Традиции зимнего солнцестояния. Праздник зимнего солнцестояния (солнцеворот, святки, колядки, рождество, йоль)

Практически находясь в перигее (ближайшей к Солнцу точке) за счет наклона оси вращения Земли северное полушарие оказывается максимально отклонено от Солнца. Важность близости с перигеем в том, что эллипс нашей орбиты ориентирован к центру галактики. Линия проведенная через перигей и афелий - апогей (самая удаленная от Солнца точка на орбите Земли) будет направлением к центру галактики, к звезде Стрелец А, которая находится в созвездии Стрельца. Когда Солнце проходит через Стрельца и происходит чудо солнцеворота.

Центр галактики - это настоящая кузница новых миров, имеющая в арсенале все известные людям химические элементы. Это Сварга, где варганятся новые звезды. Велика сила Сварога. Ярило Сварожич неразрывно связан со своим родительским домом. А мать Земля с Ярилой. Восходя между центром галактики и Землей, Солнце передает Земле и нам вместе с ней силы от нашего общего истока. Чистые и могучие силы пресветлого Сварога. Это силы творца, которые наполняя собою пространство, стихии и людей позволяют созидать свое будущее.

Могучий Велес, замкнувший круг времен, установивший порядок вещей в Мире, встречает Ярило на пороге миров, принимая в свои чертоги. Отворяет ворота в самую длинную ночь он для светоносного старца.Это действо отображено в образе поедания волком Солнца, или в превращение солнца в волка (заточение его в волчью шкуру). В это время, когда открыты врата, стирается грань между мирами. Многие духи устремляются в Явь. Многие духи, что не переносят света Ярилы (которых Один гоняет потом всю ночь по скандинавской мифологии)). Но и духи предков здесь же. Люди провожают Солнце, провожают старый год. Отпускают с ним все старое, все обиды и долги. Очищаются.

Мать света. Пресветлая роженица в эту ночь нарождает новое Солнце, огненного ярого младенца. Это сказочный богатырь, что растет не по дням, а по часам, набирая свою силу. И так из Тьмы рождается Свет. Разрушительный дуализм, вложенный в умы людей, описывает процесс происходящий на зимнее солнцестояние как борьбу света с тьмой, добра со злом. Вычленить кривду отсюда можно сделав простое умозаключение из того, что наши Боги изначально никакого зла и ему подобных образов не закладывали в естественный порядок вещей. Его там не было изначально, его там нет и по ныне. Зимнее солнцестояние лишь смена старого на новое. Действо обновления, перерождения - из отца в сына, из старости в молодость. Так смена старого года на новый запечатлена в сказках как битва. Прохождение черезкалинов мост - через царство Велеса. Царство Бога, который и следит за порядком перемен. Здесь многие образы со временем слились воедино, даже порой утратив дуальность. Так, например, Ярило в Беларуси считается волчьим пастухом, следуя из того, что был проглочен волком/ обращен в волчью шкуру (прошел через царство Велеса) и потом силой своего жара спалил волка/ свою звериную личину и выбрался наружу.

Празднование происходит от солнцеворота до водокреса (6-7 января), когда Солнце, набравшись сил пробуждает воду. В ночь перед рождением Ярилы готовится волшебная ритуальная каша - кутья (ячменная каша с добавлением меда, орехов). Варили ее необычно, в два часа ночи старшая женщина в семье шла в амбар за зерном, а старший мужчина - за водой. Воду и зерно нельзя было трогать до того момента, как будет готова печка. Заготовленной таким образом кутьи уделялось особое магическое значение, она должна была дать всем здоровья, сил, удачи. Начинал ужин, как обычно, хозяин, кроме того за стол так или иначе приглашались все предки. Остатки кутьи подбрасывали под потолок, чтобы ячмень следующим годом принес высокий. Так же кутью выставляли в посуде на ночь на улицу, что бы попотчивать и задобрить бога зимы Зюзю (деда Мороза).

Второй день рождества традиционно считался днем, когда заканчивался срок службы наемных работников. В этот день хозяин расплачивался с работником, они обменивались впечатлениями друг о друге, выражали, когда те были, свое недовольство и обиды. После этого решали все свои конфликты, советовались как быть, публично мирились, чтобы не нести бремя обиды в новый год и договаривались на следующий год либо расходились каждый своим путем. И сейчас люди стараются решить старые конфликты и приближение нового года - лучшее время чтобы оставить споры в прошлом.

Время празднования коляды проходило в веселье и радости. Таким образом люди отгоняли от себя всю нечисть, что лезла с того света в открытые Велесом врата. В последний вечер коляд, на третью кутью, хозяева рисовали кресты на дверях построек, что бы нечистики не смогли вернуться в дома, амбары и сараи.

Колядки в Україні, художник Константин Трутовський, 1864 р.

Очень распространенными были в это время «шуточные» женитьбы, своеобразные игры, которые имели целью познакомить молодежь, создать благоприятные обстоятельства для общения. Примером такого рода игр являются аналоги «ручейка», все возможные «догонялки» парнями девушек, «бояре» и другие. В атмосфере игры, «недействительности», юмора молодежь знакомилась и разбивалась по парам гораздо охотнее, и очень часто случалось, что составленные во время рождественских игр пары летом или под осень устраивали настоящую свадьбу.
Обычным делом было ходить в гости к родственникам и друзьям.

Особое место на этом празднике отводится колядованию, которое происходило на третий день после солнцестояния. Когда ряженные в тотемных животных, олицетворениях Богов, люди носили по домам звезду - символ родившегося солнца. В обрядовой форме колядующие приносили здоровье и благосостояние в новом году. Праздничной песней возвещали о рождении Солнца, после чего колядующих впускали в дом. Коза - символ богатства - во время такого обряда, зайдя в дом падала «замертво», а затем после «откупа» - требы, угощения обрядующим, вновь оживала и плясала, скакала по дому, под хвалебную песню в честь хозяев жилища. Этим ритуалом она уносила все прошлогодние горести людей в Навь и, возродившись, уже несла счастье и здоровье. Так же рядились в Медведя, Коня, Аиста и других животных.

“Народный календарь” А. Стрижева говорит следующее:
Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.

Праздник зимнего солнцестояния несет в себе огромное значение, определяя каким будет весь следующий год. Люди обрядами, ритуалами, весельем, славлением родных Богов и предков создавали задел на доброе, благоприятное будущее. Ведь оно зависит во многом (скрытом от человека утратившего традиции предков) от поддержки предков и участия Богов.

Посему быть добру) Во славу предков и Богов наших! Ура!

В статье использовались материалы сайтов:
Жыве Беларусь
Славянский мир
Астронет
Коляда. Ход обряда.

Русь северная страна и от того календарь у славян был изначально не лунный, а солнечный, и следовательно Праздники были Солнечными, по солнечному календарю! Люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой ритуалов и праздников.


Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор – кика.
Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.
Интересен в представлении русского народа и образ мороза. В народном фольклоре упоминается Морозко, Мороз-Трескун и Студеней, обладающий таинственной могущественной силой. Говорили даже: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Зато любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет на веселую прогулку!
Помимо всего прочего, зима на Руси была излюбленной порой свадеб. «От Крещения до Масленицы – время свадеб», – сказано в поговорке.
Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь – «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы», январь – «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы», февраль – «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал. По снегу, льду, ветру, инею, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.
Многие люди стараются поддерживать истоки культуры, сохранить традиции – создают славянские общины, популяризируют славянскую культуру в книгах и на сайтах в интернете, стараются возродить древние славянские праздники, понять их смысл Современный календарь давно отошел от дат солнцестояния и равноденствия. Именно поэтому так много путаницы в датах языческих и христианских праздников. Необходимо все привести в соответствие. Иначе никакого смысла в праздниках нет.
Карачун (Корочун) – День зимнего солнцестояния
День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемого 21 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». Скорячило — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, уступая ночи.
Коляда 25 декабря
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». А. Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января. Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце.
Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Щедрец 31 декабря
Последний день уходящего года носит название «Щедрец». С давних времен в этот день устраивается большой праздничный пир, и повсюду слышатся щедровки (щедровальные песни).
Среди обильного праздничного угощения непременно находится место блюдам из свинины. Считалось, что это символизирует богатый урожай и плодородие.
Перед пиром, как заведено, нужно повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.
Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»
Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»…
Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:
«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун-батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок!»
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.
Наступает последняя и самая волшебная 12-я Ночь великого Йоля (наша Новогодняя ночь).
Турицы 6 января
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины,когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не знали страха и не щадили себя, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.
Бабьи каши 8 января
В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.
Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.
Еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».
И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!»
И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.
День похищений 12 января
В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.
Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.
Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.
В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).
Интра 18 января
Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник, покровитель змей. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Индра — в Нави»
В индийских ведах Интра — это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Индерию населяют змеи, а сам Индра — муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан — победитель козла-Пана (сына Вия), по сути — своего двоюродного брата (так как Дый и Вий — братья).
В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун — это чистая «воинская правда», Волх — чародейство, жестокость и темный гнев, то Интра — это Свет и Тьма, борьба противоположенностей.
Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.
Просинец 21 января
Просинец — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — означает возрождение Солнца.
Просинец приходится на середину Зимы — считается, что Холод начинает спадать, и в земли славян по велению богов возвращается солнечное тепло.
В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.
Излитая на землю Сурья, в этот день делает все воды целебными, поэтому верующие купаются в освященных водах.
В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке.
В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
День деда Мороза и Снегурки 30 января
В эти дни обычно рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только «яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку», она тает.
В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.
День Деда Мороза и Снегурки был символическим окончанием периода сильных зимних холодов.
Громница 2 февраля
Громница — по верованиям древних славян, единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло».
День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.
Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну.
«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая! Муж твой в походе, Правь воеводит;
Дива в лесах, Крышень — в небесах. Сойди к славянам Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — Сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — Не лиши нас доли!
Сойди громливо, Сойди счастливо, Сойди красиво — Честным людям на диво!
Додола славна, На надежду дана!»
По погоде на Громниу предсказывали погоду. Какова погода в этот день — таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну.
На Громницу капель — в весну раннюю верь, если метель разгуляется — долго будет погода метельная, до конца месяца.
Велесичи (Кудесы) — День домового 10 февраля
Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.
Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.
Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:
Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!
Велесов день 11 февраля
Велес (Волос) — покровитель домашнего скота (“скотий Бог”) и пастухов, почитался славянами как любимый Бог, от которого зависит благополучие каждой семьи и всего рода Славянского.
Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:
«Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек На толстых бычков
Чтоб со двора шли — играли А с поля шли — скакали»
Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло.
После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!» Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия».
Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.
Сретение 15 февраля
На Сретение зима с весною встретилась. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.
О весне судили так:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: b>Cолнце на лето — зима на мороз. А еще: будет снежок — весной дрожжок.
От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекли блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. Крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
Починки 16 февраля
Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте — мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.
Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой — оберег для дома и никак не нечистая сила!
Троян Зимний 18 февраля
Троян зимний — важная дата для древних славян. В тот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из славянских земель. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много славянских воинов пало от Римских воинов в придунайской области, у Троянова Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.
Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение павших у Троянова Вала».
К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Троянова Вала, в том числе — точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси восхваляется в «Слове о полку Игореве».
Древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских — не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам.
Так будем же и мы достойными жизней наших предков — издревле у славян было принято в этот день совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов.
День Марены 1 марта
Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.
День Мары Марены — Великой Богини Зимы, Ночи и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы и Леля.
В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы».
Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Приветствуем Вас, дорогие читатели!
21 декабря, наступит праздник зимнего солнцестояния, когда длительность дня будет самой маленькой, а ночь, напротив, будет самой длинной в году. С древних времён этот день имел сакральный и мистический смысл. Астрологи рекомендуют в это время, по примеру наших предков, отпустить все плохое из жизни, настроится на избавление от невзгод и загадать желания. Как выполнить такие рекомендации — читайте в этой статье.

Начало жизни и света

21 декабря — день зимнего солнцестояния — самый короткий в году . Он продлится менее восьми часов, зато ночь будет продолжаться более 16 часов.

Другими словами, начинается астрономическая зима. День зимнего солнцестояния — это день, когда солнце достигает своего самого нижнего положения. Кажется, что в этот момент оно замерзает, останавливается на месте.

Но есть и хорошая новость. Каждый день, начиная с 23 декабря, будет длиннее и светлее. Так что худшее уже позади!

Солнце переходит из знака зодиака Стрелец в знак Козерог. А Козерога, как известно, связывают с планированием. Поэтому в это время желательно продумать и записать цели на ближайший год. Обдумайте, что для вас действительно важно, а от чего вы хотите избавиться.

Это поворотный момент цикла в году — конец старого, начало нового.

Чем замечательны дни солнцестояний? Смотрите подробнее про смысл этого удивительного явления в видеоролике:

В этот самый мрачный момент года мы празднуем победу Света – начало возрождения, плодородия и надежды. После этой ночи свет начинает преодолевать темноту и означает новый цикл проростков Природы.

21 декабря отмечается праздник Йола , вероятно, старейшее празднование человечества, которое сохранилось до наших дней. Согласно верованиям наших предков, в эту ночь Богиня снова становится Великой Матерью и рождает сына — Господа Света. Со дня на день он становится сильнее и согревает Землю своим сиянием, приносит радость и энергию жизни. Богиня Мать — Земля, ее Сын — Бог Солнца. В этот самый темный момент года люди поклоняются возвращению Божественного Ребенка, который приносит свет, теплоту и жизнь. Круг года вращается, превосходя смерть и принося новую жизнь. Во время зимнего солнцестояния в наших душах появляется новая искра надежды — Свет Мира. Круг Года снова повернулся! День прибавляется, ночь ослабевает. Свет побеждает тьму, преследует злых духов и приносит удачу в наступающем новом году. Надо обязательно загадать желания и отпустить от себя все обиды и неприятности.

Как можно загадать желание на зимнее солнцестояние? Читайте ниже.

Обряды и ритуалы

Время зимнего солнцестояния — самое благодатное для благодарности за происшедшее с нами, для прощения и для становления себе новых целей и воплощения желаний. (Кстати о том, какую мощную силу имеет ритуал благодарности, ) Но прежде всего надо навести порядок в своем разуме и сердце. Поэтому начнем ритуалы зимнего солнцестояния с ритуала очищения.

Очищение

Прежде всего уберите свое жилище. Вместе с пылью и грязью отмывайте и снимайте с души печали, гнев, тоску и прочих хлам. Тщательно протрите дверные проемы и пороги, чтобы новая энергия без препятствий наполняла ваш дом. Соберите старые, ненужные вещи и вынесите их из помещения, освободите место для новых приобретений.

Теперь найдите время для очищения тела. Наполните ванную теплой водой и добавьте морскую соль. Зажгите нечетное количество свечей и включите спокойную, приятную музыку. В ванной расслабьтесь, мысленно пройдитесь по всему телу от кончиков ног до макушки головы и отдайте все болезни воде с морской солью. Спустите воду с пожеланием себе скорее избавиться от заболеваний и проблем.

Прощение

На закате солнца напишите все свои переживания, обиды, ссоры, печальные события и все то, от чего хочется избавиться.

Откройте широко окно или выйдите на улицу. Скажите о том, что хотите оставить в прошлом и не переносить больше в свою жизнь.

Смело сжигайте лист бумаги со своими печалями, пусть уходящее солнце забирает их и сжигает на границе тьмы и рождающегося света.

Ну а теперь пора загадать желание на зимнее солнцестояние.

Жизнь в шоколаде: 5 энергий для достатка и процветания. Энергетическая практика от Михаила Старосельского >>> ПОЛУЧИТЬ ПРАКТИКУ

Загадываем желание

Желания надо загадывать в момент рождения нового дня, на рассвете.

Загадывая заветное желание, никому об этом не говорите. Встаньте лицом на восток и прежде всего произнесите слова благодарности за все, что имеете. Даже несчастья и проблемы даются человеку во благо, чтобы быть сильнее, мудрее, чище. И за это еще более надо быть благодарным.

Можете произнести свои желания и захотеть всем сердцем их исполнения. Загадывая желания, будьте щедрее на детали. Теперь попытайтесь представить, что задуманное исполнилось. Какие чувства вы испытали? Это положительные эмоции? Тогда все в порядки. Ваше желание принесет пользу душе и телу.

Помните, что во время зимнего солнцестояния происходят волшебства и вы совсем рядом со своим счастьем.

Дорогие читатели! Скоро Новый год и счастливые дни рождественских каникул!

Все вокруг нас скоро будет говорить о радости и счастье.

Давайте воспользуемся временем зимнего солнцестояния, чтобы набраться сил на предстоящий новый год и оценим все выше сказанное, как предсказание счастья. Время триумфа солнца очень близко. А пока будем наслаждаться теплом домашнего очага и общением с близкими людьми.

Праздник в славянском мире

Праздник Йоль (Yule) в православии называют Солнцеворот.

СОЛНЦЕВОРОТ происходит от глагола «воротиться». Солнышко обновляется, перерождается и с этого момента возвращается к нам с новыми силами, оттого дни становятся все длиннее, а ночи — короче. Солнцеворот — это некоторая точка во времени, момент, который можно точно рассчитать. В эту самую «точку» Солнце поднимается на самую низкую высоту в году, ниже оно уже не опустится, потом оно начнет возвращаться, потихонечку поднимаясь все выше.
Этот момент приходится на 21 декабря.

Зимой светило восходит над горизонтом все ниже и ниже. В день ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, 21 декабря, Солнце поднимается над горизонтом на самую малую в году высоту и как бы замирает на 3 дня, высота Солнца над горизонтом в этот период не меняется, кажется, что солнце останавливается. Можно сказать, что Зимнее Солнцестояние — явление, наблюдаемое в течение 3-х дней.

Четыре великих славянских языческих праздника, как и аналогичные праздники европейской языческой религии друидов-волхвов, ориентированы на Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.

1) Ночь зимнего солнцестояния (самая долгая ночь, начало астрономической зимы) - 2-я Ночь -Солнцеворота . Наутро после этой ночи рождается зимнее Солнце-младенец Коляда и, по мере роста малых детских сил, с каждым днем все выше поднимается на небе;

2) День весеннего равноденствия (начало астрономической весны) - праздник наступления долгожданной Весны Комоедица . Набравшее силу весеннее Солнце-юноша Ярило растапливает снега, прогоняет надоевшую Зиму и дарует Природе наступление Весны;

3) День летнего солнцестояния (самый долгий день в году, начало астрономического лета) - летний праздник Купайла . Могучее летнее Солнце-муж Купайла вступает в свои права;

4) День осеннего равноденствия (начало астрономической осени) - осенний праздник Вересень (или Таусень) . Былое летнее солнце-Купайла обращается в постепенно теряющее силы мудрое осеннее Солнце-старика Световита .

Далее цикл повторится: на закате перед Ночью зимнего солнцестояния Солнце-Световит умрет, чтобы наутро опять возродиться обновленным Солнцем-малышом Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

Этот солнечный цикл, четыре славянские ипостаси Солнца - Коляда - Ярило - Купайла -Световит , повторяется из года в год, и от него, как и от ежедневной смены дня и ночи, зависит вся жизнь людей, зверей, птиц, растений и всей земной Природы.

По датам современного календаря празднование этого солнечного праздника начиналось на закате 19 декабря и продолжалось до заката 1 января.

До Зимнего Солнцестояния необходимо избавиться от всего ненужного, навести порядок как в своем доме, так и в душе, чтобы освободить место для встречи желаемых перемен в Новом году. Кстати говоря, Бог Коляда, олицетворяющий собой возрождение зимнего Солнца и Природы, как раз управляет Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного, а день Зимнего Солнцестояния еще называли Днем Перемен.

День накануне Солнцеворота называют КОРОЧУНОМ , т.к. это самый короткий день в году. Укорачивает уходящий год — Кощей Бессмертный, которого еще называют Кощным Царем (Богом) и Корочуном тоже. Это имена властителя Подземного царства — Нави (загробного мира). 21 декабря в день Зимнего Солнцестояния или Солнцеворота празднуется победа Света над тьмой. Солнце возрождается! Именно с этого момента длительность светового дня начнет постепенно увеличиваться.

В 1-ю Ночь (День Великой Матери) В самую длинную ночь с 21 на 22 декабря в древности на улицах разжигали костры, и катали горящие колеса, чтобы призвать Солнце. Сейчас с этой целью зажигают свечи. Утром — 22 декабря, на восходе, Солнце поздравляют с Рождением и благодарят за все хорошее, что оно нам дарит. Первые 3 дня после Зимнего Солнцестояния — самое благоприятное время для построения планов на будущее, загадывания желаний.

Теперь разузнаем, наконец, что же такое КОЛЯДА. Для начала разберемся с его названием. Коляда происходит от славянского слова «коло», что означает «круг». Бог Коляда олицетворяет собой возрождение зимнего Солнца и Природы.
Коляду встречали в ночь с 24 на 25 декабря. Как раз спустя 3-х дневный период Зимнего Солнцестояния, когда прибыль солнечных минут станет наиболее заметной.

СОЧЕЛЬНИК (от славянского слова «Сочиво», т.е. кутья) — ночь накануне Коляды. Это поминальный праздник по «умершему солнцу уходящего года», прощание с прошлым. Это повод оглянуться назад и посмотреть вперед. Время для того, чтобы проанализировать свои успехи и достижения за пройденный год, а также составить планы на год будущий.

В ночь на Коляду славяне жгли костры, зажигали священный Огонь , который затем горел не угасая 12 дней до окончания праздника. По традиции, в огне этого костра сжигали все старые и ставшие ненужными вещи, освобождая себя от старья для новой счастливой жизни. С песнями и смехом скатывали с горки «солнечные колеса» (тележные колеса, обмазанные смолой и подожженные), напутствуя их привести весну; лепили снежную бабу и разрушали ее снежками; устраивали кулачные бои.

Ночь зимнего солнцестояния - когда старое солнце уже умерло, а новое еще не родилось - это сказочная мистическая брешь во времени, когда Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты; это безвременье, в котором властвуют духи и тёмные силы.

Противостоять этим силам можно только собираясь всем родом на совместное веселое пиршественное празднование. Против общего веселья темные духи бессильны.

Но горе тому родичу, кто останется в эту ночь в одиночестве, вне своего рода-племени, без близких людей рядом - тёмные духи будут завлекать его и толкать на всякие ложные мрачные мысли.

Из-за высокой вероятности встретить в эти дни какого-нибудь духа, было принято наряжаться в костюмы из шкур и изображать разных животных (реальных и мифических).

На рождество Коляды от дома к дому ходили колядовщики - ряженые в костюмы «страшных» зверей парни, девушки и дети, которые исполняли колядки (обрядовые песни, в которых всем желали благополучия).

Коляду древние славяне почитали как самого сильного и могущественного бога. Пришедшее из Византии христианство долго не могло до конца искоренить почитание Коляды. Со временем оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды «совпал» с празднованием Рождества Христова, и ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки.

Литературовед Александр Стрижев в своей книге «Народный календарь» пишет:

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».

Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далеких предков, славянских язычников, в неизбежность победы добрых начал над силами зла.

Днем готовили коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.
Вокруг деревни в ночь «Гоняли Попа или Балду» — горящий толстый обрубок бревна. И, ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житье. Для этого парни и девицы расчищали от снега дорожку, а «Попа-Балду» умасливали — поливали маслом. Правда, «Балду» для пущего горения заранее умасливали — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском;)
По одной из версий, название «Попа-Балда» дано в насмешку в честь попа, который«служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии — поп — это Прах Отцов Предавший.
С утра устраивались пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.
На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.
В последнее утро праздника, из общего костра, приносили «Новый огонь» в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы и, желательно, побелить.
Все обязательно мылись в бане и приступали к семейному застолью. «Где ночь проведешь, там «год» и проживешь».
Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. Поодиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность — «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер - Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.
На Коляду существовал еще один обычай — «Преломление хлеба на «Круг». «С кем хлеб преломил, тот тебе и брат». Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина. Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы КОЛЯДКИ — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки. Сбором продуктов на Коляду занималась преимущественно молодежь — незамужние девицы и парни. Ближе к вечеру молодые люди собираются в отдельные группы и идут по улицам с песнями, шутками и звездой на длинной палке. По желанию в звезде делалось отверстие, куда помещалась горящая свеча. Звезда эта символизирует возрождающееся солнце. Делали ее обычно 8-миконечной, из бумаги, раскрашенной красками. Вокруг Солнца вращаются 8 планет, к тому же недавно учеными Сибирского отделения РАН была получена уникальная фотография Солнца. На ней отчетливо заметны радиально устремленные к солнечному диску и закручивающиеся в правостороннюю свастику 8 вихревых потоков. Вполне возможно, что количество изображаемых лучей Солнца сопоставляется нашими мудрыми Предками с вот этими восемью вихревыми потоками. Такие точные знания еще в древние времена, которые отражаются в наших традициях, могут говорить о том, что наши Предки однозначно имели космическое происхождение. Та мудрость, которую мы сейчас по крупицам восстанавливаем, нашим Предкам — Славяно-Ариям была известна еще в древние времена. Итак, вернемся, наконец, к колядкам:) Один из колядующих несет мешок для даров. Ряженые люди подходят к окнам дома, к входной двери, или, если это разрешают хозяева, прямо в дом и поют специальные песни-колядки. С древних времен и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки», в надежде получить несколько конфет и пряников:)

В славянских странах тоже бытовала традиция Йольского полена - оно называлось бадняк. Впрочем, бадняк мог быть не только поленом, но и корягой, пнем - суть от этого не изменялась. Во времена христианизации на нем стали вырезать крест, что условно оправдывало языческий ритуал в христианский период, либо обливали полено маслом (вином, медом), подразумевая, что это кровь Христова. Бадняк считали одушевленным, его поили, кормили, украшали лентами, осыпали зернами из отложенной на сев части урожая, и сжигали в рождественском пламени - чтобы солнце дало свою силу и полям, и скоту, и людям, чтобы урожай был богат, животные здоровы, а люди - сильны.

Современный Йоль

Наша современная волшебная Новогодняя ночь (завершающая 12-я Ночь Йоля), сияющая огнями нарядная новогодняя вечнозелёная ёлка, венок Йоля (ныне именуемый «Рождественский венок»), новогодние свечи (огни Йоля), всемогущий языческий бог Дед Мороз, маскарадные маски и костюмы, шествия ряженых, бисквитные и шоколадные «брёвна» (символы Йольского полена) - это наследие традиций великого священного Йоля, весёлого двухнедельного языческого зимнего праздника наших древних предков, которым они отмечали Рождество обновленного Солнца-младенца Коляды.

Отличный способ в дни священного Йоля проводить Старый год и приготовиться встретить Новый - в прямом и переносном смысле очистить свою жизнь от хлама, как это было принято делать много столетий назад.

Это подходящее время для того, чтобы отдать долги, убрать и разобрать квартиру, раздать все ненужные вещи, привести в порядок свои деловые бумаги и вообще разобраться со всеми своими хвостами - словом, избавиться от всего того, что мешает вам двигаться дальше, будь то беспорядок в квартире или изжившие себя отношения.

Затем нужно поблагодарить уходящий год за всё хорошее, что он вам принёс, даже если он был непростым (в любом случае эти трудности преподнесли вам ценные уроки). Ведь в самой природе заложено, что темнее всего бывает перед самым рассветом.

И, наверное, стоит чаще вспоминать о том, что когда кажется, что темнее поры в жизни просто быть не может, это верный признак скорого рассвета, начала новой, светлой полосы.

Украшаем дом

Дом, окна и двери украшают ветками вечнозеленых растений, символизирующих жизнь, гроздьями ягод рябины или бусами из рябиновых ягод. На дверь и в оконных проемах вешают изображение Солнца - символ рождающегося Бога, и изображения звезды - символ Богини-Роженицы. Подогретое красное вино ставится на стол в большой чаше, разливается черпаком.

Кухня особых изысков не требует: достаточно цветной мишуры над очагом и связок сушеных овощей, или лука, или колосьев. Вытяжка над плитой - самое место для размещения украшений, но если туда добираться неудобно или мишура и прочее добро там не будут в безопасности, можно повесить это все рядом с окном. А к плите можно положить новые прихватки и свежее полотенце. Просто для настроения.

Кроме того в одежде и в украшении дома желательно наличие большого количества блестящих металлических предметов желтого цвета - золото, начищенная до блеска латунь - символизирующих солнечный свет. Обязательно присутствие живого огня.

Йольский огонь

Свечи, фейерверки, бенгальские огни - важная традиция зимнего праздника. В отличие от летних празднований вокруг костра на открытом воздухе, огни зимнего солнцестояния горят в основном в домах. Как правило, это большие яркие свечи (например, красные). Среди традиций было и зажигание одной большой свечи, которая горела с утра и до полуночи (если она прогорала раньше, считалось, что это дурной знак).

Золотые и серебряные свечи - символ привлечения богатства в дом. Красные свечи - символ женской привлекательности, зеленые - символ мужской силы и доблести.

Если вы разводите огонь в доме, т.е. у вас есть печь или камин, то для праздника нужно заранее заготовить дубовые дрова. Огонь очага символизирует энергию солнца. Всю ночь предпочтительно бодрствовать. Если же вы решили спать - все равно оставьте горящую свечу. Поставьте ее в миску с водой для безопасности, и спите. Огонь должен гореть всю ночь до первых лучей солнца.

Йольский венок

Венок из еловых или сосновых веток с 8 свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома.

Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности - до 12-й Ночи (Новогодней ночи). В древности это были не свечи, а жировые светильники (наподобие нынешних церковных лампад), в которые время от времени подливали масло - поэтому они могли долго гореть не угасая.

От огней венка Йоля уже в древности возник обычай зажигать огни и на наряженной новогодней елке. Поначалу на елке размещали тоже 8 огней, как на венке Йоля, позднее - кто сколько хочет.

Йольское полено на новый лад

Чтобы изготовить такое полено, раздобудьте обычное полено с корой. Затем необходимо расколоть его пополам, чтобы оно могло лежать на плоской стороне, или немного обтесать его с одного бока ровно настолько, чтобы придать ему устойчивость. Убедившись, что оно стоит прочно, просверлите в верхней части два или три отверстия диаметром по 2 см для свечей. Украсьте полено свечами, омелой. Зажигая свечи, можете спеть что-то вроде:

«Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится...»

или

«Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба».

Полено впоследствии придется хранить до следующего года. Взялись соблюдать традиции - соблюдайте.

В лесу родилась Йолочка (Йольское дерево на новый лад )

Святочное дерево - символ бессмертия. Поэтому используются вечнозеленые деревья - ель, сосна, можжевельник наряду с ветвями падуба.

Йолочку можно украсить свежими и сушеными ягодами, мешочками с ароматными травами, яблоками, орехами, апельсинами, лимонами. Тут пригодятся старые советские елочные игрушки в виде плодов, фруктов и овощей, орехов и желудей (и придумал же кто-то умный повесить на елку огурцы, початки кукурузы, помидоры, желуди и виноград))).

Есть игрушки в виде луны, солнца и звезд небесных. «Дождик» как символ дождя опять же будет символом плодородия.

Если говорить о всеми нами любимых шариках, они тоже не просто так висят. Столетиями их использовали для защиты от «дурного глаза». Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения и возвращают их «отправителю». Маленькие шарики размером в два-три сантиметра, надеваемые на цепочку и носимые на шее, служат великолепными защитными амулетами, хотя и могут выглядеть странно, если надевать их не во время святок. В качестве елочных украшений эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца. Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей.

Для денег на елку вешают шишки, кукурузу, елочные орехи (бывают игрушки этой формы).

Для сладкой жизни - сосульки разной формы.

Для радости и хорошего настроения - фонарики, свечки, огоньки.

Для дома (уют, ремонт, новоселье) - игрушка-домик.

Для удачных путешествий - трамвай или вагончик (тоже бывает).

Для общего достатка - мишура, шары и банты золотого и красного цвета.

Для просто благополучия - то же самое, но зеленое.

Для успеха в учебе и работе с информацией - синее.

Для успехов в сочинительской и творческой деятельности - голубое, сиреневое, бирюзовое.

Для любви - оранжевое и розовое.

Игрушки в форме конфеты - для неожиданных бонусов от жизни.

Барабанчики и разные персонажи с музыкальными инструментами (от ангелов до солдат и мышей) - слава и почет.

Бабочка - для хороших снов.

Птица - для страдающих мигренями или склонных к дурному настроению и беспричинной грусти (с аистом - аккуратнее)))

Празднуем!

Главным в празднике Йоля (Коляды) является веселье: громкий смех, песни и пляски у огня, шутки, смешные подарки, розыгрыши. В течение всей ночи нужно быть очень громким и очень веселым. И чем ярче огонь, чем больше света в ночи - тем успешнее мы отгоним недобрые силы, желающие помешать рождению нового Солнца. Так верили наши предки. По их примеру можем и мы продекламировать старинную колядку, например, так:

День-Солнцеворот!

Катись на огород,

С огорода - на красно угорье,

Подымись над нашим подворьем!

Разгони, Сварог, потемь,

Верни на Русь красный день!

Гой, Коляда! Слава!

Одновременно мы символически сжигаем в огне проблемы старого года, его обиды и недоразумения. Нужно в эту ночь простить своих обидчиков и попросить прощения у тех, кого обидел сам. В знак примирения люди обмениваются маленькими подарками. Кроме того, нужно желать добра, мира и благоденствия всем, кого встречаешь. Помните самый распространенный тост «за...лось!» (чтоб любилось и спалось... и т.п.)))?

Важная мелочь - постарайтесь, чтобы к рассвету у вас не было грязной посуды и беспорядка. Помните - что первый луч Солнца увидит в вашем доме, то и будет весь год.

На Западе устраивают в этот вечер театральные представления, разыгрывая битву между Королем Дуба и Королем Остролиста, сменяющими друг друга в чередовании сезонов года.

Угощаемся по йольски

Возлияния в праздники зачастую начинались с утра и длились до вечера. Вполне подходящие напитки - глинтвейн , пряное вино , а также эль и пиво, сидр, имбирный чай, пунш.

Еще одна традиция - праздничная еда, много и разной: фрукты (яблоки, апельсины), орехи, сладости, свинина (от праздничной традиции жарки кабана), выпечка с корицей, йольский пудинг . Как год встретишь, так и проведешь!

Забавно, что Йольское полено присутствует и на праздничном столе - в виде украшенного цветами и листьями шоколадного рулета .

Традиционный йольский окорок - священное подношение скандинавскому богу изобилия Фрейру, одним из символов которого был кабан. Запеченную свиную голову с яблоками во рту торжественно вносили в пиршественную залу на золотом или серебряном блюде под звуки труб и песни менестрелей. Фрейра просили ниспослать на землю мир и наградить людей славным урожаем.

Правильным было бы подать на Йоль большущие ломти запеченного мяса, и есть его, как викинги: ножом и руками, прямо горячим, с лиственным хлебом и картошкой в карамели !
________________________________________ __

Тьма сгущается. Все плотнее Сумерки кутают своим занавесом Мать-Землю. Ночь поедает День, звенящая Тишина лежит в полях и седой Ветер гонит серебро небес по пустынным улицам.

21 декабря с Запада громыхнет рог, и над спящими городами понесется в бешеной скачке Дикая Охота, возглавляемая Одином (Велесом).

Но закончится Полночь, дрогнет Сумрак и родится Солнечный Бог. И, хоть Ночь все еще правит - младенец День уже рожден и будет неуклонно расти и крепнуть до дня своей победы и абсолютного торжества - Литы, летнего солнцестояния.

Деревья все еще спят в хрустальных одеждах, но под их ледяной тканью уже зародился Свет.

Как и наши славные предки, мы зажжем живой огонь, освещая мир, когда тот погрузится во тьму. Запылает Священное Пламя, жар самих сердец человеческих, огонь наших душ, и потухшее было Солнце вновь возродится.

Не менее важными на Коляду являются ГАДАНИЯ. В основном гаданиями занимаются молодые девушки, которые хотят узнать свою судьбу, будущего жениха, время свадьбы и прочее. Гадания в бане, гадание с зеркалами, гадание на воде, свечах и т.д. Так когда же гадать? А гадают вечером накануне Коляды, в сам день Коляды (25 декабря) не гадают, а в последующие после него 5 дней можно снова гадать.

Дорогие Ведьмочки, знайте, что в ПравоСлавном ведичестве нет каких-то жестких догм. Каждый славянин в празднестве выступает творцом всего процесса. В разных городах и весях отмечали рождение Солнца по-своему. Каждый человек вносил частичку своей души в данное событие, что, безусловно, лишь украшало сие торжество! Все люди разные и у каждого из нас свое видение мира, каждый чувствует явления Природы по-своему. Если хотите, можете все три дня с 22 по 25 декабря зажигать в доме свечи, которые своим горящим пламенем помогут Солнышку начать увеличивать световой день. На Коляду можно дарить друзьям и родным символы, олицетворяющие Солнышко или обереги. А можно сделать оберег и себе самому. Например, оберег Спиридон-Солнцеворот, который изготавливали в дни зимнего солнцестояния с 22 по 25 декабря. В руках Спиридон держит круг — солнечное колесо. Этот оберег дарят с пожеланиями перемен к лучшему, чтобы направить свою жизнь в нужное русло или тем, кто только начинает свое дело.
Можно также сделать необычайно красивую обережную куклу — Коляду, которую одевают нарядно, празднично, ведь она приносит в дом счастье, мир и согласие, достаток и благополучие, а всю нечисть отгоняет, для чего у Коляды припасен веничек. Издавна гостей встречали на Руси хлебом да солью, и у Коляды в двух мешочках соль и зерно.
Как ваша родовая кровь, ваше доброе сердце подсказывает отметить сие событие, так вы и вправе поступить. Если чувствуете, что для вас лучше праздновать все 3 дня рождения Солнца — ваше право. Если считаете, что необходимо загадать желание именно на восходе Солнца с 21 на 22 декабря — значит именно вам так и нужно. Если же вы хотите массово отметить Коляду в ночь на 25 декабря, когда Солнце уже наверняка стало набирать силу, хотите загадать заветные желания в этот день, загадывайте, стройте планы на будущее, радуйтесь! Ведь вместе с нарастающими солнечными днями, будут взращиваться и воплощаться Ваши самые заветные, искренние и добрые пожелания! Проведите эти дни именно так, как хотите провести весь наступающий год! Будьте ТвАрцами данного празднества, получайте от него удовольствие и делитесь неисчерпаемой радостью с окружающими вас людьми! Ликуйте и веселитесь! У всех нас есть на то замечательный повод — рождается новая жизнь — возрождается Солнце!

Праздник Коляды и дни около зимнего солнцестояния — самые лучшие и благоприятные дни в году, когда можно изменить свою судьбу к лучшему, отбросить все лишнее и тягостное, переродиться также как молодое солнце и дать начало новому витку своей жизни!

Смело открывайте двери и с радостью и добром впускайте в свой дом новое молодое Солнце!

Проведите день зимнего солнцестояния чуть ярче, чем обычно, вложите в дела и события этого дня чуть больше красок и своих сил. Сделайте в этот день те дела, которые откладывали долгое время. Получите от проведения этого дня с пользой радость и тепло, ощутите на себе этот природный поворот судьбы, воспримите его как ваше некое внутреннее движение. А вместе с этим читайте наши северные сказки и познавайте тайны славянского наследия. Все сказочные истории оживлены мудростью наших предков...

ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ ИЛИ ПРАЗДНИК КОЛЯДЫ 21-24 ДЕКАБРЯ /2013.ВИДЕО.Расчет даты праздника.КТО ТАКОЙ КОЛЯДА?

Солнцестояние с 21 по 24 декабря.

День Бога Коляды получается даже не днем, а ночью, как День Бога Купалы. С 24 на 25 декабря.

А с 26 декабря начинаются Колядки, которые продолжаются до Водосвятья, то есть до 6 января.

Кстати, идет полная аналогия с Купалой. Солнцестояние с 21 по 24 июня, Купала отмечается в ночь с 23 на 24 июня, иногда с 24 на 25. Коляда некоторые утверждают, тоже отмечается с 23 на 24 декабря. В принципе, день туда или сюда роли особой не играют, но некоторые волхвы считают это принципиальным))

21.12.11 - Cамая длинная ночь в году .(НА ПЕРВЫХ МИНУТАХ-КАК ЗАГАДЫВАТЬ ЖЕЛАНИЯ.)

В этот день 21 декабря наши предки отмечали праздник зимнего солнцестояния, гадали, проводили магические ритуалы и праздновали победу света над тьмой. Современные астропсихологи также отмечают: сегодня и завтра стоит сформулировать все свои желания, настроиться на избавление от невзгод, зажечь свечи и настроиться на связь с тонким миром.

Смотреть какая луна будет:убывающая или растущая.Если убывает,то желания д.б загаданы на избавление от чего-либо.


22 декабря - сырое яйцо стоит вертикально эксперимент;)


День зимнего солнцестояния или Праздник Коляды

В давние времена, еще до христианства, в день зимнего солнцестояния славяне знали, что это переломный период в природе. В это время идет острая борьба добра и зла, становятся рядом конец и начало, потому что 22 декабря день кратчайший, а ночь — самая длинная. Наши предки считали, что за народными легендами в эту ночь открываются миры: мир богов — небесный, мир человека — земной, мир подземных богатств и умерших — подземный. 22 декабря солнце (Коляда) умирало, но потом опять рождалось.
Коляда ("коло"-солнце) рождается, живет и умирает ежесуточно и ежегодно. За годовой цикл солнце проходит тот же путь, что и природа, и человек. Тогда человек верил, что своими магическими действиями, обрядовыми песнями и танцами он может помочь природе и Солнцу в борьбе с темными силами. И Коляда — это первый праздник в честь Солнца в годовом цикле, им начинаются зимние хлебопашеские святки. Рождество празднуется на 15-й день после самой длинной ночи.

В рождественских обычаях тех времен до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы, смысл которых был в призывании хорошего урожая в следующем году, богатства и благосостояния хозяевам, счастья и здоровья всем членам семьи. Обо всем этом поется в колядках. Иначе говоря, колядка — это песня во славу Коляды, то есть Небесной матери новорожденного Солнца, матери Света.
Коляда воспевает начало нового годового круга вращения Земли вокруг Солнца. Коляда-отец — олицетворение Солнечного Хлебопашеского Духа. Недаром сноп пшеницы ("дидух") с воткнутой ложкой вносится в жилище только хозяином перед ужином, ставится на почетном месте — в красном углу, под иконами. Покут — самое почетное место в доме и всегда находится в том углу, что к восходу солнца. Хозяин по традиции желает всей семье радостных праздников, здоровья, счастья. "Дидух" с древнейших времен олицетворял дух предков, которые приходят на Рождество в гости. А еще "дидух" — это священный культ хлеба, восхваления работящих хозяев.

Зимнее солнцестояние - Коляда, Святки, Просинец, Месяц разгорания солнца

Первый месяц зимы декабрь посвящен для многих подготовке к Зимним праздникам - самым долгожданным и желанным в году. 21 декабря происходит зимнее солнцестояние (рождение нового солнца), после которого, ко всеобщей радости, постепенно начинает удлиняться световой день и укорачиваться ночная темнота.

Празднование зимнего солнцестояния (ок. 21 декабря) и летнего солнцестояния (ок. 21 июня) являются, скорее всего, самыми древними из всех человеческих ритуалов. Для земледельческих и скотоводческих племен прошлого, полностью зависящих от прихотей погоды и климата, зимнее возрождение солнца было не рядовым событием, а вопросом выживания.

20 декабря у наших древних предков-славян было последним днем осени.

А 21 декабря, в день зимнего солнцестояния, начинался Колядень - первый месяц зимы и нового года . В этот же день, в соответствии с природными ритмами, отмечали рождество Коляды, ипостаси одного из главных славянских богов, Дажьбога, воплощавшего Солнце. Празднование Святок, наполненное весельем, вкусной едой и магическими ритуалами, растягивалось у древних славян на 21 день, помогая скоротать темный и холодный зимний период. На Святки готовили коливо, или сочиво - кашу с медом и изюмом, и сочевики - сладкие пирожки с творогом и вареньем. Избы украшали куклами бога Велеса-Мороза и Снегурочки, а на улицах катали горящие колеса и жгли костры, чтобы помочь зарождающемуся зимнему солнцу. От дома к дому ходили колядовщики - молодые парни и девушки, которые исполняли колядки (обрядовые песни с пожеланиями благополучия), получая в награду угощение. В первую полночь Коляденя жрецы приносили в жертву Коляде утку, поросенка и других животных, все это в качестве угощения присутствует на рождественских столах древних (и современных!) славян. На Святки наряжались в новую одежду и выставляли на столы лучшее угощение, которое съедалось собравшейся вместе семьей. Считалось, "как встретишь Новый год, так его и проведешь".

Дни Святок считались магическими, люди гадали на будущее, пытаясь предугадать будущий урожай, войны, свадьбы... Поминали умерших родственников, разжигая костры и оставляя им угощение. Переодевались (рядились) в шкуры реальных и мифических животных, нечистой силы, а также примеряя одежду (и роли) других людей и людей противоположенного пола. Особенной властью наделялись в это время темные силы, которые, по поверьям, подступали особенно близко к миру живых .

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное божество. Писано влх. Велемиром для добрых людей - община Велесова Слобода Коляда празднуется не всегда в один и тот же день. Как и все остальные Главные славянские праздники (Масленица, Купала и Таусень), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями (двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями), Коляда относится к так называемым ПОДВИЖНЫМ праздникам. Каждый из них имеет "свою" неделю - купальскую, масленичную, святки и пр. А происходит это по той причине, что наш календарь Лунно-Солнечный, а не просто Солнечный. Беря за основу Солнечную дату, наш календарь соотносит ее с ближайшими фазами Луны. Если полнолуние близко (в пределах 1-2 дней "до" или в передела 4-6 дней "после") к Солнечной дате, то праздник празднуется в день полнолуния. Если Луна "далеко", то празднуется только по Солнцу. Но в любом случае празднику сопутствует своя "святая" неделя, которая мистически является продолжением (в обе стороны) дня праздника. Вся неделя - это как бы один большой день. Если праздник празднуется в день совпадения с полнолунием, то он приобретает особую силу - можно говорить о "Сильной Коляде" или, например, о "Сильной Купале". На практике это означает, что непосредственную дату дня Праздника (если он не "Сильный") можно двигать по всей "святой" неделе. Не безбожно, конечно, но в определенной степени. Например, приурочив его к удобному в мирском смысле дню - к выходному дню, например. Мистически Праздник все равно останется одним днем. И еще. Подвижный праздник САМ формирует календарь, а не является подвижной меткой на неподвижном календаре. В традиционном календаре важна не абсолютная "координата" Праздника, а относительная. Важно что за чем следует, что не может произойти, пока не произошло то-то и то-то. Важно не сколько дней разделяет Даты, но сколько и каких событий должно между ними произойти и в какой последовательности. Важна внутренняя логика и цельность календаря, а не абстрактная числовая таблица.

Возвращаясь к вопросу о точной дате Коляды, следует сказать, что уместнее ставить вопрос не о дате, но о ФОРМУЛЕ вычисления даты его проведения. А формула здесь такова: Первое полнолуние после зимнего солнцестояния (или ближайшее), если полная Луна близко (- 2-2 + 5-6 дней) либо дата Карачуна (солнцестояния), если Луна далеко, но и в том, и в другом случае дату можно придвинуть к наиболее удобному дню недели (так сказать, спроектировать ее в прагматическое пространство) в пределах Святок - нескольких дней, когда мистически время остановлено и длится один большой День - Праздник Коляды.

Пример: Расчет: в 2000 году - Коляда не сильная (полнолуние 11 декабря и 9 января), следовательно, Коляда приходится именно на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря. Наиболее удобный для всех день недели - суббота (или воскресенье). Коляду уместно справлять в ночь с 23 на 24 декабря (в ночь с субботы на воскресенье). В 2001 году - Коляда тоже не сильная (полнолуние 30 ноября и 30 декабря). Перенесение Праздника на 8 дней (на 30 декабря) выходит за рамки традиции, следовательно. Коляда приходится на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря и справлять ее уместно в ночь с 22 на 23 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).

ФОРУМНОЕ .КТО ТАКОЙ КОЛЯДА?

Имя этого русского бога, пожалуй, известно всем, ведь от Карачуна до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки. Кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов — Рода и Сварога. Крышень принес людям огонь, научил варить священный напиток сурью и спас от физического вымирания. Что же сделал Коляда? Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям. Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави. Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать.

Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах. Литература Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997 В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

...Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное божество. Коляда, это ни то и не другое. Коляда это название праздника (а не Бога), связанного с проводами Старого и встречей Нового года. Снего начинаются зимние колядки (святки) 6 дней до Нового года и 6 дней после нового года. Праздником же зимнего солнечного противостояния дня - ночи является праздник под названием Корачун. Называется он так потому, что в это самый коротки зимний день в году.

Корчун не название Бога, а название праздника, посвящённого зимнему солнечному противостоянию дня - ночи, т.е. празднование самого короткого зимнего дня в году..

Дни Силы. Праздники древних славян

Основа славянской культуры - стремление жить в гармонии с природой. Наблюдая за движением светил и сменой времен года, древние славяне понимали: все в мире движется по кругу, и этот круговой цикл строится на особых, обусловленных астрономически, датах. Наши предки называли их Днями Силы. Это дни зимнего (22 декабря) и летнего (22 июня) солнцестояния, а также весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия.

В Дни Силы положение Солнца приводило к приливу на землю определенных энергий, означающих пик активности светила в разное время года - и циклы жизни Матушки-Земли. Главные славянские праздники проводились именно в Дни Силы: Коляда (Зимнее солнцестояние), Великодень или Комоедица (Весеннее равноденствие), Купайла (Летнее солнцестояние) и Вересень или Святовит (Осеннее равноденствие).

Рождество нового Солнца-Коляды. Новорожденное Солнце растет и крепнет. Славяне праздновали самую длинную ночь в году. Это была поворотная точка года, знаменующая, что с этого момента дни потихоньку начнут расти, все будет двигаться от тьмы к свету.

В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать.

Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы.

В Корочун (он же Сочельник) на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед.

Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое.

Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков), который символизировал благословение силы Рода.

Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 10 -
Часть 11 -
Часть 12 - ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ ИЛИ ПРАЗДНИК КОЛЯДЫ 21-24 ДЕКАБРЯ /2013.ВИДЕО.Расчет даты праздника.КТО ТАКОЙ КОЛЯДА?

Что еще почитать