Как называется метод быстрого запоминания. Изучение иностранных языков с помощью мнемоники. Естественный язык нашего сознания

Техника запоминания информации так же важна, как и само запоминание. Повторение – важный этап закрепления изучаемого материала, который необходим для длительного и крепкого запоминания.

Психология запоминания: процесс запоминания

Но нужно знать некоторые закономерности процесса повторения:

  • Заучивание материала происходит неравномерно: часть заученного материала будет плохо воспроизводиться в памяти, но с новыми повторениями припоминание заученного увеличится.
  • Также заучивание происходит скачками, именно поэтому несколько повторений подряд не дают большого прироста в припоминании, но при последующих повторениях объем заучиваемого материала резко увеличивается. Это происходит из-за того, что человек припоминает сразу небольшое количество информации.
  • Если материал для запоминания легкий, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Сложная часть этого материала будет усваиваться медленнее.
  • Если материал для запоминания сложный, то процесс усвоения и запоминания, будет сначала медленным, позже быстрым, ведь объем изучаемого материала увеличится при многократных повторениях.
  • Повторение необходимо не только для того чтобы выучить, но и для того чтобы закрепить полученную информацию.

    Повторение должно быть активным и разнообразным, например: пересказ устный или письменный после прочтения материала; попробуйте начертить таблицу, написать вопросы к этому материалу.

    Чтобы лучше усвоить заучиваемое нужно обязательно его пересказать, что не только улучшит ваши знания по данной теме, но и послужит прекрасной тренировкой памяти, надолго закрепит изученное.

    Запоминание информации: правила запоминания

    Можно выделить два уровня повторения:

  • Когда мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций (ключи), например, на каждый вопрос ассоциативно строится список ключевых моментов, по которым будет формироваться ответ.
  • Повторение с припоминанием всей информации, весь материал повторяется от начала до конца, при этом лучше материал разделить на части, чтобы хватило сил и терпения повторить все сразу. При этом материал повторяется последовательно частями с небольшими перерывами между ними, но без возвращения к началу.

    Повторение должно быть рационально распределено, т.е. повторение должно быть через определенное время, но и при этом повторения должны быть разнообразными и активными, например: при заучивании стиха лучше повторять то, что учишь устно и письменно.

    Методика запоминания: быстрое запоминание

    Заучивать материал сразу, до конца и полностью не стоит, полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все, и лишь спустя некоторое время можно обратиться к нему уже с целью заучивания.

    В психологии существует такое понятие - реминисценция, т.е. через некоторое время вспоминается больше, чем вспоминалось ранее. Но если вы зазубрите текст намертво, то улучшаться отсроченное воспроизведение не будет, а вот ухудшаться может.

    Эксперимент: попробуйте испытать себя сами - один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите примерно на 3/4 объема и устройте перерыв, позволив памяти без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

    Способы запоминания: запоминание текста

    Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если вы запоминаемый материал изучался без повторения. Вот почему так важно первое мысленное повторение проделать сразу после запоминания.

    Остальные мысленные повторения текстовой или речевой информации (запоминание текста) можно проводить по схеме:

  • Второй раз информация повторяется через 15-20 минут после первого.
  • В этот же день информация повторяется в третий раз через 6-8 часов.
  • Четвертое повторения изучаемого материала следует проводить через 24 часа, т.е. на следующий день.

    Приемы запоминания

    Можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п.

    Можно запоминать комплексным методом, например, текст сначала запоминается целиком, в общих чертах, а затем уже повторяется как одно целое.

    При работе с большим объемом материала хорошо запомнить его целиком достаточно сложно, поэтому информация дробится и запоминается частями.

    Перед заучиванием лучше быстренько просмотреть или прочитать текст, и только затем приступать к изучению.

    При первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полного запоминания.

    Знание принципов запоминания информации позволит вам рационально использовать время, выделенное на обучение, и при этом усваивать гораздо больше информации и на более длительный срок.

    Иными словами, ваша память будет работать намного эффективней, чем это было ранее.

    Кривая Эббингауза

    Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

    Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти - запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

    В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации , через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

    Эббингауз установил, что:

  • основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием - в этот период теряется наибольший объем материала.
  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст “Дон-Жуана” Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
  • заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
  • «эффект края» - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
  • если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

    Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

    Как не забыть

    Что такое память и как ее тренировать?

    Законы памяти:

    1. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное «зазубривание» материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал.
    2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так и сознание человека не сохранит туманных впечатлений.
    3. Поскольку впечатления напрямую связаны с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.
    4. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу, прочно и надолго и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
    5. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
    6. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
    7. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
    8. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
    9. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяет человеку сконцентрировать свое внимание, а следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.
    10. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае информация лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
    11. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют.
    12. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния способствует припоминанию.
    13. Четкое зрительное впечатление очень прочное. Однако комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым.
    14. Внимательность, внимательность и еще раз внимательность. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета и формы предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом сможет ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз.

    Многие люди ошибаются, когда их просят сказать какой цифрой, римской или арабской, изображена цифра шесть на циферблате их механических часов. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил этого факта.

    Повторение - мать учения

    Дейл Карнеги называет повторение «вторым законом памяти» и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это». Объемный материал запоминается легче, если разбить его на части. Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Кроме того, следует помнить, что новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилием внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено. Желательно, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал заучивается наизусть.

    Таблетки для улучшения памяти и внимания

    В современной фармакологии есть особая группа препаратов, предназначенных для улучшения памяти и внимания – ноотропы. Они обеспечивают улучшение умственной деятельности, активируют когнитивную функцию, улучшают кровоснабжение головного мозга. Специалисты утверждают, что подобные лекарственные средства только могут снизить проявляющиеся расстройства концентрации памяти и внимания, однако увеличить их показатели по сравнению с нормальными они не в состоянии. Нужно отметить, что не следует принимать таблетки для улучшения памяти без серьёзной необходимости, поскольку это не принесёт желаемого результата и может привести к развитию осложнений со стороны нервной системы. Основные препараты, улучшающие память и внимание

    Пирацетам

    Данный препарат относится к группе ноотропных средств, оказывающих положительное влияние на работу головного мозга, на метаболические процессы, которые происходят в нём. Пирацетам улучшает функции внимания и памяти, стимулирует умственную деятельность. Показаниями для его приёма служат такие состояния, как:

    Аминалон

    Данный препарат также относится к группе ноотропных средств, применяемых для восстановления метаболических процессов в головном мозге, улучшения переработки в нём глюкозы и выведения токсичных веществ. Назначается в следующих случаях:

    Фенибут

    Лекарственное средство Фенибут нормализует обменные процессы головного мозга, стимулирует кровоток в данном органе, снижает тонус его сосудов. Благодаря ему можно снять нервное напряжение, ощущение тревоги, избавится от бессонницы. При правильном использовании препарата достигается улучшение умственной и физической работоспособности, улучшить памяти и внимание. Основными показаниями Фенибута являются:

    Глицин

    Препараты для улучшения памяти включают также и довольно распространённое средство Глицин. Он способен повысить работоспособность, нормализовать состояние сна, снизить раздражённость, конфликтность, и вследствие этого значительно улучшить функции внимания и памяти. В круг его побочных эффектов входит только развитие аллергических реакций, которое обычно встречается в единичных случаях.

    Витамины для памяти и внимания

    Основной и наиболее главной группой являются витамины группы B . Эти вещества способствуют улучшению памяти, внимания, интеллектуальному росту, а также поддерживают психику и нервную систему. Витамины группы В также являются превосходными антиоксидантами, избавляют человеческий организм от усталости, депрессии и стрессов, питают клетки мозга и эффективно защищают их от преждевременного старения. Наиболее важными витаминами можно назвать:B1 (тиамин), B3(никотиновая кислота), B5 (пантотеновая кислота), B6 (пиридоксин), B9 (фолиевая кислота), B12 (цианокобаламин) . Существуют и другие витамины, которые также улучшают работу мозга, функции памяти и внимания: D (кальциферол), E (токоферола ацетат),P (биофлавоноиды) .

    Витамины для памяти и внимания можно получать из различных продуктов растительного и животного происхождения, однако сегодня разработаны специальные комплексы, где содержится их оптимальная суточная доза. К ним можно отнести« - как повысить концентрирующую способность мозга | - Как читать, запоминать и не забывать | - для самых занятых | | | | | | |

  • Техника запоминания информации

    Организация информации

    Упорядоченную информацию гораздо легче запомнить, чем хаотичную. Так, если вам нужно запомнить, что купить в магазине, проще всего составить список из нескольких позиций. Памятуя о том, что в списке было 9 пунктов, ваш мозг будет искать ответ, пока все позиции не будут мысленно помечены «галочкой».

    Классифицируйте то, что требуется запомнить. Возвращаясь к списку продуктов, гораздо проще разделить его на несколько подгрупп, руководствуясь, например, отделами в магазине – молочный, рыбный, мясной, бакалея, а не стараться уместить в памяти случайный набор товаров.

    Запомнить более сложную информацию помогают схемы, таблицы, диаграммы и графики. Составляя их, вы не только сортируете и обобщаете, ищите сходства и различия, но и обращаетесь к пространственной памяти, подключая ее в процесс запоминания.

    Визуализируй это

    Визуализация – мощное средство для запоминания. Чтобы назвать предметы, стоящие в вашей комнате, вам достаточно мысленно представить себе картинку – вид помещения и вот вы уже готовы перечислить все без исключения. Яркий, четкий мысленный образ поможет запомнить имена, маршруты, структурированную по ключевым словам информацию.

    Если вам требуется запомнить много имен и связать их с лицами, выделяйте в каждом человеке характерную особенность, кидающуюся в глаза, и мысленно крепите к ней «ярлычок» с именем. Стараясь удержать в памяти маршрут, ставьте в уме красные галочки на примечательных деталях, встречающихся вам по пути. Наш мозг лучше всего «цепляется» за странные, необычные образы, поэтому, чем нелепее будет картинка – тем лучше. На технике визуализации основана методика «снимков», когда необходимые для запоминания вещи организовываются в некую картинку, с которой мысленно делается фотография.

    Если вы не визуал, старайтесь запомнить информацию, используя ваш привычный канал восприятия – через звуки, запахи, ощущения. Так, запоминая дорогу, выделяйте не яркую деталь, а звук, с которым трамвай пересекает неровность на рельсах , запах булочной на углу и тому подобные вещи.

    Рифмуйте

    Маленькие дети легко запоминают алфавит, потому что он зарифмован. На свете существуют сотни смешных стишков, позволяющих запомнить те или иные вещи – неправильные глаголы, мышцы тела, слова-исключения. Придумывайте свои стихи и чем смешнее, тем лучше, потому что наш мозг любит «развлекаться» и веселый нелепый рифмованный текст он запомнит лучше, чем нужную, но серьезную информацию.

    Например, для того, чтобы запомнить ударения в сложных словах, кто-то приумал такой стишок: Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта

    Пользуйтесь аббревиатурами и акронимами

    Аббревиатуры и акронимы делают информацию компактной. Легче запомнить США, чем Соединенные Штаты Америки, удержать в памяти ГЛОНАСС, а не Глобальную навигационную спутниковую систему. Если вам, к примеру, надо запомнить названия рек или горных пиков, организуйте их первые буквы в звучное слово, лучше всего такое, которое вызывает у вас приятную ассоциацию. Не старайтесь придать аббревиатуре смысл, если не получается, она все равно останется в памяти. Например, бессмысленное слово ДАМАН, обозначающее порядок ударения в стихах трехсложных размеров, все равно проще запомнить, чем то, что стих, в котором ударение падает на первый слог называется дактилем (ДА), на второй – амфибрахием (АМ), а на третий - анапестом (АН).

    Как запоминать цифры и формулы

    Для тех, кому постоянно необходимо быстро запоминать большие массивы цифр, была придумана методика, по которой каждой цифре соответствует какое-либо изображение, выбранное по наиболее удобной для запоминающего ассоциации. Так, двойка для кого-то лебедь, семерка – сабля, четверка – стул и так далее. Чтобы запомнить ряд цифр, придумайте про них историю и зафиксируйте ее в памяти при помощи яркой картинки. Например, 274 – это лебедь с саблей забрался на стул. Согласитесь, такое не так уж просто забыть.

    Согласно этой методике можно легко запомнить и формулы, также представив латинские буквы и символы (вычитание, сложение, деление и т.п.) в виде каких-либо зверей или предметов.

    Запоминая просто длинное число, делите его на «кусочки» из 3-4 цифр. Ученые давно доказали, что именно этот объем информации идеален для нашего мозга

    Запоминайте через «приятное»

    Чтобы запомнить что-то скучное и неинтересное, постарайтесь найти к нему какую-то яркую, важную для вас пару. Например, если вы любите древнегреческую философию, а вам приходится учить историю Китая, запомните, что Конфуций был на 10 лет младше Сократа.

    Придумывайте истории

    Чтобы запомнить некую последовательность, придумывайте коротенькие истории. Например, чтобы быстро запомнить, в каком порядке идет классификация организмов: - царство; - тип; - класс; - отряд; - семейство; - род; - видов, можно использовать такое предложение: «царь Тимофей квас оценил с соком, ромом и водкой».

    Также можно в каждом предложении из текста, который вам надо запомнить, выделить ключевое слово и составить смешной рассказ по этим «ключам». Так можно запоминать и тезисы, по которым вам предстоит «восстановить» доклад. Чтобы история запомнилась лучше, представьте ее в виде мультфильма, комикса, рассказа о путешествии.

    Дом вашей памяти

    Методика, совмещающая сразу несколько мнемотехник, известна под разными названиями – «храм памяти», «дом памяти», «хранилище». Суть ее состоит в том, что вы организуете хранение информации, «рассовывая» ее по ящикам комода в вашем доме, по ярусам в храме, по полочкам в хранилище. Выбирайте какое-то хорошо известное вам место и «закрепляйте» кусочки информации, материала, визуализируя их положение в привычной вам обстановке. Так можно запомнить любой объем информации надолго, ведь чтобы «вспомнить все», достаточно всего лишь вызвать в памяти «хранилище». Этот метод универсальный, так можно запоминать и этапы развития человечества и список продуктов для приготовления блюд.

    Карты памяти

    Карты памяти, или интеллект-карты (по-английски их называют mind maps), – еще один способ запоминания больших массивов информации без заучивания, объединяющий сразу несколько методов. Эти карты «строят», рисуя в центре центральный образ, ассоциирующийся с основной мыслью, а от него ответвляя несколько побочных, раскрывающие его подробнее, уточняющие. Карты памяти рисуют разными цветами, соединяют в них ключевые понятия, размещают нумерованные списки, но стараются, чтобы число подпунктов и «ветвей» не превышало 5–7.

    Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

    Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

    У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

    Что такое память и какой она бывает

    Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

    Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

    Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

    Еще память можно подразделить на такие виды:

    • наглядно-образная;
    • словесно-логическая;
    • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
    • эмоциональная.
    1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
    2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
    3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
    4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
    5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
    6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
    7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
    8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
    9. Повторение улучшает запоминание.
    10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

    Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

    Способы запоминания – делаем это эффективно

    Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

    Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

    У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

    Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

    Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

    На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

    Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

    Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

    Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

    Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

    • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
    • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
    • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
    • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
    • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
    • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
    • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
    • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

    В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

    А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

    Повторение – мать учения

    Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

    Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

    Так, можете использовать следующий алгоритм:

    • учите что-то;
    • спустя примерно 20 минут повторяете;
    • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
    • и еще раз повторяете на следующий день;
    • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

    Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

    Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

    Заключение

    Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

    Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

    Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

    И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

    Практическое применение мнемотехник

    Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

    Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

    Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

    Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

    Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

    Немного информации о самом механизме памяти

    Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

    Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

    Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

    Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

    Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

    Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

    Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

    Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

    Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

    Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

    Естественный язык нашего сознания

    Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

    Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

    Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

    • максимальное развитие образного мышления;
    • создание устойчивых опорных ассоциаций;
    • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

    С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

    Тренировка внимания

    Упражнение 1.
    Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

    Упражнение 2.
    Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

    Упражнение 3.
    Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

    Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

    Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

    Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

    Прием наложения образов

    Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

    Прием увеличения и уменьшения образов

    Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

    Прием трансформации образов

    Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

    Создание искусственных ассоциаций

    Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

    Естественные ассоциации

    Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

    Символизация

    Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

    • символ мира — голубь;
    • символ смерти — череп;
    • и так далее.

    Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

    Запоминание числовой информации

    Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

    • 1 – карта;
    • 2 – стакан;
    • 3 – птица.

    Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

    • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
    • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
    • 2 – лебедь, шахматный конь;
    • и так далее.

    Эйдетика

    От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

    События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

    Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

    При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

    Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

    Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

    В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

    Память есть у всех без исключения. Но у кого-то она развита лучше, а у кого-то – хуже. Если второй вариант вам ближе, не стоит расстраиваться – все исправимо. Существует много способов, методов запоминания. Почему бы не воспользоваться ими? Мы расскажем, как можно запомнить самую сложную информацию.

    Память с точки зрения физиологии

    Процесс запоминания – одна из главных функций памяти. Без него невозможно дальнейшее ее функционирование. Запоминание позволяет человеку воспроизводить ранее увиденную или услышанную информацию, корректировать ее, использовать в дальнейшей жизни.

    Иногда человек с трудом воспроизводит материал. Происходит обратный процесс – забывание. Такая ситуация естественна для людей любого возраста. Происходит это потому, что мозг отсеивает ненужную ему информацию, либо ту, которая давно не задействована. Зато механизм помогает концентрироваться на новом материале, запомнить его лучше.

    Процесс запоминания (как и забывания) сугубо индивидуален, зависит от особенностей мозга.

    Запоминание в психологии

    Запомнить - значит выстроить воображаемую связь чего-то с чем-то: например, имя человека с его стилем одежды, дату события с его содержанием и т.д. В психологии это называется «ассоциативные связи».

    Выстраивание подобных связей обеспечивает поэтапное запоминание информации со всеми деталями. Множество методик основываются на ассоциациях.

    Важно: определяем свой тип памяти

    Ставя цель запомнить «как можно больше и быстрее», мы часто забываем, что есть определённые факторы, влияющие на скорость, эффективность запоминания. Учтя их, можно упростить этот процесс.

    • Психологические особенности памяти. То есть определение, какой ее тип развит больше.
    • Характер материала для запоминания (текст, аудиотекст, событие, изображение).
    • Если это текст, стоит учесть его тематику, сложность композиции, объем, сюжет.
    • На какой период, как подробно нужно запомнить.

    Чтобы определить, какой тип памяти преобладает, можно пройти тест . Для этого понадобится три листа бумаги, которые нужно пронумеровать. Следующий шаг – записать (или попросить кого-то об такой услуге) на каждом из листов по 10 слов. Например:

    • олень;
    • трава;
    • яблоко;
    • осень;
    • ночь;
    • журнал;
    • телевизор;
    • музыка;
    • папа.

    Приступаем к следующему листу с новыми 10 словами. Теперь их нужно прочитать про себя, после перевернуть и записать.

    Третий шаг, третий лист – чтение слов, записывание их в воздухе.

    Теперь проверяем результаты: если наибольшее количество совпадений на листе 1 – это говорит о лучшей работе аудиальной (слуховой) памяти. Большие совпадения на листе 2 свидетельствует о хорошо развитой зрительной. Она преобладает у многих людей. Третий лист отвечает за кинестетическую память. Такая склонность достаточно редкая, но все же встречается.

    Эффективные методы запоминания

    Сейчас существует не малое количество различных методик, упражнений, направленных на развитие памяти. Они базируются на психологических стратегиях или концепциях.

    Метод мультисенсорной рецепции.

    Чем больше рецепторов восприятия задействовано при процессе восприятия, тем эффективнее будет результат. Если цель состоит в запоминании названий предметов или объектов, лучше всего не просто читать, заучивать слова, а смотреть на их изображение. В этой же методике некоторые ученные рекомендуют связывать заучивание с элементами искусства, например, слушать классическую музыку при изучении текста.

    Ассоциативная практика.

    Ассоциирование помогает мозгу выстраивать логические цепи, связанные с запоминанием нужных объектов или событий. Связывая предмет со значимым событием или физическим его воплощением, запомнить что-либо проще.

    Принцип сортировки материала.

    Таким принципом руководствуются те, хочет сэкономить время. Заключается он в сортировке материала по блокам или темам, заучивание его частями. Это помогает запомнить материал быстро, качественно, прочно.

    Методика шведского стола.

    Такие методы запоминания полностью противоположны сортировочному принципу, заключаются в заучивании, повторении информации подряд, не разбивая ее на блоки. Многие чемпионы турниров по запоминанию пользуются данной методикой, утверждая, что лучше учить предметы, осваивая навыки разнообразных категорий. Ассоциируют технику с дегустацией различных блюд шведского стола, а не обычным заказом с помощью меню.

    Способ отбрасывания слов.

    Нужный материал для изучения переписывается вручную, с отбрасыванием некоторых слов (оставлять нужно только первую букву). После – читать текст, восстанавливая пропущенные моменты по памяти. Существуют специально созданные программы, которые после загрузки текста перекрывают части слов. Такой способ выручает при заучивании стихотворений.

    Рифма.

    Методика часто используется, чтобы запомнить правила. Может, словосочетание «правила в стихах» звучит по-детски, но зато можно надолго запомнить, что «Ударение в слове катало г падает на третий сло г !».

    Цифры.

    Существует техника связывания слов с цифрами. Это разновидность техники ассоциаций. Например, 0-бублик, 2- лебедь, 8-очки … Такой прием можно применять при изучении слов с ребёнком, приводя подобные примеры для простого запоминания.

    Метод Цицерона заключается в представлении предметов в знакомой обстановке. Техника действенна во время изучения языков. Когда возникает потребность вспомнить слово, ассоциация происходит со знакомой обстановкой: cat лежит на кровати, а wardrobe стоит в углу.

    Как запомнить все без особых проблем: 8 секретов

    Эти детали помогут сконцентрироваться на нужной информации, сделают процесс запоминания интересным.

    • Важные мысли должны фиксироваться . Записывая нужный материал, мы развиваем механическую память. Очень полезным окажется ведение письменного дневника. Ученые утверждают, что мозг способен прочно концентрироваться на отрицательных мыслях. «Выплескивание» плохих мыслей на бумагу перед началом заучивания хорошо повлияет на результат.
    • Природа помогает . Заучивание материала на природе повышает концентрацию внимания на 20%. Если выбраться на свежий воздух не получается, можно просто посвятить время себе и немного расслабиться.
    • Уровень громкости имеет значение. Произношение слов вслух и громко увеличивает эффективность запоминания на 10%. Особенно это касается заучивания иностранных слов.
    • Использование диктофона для записи своего голоса задействует сразу несколько видов памяти.
    • Смена обстановки поможет, когда мозг совсем не хочет работать, а слова «не лезут» в голову. Это говорит об общем переутомлении, а значит не стоит забывать давать организму отдых, менять окружение.
    • Здоровье – в первую очередь . Делая постоянные умственные нагрузки, нужно помнить о правильном образе жизни, занятиях спортом и крепком сне.
    • Стимулируйте себя приятным вознаграждением за пройдённый и выученный материал.
    • Повторение – неотъемлемая часть изучения любой информации. Особенно полезно повторение перед сном.

    Закончить хочется словами американского писателя Джека Керуака: «Доверьтесь своей памяти, результаты вас удивят». Используйте наши рекомендации и поделитесь ими с друзьями. Работая над собой, запомнить можно всё.

    Что еще почитать