Виды приемных семей. Виды семей. Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья - это группа людей, которые живут вместе.

Семья - это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства - в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:


Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:


Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой - это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:


Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

Усыновление | Опека или попечительство (Приёмная семья | Патронат)Наставничество – вид помощи (не является устройством ребенка)
С учетом изменений, внесенными законами №-48 и 49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.,

С принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве в РФ» от 24 апреля 2009 года № 48 с 1 сентября 2008 года в России существуют только ДВЕ формы семейного устройства - усыновление и опека. Регионы могут утверждать и регулировать своими законодательными актами такие договорные ВИДЫ опеки, как приёмная семья и патронат.

Усыновление (удочерение)

- принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью/сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

♚ Особенности:

- Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. - Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия. - Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения. - Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. - Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление устанавливается гражданском судом. - Государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единоразовую компенсацию в размере 8 тыс. рублей. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, Белгородская, Московская области. - Более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой. - Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён. - Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Опека и попечительство

- принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребенка.Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка.
На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

♚ Особенности:

- Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда. - Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо. - Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. - По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет. - Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий. - Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении. Существует ежегодная финансовая отчётность. - Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
- Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.

Приёмная семья

- возмездная разновидность опеки. По отношению к ребёнку приёмные родители являются ему опекунами. Приёмная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребёнка. Ребёнок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж не начисляется.
Приёмным родителем может быть один человек или супруги. Как правило, действует норма: один опекун - один ребенок, за исключением передачи в одну семью детей-родственников или сиблингов. В семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе с кровными).
Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или простую опеку, например: для воспитания в одной семье 2–3 и более детей братьев, сестёр; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
Весьма высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребёнка.

♚ Особенности (в отличие от простой опеки):

- Требования к кандидатам менее жёсткие, чем к усыновителям, но более жёсткие, чем к простым опекунам. - Сложнее оформить, чем опеку, т.к. требуется оформлять договор о создании приёмной семьи. Орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если это имеет только материальную подоплёку. - На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, а также приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например, региональные органы опеки по договору могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечении опекаемого; в некоторых случаях может выделяться служебное жильё, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в приёмной семье, приёмные родители обязаны соблюдать план по защите прав ребёнка. - Контакты с кровными родственниками ребёнка могут быть обязательны и включены в требования к приёмной семье.

Патронат

- возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами. По отношению к ребёнку патронатные воспитатели (с 1 сентября 2008 г.) являются ему опекунами. Патронатная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между патронатным воспитателем и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят на патронат из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж тоже теперь не начисляется.
Под патронат передаются дети, которым временно требуется принимающая семья или в случае, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребёнка в семье. Основная цель данной разновидности опеки - социализация ребёнка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к другим формам: опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации.

♚ Особенности:

- Эта разновидность опеки действует только в тех регионах Росси, где после 1 сентября 2008 года изданы или переизданы законодательные акты,регулирующие создание патронатных семей, например, в Пермском крае, Московской области и т.д. - Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется временная замещающая семья, или реабилитация в семье. - Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при простой опеке. - Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение). - Ежемесячно на содержание ребенка выплачиваются средства на содержание, размер и порядок выплаты средств устанавливается региональным законодательством, а также выплачивается вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения. - Работа по планам, устанавливаемым органом опеки с привлечением учреждения по патронату. Самый жёсткий контроль над воспитателем ребёнка и детальная отчётность за расходование выплачиваемых на его содержание средств. - Контакты с родителями и родственниками ребёнка,как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

♚ Примечание:

при ВСЕХ формах и видах устройства ребёнка в семью предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребёнка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых, а также нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.

Наставничество

- гостевой режим, семья выходного дня-вид помощи ребёнку без оформления его постоянного проживания в семье, он не является устройством ребёнка в семью. Ребёнок остается воспитанником детского учреждения. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Законодательно этот вид помощи ребенку введен совсем недавно (Семейный кодекс часть 3 статьи 155.2), и опыта применения по новым правилам пока не имеет. Многое зависит от личного опыта понимания необходимости её применения местными органам опеки и детским учреждением, из которого предполагается брать ребёнка.
Такая форма помогает ребёнку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения,прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях наставничество используется как подготовка ребёнка и семьи к постоянному размещению на опеку или усыновление.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребёнка появляется "родственник" и друг, что делает ребёнка не столь одиноким, повышает самооценку ребёнка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

♚ Особенности:

- Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок. - Возможно взять детей, отобранных из многодетных семей или у осуждённых родителей и которым крайне сложно найти постоянную семью и в ином случае обречённых жить в детском доме. - Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться семье и ребёнку друг к другу,позволяет понять, верное ли решение принято. - При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть. - Директор не обязан разрешить вам брать ребёнка. - Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7–8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что у ребенка могут быть не только родители, но и "родственники", взрослые друзья. - Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. Нам известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности, мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.
  • Введение в тему. Актуальность темы для профессионалов, работающих с детьми и семейными отношениями. Полезность для родителей - обычных и необычных.
  • Виды психологической помощи в семье: информирование, психологическое консультирование, консультирование супружеских пар, групповое семейное консультирование.
  • Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан: усыновление (национальное и между­народное), опека и попечительство, приемная и патронатная семья, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.

    По данным статистики Минобразования России, последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 100 000 ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% - в детские интернатные учреждения. Ежегодно в России усыновляется около 30 000 детей, при этом около 18 000 детей усы­новляется отчимами и мачехами и 12 000 - посторонними гражда­нами.

    Рассмотрим юридические и организационные основы семей­ных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.

    1. Усыновление представляет собой правовой институт, при­званный создать между усыновителем и усыновленным отноше­ния, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителя­ми и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребен­ка к родным детям усыновителей или усыновителя.

    С правовой точки зрения усыновление - это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ре­бенком (его потомством) правоотношений (личных и имуществен­ных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.

    В документах Гаагской Конвенции 1992 г. раскрыто понятие «усыновление»: «Усыновление внутри страны или в другой стране - это такая мера защиты ребенка, при которой ус-


    танавливаются отношения между ребенком, с одной сторо­ны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны» .

    Важно отметить, что усыновление - такой процесс, при кото­ром ребенок находит для себя именно семью, а не какую-либо ее замену.

    Процедура усыновления в России определена в Семейном ко­дексе РФ. Ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Существует ряд ограничений для потенциальных усыновите­лей по состоянию здоровья. Также в Семейном кодексе статьей 128 определяется разница между усыновителем и усыновляемым ре­бенком. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнад­цати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разни­ца в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка от­чимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунк­том 1 настоящей статьи, не требуется.

    Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепен­ную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, явля­ется безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего воз­раста, также должно быть выявлено с того момента, когда ребенок и состоянии его сформулировать и выразить. Отсутствие согласия на усыновление должно рассматриваться судом как серьезное пре­пятствие к усыновлению. Вынесение решения об усыновлении во­преки желанию ребенка, не достигшего 10 лет, возможно только в случае, если суд придет к твердому мнению, что возражения ребен­ка не имеют серьезного обоснования, связаны исключительно с его малолетством и не станут препятствием к созданию нормаль­ных отношений между ним и усыновителями.

    Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей (если они есть). Порядок дачи родителями согласия регулируется статьей 129 СК. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия не­обходимо также согласие их родителей, опекунов или попечите­лей, а при отсутствии этих лиц - согласие органа опеки и попечи­тельства.

    Данное требование продиктовано необходимостью дополнитель­ной защиты интересов несовершеннолетних родителей, которые в противном случае могут совершить акт, о последствиях которого они будут сожалеть всю жизнь.


    Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка долж­ны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, или об отмене усыновления, а также при решении всех иных, бо­лее частных вопросов.

    Необходимо защищать интересы усыновленного ребенка и семьи усыновителей. При этом должна соблюдаться тайна усынов­ления. За ее разглашение против воли усыновителей предусмотре­но наказание.

    Усыновление иностранными гражданами допускается только в тех случаях, если не предоставляется возможным передать этих де­тей на воспитание в семьи граждан или родственников, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Решение об усыновлении иностранными родителями прини­мает суд. В течение трех месяцев со дня въезда ребенка в государст­во места проживания усыновителей он должен быть поставлен на учет в консульском учреждении, которое в конце календарного го­да направляет в Министерство образования РФ списки усынов­ленных детей, а также информируют о нарушении прав и закон­ных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

    Усыновление как форма социального устройства ребенка-си­роты является, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сокра­тилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей. Одновременно резко набрало попу­лярность зарубежное усыновление. Очень много детей усыновля­ют пары из США, в том числе детей с не внушающими надежд диагнозами. По данным Министерства науки и образования РФ число усыновлений внутри страны в 1991 г. - 15 964, в 1997 г. - 8500, в 1999 г. - 6500. Для сравнения, в результате международно­го усыновления в 1992 г. было усыновлено 678 детей, в 1996 г. - 3251 ребенок, в 1999 г. - 6255 детей, а в 2000 г. цифра приблизилась к 7000.

    Можно выделить основные причины падения числа россий­ских усыновителей.

    1) Экономические. Прежде всего, социально-экономическая ситуация в стране в целом, отсутствие средств в местных бюджетах (реальное или «чиновничье»). Кроме того, усыновив ребенка, семья


    полностью берет его на свое обеспечение, а поддержка от госуд™ гва сводится лишь к регулярным проверкам. В то же время л*цц И оформившиеся как приемные семьи, патронатные воспитат ели получают и выплаты на содержание ребенка и зарплату. Поэтому и возникают ситуации, когда семьи перед усыновлением для выясне­ния психологической совместимости, готовности нести брем^ от _ кетственности, сначала оформляются как замещающая семья ц по _)учают финансовую поддержку, внимание специалистов. А по Том оценив потери, которые они понесут при усыновлении, переду мы _ вают оформлять усыновление.

    2) Законодательные. Введение ограничений по ряду по^ аза _
    гелей, таких как требование нормативного уровня доходов и Огра­
    ничения по жилищным условиям (ст. 127 СК), привело к от ТОК у
    потенциальных родителей со средним уровнем дохода.

    3) Несовершенство механизмов реализации законов: м^ ого _
    ступенчатость и длительность процедуры усыновления. В мало^ го _
    роде невозможно скрыть усыновление, несмотря на все ухищр ения
    законодательства, даже потому, что необходимо пройти медицин­
    ское обследование и другие процедуры.

    4) Слабая информированность населения, наличие миф^ в o g
    очередях на усыновление, о непреодолимости «дурной» наследст­
    венности и т. д.

    5) Субъективизм специалистов , принимающих реш^ ния
    иногда отсутствие профессионалов в этой сфере. Это связ^ но с
    гем, что ни одно учебное заведение не готовит специалистов > ако й

    квалификации.

    6) Личностные. Официальные лица, которые являются субъ­
    ектами процесса передачи ребенка в семью, зачастую скрыто ^ Т0М у
    сопротивляются. Руководители детских учреждений боятся ^ едо _
    укомплектованности учреждения детьми, что влечет за собой со­
    кращение кадров, урезание финансирования, а для органов ^ пеки
    и попечительства это дополнительная работа при их необъ^ тно ^

    нагрузке.

    7) Социо-культурные установки. Они сформировались под
    влиянием государственной политики предпочтительности ко ллек _
    тивного воспитания над семейным, низкой ценности семьи, отсут­
    ствия реальной социальной политики на сохранение семьи, отно­
    сительной легкости процедуры лишения родительских прав, ^ ко _
    нечно, тайны усыновления. Кто знает о людях, взваливших ц а се д я
    бремя ответственности за чужого ребенка. Где государственное
    признание и чествование или другие ритуалы, позволяющие моти-


    Вировать и формировать готовность других людей к такому по­ступку?

    8) Страхи. Родители опасаются, что ребенок рано или поздно узнает об усыновлении или не оправдает возложенных на него надежд; знакомые узнают, что семейная пара не может иметь соб­ственных детей и, следовательно, они социально несостоятельны. Как получить квалифицированную помощь психолога, педагога, врача, если нельзя говорить, что ребенок усыновлен, и т. д.? По данным МВД России разглашение тайны усыновления зарегист­рировано в официальном порядке в 1990 г. - 11 случаев; в 1991 г. - 10; в 1992 г. - 15; в 1993 г.- 13; в 1994 г.-21; в 1995 г. - 25. Опрос около 200 специалистов по охране прав детства из 38 регионов России в апреле 2001 г., проведенный Университетом Российской академии образования, показал, что в практике работы 95% специ­алистов есть случаи нарушения тайны усыновления.

    2. Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Опека и по­печительство - это способы восполнения дееспособности, защи­ты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, ос­тавшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство- над несовер­шеннолетними от 14 до 18 лет. Функции по опеке над несовер­шеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательны­ми, лечебными, образовательными и иными детскими учрежде­ниями, а также самими органами опеки и попечительства.

    Для содержания детей под опекой установлена выплата денеж­ных средств, которая в настоящее время является социальной вы­платой, адекватной реальным затратам на одного ребенка в месяц. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено толь­ко в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего воз­раста. В этом случае орган опеки и попечительства может разре­шить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

    Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраня­ют право на общение со своими родителями и родственниками, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. Прекращение опеки происходит при достижении ребенком 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительст­во. Попечительство прекращается при достижении ребенком со-


    вершеннолетия, эмансипации несовершеннолетнего или вступле­ния его в брак до 18 лет. Опека и попечительство также прекраща­ются в случае смерти опекуна или попечителя.

    3. Приемная семья представляет собой новый институт семей­
    ного законодательства. Он возник и развился из идеи создания
    детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных
    учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что воз­
    никла необходимость поиска формы, которая бы позволила соче­
    тать признаки детского учреждения и семейного воспитания де­
    тей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой.,
    содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения
    и усыновления.

    Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возни­кающих в связи с воспитанием ребенка в приемной семье, осу­ществляется также специальным «Положением о приемной семье».

    Приемная семья образуется на основе договора о передаче ре­бенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключа­ется между органом опеки и попечительства и приемными родите­лями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание).

    Число детей, помещенных в приемную семью, не должно пре­вышать восьми человек.

    В регионах России накапливается разнообразный опыт исполь­зования законодательно закрепленных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приме­ром может служить община «Китеж» в Калужской области, органи­зованная как некоммерческое партнерство приемных семей, каж­дая из которых взяла несколько детей-сирот и объединилась с дру­гими семьями в целях решения юридических, экономических и педагогических проблем.

    4. Детские дома семейного типа. Такие детские дома организу­
    ются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспита­
    ние не менее пяти (и не более десяти) детей и с учетом мнения всех
    совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усы­
    новленных. Общее количество детей в детском доме семейного ти­
    па, включая родных и усыновленных, не должно превышать две­
    надцати человек.

    Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздо­ровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.


    5. Детские поселки. Речь идет о семейных группах, которые
    создаются на материнском принципе. От обычной семьи этот тип
    отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует,
    и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться
    другими путями. Помимо принципа матери, как постоянного вос­
    питателя и создателя эмоциональной уверенности, и помимо раз­
    нородности детской группы, здесь в значительной мере проявляют
    свое действие два других принципа. В первую очередь, это семей­
    ный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем сообщество
    поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл
    для всех отдельных семей. Наиболее распространенной и извест­
    ной формой детского поселка являются «SOS-деревни» (создан­
    ные в п.Томилино Московской области, в Орловской области),
    негосударственный детский дом-пансионат семейного воспитания
    (г. Москва).

    6. Детский городок. Детский городок - это среднее между заме­
    щающей семьей и детским домом.

    По своей организации он близок к детскому поселку, но по вос­питательной атмосфере похож, скорее, на так называемые квартир­ные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т. п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере один из которых должен иметь специаль­ное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о Ю-14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет до 18 лет. Детей не пере­дают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреж­дение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «се­мейств» совместно (приготовление пищи, стирка белья, ведение домашнего хозяйства). Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.

    Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

    Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

    В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

    Усыновление/удочерение

    Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

    Приемная семья

    Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

    Детский дом семейного типа

    Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

    Опекунская семья

    Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

    Семейная воспитательная группа

    Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

    Патронатное воспитание

    Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

    Детские деревни SOS

    Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

    Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

    После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

    Фостерные семьи

    В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

    Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

    Сопровождение замещающих семей

    Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

    Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

    Клуб приемных родителей

    Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

    • взаимоподдержка родителей;
    • обмен личным опытом;
    • приобретение новых знаний и навыков;
    • помощь в выходе из кризиса.

    В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

    В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

    Школа приемных родителей

    Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

    • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
    • близкие родственники приемных детей;
    • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

    Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

    • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
    • психофизиология ребенка как такового;
    • особенности развития детей-сирот;
    • последствия от разрыва с родной семьей;
    • адаптация приемного ребенка;
    • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
    • обеспечение безопасности ребенку;
    • тонкости полового воспитания;
    • юридические нюансы;
    • сопровождение приемной семьи.

    Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

    За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

    • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
    • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению .

    Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его , и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

    С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

    В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения ).

    Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

    1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
    2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
    3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
    4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
    5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
    6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
    7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
    8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
    9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
    10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
    11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
    12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
    13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
    14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
    15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
    16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
    17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
    18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.

    Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.

    Виды приемной семьи

    Приемная семья является самой новой в законодательстве России формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Период существования приемной семьи с 1996 года и по настоящее время можно охарактеризовать как ее введение и развитие. При разработке и внедрении данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель исходил лишь из общих условий ее создания и деятельности. За прошедший период приемная семья приобрела особенности, связанные с ее деятельностью. Одной из таких особенностей является появление на практике двух разновидностей (правовых моделей) приемной семьи.

    Первая модель приемной семьи является, по сути, возмездной формой опеки и попечительства 11 Гришаев С.П. Новое в законодательстве о приемной семье // Гражданин и право. 2010. № 12. С.14.. При этом отношения, возникающие в приемной семье, в большей степени схожи с отношениями, возникающими при усыновлении ребенка. Приемные родители понимают и принимают приемную семью как обычную семью, а приемного ребенка (детей) - как сына или дочь 22 Государственная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей. М., 2009. С. 39.. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, 1-2 детей, продолжают работать, т.е. воспитание приемного ребенка не является для них единственным (основным) источником дохода. Такие приемные родители своей целью ставят воспитать одного - максимум двух детей с маленького возраста и до совершеннолетия. При этом по достижении приемными детьми 18 лет приемные родители стараются сохранить с ними личные отношения.

    Эта модель приемной семьи, которую можно назвать обычной, или, что то же, договорной, приемной семьей, ориентирована на длительное воспитание ребенка-сироты, и, как правило, приемные родители не намерены в последующем еще брать на воспитание приемных детей. В данной ситуации приемные родители исполнение своих обязанностей рассматривают как осуществление над ребенком, оставшимся без попечения родителей, опеки (попечительства), но на определенных договорных условиях с органом опеки и попечительства.

    Вторая модель приемной семьи (специализированная) является, по сути, «гибридом» детского дома и семьи. Приемные родители относятся к выполнению своих обязанностей как к работе, а приемную семью понимают и рассматривают как детский дом семейного типа. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, не менее 5-6 детей, а при выбытии приемного ребенка (детей) берут на воспитание других.

    Деятельность по воспитанию приемных детей является для таких приемных родителей основной работой. Свою деятельность по воспитанию приемных детей они соотносят с деятельностью воспитателей детских домов и школ-интернатов.

    Соответственно, эти родители относят себя к педагогическим работникам и считают, что им должны быть предоставлены соответствующие гарантии и льготы.

    С учетом особенностей сложившихся на настоящий момент моделей приемной семьи необходим и разный подход к регулированию отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства. Представляется, что для разграничения вышеуказанных моделей приемных семей, усовершенствования и модернизации детских домов семейного типа необходимо предусмотреть в законодательстве возможность создания приемных семей двух видов. В качестве критериев разграничения приемной семьи на виды взяты: 1) количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью; 2) правовой статус приемных родителей.

    В соответствии с особенностями первого вида приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать гражданским законодательством и именовать такую семью приемной семьей. Детей следует передавать в нее на воспитание на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, который по своей юридической природе является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг. На приемных родителей следует распространять нормы ГК РФ, СК РФ и других нормативно-правовых актов, устанавливающих права, обязанности и ответственность опекунов (попечителей) На воспитание в обычную приемную семью целесообразно передавать не более четырех детей, с учетом того, чтобы общее количество детей, включая родных и усыновленных, не превышало шести человек. На содержание приемных детей выплачивать ежемесячное пособие в размере, определяемом в соответствии с Постановлением Правительства РФ. При условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (общий трудовой) стаж. Выполнение приемными родителями своих обязанностей рассматривать как оказание возмездной услуги, а оплату труда - как вознаграждение за оказанную услугу. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать минимальный размер оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

    В соответствии с особенностями второй модели приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать трудовым законодательством и именовать такую семью специализированной приемной семьей. Создание специализированной приемной семьи производить на основании решения органа опеки и попечительства при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти детей. Детей передавать на воспитание в специализированную приемную семью на основании решения органа опеки попечительства. При этом общее количество детей, передаваемых на воспитание в такую приемную семью, должно быть не менее пяти, но и не более десяти, а с учетом несовершеннолетних родных и усыновленных детей - не более двенадцати человек (по аналогии с детским домом семейного типа) 11 Зубарева О.Г. Правовая природа договора об осуществлении опеки или попечительства // Законодательство 2011. №3. С. 53.. Оформление отношений между органом опеки и попечительства и приемными родителями осуществлять на основании трудового договора. Права и обязанности приемных родителей закреплять в должностной инструкции. Приемных родителей считать внештатными работниками органа опеки и попечительства 22 Васькин В.В. Некоторые вопросы правового регулирования распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством // Жилищное право. 2010. № 2. С.80.. Выполнение ими своих обязанностей рассматривать как выполнение ими трудовой обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На приемных родителей специализированных приемных семей распространить условия оплаты труда, предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (трудовой) стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости как педагогическим работникам. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать соответствующий разряд Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленный для воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом стажа работы и квалификации приемных родителей.

    С учетом изложенного предлагается внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе:

    Ст. 152 СК РФ и изложить её в следующей редакции:

    Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять на воспитание от одного до четырех детей (приемная семья), либо на основании решения органа опеки и попечительства при желании приемных родителей, имеющих педагогическое образование, взять на воспитание от пяти до десяти детей (специализированная приемная семья).

    Если на воспитании в специализированной приемной семье осталось менее пяти детей, орган опеки и попечительства обязан в месячный срок принятии решение о прекращении её функционирования, а приемные родители вправе взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на основании договора.

    Таким образом, при совершенствовании законодательства, регулирующего институт приемной семьи, путем введения двух видов приемной семьи институт приемной семьи будет приведен в соответствие со сложившимися на практике моделями приемных семей. Одновременно будут урегулирована проблема отраслевой принадлежности и содержания правоотношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства и конкретизирован подход субъектов Российской Федерации к установлению размера оплаты труда приемных родителей и предоставляемых им гарантий и льгот.

    Что еще почитать