукции картин, художественная литература, мечи, шлем, лук, стрелы и др. Очень важно, чтобы музей был действующим, а не превратился в хранилище.

Специально организованные занятия.

Знакомство детей с былинами и их героями в детском саду проходит на специально организованных занятиях, таких как ознакомление с художественной литературой (чтение былин), развитие речи (составление описательных рассказов по картинам), ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, физкультурные занятия, конструирование и ручной труд.

Для предупреждения увеличения нагрузки на детей мы выделяем время для проведения работы по данному направлению во время совместной деятельности педагога и воспитанников в утренние и вечерние часы, а так же на прогулке.

Для этого мы используем такие формы работы с детьми как просмотр мультфильмов, прослушивание аудио записей былин, рассматривание альбомов с иллюстрациями по теме «Русские богатыри», проведение подвижных игр, праздников и развлечений, викторин, театрализацию, свободную художественную деятельность детей, работы с картами, схемами и др.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-роливые игры . Игра - самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры значительно легче привить ребенку определенные навыки, моральные нормы, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир былин, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно. Игра, начатая детьми под влияние понравившегося им художественного произведения, мультфильма или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление, обеспечить наличие необходимых атрибутов или их заменителей, подсказать развитие сюжета, действия, помочь детям почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей.

Настольно-печатные и дидактические игры («Собери богатыря в дорогу», кубики «Былинные богатыри», «Где Кощей?», «Иван и Чудо-Юдо») носят развивающий характер, помогают закрепить знания полученные ранее.

Драматизация былин дошкольниками

Завершающим этапом работы с былиной может стать драматизация. При этом драматизация рассматривается как один из видов театрализованной (театрально-игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера. Драматизация может проявиться в самых разнообразных формах: как сочинение и импровизация сценок по содержанию былины, как инсценирование готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, то есть театральная постановка сказки. В любом случаи драматизируя былину, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли героев, действуют в их образе

Процесс переживания и воплощения образа, который, безусловно, носит творческий характер, зависти от индивидуальности каждого ребенка: его индивидуально-эмоционального отношения к тому или иному персонажу, предпочтения, определенного способа творческого самовыражения (музыкальное, речевое, двигательное и т.д.) поэтому, педагогам, не стоит сковывать творчество детей, навязывая им определенные схемы воплощения образа. Именно поэтому должно быть место для импровизации. Очень важно поощрять детей к импровизации в драматизациях, стимулировать их творческую инициативу и активность. Для формирования более яркой эмоциональной отзывчивости и чуткой восприимчивости немало важным является создание атмосферы доверия, свободы ощущения, удовлетворенности, обеспечивающей максимально свободный контакт детей друг с другом и с педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и т.д. Все это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, создание ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности. Использование народных сказок в качестве основы театрализованной деятельность детей дошкольного возраста позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В работе по ознакомлению с былинами мы привлекаем и родителей. Родители вмести с детьми, рисуют к былинам иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом, с родителями и педагогом. Всё это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов, вместе со своим ребенком в выходные дни посещают библиотеку.

В нашем детском саду собраны обширная детская библиотека, в которой есть раздел «Книги о богатырях», видео- и аутиотека «Русские богатыри». Родители имеют возможность выбрать книгу или диск для просмотра и чтения ребёнку дома.

Так же родители сделали ксерокопии раскрасок по русским былинам. Дети с большим удовольствием раскрашивают их, воспроизводя при этом содержание былин.

Очень помогает нам в работе с детьми по данному направлению сотрудничество с военно-историческим клубом «Святогор», воспитанники которого приходят к детям и показывают элементы боя на мечах, одежду и оружие богатырей.

Таким образом, успешное использование устного народного творчества и былин в частности, как средства нравственного, физического и эмоционального развития детей дошкольного возраста может быть достигнуто только при условии создания системы работы с былинами, её систематичности, при соблюдении принципа от простого к сложному.

Планомерная работа с использованием средств устного народного творчества приведёт к тому, что ребёнок научится осознано относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, разовьет способность управлять своими эмоциями, станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности, способным постоять за себя, своих близких, то есть социально значимым человеком, у него сформируется представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Светлана Меттик
Русское народное творчество для дошкольников

Русское народное творчество для дошкольников

«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования. не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной».

Р. Эмерсон

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков соб-ственной национальной культуры.

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголотатарское нашествие, войны пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.

А,С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал : «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме наших предков».

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре , о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа .

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой . Как жили русские люди" ? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, педагоги и родители нашего дошкольного учреждения , посчитали необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры , воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа , его опыт, просеянный через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив задачу познакомить детей с устным народным творчеством и некоторым видами народного искусства , педагоги и родители учреждения понимают, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа . На самом деле с устным народным творчеством ребенок знакомится еще в младенчестве, когда мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы глубоко изучить русское народное творчество . Уже первые наши шаги показали, насколько велик к этому интерес у детей, да и у родителей нового поколения. Сов-местно с родителями организовали экскурсию в городской краеведческий музей. Как интересно было увидеть детям и родителям в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно.

Традиционно мы раз в месяц отмечаем именины, на них обязательно приглашаем родителей. В этот день к детям приходят сказочные герои, проводят веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ , «Не красна изба углами, а красна пирогами» , «Чем богаты, тем и рады» , «Какова хозяйка, таков и стол» .

Продолжается работа по изучению русского фольклора , народного искусства , а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников. Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей приучаем к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и стараются напеть их куклам.

Интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами - пословицами и поговорками, загадками. Особое место занимает занятие детей и родителей по составлению загадок о предметах старинного русского быта . Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней размышляют, как в этом виде словесно- музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости Доступно детям и восприятие частушек, но основные сведения о частушке, собирание и сочинение- это для детей старшего возраста. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках «Святки» , встречали и прово-жали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники связаны всегда с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли, вот они то и являются национальным богатством, и наша задача сделать их достоянием наших детей. Работа всего педагогическо - родительского коллектива направлена на обогащение детей знаниям о фольклоре. Знакомя детей с народным фольклором , мы убеждаем детей, что пословицы и поговорки ни что иное, как народная мудрость , собранная многими поколениями. Они предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму, они хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы и поговорки поощряют благородство, упорство и прилежание. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Руководствуясь пословицами и поговорками, вы можете быть уверены, что поступаете правильно, говорим мы детям. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. В русском фольклоре к драмати-ческим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству . Приобщение детей к творчеству русских умельцев мы начали с дымковской, городецкой и хохломской и сибирской росписей, народной вышивки .

Интерес вызывает яркая матрешка. Детям рассказывается о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего мастерства. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках встречается много слов давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образов народных промыслов , национальной одежды.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Поэтому особое внимание мы уделяем общению родителей, детей, педагогов. Наша задача-помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То. что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В результате улучшения партнерских отношений с родителями в нашем дошкольном учреждении наблюдается рост культуры общения у детей.

  • Бацких Алла Викторовна

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / ЖАНР.ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Бацких Алла Викторовна

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество . Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству . Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества , позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей дошкольного возраста. В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества , и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности. Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества , их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности. Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве ; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности. Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве , его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора ; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей. ВЫВОДЫ Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей. Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества , являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора , начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественнотворческих видов деятельности. Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности. К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству , перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе. Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах, внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественнотворческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Бацких Алла Викторовна,

  • Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

    2018 / Зотова Ирина Васильевна, Буженица Антонина Сергеевна
  • Скоморошество как средство восстановления справедливости в памятниках русского фольклора

    2014 / Аргов А. В.
  • Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе

    2012 / Первова Галина Михайловна, Божок Анастасия Леонидовна, Койвистойнен Ирина Юрьевна
  • Параллельные конструкции в структуре текстов мансийского фольклора

    2013 / Кумаева Мария Владимировна

Текст научной работы на тему «Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста»

Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка

дошкольного возраста

Бацких Алла Викторовна

ГБОУ гим.№ 402 им. Алии Молдагуловой Москва

Ключевые слова:

Формирование, творчество, фольклор,жанр.образ.

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.

Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей дошкольного возраста.

В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности

личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества, и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности.

Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности.

Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности.

Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей.

Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей.

Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества, являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора, начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественно-творческих видов деятельности.

Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности. К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству, перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе. Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах,

внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественно-творческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Список литературы:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М-1988.

2. Круглое Ю.Г., Аникин В,П. Русское народное поэтическое творчество. (Учебник для пед. институтов) -Л: Просвещение,1987.

3. Аполлонов Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание,1992.

4. Арновская -Дубовис Д.М. Понимания сказки дошкольникам. Дошкольное воспитание. 1955.-№10.

Березовская Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "ДСОВ "СЕВЕРЯНОЧКА", п.г.т. Приобье, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО - ЮГРА

Березовская Т.Н. Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Совушка. 2017. N4(10)..02.2019).

Заказ № 47525

Аннотация. Рассмотрены подходы, принципы, методы и условия, способствующие развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова. ФГОС ДО, дети среднего дошкольного возраста, устное народное творчество, малые формы фольклора, интегративный, коммуникативный и системно-деятельностный подходы, принципы, методы работы с детьми.

Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Речь включается во все виды деятельности ребенка. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, грамматического строя, выразительности), ее форм (ситуативной, контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированные в трудах известных отечественных психологов и педагогов Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, в концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Социально-коммуникативное развитие направлено на «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками», чего невозможно достичь без достаточного объема активного словаря ребенка . При речевом развитии решается комплекс задач по овладению детьми речью как средством общения и культуры, обогащению словаря, развитию связной речи (диалогической и монологической) и средствами ее выразительности, знакомство с детской литературой (детским фольклором) .

Одним из эффективных средств развития речи детей среднего дошкольного возраста является фольклор - устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя является активизация, пробуждения интереса к произведениям устного народного творчества - побасенкам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре. От педагога требуется, чтобы он хорошо знал и умел использовать воспитательно-развивающий потенциал устного народного творчества в целях развития речи воспитанников.

Проблема состоит в том, чтобы создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

В работах некоторых ученых (В.И. Василенко, Е.Е. Зубарева,

О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М.Н. Мельников, Э.В. Померанцева и др.) встречается определение «детский фольклор». Это «такие народные произведения, которые входят в жизнь ребенка очень рано. М.Н. Мельников отмечает, что к детскому фольклору относят так называемые малые жанры фольклора - это «небольшие по объёму фольклорные произведения: календарно-обрядовые песни, пословицы и поговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, небылицы, загадки, сказки» .

Устное народное творчество выступает эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь» .

При использовании устного народного творчества как средства развития речи детей среднего дошкольного возраста оптимальными являются три подхода: интегративный, коммуникативный и системно-деятельностный.

При интегративном подходе решение задач образовательных областей «Социально-коммуникативное» и «Речевое развития» осуществляется:

Во всех остальных областях образовательной программы дошкольной организации;

Во всех формах организации детской деятельности - непосредственно образовательной, совместной деятельности детей и воспитателей, самостоятельной деятельности детей;

В разных видах детской деятельности (игровой, познавательной, трудовой, продуктивной, музыкальной и т.д.) и в режимных моментах.

Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

При коммуникативном подходе произведения устного народного творчества используются для общения взрослого с ребенком, например при чтении и обсуждении художественных произведений, проведении эстетических бесед, пальчиковых игр. Это расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речи, ее звуковую культуру.

В процессе системно-деятельностного подхода малые формы фольклора применяются целенаправленно и системно (во всех видах и формах детской деятельности, в режимных моментах) и учитывается то, что большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности детей, которая положительно влияет на речевую активность. При этом подходе воспитатели организуют для детей подвижные народные игры, хороводы, фольклорные праздники и т.д.

Для развития речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели могут использовать разные жанры малого фольклора.

Потешки - песенки и стишки - привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала - это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.

Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения).

Скороговорки - малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. В своей работе я придерживалась методики А.М. Бородич. Новую скороговорку сначала воспитатель произносила наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя звуки, которые представляют трудность для детей. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее. Для повторения скороговорки сначала просила детей с хорошей памятью и дикцией повторить ее. Перед их ответом повторяла указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносилась хором, всеми детьми или небольшими группами. Общая длительность таких упражнений - 3-5 минут. Постепенно эти упражнения разнообразились следующими приемами. Повторяли скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручалась разным детям. Повторяли скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям - группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизировали детей, развивает их произвольное внимание.

Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей среднего дошкольного возраста.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Для формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста нами был разработан комплекс упражнений, речевым материалом для которого послужили произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5 групп упражнений:

1.Упражнения на отработку дикции - заучивание скороговорок; использование мнемотехники.

2.Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса - колыбельные песни, потешки, прибаутки.

3.Упражнения на совершенствование темпа речи - потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.

4.Упражнения на совершенствование тембра голоса - прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.

5.Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности - пословицы, небылицы.

При проговаривании всех фольклорных произведений, воспитатель обеспечивает понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.

Педагогическая работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы:

1) интеграции фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты);

2) активного включения детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);

3) принцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи;

4) принцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала - иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц - для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).

В работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:

Наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);

Словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;

Игровые методы;

Игры с пальчиками;

Ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;

Имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);

Метод ассоциаций при использовании загадок;

Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.

Таким образом, успешному развитию речи детей среднего дошкольного возраста способствуют следующие условия:

Использование в комплексе трех подходов: интегративного, коммуникативного и системно-деятельностного;

Подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;

Следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества;

Использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.

В результате такой работы, мы убедились, что устное народное творчество - это эффективное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.

Список литературы

  1. Василенко, В.И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / В.И. Василенко. М.: Детство-пресс, 2013. 345 с.
  2. Зубарева, Е.Е. Детская литература [Текст] / Е.Е. Зубарева, З.П. Пахомова. М.: Просвещение, 2014. 312 с.
  3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СПб.: Речь, 2014. - 145 с.
  4. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст] / М.Н. Мельников. М.: Просвещение, 2015. 272 с.
  5. Померанцева, Э.В. Детский фольклор. Русский фольклор [Текст] / Э.В. Померанцева. М.: Просвещение, 2013. 268 с.
  6. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. М.: ТЦ Сфера, 2015. 240 с.
  7. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 2-х т. [Текст] / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1999. Т. 1. 374 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. М.: Просвещение, 2017. 42 с.

Устное народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей дошкольного и более старшего возраста. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и др. В детском саду и школе очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые

Устное народное творчество в детском саду начинает все шире использоваться. Существуют специальные программы для работы в этом направлении, некоторые воспитатели предпочитают самостоятельно выбирать методику. Но, в любом случае, это одно из самых распространенных

Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Нельзя не сказать, что устное народное творчество для детей - это, прежде всего, сказки. Кроме того, они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

При этом воспитатели, педагоги и родители должны грамотно и ответственно подойти к выбору произведений, соответственно с и целями, которых необходимо достичь. Так, "Колобок" более подойдет для малышей-дошкольников, дети постарше быстро потеряют интерес к "примитивному" сюжету. В школьном возрасте уже можно предлагать былины, которые в большинстве своем сходны со сказками.

Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Это короткие, мелодичные стишки, которые часто могут сопровождаться определенными действиями. Они помогают в воспитании доброжелательности, дружелюбия, сопереживания. Постепенно дети переносят их в свои игры.

Так, дома или в детском саду можно сделать уголок, в который помещаются книжки-малютки, книжки-раскладушки, по мотивам фольклорных произведений, иллюстрации. После трех лет (а иногда и раньше) малыши с удовольствием будут рассматривать картинки, пересказывать уже знакомые потешки, сказки, интересоваться новыми.

Детство ребенка во многом зависит от окружающей среды. Если при этом родители и педагоги окружают ребенка заботой и лаской, при этом обогащая занятия с ним, задействуя устное народное творчество, высока вероятность, что у него уже в раннем возрасте будут заложены основные нравственные качества, которые в дальнейшем будут только развиваться. Фольклор не только помогает в воспитании и развитии, но и просто разнообразит будни и праздники.

Что еще почитать