Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Детские тайны открывает сказка. Тест для детей Сказка

Тест "Неоконченная сказка"

тест «неоконченная сказка» составлен детским психологом луизой дюсс.

вам надо будет рассказать начало сказки и закончить её вопросом. ребенок, включаясь в игровую ситуацию, продолжает рассказанную вами историю, первым пришедшим ему в голову ответом.

сказка «птенец»

цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«в гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. что делать птенчику?»

типичные нормальные ответы:

Он тоже полетит и сядет на ветку;

Полетит к маме, потому что испугался;

Полетит к папе, потому что папа сильный;

Останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в себе, самостоятелен и умеет принимать решения.

Останется на земле, потому что не умеет летать;

Умрет во время падения;

Умрет от голода или холода;

О нем все забудут;

На него кто-нибудь наступит.

такие ответы характеризуют сильную зависимость ребенка от своих родителей, неуверенность в своих силах.

сказка «ягненок»

цель: сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.

«жила-была овечка со своим ягненком. ягненок уже был большой и даже ел травку. вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. что делать ягненку?»

типичные нормальные ответы:

Будет есть больше травки;

Заплачет, потом станет есть больше травки;

Пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Умрет от голода;

Уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

Не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

Будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

отлучение от груди – это всегда стресс для ребенка. из ответов ребенка можно узнать, насколько глубоко ранило ребенка отсутствие маминого молока. в зависимости от этого постараться окружить своего малыша соответствующей заботой, вниманием и любовью.

сказка «отъезд»

цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

«однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. кто это был?»

о плохих отношениях между ребенком и родителями, братьями и сестрами или другими людьми будет свидетельствовать отправка ребенком именно этого человека «далеко и надолго».

сказка «новость»

цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

«один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада - выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «наконец ты пришел. я должна сообщить тебе одну новость». какую новость хочет сообщить ему мама?»

типичные нормальные ответы:

Сегодня к нам придут гости;

Кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился;

Мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору;

Вечером мы пойдем к бабушке;

Папа принес тебе щенка и т.д.

ответы, на которые следует обратить внимание.

Мама и папа уезжают;

Мама с папой идут в кино, а его оставляют одного;

Завтра его поведут к врачу;

Кто-то умер;

Мама хочет отругать ребенка за что-то;

Мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.

сказка «страх»

цель : выявить наличие страхов у своего ребенка.

«один мальчик сказал себе тихо-тихо: «как страшно!» чего он боится?»

типичные ответы:

Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

Испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

Боится темноты;

Боится собаки;

Ничего не боится, просто пошутил и т.д.

ответы, на которые следует обратить внимание:

Боится, что его украдут;

Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

Боится, что его оставят одного;

Боится бабу ягу;

Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

Боится, что придет вор и ударит его ножом;

Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

сказка «песочный замок»

цель: выяснить отношение ребенка к собственности и его способность проявлять альтруистическое поведение.

В Этот легкий тест покажет, какой вы видите свою жизнь на самом деле

Этот простой психологический тест поможет вам понять, какой вы видите свою жизнь, как преодолеваете препятствия, какова ваша внутренняя сущность и что для вас важно на самом деле. Главное — сосредоточиться, включить фантазию и максимально быстро ответить на все вопросы. Постарайтесь отнестись к этому тесту серьезно.

1. Представьте себя стоящим(-ей) на дороге. Что это за дорога? (Проселочная, грунтовая, магистраль и т. д.).

2. Где в данный момент находится солнце? (Имеется в виду время суток).

3. Вы идете по этой дороге, и вдруг на вашем пути возникает забор. Что это за забор, какой он? (Деревянный, каменный, железный и т. д.).

4. Как вы собираетесь преодолеть его?

5. И вот забор позади, а впереди виднеется лес. Что это за лес? (Сказочный, еловый, светлый, темный, смешанный и т. д.).

6. Вы подходите к лесу и обнаруживаете там тоненькую тропинку, по которой устремляетесь дальше. Вдруг на тропинке вы видите ключ. Какой он? Что собираетесь с ним сделать? (Пройти мимо, взять, повесить на дерево и т. д.).

7. Через некоторое время вы выходите из леса и подходите к водоему. Что это за водоем? Что вы будете делать там? (Искупаетесь, посидите рядом и т. д.).

8. А за водоемом вы видите дом вашей мечты, из него выходит женщина (мужчина) вашей мечты и приглашает войти и остаться там навсегда. Ваши действия?

9. За домом опять начинается дорога. Какая? Опять вы встречаете препятствие? Что это за препятствие? (Другое, то же, что было в начале пути).

10. Где находится солнце в тот момент?

Тест трактуется очень просто.

1. Дорога показывает ваше отношение к окружающей действительности. Если дорога асфальтированная, по которой мчатся машины, магистраль — значит, вы очень активны по жизни, дел у вас невпроворот, везде нужно успеть, вы находите силы и время как для работы, так и для отдыха. Если дорога проселочная или грунтовая — значит, вы ведете спокойную, размеренную жизнь, стараетесь контролировать события, не позволяете им забегать вперед. Если на дороге ухабы, мелкие камешки — вас что-то тревожит, это может быть что-то незначительное, но ужасно надоедливое, преследующее вас довольно долгое время.

2. Солнце — ваши планы, идеи, цели. Если солнце восходит — значит, вы только на пути к их осуществлению. Если прямо над головой — значит, сейчас вы занимаетесь непосредственно воплощением их в жизнь. Если время после полудня — большинство ваших идей и планов осуществлены, цели достигнуты.

3. Забор означает препятствия. Чем больше забор, тем больше вы склонны преувеличивать ваши неудачи.

4. Способ преодоления забора означает то, как вы преодолеваете неприятности. Если вы перелезаете, обходите или ищете калитку в заборе — значит, вы стараетесь решать свои проблемы гибко и как можно более безболезненно. Если вы идете напролом — вы довольно-таки прямой человек, вам свойственно молниеносное принятие решений.

5. Лес — это ваша внутренняя сущность. Чем светлее лес, тем светлее у вас на душе, в мыслях. Если это смешанный лес — вы, должно быть, очень интересный человек, который стремится к знаниям. Сосновый или еловый — вы очень рациональны, всегда твердо стоите на ногах, знаете, чего хотите от жизни. Также вы очень надежный человек, вам можно дать в долг.

6. Ключ — ваше счастье. Здесь все просто. Чем меньше ключик — тем больше для вас значат духовное равновесие, счастье, близость с партнером. Соответственно, чем он больше, тем большее значение для вас имеют материальные ценности. Чем красивее ключик, тем больше внимания вы уделяете эстетической стороне вашей жизни. Если вы возьмете его с собой, вы не склонны упускать свой шанс. Если вы вешаете ключ на веточку или проходите мимо — вы часто не замечаете удачные возможности и оставляете их другим.

7. Водоем — ваши чувства, олицетворение вашего любимого человека. Чем глубже водоем, тем глубже ваши чувства. Если это спокойное озеро, то вы и ваш избранник — уравновешенные люди. Если это быстрая речка, ручеек, водопад — вы страстная натура. Для вас каждый день — это водоворот чувств, вам нужно постоянное внимание и присутствие любимой женщины (мужчины).

8. Если вы садитесь рядом — вас устраивает уже только присутствие любимого человека; если купаетесь, умываетесь — вы словно растворяетесь в нем, для вас очень важны знаки внимания, нежные слова и т. д. Дом + женщина (мужчина) вашей мечты — склонность к соблазнам, степень вашей азартности.

9. Дорога после дома — ваша дальнейшая жизнь. Если препятствие осталось — вы не возьмете уроков от жизни.

10. Солнце говорит о том, насколько вам удастся воплотить свои планы в реальность.

Метод свободных ассоциаций активно используется в психоанализе. Суть метода в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему.

Данный тест, как и все тесты на ассоциации, используется для выявления личностных свойств человека. Ваши ответы на вопросы теста определяют Ваши ценности и идеалы, Ваше отношение к самому себе, к окружающим и к жизни в целом.

Тест «Сказка» поможет Вам лучше разобраться в себе, определить свои внутренние конфликты и причины жизненных трудностей. Его можно назвать шуточным, но он все же в значительной степени правдив, особенно если отвечать на вопросы честно и при этом не задумываться надолго.

Для прохождения теста Вам понадобятся ручка, карандаш и лист бумаги. Ваша задача – отвечать на вопросы, не глядя на расположенные ниже строки, иначе Вы не получите нужного результата. Отвечайте на вопросы развернуто, излагайте свои мысли максимально подробно. Свои ответы можно дополнить рисунком.

Не следует давать себе много времени на размышление: первая ассоциация – самая верная. Записывайте самое первое, что придет в голову, а затем расшифруйте значение записанного и узнайте о том, что скрывается в Вашем подсознании.

  1. Представьте себе, что Вы идете по пустынной местности. Идете долго. И вдруг видите воду. Опишите, что Вы видите! Ваши действия?
  2. Вы идете дальше, и на тропинке видите ключ. Поднимите ли Вы его?
  3. По пути Вам встречается дворец. Яства на столе, драгоценности в сундуках, и ни единой живой души. Ваши действия?
  4. Вы все же продолжили свой путь. Впереди лес. Опишите его.
  5. Какие звери обитают в этом лесу?
  6. Вы шли по лесу, изрядно устали и вдруг видите, что на пеньке кто-то забыл пищу. Опишите, что это и как это выглядит.
  7. Вдруг навстречу Вам выходит медведь. Что происходит, опишите.
  8. Итак, Вы избежали опасности и продолжили путь. Вы выходите на опушку и видите домик. Опишите его поподробнее.
  9. Рядом с домиком привязана лошадь. Какая она? Что Вы сделаете?
  10. Вы идете дальше и упираетесь в стену. Высокая стена, не перелезть. Стена широкая. От края до края горизонта. Как решите эту проблему?
  11. Вы вышли к морю и видите чайку. Опишите ее.
  1. Вода. Это любовь в Вашем понимании. У кого-то она безграничная, как море, чистая и светлая, у кого-то грязная мелкая лужа. Зачерпываете воду ладонью? Значит, считаете, что во всем нужно знать меру. Бросаетесь в воду целиком? Значит, и в любовь окунаетесь с головой. Попытка взять воду с собой - попытка пронести любовь по жизни. Неудачная попытка - отсутствие веры. Вообще не подумали об этом? Значит, не считаете любовь необходимой для жизни.
  2. Ключ. Это Ваш шанс. Возьмете его, значит, готовы использовать любую возможность. Оставите, значит, предпочитаете плыть по течению. Повертите в руках и признаете непригодным - можете упустить свой шанс в жизни, просто его не заметив.
  3. Дворец. Это Ваше отношение к богатству. Оторветесь там по полной? Вам очень не чужды прелести жизни. И даже захотите остаться? Значит, материальное благополучие для Вас главное в этой жизни. Попытаетесь унести с собой как можно больше драгоценностей? Значит, можете наступить на горло другому для достижения своей цели. Откажитесь. Боитесь быть счастливым и спокойным, боитесь зависти и не уверены в завтрашнем дне.
  4. Лес. Это мысли в Вашей голове. Березовая роща - Вы чистый и светлый человек, любящий мир и солнечный свет. Дремучая непроходимая чащоба? У Вас куча комплексов и страхов. Много грибов и ягод - Вы во всем стараетесь видеть хорошее.
  5. Звери, которых Вы поселите в этом лесу. Это Ваши друзья, люди, окружающие Вас. Зайчики-белочки? Вы любите людей и не боитесь общения. Лес полон страшных глаз и звуков? Там много хищников? Вы не доверяете людям и боитесь их.
  6. Пища на пеньке. Это Ваши пристрастия в еде и в ее оформлении. Человек, который представит на крынку молока с куском свежего хлеба или пирожком на чистенькой салфеточке неприхотлив в еде, но аккуратен. Если прямо на пеньке валяется сухарь или гриб растет, человеку явно все равно, что кушать. А кто-то не захочет есть подозрительную пищу, скорее всего, человек просто брезглив.
  7. Медведь. Это то, как Вы воспринимаете опасность. Кто-то захочет сразиться - отчаянный храбрец, не отступающий перед опасностью. Кто-то будет искать спасения на дереве или притворится мертвым - человек попытается уйти, переждет опасность, может, она обойдет его стороной? Ваш медведь - огромный страшный и голодный? Вы склонны к преувеличению. Вы увидели маленького миленького медвежонка? Вы явно недооцениваете опасности, ведь и медвежата никогда не ходят без мамы-медведицы!
  8. Домик. Это ваш дом. Высокий светлый резной терем? Что ж, Вы эстет и аккуратист. Старая покосившаяся избушка, заросшая паутиной - в душе - неразбериха. Из трубы идет дым, кто-то топит печь и печет пироги? Вы ощущаете, что в семье Вас любят или сильно мечтаете об этом. Много окон и дверей? Ваш дом и Ваше сердце открыты для друзей. Все заколочено? Вы не любите обнажать свою душу. В этом доме вообще живет кто-то неприветливый? Наверное, Вас не понимают в семье.
  9. Лошадь. Это Ваш спутник жизни. Спокойная, ласковая лошадка? Это верный и надежный друг. Конь-огонь, который все время встает на дыбы и норовит сбросить? Боюсь, Вы выбираете не тех мужчин, с которыми можно связать свою жизнь. Ваш конь бесновался, но под Вашей ласковой ладонью смирился и позволил оседлать себя? Вы мечтательница и не верите, что мужчину нельзя переделать коренным образом. Вы поведете его в поводу? Пожалуй, Вы излишне демократичны и боитесь заявить о своих правах. И не говорите, что не умеете ездить на лошади, это же сказка! Вы просто не верите в свои силы. Как, Вы вообще ее отпустили? Значит, Вы боитесь серьезных отношений.
  10. Стена. Это препятствие, которое кажется непреодолимым. Вы решили повернуть обратно или обойти стену в надежде, что рано или поздно она закончится? Вы не боретесь за свое счастье и отступаете перед трудностями. Вы сделали подкоп или нашли в стене слабое место? Значит, можете добиться своего не мытьем, так катаньем. Вы перемахнули через стену на лошади? За Вас все проблемы будет решать Ваш супруг. У Вас оказалась волшебная палочка или что-нибудь в этом роде? Вы верите в счастливый случай и надеетесь, что все может решиться и без Вашего участия.
  11. Чайка. Это Вы сами, какой Вы себя видите. Одинокая и рыдающая, или в поисках корма для птенцов, или отважная охотница, или прекрасная белая птица.

Подумайте над результатами теста. Все ли Вас устраивает? Может что-то стоит поменять? Пусть Ваше подсознание само предложит решения, не мешайте этому процессу своими умственными размышлениями.

Далеко не все интерпретации однозначны, поэтому следует ориентироваться на наиболее цепляющие Вас и рассматривать результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и .

Цель этой сказки - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

"В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу? "

Какого типа ответы можно считать нормальным: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался"; "Полетит к папе, потому что он сильней"; "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".
Какого типа ответы можно считать патологическими, то есть требующими внимания: "Не умеет летать, поэтому останется на земле"; "Попытается взлететь, но у него ничего не получится"; "Погибнет во время падения"; "Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.)"; "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях. В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок скорее всего будет очень привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.
Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности - в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.

Есть и другой фактор формирования независимости. В период о 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей - отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя "большим". Помощь, поддержка, но не опека, должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Цель сказки - выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать - отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Можно задать дополнительные вопросы, приведенные после сказки.

"Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей.. Во время праздника их ребёнок встаёт и уходит в сад. Что произошло, почему он ушёл?"

Типичные нормальные ответы . "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т. д.)". Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

"Ушел, потому что разозлился"; "Хотел остаться один"; "Ему стало грустно (одиноко)"; "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".

Если вы столкнулись с такими ответами, вам следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, по- просив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснять свои ответы, а, возможно, внесет некоторые уточнения, которые помогут вам сделать более верное заключение. Уточнения могут быть такими: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания"; "Было слишком шумно"; "Ему не позволяли играть"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфету"; "Другие дети на празднике ему не понравились (или наоборот)"; "Когда в доме праздники, он всегда уходит играть один, ему не нравятся праздники" и т. д.

Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности. А то, что при сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит, - сегодня не редкость.

Цель сказки - выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант, - который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант
"Жила-Была овца со своим ягнёнком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла нокормить его. Что делать ягненку?"

Обычные ответы. "Он будет есть травку"; "Поплачет, а потом станет кушать травку"; "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Умрет от голода"; "Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется"; "Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока"; "Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему".

Второй вариант
"Жила-была овца со своим ягнёнком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придётся обойтись без молока, потому что у нее не хватает молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступил ягненок?"

Типичные нормальные ответы того же типа, что перечислены в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку" и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Он будет есть только травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму"; "Постарается прогнать маленького ягненка"; "Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко"; "Найдет другую маму для маленького ягненка"; "Будет бить маленького ягненка" и т. д.

Младенец получает питание путем сосания груди, в то же время сами сосательные движения доставляют ему удовольствие. Таким образом, первым объектом - источником удовольствия - становится для него материнская грудь. Кормя грудью, мать закладывает основы психического здоровья своего ребенка. Э. Эриксон писал, что "в это время ребенок живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая голосом, мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка". 3. Фрейд считал, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни ребенка". Поэтому и отлучение от груди он называл "психологической травмой первых дней". То, как ваш ребенок перенес эту психологическую травму, какой след она оставила в его душе, вы можете узнать из результатов данного теста. Мать, конечно, не сможет восполнить то, что утратил ребенок с отнятием от груди, естественным путем, то есть предложив ему свою грудь. Но компенсировать это в некоторой степени можно, проявляя заботу о ребенке, уделяя ему свое внимание и демонстрируя ему свою любовь и одобрение.

Привязанность к матери, которая первоначально проистекает из инстинкта самосохранения (в частности, необходимости утоления голода), постепенно становится независимым от этого инстинкта, дифференцируется от него. Ребенок хочет находиться рядом с мамой и скучает без нее, даже когда его голод утолен и чувствует себя абсолютно счастливым, если мать занимается исключительно его кормлением и заботой о нем. Но когда появляется младенец, старший ребенок понимает, что мать принадлежит не только ему. Несложно понять, что ребенок смотрит на своих братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать и хотел бы, чтобы их не было. Двухлетняя девочка, отец которой с гордостью показывает ей новорожденного брата и ожидает, что она придет в восторг, просто спрашивает: «А когда он снова умрет?» Одна женщина рассказывает, что, когда она кормила своего ребенка грудью, к ней довольно близко подобрался ее трехлетний сын, вооруженный каким-то острым предметом, и она с большим трудом остановила его, чтобы он не нанес увечье малышу. Можно привести множество подобных примеров. Известно немало случаев, когда двух- и трехлетние дети, оставленные наедине с малышами, наносили им серьезные травмы.

Вот высказывание ребенка о своей младшей сестре, характер которого типичен для подобных ситуаций: «Я надеюсь, что доктор сделает Дороти укол, и ей будет очень больно. И она будет кричать и кричать. А я буду смеяться и радоваться, что ей больно. Я притворюсь, как будто это совсем меня не волнует».

Цель этой сказки - выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.

"По улице идёт похоронная процессия, и все люди спрашивают, кто умер. Один человек показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме". Кто же умер?"

Типичные нормальные ответы: «Неизвестный человек»; «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка»; «Человек, который был очень болен»; «Очень важный человек»; «Старик (старушка)» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание: «Мальчик (девочка)»; «Папа одного мальчика»; «Мама одного мальчика»; «Младший (старший) брат одного мальчика» и т. д.

Если ребенок еще мал, чтобы точно понимать идею смерти, содержание сказки может быть изменено:

"Однажды родители, дедушка с бабушкой, тёти и дяди и все дети пошли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далко, и он больше никогда не вернётся. Кто уехал на поезде?"

Типичные нормальные ответы не должны включать кого-то из ближайшего окружения ребенка. «Не- известно кто»; «Никто не уехал»; «Уехал незнако- мый человек» и т. д. Может быть назван человек, не являющийся членом семьи, или какой-то даль- ний, плохо знакомый ребенку родственник.
Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названно- го в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

Эта сказка может прояснить отношения ребенка к родителям и окружающим его родственникам. Извест- но, что страх наказания и потери любви обычно удерживает ребенка от проявления агрессии как по отношению к взрослым, так и к сиблингам (например, младшему брату или сестре). Здесь, в своих ответах, он может выразить свое реальное отношение к ним. Говоря об агрессии, в данном случае следует иметь фрустрационный характер ее происхождения. То есть ребенок не может стать агрессивным без причины. Не исключено, что причина его враждебного отношения в том, что он столкнулся с некими барьерами, которые препятствуют удовлетворению той или иной его потребности. Это приводит ребенка к состоянию фрустрации. Подвергшись воздействию фрустрации, ребенок реагирует агрессией. Таким образом обнаружив агрессивное, враждебное отношение ребенка к члену семьи, следует задуматься не столько над его поведением, сколько над причиной его возникновения. Чем родители могли способствовать появлению враждебности в характере ребенка.

Следует иметь в виду, что выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у ребенка привычку к подобным действиям.
Что же касается агрессивного отношения ко второму ребенку в семье, то здесь картина более или менее ясна. Будучи некоторое время единственным ребенком в семье, получая всю любовь, нежность и ласку, он не научился делиться и проявлять интерес к другим. С появлением еще одного ребенка возникает борьба с целью добиться любви и внимания своих родителей. Проблема старшего из детей в том, что ему жалко терять то положение, которое установилось в семье, где он какое-то время был полновластным «хозяином». Теперь же он начинает сомневаться, любят ли его по-прежнему родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как и раньше. И чтобы избавиться от этих сомнений, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Есть все основания считать ревность малолетних детей серьезным явлением. Она причиняет ребенку столько же страдания, сколько мы испытываем во взрослой жизни, когда в наши отношения с любимым человеком вмешивается нежелательный конкурент. Различие заключается в том, что ребенок более стеснен в своих действиях, чем взрослый, и поэтому единственным воплощением его эмоций является желание. Он желал бы, чтобы его братья и сестры куда-нибудь удалились, он желает им смерти. Для маленького ребенка, еще не разобравшегося, что такое смерть, не существует разницы между смертью человека и просто разлукой с ним. Таким образом, желание смерти братьев и сестер вполне естественно для ребенка. Чем больше он дорожит своей матерью, тем сильнее это желание.

Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, направленный на исследование детских страхов.

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он боится?

Обычные ответы. «Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, по- этому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т. д.
Ответы, которые требуют внимания. «Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т. д. Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, дабы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Цель сказки - определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

"У одного мальчика был слонёнок, очень приятный с хорошеньким хоботком. Однажды мальчик вошёл в комнату и увидел, что у слонёнка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему? "

Типичные нормальные ответы. «Слоненок перекрасился в другой цвет»; «Слоненок вырос и стал большим»; «Слоненок написал в постель»; «Он ушел, потому что ему захотелось погулять»; «Он поранил ногу и ему сделали гипс» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание . «У слоненка нет хобота, потому что его отрезали»; «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слоненок умер»; «Вместо слоненка оказалось другое животное» и т. д.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключалось плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т. д.

Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление к познанию направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, зиждется как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами и происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. К сожалению, та высокая точка развития, которой во многих отношениях ребенок достиг к этому времени, то есть к четырем или пяти годам, кажется взрослым высшей точкой развития у него дурных привычек. В это время ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть с его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один - напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

Цель сказки - выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения.
Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.

"Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он понравился. Что седлает мальчик, оставит его себе или подарит маме?"

Типичные нормальные ответы. «Немножко поиграет, а потом подарит маме»; «Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. «Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Поиграет, а потом разрушит его»; «Будет играть всегда один»; «Почему он должен отдавать замок маме?» и т. д. Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом.

Следует отметить, что представления «мое» и «не мое» развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция «моего», он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. «У меня взяли» или «у меня отняли» ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность.

Цель сказки - выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола, то есть с мальчиком тест проводит мама.

Вариант для мальчика. "Один мальчик пошёл гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо.Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему? "

Вариант для девочки. "Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо.Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему? "

Типичные нормальные ответы. «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него усталое лицо, потому что он был на работе»; «У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»; «Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»; «Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить».
Ответы, на которые следует обратить внимание. «Ему плохо, потому что он заболел»; «Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»; «Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»; «Он сердитый, потому что хотел пойти с ними, но мальчик и мама его с собой не взяли»; «Он плакал, потому что думал, что они больше не вернутся» и т. д.

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать - самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви - матерью - и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания материю, который уводит ее из дома, обращается с ней как со своей собственностью и настаивает на общей постели с ней. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество и больше всего на свете хочет быть похожим на него.

Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит и которому желает смерти.
Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Цель сказки - попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

"Один мальчик вернулся домой с прогулки и мама ему говорит: "Хорошо что ты пришёл. Мне надо сказать тебе кое-что". Что именно хочет сообщить ему мама?"

Типичные нормальные ответы. «Сегодня к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем к бабушке»; «Папа принес тебе щенка»; «По радио объявили, что будет гроза»; «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»; «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. «Кто-то умер»; «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»; «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3-го этажа»; «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»; «Завтра его поведут к врачу»; «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т. д.

Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т. д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

"Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон» . Что увидел во сне мальчик? "

Типичные нормальные ответы . «Не знаю, что ему приснилось»; «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»; «Один страшный фильм ужасов»; «Ему приснился страшный зверь»; «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. «Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Его забрали незнакомые люди»; «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т. д.

Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям (и не только детям), и в этом нет ничего предосудительного или необычного. Основное внимание в ответах стоит обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Обращаем ваше внимание на то, что тест следует проводить в спокойной и дружеской атмосфере, не допуская никакой критики или недовольства. Ваше отношение к ребенку должно быть исключительно благожелательным и спокойным. Относиться же к результатам теста следует с определенной долей условности, не воспринимая их в качестве точных данных. Не будучи профессионалом в данной области, сделать правильные и однозначные выводы невозможно. Лучше всего будет принять данные в качестве рабочей гипотезы, неких предположений, которые требуют подтверждения путем дальнейших тщательных наблюдений за ребенком или исследований с помощью других тестов. Если же вы обеспокоены полученными результатами, то следует обратиться за профессиональной помощью или советом к психологу.

Независимо от того, насколько серьезными окажутся полученные результаты, они помогут лучше узнать ребенка, познакомиться с его страхами, волнениями и тревогами. Опираясь на данные, полученные при исследовании, вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, скорректировать свое поведение, найти к нему подход. Как показывает мировая практика, даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата общения в семье.

Что еще почитать