Молодежный сленг советской молодежи. Молодежь России: цифры и факты

В нашем обществе существует стереотип, что новое поколение хуже предыдущего, а подростки, как правило, раздражают взрослых своим «странным» поведением. Новые музыкальные хиты не так «цепляют», как прежде, а молодые кинорежиссеры не умеют снимать хорошие фильмы. Программы по ТВ испортились, а мороженое уже не такое вкусное, как раньше.

На самом деле, все это не так. Тинейджеры не всегда адекватные, однако, проблема лежит в плоскости возраста, гормонов и недостаточного воспитания взрослых. Действительно, новое поколение ощутимо отличается от предыдущего. Особенно заметно это, если взглянуть на теперешних школьников старших классов, ведь они уже не считаются неразумными детьми.

Рассмотрим ряд фактов, которые не имеют никакого порядка, но способны кое-что поведать о подростках – людей, для которых гаджеты, компьютеры, интернет, смартфоны – это не удивительные изобретения 21 века, а вещи, появившиеся до их рождения.

  • Никаких записочек. Вы начинаете ностальгически улыбаться, вспоминая, как на школьных уроках передавали записки с сообщениями другу, который сидит в другом конце класса? К сожалению, ваше увядание уже началось. Ведь современные школьники не общаются посредством записок. Для этого у них существуют ВотсАпп, Снапчат и прочие мессенджеры.
  • Гаджеты не отвлекают так сильно, как кажется взрослым. Планшетами и смартфонами в большинстве школ пользоваться запрещено. Но в тех лояльных учебных заведениях, где это позволено, никаких серьезных проблем с обучаемостью нет. Безусловно, если все время в школе проводить в соцсетях, с урока мало что полезного вынесешь. Но, как правило, большинство учеников на уроках все же слушают преподавателя, а в гаджет смотрят лишь на переменках.
  • Ничего особенного. Современные тинейджеры затрудняются выделить какие-либо специфические вещи для них же самих. Если раньше подросток мог сказать, что слушает тяжелый рок и его это выделяет среди прочих, то сейчас выделиться становится невероятно трудно. Ведь все вокруг представлено в огромном изобилии и многое даже не успеваешь попробовать. Поэтому подростки прекратили ассоциировать себя с тем или иным явлением, субкультурой или музыкальной группой. Впрочем, повзрослев, многие тинейджеры смогут ответить, какие же у них были причуды.
  • В моде снова стиль хиппи. Тинейджерская мода – это региональное явление. В различных государствах подростки одеваются по-разному, даже если и похоже. Однако можно выделить определенные общие тенденции. Так, к примеру, в моду вновь вернулись тату, пирсинг и стиль хиппи в одежде.
  • Жаргон больше не крут. В последнее время уже никто не считает, что жаргон или так называемый «язык падонкаф» - это признак крутости. Современные тинейджеры если и используют их, то исключительно в ироничной манере.
  • Умирает MTV. Раньше тинейджеры всего мира приходили домой и смотрели музыкальный канал MTV. Сейчас подростков мало интересует легендарный канал. Раньше он был глобальным феноменом. В этом плане молодое поколение, конечно, непростительно деградировало.
  • Никто не любит Бибера. Несмотря на существующий стереотип, что Джасти Бибер – это молодежный певец, его подростки, в основном, ненавидят. Впрочем, кто же его тогда любит?
  • Бритни Спирз старая. В 90-ых Бритни Спирз считалась суперзвездой. Ее основной фишкой была именно молодость. Современные тинейджеры мало, что вообще знают о поп-идоле 90-ых. Для них она, скорей, раритет, как для вас София Ротару.
  • Увлечение музыкой. Тинейджеры очень часто слушают музыку. Делают это они намного чаще, чем проводят время возле телевизоров. Музыка повсюду. Как правило, никаких конкретных предпочтений в музыке у подростков не бывает. Они с удовольствием слушают все подряд. И правда, если есть такой огромный выбор, зачем себя в чем-то ограничивать?
  • Инстаграм скоро потеснит Фейсбук. Если бы в крупнейшей отечественной социальной сети Вконтакте не было такого огромного количества пиратского контента, то о ней можно было бы сказать то же самое. В западных странах подростки, обычно, посещают Фейсбук пару раз в день, чтобы проверить последние новости и отписаться друзьям. Инстаграм же они мониторят постоянно.
  • Тинейджеры курят обычные сигареты, а не электронные. Мифом оказался еще один стереотип, который касался того, что современная молодежь предпочитает электронные сигареты обычным. Как правило, покупают электронные сигареты люди, которые старше 20 лет. Тинейджеру проще найти лояльного продавца и купить у него пачку сигарет, чем копить финансы, чтобы потратить их на парогенератор.
  • Селфи теряют популярность. Тинейджеры любят секс. Потому вместо традиционных селфи отправляют понравившимся особам противоположного пола эротические фотографии. Обычно не доходит до полной обнаженки, но фотографии в нижнем белье – всегда пожалуйста.
  • Подростки не помнят, что случилось 11 сентября. Самый масштабный теракт в мировой истории случился в 2001 году. Мало какой современный подросток об этом знает. Ведь для большинства из них – это всего лишь история. Примерно, как для нас победа во Второй мировой войне.
  • Тинейджеры стремятся, чтобы их принимали всерьез. Подростки мечтают повзрослеть. Так было и будет, наверное, всегда. Возможно, кому-то кажется, что молодежь стала глупее, беспомощней, злей. Но это не так. В наше время подросток всегда на виду и о каждом его промахе, агрессии, глупости весь мир быстро узнает.

Факты из жизни каждого человека могут быть интересными и нестандартными. В жизни молодёжи, которую мы встречаем каждый день, есть множество вещей, о которых старшее поколение не догадывается или же не понимает. Это и есть те интересные факты, о которых стоит поговорить. Кто-то посчитает, что интересные факты из жизни молодежи можно назвать обыденными.

На самом деле, для их сверстников, сейчас, так и есть, а вот для других людей они действительно являются интересными фактами из жизни молодёжи. Что же происходит в жизни молодых людей? Что является для молодёжи ценностью? Какие интересные случаи и взгляды заставляют их поступать определённым образом? Какие факты и факторы влияют на их развитие и становление?

Говоря о жизни молодых людей, стоит остановиться на трёх таких понятиях, как секс, любовь и алкоголь. Многие считают, что для молодёжи эти понятия стали неправильными и потеряли ценность. Конечно же, многие факты это подтверждают. Определённая часть подростков перестала искать в жизни интересные стороны, глубину чувств, хобби и тому подобное. Многие из них приравнивают секс к любви, и никогда не забывают об алкоголе.

Но, на самом деле, далеко не вся молодёжь считает именно так. Например, давайте поговорим о сексе. Считается, что многие девушки начинают половые отношения в пятнадцать-шестнадцать лет. Конечно же, для старшего поколения это неприемлемо, но, стоит разобраться, почему именно так происходит. Конечно же, есть молоденькие дамочки, которые слишком много читают блоги и слушают глупеньких подружек, которые считают, что девственность - это проблема от которой необходимо избавиться. Вот они то и начинают заниматься сексом практически со всеми подряд, а затем страдают от этого. Но не стоит считать, что все юные девушки считают и поступают именно так. Есть те, кто относится к этому вопросу серьёзно, хотя и рассматривает его. Просто, современные подростки действительно взрослеют намного быстрее и раньше, нежели предыдущее поколение. Поэтому, их желания различаются. Девушкам становится неинтересно со сверстниками, поскольку мальчишки, в возрасте пятнадцати-семнадцати лет ещё остаются детьми. Они ищут парней, которые уже что-то смыслят в жизни и относятся к отношениям серьёзно. Поэтому и выбирают тех, кто старше на пять-шесть лет. Вот только проблема в том, что парни в этом возрасте желают иметь регулярный секс и девушкам приходится решать, готовы ли они на это пойти ради любимого человека. Интересным является то, что многие девушки решаются на этот шаг, только из-за любви к парню, являясь, на самом деле, к этому не готовыми. Поэтому, у них могут возникать различные проблемы в плане секса, появляются комплексы, а парни, не находя удовлетворения, просто начинают изменять. В этом случае, далеко не все юные девушки могут осознать то, что их вины в этом нет. Просто, молодым мужчинам не хватает опыта и терпения, чтобы дождаться нужного момента и всё сделать правильно.

И, исходя из этого, можно переходить ко второму вопросу - вопросу касающегося любви. Сейчас, многие девушки разочарованы в этом чувстве, поскольку мужчины перестали добиваться нас и вести себя как джентльмены. Интересно, что дамы сами в этом виноваты, хоть далеко и не все это признают. Лёгкодоступность - вот главная проблема современной молодёжи. Мужчины перестали ценить женщин и брать на себя за них ответственность. Им легче бросить девушку и найти другую, с которой у него будет секс, нежели ждать, пока она будет готова. Также, многие парни халатно относятся к абортам и считают это совершенно не своей проблемой.

Но, стоит отметить, что не все мужчины такие. Есть парни, и чаще всего такие встречаются среди тех, кому около двадцати лет, которые относятся к чувствам и отношениям совсем по-другому. Они считают, что любовь никогда нельзя строить только на физическом желании и готовы ждать любимую девушку столько, сколько необходимо.

Также, эта категория молодых людей ответственно относится к перспективе зачатия ребёнка и готовы взять ответственность на себя. Они понимают весь риск абортов и, чаще всего, относятся к этому крайне негативно. Сложно сказать, почему именно этот возраст является отличным от других. Скорее всего, эти дети рано почувствовали вкус взрослой жизни и к двадцати годам уже этим переболели, поняв, что важнее чувства и перспективы, нежели беспорядочный секс и алкоголь.

С алкоголем дело также обстоит достаточно интересно. Можно сказать, что к бутылке тянутся те, кто плохо учится в школе или же слишком хочет принадлежать к определённой суб-культуре. Такая молодежь уверенна, что без алкоголя вообще невозможно отдыхать. Также, есть те, кто жили такой жизнью в пятнадцать-семнадцать лет и теперь, достигнув двадцатилетнего возраста поняли, что лучше отдыхать в хороших заведениях и пить дорогое вино, нежели упиваться на скамейках портвейном не думая о завтрашнем дне. Также, есть пятнадцати-шестнадцатилетние ребята и девчонки, которые увлекаются хорошей литературой и науками, уже в этом возрасте знают, чего хотят и осознанно не желают наносить вред своему здоровью алкоголем и сигаретами. Кстати, ошибочно мнение, что такие дети являются изгоями и ботаниками. Многие из них, наоборот, имеют популярность и уважение не только сверстников, но и ребят постарше. Вообще, в нормальных кругах молодёжи сейчас модно не курить и не пить, а заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Поэтому, глядя на современную молодёжь, не стоит считать, что все они просто помешаны на сексе и алкоголе. На самом деле, и в шестнадцать лет, юные девушки умеют по-настоящему любить, но при этом всегда задумываться над серьёзностью вопросов о сексе и их последствиях. А также умеют принимать горе и разочарование в парнях стойко, не напиваясь и не пытаясь порезать вены. В то же время, не все парни думают только о сексе с кем попало. Есть те, кто влюбляется очень долго, всё взвешивая и определяясь, но потом любят на протяжении долгих лет и готовы понимать и поддерживать свою девушку во всех ситуациях. А не пить с друзьями каждый день, не задумываясь об учёбе, работе и будущем. Вот такая молодёжь и является самой интересной. И факт того, что она существует, немного удивляет, интересует и, несомненно, радует.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове).

Исследование проводилось в конце 2016 года совместно с агентством Validata. Результатом стал отчет о жизни современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего.

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

ОНЛАЙН – ВЕДУЩЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи.
ОНЛАЙН ФОРМИРУЕТ ТРЕНДЫ. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит в онлайне.

«В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было».
«За всем сейчас следим в соцсетях. Instagram просто листаешь, смотришь, там разные блогеры есть…»

Факт 2. Родились с кнопкой на пальце

БЫСТРОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 СЕКУНД.
НЕТ КРУПНЫМ ФОРМАМ. Информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями.
НАГЛЯДНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Иконки, смайлики и картинки ЧАСТО заменяют текст.

Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду.
То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой.
НЕТ УСТОЙЧИВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Нет постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.


Факт 4. Конфликт поколений
- Родители выстраивают партнерские отношения с детьми.
- Родители руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное».
- И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом.

«Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят».
«Не надо ломать детей через коленку…»
«Они другие, мы должны это признать…»

ВЗРОСЛЫЕ ПРИЗНАЮТ, ЧТО ДЕТИ ПРЕВОСХОДЯТ ИХ ВО МНОГИХ НАВЫКАХ. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни.

У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ ПИЕТЕТА К СТАРШИМ. Молодые люди общаются с ними свободно и на равных.

«Нас воспитывали, что нельзя, значит, нельзя. А они спрашивают: «Почему нельзя?» Почему я должна это объяснять?! Они не боятся свою правоту, мнение донести, узнать. Не боятся спорить и задавать вопросы».
«У моего очень хорошо подвешен язык, очень быстро связи налаживает, его всегда зовут обратно…»

Факт 6. Центениалов гиперопекают

РОДИТЕЛИ ЖАЛЕЮТ ДЕТЕЙ. Родители взваливают все бытовые обязанности на себя.

«ГЛАВНОЕ – НЕ СЛОМАТЬ». Родители оказывают минимальное давление на детей

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни.

«Им еще устраиваться в современной жизни, а мы ее не понимаем и помочь им, кажется, не сможем…»
«Его отправишь за хлебом, он булочки купит…»

«Мы более развитые [по сравнению с родителями], но не понимаем, как что устроено, мы только примерно понимаем, как что делается…»


Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

ВАЖНО ПОСТОЯННО БЫТЬ НА СВЯЗИ. Дети поколения Z не бывают одни и не любят быть одни.

ЦЕНЯТСЯ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЛЕГКО ОБЩАТЬСЯ. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать.

«Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности.

ПОКОЛЕНИЮ Z ПРИВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ ОБ ИХ УНИКАЛЬНОСТИ. Каждый ребенок уникален и талантлив.

КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ СЕБЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГОГО. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает. Лично про себя я не могу этого сказать, я люблю все планировать. Может, это от корней нерусских передалось…»

Факт 9. Поколение мейнстрима

ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ЯРКО ВЫРАЖЕННЫХ СУБКУЛЬТУР.

ПОХОЖЕСТЬ ВОПРЕКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ. Вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»
«Главное слово про девочек сейчас – «брови». Они все с ними что-то делают…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!» Не замечают за собой того, что их объединяет.

КАЖДЫЙ ВОЛЕН ДЕЛАТЬ, ЧТО ХОЧЕТ. Увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой».

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ПОСТЕПЕННЫЕ УСИЛИЯ ПРИВЕДУТ К ЦЕЛИ. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

УСПЕХ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГКИМ И БЫСТРЫМ. Многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт, как в книге “Империя ангелов”…»
«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Факт 12. Тихое сопротивление vs открытый бунт

ПОКОЛЕНИЕ Z НЕ СТРЕМИТСЯ К РАЗРУШЕНИЮ И ЦЕНИТ СПОКОЙСТВИЕ. Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам.

ПОСТУПАЮТ ТАК, КАК СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ САМИ. Не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

«У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»
«…они боятся новое предложить, пытаются из старого предложить, боятся ошибаться. Мы ошибались, но делали, а они – нет».

Факт 13. Отсутствие гендерного равенства

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛОВ. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью.

ПРОДВИНУТЫЕ ДЕВУШКИ – ЭГОИСТИЧНЫ. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ДО 25-27 ЛЕТ.

«Мужчина должен быть строгим, со стержнем, но со своей девушкой должен быть мягким. Я не могу себе представить, что я дома с детьми сижу, а жена зарабатывает, это для меня моральная кастрация».


Факт 14. Главное – найти свой путь

УСТАНОВКА НА ПОИСК СЕБЯ СФОРМУЛИРОВАНА РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.

АКТИВНО ТРАНСЛИРУЕТСЯ ЧЕРЕЗ МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИНТЕРНЕТ.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

ГЛАВНЫЙ ЗАПРОС ОТ ЖИЗНИ – БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе.

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО ТОЛЬКО, ЕСЛИ НАЙДЕШЬ СВОЙ ПУТЬ.

ТРУДНОСТИ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ПУТЬ ВЫБРАН НЕВЕРНЫЙ.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».
«Если я буду читать это через 20 лет, я бы хотел спросить у себя: доволен ли я своей жизнью? Посоветую себе радоваться жизни, и идти к своей цели».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

УСПЕХ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ БОГАТСТВОМ И СТАТУСОМ, А РАЗНООБРАЗИЕМ ЖИЗНИ И УДОВОЛЬСТВИЕМ.

ПРИВЕСТИ К УСПЕХУ МОЖЕТ ТОЛЬКО «ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННЫЙ СВОЙ ПУТЬ».

«Успешность - это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».
«Успех – это точно не то, что под этим понятием подразумевают – много денег, работа, по мне это глупости. Много денег для счастья не надо. Я думаю, это семья, любимая работа, увлечения, друзья».

Факт 17. Саморазвитие – это модно

ЦЕНТЕНИАЛЫ ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ О «САМОРАЗВИТИИ» И «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ».

САМОРАЗВИТИЕМ СЧИТАЕТСЯ ЛЮБОЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ЛЮБАЯ АКТИВНОСТЬ «ПО ЖЕЛАНИЮ». Путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр, интерес к истории или фотографирование.

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…»
«Я тут посмотрел, здесь люди понимающие собрались, кто-то музыкалку закончил, это дает огромную площадку к развитию, кто-то футболом занимается, человек не деградирует, я знаю, у меня есть знакомый такой, он не деградирует. Человек всесторонне развитый».

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ. В жизни должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует».

ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОБОВАТЬ РАЗНОЕ. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

«Вы решили путешествовать, нашли для себя что-то новое, вас осенило, что этот путь, по которому вы мельком прошли, он именно ваш, если вы дальше будете по нему идти, у вас будет более счастливая жизнь, чем если вы останетесь в том же месте, в котором родились. То, что было до этого - обыденность, вряд ли вы будете жить счастливо, если вам изначально что-то не нравилось».

Факт 19. Работа должна быть в радость

СЛОВА «КАРЬЕРА» И «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА» ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗВУЧАТ.

«ВКАЛЫВАТЬ» МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ.

РАБОТА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, ДОХОД И НЕ ОТНИМАТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».
«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

НЕ ДУМАЮТ О ТОМ, ЧТОБЫ МЕНЯТЬ МИР ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ КОМФОРТНОЙ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ БЛИЗКИХ.

«Я считаю, что благотворительностью сейчас заниматься глупо. Если у тебя есть время на то, чтобы пойти и в каком-то детдоме помыть окна, лучше потрать это время на себя и саморазвитие, чтобы потом заработать больше денег. И тогда в будущем ты сможешь, например, закупить игрушки для целого детского дома».

Факт 21. Страстно хотят признания

ОЖИДАЮТ ПОХВАЛЫ НА ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖНО ВЕСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ. На работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Мы по-другому живем идем посмотреть и сфоткать, чтобы другие оценили и позавидовали, а раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть».
«Признак успеха – страничка в Википедии».

Факт 22. Модно быть умным.

УМЕТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.

БЫТЬ НЕСКУЧНЫМ.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора».
«Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПРИНЯТО ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ СЕМЬЮ, ОБОЖАЮТ РОДИТЕЛЕЙ.

УДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ – ПРИЗНАК СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, СЧАСТЬЯ.

СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ – БОЛЕЕ ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ, ЧЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».


Факт 24. Страх разочаровать родителей

ПОЗИТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением».

СТРАХ НЕ ОПРАВДАТЬ ВОЗЛОЖЕННЫХ НАДЕЖД.

«Боюсь, что мои родители будут относиться ко мне не так, как было раньше или сейчас. Сейчас они ко мне хорошо относятся, но боюсь, что будут относиться плохо… И у меня так: папа смотрит на меня, говорит: ты молодец, я в тебя верю, продолжай так же. И это нелегко».

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа

«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР» СТАНОВИТСЯ ПОЧТИ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ ИЛИ СМЕРТИ. Ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности.

СТРАХ НЕОБРАТИМОСТИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА. Центениалам кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Вдруг не оправдаешь свои надежды: правильно ли ты сделал свой выбор, мы сейчас выбираем профессию, потом доучиваешься и понимаешь, либо сделал правильный выбор, либо, что это не твое».
«Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором».

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение.

РОДИТЕЛИ НЕ ПОМОГАЮТ В ВЫБОРЕ ПУТИ. Они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем.

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ЧУВСТВУЮТ РАСТЕРЯННОСТЬ, СТОЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы - растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением».

Факт 27. Страх «обычной» жизни.

СТРАХ, ЧТО ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ БУДЕТ ОДНООБРАЗНОЙ. Обычной, без ярких впечатлений.

НЕУМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАДОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Еще рутины боюсь, повседневности, обыденности, когда теряешь счет времени. Все пройдет и не заметишь».
«Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

ИДЕАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ – СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ.
БЫТЬ «ОДИНОЧКОЙ» – ЭТО ПРОВАЛ И ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СОЦИУМА. Одиночество не означает независимость и свободу.

«Люди смотрят на меня с ужасом и не понимают меня. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно».
«В себе не нравится плохое умение взаимодействовать с людьми. Это значит неумение поддержать беседу, познакомиться, поддерживать существующие отношения».


Факт 29. Минимальный горизонт планирования

ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ КАЖЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ И ПУГАЮЩИМ.

КОРОТКИЙ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

«Будущее – вообще не очень задумываемся. Начинаем думать – становится вроде страшно, и интересно тоже. Страшно – что не оправдаешь свои надежды, надежды родителей, вдруг останешься без работы».
«План на день - да, а план на год, два, три, десять лет - нет. Есть примерные ориентиры -выбранный вуз, специальность».

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ НЕАМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ.
ОЖИДАНИЯ ОТ БУДУЩЕГО - «SAFE CHOICE». «Нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

«Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».
«Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».

Где взаимодействовать

Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров: не только в уже традиционных «ВКонтакте», Facebook, но и в Instagram, YouTube и других появляющихся сетях. Необходимо помнить, что молодые люди выходят в сеть отовсюду: причем преимущественно с мобильных устройств, а не с компьютеров. Это нужно учитывать при разработке приложений и размещении рекламы необходимо учитывать возрастную дифференциацию социальных сетей, чтобы правильно «ловить» целевую аудиторию.

Как взаимодействовать

Общаясь с современной молодежью лучше показывать, а не рассказывать.
Чтобы удерживать внимание центениалов необходимо:
не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и «цепляюще»;
предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде;
использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;
вовлекать их в активное «практическое» взаимодействие (игры, переписки-комментарии).
Думая об использовании в коммуникации, нужно ориентироваться на «среднестатистического» человека. Если использовать партнерские программы с марками/celebrities, нужно постоянно отслеживать их актуальность и регулярно их обновлять.

Что говорить:

Апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с центениалами бесполезно.
Единственный способ взаимодействовать с ними, убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы.
В коммуникации сейчас не надо апеллировать к карьере и карьерному успеху и, в целом, к амбициозным целям, которые достигаются упорным трудом à надо отсылать к удовольствию и счастью.
Не стоит обещать светлое и прекрасное будущее: оно абстрактно и в него не очень верят.
Не стоит использовать отсылки к конфликту поколений, подростковому бунту – это не релевантно.
Не имеет смысла апеллировать сейчас к поколенческим ценностям: они не отрефлексированы, в сознании молодежи не существуют.

Что предлагать

Можно предлагать молодежи попробовать себя в разных областях: мастер-классы, тренинги, семинары и т.д.
Можно предложить молодежи развернутые программы профориентации – типа Kidzania для подростков и взрослых.
Есть вероятность, что это поколение будет стремиться к альтернативным схемам занятости. Поэтому имеет смысл подумать о специальных предложениях/продуктах для фрилансеров/удаленных работников. Стоит помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей, например, на год.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» . В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про-исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла-дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со-знанием молодежи, приобретая универсальный харак-тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про-цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель-ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

Образование, профессия

Получить от жизни больше удовольствий

Деловая карьера

Мир (чтобы не было войны)

Действия ради будущего России

Идеалы, вера

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Циничный прагматизм, культ карьеры.

Крах семьи.

Социальное иждивенчество.

Сексуальная распущенность.

Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

Коррупция.

Ксенофобия .

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

Нарушение общественного порядка

Национализм

Экстремизм

Незаконное обогащение

Иждивенчество

Равнодушие

Беспринципность

Потребительство

Подражание западному образу жизни

Праздный образ жизни

Приспособленчество

Карьеризм

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 .
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

Все чаще они начинают самостоятельную жизнь в 23-25 лет, а не в 18-20, как было раньше. Сейчас молодежь тратит больше времени на учебу, выбор партнера и поиски себя. В этот период жизни выросшие дети, как правило, живут в родительской семье.

Кружки и секции спасают от алкоголя

Подростки из средних и малых городов, посещающие кружки и секции, реже употребляют спиртное. Риски алкоголизации школьников ниже в тех городах, где выше уровень образования и социально-профессиональный статус населения.

Размер зарплаты зависит от результатов ЕГЭ

Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Это своего рода «премия» за диплом престижного вуза. Априори считается, что в таких вузах дают наилучшие знания и обучают самую перспективную молодежь. Это повышает стоимость таких выпускников на рынке труда.

Молодежь предпочитает фантастику и фэнтези

Они хотят участвовать в той альтернативной реальности, которую предлагает литература. В этом смысле наилучшие возможности у фантастики, которая легко экранизируется и дает сюжеты для компьютерных игр. Также среди любимых жанров многие называют фэнтези. Но в целом чтение непопулярно среди молодежи, классику ценят немногие.

Что еще почитать