Как бороться с непослушанием ребенка 9 лет. Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются. Отсутствие уважительного отношения к ребенку

Причин непослушания может быть множество. И вот некоторые из них.

Борьба за внимание. Непослушание — действенный способ привлечь к себе внимание родителей, даже если оно проявится в форме замечания.
Отстаивание своего «я» — так происходит, когда малыша окружают чрезмерной опекой.
Нанесенная обида — невнимание к ребенку, несправедливое наказание, резкая оценка его поступков.
Неверие в себя. Поводом может быть даже незначительная неудача (ссора с другом, плохая отметка), которая в результате приведет к низкой самооценке.

Родителям надо проанализировать поведение малыша и выяснить причину непослушания. А чтобы впредь между вами не возникали конфликты, выработайте такую манеру взаимоотношений, которая позволит жить в мире и согласии. В этом вам помогут 10 правил.

1. Правило десяти «нельзя». Не терзайте ребенка постоянными запретами. Выберите среди них 10 «нельзя», которым малыш должен неукоснительно следовать («Нельзя драться», «Нельзя грубить». «Нельзя открывать дверь незнакомым людям» и т. п.). Оговорите, какие будут наказания за невыполнение этих правил.
2. Твердость в установлении правил. Не отступайте от собственной линии поведения. Ваше «нет!» должно быть обоснованным и непоколебимым. Не заигрывайте с ребенком, но и не рубите сплеча.
3. Больше позитива! Свои запреты сопровождайте пояснениями: ребенок станет принимать ваши требования, если поймет их смысл. При этом избегайте частицы «не» — ваши правила должны звучать позитивно.
4.Учитывайте возраст. Требования взрослых должны быть понятными ребенку. Дошкольникам время от времени надо напоминать, что можно, а что нельзя.
5. «Один. два. три…» Расшалившегося малыша предупредите: вы считаете до 10, а он за это время должен успокоиться; в противном случае последует наказание.
6. Глаза в глаза. Формулируя свои требования. лучше всего смотреть прямо в глаза ребенку.
7. Правило «тайм-аута». Если слова и уговоры не действуют, изолируйте малыша на некоторое время (каждый год его жизни равен минуте, проведенной в одиночестве: 3 года = 3 минуты, 5 лет = 5 минутам, и т. д.). Когда время наказания истечет, поговорите о проступке.
8. Право на выбор. Там, где это можно, давайте малышу право на выбор.
9. Соблюдайте режим дня. Для ребенка очень важен ритм жизни. Режим снимает тревогу, нервозность и приучает малыша к определенным жизненным правилам.
10. Положительное подкрепление. Не жалейте добрых слов — хвалите ребенка не только за хорошие поступки. но даже за попытку их совершить.

Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.

Папа гуляет с двухлетним сыном. Мальчик играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в отца. «Не делай этого. Нельзя!» Ребенок смеется и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос отец. Малыш повторяет еще раз. Отец с гневом выполняет свою угрозу.

Попробуем представить себе, что чувствует отец. Он обижен, недоумевает, почему ребенок так себя ведет. Еще ему стыдно, что другие родители, гуляющие во дворе, видели, что сделал его сын, и подумали, что ребенка плохо воспитывают. А потом видели, как он сынишку отшлепал, и подумали, что он плохой отец.
А что чувствует ребенок? Сперва он звал папу поиграть вместе, но папа разговаривал с соседкой. Потом кинул песок, и папа сразу перестал разговаривать и обратил на него внимание. Но вместо того, чтобы посмеяться вместе, накричал и отшлепал.
Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка.
Желание отомстить. Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений. Что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, но тут же по телефону: «А мой-то…» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, что у него кривые руки и что вообще он в жизни никогда ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное - понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых - задача взрослого. Отечественный психолог Ю.Б. Гипенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рекомендует родителям следующее:
Если вы раздражены , то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены гневом , то ребенок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение ребенка вас обижает , то скрытая причина - месть .
Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.

ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам!

Деты всегда пытаются быть главными, поэтому диктуют свои правила. А особенно ребенок не слушается в 5 лет. Ведь именно тогда он осознает степень своей самостоятельности и прекрасно знает, что он может влиять на ваше решение. Если вы говорите ребенку сделать что-либо, а он противится этому, то это приводит вас в ярость и самое первое средство у всех родителей: угроза. Но сколько бы вы не угрожали, ваш ребенок, скорее всего, уже знает, что вы сделаете, а что нет. Так что будьте внимательны в выборе фраз, с которыми вы обращаетесь к ребенку.

Вот подсказка, как лучше найти подход к вашему 5-летнему чаду с помощью слов:

Вы хотите, что бы ребенок сделал: Вместо фразы Говорите Почему так говорить лучше
Ложился спать и не вставал с кровати Если ты еще раз встанешь, я закричу Надеюсь, ты не будешь вставать, после того, как ляжешь в кровать Ребенку понятны ваши ожидания
Скушал приготовленное вами Ты не встанешь из-за стола, пока все не доешь Помни, после ужина – никаких перекусов Это напоминает ребенку, что кухня будет «закрыта», а за ним остается выбор: кушать или нет
Почистил зубы Если не почистишь зубы, я не почитаю тебе сказку Пора спать. Что нужно сделать в первую очередь? Дает ребенку понять, что пришло время вечерних процедур, без всяких намеков на наказание
Хорошо вел себя в магазине Прекрати бегать, или вечером никаких мультиков Помоги мне найти твой любимый йогурт Это отвлекает от плохого поведения и предлагает позитивную альтернативу
Покормить рыбок Покорми рыбок, или мне придется их ком-то отдать Кажется, рыбки очень голодны, вот их корм! Таким образом, ваш ребенок вспоминает об ответственности
Просите не ныть Будешь ныть, выброшу все игрушки Я бы тебя послушала, но я могу понять только твой нормальный голос Это дает ребенку понять, что вы заинтересованы в том, что он говорит, но его тон неприемлемый
Убрать в комнате Никакого ужина, пока не уберешь в комнате! Я хочу, что бы ты собрал все свои игрушки в ящик. Ты хочешь сделать это до или после ужина? Вы уточняете действия ребенка и при этом оставляете для него выбор
Вести себя тихо в машине Если ты будешь орать, то мы развернемся обратно и поедем домой Папе трудно так вести машину. Мы сейчас остановимся, что бы ты успокоился Это дает вашему ребенку понять, что есть пределы его поведения, которые приводят к определенным последствиям

Действительно ли Вам нужен послушный ребенок?

Кто такой – послушный ребенок? Большинство взрослых скажут, что это ребенок, который выполняет то, что ему говорят. Он умеет себя вести дома и в общественных местах, не балуется, не кричит, одним словом, такой малыш удобен! А хорошо ли быть удобным? Для взрослых «удобный» ребенок хорош тем, что с ним не бывает проблем, что скажешь, то и сделает. Послушных детей любят в садике, в школе, да и взрослый послушный человек отлично подходит в качестве трудолюбивого и кропотливого рабочего на предприятии. Быть послушным – для ребенка значит быть хорошим, таким, чтобы родители хвалили и не ругали. Но дело в том, что послушные дети, как правило, не обладают собственным мнением, становятся безвольными, а это само по себе довольно печально.

Прежде чем начать корректировать непослушание ребенка, взрослым стоит задуматься, а какое будущее они хотели бы видеть для своего сына или дочки? Наказания, крики, а иногда и ремень за любое «неправильное» действие – вот, что зачастую терпят дети в семьях. Родителям стоит не просто бездумно карать за каждую провинность, а изо дня в день учиться строить доверительные взаимоотношения со своим сыном или дочкой, пытаться понять, в чем причина их не всегда хорошего поведения.

Только родители смогут взрастить в ребенке понимание, доброжелательность, терпимость, умение заботиться о близких людях. Именно эти качества со временем уберегут детку от плохих поступков. Важно, чтобы ребенок умел вести себя адекватно не потому, что боится наказания и осуждения со стороны взрослых, а потому что понимает, что так делать не хорошо. Необходимо придерживаться «золотой» середины – не становиться деспотичными родителями, но избегать и чрезмерной опеки. Тогда у ребенка будет складываться адекватное отношение к окружающему миру.

Стоит ли наказывать ребенка?

Как же родители чаще всего реагируют на детское непослушание? Ответ прост – наказывают, и, к сожалению, не всегда правильно и адекватно сложившейся ситуации. Наказания бывают разными, но они должны быть соизмеримы сделанному ребенком поступку. Одно из наиболее популярных наказаний – это игнорирование ребенка и его поведения. Например, мама не обращает внимания на детскую истерику в магазине, спокойно поднимает с пола и, несмотря на реплики сердобольных бабушек, уносит сына домой на руках, где он успокаивается и приходит в себя. Когда малыш перестал кричать и угомонился, маме нужно выяснить причину такого поведения, объяснить, почему не купила очередную машинку, но в терпеливом и доброжелательном тоне. То есть мама, проигнорировав крики в магазине, потому что там ребенок был переутомлен, и никакие беседы на тот момент не помогли бы, включилась в контакт, когда он смог ее услышать и вести диалог.

Другой пример, когда молодые родители всю ночь не реагируют на крики младенца в детской кроватке, категорически не берут на руки, чтобы не привыкал «к рукам». Здесь игнорирование является совершено напрасным действием и вызывает у маленького ребенка отчаянье и страх, ведь на его призывы никак не отвечают и не приходят самые важные для него люди.

Если говорить о телесных наказаниях, то детские психологи сегодня бьют тревогу. Они просят родителей хоть на минутку задуматься, что ощущает беззащитный малыш, когда высокий взрослый «зависает» над ним, замахивается и наносит оплеуху, шлепок или пощечину. Сколько страха и обиды в тот момент испытывает? Как страдает его психика? Ни одна детская шалость не заслуживает такого обращения! Поэтому, прежде чем наказать чадо за непослушание, стоит представить себя на его месте и постараться сдержать себя от рукоприкладства.

Словесные наказания также ломают детскую психику, поэтому мамам и папам важно уметь контролировать свою речь. Невзначай брошенные злые слова и оскорбления могут нанести неизгладимую травму на всю жизнь. Часто взрослые обзывают ребенка за то, что он не удержал в руках чашку с водой, но за тот же самый поступок вряд ли будут называть самих себя «неумехой».

Правильная реакция на непослушание

Родителям важно правильно реагировать на детское непослушание:

1) Быть терпеливыми – это один из самых сложных, но при этом очень важный момент. Уметь терпеливо в сотый раз за день объяснять, как надевать футболку, в очередной раз пересказывать сказку, рассказывать, почему так правильно вести себя, а по-другому – нет. Терпение по отношению к ребенку – это самое главное, что могут подарить родители собственному чаду.

2) Уметь объяснять ребенку , почему его поведение в данный момент было неправильным. Важно рассказывать так, чтобы он на самом деле понимал, почему поступок был неверным. Взрослым стоит прибегать к простым словам, коротким предложения, говорить спокойным негромким тоном, задавать наводящие вопросы.

3) Не спешить с наказанием! Если не происходит что-то опасное для жизни вашего или других детей, то, желательно, прежде, чем шлепнуть или окрикнуть детку, взвесить все, дать себе минутку на осмысление происходящего и только потом отреагировать. Важно – наказание должно быть соизмеримым поступку!

4) Научитесь отвлекать ребенка, переключать его «непослушное» поведение. С детками младше 3-х лет это очень просто проделать. Главное проявить фантазию, и любой детский каприз можно быстро купировать, переключив внимание малыша на что-то более интересное.

5) Наконец, умейте хвалить ребенка . Ведь чаще всего взрослым гораздо легче отругать за плохое поведение, чем отметить все хорошее, что сделал ребенок сегодня. Необходимо научиться благодарить детей за помощь, поддерживать положительные детские поступки. Тогда малышам и в следующий раз захочется порадовать родителей, получить их похвалу, а не баловаться и шалить.

Безусловно, что все перечисленные способы реакции на детское непослушание занимают гораздо больше времени, чем наказание. Однако они безболезненны для психики детей и способствуют гармоничным взаимоотношениям в семье.

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.

Спасибо.Я с ней всегда очень строга на людях,и дома как ВЫ правильно написали я её тискаю потому что она хорошенькая,милая,каждые 15 мин лезет целоваться,обнимает и милым голоском говорит ммаааама.юбимая мая.и ВСё прекрасно и послушная и всё такое. Но вот проблема как только в её полезрения появляется моя сестрёнка ей 14 лет или мама или папа,или муж,или мои подруги или детки чужие у неё крышу сносит. Сейчас тк в моём доме идёт ремонт я на 3 мес привезла её к родителям поближе к морю,думала буду ходить с ней воздухом морским дышать и чисто вокруг,деревенька просто чудо. но выйти с ней из дома для меня каторга.как только выходим за двор ей срочно нужно идти по бардюру,окей пошли она начинает падать с него и при этом не хочет держать меня за руку,потом начинает истерить от того,что у неё не получается идти самой падает на землю и орёт я поднимаю идём еле-еле,потом начинает проситься на руки и тоже с истериками пока не возьмёшь,беру на руки начинает раскачиваться и нести её сложно 12 кг всё таки. отпускаю пройтись пешком опять истерики,приходим к месту назначения и у неё срывает крышу,сразу всех толкать с качель,потом с горки потом с песочницы всех выгоняет и всё это с криками.сказать что жадная и эгоистка не могу. Дома всегда со всеми всем делиться даже печеньку одну пополам со мной ломает. Я переживаю хоть бы нас садика не выгнали. Для неё нет авторитетов вообще не дядю не тётю посторонних(кот ей говорят так себя вести нельзя) не слушает только меня дома и только наедине тогда ангелочек. и ещё проблема в том,что моя мама всегда её защищает,только я ей грубо скажу что-то мама сразу в позу не трогай ребёнка ты плохая мать и ищи проблемы в себе.малаячувсвует защиту и садиться на голову ещё больше короче капец...

Ну вот, я вам в начале своих мыслей и написала фразу ’непревзойденный мамин авторитет’, то есть только вы знаете, как правильно, простите, но тут надо всем родственникам рот затыкать. Это важно, психологи все твердят, важно, чтобы все абсолютно родственники придерживались маминых правил, а не шли наперекор при ребенке, что первый звоночек и отправная точка для манипулирования вами вашем же цветочком. Я своим говорю, так, я сказала! Вы не чувствуете себя главной в воспитании, может, из-за того, что не обеспечиваете семью, не знаю. Но вы должны дать понять всем, что повоспитание дочери - приоритет и вы главная именно в этом вопросе.

И еще, мой сын весит больше 16 кг уже и до года уже 11 весил... Так тисканья у нас только сидя, приучала, что девочкам тяжести вредно поднимать, так что истерики с падениями не пройдут.

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Что еще почитать