Семейное право обществознание кратко. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: Семейное право (практикум)

Семейное право - одна из самых важных отраслей права, так как оно регулирует достаточно широкий круг вопросов. Большинство людей являются участниками семейных правоотношений, поэтому государство заботиться о том, чтобы все споры в этой сфере были четко и быстро разрешены. Узнаем, как регулируются семейные отношения, и какие принципы семейного права существуют.

Семейные правоотношения

Источниками семейного права в России являются законы РФ, в частности, Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

Данные нормативно-правовые акты фиксируют все вопросы, которые возникают в семейных отношениях.

Поговорим кратко о предмете семейного права, а также его объектах и субъектах.

Субъекты семейных правоотношений - это члены семьи, то есть супруги, дети, родители. Под объектами понимают действия этих лиц, например, заключение брака между мужчиной и женщиной, принадлежащие им вещи - квартира, автомобиль и так далее.

В свою очередь, действия членов семьи могут быть:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • правомерными;
  • неправомерными.

Другими словами, они могут соответствовать нормам права, либо нарушать их. К правомерным можно отнести заключение брака в соответствии со всеми требованиями законодательства, а к неправомерным - отказ от содержания малолетнего ребенка.

Брак

Понятие брака заключается в добровольном союзе мужчины и женщины, которые приняли решение создать семью. Существует два вида брака - фактический и гражданский. Но при этом законом признается только гражданский - официально зарегистрированный. Для регистрации брака существует специальная процедура.

Разберем основные требования к заключению брака.

  • никто не может быть принужден к заключению брака - он основывается на добровольном, осознанном решении каждого из супругов;
  • будущие супруги должны достигнуть совершеннолетия (в некоторых случаях разрешается вступать в брак лицам младше 18 лет, например, при беременности супруги, либо необходимости для супруга прохождения срочной службы в армии);
  • существует срок после подачи будущими супругами заявления в орган ЗАГС - 1 месяц, по истечении которого происходит регистрация брака;
  • данные о регистрации брака заносятся в специальный документ - в книгу актов гражданского состояния, и другие документы, удостоверяющие личность, супруги получают свидетельство о браке;

Результатом брака является семья - один из институтов общества, который имеет большое значение. Государство стремится поддерживать и стимулировать граждан создавать семьи, но при этом не препятствует расторжению брака, если на это есть объективные причины. Расторгнуть брак можно в органах ЗАГСа (если оба супруга согласны и не имеют несовершеннолетних детей) или в суде (если один из супругов против расторжения брака, либо у супругов есть особые требования).

Существует ряд ситуаций, когда закон запрещает гражданам регистрировать брак.

Причиной может стать:

  • близкая родственная связь между женихом и невестой;
  • наличие другого зарегистрированного брака;
  • признанная недееспособность лица.

Права и обязанности членов семьи

Муж и жена обладают равными правами и обязанностями.

Права супругов:

  • выбор фамилии (мужа, жены, либо двойной);
  • совместное решение семейных вопросов на основе равенства и согласия;
  • право на совместную собственность;
  • свободный выбор профессии и места жительства.

Обязанности супругов:

  • налаживание отношений на основе взаимного уважения, заботы, помощи;
  • забота о воспитании и развитии детей;
  • материальная поддержка членов семьи.

Тест по обществознанию Семейное право для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек и закон. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания, в части 3 - 2 задания.

1. Права и обязанности супругов возникают с момента

1) подачи заявлений о заключении брака
2) назначения даты заключения брака
3) государственной регистрации брака в органах ЗАГС
4) объявления о браке в средствах массовой информации

2. Заключение брака производится по истечении __________ со дня подачи соответствующего заявления

1) трёх дней
2) одной недели
3) двух недель
4) одного месяца

3. Верны ли следующие суждения о законодательных ограни­чениях при расторжении брака?

А. Брак не может быть расторгнут в течение года после рождения ребёнка даже при наличии согласия обоих супругов.
Б. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о расторжении брака?

А. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.
Б. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, рас­торжение брака производится в суде.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. При заключении брака супругам запрещается

1) соединять фамилии, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной
2) выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии
3) сохранять свою добрачную фамилию
4) присоединять к своей фамилии фамилию другого супруга

6. Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супру­гов, определяющее имущественные права и обязанности суп­ругов в браке и (или) в случае его расторжения, называется

1) регистрацией брака
2) брачным договором
3) регистрацией договора
4) соглашением о разделе имущества

7. Верны ли следующие суждения о брачном договоре?

А. Брачный договор может быть заключён как в отноше­нии имеющегося, так и в отношении будущего имуще­ства супругов.
Б. Супруги вправе определить в брачном договоре порядок несения каждым из них семейных расходов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. С помощью брачного договора можно договориться

1) у кого из супругов в случае развода останется машина, которую планируется купить
2) о запрещении одному из супругов обращаться в суд о выделении доли в совместном имуществе
3) у кого будут проживать дети в случае развода
4) об обязательстве супруга не требовать выплаты алимен­тов в случае развода

9. Семейный кодекс РФ ребёнком признает физическое лицо вплоть до достижения им возраста

1) 14 лет
2) 16 лет
3) 21 года
4) 18 лет

10. Имя ребёнку даётся

1) работниками органов записи актов гражданского состояния
2) по имени отца
3) по решению одного из родителей
4) по соглашению родителей

1. Вставьте пропущенное понятие.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста __________ лет.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключени­ем одного, характеризуют понятие «семейное право».
Приёмная семья, поручительство, алименты, брачный до­говор, попечительство, усыновление.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом ниже перечне нажитые супругами во время брака виды имущества, относящиеся к совместной собственности супругов, и запишите в строку ответов циф­ры, под которыми они указаны.

1) личные вещи
2) заработная плата
3) доходы с продажи ценных бумаг
4) трудовая пенсия
5) полученные по наследству ценные бумаги
6) автомобиль, подаренный родителями одного из супругов

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Усыновление производится __________(А) по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребёнка. Дела об уста­новлении усыновления детей рассматриваются с обязатель­ным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также __________(Б). Для установления усыновления ребёнка необходимо заключение __________(В) об обоснованности усыновления и о его соот­ветствии интересам усыновляемого ребёнка с указанием сведений о факте личного общения __________(Г) с усыновляемым ребёнком.
Порядок передачи детей на усыновление, а также осущест­вления контроля за условиями жизни и воспитания детей в __________(Д) усыновителей на территории Российской Федерации определяется __________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) прокурор
2) усыновитель
3) суд
4) орган опеки и попечительства
5) Правительство Российской Федерации
6) семья
7) договор

1. В собственности Зеленина Виктора Данииловича до заклю­чения брака с Марининой Анной Владимировной находи­лась трехкомнатная квартира. После свадьбы они совместно сделали в ней капитальный ремонт, в частности сделали пе­репланировку. Будут ли они иметь равные права на эту квартиру? Если да, то при каком условии?

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, рас­кройте его смысл, обозначив при необходимости разные ас­пекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспек­тов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргумен­тации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие по­нятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1) «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» (К. Маркс).

2) «Семья уж такая вещь, сделанная из хрупкого, легко бьющегося материала, что беречь ее обязан каждый член семьи» (Л. Виилма).

3) «Брак — это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей» (В. Шоу).

Ответы на тест по обществознанию Семейное право
Часть 1
1-3
2-4
3-2
4-1
5-1
6-2
7-3
8-1
9-4
10-4
Часть 2
1. четырнадцати
2. поручительство
3. 156
4. 314265

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

Пояснение.

Семейное право - это одна из отраслей частного права. Это система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи - да, верно (2 ст. Семейного Кодекса РФ).

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим - нет, неверно. Брак не приостанавливается, а прекращается (16 ст. СК РФ)

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) - да, верно.

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором - нет, неверно, законный режим имущества действует тогда, когда он не изменен брачным договором (33 ст. СК РФ)

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям - да, верно.

Ответ: 135.

Ответ: 135

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Трудовое право - порядок принятия на работу, увольнения, заключения трудового договора. Семейное право -  порядок вступления и расторжения брака, усыновления, опекунства. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

А) гражданин был принят на работу в должности механика - трудовое право.

Б) суд установил опеку над несовершеннолетним - семейное право.

В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны - уголовное право.

Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск - трудовое право.

Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы - уголовное право.

Ответ: 12313.

Ответ: 12313

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм, Право. Система российского права, законотворческий процесс

1) конституционное право

2) административное право

3) гражданское право

4) семейное право

Пояснение.

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Семейное право - совокупность норм права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Имущественные и неимущественные права, Право. Система российского права, законотворческий процесс

Семейное право регулирует более узкий род отношений.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Семейное право , предпринимательское право , частное право , трудовое право , гражданское право .

Пояснение.

Правовые нормы принято подразделять на нормы публичного и частного права.

Публичное право регламентирует жизнь общества в целом: порядок деятельности государственной власти и управления, осуществление правосудия и т. д.

Частное право - определяет взаимоотношения в лично-имущественных, брачно-семейных и тому подобных областях деятельности.

Семейное, предпринимательское, трудовое, гражданское право относятся к частному праву.

Ответ: частное право.

Ответ: частноеправо

Петр Дмитриевич Садовский

Нет. Читайте пояснение, там указана классификация, принятая в юриспруденции.

Максим Маторин 27.01.2019 11:32

слитное написание ответа

Иван Иванович

Если это вопрос, то да, слитное.

·

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Ответ___________.

Пояснение.

Конституционное право, граж­дан­ское право, тру­до­вое право, ад­ми­ни­стра­тив­ное право, эко­ло­ги­че­ское право, се­мей­ное право - ма­те­ри­аль­ное право.

Ответ: материальное.

Ответ: материальное

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

Установите со­от­вет­ствие между субъ­ек­та­ми от­но­ше­ний и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые эти субъ­ек­ты представляют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г Д

Пояснение.

A) ра­бот­ни­ки и ра­бо­то­да­те­ли - тру­до­вое право.

Б) про­дав­цы и по­ку­па­те­ли - граж­дан­ское право.

B) служ­бы и ор­га­ны за­ня­то­сти - тру­до­вое право.

Г) арен­да­то­ры и арен­до­да­те­ли - граж­дан­ское право.

Д) усы­но­ви­те­ли и усы­новлённые - се­мей­ное право.

Ответ: 23231.

Ответ: 23231

1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой JI.

2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

Пояснение.

Семейное право регламентирует порядок вступления в брак и его расторжения, усыновления.

Второе и третье -  это гражданское право.

Четвертое -  административное.

Ответ: 1

А. К отраслям частного права относится предпринимательское, гражданское, семейное право.

Б. К отраслям публичного права относится конституционное, административное, уголовное право.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). Частное право - это совокупность отраслей - часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников - равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Установите соответствие между отраслями и частями системы права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Публичное право: АБГ

Частное право: ВД

Ответ: 11212

Ответ: 11212

А. Условия и порядок вступления в брак регулируются нормами семейного права РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

1) административное право

2) семейное право

3) уголовное право

4) процессуальное право

5) гражданское право

6) конституционное право

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Публичное право - регулирует отношения власти и подчинения, основано на методе предписаний и распоряжений, защищает интересы государства (конституционное, финансовое, уголовное, административное).

Ответ: 25.

Как на­зы­ва­ет­ся отрасль права, ко­то­рая регулирует об­ще­ствен­ные отношения в сфере го­су­дар­ствен­но­го управления, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственной власти?

1) конституционное право

2) административное право

3) гражданское право

4) семейное право

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Особенности административной юрисдикции, Право. Система российского права, законотворческий процесс

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Конституция устанавливает общие положения, но конкретно регуляцией занимается административное право.

Понятие «аренда» является одним из основных понятий

1) семейного права

2) гражданского права

3) обязательственного права

4) трудового права

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Имущественные и неимущественные права

Иван Хеорхе

Обязательства это институт гражданского права.

Что из перечисленного ниже регламентируют нормы семейного права?

1) получение наследства по завещанию

2) порядок получения гражданства

3) порядок выплаты алиментов на ребенка

4) порядок приобретения недвижимого имущества

Пояснение.

Алименты - средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других, нуждающихся в этом, членов семьи.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака


Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть проиллюстрировано изменение статусов на примере трех вех в биографии.

1. Цикл студенческой жизни. Человек осваивает роль студента. Он может рассчитывать на получение качественного образования, доступа в библиотеки, научные учреждения, если этого требуется, на квалифицированную помощь и руководство преподавателями. Обязан посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты, проходить практику, защищать дипломную и курсовые. Студент может жить в общежитии, часто подрабатывает, самостоятелен, старается экономически не зависит от родителей.

2. Цикл семейной жизни. Осваивает роль мужа или жены, отца или матери. Может рассчитывать на понимание эмоциональную поддержку со стороны второй половинки, уважение со стороны детей. Отвечает за воспитание детей, материальное содержание семьи. Супруги обычно стараются жить в отдельной квартире, человек ценит стабильность, старается найти постоянный источник заработка, время ролевых экспериментов уходит в прошлое, свободное время проводит в своей семье.

3. Трудовой цикл. Осваивает роль работника. Встраивается во иерархию на работе, может быть как подчиненным, так и начальником, обязан выполнять свою трудовую функцию, соблюдать дисциплину, технику безопасности, получает зарплату за свою работу. Работник пытается показать зарекомендовать себя с лучшей стороны, часто рассчитывает на карьеру, уровень жизни, затраты зависит обычно от дохода работника.

Правильный пример может содержать иные примеры.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребёнка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребёнка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет ещё ряд функций, а именно: экономическую функцию - в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление; функцию передачи социального статуса - семьи разных слоёв общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям; функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Семья - как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растёт число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьёй как таковой.

(В. Н. Дружинин )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три типа властных отношений в семье и приведены соответствующие примеры принятия решений по важным вопросам семейной жизни:

1) патриархальная семья (например, главой семьи считается старший мужчина, все решения по важным вопросам принимаются им единолично);

2) матриархальная семья (например, главой семьи считается старшая женщина, она принимает все решения по важным вопросам, касающимся семьи).

3) эгалитарная (партнёрская) семья (например, статус главы семьи отсутствует, в принятии важных решений по вопросам, касающимся семьи, участвуют все взрослые члены семьи независимо от пола).

Могут быть приведены другие примеры роли различных компонентов правовой культуры в обеспечении правопорядка

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть приведены:

1) за­щи­та соб­ствен­но­сти от по­ся­га­тельств дру­гих лиц

2) про­бле­мы рас­по­ря­же­ния собственностью

3) про­бле­мы дол­го­вых обязательств

4) за­щи­та от по­ся­га­тельств на жизнь и здо­ро­вье человека

Могут быть на­зва­ны и иные проблемы, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Отработка задания 27 ЕГЭ обществознание по теме «Семейное право»

Задание 27.

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Задание 27.

Задание 27.

Задание 27. Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

УК РФ, Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Задание 27. В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело?

Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора?

Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.

Задание 27. Супруги, граждане РФ, Фрол и Аксинья решили заключить брачный договор. Фрол настаивал на включение в договор пункта о том, чтобы жена обязательно сообщала ему о всех своих телефонных переговорах, рассказывала ему их содержание, а также содержание почтовых, телеграфных и прочих сообщений. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

Тест № 1 по обществознанию по теме «Семейное право». 11 класс.

1.Нормы семейного права применяются

А) если необходимо определить размеры алиментов

Б) если нарушены правила поведения в общественных местах

В) в случае забастовки шахтёров

Г) в случае обмена жилой площади

2. Брачный договор не может

А) устанавливать права и обязанности супругов по взаимному содержанию

Б) регулировать личные неимущественные отношения между супругами

В) устанавливать способы участия супругов в доходах друг друга

3. Супруги Л. обратились к нотариусу для удостоверения брачного договора. Какие иные действия выполняет нотариус?

А) составление жалоб, заявлений правового характера

Б) представление интересов доверителя в органах местного самоуправления

В) выдача свидетельств на право собственности Г) принятие на хранение документов

Д) проведение проверки соблюдения налогового законодательства

Е) засвидетельствование верности документа

4. Социальные права граждан РФ

А) на равенство перед законом и судом

Б) на защиту семьи В) на судебное решение при лишении имущества

Г) на запрет произвольного лишения жилища Д) на определение своей национальной принадлежности Е) на защиту своей чести и доброго имени

5. В органах ЗАГС осуществляется

А) расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей

Б) расторжение брака при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей

В) расторжение брака при отсутствии согласия на это одного из супругов

Г) признание брака недействительным

6. Верны ли суждения?

А) при расторжении брака подлежит разделу имущество каждого из супругов

Б) при расторжении брака не подлежит разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей

7. Приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество».

1) семья 2) политическая партия 3) акционерное общество 4) орган власти 6) орган самоуправления 7) принуждение

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда.

8. Верны ли суждения?

А) В РФ каждый из супругов свободен в выборе профессии, рода занятий

Б) В РФ каждый из супругов не свободен в выборе места пребывания и жительства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Тест № 2 по обществознанию по теме «Семейное право» . 11 класс.

1.Установите соответствие:

Отрасли права: Виды права:

А) финансовое 1) публичное

Б) трудовое 2) частное

В) семейное

Г) административное

Д) уголовное

2. Установите соответствие:

Примеры нормативных правовых актов Виды нормативных правовых актов

А) указ Президента РФ 1) законы

Б) локальный нормативный акт 2) подзаконные акты

В) Семейный кодекс РФ

Г) постановления Правительства РФ

Д) Уголовный кодекс РФ

3. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

А) В соответствии с Семейным кодексом РФ при устройстве детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей, предпочтение отдаётся семейным формам воспитания.

(Б) Приёмной семьёй считается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребёнка. (В) Она образуется на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. (Г) Представляется, что приёмная семья в силу договорного характера отношения отличается от других форм воспитания ребёнка, оставшегося без опеки и попечительства родителей. (Д) В России к началу 21 века насчитывается около 1000 приёмных семей.

4. Верны ли суждения?

А) при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак с 16 лет

Б) В исключительных случаях, с учётом особых обстоятельств, может быть разрешено вступить в брак лицам, не достигшим 16-летнего возраста

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

5. Верны ли суждения?

А) В РФ не допускается заключение брака между усыновителями и усыновлёнными

Б) В РФ не допускается заключение брака между лицами, если один из них признан судом недееспособным вследствие психического расстройства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4 неверны оба

6. Верны ли суждения?

А) В РФ заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак

Б) В РФ заключение брака производится по истечении двух месяцев со дня подачи вступающими в брак заявления в органы ЗАГС.

7. Верны ли суждения?

А) В РФ расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС.

А) В РФ расторжение брака осуществляется я в судебном порядке

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Тест № 3 по обществознанию по теме «Семейное право». 11 класс.

1.Супруги К. составили брачный договор? При его нотариальном удостоверении выяснилось, что не все условия, предложенные супругами, могут быть внесены. Какие условия не могут быть включены в этот брачный договор?

А) Земельный участок, приобретенный женой до вступления в брак, в период брака в случае его расторжения является совместной собственностью

Б) Муж обязывает жену оставить работу и заниматься ведением домашнего хозяйства за то, что представляет ей содержание

В) В случае развода супругов их ребенок остается с матерью

Г) Ювелирные украшения, приобретенные супругами во время брака, являются во время брака и в случае расторжения брака собственностью жены

Д) Муж обязывает супругу не вести праздного образа жизни

Е) Автомобиль, приобретенный супругами во время брака, является в период брака совместной собственностью супругов, а в случае его расторжения – собственностью мужа

2. Верны ли суждения?

А) В РФ расторжение брака в судебном порядке производится при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей

Б) В РФ расторжение брака в судебном порядке производится при отсутствии одного из супругов на расторжение брака

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

3. Верны ли суждения?

А) брачный договор может быть оформлен и до государственной регистрации брака.

Б) Брачный договор может быть оформлен в любое время в период брака.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

4. Верны ли суждения?

А) Отдельно проживающий родитель вправе принимать участие в воспитании ребенка

Б) Отдельно проживающий родитель обязан принимать участие в воспитании ребенка.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

5. Верны ли суждения?

А) Дети обязаны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь

Б) Дети обязаны содержать своих родителей, если они нетрудоспособны

6. Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы с

А) 8 лет Б) 10 лет В) 14 лет г) 16 лет

7. Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

А) Отец, являющийся владельцем фирмы, принял на работу своего сына

Б) Брат и сестра создали семейное предприятие по проведению свадебных торжеств.

В) Мать, злоупотребляющая алкогольными напитками, была лишена родительских прав

Г) Отчим подарил пасынку автомобиль

Е) Супруги по соглашению произвели раздел общего имущества

Ж) Орган опеки и попечительства предъявил иск о взыскании алиментов на несовершеннолетнего сына к его родителям

8. Верны ли суждения?

А) Брачный договор может быть изменён по требованию одного из супругов в любое время

Б) Брачный договор подлежит нотариальному удостоверению

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Ответы по тесту семейное право

тест по истории СССР 1945-1953гг.

Тест по истории «СССР в 1945 – 1953гг.». 11 класс.

1.Что тало одним из последствий смерти Сталина?

А) фабрикация «ленинградского дела»,

Б) проведение массовой амнистии

В) начало кампании против космополитизма в СССР

Г) разрыв отношений между СССР и Югославией

2. Что стало одним из последствий начала «холодной войны»?

А) образование двух германских государств – ФРГ и ГДР

Б) создание Организации Объединённых Наций

В) советско-японская война

Г) введение в СССР всеобщей воинской обязанности

3. Что предусматривал план Маршалла, разработанный в США в 1940-х гг.

А) предоставление экономической помощи западноевропейским странам

Б) создание военной организации стран Запада

В) создание в США атомной бомбы

Г) участие войск США в корейской войне

4. Укажите событие, обозначавшее начало «холодной войны»

А) Карибский кризис

Б) приход к власти в Китае коммунистов

В) разрыв отношений между СССР и Югославией

Г) речь У. Черчилля в г. Фултоне

5. Причина возникновения «холодной войны»

А) разрыв отношений между СССР и Югославией

Б) отказ СССР от принятия плана Маршалла

В) расхождение интересов бывших союзников по антигитлеровской коалиции

Г) начало корейской войны

6. Быстро восстановить разрушенное войной хозяйство СССР удалось благодаря

А) финансовой помощи западных стран

Б) усиленной эксплуатации национальных окраин

В) расширению экономического сотрудничества социалистических стран

Г) энтузиазму и самоотверженности советских людей

7. По поручению Советского правительства работу над созданием ядерного оружия курировал А) Л.М. Каганович Б) Л.П. Берия В) Жуков Г.К. Г) Г.М. Маленков

8. Понятие «холодная война» подразумевает

А) активную идеологическую и военно-техническую подготовку противостояния сторон к вооружённому противоборству

Б) переговоры об ограничении средств массового уничтожения

В) экономическую помощь одной стороны другой при сохранении идеологических противоречий

Г) военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия

9. В 1946 г. объём производства в СССР снизался по сравнению с 1945г., потому что

А) в стране разразился широкомасштабный голод

Б) прекратились поставки по ленд-лизу

В) осуществлялась структурная перестройка экономики, связанная с переводом её на мирные рельсы

Г) произошёл отход от принципов плановой экономики

Что еще почитать