«Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT. Методическое пособие по использованию мини-роботов BEE-BOT «Умная пчела Занятие с bee bot умная пчела

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50»

Мастер-класс для педагогов

«Программируемый мини-робот Пчела Bee-bot »

Здравствуйте! Я познакомлю вас с мини-роботами Bee-bot для формирования основ начального программирования . «Сложно ли управлять данным устройством?» нет.

Мини-робот Bee-bot достаточно прост в управлении. Он прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей от 3 до 7 лет.

С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать про-граммирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания.

В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать.

Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве.

Посмотрите на экран… На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом.

Если Вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (15 см).

Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» , иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт» . На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4 роботов.

Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение логических операций -анализа, сравнения, обобщения. умозаключения.

Задания можно давать как в устном, так и в письменном варианте. Пчела робот используется как в индивидуальной, в работе с парами, так и в групповой деятельности

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-bot мы используем специальные тематические коврики:

Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

Предлагаю поиграть с мини-роботом .

Разделы: Работа с дошкольниками

Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.

В настоящее время компьютер - это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности образовательного процесса.

Компьютер предстает не предметом изучения, и не средством обучения информатике, а универсальным средством применения информационных технологий для обучения и воспитания детей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информаци­онные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения и воспитания (Статья 2. П. 26).

Цель информатизации образования - повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Подобные изменения влекут за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления образовательными организациями, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю, который должен выступить как главный проектировщик учебного процесса и координатор.

Чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему освоить все тонкости и премудрости информационных средств, что в ряде случаев становится основой успешности человека. Информатика стала обязательным предметом в начальной школе, но уже в дошкольном возрасте дети учатся пользоваться компьютером.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  • Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • Возможность применения игрушки в совместной деятельности . Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • Обладать дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут со­держать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
  • Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с художественным народным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний-инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагогическом процессе.

В нашем детском саду было приобретено новое игровое оборудование - программируемый робот «Ум­ная пчела» : набор из 6 роботов с подставкой для зарядки. Робот «Умная пчела создан» для педагогической деятельности.

Программируемый напольный робот «Умная пчела» прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей старшего дошкольного возраста. Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (при­ключения). Работа с «Умная пчела» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственной связи и многое другое. Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию.

Что такое «Умная пчела»? Это дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов.

Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом.

Если Вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», «пчела» отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» «Умная пчела» не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота.

Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Когда программа действий задана, нажмите кнопку «Запустить программу». После того, как робот выполнит поставленные ему задачи, нажмите кнопку «Очистить память», в противном случае игруш­ка будет повторять ранее заданную программу.

Маленькая и прочная конструкция делает игрушку удобной для детской руки.

Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Кнопки «Гнездо для зарядки (USB)», «ОТКЛ. / ВКЛ.», «Электропитание» и «Звук» необходимы для включения и отключения питания и звуковых сигналов.

Для тех, кто освоил простейшие действия с роботом, предлагаются тематические коврики. Коврики делают игры с «Умная пчела» сложнее и разнообразнее.

Каждый коврик предназначен для контроля прохождения роботом «Умная пчела» заданных точек на карте. Коврик состоит из 4-х разборных панелей, при сборке которых формируется одно целое квадратное поле. Коврики выполнены из винила и ПВХ, что обеспечивает использование его даже на улице, а также имеют различный дизайн:

Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ. Коврик предназначен для стимулирования педагогов и детей исследовать различные способы управления «Умной пчелой». Взрослый может работать с группой или подгруппой детей, работающих независимо друг от друга.

Тематический коврик «Цвета и формы» знакомит детей с геометрическими формами, цветом, размером и положением на плоскости. Позволяет в увлекательной игровой форме повторять основные признаки геометрических объектов. Коврик разделен на 16 квадратных сектора размером 150х150мм, с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) 4 основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий) и 2 размеров.

Робот «Умная пчела» гораздо свободнее перемещается в пространстве, не зависит от источника питания и гораздо безопаснее с точки зрения сохранения и укрепления здоровья детей, ведь в компьютерные игры в соответствии с гигиеническими требованиями маленьким детям можно играть очень ограниченное время. На мой взгляд преимущества «Умной пчелы» перед его компьютерными аналогами очевидны.
Анализ литературы и опыта работы позволяет говорить и о других положительных сторонах использования данной игрушки в работе с маленькими детьми.

Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, только правильно направив его «вперед», «назад», «направо» или «налево» малыш достигнет желаемого результата. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелой» развивают пространственную ориентацию дошкольника.

«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений.
Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). Дошкольник в игровой, увлекательной форме лучше может понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посе­редине, между, сбоку или с краю.

Продолжая разговор о разделах «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений, отметим, что и такую задачу, как счет в пределах десятка, можно решать при помощи предлагаемой игрушки. Ребенок может закреплять полученные на занятиях знания. Составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости: «Один, два, три. Три шага вперед, потом поворот направо и два шага назад». Примерно так может выглядеть речь малыша, когда он определяется с программой действия.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И кроме того: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Взаимодействие ребенка дошкольного возраста с программируемым напольным роботом «Умная пчела» положительно влияет на формирование его речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением дошкольником словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Использование различных тематических ковриков (жизнь на ферме, дорожка с цифрами и животными и др.) позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры, расширить активный и пассивный словарь малыша.

Продолжая разговор о развитии речи ребенка-дошкольника, следует помнить, что развитием речи и мышления ребёнка тесно связано с развитием рук.

Может ли дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот способствовать развитию мелкой моторики ? Робот управляется при помощи кнопок, расположенных на спинке пчелы. Активизировать эти кнопки возможно только пальцами. При этом, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук.

Одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня.

Разнообразить деятельность ребенка может необычная и полезная игрушка программируемый напольный мини-робот «Умная пчела». Она может способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.

Давая игрушке команды, мы можем заставить ее бегать туда и так, куда и как нам нужно; выполняя поставленные игровые задачи. Можно «поселить» на плоскости несколько роботов и сделать так, что каждый из них будет «жить своей жизнью».

В этом случае в игре могут принимать участие несколько детей. Для того, чтобы игра состоялась, малышам придется взаимодействовать друг с другом, договариваться и решать совместно игровые задачи. Все это будет способствовать развитию коммуникативных навыков детей, созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Bot будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника. Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.

Как же следует использовать ее в работе с детьми дошкольного возраста?

Первое, что должен сделать воспитатель, это освоить игру с роботом самому. Предлагая поиграть ребенку, взрослый в этот момент помогает малышу, а не делает вместе с ним ошибки. Поиграйте сначала сами, это не только необходимо, но и очень интересно.

Когда первый шаг сделан, взрослый освоил все хитрости и премудрости, предлагаем «пчелку» ребенку.

«Умная пчела» может использоваться как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельная игра.
Дошкольники играют с игрушкой-роботом первоначально под руководством взрослого. А затем, когда они освоят приемы управления роботом, игра может принимать самостоятельный характер. В этом случае воспитатель только наблюдает и при необходимости корректирует ход игры.

Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. С «Умной пчелой» можно играть в помещении, например, в групповой комнате. Но не обязательно за столом. Поверхность стола не дает возможности маневра и длинных маршрутов, другими словами, игрушка падает со стола. Можно расположиться с роботом на ковре или просто на полу. Непременно следует соблюсти одно условие: поверхность, где играют дети, должна быть абсолютно гладкой, без «ям» и «бугров». Изъяны поверхности не дают возможности роботу двигаться свободно. При правильно составленном маршруте, к запланированной точке Пчела может не добраться. Интерес к игре у мальчиков и девочек в такой ситуации снижается. Явным преимуществом рассматриваемой игрушки является то, что она не привязана к источнику питания и ее можно использовать на улице, например, на участке детского сада в теплое время года. Но и на улице следует помнить об условии ровной поверхности. Площадку для игры можно организовать на групповой веранде или асфальтированной дорожке.

Итак, работа дошкольников в разных по количеству участников группах и правильная организация места игры с игрушкой «Умная пчела» будут способствовать повышению эффективности проводимой работы и сохранению интереса детей к данной деятельности.
Во время всей игры взрослый наблюдает и при необходимости корректирует работу дошкольников.

Первоначально взрослый принимает участие в играх детей, в том или ином качестве, но, когда ребята освоят приемы работы с игрушкой-роботом, они прекрасно играют самостоятельно. Благодаря креативности современных малышей сюжеты и содержание игр с «Умной пчелой» очень разнообразны. Дети совершенствуют игры, показанные взрослым, придумывают разнообразные «бродилки», задания друг для друга.

Я представила лишь некоторые варианты использования дружественного ребенку программи­руемого напольного мини-робота «Умная пчела» в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот «Умная пчела» может выступать одним из средств приобщения маленьких детей к основам информационно-коммуникативных технологий.

Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. При грамотной организации детской деятельности и соблюдении методических рекомендаций при помощи «Умной пчелы» возможно решить некоторые задачи:

  • развитие логического мышления у дошкольников;
  • развитие умения составлять алгоритмы;
  • развитие пространственной ориентации дошкольников;
  • закрепление умения считать в пределах десятка;
  • освоение правил дорожного движения;
  • формирование речи детей;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития способностей.
Воспитателям, применяющим в своей работе «Умную пчелу», следует обращать внимание на некоторые обстоятельства.

  • Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.
  • Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
  • Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.
  • Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
  • Рассказывайте родителям воспитанников о полезных и педагогически целесообразных игрушках.

В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.

Литература

    • Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
  1. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике./ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.: ИКЦ «МарТ»., 2005. – 448 с.
  3. Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
  4. Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требова­ниях к играм и игрушкам в современных условиях».
  5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 5-6 лет. ФГОС – М.: Мозаика-Синтез,2016, 112 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обра­зования».
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.

Вера Савкова
Мастер-класс по теме: «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования»

Популярность робототехники среди дошкольников с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать в команде. Робототехника вовлекает ребенка в мир творчества, дает стимул для получения новых знаний. Она позволяет детям мыслить творчески, анализировать. С помощью изучения языка программирования обучаемые развивают свои когнитивные компетенции до высокого уровня. Использование мини-роботов дает возможность воспитанникам манипулировать осязаемыми объектами и экспериментировать с ними в реальных ситуациях. Программируемый робот представляет собой новый объект в окружающей среде ребенка. Он сохраняет в памяти серию команд и последовательно их выполняет. Он может также позволить ребенку исследовать пространство посредством информационных технологий . Комплект программируемых напольных роботов Bee-Bot прекрасно подходит для применения как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальной школе. Он чрезвычайно популярен и любим детьми за простое управление и дружелюбный дизайн. С помощью данных устройств дети могут с легкостью изучать программирование , задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения) . Работа с Bee-Bot учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.

Цель мастер-класса :

Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программирования в детском саду .

Задачи мастер-класса :

1. Демонстрация мастерства использования мини-роботов в ДОУ ;

2. Создание условий для применения новых знаний (практическая работа по программированию мини-робота , соревнования);

3. Ррефлексия полученных результатов.

Ход мастер-класса :

1. Подготовительно-организационный этап

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю вам мастер-класс «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ начального программирования », где покажу приемы работы с ним, предоставлю возможность стать участниками образовательного процесса. Но для начала предлагаю вам посмотреть на программируемую пчелу и ответить на вопрос «Сложно ли управлять данным устройством?» Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» , которая обозначена кнопкой «Х» . Затем с помощью стрелок задается маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем команду «Выполнить» , которая обозначена кнопкой «ОК» . В процессе игры с умной пчелой развивается не только воображение и пространственное мышление, но и другие навыки, например, навыки счета, чтения, прогнозирования ситуации . На первом этапе можно использовать специальные тематические коврики : коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты, коврик «Змеи и лестницы» адаптирует известную настольную игру с одноименным названием. Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур. В процессе работы я прибегаю к разным формам и приемам привлечения в игру. Предлагаю остановится на некоторых из них.

2. Основная часть

Практическое занятие

«Семафорная азбука»

Цель : Учить воспринимать информацию в форме сигнала , проецировать ее на объект для решения поставленной задачи.

Работа ведется в командах по два-три человека. На каждую команду дается один мини-робот . Вводится соревновательный момент как дополнительная мотивация участников к выполнению заданий.

1 задание : , ориентируясь на подаваемые сигналы. Команда-победитель – та, которая первой доберется правильно до пункта назначения : от пристани до гостевого домика. Сложность задания в том, что сигналы необходимо отобразить «зеркально» , поскольку я нахожусь к вам лицом.

Наша пчела попала в незнакомый город морским путем, помочь ей вызвался матрос, который указал путь до гостевого домика с помощью семафорной азбуки. Как вы думаете, насколько хорошо вы владеете навыками зрительного восприятия команд? Давайте проверим.

«Гонки вслепую»

Цель : Учить воспринимать команды или указания на слух, применять полученную информацию для программирования устройства .

2 задание : запрограммировать мини-робота , определяя команды на «звуковых карточках» . Проверкой правильности выполнения задания будет точное прохождение маршрута : из кафе в туристический центр/от парковки до туристического центра.

«Звуковые карточки» содержат запись голоса : простая запись и воспроизведение операции. Длительность составляет 30 сек.

Пчелка путешествует по незнакомому ей городу, ориентируясь по открыткам. Но изображение с них пропало, и ей пришлось ориентироваться только по голосовым командам, оставшимся в записи. Помочь пройти путешественнице необходимый путь вы сможете, нажав только черную кнопку для прослушивания сообщений. Нажатие красной кнопки удалит все сообщения, будьте внимательны.

«Графический диктант»

Цель : Учить создавать маршрут движения пчелы, используя навыки написания «графических диктантов» , определять расстояние с помощью зрительных ориентиров.

На этапе овладения работы с устройством, я предлагаю придумать и воплотить маршрут движения пчелы, который останется графически выраженным на поверхности. Второй участник должен повторить данный путь, пытаясь точно соответствовать уже начерченному маршруту.

3 задание : запрограммировать мини-робота , используя линейный алгоритм движения пчелы.

Пчелка пошла неизвестным ей маршрутом, помочь ей смогут друзья, которые точно пройдут по ее следам.

Программирование мини -роботов - процесс несложный, но увлекательный.

3. Заключительная часть

Рефлексия по итогам работы групп.

Я предлагаю вам оценить мастер-класс , в котором вы только что приняли участие с помощью опросного листа «Плюс-минус-перспектива» , где можете оставить свои пожелания и предложения по развитию данного проекта.

Принципы проведения мастер-класса :

Деятельностный подход;

Активизация мыслительной деятельности;

Работа в парах - тройках;

Творческая деятельность по программированию робота ;

Самоорганизация при работе в группах;

Соревнования;

Рефлексия.

Оборудование :

Мини – роботы «bee-bot » , тематические коврики, звуковые карточки.

Результаты для педагогов, на которые ориентирован мастер-класс :

Знакомство с таким инновационным направлением в современном образовании как основы программирования для дошкольников .

Определение качественных результатов, полученных в результате участия в мастер-классе .

Публикации по теме:

Продолжительность мастер-класса: 20 минут Цель мастер-класса: ретрансляция педагогического опыта по легоконструированию и робототехнике.

Игры, используемые для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ «На прогулке» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными. Материал:.

Интеллектуально-познавательная деятельность как условие формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного "Интеллектуально - познавательная деятельность как условие формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста" Пояснительная.

Консультация для педсовета «История формирования основ патриотизма при ознакомлении дошкольников с природой родного края» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Доброго времени суток всем! Вот и прошли Олимпийские игры в Бразилии, Олимпиада, которую с таким нетерпением ждали многие российские.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Проект «Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности» Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности. Младший дошкольник по своим физиологическим.

Создание на территории ДОУ малых архитектурных форм, с целью формирования у дошкольников основ экологической культуры. Слайд №3 Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным.

Выступление на вебинаре «Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания» «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, кода он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный.

Взаимодействию ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни 1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию опыт моей работы по Взаимодействию ДОУ и семьи, как условие.

Библиотека изображений:

Описание

Методическое пособие. Программируемый мини-робот «УМНАЯ ПЧЕЛА». Методическое пособие адресовано педагогам начальной школы и дополнительного образования и предназначено для организации работы детей младшего школьного возраста с программируемым мини-роботом «Умная пчела». В пособии дается методика использования этого робота для изучения основ программирования в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения), дети учатся структурированной деятельности, развивают воображение и имеют массу возможностей для определения причинно-следственных связей и многое другое. В пособии представлены технические характеристики робота и осенащения к нему.

Предлагаются разработки игр и упражнений с его использованием для учащихся начальной школы.

Характеристики

Код товара

1156

Задать вопрос

Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

Доставка

ДОСТАВКА ПО МОСКВЕ И МО

ДОСТАВКА ПО МОСКВЕ (В ПРЕДЕЛАХ МКАД)

Доставка по Москве:

Стоимость доставки по Москве – 300 руб.
После того, как Вы оформите свой заказ на нашем сайте, с Вами свяжется менеджер для согласования заказа, даты и времени доставки. Однако, если менеджер магазина перенесет доставку, пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Доставка по Московской области (за МКАД)

Тарифы по доставке:

До 10 км от МКАД – 300 руб.
от 10 км до 15 км от МКАД – 450 руб.
от 15 км до 20 км от МКАД – 600 руб.
от 20 км до 25 км от МКАД – 750 руб.

Доставка осуществляется курьерской службой по указанному Вами адресу в течение 1-2 дней с момента подтверждения заказа менеджером интернет-магазина.

При доставке более 25 км от МКАД доставка производится транспортными компаниями после 100% предоплаты заказа.

Вы также можете самостоятельно забрать заказ из пункта выдачи заказов компании СДЭК в МО в удобное для Вас время. Срок доставки заказа в пункт выдачи - от 1 рабочего дня. Стоимость доставки заказа зависит от нахождения выбранного Вами пункта выдачи заказов, размера, веса товара и рассчитывается при оформлении заказа.

ВНИМАНИЕ! ЗА ЧАС ДО ДОСТАВКИ КУРЬЕР ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЖЕТСЯ С ВАМИ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ТЕЛЕФОН И БУДЬТЕ НА СВЯЗИ!

*Уважаемые покупатели, обращаем Ваше внимание, что производитель оставляет за собой право изменять характеристики товара, его внешний вид и комплектность без уведомления. Цветовые решения товара, а также иные опциональные элементы, представленные на изображении и в описании, могут отличаться от заявленных в описании данного товара на сайте и создают общее представление о внешнем виде, дизайне и функциональных особенностях продукта. Уточняйте, пожалуйста, подробные характеристики товара у наших менеджеров или на сайте производителя.

САМОВЫВОЗ ИЗ МОСКВЫ

Вы можете забрать товар самостоятельно из нашего офиса. Для этого нужно оставить заказ на сайте, выбрать вариант доставки "Самовывоз".

Самовывоз возможен в будние дни с 10.00 до 18:00.

Адрес: м. Щелковская, ул. Уральская, д.21

Как нас найти:

Станция метро «Щелковская», 1-й вагон из центра, выход из метро на ул. Уральская.

Остановка общественного транспорта на стороне «Автовокзала». Проезд Автобусом № 223, 257, или Троллейбусом № 23 до остановки «ул. Уральская дом 19» (2-я остановка от метро).

Или пешком вниз по ул. Уральская по левой стороне, примерно 15 мин.

Наш офис-склад находится в здании «МНИТИ» в 100 м от остановки на противоположной стороне – это одноподъездное серое 14-этажное офисное здание.

Подняться по ступенькам, пройти через стеклянные двери и позвонить по тел. ……..или по внутреннему телефону 167, назвать номер заказа, ждать внизу пока вынесут Ваш заказ.

Схема проезда яндекс карты (посмотреть как сделано на сайте конструкторы детям)

САМОВЫВОЗ ИЗ ПУНКТА ВЫДАЧИ ЗАКАЗОВ

Вы также можете самостоятельно забрать заказ из пункта выдачи заказов компании СДЭК в Москве в удобное для Вас время. Срок доставки заказа в пункт выдачи - от 1 рабочего дня. Стоимость доставки заказа зависит от нахождения выбранного Вами пункта выдачи заказов, размера, веса товара и рассчитывается при оформлении заказа.

Оформляя заказ в СДЭК Вы получаете быструю и удобную доставку, возможность оплатить заказ онлайн или при получении. Вы обязательно получите номер отправления заказа для отслеживания на сайте СДЭК и смс о том, что заказ можно забирать.

ДОСТАВКА ПО РОССИИ (в том числе Крым) и Казахстан

Если Вы оставили заявку на сайте, заказ считается принятым после того, как с Вами связался менеджер.

Стоимость доставки до офиса ТК в Москве - 300 руб.

Если выбранная Вами Транспортная компания находится за пределами МКАД, то стоимость доставки до офиса ТК рассчитывается исходя из тарифов доставки по МО.

Внимание! Стоимость доставки Транспортной компанией в Ваш город рассчитывается по тарифам выбранной ТК.

Доставка по России осуществляется при условии 100% предоплаты за товар. Квитанцию для оплаты заказа Вы получите по e-mail после оформления заказа.

Счет (квитанция) действителен 3 банковских дня. Об оплате сообщите, пожалуйста, письмом с копией платежного поручения. Заказ начинает комплектоваться после 100% поступления денежных средств за товар на наш расчетный счет.

Доставка товара в офис ТК осуществляется в течении 3-х рабочих дней, после зачисления денежных средства на наш расчетный счет.

Наш интернет-магазин обеспечивает доставку в любую точку России, используя услуги различных транспортных компаний (Деловые линии, ПЭК, ЖелДорЭкспедиция, Байкал-Сервис и пр.). Стоимость и сроки доставки рассчитываются индивидуально и зависят от веса и объема Вашего заказа, а также от того, насколько удален Ваш населенный пункт от Москвы. После оформления заказа, Вам позвонит менеджер магазина и подберет самые выгодные условия доставки.

Если Ваш населенный пункт находится вдали от крупных городов, обратите на это обстоятельство внимание менеджера при осуществлении заказа и уточните условия доставки именно к Вам. Если ни одна из рекомендованных нами Транспортных Компаний по каким-либо причинам Вам не подходит или Вы предпочитаете иметь дело с определенной Транспортной Компанией, мы непременно прислушаемся к Вашему мнению и установим контакт с предложенной Вами ТК.

Внимание! Транспортная компания доставляет груз до своего филиала в Вашем городе, НЕ ДО КВАРТИРЫ. Доставка до квартиры является дополнительной услугой транспортной компании и оплачивается в соответствии с тарифными планами Вашего города. После доставки товара до филиала транспортной компании в Вашем городе с вами свяжутся их представители и предложат выбрать удобный способ получения: самовывоз из филиала или доставку до двери. САМОВЫВОЗ ИЗ ПУНКТА ВЫДАЧИ ЗАКАЗОВ СДЭК В РЕГИОНАХ.

Вы также можете самостоятельно забрать заказ из пункта выдачи заказов компании СДЭК в Вашем регионе в удобное для Вас время. Срок доставки заказа в пункт выдачи - от 1 рабочего дня. Стоимость доставки заказа зависит от региона нахождения выбранного Вами пункта выдачи заказов, размера, веса товара и рассчитывается при оформлении заказа.

Обращаем Ваше внимание, что самовывоз из ПВЗ СДЭК в регионах доступен пока только для конструкторов Morphun.

ВНИМАНИЕ! ЗА ЧАС ДО ДОСТАВКИ КУРЬЕР ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЖЕТСЯ С ВАМИ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ТЕЛЕФОН И БУДЬТЕ НА СВЯЗИ!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Золотая рыбка»

624930, Свердловская область , Городской округ Карпинск , улица Карла Маркса, дом 27-а

8(343) 83 9-10-04, e-mail : , сайтдоу

Лесная прогулка

Методическое пособие по использованию

мини-роботов BEE - BOT

«Умная пчела»

Маркелова Н.В.

Ткаченко Е.Н.

ГО Карпинск 2016

Образовательная область использования: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Материалы: мини-робот «Умная пчела», методический коврик «Лесная прогулка», корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.

Цель : формирование элементарных экологических знаний у детей

Задачи:

    совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам

    развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление

    воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Содержание

Деятельность

педагога

воспитанников

1.Игровая ситуация: «С какого дерева лист»

Цель: закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.

Мотивация. Звери готовятся к празднику и решили сделать красивую гирлянду из листьев деревьев, но у них только по одному листочку с дерева. Как помочь животным?

2.Педагог предлагает детям выбрать лист с дерева.

Дети высказывают свои предложения

1.Дети объединяются в микро-группы

2.Дети берут лист с дерева, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле.

2.Игровая ситуация: «Где растут эти грибы»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза-подберёзовик и т. д.

Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

Мотивация. Лисичка собирается в гости к белочке и решила принести в подарок грибы, но не знает, под каким деревом растут эти грибы.

1.Педагог предлагает детям выбрать гриб из корзинки

2.Педагог предлагает по названию гриба найти место его произрастания в лесу

3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5.Совместно с детьми подводит итоги.

1.Дети выбирают гриб и по внешнему виду определяют его название.

2.Дети находят дерево, под которым растет гриб.

3. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

3.Игровая ситуация «Кто, где живет»

Цель : формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Мотивация. Слоненок подружился с лесными зверями и решил навестить их. Но он не знает, кто, где живет. Как помочь слоненку?

Дети высказывают свои предположения

    Ищут на поле его место обитания и на маршрутном листе прокладывают путь.

    Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «дома».

4.Игровая ситуация «Накорми животное»

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе

Мотивация. Волчонок празднует свой день рождения и решил угостить своих друзей, но не знает, кто, чем питается. Как помочь волчонку?

1.Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.

2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3. Наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

Дети высказывают свои предположения

    Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.

    Ищут на поле пищу для своего животного и на маршрутном листе прокладывают путь.

    Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «лакомства».

5. Игровая ситуация «Помоги пчелке найти дорогу домой»

Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.

Учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана.

Мотивация. Педагог ставит перед детьми проблему «пчелка заблудилась». У каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте. 1.Предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.

2.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают план-карту.

2. Ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе.

3.Программируют робота.

После этого ставят робота на отправную точку и запускают его.

6. Игровая ситуация «Волшебные звуки»

Цель: закреплять умения определять местоположение звука в слове.

    Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

    Педагог предлагает карточку для определения местоположения звука в слове.

    Педагог называет звук, местоположение которого необходимо найти.

4.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

5.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

6.Совместно с детьми подводит итоги.

По цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.дети рассматривают карточку.

3.Дети называют дерево в названии, которого есть определенный звук и его местоположение в слове. Затем находят это дерево на игровом поле.

4.Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

5. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этого дерева.

7. игровая ситуация «Волшебные слоги»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

2.Педагог предлагает детям карточки с цифрами. Детям нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.

3. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5. Совместно с детьми подводит итоги.

1.Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.Дети называют цифру и ищут на коврике картинку, название которой соответствует количеству слогов.

3.Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этой картинки. Закрывают картинку карточкой с цифрой.

Что еще почитать