Описать требования предъявляемые к летней одежде. Конспект урока "одежда и требования к ней". Практическая работа в группах

Одежда выполняет гигиенические функции, к которым относятся теплозащитные свойства, гигроскопичность, паропроницаемость, воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Кроме того, одежда служит для защиты тела от механических и химических воздействий.

Основным назначением одежды является создание у поверхности кожи человека искусственного микроклимата, обеспечивающего сохранение определенной температуры тела.

Создаваемый одеждой микроклимат представляет собой тонкую прослойку воздуха, располагающуюся непосредственно над поверхностью кожи, и у взрослого человека в одежде составляет около 20 - 30 л.

Зона комфорта этого микроклимата характеризуется температурой 28 - 32"С при относительной влажности 40 - 60% и содержании углекислоты 0,04 - 0,05%.

Самочувствие человека в большей степени зависит от микроклимата, чем от условий окружающей среды.

Одежда должна обладать определенными эксплуатационными, экономическими и эстетическими свойствами.

Гигиенические свойства

При проектировании одежды прежде всего к ней должны предъявляться гигиенические требования, характеризующие соответствие одежды назначению. Одежда при учете климатических условий окружающей среды должна обеспечивать условия комфорта для труда, отдыха и спорта.

Совокупность физиологических процессов организма, поддерживающих постоянную температуру тела, называется терморегуляцией.

Теплоотдача с поверхности кожи зависит от теплозащитной способности одежды, ее конструкции и метеорологических факторов, наиболее важными из которых являются температура воздуха, скорость ветра и относительная влажность.

Современная одежда представляет собой сложную конструкцию и состоит из нескольких слоев (пакета) - белья, платья (костюм, свитер и др.) и пальто. Вес такой одежды достигает 10 кг и более.

К тканям, вырабатываемым для демисезонных и зимних пальто, предъявляются разнообразные требования. Ткани должны быть легкими, толстыми, прочными, ветростойкими, малотеплопроводными, паропроницаемыми, несминаемыми, износоустойчивыми. Проектирование и выработка тканей с учетом таких разнообразных требований практически невозможны. Теплозащитные функции разных слоев пакета для зимнего пальто неодинаковы, поэтому их структура и физико-механические свойства должны быть разными.

Современная теория проектирования теплозащитной одежды возлагает особо ответственные функции на покровную ткань, которая воспринимает основную механическую нагрузку, защищает тело человека от ветра, дождя и имеет большое эстетическое значение. Поэтому покровная ткань должна быть прежде всего прочной, износоустойчивой, легкой, мягкой, несминаемой и наряду с этим она должна быть красивой.

Повышение теплозащитных свойств должно достигаться не использованием толстых, тяжелых и плотных тканей особой структуры, а применением соответствующего теплоизоляционного материала (вата, ватин, пенопласт) и соответствующей ветростойкой прокладки. При оценке теплозащитных свойств одежды воздухопроницаемость является одним из решающих факторов.

Теплозащитные свойства одежды, покрывающей тело, которое выделяет значительное количество влаги, претерпевают изменения.

Одежда с высокими гигиеническими свойствами должна быстро поглощать влагу (пот) и так же быстро отдавать ее во внешнюю среду. Лучшими в этом отношении являются ткани из растительных волокон, особенно льняные.

Пылеемкость и вес одежды зависят от структуры тканей. Пылеемкость и вес шероховатых, ворсовых, начесных тканей больше, чем гладких, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных.

Эксплуатационные свойства

Соответствие назначению и условиям эксплуатации обеспечивается правильным выбором изделия по виду, модели, конструкции, материалу и обработке. Правильное сочетание этих факторов обеспечивает максимальное соотношение изделия условиям эксплуатации и, в первую очередь, удобству пользования.

Большое значение имеют такие свойства одежды, как прочность, срок службы, надежность в эксплуатации и способность сохранять форму.

В процессе эксплуатации изделие подвергается различным напряжениям, истиранию, воздействию светопогоды, атмосферных осадков и т. д. При различных движениях тела происходит многократный изгиб ткани и растяжение в различных направлениях. Поэтому одежда должна иметь определенную износоустойчивость, т. е. обладать способностью оказывать сопротивление изнашиванию и разрушению в определенных условиях эксплуатации.

Износ одежды в значительной мере зависит от ее покроя и конструкции, свойств ткани, качества изготовления, особенностей фигуры и условий эксплуатации. Наибольший износ происходит в местах постоянного или периодического изгиба и истирания материалов. При этом в первую очередь разрушается система нитей, выступающая на поверхности материала.

Многократные действия небольших растягивающих нагрузок вызывают усталость материала, которая проявляется в образовании на деталях выпуклостей (в области колен, локтей, карманов и др.). Вследствие деформации материала ухудшается внешний вид изделия.

С целью укрепления и предохранения изнашиваемых мест в изделиях применяются подкладки, прокладки, накладные детали, пропитки, материалы с повышенной износоустойчивостью. Сохранить форму изделия можно, придавая ему жесткость или используя упругие (несминаемые) материалы.

В первом случае в изделии создается своего рода каркас, в конструкции его предусматриваются различные прокладки (бортовая, прокладка в воротник, пояс и др.) и специальная обработка для придания жесткости и упругости (стежка лацкана, подворотника и т. д.).

Во втором случае сохранение формы достигается благодаря применению несминающихся материалов, а также благодаря приданию деталям изделия форм, заданных самой конструкцией, и фиксации этих форм при помощи различных строчек и швов. Комбинация этих способов обработки дает наилучшие результаты для сохранения формы изделия.

Экономические свойства

Экономические свойства определяются дешевизной и доступностью одежды для массового потребителя при ее высоком качестве. Одним из решающих условий выпуска добротных, красивых и разнообразных по потребительным свойствам моделей одежды является качество исходных материалов.

Все большее значение в швейной промышленности занимают химические волокна, искусственная кожа, пленочные материалы, искусственные меха. Применение материалов и тканей новых структур позволяет создавать совершенно новые изделия, расширять ассортимент и повышать качество продукции, их эксплуатационные и потребительные свойства.

Стоимость основных и вспомогательных материалов в общей себестоимости одежды составляет 80 - 90%. Уменьшение расхода материалов только на 1% дает возможность в масштабах швейной отрасли сэкономить десятки миллионов рублей. Экономное расходование материалов обеспечивается правильной организацией нормирования расхода основных и вспомогательных материалов на швейных предприятиях. Главное заключается в том, чтобы на основе опытных раскладок лекал рассчитать минимальные нормы расхода ткани с учетом изготовления обмеловок для различных сочетаний лекал моделей предусмотренных ростов и размеров. Не менее важное значение имеет расчет кусков ткани, настилание ткани без остатков.

Экономичность одежды в большой степени зависит от технологичности конструкции моделей. В процессе конструирования и изготовления одежды необходимо шире использовать цельнокроеные детали, унифицированные узлы, точный крой, клеевое соединение деталей, совершенную унифицированную технологию, направленную на замену ручного труда машинным.

Следовательно, разработка технологичных конструкций должна проводиться при усовершенствовании конструкции и технологии, улучшении качества и эксплуатационных свойств одежды.

Технологичные конструкции должны способствовать созданию красивой, элегантной, модной, хорошо сидящей на фигуре человека, удобной при различных условиях труда и климата одежды.

Технологичность конструкции зависит от таких факторов, как конструктивная и технологическая преемственность моделей, типизация, унификация и стандартизация деталей изделий, усовершенствование конструкции и т. д.

Конструктивная и технологическая преемственность моделей выражается в том, что в новой модели применяют детали и узлы, ранее разработанные и освоенные производством. Это особенно важно при проектировании на одной конструктивной основе нескольких моделей (семейства моделей).

Использование единых конструктивных основ при проектировании новых моделей одежды позволяет значительно расширить ассортимент изготовляемых изделий, в несколько раз сократить трудовые затраты на разработку чертежей и технической документации, облегчить запуск новых моделей в производство и сократить время на их освоение. Одновременно с этим повышается качество изделий, так как технология новых моделей аналогична уже освоенным моделям.

Типизация предполагает сведение разнообразных конструкций изделий к минимально необходимому количеству типовых конструкций определенных размеров, форм и качеств.

Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных деталей и узлов конструкции каждого типа к единообразию без ухудшения качества и внешнего вида изделий.

Нормализация и стандартизация сводится к установлению единых норм по величине измерений отдельных элементов конструкций унифицированных деталей одежды.

Усовершенствование конструкции деталей и узлов одежды производится путем исключения лишних швов (по краю борта, воротника и др.), упрощения формы отдельных деталей без ухудшения качества и внешнего вида изделия. Конструктор должен выбрать более рациональное конструктивное решение того или иного узла или изделия в целом, использовать стандартные детали, что позволит механизировать и автоматизировать процессы технологической обработки изделий.

Эстетические свойства

Улучшение эстетических свойств одежды достигается созданием моделей, отвечающих современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

История искусства показывает, что понятие о красоте является относительным и изменяется с течением времени. Всякая система эстетических закономерностей и оценок отражает внутренние тенденции процесса познания окружающего мира. Возникнув, эта система действует и приобретает известную самостоятельность. Люди не могут произвольно ни уничтожить, ни создать эстетический-закон. Более того, всякую свою деятельность они должны согласовывать с ним. Все свойства закона проявляются и в моде.

Гегель* заметил, что следовать моде нелепо, а не следовать смешно. Не подчиняться и не признавать моду - значит восставать против очевидных тенденций развития эстетического сознания и деятельности. Эстетическое начало присуще любой производственной деятельности, оно проявляется в той мере, в какой исполнителю работы удается освободиться из-под гнета внешних принуждающих обстоятельств, производить по собственной инициативе, вдохновляясь самим процессом труда.

Переход от обычного утилитарного производства к искусству выражается прежде всего в том, что способу исполнения работы, осмысленному формированию материала, технике его обработки придают первостепенное значение, не вызванное какой-либо насущной потребностью.

Отчасти красота, присущая самому предмету, является следствием искусного исполнения, отчасти она как бы вносится из вне, достигается декоративным преобразованием формы.

Значение декоративного оформления заключается в том, что оно позволяет выявить скрытые существенные стороны предмета, его конструктивное устройство, утилитарную и социальную функции, сделать их доступными непосредственному чувственному восприятию.

Задача модельера не ограничивается поисками рационального решения, необходимо учитывать впечатления, которые производят те или другие конструктивные линии, требуется, чтобы решение выглядело соответственным, логичным, было бы приемлемым для эстетического чувства. Таким образом, декоративное решение не столько повторяет конструкцию, сколько согласуется с ней, является развитием и дополнением художественного замысла.

Существенной особенностью эстетически оформленной модели является ее завершенность, все ее части определенным образом согласованы и уравновешены друг с другом.

Эстетические свойства моделей одежды основываются не на субъективных вкусах художников-модельеров, а определяются понятием красоты современного художественного стиля.

Художественный стиль нашего времени рождается в горячих спорах и смелых творческих исканиях архитекторов, художников и художников-модельеров. Решающее слово в оценке моделей одежды принадлежит тем, для кого они создаются. Утверждаются лишь такие художественные - решения, которые отвечают подлинным потребностям общества.

----------------------
*Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - крупнейший немецкий философ, объективный идеалист, наиболее всесторонне разработал идеалистическую диалектику.

Классификация одежды

Современную одежду классифицируют по половозрастному признаку, по использованию в различных сферах деятельности человека (целевому назначению), по сезону и виду материала.

По половозрастному признаку одежда подразделяется на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек).

По использованию в системе костюма одежда подразделяется на бельё, платье, верхнюю одежду. Бельё надевается непосредственно на тело. Платье – понятие исторически сложившееся, обозначает одежду, надеваемую на бельё. Этот слой одежды может быть представлен как собственно платьем, так и двух-трёхчастным решением – костюмом (юбкой с блузкой, сарафаном с блузкой и т. д.). К верхней одежде относятся различные виды пальто, плащей, курток, пелерин и т. п., надеваемых в зависимости от сезона.

По использованию в различных сферах деятельности человека одежда подразделяется на бытовую, спортивную, производственную, форменную и зрелищную.

Бытовая одежда включает в себя повседневные костюмы для работы и различных занятий, нарядные костюмы для посещения культурных и зрелищных учреждений, костюмы для отдыха и работы дома. В повседневной одежде утвердился как наиболее необходимый тип делового костюма, который придаёт человеку характер спортивной подтянутости, собранности. Домашняя одежда подразделяется на одежду для отдыха, занятий и труда, располагает к свободному проявлению индивидуальности своего обладателя.

Наибольшим разнообразием конкретных решений характеризуется нарядная одежда.

Спортивная одежда включает в себя одежду для профессионального и любительского спорта. Одежда для профессионального спорта должна не только максимально удовлетворять потребности конкретного вида спорта, но и служить утилитарным функциям (практической, эргономической). Одежда для любительского спорта наряду с утилитарной функцией в значительной степени выполняет эстетические функции.

Производственная одежда подразделяется по видам производства и в одних случаях проектируется как специальная защитная одежда, а в других – как символическая (одежда для дорожных рабочих – оранжевые жилеты).

Форменная одежда подразделяется на военную, ведомственную, форменную одежду спортивных и общественных организаций, школьную форму.

Зрелищная одежда включает в себя самые разнообразные по форме и цвету костюмы для сольных и коллективных выступлений артистов в театре и на эстраде, массовых театрализованных шествий, карнавалов, фестивалей, народных праздников.

В различные времена года используется разная одежда. По сезону её делят на зимнюю, летнюю и демисезонную.

Одежда в зависимости от назначения и сезона изготовляется из разнообразных материалов. Она подразделяется на одежду из шерсти, хлопчатобумажных, шёлковых, льняных, полушерстяных, искусственных и синтетических материалов.

Требования к одежде

Требования к одежде вытекают из тех потребностей, которые она призвана удовлетворять. Основой для формирования требований, выявления номенклатуры показателей качества, а также оптимизации ассортимента является ситуация потребления.

Знание потребителей, условий их жизнедеятельности, потребностей и интересов, функций одежды позволяет рассматривать требования к одежде на уровне потребительских и естественных свойств материалов и конструкций изделий.

Типовая номенклатура показателей качества товаров установлена стандартом (ГОСТ 24886–81). В ней предусмотрены показатели социального и функционального назначения, надёжности и безопасности потребления, эргономические, эстетические и экологические.

Проанализировав, Склянников В. П. выделяет 3 класса потребительских свойств текстильных изделий: удовлетворяющие потребности материальные (утилитарные), нематериальные (эстетические и др.) и функционирование во времени (надёжность).

Коблякова Е. Б. рассматривает показатели качества одежды по пяти классам: функциональные (соответствие целевому назначению, размерной и половозрастной группе потребителей), социальные (конкурентоспособность и соответствие спросу), эстетические, эргономические и эксплуатационные (надёжность).

Семак Б. Д. и Дианич М. М. предлагают рассматривать требования к одежде в разрезе 2-х классов, учитывающих деление потребностей на биологические и социальные. Такое деление отражает уровень развития человека, его биологическую природу и социальную сущность. Биологические требования вытекают из законов естественного функционирования и развития организма человека. Они могут быть заданы относительно стабильными абсолютными параметрами. Социальные требования обусловлены общественным бытием и общественным сознанием, связанны с системой общественных отношений.

В классе биологических следует выделить требования антропометрические, функциональные и эргономические. Несоответствие изделий по этим признакам лишает смысла оценку по другим показателям.

В классе социальных требований можно выделить социально-психологические и социально-экономические /23/.

Социально-экономические характеризуют целесообразность и эффективность использования изделия. Социально-психологические связаны с общественным сознанием и проявляются в виде духовных потребностей. На основе потребностей возникают интересы, идеалы, вкусы, обычаи, привычки, мода и множество других социально-психологических преобразований.

Биологические требования

Эта группа требований направлена на обеспечение выполнения одеждой утилитарных функций. Защищая человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды одежда не должна препятствовать воздействию благоприятных факторов.

Широкое применение синтетических полимеров и других химических веществ при изготовлении одежды выдвигает задачу обеспечения её химической безопасности. Вредные для организма вещества могут выделяться из полимеров, клеев, аппретов и других материалов в результате их недостаточной стабильности и деструкции под воздействием факторов износа. Вредное влияние вредных веществ проявляется в кожно-раздражающем, аллергеном и других нежелательных явлениях. В связи с этим за применением полимерных материалов и изделий из них введён государственный стандартный надзор.

Недопустимо использование для аппретирования материалов бельевого назначения и всех видов детской одежды химически нестойких формальдегидсодержащих, стиролсодержащих, оказывающих вредное воздействие на организм. Из химических волокон наибольшую токсикологическую опасность представляют полиакрилнитрильные и полиамидные.

Санитарно-микробиологические требования состоят в том, что одежда не должна способствовать накоплению и развитию микрофлоры. При очистке от загрязнений одежда не полностью освобождается от микроорганизмов, поэтому она должна быть устойчива к различным видам санитарной обработки – стирке и глажению при высокой температуре, дезинфицирующим препаратам.

Воздухопроницаемость необходима для обмена воздуха в пододёжном пространстве с целью обеспечения кожного дыхания и удаления продуктов обмена.

Биомеханические требования заключаются в том, что одежда не должна препятствовать выполнению двигательных функций, вызывать излишний расход энергии и другие неудобства при её надевании, носке и снятии. Эти показатели имеют важное значение для детской одежды, так как свои двигательные ресурсы дети используют непроизвольно. Так энергозатраты при ходьбе у детей до трёхлетнего возраста в 3÷4 раза выше, чем у взрослых.

Летняя одежда должна обладать некоторой жесткостью, чтобы не прилипать к телу и обеспечивать лучшую вентиляцию пододёжного пространства.

Удобство надевания и снятия одежды, удерживаемость на теле зависит от её конструкции, надёжности и принципа действия удерживающих приспособлений. У детей ясельного и дошкольного возраста недостаточно развиты мышцы пальцев, отсутствуют требуемые навыки, а одеваться и снимать одежду они должны самостоятельно. Это нужно учитывать при проектировании одежды и обуви.

Одежда не должна вызывать неприятных ощущений в процессе восприятия её органами зрения, обоняния, слуха и прикосновения.

В момент прикосновения восприятие материала зависит от его воздействия на поверхность кожи. Гладкие, мягкие, шелковистые материалы воспринимаются как благоприятные, потому что не содержат потенциальной угрозы кожному покрову. Грубые, жесткие и шероховатые материалы, грубые швы, складки и бугры вызывают отрицательные эмоции, так как могут царапать, натирать кожу и оказывать другие неблагоприятные воздействия.

Органами слуха воспринимаются издаваемые при носке одежды и обуви звуки – шуршание, скрип, стук каблуков и т. п. Такие звуковые эффекты нежелательны.

Неприятные запахи одежды и обуви наиболее часто связаны с использованием химических препаратов для отделки, пропитки, склеивания и др. Наличие ощутимого специфического запаха свидетельствует о химической нестабильности материалов и даёт основание для отрицательной их оценки.

Воспринимаемые зрением цвет, блеск, фактура поверхности одежды также вызывают непроизвольные психические реакции. Резкий блеск может ассоциироваться с острыми предметами и восприниматься как угрожающий. Белизна одежды вызывает ощущение чистоты и безопасности, а пожелтение воспринимается как старение и загрязнение.

Цвет вызывает ощущение теплоты или холода (тёплые и холодные цвета), движения (видимость приближения предмета) или покоя, спокойствия (зелёный цвет), т.е. воспринимается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Зрительное восприятие фактуры материала тесно связано с осязательными ощущениями.

Социальные требования

Эта группа требований связана с удовлетворением духовных потребностей и интересов, характер и уровень которых формируется под воздействием разнообразных факторов социальной среды. Специфика их в том, что они имеют обобщенный характер по отношению к другим группам требований, отличаются сложностью структуры и динамичностью.

Важность этой группы требований постоянно возрастает, однако они недостаточно изучены, поэтому могут быть рассмотрены лишь схематично на основе предусмотренных стандартами эстетических показателей качества, которые включают информационную выразительность, рациональность формы, композиционную целостность, совершенство произведённого исполнения и стабильность товарного вида.

Информационная выразительность означает современность образного решения и оформление знаковых систем, выражающих характерные особенности одежды с учётом традиций и обычаев, пола и возраста потребителей, целевого назначения, сезона предметной среды и других условий использования; соответствие формы и декоративного оформления общественным и эстетическим идеалам, стилю и моде, индивидуальным вкусам; оригинальность художественного замысла, характеризуемую наличием совокупности признаков формы и её элементов, которые заметно выделяют данную модель среди аналогов; наглядность и выразительность средств графической информации и символики, её соответствие требованиям идейно-политического характера, нормам морали, психологическим особенностям потребителей в зависимости от возраста и пола.

Рациональность формы характеризует соответствие конструкции функциональному назначению изделия и её эргономическую целесообразность. Воспринимаемая эмоционально форма должна отражать:

* функциональное совершенство конструкции, подчёркивать высокий уровень функциональных свойств изделия, правильность выбора конструкции, материалов, способа изготовления и отделки для изделий данного назначения;

* эргономическое совершенство с точки зрения удобства пользования и уменьшения затрат мышечной энергии, целесообразность и выразительность размещения функциональной фурнитуры, простоту принципа её действия и способа обращения с нею.

Целостность композиции изделия характеризуется определённым комплексом внешних признаков – силуэта, формы, конструктивных и декоративных линий, цвета, рисунка, фактуры материала и др.

Совершенство производственного исполнения оценивается по ряду единичных и комплексных показателей, характеризующих качество выполнения технологических операций. Критерием оценки этих показателей служат типовые технологические нормативы.

Социально-экономическая эффективность эксплуатации одежды зависит от ряда показателей, однако наиболее изученным является надёжность. Одежда относится к такому классу продукции, которая в процессе использования постепенно расходует свой ресурс, в необходимых случаях может подвергаться ремонту, перелицовке и др.

Обычно при разработке и оценке изделий задача сводится к максимизации ресурса. При таком подходе распространены случаи, когда изменение потребностей происходит быстрее, чем израсходование ресурса.

Социально-экономическая эффективность заключается в основном в максимизации конечного результата потребления при минимизации затрат. Решение этой проблемы обеспечит благосостояние и более благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Бельё

Бельё, покрывая 80% поверхности тела человека, является тем слоем, который оказывает непосредственное влияние на температуру кожи и прилегающего к ней воздуха, а также на работу кожных покровов, угнетая или стимулируя эту работу. Поэтому к бельевым тканям предъявляются повышенные гигиенические требования.

Исследования показали, что по всей поверхности кожи расположено около 3 млн. потовых желез. Они выделяют пот, углекислоту. За день с поверхности кожи выделяется до 40 г кожного сала и от 0,5 до 1 литра пота. В жаркое время года выделение пота увеличивается до 5÷6 литров в сутки.

Бельё защищает тело от загрязнения и охлаждения, впитывает и очищает кожу от пота, кожного сала, слущивающегося эпителия (верхнего слоя кожи). В процессе носки бельё впитывает все эти выделения, загрязняется и его гигиенические свойства ухудшаются.

Пример: после носки белья в течение недели его воздухопроницаемость снижается на 20%, масса увеличивается на 5÷10%, толщина на 20÷30%.

Для обеспечения очистительной функции белья бельевые материалы должны быть гигроскопичными и влагоёмкими, они не должны препятствовать выделению и испарению пота, прилипать к коже во влажном состоянии. Влага, впитываемая бельём, должна легко удаляться во внешнюю среду.

При гигиенической оценке белья эталоном служит бельё из хлопка, обладающее хорошей способностью поглощать влагу с поверхности тела человека и отдавать её в окружающую среду.

Для повышения физической долговечности х/б белья целесообразно изготовлять его с добавлением оптимального, с гигиенической точки зрения, количества синтетических волокон.

Исследования Ионкиной показали, что бельевые материалы, содержащие химические волокна, имеют недостаточную химическую стабильность полимеров, текстильно-вспомогательных веществ и пропиток, повышенную электризуемость, низкие сорбционные свойства, высокую загрязняемость, низкую способность поглощать продукты метаболизма кожи, в то же время бельё из синтетических материалов характеризуется высокой физической долговечностью, стабильностью линейных размеров, формостойкостью.

Наиболее целесообразно использование в бельевых материалах смесей гидрофобных и гидрофильных волокон, позволяющих сочетать их положительные свойства. Соотношение волокон в бельевых материалах должно определяться характером выполняемых одеждой функций и условиями эксплуатации.

Ионкиной, Исаевой расчётным путём определено оптимальное содержание натуральных волокон в 2-х компонентных материалах:

* х/б – 50% + полиамид – 50%;

* х/б – 60% + полиамид – 40%;

* х/б – 90% + полиамид – 10%;

* вискоза – 95% + поливинилхлоридные – 5%.

Кайсина предложила волокнистый состав трикотажных бельевых полотен:

* х/б – 80% + полиамидные текстильные нити – 20%;

* х/б – 72% + триацетат – 18%.

Афанасьева Р. Ф., Кайсина рекомендуют для изготовления белья материалы из шерсти, хлопка, натурального шёлка; синтетические и ацетатные волокна допускаются в качестве добавки не более 30%. Исключается использование бельевых материалов с добавлением синтетических и ацетатных волокон в одежде для новорождённых, детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследования показали, что бельё, используемое в комплекте одежды для защиты от холода, должно быть изготовлено из материалов с малой теплопроводностью.

Бельё из шерсти обеспечивает более высокую теплоизоляцию по сравнению с бельём из других волокон.

Основные понятия о требованиях предъявляемых к одежде, таких как – потребительские, социальные, функциональные, эргономические, антропометрические, гигиенические, психофизиологические, эстетические, эксплуатационные, экономические, производственные (промышленные), понятие о унификации деталей одежды, о технологичности изготовления и конструкции одежды, о стандартизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция №4: Требования к одежде

Требования к швейному изделию определяются требованиями к качеству материалов изделия, процессов моделирования, конструирования и его технологической обработки. От качества проектирования одежды зависят объемная форма и композиция одежды, ее художественно-эстетические свойства, экономичность и технологичность изделий. Качество процессов технологической обработки определяет объемную форму и товарный вид изделия. От качества материалов и их гигиенических свойств зависят микроклимат под одеждой, самочувствие и работоспособность человека. При создании одежды материалы определяют функциональное назначение одежды, их подбирают в соответствии с обликом и возрастом потребителя и направлением моды. При создании требуемой объемной формы одежды и ее устойчивости в эксплуатации обращают внимание на свойства материалов (жесткость, драпируемость, формоустойчивость). Качество продукции определяют по совокупности потребительских и промышленных показателей. Классификации требований к бытовой одежде представляют собой совокупность потребительских и производственных требований.

Потребительские требования состоят из социальных, функциональных, эксплуатационных, эстетических, эргономических, антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Социальные требования определяются спросом покупателей на целесообразный ассортимент одежды (в том числе размерно-ростовой), отвечающей основам общественного воспитания и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.

Функциональные требования - требования к соответствию одежды конкретному назначению. Например, композиционному построению модели, конструкции и материалам, возрастным особенностям телосложения взрослых и детей, их облику и психологическому развитию. Кроме того, характер модели, ткань, отделка, цветовое решение должны отвечать вкусам потребителей.

Эргономические требования включают комплекс антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Антропометрические требования заключаются в соответствии одежды размеру, форме тела, пропорциям, особенностям строения фигуры различных возрастных групп, характеру выполняемых движений. Конструкция изделий должна строиться на основе размерной типологии и обеспечивать удобство и максимальную свободу движений при ограничении перемещения одежды относительно тела. Большое внимание следует уделить покрою рукавов как наиболее подвижных частей костюма. При проектировании одежды для детей необходимо учесть, что неудобная одежда лишает их активности, мешает двигаться, сковывает движения. Тесный костюм отрицательно действует на рост и развитие организма, нарушает кровообращение, травмирует кожный покров. Так, температура верхних и нижних конечностей увеличивается при носке давящей одежды. Сдавливание конечностей одеждой изменяет механизм регулирования температуры тела вследствие раздражения нервных окончаний в коже, реагирующей на давление. С точки зрения эргономики, субъективная оценка удобства или комфортности одежды часто расходится с объективной. Человек может приспособиться к нерациональной конструкции. Трудно получить эргономическую оценку качества детской одежды со слов ребенка.

Гигиенические требования определяют основное назначение одежды – обеспечивать защиту человека от неблагоприятных климатических воздействий, загрязнений, повреждений и обеспечивать оптимальный микроклимат между одеждой и телом для поддержания необходимого теплового состояния организма.

Психофизиологические требования реализуются в свойствах, воспринимаемых человеком в ощущениях. Одежда не должна вызывать отрицательную реакцию и неприятные симптомы. Отрицательное воздействие на организм могут оказывать излишний вес изделия, его толщина, колючесть ткани, грубая обработка швов, туго стягивающие талию, запястья или щиколотки участки одежды. Одежда должна отличаться комфортностью надевания и снятия, а также удобством пользования её отдельными элементами.

Эстетические требования, предъявляемые к костюму, определяются совершенством композиционного и цветового решения модели, гармонией, соразмерностью частей и целого, пластичной выразительностью формы, её тектоникой, стилистической связью с предметным миром, новизной модели и конструкции, товарным видом. Форма костюма – пространственно-временная структура, несущая информацию о культуре, стиле, моде, научно-техническом развитии общества, индивидуальных качествах человека. Средством объединения всех элементов формы в единое целое, выражающее идейно-художественное и образное содержание костюма, служит композиция. Эстетический уровень современного костюма определяется взаимной согласованностью перечисленных факторов.

Эксплуатационные требования к одежде характеризуются устойчивостью одежды (ее формы, материала, конструкции, деталей, краев, швов) к трению, сминанию, разрыву, изгибу, действию светопогоды, химчистке, стирке. При проектировании модели одежды учет этих требований осуществляют выбором рациональных конструкций функциональных элементов (карманов, застежки и др.) и правильным подбором материалов в пакет одежды. Эти требования включают показатели соответствия назначению и условиям эксплуатации, удобства пользования, срока службы, формоустойчивости, надежности в эксплуатации одежды.

Экономические требования учитывают показатели производственной экономичности (затраты на изготовление модели одежды, стоимость материалов и обработки изделия), потребительские расходы на эксплуатацию изделия (расходы на химчистку, стирку и восстановление), так же его надежность, долговечность и универсальность.

Производственные (промышленные) требования к одежде делятся на конструктивно-технологические и экономические. Конструктивно- технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Качество выполнения этих требований зависит от конструктивных решений основных деталей изделия и элементов конструкции, от возможности изготовления изделий в соответствии с принятой технологией и использования новейшего промышленного оборудования. Важным средством, стимулирующим процесс, является стандартизация и унификация деталей, отдельных конструкций, узлов.

Унификация деталей – приведение размеров, типов, форм одного функционального назначения (например, карманов) к оптимальному единообразию. Их делят на несколько групп. В одной группе детали имеют одинаковые размеры. Оптимизация и унификация методов обработки деталей и узлов позволяет использовать специализированные швейные машины и машины автоматического действия с минимальными переналадками для дальнейшей обработки деталей различных размеров и конфигураций (воротников, клапанов, карманов и т.п.).

Стандартизация – процесс установления и применения стандартов (нормативных документов). Стандартизация позволяет избежать непроизводительных затрат при проектировании и изготовлении швейных изделий и обеспечивает стабильность и высокое качество производства. В зависимости от объектов стандартизации, органов, утверждающих стандарты, и сферы их действия установлено три категории стандартов: государственные стандарты, стандарты отрасли, стандарты предприятий. Государственные стандарты утверждаются Госстандартом РФ и обязательны к применению на всех предприятиях и в организациях любого подчинения, во всех отраслях хозяйства России. Утвержденные государственные стандарты обозначаются индексом ГОСТ, регистрационным номером и двумя последними цифрами года утверждения, Отраслевой стандарт обозначают индексом ОСТ, условным цифровым обозначением министерства, регистрационным номером и двумя последними цифрами года утверждения или пересмотра. ОСТ швейной промышленности обязательны для работников всех предприятий и организаций, применяющих продукцию данной отрасли. Стандарты предприятия обязательны только для определенного предприятия, они разрабатываются на основе ГОСТ и ОСТ службами предприятия и утверждаются руководством. На поставляемую продукцию и сырье СТП не распространяются. Наибольшее распространение получили методы стандартизации - технологичность конструкций деталей одежды, унификация, типизация и другие. Стандартизация конструкций одежды – одно основных условий промышленного производства, например размерная типология фигур. Унификация направлена на рациональное сокращение излишнего многообразия видов и типов изделий (деталей), снижение материальных и трудовых затрат в процессе проектирования и производства одежды, сокращение сроков разработки технической документации и подготовки производства к запуску новых моделей, а так же, рациональное использование материалов и обеспечение высокого качества конструкции. Для унификации конструкций соединений, узлов, припусков на швы и т.п. используется принцип сходства оборудования и технологии изготовления. При помощи вариации элементов, сохраняя конструктивную основу, можно добиться образной новизны модели. Объектами унификации могут быть: детали (рукава, воротники, капюшоны, карманы); декоративные детали (манжеты, паты, погоны, хлястики и т.д.); детали подкладки и т.д. Разработка моделей из унифицированных деталей осуществляется с соблюдением основных принципов и положений метода комбинаторики и взаимозаменяемости. Каждая новая модель должна иметь шесть – восемь отличий от остальных. Работа по созданию модели сводится к набору и компоновке в изделии деталей заданной формы с учетом назначения изделия, материала, антропометрических и психологических данных о потребителях. Работа по унификации деталей одежды – это может быть метод моделирования семейства моделей на одой конструктивной основе. В одежде делается акцент на индивидуализацию, уникальность и эксклюзивность моделей. Эти качества одежды, как предмета дизайна и объекта творчества, можно получить не только за счет уникальных элементов, но и за счет конструктивной преемственности моделей. Все конструктивные и конструктивно-декоративные элементы одежды разделяют на три категории: стандартные (полностью унифицированные) – детали и элементы имеют постоянные размеры и конфигурацию краев; типовые (частично унифицированные) – повторяются в моделях с незначительными изменениями конфигурации и размеров; уникальные – характерны только для конкретной модели.

ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ!!! Эстетические требования. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды. Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др. Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды. Антропометрические свойства швейных изделий - свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также - выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами). Безопасность изделий - свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью - отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов. Гигиенические свойства швейных изделий - свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость. Моральный износ (социальное устаревание) изделий - потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды - несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста. Потребительские свойства изделий - комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности. Психофизиологические свойства швейных изделий-свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма. Ремонтопригодность изделий - способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением. Свойства надежности швейных изделий - свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность. Сохраняемость изделий - способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования. Срок службы изделий - календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах. Физиологические свойства швейных изделий - свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека. Физический износ изделий - ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов. Формо- и размероустойчивость изделий - способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физикохимических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также - конструкцией изделия, - наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок. Функциональные свойства швейных изделий - обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону. Эргономические свойства швейных изделий - характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические. Эстетические свойства изделий - обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.

Гигиенические требования. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость. Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы. Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена. Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные. Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей. Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы. Функциональные требования. Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной. Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности. Антропометрические требования. Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Минимальный припуск для пальто - 5- 6 см, для платья, пиджака, жакета - 2, 5 см. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

ВИДЫ ЮБОК Юбка со шлейфом: Юбка-солнце: Юбка-тюльпан: Юбка-плиссе: Юбка-карандаш: Юбка-пачка: Юбка-американка: Юбка со складками: Юбка с баской: Юбка со шлицей: Юбка-шотландка: Юбка-годе.

Тема урока: Основные требования к одежде.

Стили и силуэты.

Цели урока:

познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитать эстетический вкус,

чувство красоты, аккуратность и внимательность к окружающему миру.

МТО урока: литература Р.И.Егорова «Учись шить»

Л.В.Мельникова «Обработка тканей», плакат «Стили

одежды», наглядные пособия (силуэты и стили одежды),

цветные карандаши, карточки с изображением одежды, учебник,

рабочая тетрадь.

Ход урока
1. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:

Как правильно распределить калории на день?

Какие 6 групп продуктов по калорийности вы знаете?
3. Изучение нового материала.
Одежда, будучи произведением прикладного искусства утилитарного назначения, сочетает в себе духовное, идейно-познавательное и материальное начала. Она одновременно является предметом потребления человека и объектом массового производства. В процессе проектирования к одежде, в зависимости от ее назначения, предъявляются различные требования. К основным требованиям относятся: эстетические, гигиенические, эксплуатационные и экономические.

Эстетические требования к одежде

Эстетические свойства изделий определяются понятием красоты современного художественного стиля, они должны отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При создании моделей художники-модельеры должны стремиться к тому, чтобы изделия образно отображали действительность, отвечали подлинным потребностям общества, отличались красотой, удобством, завершенностью.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды - строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

При проектировании одежды передача различных эмоций, образности изделий выражается через композицию, т. е. через совокупность составных частей одежды (пропорции деталей, силуэт, линии, фактуру, цвет и рисунок ткани, внешнюю отделку изделий), необходимых для выражения и воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель. При этом следует учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека.

Гигиенические требования к одежде

Гигиенические требования предъявляются к одежде с целью обеспечения свободы дыхания и кровообращения. Гигиеничность одежды выражается в необходимой для определенных условий воздухопроницаемости, гигроскопичности, оптимальном весе, достаточных теплозащитных свойствах, влаго- и лучеотталкивании и т. д. Стоит отметить, что это может быть одежда для детей или для взрослых. Она разная.

Между одеждой и телом человека за счет воздушной прослойки создается искусственный микроклимат, который определяется температурой, относительной влажностью и содержанием углекислоты. Для того, чтобы создать благоприятный микроклимат, одежда в зависимости от назначения должна обладать перечисленными качествами.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга - огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8-10 кг, Крайнего Севера - 14-16 кг.

Кроме того, одежда должна обеспечивать свободу движений и кровообращения, быть несминаемой, легко надеваться, сниматься, чиститься, стираться, гладиться и т. д. Все предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются благодаря определенной конструкции и выбору материалов.

Эксплуатационные требования к одежде

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие - сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов - коленкор, в карманах - долевики.

В последнее время для лучшего сохранения первоначальной формы одежды и физико-механических свойств ее стали применять химические пропитки, используемые, например, для укрепления ткани в области локтей и колен в школьной форме, для сохранения устойчивости складок, плиссе, гофре на юбке.

Экономические требования к одежде

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85-90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем - рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

Большой экономический эффект дает унификация деталей и узлов швейных изделий, позволяющая применять одни и те же детали для различных моделей и видов одежды. При использовании унифицированных деталей возможна наиболее совершенная технология обработки изделий и максимальное использование совершенного оборудования. Это предполагает повышение производительности труда, расширение ассортимента изготовляемых изделий, а также улучшение качества и эксплуатационных свойств одежды.

Стили одежды.

Прежде чем приступить к изучению стилей одежды, мы должны познакомиться с такими терминами как:

Костюм - это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.

Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой.

Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Мода - произошло от латинского слова «modus»- мера, способ, образ действия и означает непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. (Обратите внимание на стенд).

Так: для древнегреческого костюма (11 века) характерно выявление пластических форм тканей за счет драпировок. Прямоугольные куски тканей, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались туника, тога, гиматий, хитон.

Готический стиль - стиль средневековой Европы 12-13 века заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразным головным убором, который напоминает башни готического собора, и остроносая обувь.

Для ренессанса (14-16 века) характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женского силуэта, обнажаются шея и руки.

Одежда стиля барокко (17- начало18 века) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.

Одежда стиля рококо(середина 18 века) не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

Классицизм (конец 18 века) в одежде характеризуются строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.

Стиль ампир (19 век) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.

Романтизм (конец 19 века)- вновь в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.

Стиль модерн - (начало 20века) характеризуется стремительным изменением форм платья- от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивают нижнюю часть торса.

Современный стиль (наше время) одежды характеризуется простотой и художественной выразительностью, разнообразием форм и материалов.

В настоящее время современный стиль подразделяется на три вида (показ иллюстраций):

1) Спортивный стиль не обязательно связан с занятием спорта. Девушки, предпочитающие этот стиль, активны во всех областях жизни, просты в общении.

2) К классическом стилю одежды относится строгая, подчеркнуто деловая картина моды. Костюм- классическая форма одежды, которую можно носить на все случаи жизни.

3) Романтический стиль одежды создан для нежной, женственной девушки. В одежде этого стиля встречаются кружева, воланы, рюши, банты,жилеты по народным мотивам.

Просматривая в модных журналах статьи, подписи к рисункам, мы прежде всего встречаемся с понятием «силуэт» . Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».

Т.О. Силуэт - это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени. Силуэты бывают: прямой, полуприлегающий, прилегающий и трапеция (показ иллюстраций). Прямой силуэт- наиболее универсальный, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур, так же как и слегка расширенный книзу в виде трапеции.

4.Практическая работа.

Зарисовать в рабочей тетради три модели современного стиля: спортивный, классический и романтический.

Зарисовать в рабочей тетради модели разных силуэтов (прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапеция).

Заключение.

Сущность и внешность человека находятся в зависимости друг от друга. Очень ярко проявляется духовная сущность человека в выборе стиля одежды.

5.Подведение итогов урока. Уборка кабинета.

    Оценить практическую работу и выставить оценки

    Домашнее задание: проанализировать свой гардероб и выяснить: какой преобладает стиль и силуэт.

Что еще почитать