Был поздний вечер домашний учитель егор алексеич. Текст (С1) в ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту

лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всем видимостям провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:– (9)Через час будет готово.– (10)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (11)Мне решительно невозможно ждать.(12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.(14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.– (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!(20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.(21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.(22)«Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».– (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.- (25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!– (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь.- (27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то?– (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.– (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.– (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства полу́чите!(34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять.(36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)Он прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё.(41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.
Помогите сформулировать проблему текста....

Сама сижу и думаю, готовлюсь к завтрашнему ЕГЭ. В общем, на мой взгляд, здесь проблема 1)милосердия или 2)сочувствия.
1)Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Соня Мармеладова, своим состраданием спасает от духовной гибели Родиона Раскольникова. Она добивается, чтобы он совершил явку с повинной, а затем идет с ним на каторгу, своей любовью помогая Родиону обрести утраченную веру. Герой повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны потерял всех своих близких. Но это не ожесточило его. Он усыновляет мальчика-сироту Ванюшу, проявляя подлинное милосердие и доброту.

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

Через час будет готово.

- (9)Нельзя ли поскорее? - спросил Свойкин.-(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

- (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! - подумал он.- (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

- (23)Получите! - вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.- (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

- (25)Рубль шесть копеек? - забормотал Свойкин, конфузясь.- (26)А у меня только всего один рубль... (27)Как же быть-то?

- (28)Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.

- (29) В таком случае вы извините... (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

- (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!

- (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

- (По А.П. Чехову*)

- * Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) - выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.

Показать текст целиком

Каждый день мы общаемся с десятками людей и часто обижаем их, даже не задумываясь. К чему может привести подобное безразличие? И почему нельзя быть глухим к чужим проблемам? Именно над этим задумывается А.П.Чехов в своем рассказе «В аптеке».

Поднятая в тексте нравственная проблема актуальна уже давно. К ней обращались и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и А.И.Куприн. В приведенном тексте А.П.Чехов раскрывает проблему равнодушия и безучастия к чужому горю, используя различные литературные приемы. Он с помощью деталей («солидно закинутая назад голова», «нахмуренные глаза») и градации («всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано») демонстрирует портрет безразличного ко всему человека. Автор показывает, как провизор не только отказал больному учителю в помощи (не согласился подождать шести копеек, которых преподавателю не хватало), но и не проявил к нему и малейшего уважения (промолчал, когда с ним пытались заговорить; взял рецепт, только когда «дочитал в газете до точки»). Кроме того, А.П.Чехов также отображает трагичные последствия наплевательского отношения к чужим проблемам, ведь больной, когда пришел домой за деньгами, прилег и «медяки высыпались из (его) кулака».

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что нельзя быть «бесчувственной утюжной фигурой», как провизор из аптеки. Привычка смотреть на людей свысока, «с солидно закинутой назад головой», может привести к катастрофическим последствиям.

Мне кажется, людям, и правда, стоит быть человечнее. Безразличие, проявленное к человеку, который нуждается в твоей помощи, не проходит бесследно.

В качестве убедительного аргумента можно привести поведение ротмистра Минского из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Когда Минский влюбляется в дочь станционного смотрителя Самсона Вырина, он тут же забирает её с собой в Петербург, даже не посоветовавшись с отцом Дуняши.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

"В АПТЕКЕ"

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

"Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, - думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. - Ступить страшно!"

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами - по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал:

Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem!

Ja! - послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.

Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.

Ja! - послышалось из другого угла.

Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.

Через час будет готово, - процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился,

Нельзя ли поскорее? - пробормотал Свойкин. - Мне решительно невозможно ждать.

Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове... Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором...

Должно быть, у меня горячка начинается, - сказал он. - Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб... Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал... Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой... Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи... Перед ним замелькали сначала всевозможные "радиксы": генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum"ы, semen"ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.

"Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта!- подумал Свойкин. - Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!"

С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос...

В аптеку вошел мальчик в грязном фартуке и попросил на 10 коп. бычачьей желчи.

Скажите, пожалуйста, для чего употребляется бычачья желчь? - обратился учитель к провизору, обрадовавшись теме для разговора.

Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-ученую физиономию провизора.

"Странные люди, ей-богу! - подумал он. - Чего ради они напускают на свои лица ученый колер? Дерут с ближнего втридорога, продают мази для ращения волос, а глядя на их лица, можно подумать, что они и в самом деле жрецы науки. Пишут по-латыни, говорят по-немецки... Средневековое из себя что-то корчат... В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, черствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснешься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры..."

Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступки... Болезненное утомление овладело всем его существом... Он подошел к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:

Будьте так любезны, отпустите меня! Я... я болен...

Сейчас... Пожалуйста, не облокачивайтесь!

Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.

"Полчаса еще только прошло, - подумал он. - Еще осталось столько же... Невыносимо!"

Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, черненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью... Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами... Засим он написал сигнатуру, привязал ее к горлышку склянки и потянулся за печаткой...

"Ну, к чему эти церемонии? - подумал Свойкин. - Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут".

Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.

Получите! - проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. - Взнесите в кассу рубль шесть копеек!

Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки...

Рубль шесть копеек? - забормотал он, конфузясь. - А у меня только всего один рубль... Думал, что рубля хватит... Как же быть-то?

Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.

В таком случае уж вы извините... Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю...

Этого нельзя... У нас кредита нет...

Как же мне быть-то?

Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.

Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого...

Не знаю... Не мое дело...

Гм... - задумался учитель. - Хорошо, я схожу домой...

Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой... Пока он добрался до своего номера, то садился отдыхать раз пять... Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть... Какая-то сила потянула его голову к подушке... Он прилег, как бы на минутку... Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание... Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое. Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.

См. также Чехов Антон - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

В БАНЕ
I - Эй, ты, фигура! - крикнул толстый белотелый господин, завидев в т...

В ВАГОНЕ
Почтовый поезд номер такой-то мчится на всех парах от станции Веселый...

Что еще почитать