Сценарий праздника мастеров – «Родники народных талантов». Сценарий праздника мастеров – «Родники народных талантов» Частушки сл. л. волокитиной

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • используя русский народный фольклор, знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника Кузьминки, учить бережно относиться к народным праздникам и обычаям;
  • содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;
  • побуждать детей к проявлению самостоятельности;
  • способствовать дальнейшему развитию навыков пения при помощи музыкального сопровождения и без него;
  • приучать детей активно участвовать в народных играх;
  • воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей;
  • воспитывать уважение друг к другу, доброжелательность и добросердечность;
    формировать привычки отмечать православные календарные праздники и готовиться к ним.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети и Ведущий в русских народных костюмах. Зал украшен под интерьер русской избы.
Дети заходят в зал под музыку и рассаживаются по местам.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, девицы красные. Добро пожаловать к нам. А собрались мы сегодня с вами не случайно. Собрались мы с вами на посиделку в честь веселого праздника Дня Кузьмы и Демьяна. Осень Золотую проводить, да и Зимушку Снежную встретить. Испокон веков наши предки отмечали этот праздник 14 ноября, когда листва с деревьев уже облетела, а по ночам становится морозно. Ноябрь – последний месяц осени тоже по-своему красив. Недаром про него в народе много стихов сложено.

Дети читают стихи о поздней осени.

Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.

(Т.А. Шорыгина)

Когда неярко и убого
Туманы озарит заря,
Оледенелою дорогой
Проскачут кони Ноября.

На облучке – старуха Осень,
Широкий путь – во все концы,
В дуге – сияющая просинь,
А под дугою бубенцы…

(С. Обрадович)

Последней стаи журавлей
Под небом крики прозвучали.
Сад облетел. Из-за ветвей
Сквозят безжизненные дали.

В красе нетронутой своей
Лишь озимь зеленеет пышно,
Дразня подобьем вешних дней…
– Зима, зима ползет неслышно!

К.Р. (Конст. Романов)

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

(С. Есенин)

Бродит лесом листогной.
Осень борется с зимой.
Ну а солнце, как на грех,
Улыбается сквозь снег.
И глядит, глядит заря
На капризы ноября.

А дороге средь полей
Песня слышится саней.
Мне и другу на лежанке
Все ночами снятся санки.

(М. Сухорукова)

Ведущий: Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, ну в основном кузнечного искусства и женского рукоделия. В народе говорили так: Кузьма и Демьян – большие работники, они и кузнецы, и плотники, помогают парням хлеб молотить, девушкам пряжу вить, они охраняют дом от беды, от всякого лиха. А у нас сегодня на празднике много работников, тут и кузнецы, и плотники. Ну-ка, работнички, покажите нам свою удаль молодецкую!

Мальчики танцуют «Посмотрите, как у нас-то в мастерской».

Посмотрите, как у нас-то в мастерской
Там работнички трудятся день-деньской.
Как начнут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам молотить.
А пилами то пилят, пилят, пилят.
Во все стороны опилочки летят.
Время плотничкам работушку кончать.
И пойдут они в присядочку плясать.
Ай-люли, ай-люли, ай-люли (2 раза).

Ведущий: Ой, да молодцы.

Ведущий: А вы знаете, ребята, что в старину с Кузьмы-Демьяна девушки принимались за зимнюю пряжу, и обращаясь к святым, просили помочь не отставать в работе от тех кто начал ее раньше. Красны девицы, а на чем же прядут пряжу.

Дети: На прялке.

Ведущий : Правильно, на прялке. Давайте и мы с вами сыграем в «Прялицу».

Русская народная игра «Прялица» (проводится 2 раза)
Девочки берут платочки, встают в круг и поют, а мальчики стоят напротив девочек:

Ой, ты, прялица, кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядывать
Да в беседушку поглядывать.

Мальчики поют:

Во беседы нет весельица,
Моя милая не сердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла

Мальчики и девочки берут друг друга в пары и проходятся вдоль комнаты со словами.

Она била, барабанила,
Из-за леса парня манила,
Из-за лесу, лесу темненька
Из-за садику зелененька.

Ведущий: А теперь объявляется русская народная забава «Мотальщики». Кто у себя под стульчиком найдет картинку с прялкой, тот и выходит на середину.

Русская народная забава «Мотальщики»

Две длинные палки, за которые держатся по одному человеку, соединены между собой шерстяной нитью. В самом центре находится деревянный шарик, обозначающий середину веревки. Дети берутся за палки и становятся друг напротив друга, таким образом, чтобы натянуть нить. По команде ведущего игроки быстро начинают наматывать веревку на палку. Выигрывает тот, который быстрее доберется до деревянного шарика.

Ведущий: на Кузьму и Демьяна куриная смерть, то есть режут кур.. С этого дня бьют кур на продажу. Принято было варить в этот день кашу с курятиной или печь пирог, который назывался Курник.

Девочка: А давайте в «Кривого Петуха» сыграем.

Русская народная игра «Кривой Петух» (проводится 3-4 раза).
При помощи считалки выбирают «Кривого петуха», завязывают ему глаза, встают вокруг него и спрашивают:

– Кривой Петух, на чем стоишь?
– На иголочках.
– А как тебе, не колко?
– А я на подковочках.
– Ступай на двор, там блины пекут, там блины пекут, тебе блин дадут.

Стучат ногой в пол

– Кто там?
– Тарас. Лови нас не открывая глаз.

Дети бегут по кругу. Тот кого поймал «Кривой Петух» и узнал – становится водящим. Раздается стук в дверь. Под музыку мальчик вносит куклу Кузю. За ним девочка вносит глиняный горшочек.

Ведущий: Никак сам Кузьма к нам в гости пожаловал? Проходи, Кузенька, садись. А Кузьма то к нам не с пустыми руками. Принёс он нам волшебный горшочек. А что же лежит в твоем горшочке, Кузя?

Ведущий достает из горшочка карточку с названием игры.

Ведущий: А в горшочке развеселая игра.

Дети читают надпись на карточке Объявляется русская народная игра «Горшки» (проводится 3-4 раза).

Дети распределяются в пары и образуют круг таким образом, чтобы один ребенок из пары сидел на корточках – он горшок, а другой – хозяин – стоял рядом. К кому-нибудь из хозяев подходит водящий (его выбирают считалкой), который находится вне круга. Водящий дотрагивается до горшка (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает.

Водящий. Горшок продашь?
Хозяин . Купи, а что дашь?
Водящий . Шильце, мыльце, белое белильце!
Хозяин. Ладно, по рукам!

Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, а затем бегут по кругу в разном направлении. Тот, кто первый подбежит к горшку, становится хозяином, а запоздавший – водящим.

Ведущий: Ну молодец, Кузьма, потешил нас. Теперь пришел и наш черед тебя потешить.

Девочки поют частушки (слова и музыка народные)

Шире круг, Шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

По деревне я шла
И Кузьму я видела,
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Балалаечка гудок
Свое дело знает,
Она в Кузиных руках
Хорошо играет.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А Кузьма заиграл
Я не удержалася.

Ведущий: Ну вот, ребята, и подходит конец нашему празднику. Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили. А печка то наша пока мы веселились, нам пирогов напекла да не простых пирогов, а с курятиной. Ну ка, печка-барыня, подавай нам пирожков.

Ведущий подходит к печке и достаёт поднос с пирожками.

Ведущий: Пойдемте, ребята Кузьму в путь дорогу провожать, да пирогами угощаться. А зима придет, принесет нам много других веселых и интересных праздников. До новых встреч, ребята.

Кузю выносят. Дети выходят вслед за Кузей.

Последнее время в детских садах кроме традиционных праздников, к которым мы привыкли и которые являются естественным продолжением учебного процесса, появились новые, актуальные в современном обществе. "День народного единства. 4 ноября", "День матери", "День отца", "День пожилово человека", "День музыки" и т.д.. Праздник "4 ноября", на мой взгляд, является праздником не совсем новым, но хорошо забытым старым. Еще из своего детства помню праздник, где мы маршировали с красными флажками, карсными гвоздиками, читали стихи о нашей Советской родине. "День 7 ноября - красный день календаря". Но целью этого праздника всегда было привить любовь рбенка к совей Родине, дань почувствовать, что он является частью большой страны, научиться гордиться своим Отееством. Та же цель приследуется в детском саду во время подготовки и проведения праздника "День народного единства" в настоящее время.

Данный сценарий был составлен к празднику "День народного единства".

Детям предлагается отправиться в увлекательное путешествие по истории нашей славной России, познакомиться с историей возникновения данного праздника.

Сценарий праздника "Родина моя - Россия" скачать

Видео-файл для сопровождения театрализованной музыкально-танцевальной композиции "Век 19" . скачать

Презентация с музыкаой для сопровождения праздника "Родина моя - Россия" скачать

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родина моя – Россия»

Сценарий праздника,

посвященного Дню народного Единства.

Слайд №1 Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»

1-я ведущая. Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.

2-я ведущая. Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

1-я ведущая. Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Слайд №2. Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Настоящий был грузин.

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

Слайд №3 Песня «С нами друг» Г.Струве

Слайд №4 2-я ведущая. Наша матушка Россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник – день патриотизма,

Славься, гордая Отчизна!

Слайд №5 Гимн России.

Слайд №6. Во всём мире люди обращают свои взоры к Государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят.

1-я ведущая. А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?

Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.

Синий: означает веры, верности и постоянства.

Красный цвет: символизирует энергию, кровь - пролитую за отечество.

А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества.

2-я ведущая. С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд!

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед.

Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории.

Слайд №7.

1-я ведущая. Повернём наше колесо истории, да посмотрим, как жили люди на Руси в далекие-далекие времена.

Колесо истории крути.

Во времена древней Руси нас отнеси.

Слайд №8. Да, ребята, много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Слайд №9. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.

2-я ведущая. Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

Во славу Божью потрудились

И князь и просто гражданин.

Мечи ковали и молились,

Врагов в сражении не страшились,

Мир обрели на всех один.

Слайд №10. 1-я ведущая. Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства.

Слайд №11. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Слайд №12. А народ ликовал и радовался.

Не только смута и вражда объединить людей могла.

И в праздники и в будни любили петь все люди.

В деревнях и сёлах пели на Руси.

Песни протяжные вели.

Песня делу помогала,

Песня раны врачевала.

Песня – шутка, в ней намёк,

Всем ребятушкам урок.

С песней жилось веселей,

Запевайте поскорей!

Выступает детский ансамбль «Соловушки».

Слайд №13. «Во кузнице»

Слайд №14. 2-я ведущая. Да не только песнями славился русский народ, а и расписными музыкальными инструментами, что называются русскими народными, потому что на Руси их родина, в России родились.

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

Выступает ансамбль русских народных шумовых инструментов «Забавушка».

Слайд №15 «Коробейники».

Слайд №16 1-я ведущая. А нам пора отправляться дальше.

Колесо истории крути,

Вперед нас в прошлое неси.

Слайд №17. Перенеслись мы в 19 век 1812 год.

Чем удивит? Что принесёт?

В тот год решил Наполеон

Все страны подчинить…

И вот готовится к войне…

И Полоцк пал, и Орша, Минск-

Пока силён француз.

Смоленск оставлен. Это так

Но мы с тобою, Русь

Второй уж месяц, как идёт война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё равно.

2-я ведущая. Давайте посмотрим, кто же защищал нашу Родину в те далекие времена.

Слайд №18. Защитниками были гусары, солдаты. Посмотрите, это гусары, какой нарядный мундир, эполеты на плечах, из оружия у них сабли и пистолеты. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни. Одно из таких стихотворений поэтессы Марины Цветаевой мы сейчас услышим в исполнении ………………..

Слайд №19. М. И. Цветаева, «Генералам двенадцатого года»

1-я ведущая. Ребята, особенно мальчики, кто из вас играет в солдатики? У кого дома есть коллекция солдатиков? Сейчас мы увидим историю одного мальчика, который очень любил играть со своими солдатиками и решил узнать побольше об отважных героях тех времен.

Видео. Исполнение театрализованной музыкально-танцевальной композиции.

Включается свет. На сцене сидит мальчик рядом с сундуком, играет в солдатиков. Сундук стоит около кулис.

К мальчику подходит папа, начинает играть вместе с сыном.

Ребенок. Скажи-ка, папа,

Ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана.

Папа. Да были схватки боевые,

Да говорят еще какие.

Недаром, помнит вся Россия

Про день Бородина.

Ребенок. Ну, папа, папа, расскажи

Про тех героев мне отважных,

Что не щадили жизнь свою.

Сражаясь, смело в том бою.

Папа. Пожалуй, я не расскажу,

А лучше все я покажу.

Папа кладет солдатиков в сундук, а из сундука достает солдатиков-мальчиков. Произносит текст под музыку.

Папа. Век 19, богат был на события.

Война, сражения, победы и балы.

Гусары, смелые герои.

В бою всегда лишь впереди

Гусар в бою, всегда отважен.

Не спрячется за спину друга он.

На скакунах ретивых, быстрых.

Сражались в первом лишь ряду.

Марш гусар.

Папа. Век 19, гусарская эпоха.

Эпоха, доблести, отваги и любви.

Гусар, галантный кавалер,

Всегда услужливый, для дамы.

И на балу он, как в бою.

Всегда танцует в первой паре.

Вальс.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Звучат позывные.

Офицер . Прошу сейчас вниманья, господа.

На Родину надвинулась беда.

Гроза военная покрыла наше небо.

Тринадцатого, в день форсировали Неман

Нежданно бонапартовы войска.

Минута испытания близка.

Надеюсь, все из вас исполнят честно долг.

Я всех гусар прошу явиться в полк.

Девочка. Что ж, бал мы прекращаем поневоле.

Гусар. Да счастлив тот, кто победит в бою.

Но согласитесь, нет счастливей доли,

Чем умереть за Родину свою.

Мальчики маршем уходят за экран, девочки машут и уходят.

Папа подводит сына к экрану.

Сцена боя из Войны и мира.

Папа. Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Свет затухает, папа с сыном уходят.

Слайд №20. 2-я ведущая. Колесо истории крути,

Нас домой перенеси.

Крутится колесо.

Слайд №21. Не жалея сил своих освобождали нашу Родину отважные воины в войне 1610года, 1812 года и конечно в самой страшной войне 1941 года, об этом сложено много стихов и написаны книги. А мы с вами знаем, что мир на Руси надо охранять, беречь и помнить историю своей страны.

Слайд №22. 1-я ведущая. Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

2-я ведущая. Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

1-я ведущая. И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же скорей,

О России, о Родине милой моей.

Слайд №23. Дети поют песню «Моя Россия » муз. Г. Струве

2-я ведущая. Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

Звучит колокольный звон, дети выходят из зала

Слайд №24.


Вед: Приветствую вас, благородные дамы и господа, на нашем празднике. Сегодня 14 февраля – День святого Валентина!
Мы с вами собрались сегодня в этом зале для того, чтобы найти пару для главного героя, за его сердце будут бороться ………девушек, которым предстоит пройти несколько испытаний. Испытаний будет много, поэтому помогать оценивать нашему главному герою, будут члены жюри. Поприветствуем их:
- директор школы - ...........................;
- Учитель русского языка и литературы, психолог школы...............................;
- завуч по учебной работе, учитель истории и обществознания............................;
- Учитель английского языка.........................................;
- организатор по ЗОЖ...........................................;

А сейчас встречаем наших красавиц бурными аплодисментами:
Представительница 5 класса ……………………………………………………..
Представительница 6 класса ……………………………………………………..
Представительница 7 класса ………………………………………………………
Представительница 8 класса ……………………………………………………….
Представительница 9 класса ……………………………………………………….
Уважаемые девушки, сегодня вам предстоит пройти несколько испытаний и завоевать сердце главного героя. Итак, мы начинаем:
1 испытание «Вечерний наряд»
Наши участницы подготовили красивые вечерние наряды, которые они должны не просто показать, а красиво продемонстрировать нам. Статная походка, ровная спинка.
Встречаем ………………………………………………………………

2 испытание «Визитка», каждая из девушек должна представить себя в интересной форме. И первой свою визитку покажет ……………………………
3 испытание «Я – лучшая повариха»
Нашим девушкам было дано домашнее задание: приготовить вкусное и оригинальное блюдо, давайте посмотрим, как они справились с этим заданием. Девушки приглашаем вас на сцену с вашими блюдами.
Главный герой проходите, попробуйте наши блюда и выберите лучшее.
3 испытание « Составляем слова»
Этот конкурс построен на основе всем известной игры в слова. Я предлагаю вам набор букв, из которых вам нужно образовать, как можно больше слов.
А Я Е С Д А Е Т Н Н И Л Г О О Т Ь Н В
А сейчас уважаемые участницы, предлагаю вам составить из этого набора букв определенную зашифрованную фразу. (День Святого Валентина)
4 испытание «Песни для Валентина »
Уважаемые участницы, я предлагаю каждой из вас выбрать листочек, на каждом из которых записано название песни, куплет которой вы исполните для главного героя.

-«О боже, какой мужчина» Натали;
- «Всё для тебя» Стас Михайлов;
- «Про любовь, про тебя, про знакомые слова до боли» Фабрика;
- « И через года, улыбка твоя …» Джандро
- « Любимый мой» Юта;
- «Может это ты моя мечта» Тамерлан и Алёна Омергалиева;

5 испытание: «Пантомима»
Каждой девушке я раздам листы бумаги, на которых написано, что ей нужно изобразить.
-изобразите хитрую кошечку;
- изобразите важного гуся;
- изобразите хитрую лису;
- изобразите сердитого быка;
- изобразите изящную тигрицу;
- изобразите косолапого медведя.
6 испытание: А сейчас решающий конкурс «Лучшая хозяюшка».
Из овощей, лежащих у вас на столе, нужно оформить красивое и оригинальное блюдо, которое оценит наше жюри. Пока жюри подводит итоги представляем вашему вниманию номер художественной самодеятельности.
НОМЕР___________________________
На сцену приглашается председатель жюри.........
Ведущий говорит завершающие слова:
Хочу любовь провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн её строкою:
«Любовь всего превыше на земле!»
Пусть будет вам любовь великим небом,
Живой водой, насущным хлебом,
Весны призывом, теплым ветром,
Всем самым лучшим, самым светлым!!!

Внимание! Внимание!
Дорогие девушки, приглашаем вас принять активное участие в конкурсе «Сладкая парочка», который состоится 14 февраля, после уроков. Девушки будут бороться за сердце главного героя
Задание на дом:
1. Интересная и запоминающаяся визитка;
2. Вечерний наряд;
3. Оригинальное блюдо;
Каждому классу подать заявку на участие одной или нескольких девушек в конкурсе не позднее 10 февраля.
Конкурсантка, чьи болельщики и помощники будут особенно активными, получит дополнительные баллы.

Народным календарем день отдан святым бессребреникам Дамиану и Косме, родным братьям, жившим на рубеже III-IV веков. Отец их умер рано, дом и воспитание детей держались на матери - святой Феодотии.

Возмужав, братья проявили себя талантливыми учениками и вскоре стали врачами, к этому прибавился дар исцелять больных, при этом они не принимали ни одной монетки в оплату.

Говаривали об этом дне: «Кузьминки — осени поминки» , да не считали лишним еще повеселиться, встречая зиму, ведь осень-то кое-где тянулась от Яблочного Спаса и до Кузьминок.

Играли последние свадьбы, полагали, этой порой счастье молодой семьи куется крепко, подобно железу.

Ремесла и ремесленники, особо рукоделье и кузнечное мастерство - вот чему и кому покровительствовали святые братья. А еще считали их покровителями крепости семейных уз, счастья и благополучия семей.

Ставились прялки - наступала пора обзаводиться всем, что нужно для спасения в холода: теплые ткани, зимние обновки.

Ну, а молодежь, как всегда не упускала случая повеселиться. Девицы находили свободную избу и готовили общий стол с непременной кашей, и на угощение в красивую и веселую компанию собирались холостые парни. Так порой гуляли до рассвета, причем парни, вволю отведав стряпни на угощении, собирались воровать кур у соседей, так что хозяевам приходилось быть особо внимательными.

Этот день считался именинами этой обязательной для крестьянского хозяйства птицы. Зажиточные хозяева слали кур в подарок родне победнее. Крестьянки несли курей в подарок барыням, получая от них ответным даром яркие ленты. Причем «челобитная курица» никогда не отправлялась на стол и до конца жизни ела вволю ячменя и овса. Единственное, что от нее брали, это яйца, считавшиеся лечебными.

Из погодных примет известно, что. Так, снежный Кузьма и Демьян предвещал широкий весенний разлив рек, а оставшиеся кое-где на деревьях листья сулили крепкие морозы на будущую зиму.

Именинники в этот день: Адриан ,

Что еще почитать